Внешнее и внутреннее строение почки
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему
Комбинированный урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний в 6 классе по биологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pochka.docx | 23.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: биология
Класс: 6
Автор УМК: И.Н.Пономарёва
Тема: Внешнее и внутреннее строение почки
Тип урока: комбинированный (изучение нового материала и первичного закрепления знаний)
Цель: доказать, что почка является зачаточным побегом, убедить во взаимосвязи строения органа с выполняемой функцией.
Задачи: сформировать знания о внешнем и внутреннем строении почки, отличительных особенностях в строении вегетативных и генеративных почек; охарактеризовать процесс развития из почки вегетативного побега и способы управления ростом побега;
развивать навыки самостоятельной работы с текстом учебника и натуральными объектами; формировать умение общаться, высказывать свою точку зрения, кратко излагать ее, учиться слушать товарищей и выражать свое мнение.
Оборудование: натуральные объекты (побеги сирени), лупы, микроскопы, таблица «Строение побега», мультимедийный комплекс, информационный модуль ФЦИОР «Побег и почки»
Методы обучения: частично-поисковый метод (выполнение самостоятельных исследований), словесный метод (беседа с элементами самостоятельной работы), наглядно-образный метод (работа с таблицами, иллюстрациями, модулем).
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Содержание урока:
Технологическая карта урока
Этапы урока | Содержание учебного материала. Деятельность учителя | Деятельность обучающихся. | Формирование УУД |
Определение потребностей и мотивов | Организационный момент. Приветствие учеников. Организация познавательной деятельности учащихся. Фронтальная работа с классом по вопросам и заданиям: Объясните, почему побег называют сложным органом. Дайте определение понятий: узел, междоузлие, пазуха листа, боковая почка, верхушечная почка. Покажите названные части побега на таблице. Какие виды побегов вам известны и чем они отличаются друг от друга? По каким признакам в зимнее время можно определить тип листорасположения у побега? Какие типы листорасположения вам известны? Какое значение имеет листорасположение? Что такое листовая мозаика? Какова роль побега в жизни растения? Создание проблемной ситуации на уроке. Почему именно почки дают начало новым побегам? Учитель предлагает определить тему и цели данного урока. | Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места к уроку, настраиваются на работу. Вспоминают и повторяют материал предыдущего урока. Отвечают на вопросы и выполняют задания, предложенные учителем. Выдвигают разные версии Формулируют тему урока «Внешнее и внутреннее строение почки» и учебные задачи: изучить строение почки и объяснить, почему побеги развиваются из почек. Делают записи в тетради. | Личностные (самоопределение, смыслообразование) Коммуникативные (сотрудничество с учителем) Познавательные: общеучебные: построение речевого высказывания; логические: анализ объектов, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование Познавательные (выдвижение гипотез и их обоснование) Регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование) Познавательные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели) |
Принятие учебных целей и условий их достижения | Предлагает сформулировать возникшую на уроке проблему и высказать предположения о вариантах её решения. Одинаковы ли почки по внешнему виду? Чем отличаются друг от друга? Какие побеги развиваются из почек? Как и почему побег развивается из почки? Связаны ли строение органа и функция, которую он выполняет? Имеется ли в почке зачаток нового побега? Как проверить наши предположения? Предлагает провести лабораторную работу «Изучение строения почки» по инструкции. | Выдвижение гипотезы «Почка – это зачаточный побег» Предлагают провести исследование Записывают тему лабораторной работы в тетрадь. | Познавательные (выдвижение гипотез и их обоснование) Постановка проблемы и её решение Коммуникативные (учебное сотрудничество со сверстниками) |
Проверка принятой гипотезы, сбор данных, их анализ и формулировка выводов | Организует самостоятельную работу с натуральными объектами (почки сирени), текстом и рисунками учебника. Учащиеся работают в парах и, используя учебник, выполняют по инструкции лабораторную работу, собирая нужную информацию, отвечают на вопросы, предложенные в конце работы. Организует фронтальную проверку по итогам лабораторной работы и корректирует ответы учащихся, используя модуль ФЦИОР «Побег и почки» Возвращается к проблемным вопросам и просит учащихся ответить на них с учётом приобретённых знаний о строении почек. Какие виды почек существуют в составе побега? Чем они отличаются друг от друга? Какие почки называют спящими? Какие функции выполняют разные части почки? Какой орган растения напоминает почка по своему строению? Фронтальная работа с учителем. Почему из почки развивается побег? Какая ткань обеспечивает рост органа? Имеется ли в составе почки образовательная ткань? Где она находится? Вывод: формирование зачаточных частей новых побегов происходит в верхушечной части почки, где в конусе нарастания зачаточного стебля находится участок образовательной ткани. Задание классу: используя текст параграфа, ответьте на вопросы: Как происходит развитие побега из почки? Какие условия необходимы, чтобы ускорить рост и развитие побегов из почек? Почему раздвигаются почечные чешуи и последующие зелёные листья? Какой тип роста характерен для побега? Можно ли управлять ростом побегов? Предлагает проверить результаты проделанной работы и сформулировать выводы. Корректирует устные ответы учащихся. Выводы: для распускания почек нужны определённая температура и влага, вначале они набухают, затем раздвигаются почечные чешуи и в процессе роста зачаточного стебля наружу выступают зелёные листья. Для побега характерен верхушечный и вставочный рост, благодаря образовательной ткани в конусе нарастания и узлах. Управлять ростом побега можно при помощи прищипки, пасынкования и обрезки. | Выполняют лабораторную работу по предложенной инструкции, отвечают на вопросы и формулируют выводы. Формулируют вывод «Почка – это зачаток нового побега. Из листовых почек развиваются вегетативные побеги, из цветочных почек – генеративные» и фиксируют его в тетради. Формулируют выводы по проблеме урока: «Почки – это зачатки новых побегов, главной функцией которых является образование вегетативных и генеративных побегов, нарастание растений в длину, ветвление побегов и их естественное обновление и восстановление в случае механического повреждения» | Познавательные (выведение следствий) Познавательные (поиска и выделение необходимой информации, анализ объектов) Познавательные (смысловое чтение, извлечение информации, определение основной информации, умение структурировать знания) , логические Регулятивные (преодоление препятствий) Познавательные (выведение следствий, построение речевого высказывания) Регулятивные (коррекция, оценка) Познавательные (смысловое чтение, извлечение информации, определение основной информации, умение структурировать знания) , логические Регулятивные (преодоление препятствий) Познавательные (выведение следствий, построение речевого высказывания) Регулятивные (коррекция, оценка) |
Итоговый самоконтроль и самооценка | Предлагает учащимся назвать, какие новые знания они получили на уроке и проверить насколько хорошо они их усвоили. Организует краткий тестовый контроль знаний. Предлагает готовые коды для проверки ответов. Выставление оценок за урок. Предлагает учащимся домашнее задание: п.17 (прочитать и ответить на вопросы с.66) | Перечисляют новую для себя информацию Выполняют тестовое задание с выбором верных суждений. Осуществляют самоконтроль и самопроверку, затем обмениваются тетрадями в парах и осуществляют проверку работ друг друга Записывают информацию о домашнем задании, заслушивают комментарии учителя. | Познавательные (рефлексия, контроль и оценка результатов деятельности) Регулятивные (самоконтроль и самооценка) |
Приложение 1
Инструкция к лабораторной работе «Изучение внешнего и внутреннего строения почки»
- Рассмотрите побеги сирени. Найдите верхушечные и боковые почки. Определите тип расположения почек.
- Отметьте внешний вид почек: форму, размеры, окраску. Отличаются ли почки одного и того же растения по внешнему строению?
- Отделите от побега одну почку. Рассмотрите её. Какие приспособления имеются у почки для перенесения неблагоприятных условий?
- Разрежьте почку вдоль её оси. Что расположено под почечными чешуями? Какие части почки вы видите?
- Используя рисунок учебника, определите вид изучаемой почки. Какие ещё почки встречаются у растений?
- Определите, чем отличается от вегетативной (листовой) почки генеративная (цветочная) почка?
- Сделайте рисунки вегетативных и генеративных почек в тетради.
- Сделайте вывод, почему почку называют зачаточным побегом.
Приложение 2
Тестовый контроль знаний:
Какие утверждения верны?
- Почка – это зачаточный побег.
- Побег состоит из стебля и листьев.
- Почка – это зачаток растения.
- У семенных растений могут быть вегетативные и генеративные почки.
- Побег – это система взаимосвязанных органов: стебля, листьев и почек.
- Почечная чешуя – это лист растения.
- Побег – один из основных органов растения.
- Из всех почек могут вырасти побеги.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Корень. Внешнее и внутреннее строение корня."
При изучении темы “Корень”, учащиеся усваивают ряд понятий, касающиеся: морфологии, анатомии, роста, развития и функций корня. Данный урок продолжает развивать и закреплять имеющиеся навыки работы с: ...
Презентация «Корень. Внешнее и внутреннее строение корня»
Данная презентация может быть использована как сопроводительный материал к уроку "Корень. Внешнее и внутреннее строение корня."...
Урок по теме "Лист-часть побега, его внешнее и внутреннее строение" 6 класс
Целью урока является: сформировать понятия, связанные с морфологией листа, познакомить учащихся с элементами внутреннего строения листа, дать представления о взаимосвязи внутреннего строения ли...
Урок "Почка. Внешнее и внутреннее строение почки".
Урок и презентация к уроку...
Внешнее и внутреннее строение семян. Типы семян. Строение семени двудольных и однодольных растений
Познакомить учащихся с особенностями строения семян однодольных и двудольных растений....
Технологическая карта урока по биологии в 7 классе по теме "Класс Насекомые. Внешнее и внутреннее строение. Лабораторная работа «Внешнее строение таракана»
Класс: 7Предмет: биологияТип урока в технологии деятельностного метода с включением модели смешанного обучения «Ротация станций»: ОНЗТема: Класс Насекомые. Внешнее и внутреннее строение. ...
Проверочная работа по темам: «Лист. Внешнее и внутреннее строение листа», «Стебель, его строение и значение», « Цветок».
Задания по типу ВПРдля проведения проверочной работы по темам: «Лист. Внешнее и внутреннее строение листа», «Стебель, его строение и значение», « Цветок...