КОС по биологии
методическая разработка по биологии (10 класс) по теме

Шпилевая Юлия Сергеевна

КОСы по дисциплине биология для профессии "Тракторист-машинист с/х производства"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kos_po_biologii_1kurs_traktorist_2017_god.docx89.69 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Саратовской области

«Перелюбский аграрный техникум»

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГАПОУ СО «ПАТ»

_______________/Нечаева Н.В./

«______»___________2017г.

КОМПЛЕКТ

контрольно-измерительных материалов

основной профессиональной образовательной программы  

Специальность

            Тракторист –машинист с/х производства

Дисциплина

Биология

Квалификация выпускника

 

Нормативный срок обучения

2 года 10 месяцев

Форма обучения

Очная

Перелюб 2017 г.

Разработчики:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Перелюбский аграрный техникум»

Преподаватель биологии первой категории Шпилевая Ю.С.

I. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для оценки результатов освоения учебной дисциплины «Биология»

Таблица 1

Результаты освоения

(объекты оценивания)

Основные показатели оценки результата и их критерии

Тип задания;

№ задания

Форма аттестации

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
  • Описывает развитие природы и общества
  • Приводит эмбриологические доказательства эволюционного родства животных
  • Описывает отрицательное влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков на организм и на эмбриональное развитие ребенка
  • Приводит примеры влияния окружающей среды и её загрязнений на развитие организма
  • Отличает фенетическую и генетическую изменчивости
  • Приводит примеры успехов современной генетики в медицине и здравоохранении

Подготовка реферата,

Фронтальный опрос,

Практические задания.

Текущий контроль: оперативный контроль

 

  • Перечисляет источники мутагенов в окружающей среде и описывает их влияние на организм человека
  • Выявляет черты приспособленности организмов к среде обитания и устанавливает их относительный характер
  • Приводит примеры антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности

Подготовка реферата,

Фронтальный опрос,

Практические задания.

Текущий контроль: оперативный контроль

 

  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;

Составляет простейшие схемы моногибридного и дигибридного скрещивания

Решает генетические задачи

Описывает особей одного вида по морфологическому критерию

Составляет схемы передачи веществ и энергии по цепям питания

Решает экологические задачи

Подготовка реферата,

Фронтальный опрос,

Практические задания.

Текущий контроль: оперативный контроль

 

Итоговая аттестация –контрольная работа

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
  • Перечисляет источники мутагенов в окружающей среде и описывает их влияние на организм человека
  • Приводит примеры ландшафтов своей местности, приспособленности организмов к среде обитания.

Подготовка реферата,

Фронтальный опрос,

Практические задания.

Текущий контроль: оперативный контроль

Итоговая аттестация - контрольная работа

  • сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;

Приводит примеры бесполового и полового размножения, сравнивает их и делает вывод

Проводит сравнительную характеристику естественного и искусственного отборов

Подготовка реферата,

Фронтальный опрос,

Практические задания.

Текущий контроль: оперативный контроль

Итоговая аттестация - контрольная работа

Зарисовывает строение живой и растительной клеток

Выявляет и описывает признаки сходства зародышей человека и других позвоночных

Называет черты сходства и различия естественных и искусственных экосистем

Подготовка реферата,

Фронтальный опрос,

Практические задания.

Текущий контроль: оперативный контроль

Итоговая аттестация - контрольная работа

анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

Сравнивает эволюционные идеи Ч.Дарвина, К.Линея, Ж.Б.Ламарка и современные представления о механизмах и закономерностях эволюции

Имеет представление о различных гипотезах происхождения жизни

Описывает экологические кризисы и экологические катастрофы и имеет представление о методах предотвращения их возникновения

Подготовка реферата,

Фронтальный опрос,

Практические задания.

Текущий контроль: оперативный контроль

 

Итоговая аттестация - контрольная работа

Анализирует и оценивает различные гипотезы происхождения жизни и человека

Подготовка реферата,

Фронтальный опрос,

Практические задания.

Текущий контроль: оперативный контроль

Итоговая аттестация - контрольная работа

  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

Сравнивает природные и искусственные экосистемы (лес и пшеничное поле)

Прослеживает изменения, происходящие при воздействии условий окружающей среды в искусственной экосистеме

Подготовка реферата,

Фронтальный опрос,

Практические задания.

Текущий контроль: оперативный контроль

Итоговая аттестация - контрольная работа

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;

Находит и извлекает нужную информацию по заданной теме в адаптированных источниках различного типа: прокариотические организмы, клетки, митахондрии, строение и функции рибосом, ядро, фотосинтез, хемосинтез, половое и бесполое размножение, партеногенези гиногенез, группы ландшафта, природные ресурсы, эволюционные идеи, мутагены и их воздействие на организм человека, фенетическая и генетическая изменчивости.

Подготовка реферата,

Фронтальный опрос,

Практические задания.

Текущий контроль: оперативный контроль

 

Итоговая аттестация - контрольная работа

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;

Перечисляет органические вещества растительной клетки. Описывает клеточную теорию строения.

Перечисляет закономерности фенетической и генетической изменчивости

Подготовка реферата,

Фронтальный опрос,

Практические задания.

Текущий контроль: оперативный контроль

Итоговая аттестация - контрольная работа

Демонстрирует владение терминологией и символами генетики, понимает законы Менделя

Имеет представление о биосфере и учении Вернадского

Владеет такими понятиями, как наследственность, селекция и ей методы

Подготовка реферата,

Фронтальный опрос,

Практические задания.

Текущий контроль: оперативный контроль

Итоговая аттестация - контрольная работа

  • строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;

Описывает строение растительной и живой клетки, химическую организацию клетки, функционирование генов и хромосом.

Описывает особей одного вида по морфологическому критерию.

Характеризует естественные и искусственные экосистемы

Подготовка реферата,

Фронтальный опрос,

Практические задания.

Текущий контроль: оперативный контроль

Итоговая аттестация - контрольная работа

  • сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование  приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;

Перечисляет признаки приспособленности животного

Правильно определяет такие биологические процессы, как размножение, оплодотворение.

Описывает естественный и искусственный отбор

Подготовка реферата,

Фронтальный опрос,

Практические задания.

Текущий контроль: оперативный контроль

Итоговая аттестация - контрольная работа н

Приводит примеры приспособленности организмов к среде обитания

Подготовка реферата,

Фронтальный опрос,

Практические задания.

Текущий контроль: оперативный контроль

Итоговая аттестация - контрольная работа

  • вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;

Называет основателей современной эмбриологии, генетики, учения о биосфере

Имеет представление об эволюционных идеях Ч.Дарвина и Ж.Б.Ламарка, системы природы К.Линея

Называет ученых и философов

Подготовка реферата,

Фронтальный опрос,

Практические задания.

Текущий контроль: оперативный контроль

Итоговая аттестация - контрольная работа

  • биологическую терминологию и символику;

Применяет биологическую терминологию и символику в ходе выполнения практических работ,  текущем контроле знаний: клетка, фотосинтез, хемосинтез, цитоплазма, ядро, пластиды, митоз, бактерии, размножение, решетка Пеннетта, селекция, антогенез, бионика, фенетическая и генетическая изменчивость, природные ресурсы, антропогенные изменения, цепи питания, экосистема

Подготовка реферата,

Фронтальный опрос,

Практические задания.

Текущий контроль: оперативный контроль

 

Итоговая аттестация - контрольная работа


II. Комплект контрольно-оценочных средств

Входной контроль.

1 вариант

1.Какой микроэлемент необходим для нормальной работы щитовидной железы?

А) марганец

Б) медь

В) селен

Г) йод

2.Процессами, происходящими в клетке, управляет

А) цитоплазма

Б) ядро

В) хлоропласт

Г) митохондрия

3.Только в растительных клетках содержатся

А) митохондрии

Б) хлоропласты

В) лизосомы

Г) рибосомы

4.Конечными продуктами окисления органических веществ являются

А) АТФ и вода

Б) кислород и углекислый газ

В) вода и углекислый газ

Г) АТФ и кислород

5.Слияние гамет характерно для … размножения.

А) полового

Б) вегетативного

В) бесполого

Г) спорового

6.Конъюгация характерна для

А) шиповника

Б) сосны

В) папоротника

Г) спирогиры

7.Совокупность всех генов организма – это

А) геном

Б) генотип

В) генофонд

Г) фенотип

8.Совокупность внешних и внутренних признаков организма – это

А) генотип

Б) ген

В) генофонд

Г) фенотип

9.Скрещивание особей, отличающихся по двум парам признаков, называется

А) моногибридным

Б) дигибридным

В) полигибридным

Г) анализирующим

10.Модификационная изменчивость является … изменчивостью.

А) наследственной

Б) генотипической

В) мутационной

Г) ненаследственной

2 вариант

1.Функцию биологических катализаторов выполняет(-ют)

А) углеводы

Б) нуклеиновые кислоты

В) белки

Г) глюкоза

2.Клеточная стенка отсутствует в клетках

А) грибов

Б) растений

В) бактерий

Г) животных

3.Исходным материалом для фотосинтеза служат

А) кислород и углекислый газ

Б) вода и кислород

В) углекислый газ и вода

Г) углеводы

4.Гликолиз происходит в

А) митохондриях

Б) пищеварительном тракте

В) рибосомах

Г) цитоплазме

5.Преобладание бесполого размножения характерно для

А) гороха

Б) бабочки-капустницы

В) стерляди

Г) амебы

6.Митозу предшествуют

А) разрушение ядерной оболочки

Б) удвоение хромосом

В) образование веретена деления

Г) расхождение хроматид к полюсам клетки

7.Прискрещивание морских свинок с длинной и короткой шерстью все потомство оказалось с длинной шерстью. Какая закономерность наследования проявилась при этом?

А) независимое наследование

Б) неполное доминирование

В) единообразие гибридов первого поколения

Г) расщепление признаков

8.Признак, проявляющийся у гибридов первого поколения, является

А) доминантным

Б) рецессивным

В) аллельным

Г) гомозиготным

9.При каком условии справедлив III закон Менделя?

А) гены находятся в одной хромосоме

Б) гены находятся в гомологичных хромосомах

В) гены находятся в негомологичных хромосомах

Г) III закон Менделя действителен всегда

10.В настоящее время в селекции для выведения новых пород и сортов применяется

А) естественный отбор

Б) бессознательный искусственный отбор

В) методический (сознательный) искусственный отбор

Текущая аттестация

Контрольная работа №1

«Строение и функции клетки»

1 вариант

  1. К макроэлементам, являющимся биогенами, относятся:

а) С, Н, О, S, Cl, Mg;

б) Н, О, С, N, S, Р;

в) Н, О, С, Fe, К, I.

  1. Ионы К+ поступают через мембрану внутрь клетки:

а) диффузией;

б) осмосом;

в) активным транспортом.

  1. Мономерами нуклеиновых кислот являются:

а) азотистые основания;

б) рибоза или дезоксирибоза;

в) нуклеотид.

  1. Из аминокислотных остатков построены молекулы:

а)        углеводов;

б)        белком;

 в) липидом.

5.  Первичная структура белка зависит:

а) от количества аминокислотных остатков;

б) от последовательности аминокислотных остатков и их ко личества;

в) от видов аминокислот и их количества.

  1. Для ДНК характерны следующие азотистые основания:

а) аденин,гуанин, цитозин, урацил;

б) аденин, цитозин, тимин, урацил;

в) аденин, гуанин, цитозин, тимин.

  1. В составе ДНК постоянным является отношение:

а)А + Г                

     Т+Ц        ;

б) А + Т;

Г + Ц

в) А , Т

     Г   Ц                

  1.  Состав ДНК от РНК отличается содержанием:

а)сахара;

б) азотистых оснований;

в) сахара и азотистых оснований.

  1. Клеточная мембрана построена из:

а) фосфолипидов и белков;

б) жиров и белков;

в) углеводов и липидов.

  1. Мономером крахмала и гликогена является:

а)сахароза;

б) глюкоза;

в) рибоза.

  1. Какие особенности живой клетки не зависят от функционирования биологических мембран:

а)        избирательная проницаемость;.

б)        деление митохондрий;

и) поглощение и удерживание воды;

г)        изоляция от окружающей среды и связь с ней.

  1. Какое строение имеют рибосомы:

а) одномембранное;

б) двумембранное;

в) немембранное.

  1. Какие структуры образованы внутренней мембраной хлоропласта:

а) строма;

б) тилакоиды гран;

в) кристы;

  1. Различаются ли по химическому составу хромосомы и хроматин?

а) Да;

б) нет.

  1. Какие органеллы характерны только для растительных клеток:

а) рибосомы;

б) ЭПС;

в) митохондрии;

г) пластиды.

  1. Какое вещество не входит в состав биологической мембраны:

а) липиды;

б) белки;

в) углеводы;

г) вода.

  1.  Где образуются субъединицы рибосом:

а) в ядре;

б) в цитоплазме;

в) в вакуолях:

г) в ЭПС.

  1. Какое строение имеют митохондрии:

а) одномембранное;

б) двумембранное;

в) немембранное.

  1. Какие пластиды содержат пигмент хлорофилл:

а) хлоропласты;

б) лейкопласты;

в) хромопласты.

  1. В какой части ядра находятся молекулы ДНК:

а) в ядерном соке;

б) в ядерной оболочке;

в) в хромосомах.

  1. Универсальным источником энергии является:

а) глюкоза;

б) жир;

в) АТФ.

  1. В процессе фотосинтеза кислород образуется при расщеплении:

а) С02;

б) Н20;

в) АТФ.

  1.  Процесс синтеза белка называется:

а)транскрипцией;

б)трансляцией;

в) репликацией.

  1. Первичным синтезом называют:

а)        фотосинтез; б)биосинтез белка;

в) синтез АТФ.

  1.  Последовательность нуклеотидов и-РНК комплементарна последовательности нуклеотидов:

а) в одной цепи ДНК;

б) в двух цепях ДНК;

в) в молекулах т-РНК.

  1. Наибольшее количество углекислого газа выделяется из одной молекулы глюкозы в результате:

а) спиртового брожения;

б) дыхания;

в) молочнокислого брожения.

  1. Ядро характерно для клеток:

а)эукариот;

б) прокариот;

в) всех живых организмов.

  1.  Процессы анаэробного окисления протекают:

а) в митохондриях;

б) в пластидах;

в) в цитоплазме.

  1. Окислительное фосфорилирование - это процесс:

а) соединения глюкозы с фосфорной кислотой;

б) синтеза АТФ;

в) расщепления АТФ до АДФ.

  1. Фотосистема II получает электроны:

а) от фотосистемы I;

б) воды;

в)кислорода;

г) НАДФ+.

  1. вариант

1. Вода обладает уникальной способностью растворять вещества, потому что:

а) ее молекулы полярны;

б) атомы в ее молекуле соединены ионной связью;

в) между ее молекулами образуются водородные связи.

  1. Фосфор входит в состав:

а) липидов;

б) белков;

в) углеводов.

  1. Вторичная структура белка поддерживается:

а) пептидными связями;

б) водородными связями;

в) дисульфидными ковалентными связями.

4. Наиболее энергоемкими являются:

а) жиры;

б) нуклеиновые кислоты;

в) белки.

5. Вторичная структура ДНК поддерживается за счет водо родных связей между:

а) соседними нуклеотидами;

б) комплементарными основаниями в двух цепях;

в) остатками фосфорной кислоты в остове цепей.

  1. К полимерам относятся:

а) крахмал, белок, целлюлоза;

б) белок, гликоген, жир;

в) целлюлоза, сахароза, крахмал.        

  1. Гормональную функцию могут выполнять:

а) только белки;

б) белки и липиды;

в) белки, липиды и углеводы.

  1. Аминокислоты в молекуле белка соединены посредством:

а) ионной связи;

б) пептидной связи;

в) водородной связи.

  1. Ферменты - это биокатализаторы, состоящие из:

а) белков;

б) липидов;

в) нуклеотидов.

  1. В клетке ДНК содержится:

а) в ядре и митохондриях;

б)только в ядре;

в) ядре и цитоплазме.

  1. Какая органелла связывает клетку в единое целое, осуществляет транспорт веществ, участвует в синтезе жиров, белков, сложных углеводов:

а) ЭПС;

б) комплекс Гольджи;

в) наружная клеточная мембрана.

  1. Как называются внутренние структуры митохондрий:

а) граны;

б) матрикс;

в) кристы.

  1. Для каких организмов характерно ядро:

а) для эукариотов;

б) для прокариотов.

  1. Где расположена центромера на хромосоме?

а) На первичной перетяжке;

б) на вторичной перетяжке.

15.  Что входит в состав рибосом?

а) ДНК;

б) липиды;

в) РНК;

г) жиры.

  1. Какой из компонентов мембраны обусловливает ее свойство избирательной проницаемости:

а) липиды;

б) белки.

  1. Какую функцию выполняют рибосомы:

а) синтез белков;

б) фотосинтез;

в) синтез жиров;

г) транспортную функцию;

д) синтез АТФ.

  1.  Какие органеллы не являются общими для растительной и животной клетки:

а) рибосомы;

б) ЭПС;        

в) пластиды;

г) митохондрии.

  1. Какие органеллы цитоплазмы имеют немембранное строение:

а) ЭПС;

б) митохондрии;

в) пластиды;

г) рибосомы;

д) лизосомы.

  1. Какая из ядерных структур принимает участие в сборке субъединиц рибосом:

а)        ядерная оболочка;

б) ядрышко;

в) ядерный сок.

  1. Антикодон т-РНК УУЦ соответствует коду ДНК:

а) ААГ;

б) ТТЦ;

в) ТТГ.

  1. Структурной единицей, ответственной за синтез одной молекулы белка, является:

а) молекула ДНК;

б) ген;

в) триплет.

  1. Световая фаза фотосинтеза протекает:

а) в строме;

б) на кристах;

в) на тилакоидах.

  1.  Процесс расщепления высокомолекулярных органических веществ до низкомолекулярных называется:

а)диссоциацией:

б) ассимиляцией;

в) диссимиляцией.

  1. 20 аминокислот кодируются с помощью:

а) 64 кодов;

б)4 кодов;

в) 61 кода.

  1.  Вирусы могут содержать:

а) только ДНК;

б) только РНК;

в) ДНК и РНК.

  1. Наибольшее количество энергии выделяется при:

а)        гликолизе;

б) окислительном фосфорилировании;

в) фотосинтезе.

  1. Темновые реакции фотосинтеза протекают:

а) в строме хлоропластов;

б) на мембранах тилакоидов;

в) внутри тилакоидов.

  1. Фотосистема I получает электроны:

а) от фотосистемы II;

б) воды;

в) кислорода;

г) углекислого газа.

  1. Субстратом дыхания не являются:

а) углеводы;

б) АТФ;

в) жиры;

г) белки.

Условия выполнения задания

1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время

2. Максимальное время выполнения задания: ____45_______ мин.

3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций

Шкала оценки образовательных достижений:

Процент результативности (правильных ответов)

Оценка уровня подготовки балл (отметка) вербальный аналог

Более 84%

«5»-отлично

от 71-83 %

«4»- хорошо

от 61-70%

«3»- удовлетворительно

менее 60%

«2»- неудовлетворительно

 

Самостоятельная работа

«Закономерности наследственности и изменчивости»

1 вариант

  1. К формам бесполого размножения относится:

а) спорообразование;

б) партеногенез;

в) гермафродитизм.

  1. В интерфазе происходит:

а) спирализация хроматид;

б) расхождение хроматид к полюсам клетки;

в) репликация ДНК.

  1. Редукционное деление - это:

а) уменьшение числа хромосом;

б) удвоение ДНК;

в) увеличение числа хромосом.

  1. Процесс слияния женских и мужских гамет - это:

а) гаметогенез;

б) оплодотворение;

в) овогенез.

  1. Печень и желудок развиваются:

а) из эктодермы;

б) мезодермы;

в) энтодермы.

  1. У цветковых растений из зиготы образуются:

а) семядоли;

б) эндосперм;

в)семенная кожура.

  1. Процесс индивидуального развития организмов - это

а) филогенез;        

б) овогенез;

в) онтогенез.

  1. Внутренний зародышевый листок называется:

а) мезодермой;

б) энтодермой;

в) эктодермой.

  1. Органы чувств и нервная система развиваются:

а) из мезодермы;

б) энтодермы;

в) эктодермы.

  1. При мейозе конъюгация хромосом происходит в:

а) профазе II

б) метафазе I;

в) профазе I.

  1. В анафазе мейоза I:

а) хромосомы находятся в экваториальной зоне;

б) расходятся сестринские хроматиды;

в) расходятся гомологичные хромосомы.

  1. Гамета женской особи называется:

а) зиготой;

б) яйцеклеткой;

в) овоцитом.

  1. В анафазе митоза хромосомы:

а) удваиваются;

б) расходятся к полюсам клетки;

в) выстраиваются в экваториальной плоскости.

  1. Цветок - орган бесполого и полового размножения. В чем проявляется бесполое размножение?

а) В образовании семян.

б) В образовании плодов.

в) В образовании спор.

г) В образовании гамет.

  1.  Чем представлен мужской гаметофит цветковых растений?

а) Совокупностью тычинок.

б) Пыльцевым мешком.

в) Микроспорой.

г) Пыльцевым зерном.        

  1.  Что образуется из оплодотворенной яйцеклетки?

а) Семя.

б) Плод.

в) Зародыш семени.

г) Эндосперм.

  1. Что образуется из интегументов?

а) Околоплодник.

б) Семенная кожура.

в) Эндосперм.

г) Семядоли.

  1. Кто открыл двойное оплодотворение?

а) С. Г. Навашин.

б) И. В. Мичурин.

в) Н. И. Вавилов.

г) Г. Мендель.

  1. В какой период происходит активный рост клетки?

а) В пресинтетический период.

б) В синтетический период.

в) В постсинтетический период.

г) В метафазу.

  1. В какой период митоза начинается спирализация хромосом, растворяется ядерная оболочка?

а) В метафазу.

б) В профазу.

в) В анафазу.

г) В телофазу.

  1.  В какой период митоза количество хромосом и ДНК равно 4п4с?

а) В метафазу.

б) В профазу.

в) В анафазу.

г) В телофазу.

  1. Какая форма размножения позволяет организмам приспособиться к изменяющимся условиям среды?

а) Бесполое размножение.

б) Половое размножение.

в) И бесполое и половое размножение в равной степени.

г) Форма размножения не имеет никакого значения.

  1.  Какой набор хромосом имеют гаметогонии в зоне размножения?

а) Диплоидный.

б) Гаплоидный.

в) Сперматогонии - диплоидный, овогонии - гаплоидный.

г) Сперматогонии - гаплоидный, овогонии - диплоидный.

  1. Какой набор хромосом имеют гаметы?

а)2п4с;        б) 2п2с;        в) 1п2с;        г) lnlc.

  1. Сколько нормальных сперматозоидов образуется из одного сперматоцита после двух делений мейоза?

а)1;        6)2;        в)3;        г)4.

2 вариант

  1. Новый организм при бесполом размножении развивается из:

а) одной клетки материнского организма;

б) зиготы;

в) неоплодотворенного яйца.

  1. При митозе дочерние клетки диплоидных организмов имеют набор хромосом:

а) п;       б) 2п;        в)        4п.

  1. В метафазе митоза хромосомы:

а) располагаются по экватору;

б) расходятся к полюсам;

в) спирализуются.

  1. Эндосперм покрытосеменных содержит набор хромосом:

а) триплоидный;

б) гаплоидный;

в) диплоидный.

  1. Период дробления завершается образованием:

а) гаструлы;

б) нейрулы;

в) бластулы.

  1.  В профазе митоза происходит:

а) удвоение ДНК;

б) расхождение хромосом к полюсам;

в) спирализация хромосом.

  1. Стадия однослойного зародыша называется:

а) гаструлой;

б) бластулой;

в) морулой.

  1.  Развитие с метаморфозом происходит:

а) у мыши;

б) бабочки;

в) паука-крестовика.

  1. Двуслойная стадия зародыша называется:

а) бластулой;

б) гаструлой;

в) нейрулой.

  1.  Обмен участками гомологичных хромосом называется:

а) конъюгацией;

б) кроссинговером;

в)репликацией.

  1. Клетки вегетативных органов цветковых растений имеют набор хромосом:

а) гаплоидный;

б) триплоидный;

в) диплоидный.

  1. В профазе мейоза I хромосомы:

а) деспирализуются;

б) обмениваются гомологичными участками;

в) располагаются в экваториальной плоскости.

  1. Сколько семязачатков может быть в пестике?

а) Всегда один.

б) Обычно равно количеству семян.

в) Обычно равно количеству плодов.

г) Равно количеству пестиков.

  1.  Какие части цветка образуют околоцветник?

а) Чашечка из чашелистиков.

б) Венчик из лепестков.

в) Чашечка и венчик.

г) Чашечка, венчик, андроцей и гинецей.

  1. Чем представлен женский гаметофит цветковых растений?

а) Пестиком.

б) Завязью пестика.

в) Семязачатком.

г) Зародышевым мешком.

  1. Что образуется из оплодотворенной центральной клетки?

а) Плод.

б) Семя.

в) Зародыш семени,

в)        Эндосперм.

  1. Из чего образуется околоплодник?

а) Из интегументов.

б) Из стенок завязи.

в) Из пестика.

г) Из цветоложа.

  1. В какой период митотического цикла удваивается количество ДНК?

а) В пресинтетический период.

б) В синтетический период.

в) В постсинтетический период.

г) В метафазу.

  1.  В какой период жизненного цикла клетка имеет набор хромосом и ДНК 2п4с и готовится к делению?

а) В пресинтетический период.

б) В синтетический период.

в) В постсинтетический период.

г) В метафазу.

  1. В какой период митоза хромосомы выстраиваются по экватору клетки?

а) В метафазу

б) В профазу.

в) В анафазу.

г) В телофазу.

  1. Как называется неактивная часть ДНК в клетке?

а) Хроматин.

б) Эухроматин.

в) Гетерохроматин.

г) Вся ДНК в клетке активна.

  1. Укажите верное суждение.

а) Бесполое размножение увеличивает наследственную изменчивость организмов.

б) Гаметы и зигота имеют гаплоидный набор хромосом.

в) В половом размножении всегда принимают участие две особи.

г) Половое размножение увеличивает наследственную изменчивость потомков.

  1.  Какой набор хромосом имеют гаметоциты 2-го порядка после первого деления мейоза?

а)2п4с;        б)2п2с;        в) 1п2с;        г) lnlc.

  1. Сколько нормальных яйцеклеток образуется из одного овоцита после двух делений мейоза?

а)1;        6)2;        в)3;        г)4.

  1. Где расположены митохондрии в сперматозоиде?

а) В головке.

б) В шейке.

в) В промежуточном отделе.

г) В хвостике.

Условия выполнения задания

1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время

2. Максимальное время выполнения задания: ____45_______ мин.

3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций

Шкала оценки образовательных достижений:

Процент результативности (правильных ответов)

Оценка уровня подготовки балл (отметка) вербальный аналог

Более 84%

«5»-отлично

от 71-83 %

«4»- хорошо

от 61-70%

«3»- удовлетворительно

менее 60%

«2»- неудовлетворительно


Итоговая контрольная работа

1 вариант

1.Вода обладает уникальной способностью растворять вещества, потому что:

А)ее молекулы полярны

Б)атомы в ее молекуле соединены ионной связью

В)между ее молекулами образуются водородные связи.

2.Из аминокислотных остатков построены молекулы:

А)углеводов

Б)белков

В)липидов.

3.Состав ДНК от РНК отличается содержанием:

А)сахара

Б)азотистых оснований

В)сахара и азотистых оснований.

4.Мономером крахмала и гликогена является:

А)сахароза

Б)глюкоза

В)рибоза.

5.Как называются внутренние структуры митохондрий:

А)граны

Б)матриксы

В)кристы.

6.Какие органеллы характерны только для растительных клеток:

А)рибосомы

Б)ЭПС

В)митохондрии

Г)пластиды.

7.Какое вещество не входит в состав биологической мембраны:

А)липиды

Б)белки

В)углеводы

Г)вода.

8.Какую функцию выполняют рибосомы:

А)синтез белков

Б)фотосинтез

В)синтез жиров.

Г)транспортную функцию

Д)синтез АТФ.        

9.Какие пластиды содержат пигмент хлорофилл:

А)хлоропласты

Б)лейкопласты

В)хромопласты.

10.В какой части ядра находятся молекулы ДНК:

А)в ядерном соке

Б)в ядерной оболочке

В)в хромосомах.

11.Универсальным источником энергии является:

А)глюкоза

Б)жир

В)АТФ.

12.В процессе фотосинтеза кислород образуется при расщеплении:

А)СО2

Б)Н2О

В)АТФ

13.Светсвая фаза фотосинтеза протекает:

А)в строме

Б)на кристах

В)на тилакоидах.

14.Процесс расщепления высокомолекулярных  органических веществ до низкомолекулярных называется:

А)диссоциацией

 Б)ассимиляцией

В)диссимиляцией.

15. 20 аминокислот кодируются с помощью:

А)64 кодонов

Б)4 кодонов

В)61 кодона.

16.  Прямое деление клетки

А) амитоз                Б) митоз                В) мейоз

17. Фаза митоза во время которой центриоли расходятся к противоположным полюсам

А) профаза               Б) метафаза

В) анафаза                Г) телофаза

18. Какой набор хромосом в соматических клетках

А) гаплоидный          Б) диплоидный

В) триодный

19. Деление половых клеток в зоне созревания

А) митоз                     Б) конъюгация

В) мейоз                      Г) оплодотворение

20. Фазы мейоза (в ряду)

А) амитоз, митоз, интерфаза

Б) профаза, метафаза, анафаза, телофаза

В) хромосома, центриоль, центромера

21. Индивидуальное развитие организма

А) эмбрион                 Б) эндосперм

В) онтогенез

22.Наука о наследственности

А) цитология              Б) селекция

В) генетика                 Г) биология

23. В каком ряду написаны формулы особей только гомозиготными признаками

А) Аа; ВВ; Вв

Б) АА; Вв; ВВ

В) АА; ВВ; вв

Г) Аа; ВВ; вв

24. Как обозначаются особи гомозиготные с доминантными признаками

А) ААВВ

Б) ААВв

В) АаВВ

25. Ученый, открывший центры многообразия и происхождения культурных растений

А) И. В. Мичурин

Б) Н. В. Цицин

В) И. И. Вавилов

26. На первых этапах окультуривания растений человек пользовался отбором бессознательно, т.е.:
а) отбирал растения только по одному признаку;
б) отбирал растения по приспособленности переносить недостаток воды или ее избыток;
в) отбирал растения, способные сохранять семена в колосе;
г) ставил цели изменить лишь отдельные признаки растения.
27. Близкородственное скрещивание животных и самоопыление растений:
а) не изменяет жизнеспособность и плодовитость потомков;
б) снижает жизнеспособность и плодовитость потомков;
в) повышает жизнеспособность и плодовитость потомков;
г) повышает жизнеспособность и снижает плодовитость потомков.
28. Родственные скрещивания закрепляют у потомства определенные качества благодаря:
а) изменению фенотипа;
б) сцепленному наследованию;
в) повышению гомозиготности;
г) повышению гетерозиготности.

2 вариант

1.Мономерами нуклеиновых кислот являются:

А)азотистые основания

Б)рибоза или дезоксирибоза

В)нуклеотид.

2.Наиболее энергоемкими являются:

А)жиры

Б)нуклеиновые кислоты

В)белки.

3.Ферменты – это биокатализаторы, состоящие из:

А)белков

Б)липидов

В)нуклеотидов.

4.В клетке ДНК содержится:

А)в ядре и митохондриях

Б)только в ядре

В)ядре и цитоплазме.

5.Для каких организмов характерно ядро:

А)для эукариот

Б)для прокариот.

6.Что входит в состав рибосом?

А)ДНК

Б)липиды

В)РНК

Г)жиры.

7.Какой из компонентов мембраны обусловливает ее свойство избирательной проницаемости:

А)липиды

Б)белки.

8.Какое строение имеют митохондрии:

А)одномембранное

Б)двумембранное

В)немембранное.

9.Какие органеллы цитоплазмы имеют немембранное строение:

А)ЭПС

Б)митохондрии

В)пластиды

Г)рибосомы

Д)лизосомы.

10.Какая из ядерных структур принимает участие сборке субъединиц рибосом:

А)ядерная оболчка

Б)ядрышко

В)ядерный сок.

11.Антикодон т-РНК УУЦ соответствует коду ДНК:

А)ААГ

Б)ТТЦ

В)ТТГ

12.Процесс синтеза белка называется:

А)транскрипцией

Б)трансляцией

В)репликацией.

13.Первичном синтезом называют:

А)фотосинтез

Б)биосинтез

В)синтез АТФ.

14.Последовательность нуклеотидов и-РНК комплементарна последовательности нуклеотидов:

А)в одной цепи ДНК

Б)в двух цепях ДНК

В)в молекулах т-РНК

15.Вирусы могут содержать:

А)только ДНК

Б)только РНК

В)ДНК и РНК.

16. Промежуток между велениями клеток

А) профаза              Б) интерфаза

В) метафаза             Г) анафаза

17. Биологическое значение митоза

А) Строго равномерное распределение хромосом между ядрами двух дочерних клеток

Б) Уменьшение числа хромосом вдвое

18. Какая клетка содержит диплоидный набор хромосом

А) гамета                    Б) сперматозоид

В) яйцеклетка            Г) зигота

19. Процесс соединения гомологических хромосом

А) опыление                Б) оплодотворение

В) конъюгация

20. Биологическая сущность мейоза

А) уменьшение числа хромосом вдвое

Б) образование гаплоидных гамет

В) образование диплоидных гамет

21. Вегетативные способы размножения (в ряду)

А) семенами, спорами, делением клетки

Б) клубнями, луковицами, усами

22. Формула гетерозиготной особи

А) аа            Б) АА                   В) Аа

23. Как обозначаются гибриды разных поколений (ряд)

А) А; В; С;

Б) Р; а; в;

В) F1 F2 F3

24. Фамилия чешского ученого генетика

А) Ч. Дарвин

Б) Г. Мендель

В) Н. Вавилов

25. Сколько известно центров многообразия и происхождения культурных растений

А) 5                 Б) 6                   В) 7
26. Человек начал пользоваться сознательным отбором:
а) не зная законов наследственности и не владея теорией отбора;
б) владея теорией отбора;
в) владея практикой гибридизации;
г) открыв законы наследственности.
27. В селекции проводят самоопыление перекрестноопыляемых растений с целью получения чистых линий. При этом снижается жизнеспособность растений, уменьшается их продуктивность. Это обусловлено:
а) переходом рецессивных мутаций в гомозиготное состояние;
б) увеличением числа доминантных мутаций;
в) уменьшением числа мутаций;
г) переходом рецессивных мутаций в гетерозиготное состояние.
28. В результате скрещивания генетически отличающихся чистых самоопыляющихся линий в первом гибридном поколении наблюдается эффект гетерозиса. Это обусловлено:
а) переходом рецессивных мутаций в гетерозиготное состояние;
б) накоплением рецессивных мутаций;
в) накоплением доминантных мутаций;
г) переходом рецессивных мутаций в гомозиготное состояние.

 

Литература   (справочная, методическая и др.)

  1. 1. Биология: учебник для образоват. учреждений нач. и сред. проф. образования / В. М. Константинов, А. Г. Резанов, Е. О. Фадеева; под ред. В. М. Константинова. – М: Издательский центр «Академия», 2012. – 320 с.
  2.  Общая биология: Учеб. для 10-11 кл. обеобразоват. учреждений / ( Д. К. Беляев, П. М. Бородин, Н. Н. Воронцов и др.) под ред. Д. К. Беляева, Г. М. Дымшица. – М. Просвещение, 2012. – 304 с.
  3. Общая биология: Учеб. для 10-11 кл. для обеобразоват. учреждений : базовый уровень / (Д. К. Беляев, П. М. Бородин, Н. Н. Воронцов и др.). под ред. Д. К. Беляева, Г. М. Дымшица, Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение» -М.: Просвещение. 2010. -304 с..
  4. Общая биология: учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин. – М.: Дрофа, 2004 – 624 с.

Список дополнительной литературы

  1. Биология. Ответы на вопросы. Теория и примеры решения задач. – М.: Федеративная Книготорговая Компания 1999 – 160 с.
  2. Биология. 10 – 11 классы: организация контроля на уроке. Контрольно – измерительные материалы / сост. Л. А. Тепаева. – Волгоград: Учитель, 2010. -223 с.
  3. Тесты, зачеты, блицопросы по биологии: 10 -11 классы. М.: ВАКО, 2009 - 224 с.

Интернет-ресурс:

  1. http: //www. altai. fio. ru/proi ects/Group4/potok 13/site/index, html
  2. http: //nrc. edu. ru/est/
  3. http: //www. livt. net/
  4. http: //bio. 1 September. ru/
  5. http: //evolution, po wemet. ru/
  6. http: //dronisimo. chat, ru/homepage 1 /ob. htm
  7. http: //www. sci. aha, ru/biodiv/index. htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта изучения темы «Основы учения об эволюции» (методическая разработка уроков) по курсу "Биология.Введение в общую биологию и экологию" для 9 класса. Линия Пасечника В.В.

Технологическая карта изучения темы «Основы учения об эволюции» по курсу биологии для 9 класса. (Методическая разработка уроков).Учебник «Биология. Введение в общую биологию и экологию» для 9кл....

Интегрированный урок биологии и математики по теме «Наследственность и вероятность». ( «Стохастика в биологии»).

Обобщить  систематизировать  знания  учащихся  по  основам  общей  биологии ( темы «Основные  закономерности  явлений  наследственности.  Законом...

Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории

Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Информационные технологии на уроках биологии Урок биологии в 5-м классе «Методы исследования в биологии»

Цель урока:  1. Расширить знания учащихся о методах изучения природы, полученные ими ранее  в  начальной школе,            ...