Творческая мастерская "Экология города"
методическая разработка по биологии (8, 9, 10 класс) на тему

Кожухова Елена Николаевна

 Мастер класс " Экология города" проводился в рамках реализации мероприятий городской проектной площадки " Воспитание юного гражданина" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диспут на  тему: «Экология города »

Целевая аудитория:  обучающиеся  школ городского округа Самара, педагоги, депутаты, родители
Особенность: на мероприятие были приглашены депутаты Думы городского округа Самара.
Цель мероприятия: привлечение внимания школьников к проблемам экологии всемирного, российского и регионального и местного  масштаба, а так же к возможным путям их решения
Задачи:
1. обеспечить информационную подготовку и поддержку участников мероприятия, выстроить логическую цепочку диалога;
2. способствовать развитию умения обсуждать актуальные проблемы, применяя полученные знания, высказывать и доказывать свою личную позицию, развивать диалогическую и монологическую речь, учить поиску аргументации, расширять экологический кругозор и лексический словарь по теме.
3. содействовать воспитанию экологической культуры, культуры ведению спора, формировать дисциплину в условиях массового мероприятия, воспитывать порядочность, ответственность, патриотизм и уважительное отношение к окружающей человека среде.

                                 Ход мероприятия
Ведущий1. Все мы обязаны своей жизнью планете – прекрасной и единственной Земле-матери – зеленой от лесов, синей от океанов, желтой от песков. Наша планета – величайшая тайна и чудо. Она хранит в себе самые таинственные загадки от зарождения жизни до грядущих судеб человечества. Наука экология изучает дом – планету Земля – и то, как надо жить в этом доме. Все в нашем доме взаимосвязано, все зависят друг от друга: если погаснет солнце – все замерзнет и покроется мраком; если исчезнут воздух и вода – нечем будет дышать и нечего будет пить; если исчезнут растения – нечего будет есть животным и человеку... Поэтому тема сегодняшнего  диспута:
слайд 1
«Экология нашего города и  нашей планеты. Проблемы  и пути их решения».

- На что направлена стратегия экологической безопасности РФ?
Информация для экспертов
1) Стратегия экологической безопасности России, разработанная до 2025 года, стратегические приоритеты видит в:
- сохранении и восстановлении природных экосистем;
- сохранении биологического разнообразия в условиях нарастающей техногенной и в целом антропогенной нагрузки;
- регулировании роста техногенной нагрузки на окружающую среду при снижении уровня негативного воздействия на компоненты окружающей среды каждого отдельного источника негативного воздействия;
- рациональном использовании, восстановлении и охране природных ресурсов.


Ведущий1.

Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц и земли без воды...
Все меньше окружающей природы.
Все больше окружающей среды.
Ведущий2.Всего несколько строк из стихотворения Роберта Рождественского, но они отражают тот факт, что все мы, люди XXI века, почти незаметно для себя оказались не просто свидетелями, но виновниками этих печальных изменений

- Какие исторические факты подтверждают, что и раньше власти обращали внимание на проблемы сохранения живой природы?
Эксперт 1.
1) Например, князь Ярослав мудрый, заметив, что водившейся в изобилии в его землях дичи наносится непоправимый урон, сумел с помощью законов ограничить добычу лебедей, бобров и иных пород промыслового зверя... Как видим, экологический вопрос беспокоил наших предков еще тысячу лет назад.
2) Петр I своим указом от 1718 года предписывал преслушников, которые дубовый лес рубят и впредь рубить собираются, а также и тех, кто рубить им прикажет (несмотря на предупреждение закона), наказывать батогами и посылать в каторжную работу. Этим же указом Петр I строго обязал нерадивых горожан обеспечивать чистоту возле домов и на улицах.
3) А вот следующий указ Петра от 1719 г.. В нем царь высказал озабоченность по иному доводу: «если кто осквернит Неву отбросами или др. нечистотами, тот будет приговорен к избиению кнутом или к ссылке в Сибирь...» Строго? Но в некоторых странах просвещенной Европы того времени, например, за незаконную рубку леса палач отсекал руку обличенному преступнику. Долгое время строгость закона торжествовала. И экология планеты оставалась в равновесии. Хотя тут свою роль играл скорее не закон, а слабая техническая оснащенность тогдашнего человечества.
                                                Правовая основа.
Ведущий3. 
    Итак, переходим к основной части нашей работы .
     Вопрос первый: что современные ученые вкладывают в понятие экологии?
Учащиеся высказывают свои предположения и мнения.
Информация.
    Экология (рус. дореф. ойкологія[) (от др.-греч. — обиталище, дом, имущество и понятие, учение, наука) — наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Термин впервые предложил немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 году в книге «Общая морфология организмов».
    Образное описание экологии: наука, изучающая взаимоотношения живой и неживой природы.
   Экология — познание экономики природы, одновременное исследование всех взаимоотношений живого с органическими и неорганическими компонентами окружающей среды…

     Одним словом, экология — это наука, изучающая все сложные взаимосвязи в природе, рассматриваемые Дарвином как условия борьбы за существование.
Ведущий1.
- Обратимся к мнению эксперта. Сейчас в РФ какие правовые документы непосредственно регламентируют взаимоотношения природы и человека, как с точки зрения прав, так и обязанностей?

Слово правовому эксперту. 

Информация. Примерный перечень
Кодексы Российской Федерации:
Водный Кодекс РФ;

Земельный Кодекс РФ;

Кодекс РФ об административных правонарушениях;

 Арбитражный процессуальный Кодекс РФ. 
Федеральные законы по экологии и природопользованию:
Об охране окружающей среды 7-ФЗ; 
Об отходах производства и потребления 89-ФЗ; 
Об охране атмосферного воздуха 96-ФЗ; 
О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного  и муниципального контроля 294-ФЗ; 
О лицензировании отдельных видов деятельности № 128-ФЗ; 
О лицензировании отдельных видов деятельности № 99-ФЗ; 
Об экологической экспертизе № 174-ФЗ; 
О промышленной безопасности опасных производственных объектов № 116-ФЗ;
Об особо охраняемых природных территориях № 33-ФЗ.
Постановления правительства по природопользованию и экологии:
Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств (люминесцентные лампы) N 681 от 3 сентября 2010 года;
О порядке ограничения, приостановления или прекращения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух № 847;
Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия N 632; 
О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю от 31 марта 2009 года N 285; 

- А что говорится в Конституции РФ об окружающей среде??

                                            Информация 
Статья 9.1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Статья 42
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Статья 58
Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Вопросы.
- На какую конкретно достоверную информацию о состоянии окружающей среды мы имеем право, доходит ли до нас такая информация?
- Исходя из 58 статьи Конституции, что входит наши обязанности по охране природы и окружающей среды? 

                              Главные проблемы экологии. Борьба с отходами
Ведущий1.

- Посмотрите презентацию
Презентация  «Экологические проблемы  города, страны, планеты»

Вопросы.
- Какие проблемы экологии сейчас наиболее актуальны для человечества?
- Почему людям стоит обратить особое внимание на борьбу с мусором и сохранение вымирающих видов животных?
- Существуют ли действенные способы решения этих проблем?

Ведущий2.
Посмотрите, как некоторые страны справляются с проблемой утилизации мусора
Презентация  «Это интересно. Куда девают мусор в разных странах»
Вопросы.
- Судя по этому сюжету, если государство беспокоится о своих гражданах и той территории, которой владеет, то всегда найдутся пути решения проблемы

Какие меры предпринимаются в нашем селе в этом направлении?(показ фотографий)

                                 Экологическая викторина для зрителей
Ведущий3. Пока наши участники диспута и эксперты отдыхают, привлечем к творческо – интеллектуальной работе зрителей в зале.
Экологическая викторина.
1. Чем хвойные деревья отличаются от лиственных? – Не сбрасывают хвою.
2. Чем отличается от других хвойных деревьев лиственница? – Сбрасывает свои иголки каждый год.
3. Сколько живет гриб? — 5-10 дней.
5. Есть ли корни у мхов? – Нет.
6. Влияет ли размер крыльев насекомых на скорость полета? – Нет. Лучше летают те, которые чаще взмахивают крыльями.
7. Назовите насекомое, являющееся санитаром леса.
Неприметен в чаще леса, я – малыш, но в нужный час
Больше собственного веса поднял груз в 109 раз. – Муравей.
8. У какого дерева даже в самый жаркий день кора остается прохладной? – У березы.
11. Какие деревья дарят нам маленькие вкусные орешки? – Кедры.
12. Какая птица не высиживает яиц? – Кукушка.
13. Какая птица летает со скоростью 100-200 км/ч? – Стриж.
14. Эти птицы прилетают к нам с первым снегом. – Снегири.

2. Какое дерево даёт сладкий сок, как и берёза? (Клён).
3. Из какого дерева делают спички? (Из осины).
4. Какое дерево применяют для изготовления лыж? (Берёза).
5. Какой страшный зверь любит малину? (Медведь)
6. Растёт ли дерево зимой? (Нет).
7. Какой цветок называют цветком влюблённых? (Ромашка).
8. Косой ли заяц? (Нет).
9. Что делает зимой ёж? (Спит).
11. Самый быстрый зверь? ( Гепард).
12. Где у кузнечика ухо? (В коленях передних ног).
13. Самое большое животное? (Усатый синий кит, вес более 200 т).
14. У кого рот на брюхе? (У акулы).
16. Можно ли ящерицу поймать за хвост? (Нет, она его отбросит)


                                                                     Народные приметы
      Люди издавна обращали внимание на явления природы, связанные с изменением погоды. Знаете ли вы народные приметы?
Школьники  хором отвечают, какой погоде (дождь или ясно) соответствует примета.
1. Мошки и комары летают роем. – ясно.
2. Много паутины на траве, кустах, деревьях. – ясно.
3. Стрижи и ласточки летают низко. – Дождь.
4. Очень рано улетают пчелы в поле. – ясно.
5. Куры перебирают свои крылья клювом. – Дождь.
6. Из воды выползают лягушки и громко квакают. – Дождь.
7. Воробьи кувыркаются в пыли и громко чирикают. – Дождь.
8. Муравьи работают, «не покладая рук». – ясно.

                                                                              Экологические факты
Ведущие. Продолжаем наше мероприятие. Итак, XX век глазами современников:
• Война века – Великая Отечественная
• Преступник века – Гитлер
• Изобретение века – атомная бомба
• Тюрьма века – Архипелаг Гулаг
• Катастрофа века – Авария на Чернобыле
• Мужчина века – Гагарин
• Диссидент века – Сахаров
• Полководец века – Жуков
• Ученый века – Эйнштейн
• Феномен века – Папа Римский
• Миротворец века – мать Тереза
• Спортсмен века – Сергей Бубка
• Художник века – Пикассо
• Актриса века – Мэрлин Монро
• Режиссер века – Феллини
• Мультипликатор века – Уолт Дисней
• Загадка века – НЛО
• Событие века – освоение космоса
• Год века – 1945
• Фильм века – “Унесенные ветром”
• Книга века – “Книга рекордов Гиннеса”
• Страна века – Россия
• Проблема века – экология.

Современные ученые – экологи выяснили много интересных фактов, например,                           - Каждый день фауна земного шара становится беднее на один вид животных.

- Каждую неделю мы навсегда теряем один вид растений.
- В минуту вырубаются 20 га тропических лесов.
- 5 млрд. тонн углекислого газа ежедневно выбрасываются в атмосферу
На грани превращения в пустыню 200 млн. км2 территория, в 2 раза превышающая площадь Канады.
- За последние 20 лет человек вырубил столько леса, сколько было уничтожено за все его предыдущее существование.
- Посмотрите факты, которые нам предоставил на эксперт  «Мир из фактов. Факты об экологии»

- Какие интересные факты вы можете озвучить. Слово экспертам.

Информация для экспертов.
Загрязнение атмосферы
Средний легковой автомобиль выбрасывает в год столько углекислого газа, сколько весит сам.
Леса
Почти половина всех лесов в Великобритании исчезла за последние 80 лет.
Половина тропических лесов Амазонки исчезнет в 2030 году.
Мегаполисы
Количество городов, в которых превышены допустимые показатели загрязнения, установленные Всемирной Организацией Здравоохранения, превышает 50%.
На 4 года меньше живет средний житель мегаполиса по сравнению с теми, кто живет в сельской местности.
     Площадь асфальта и крыш домов занимает 1% всей поверхности Земли.
Мировой океан
     Ежегодно в Тихий океан сбрасывается 9 млн. тонн отходов, в Атлантику — свыше 30 млн. тонн. Главный загрязнитель мирового океана — нефть.

 Пресная вода.
       За последние 40 лет количество пресной воды на каждого человека в мире уменьшилось на 60%. В течение последующих 25 лет предполагается дальнейшее уменьшение еще в 2 раза.
       С 80-х годов вдвое сократилась популяция пресноводных рыб.
Рост населения Земли
     В мире каждую секунду рождается 21 и умирает 18 человек, население Земли ежедневно увеличивается на 250 000 человек или 90 млн в год.
     
Глобальное потепление
Летом 2003 года во Франции аномальная жара выше 40 градусов С унесла 12 тысяч жизней.
Таяние ледников
В Африке впервые полностью растаяли снега горы Килиманджаро.
Животные и растения
За 50 лет на треть сократился список видов растений и животных на планете. В Европе за последние 20 лет исчезло около 17 тысяч видов.
Земля теряет 30 000 видов живых организмов ежегодно. 
Средиземное море лишилось своей флоры и фауны почти на треть.
С 1970 года численность диких животных и птиц на планете сократилась на 25–30%.
Каждый год человек уничтожает около 1% всех животных.
Экологи не советуют есть рыбу, т. к. из-за загрязнения мирового океана морепродукты насыщены многими отравляющими веществами, в частности, тяжёлыми металлами, ртутью.
По всему миру погибают насекомые: комары, пчёлы.
В заключение:
В отличие от животных, человек способен с невероятной жестокостью убивать подобных себе. Похоже, начинает сбываться мрачное пророчество Нильса Бора: «Человечество не погибнет в атомном кошмаре, а задохнётся в собственных отходах».

                                        Заключение. Рефлексия.
Ведущий1.
 В России на протяжении тысячелетий человек жил в тесном контакте с окружающей природой. В народе существовали неписаные правила охраны природы, которые наши предки свято выполняли, заботясь о том, чтобы их потомкам, т.е. нам, хватило и рыбы в воде, и ягоды в лесу, и леса, и воды, и воздуха, и солнца.
И сегодня перед людьми стоит задача сохранить природные богатства для будущих поколений. Поэтому был создан специальный экологический календарь, включающий в себя особые дни.


16 сентября Международный день охраны озонового слоя Земли.
20 сентября День леса.
27 сентября День моря.
4 октября День защиты животных.
29 декабря День 6иологического разноо6разия.
22 марта Всемирный день воды.
1 апреля День птиц.
18-22 апреля Дни заповедников и национальных парков.
22 апреля День Земли.
5 июня День охраны окружающей среды.
17 июня День борьбы с опустыниванием и засухой.
Ведущий2. Итак, защита природы касается всех нас. Все мы дышим одним и тем же воздухом земли, пьем воду и едим хлеб, молекулы которых непрерывно участвуют в бесконечном круговороте веществ. И мы сами ее мыслящие частицы. Это налагает огромную ответственность за сохранность природы на каждого из нас, на каждого без исключения. Каждый из нас может и должен вносить свой вклад в борьбу за сохранение Природы, а, следовательно, жизни на Земле
Ведущий3. Полагаю, что сегодняшний  диспут позволил вам глубже окунуться в мир экологических проблем и делать для себя важные выводы.
- Насколько важны такие мероприятия для современной молодежи?
- Какие слова – пожелания вы могли бы сказать друг другу в русле обсуждаемых сегодня вопросов?

Спасибо за работу!!! Удачи! Мирного и чистого неба над головой!



Предварительный просмотр:

Фрагмент  диспута  на тему"Экологические проблемы и пути их решения"

        Цель: формирование экологической культуры учащихся, развитие интереса к природе, убеждение в необходимости охраны окружающей среды, сообщение необходимого минимума сведений о мировых экологических проблемах.

 Вступление учителя

        1.Сегодня мы собрались для того, чтобы обсудить важнейшие экологические проблемы нашей планеты, решить, каким образом каждый из нас сможет внести свой вклад в сохранение природы. Суть экологических проблем состоит в противоречии: с одной стороны, потребительских запросов человека, с другой – в ограниченности природных ресурсов Земли. Планета людей в опасности! Это не истерический крик, не взрыв эмоций, не попытка драматизировать ситуацию. За этими словами – горькая, правда. Мы привыкли считать, что природа всесильна, забывая при этом, что она ранима и хрупка.

        2.Давайте  просмотрим видеоролик, а потом обсудим наиболее актуальные вопросы, стоящие перед человечеством и перед каждым из вас.(6:30) https://www.youtube.com/watch?v=rk9gP0JGz28

        3. Мы любим дальние страны, поддерживаем агротуризм, уважаем работу волонтеров, но не забываем, как много мы можем сделать для защиты окружающей среды, не покидая собственного дома и  города.

        4. У нас будет 4 группы - по количеству геосфер. Каждой группе необходимо назвать экологические проблемы, характерные для каждой сферы. Выработать и сформулировать правила социально и экологически ответственного гражданина по сохранению экологии нашего города, т.е. от каких благ комфортной жизни вы можете отказаться во имя интересов окружающей среды. Как сохранить наш воздух, чтобы он был чистым, как сберечь нашу степь, чтобы она была прекрасна в любое время года, как наполнить наши водоёмы чистой водой.  

Обсуждение экологических проблем и путей охраны окружающей среды

        5. Давайте начнем наш диспут с проблем биосферы и посмотрим видеоролик. https://www.youtube.com/watch?v=WfGMYdalClU

         6.Геосфера,литосфера,атмосфера

        Заключение.

        Экологические проблемы, стоящие перед человечеством носят глобальный характер. Интенсивное загрязнение окружающей среды, хищническое потребление природных ресурсов, далекий от естественного образа жизни – создают угрозу для здоровья людей. Человек должен гармонизировать свои взаимоотношения с природой сознательно и разумно влиять на окружающую среду.

        Теперь вы понимаете, насколько прекрасна, удивительна, неповторима наша земля. Но этот дивный мир нежен, хрупок и не сможет уцелеть без нашей любви, заботы, помощи.

        Именно вам придется решать экологические проблемы, каждый из вас способен внести свой вклад в это дело. Необходимо немедленно начать бережно относиться к природе.

        Земля – планета людей, но если люди хотят жить на этой планете, они должны её любить и беречь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»;

Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»...

Творческая мастерская. Психолого-педагогические условия развития эмоционально творческой культуры младшего школьника

Исследовать психолого-педагогические условия развития эмоционально – творческой культуры младших школьников в целостном педагогическом процессе. 1. Раскрыть сущность эмоциональной и творческой ...

Сочинение-очерк «Экология города Уссурийска, экология нашей планеты, в частности города Уссурийска, под угрозой».

Сочинение-очерк «Экология города Уссурийска, экология нашей планеты, в частности города Уссурийска, под угрозой»....

Творческая мастерская: конструирование «идеального» решения математической задачи – основа развития творческого потенциала современного учителя, реализующего рабочую программу в свете Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»: опыт и перс

Выступление на конференции Конструирование «идеального» решения математической задачи – основа развития творческого потенциала современного учителя, реализующего рабочую программу в свете Национа...

Социальная экология. Экология города.

Материал (презентация) содержит информацию, которую можно и использовать в урочной и внеурочной деятельности. Визуализируются экологические и социальные проблемы, связанные с ростом численности населе...

Урок - творческая мастерская на английском языке «Снимается кино. История кино. Чарли Чаплин и «Огни большого города»»

Тема урока: Снимается кино. Истоки кинематографа. Чарли Чаплин и «Огни большого города» Тип урока: творческая мастерская. Цели урока: совершенствование навыков, умений устной и письменной речи, зн...