Рабочая программа по биологии для 5 класса ФГОС ООО (УМК под ред. Пасечника В.В.)
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему
Обучение ведется по учебнику: «Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2014 г. и соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Рабочая программа согласно Базисному учебному плану лицея рассчитана на 35 часов в год /1 час в неделю.
В программу внесены изменения. На тему «Клеточное строение организмов» вместо 10 часов отведено 7, на темы «Царство Бактерии. Царство Грибы» отведено 8 часов, на изучение темы «Царство растения» отводится 12 часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_biologii_za_5_kl.fgos_.docx | 24.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Цель:
формирование у учащихся современной естественнонаучной картины мира; биологической, экологической и природоохранной грамотности, компетентности в решении широкого круга вопросов, связанных с живой природой.
Задачи:
- формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественнонаучных представлений о картине мира;
- формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
-приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
-формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
- формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
- освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных.
Обучение ведется по учебнику: «Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2014 г. и соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Рабочая программа согласно Базисному учебному плану лицея рассчитана на 35 часов в год /1 час в неделю.
В программу внесены изменения. На тему «Клеточное строение организмов» вместо 10 часов отведено 7, на темы «Царство Бактерии. Царство Грибы» отведено 8 часов, на изучение темы «Царство растения» отводится 12 часов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета «Биология» в 5 классе являются следующие умения:
- Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
- Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
- Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
- Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
- Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
- Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
- Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
- В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
- Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
- Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
- Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
- Вычитывать все уровни текстовой информации.
- Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
- Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.
Коммуникативные УУД:
- Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
К концу изучения учебного предмета в 5 классе учащийся научится:
- характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
- применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
- использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
- ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
Учащийся получит возможность научиться:
- соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
- использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;
- выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
- осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
- находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Содержание учебного предмета
Введение (6 часов)
Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.
Раздел 1. Клеточное строение организмов (10часов)
Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрации: Микропрепараты различных растительных тканей.
Раздел 2. Царство Бактерии (3часа)
Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
Раздел 3. Царство Грибы (5часов)
Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе. Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.
Демонстрация Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).
Раздел 4. Царство Растения (11 часов)
Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.
Демонстрация Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.
Лабораторные и практические работы:
Практическая работа №1 «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений»
Экскурсия №1 «Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных»
Лабораторная работа №1 «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними».
Лабораторная работа №2 «Изучение клеток растения с помощью лупы»
Лабораторная работа №3 «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом».
Лабораторная работа №4 «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника»
Лабораторная работа №5 «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи»
Лабораторная работа №6 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей»
«Изучение строения водорослей».
Лабораторная работа №7 «Строение плодовых тел шляпочных грибов»
Лабораторная работа №8 «Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей» Лабораторная работа №9 «Строение зеленых водорослей»
Лабораторная работа № 10«Изучение внешнего строения мхов (на местных видах)».
Лабораторная работа №11 «Изучение внешнего строения папоротника (хвоща)».
Лабораторная работа №12 «Изучение внешнего строения хвои, шишек и семян голосеменных растений».
Лабораторная работа №13 «Изучение строения покрытосеменных (цветковых) растений».
Тематическое планирование
№ | Тема | Дата план. | Дата факт | Примечание |
Введение (6 часов) | ||||
1 | Биология — наука о живой природе | |||
2 | Методы исследования в биологии: наблюдение, измерение, эксперимент Практическая работа №1 «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений» | |||
3 | Разнообразие живой природы. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение | |||
4 | Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Среды обитания живых организмов. Экскурсия №1 «Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных» | |||
5 | Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана. | |||
6 | Обобщающий урок по теме «Введение» | |||
Клеточное строение организмов (10 часов) | ||||
7 | Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп) Лабораторная работа №1 «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними». | |||
8 | Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп) Лабораторная работа №2 «Изучение клеток растения с помощью лупы» | |||
9 | Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли. Лабораторная работа №3 «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом» | |||
10 | 4.Клетка и ее строение: пластиды. Лабораторная работа №4 «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника» | |||
11 | Химический состав клетки: неорганические и органические вещества | |||
12 | Химический состав клетки: неорганические и органические вещества | |||
13 | Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку. Лабораторная работа №5 «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи» | |||
14 | Жизнедеятельность клетки: рост, развитие и деление клетки | |||
15 | Понятие «ткань» Лабораторная работа №6 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей» | |||
16 | Контрольно-обобщающий урок по теме «Клеточное строение организмов» | |||
Царство Бактерии (3 часа) | ||||
17 | Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий | |||
18 | Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе | |||
19 | Обобщающий урок по теме «Царство Бактерии» | |||
Царство Грибы (5 часов) | ||||
20 | Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека. | |||
21 | Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Лабораторная работа №7 «Строение плодовых тел шляпочных грибов» | |||
22 | Дрожжи, плесневые грибы. Лабораторная работа №8 «Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей» | |||
23 | Грибы-паразиты. | |||
24 | Обобщающий урок по теме «Царство Грибы» | |||
Царство Растения (11 часов) | ||||
25 | Растения. Ботаника – наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. | |||
26 | Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человек. Охрана водорослей. Лабораторная работа №9 «Строение зеленых водорослей» | |||
27 | Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. | |||
28 | Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Лабораторная работа №10 «Строение мха» | |||
29 | Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Лабораторная работа №11 «Изучение внешнего строения папоротника (хвоща)». | |||
30 | Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных. Лабораторная работа №12 «Строение хвои и шишек хвойных» | |||
31 | Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Лабораторная работа №13 «Строение цветкового растения» | |||
32 | Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира | |||
33 | Обобщающий урок по теме: «Царство Растения» | |||
34 | Итоговая контрольная работа | |||
35 | Заключительный урок по курсу «Биология. 5 класс». Летние задания |
Список использованной литературы
1. Пасечник В. В. Биология. Бактерии, Грибы, Растения. 5 кл.: учебник / В. В. Пасечник .- 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014г.
2. Пасечник В. В. Биология: Бактерии. Грибы. Растения. 5 кл.: рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника «Биология. Бактерии, Грибы, Растения. 5 класс» / В. В. Пасечник.- 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016 г.
3. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев «Сборник нормативных документов Биология»,ООО «Дрофа», 2006 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по биологии, 5 класс, ФГОС (к учебнику В.В. Пасечника, биология, 5-6 класс, 2 части, издательство "Дрофа")
Программа по биологии, 5 класс, ФГОС (к учебнику В.В. Пасечника, биология, 5-6 класс, 2 части, издательство "Дрофа")...
Рабочая программа по биологии 5 класс (ФГОС, линия Вертикаль В.В.Пасечника)
Новая рабочая программа для 5 класса....
Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС Пасечник. Линия жизни
Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС. Пасечник. Линия жизни. 34 часа ( 1 час в неделю)...
Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС Пасечник. Линия жизни
Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС Пасечник. Линия жизни. 34 часа (1 час в неделю)...
Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС по Пасечнику
Рабочая программа по ФГОС по биологии в 5 классе (Пасечник)...
Рабочая программа по биологии 5 класс.ФГОС. УМК Пасечник В.В. и др.
Рабочая программа по биологии построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, ...
Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС Пасечник
Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС, 1 час в неделю...