Урок «Неклеточные формы жизни. Вирусы». 9 класс
план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему
Урок «Неклеточные формы жизни. Вирусы». 9 класс
Тема | Неклеточные формы жизни. Вирусы. |
Цели и задачи
| Образовательные: сформировать представления о вирусах; познакомить с их ролью в природе и жизни человека; создать условия для развития познавательного интереса в процессе работы с различными источниками информации. Воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной и групповой работе, умение работать с информацией. Формировать УУД: - ЛичностныеУУД: развить навыки владения коммуникативными нормами и правилами в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями в процессе учебной деятельности, привить любовь к природе, показать способы использования новых знаний в повседневной жизни. - Регулятивные УУД: научиться отвечать на поставленные вопросы; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя, выполнять задания в соответствии с поставленной целью. - Коммуникативные УУД: научиться адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. - Познавательные УУД: научиться осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию; формулировать проблему; отвечать на вопросы учителя; работать в паре. |
Планируемый результат | Предметные умения: развить понятие о вирусах; показать их биологическую роль; подчеркнуть значение вирусов в природе и способах защиты от заражения вирусами. Метапредметные УУД: познавательные: осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию; формулировать проблему; отвечать на вопросы учителя; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; регулятивные: отвечать на поставленные вопросы; принимать учебную задачу; умение ставить задачи на урок; адекватно воспринимать информацию учителя; выполнять задания в соответствии с поставленной целью. Личностные умения: самоопределение – владение коммуникативными нормами и правилами в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями в процессе учебной деятельности, проявление ответственного отношения к природе, любовь к природе, использования новых знаний в повседневной жизни. |
Основные понятия | Вирусы, жизненный цикл вирусов, история открытия вирусов, строение, происхождение вирусов, значение вирусов в природе и для человека, заболевания, вызываемые вирусами, СПИД, меры профилактики |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока | 43.5 КБ |
Презентация к уроку "Вирусы" 9 кл. | 1.23 МБ |
Рабочий лист для учеников к уроку "Вирусы" 9 кл. | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ВИРУСЫ
Для медика вирусы - наиболее частые возбудители инфекционных болезней: гриппа, кори, оспы, тропических лихорадок, бешенства, СПИДа
Для патолога вирусы - этиологические агенты (причина) рака и лейкозов, наиболее частых и опасных патологических процессов . Для промышленного микробиолога вирусы - вредители бактерий, продуцентов, антибиотиков и ферментов.
Для ветеринарного работника вирусы - виновники эпизоотий (массовых заболеваний) ящура, птичьей чумы, инфекционной анемии и других болезней, поражающих сельскохозяйственных животных.
Для агронома вирусы - возбудители пятнистой полосатости пшеницы, табачной мозаики, желтой карликовости картофеля и других болезней сельскохозяйственных растений.
Для цветовода вирусы - факторы, вызывающие появление изумительных расцветок тюльпанов.
Для медицинского микробиолога вирусы - агенты, вызывающие появление токсических (ядовитых) разновидностей дифтерийных или других бактерий, или факторы, способствующие развитию бактерий, устойчивых к антибиотикам.
Для паразитолога вирусы - наиболее чистые и наиболее опасные паразиты всего живого мира: от бактерий до цветкового растения, от инфузории до человека.
Для генетика вирусы - переносчики генетической информации.
Для дарвиниста вирусы - важные факторы эволюции органического мира . Для эколога вирусы - факторы, участвующие в формировании сопряженных систем органического мира.
Для биолога вирусы - наиболее простые формы жизни, обладающие всеми основными её проявлениями.
Для философа вирусы - ярчайшая иллюстрация диалектики природы, пробный камень для шлифовки таких понятий, как живое и неживое, часть и целое, форма и функция.
В настоящее время существует три основных гипотезы для объяснения происхождения вирусов: 1. Регрессивная гипотеза 2. Гипотеза клеточного происхождения 3. Гипотеза коэволюции
Профилактика вирусных инфекций Специфическая профилактика – проводится вакцинация с целью развития иммунитета против определенного вируса (вакцинация от вирусного гепатита В календаре прививок, вакцинация против гриппа в эпидсезон ). Неспецифическая профилактика – направлена на усиление иммунитета в целом, а не только против определенного вируса (режим труда и отдыха, правильное питание, растительные препараты).
Ключи к заданию 4. Вирус – яд Неклеточная форма жизни Капсид может состоять из нескольких слоев Один вирус поражает только 1 тип клеток ВИЧ имеет шаровидную форму 8. Туберкулёз – бактериальное заболевание Вирусы вызывают заболевания всех живых организмов, не только растений
Домашнее задание Параграф 2.11 2. Посмотреть в архивах программ 5 канала http://www.5-tv.ru/programs/broadcast/503177/ Бойцы невидимого фронта. Выявить «+» и «-» использования антибиотиков и бактериофагов при лечении заболеваний. Работу оформить в тетради в виде таблицы. 3. По желанию – презентация по данной теме.
Всем спасибо! Надеюсь, наш сегодняшний урок не просто позволил узнать что-то новое, но и заставил задуматься….
Предварительный просмотр:
Приложение 2.
Рабочий лист к уроку «Неклеточные формы жизни. Вирусы»
"Вирусы - это "плохие новости в упаковке из белка". П .Медавар
Три главных обстоятельства обусловили развитие современной вирусологии, сделав её своеобразной точкой (или почкой) роста медико-биологических наук.
1. Вирусы возбудители важнейших болезней человека, сельскохозяйственных животных и растений, и значение их всё время возрастает по мере снижения заболеваемости бактериальными, протозойными и грибковыми болезнями.
Ныне признаётся, что вирусы являются возбудителями рака, лейкозов и других злокачественных опухолей. Поэтому решение проблем онкологии теперь зависит от познания природы возбудителей рака и механизмов канцерогенных (опухолеродных) превращений нормальных клеток.
2. Вирусы - это простейшие формы жизни, обладающими основными её проявлениями, своего рода абстракция жизни, и поэтому служат наиболее благодарным объектом биологии вообще и молекулярной биологии в особенности.
3. Вирусы вездесущи, их можно найти повсюду, где есть жизнь. Можно даже сказать, что вирусы своеобразные "индикаторы жизни". Они наши постоянные спутники и со дня рождения сопровождают нас всегда и везде. Вред, который они причиняют, очень велик. Достаточно сказать, что "на совести" больше половины всех заболеваний человека, а если вспомнить, что эти мельчайшие из мелких поражают ещё животных, растения и даже своих ближайших родственников по микромиру - бактерий, то станет ясно, сто борьба с вирусами - одна из первоочередных задач. Но чтобы успешно бороться с коварными невидимками, необходимо детально изучить их свойства.
1. Прочитайте расположенный выше вводный текст. Ознакомьтесь с соответствующим параграфом учебника. Выполните в тетради краткий опорный конспект по теме. Возможные пункты конспекта:
- Открытие вирусов
- Строение вирусов
- Жизненный цикл вирусов
- Гипотезы происхождения вирусов.
- Значение вирусов для человека.
2. Опираясь на слайды презентации, прокомментируйте каждый из выделенных вами пунктов.
3. Внесите дополнения в конспект, опираясь на рассказы одноклассников и учителя. Подумайте, что ещё вам было бы интересно узнать по данному вопросу?
4. Проверьте себя, выполнив задания. После самостоятельного выполнения - проверьте и обсудите в парах. Сверьтесь с ключами ответов и оцените свои знания.
* Объяснить ошибку – значит записать данное предложение без ошибок.
А. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.*
- В переводе с латинского "вирус" означает маленький.
- Вирусы имеют клеточное строение.
- По отношению к бактериям вирусы меньше по размеру.
- Вирус представляет собой мельчайшую на Земле живую систему биомолекулярного уровня.
- Капсид у всех вирусов состоит из одной оболочки.
- Один и тот же вирус может жить в клетках разного вида.
- ВИЧ имеет палочковидную форму.
- Туберкулез - это вирусное заболевание.
- Вирусы являются возбудителями заболеваний растений.
- Вирусы были открыты в 19 веке.
6. Запишите в дневники дом.задание. 1. Параграф 5.6.
2. Посмотреть в архивах программ 5 канала http://www.5-tv.ru/programs/broadcast/503177/ Бойцы невидимого фронта. Выявить «+» и «-» использования антибиотиков и бактериофагов при лечении заболеваний. Работу оформить в тетради в виде таблицы.
3. По желанию – презентация по данной теме.
Всем спасибо! Надеюсь, наш сегодняшний урок не просто позволил узнать что-то новое, но и заставил задуматься…. И если вам понравилась атмосфера на уроке, ваша работа во время урока – скажите СПАСИБО друг другу и учителю!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку: Неклеточные формы жизни.Вирусы.
Презентация к уроку: Неклеточные формы жизни.Вирусы....
Урок "Неклеточные формы жизни. Вирусы" 10 класс.
конспект урока...
Презентация к уроку: "Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги".
Презентация к уроку по теме: "Вирусы"...
поурочный план урока "Неклеточные формы жизни-Вирусы"
Поурочный план урока...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА . Неклеточные формы жизни. Вирусы.
Предмет: биологияКласс: 10 «А»Тип урока: урок освоения новых знанийФорма урока: урок-поиск с использованием технологий развивающего и здоровьесберегающего обучения.Тема...