Рабочая программа по биологии 5 класс (ФГОС, линия Вертикаль В.В.Пасечника)
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему
Новая рабочая программа для 5 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_biologii_5_klass_fgos_2015-2016.doc | 232 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Апрелевская средняя общеобразовательная школа № 4
Утверждаю
Директор МАОУ Апрелевской СОШ № 4
______________________ Е.В.Медведева
«_______» __________________ 2015 год
Рабочая программа
по биологии (базовый уровень)
для 5 класса
на 2015 – 2016 учебный год
Составитель: учитель биологии
Канева Людмила Григорьевна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии в 5 классе построена на основе:
- Закона Российской Федерации «Об образовании»;
- фундаментального ядра содержания основного общего образования;
- требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования;
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России;
- Примерной программы основного общего образования по биологии;
- Программы основного общего образования по биологии для 5 класса «Биология. Бактерии Грибы Растения» авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, Г. Г. Швецова полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся;
Программа соответствует базовому уровню, т.е. определяет тот минимальный объем содержания курса биологии для основной школы.
Целью изучения биологии в 5 классе является осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки для формирования осознанного отношения к сохранению окружающей среды и ценности здоровья человека.
Задачами курса является:
- систематизация знаний об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях, полученных в процессе изучения предмета «Окружающий мир.1-4 классы»;
- формирование общих представлений о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе;
- получение сведения о клетке, тканях и органах живых организмов;
- углубление знаний об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;
- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе, формирование экологического мышления;
- создание у обучающихся мотивации к дальнейшему изучению предмета в основной школе.
В основу данного курса положен системно-деятельностный подход. Учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, что является условием приобретения прочных знаний.
Общая характеристика предмета
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе.
В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.
Изучение биологии по данной программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
Рабочая программа по биологии в 5 классе ориентирована на использование учебно-методического комплекта (УМК) линии В.В. Пасечника. Для выполнения всех видов обучающих работ по биологии в 5 классе в УМК имеются учебник, учебные пособия:
1. Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: учебник. — М.: Дрофа, любое издание после 2012 г.
2. Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: рабочая тетрадь. — М.: Дрофа, любое издание после 2012 г.
3. Электронное приложение к учебнику (www.drofa.ru).
Планируемые результаты освоения учебной программы по биологии в 5 классе
Личностные результаты
Развитие любознательности, формирование интереса к изучению природы, методами естественных наук.
Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости, защиты окружающей среды, стремление к здоровому образу жизни.
Мотивация к дальнейшему изучению биологии.
Учащиеся должны:
— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
— знать правила поведения в природе;
— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
— уметь реализовывать теоретические познания на практике;
— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;
— испытывать любовь к природе;
— признавать право каждого на собственное мнение;
— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— уметь отстаивать свою точку зрения;
— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;
— уметь слушать и слышать другое мнение.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— составлять план текста;
— владеть таким видом изложения текста, как повествование;
— под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;
— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;
— получать биологическую информацию из различных источников;
— определять отношения объекта с другими объектами;
— определять существенные признаки объекта;
— анализировать объекты под микроскопом;
— сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;
— оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;
— работать с текстом и иллюстрациями учебника;
— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;
— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;
— находить информацию о живых объектах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— о многообразии живой природы;
— царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;
— основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;
— признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;
— экологические факторы;
— основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва и организм как среда обитания;
— строение клетки;
— химический состав клетки;
— основные процессы жизнедеятельности клетки;
— характерные признаки различных растительных тканей;
— строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;
— разнообразие и распространение бактерий и грибов;
— роль бактерий, грибов и растений в природе и жизни человека;
— основные методы изучения растений;
— основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;
— особенности строения и жизнедеятельности лишайников;
— происхождение растений и основные этапы развития растительного мира;
— правила работы с микроскопом;
— правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.
Учащиеся должны уметь:
— определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы», «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»
— отличать живые организмы от неживых; бактерии и грибы от других живых организмов; съедобные грибы от ядовитых;
— характеризовать среды обитания организмов, экологические факторы, бактерии и грибы, растения, основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);
— распознавать различные виды тканей;
— объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека, роль растений биосфере; происхождение растений и основные этапы развития растительного мира;
— пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;
— работать с лупой и микроскопом;
— готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;
— проводить фенологические наблюдения;
— соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.
Система оценки достижения планируемых результатов
Результаты промежуточной аттестации, представляющие собой результаты внутришкольного мониторинга индивидуальных образовательных достижений обучающихся, отражают динамику формирования их способности к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач и навыков проектной деятельности. Промежуточная аттестация осуществляется в ходе совместной оценочной деятельности педагога и обучающихся, т. е. является внутренней оценкой.
Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль.
Формы контроля:
- контрольная работа,
- дифференцированный индивидуальный письменный опрос,
- самостоятельная проверочная работа,
- тестирование,
- диктант,
- письменные домашние задания,
- компьютерный контроль,
- анализ творческих, исследовательских работ, проекты.
Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты, контрольные работы. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.
В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки может быть оценено достижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверять в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы, например уровень сформированности навыков сотрудничества или самоорганизации.
Основное содержание оценки личностных результатов.
Методом оценки личностных результатов учащихся, используемым в образовательной программе, является оценка личностного прогресса ученика с помощью портфолио, способствующего формированию у учащихся культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать.
Оценка метапредметных результатов.
Диагностику метапредметных результатов обучения предполагается проводить через:
- анкетирование и наблюдение;
- решение задач творческого и поискового характера,
- учебное проектирование.
Оценка предметных результатов.
Диагностику предметных результатов обучения и УУД предполагается проводить через:
- урочное тематическое тестирование;
- выполнение индивидуальных творческих заданий;
- ведение фенологических наблюдений;
- проведение лабораторных и практических работ, экскурсий;
- защита проектов;
- написание сценариев игр и др.
Формирование УУД.
Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин, в том числе, биологии.
Формирование личностных действий (позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Они направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира).
- Краеведческие уроки позволяют ученикам идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству, а так же проявлять интерес к природе родной страны и края.
- Подготовка сообщений, в которых ученик должен отразить личное видение проблемы или раскрыть своё отношение к изучаемому материалу.
Формирование познавательных универсальных учебных действий (действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания) на уроках географии:
- Работа в тетрадях на печатной основе.
Задания в тетрадях носят различный характер: поисково-репродуктивный, сравнительно-аналитический и творческий, что позволяет в рамках обычного урока осуществлять дифференцированный подход в обучении (работа таблицами, схемами).
- Лабораторные и практические работы.
Выполнение лабораторных и практических работ обеспечивает формирование умений применять теоретические знания на практике. Выполнение системы лабораторных и практических работ, предусмотренных программой, способствует овладению школьниками исследовательскими, сравнительно-аналитическими подходами и методами.
В результате использования разнообразных видов лабораторных работ, формируется навык составления формулировки выводов, умение применять таблицы, схемы, модели для получения информации, находить черты сходства и различия.
- Презентации учеников.
Формируют у учеников умение презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.
Формирование регулятивных действий (обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности, возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения).
Предполагается использование следующих заданий:
- задания на выстраивании последовательности необходимых операций (т.е. алгоритма действий): составление по плану, используя учебник и справочную литературу, описания живого организма;
- поиск информации в предложенных источниках (атласы-определители, справочники, Интернет т.д.);
- задания на упорядочивание и группировку биологических объектов;
- задание “Найди ошибки в тексте”;
- задание: «Вставьте в текст пропущенные слова»;
- проверка учащимися небольшого теста графического или буквенного самостоятельно или в парах, обмениваясь листочками с ответами (критерии правильного ответа – шаблон проговаривается вслух всем классом, или заранее записывается на отвороте доски);
- работы с тестом.
Для формирования коммуникативных действий (умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками) предполагается использование заданий, выполнение которых должно обеспечить возможность сотрудничества учеников:
- сдача мини-зачёта;
- проверка усвоения терминов по изучаемой теме;
- проверка знания биологических терминов.
Особое развитие коммуникативные действия получают на игровых уроках, обобщающих уроках, исследовательских уроках и при создании проектов.
Работа над проектами позволяет работать над получением личностных и метапредметных результатов образования в более комфортных для этого условиях, не ограниченных временными рамками отдельных уроков.
Нацеленность проектов на оригинальный конечный результат в ограниченное время создает предпосылки и условия для достижения регулятивных результатов.
Совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектами в группе и необходимый завершающий этап работы над любым проектом – презентация (защита) проекта – способствуют формированию коммуникативных умений.
Личностные результаты при работе над проектами могут быть получены при выборе тематики проектов.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение (6 часов)
Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.
Лабораторные и практические работы
Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.
Экскурсии
Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— о многообразии живой природы;
— царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;
— основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;
— признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;
— экологические факторы;
— основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;
— правила работы с микроскопом;
— правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.
Учащиеся должны уметь:
— определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;
— отличать живые организмы от неживых;
— пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;
— характеризовать среды обитания организмов;
— характеризовать экологические факторы;
— проводить фенологические наблюдения;
— соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— составлять план текста;
— владеть таким видом изложения текста, как повествование;
— под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;
— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;
— получать биологическую информацию из различных источников;
— определять отношения объекта с другими объектами;
— определять существенные признаки объекта.
Раздел 1. Клеточное строение организмов (10 часов)
Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрации
Микропрепараты различных растительных тканей.
Лабораторные и практические работы
Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Изучение клеток растения с помощью лупы. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом. Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника. Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи. Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— строение клетки;
— химический состав клетки;
— основные процессы жизнедеятельности клетки;
— характерные признаки различных растительных тканей.
Учащиеся должны уметь:
— определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;
— работать с лупой и микроскопом;
— готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;
— распознавать различные виды тканей.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— анализировать объекты под микроскопом;
— сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;
— оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;
— работать с текстом и иллюстрациями учебника.
Раздел 2. Царство Бактерии. Царство Грибы (7 часов)
Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.
Демонстрация
Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).
Лабораторные и практические работы
Строение плодовых тел шляпочных грибов. Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;
— разнообразие и распространение бактерий и грибов;
— роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
— давать общую характеристику бактериям и грибам;
— отличать бактерии и грибы от других живых организмов;
— отличать съедобные грибы от ядовитых;
— объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.
Раздел 3. Царство Растения (9 часов)
Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.
Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).
Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.
Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.
Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.
Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.
Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.
Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.
Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.
Демонстрация
Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.
Лабораторные и практические работы
Строение зеленых водорослей.
Строение мха (на местных видах).
Строение спороносящего хвоща. Строение спороносящего папоротника.
Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные методы изучения растений;
— основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;
— особенности строения и жизнедеятельности лишайников;
— роль растений в биосфере и жизни человека;
— происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Учащиеся должны уметь:
— давать общую характеристику растительного царства;
— объяснять роль растений биосфере;
— давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);
— объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;
— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.
Личностные результаты обучения
Учащиеся должны:
— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
— знать правила поведения в природе;
— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
— уметь реализовывать теоретические познания на практике;
— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;
— испытывать любовь к природе;
— признавать право каждого на собственное мнение;
— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— уметь отстаивать свою точку зрения;
— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;
— уметь слушать и слышать другое мнение.
Календарно-тематическое планирование
№ уро ка | Дата по плану | Дата фактич. | Тема урока | Проблемы, решаемые обучающимися (цели) | Планируемые образовательные результаты | |||||
5 а | 5 б | 5а | 5б | Предметные | Метапредметные (УУД): познавательные (П), регулятивные (Р), коммуникативные (К) | Личност-ные | ||||
Введение (6ч.) | ||||||||||
1 | Биология – наука о живой природе | Объект изучения биологии – живая природа. Биология - наука о жизни и ее закономерностях. Предмет, задачи и значение биологии. Связь биологии с другими науками, ее место в системе естественнонаучных и биологических дисциплин. Место биологии в формировании научного мировоззрения и научной картины мира. Естественные науки, составляющие биологию. Вклад ученых (основные открытия) в развитие биологии на разных этапах ее развития. Понятие о биосфере и ее границах. | Определять понятия: «биология», «биосфера», «экология». Знать о многообразии биологических наук, а также процессах, явлениях и объектах, изучением которых они занимаются. Оценивать роль биологической науки в жизни общества | П: работать с различными источниками информации; отделять главное от второстепенного; структурировать учебный материал; давать определения понятиям; самостоятельно составлять конспект урока в тетради. Р: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения. К: воспринимать информацию на слух; работать в составе творческих групп | Проявлять познавательный интерес к естественным наукам; испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку | |||||
2 | Методы исследования в биологии. Техника безопасности на уроках биологии | Методы познания в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение. Источники биологической информации, её получение, анализ и представление его результатов. Техника безопасности в кабинете биологии. Демонстрация Приборы и оборудование. Организация фенологических наблюдений. | Ознакомиться с методами исследования живой природы и приобрести элементарные навыки их использования. Знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии | П: проводить элементарные исследования; работать с различными источниками информации. Р: организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. К: воспринимать информацию на слух | Понимать значимость научного исследования природы | |||||
3 | Разнообразие живой природы. Царства живых организмов Отличительные признаки живого | Царства: Бактерии, Грибы, Растения и Животные. Признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение | Определять принадлежность биологических объектов к царствам живых организмов. Анализировать признаки живого. Составлять план параграфа. | П: воспроизводить информацию по памяти, сравнивать и анализировать объекты природы; устанавливать причинно-следственных связей; сравнивать и делать выводы на основании сравнений. Р: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы; планировать этапы своей деятельности на уроке К: слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения; овладевать навыками выступлений перед аудиторией | Осознавать значимость всех царств живых организмов в природе и жизни человека; понимать многообразие и единство живой природы на основании знаний о признаках живого | |||||
4 | Среды обитания организмов | Водная среда. Наземновоздушная среда. Почва как среда обитания. Организм как среда обитания | Давать определения понятиям, выявлять приспособленность организмов к среде обитания. Характеризовать влияние деятельности человека на природу | П: работать с текстом, выделять в нем главное; структурировать учебный материал, классифицировать объекты. Анализировать связи организмов со средой обитания. Р: организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. К: слушать учителя и отвечать на вопросы; работать в составе творческих групп; обсуждать вопросы со сверстниками | Соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. | |||||
5 | Экологические факторы и их влияние на живые организмы | Факторы среды: биотические, абиотические, антропогенные. Прямое и косвенное воздействие факторов окружающей среды на живые организмы | Знать факторы среды, оказывающие влияние на живые организмы. Характеризовать влияние деятельности человека на природу Определять степень воздействия какого-либо фактора, являющуюся наиболее благоприятной для организмов. | П: воспроизводить информацию по памяти, сравнивать и анализировать объекты природы; устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы на основании сравнений; находить необходимую информацию в тексте учебника. Р: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы; оценивать свою деятельность на уроке. К: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения; строить монологическую речь, вести диалог | Формировать экологическое сознание | |||||
6 | Обобщающий урок по теме «Введение» | Экскурсия «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных» Лабораторные и практические работы ПР №1 «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе». Ведение дневника наблюдений. | Проводить непосредственное наблюдение под руководством учителя. Оформлять отчет. Вести дневник фенологических наблюдений | П: наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы; сопоставлять информацию из разных источников. Р: действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради К: осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению; проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы | Соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе | |||||
Клеточное строение организмов (10ч.) | ||||||||||
7 | Устройство увеличительных приборов | Увеличительные приборы (лупа, световой микроскоп). Правила работы с микроскопом. Лабораторная работа ЛР №1:«Рассматривание строения растения с помощью лупы» (проверочная) | Знать особенности устройства различных увеличительных приборов и правил работы с ними. Определять увеличение лупы и микроскопа. Знать основные правила приготовления микропрепарата | П: выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации , устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками . Р: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; представлять результаты работы; организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. К: воспринимать информацию на слух; строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы. | Понимать необходимость приборов для изучения микроскопических объектов | |||||
8 | Строение клетки | Строение клетки: клеточная мембрана, клеточная стенка, цитоплазма, ядро, вакуоли | Знать особенности строения клетки растений. Различать на рисунках и таблицах частей клетки и ее органоидов, знать их функции. | П: осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради; отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы; Р: организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения лабораторных работ; ставить учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий; действовать по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради К: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме | Осознавать единство живой природы на основе знаний о клеточном строении организмов. Представлять клетку как микроскопическую биосистему. | |||||
9 | Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука | Лабораторные и практические работы ЛР № 2«Строение клеток кожицы чешуи лука» (проверочная) | Работать с микроскопом, изготавливать микропрепараты растительных клеток. Наблюдать части и органоиды клетки под микроскопом, описывать и схематически изображать их. Различать на рисунках и таблицах частей клетки и ее органоидов, знать их функции. | П: делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками; овладеть умением оценивать информацию, выделять в ней главное; схематически изображать увиденное под микроскопом; приобрести элементарные навыки работы с приборами. Р: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; организовать выполнение заданий учителя; развивать навыки самооценки и само-анализа; представлять результаты работы. К: воспринимать информацию на слух; строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы | Принимать правила работы в кабинете биологии во время проведения лабораторных работ | |||||
10 | Пластиды | Строение клетки. Пластиды. Хлоропласты Лабораторные и практические работы ЛР №3: «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата, рябины, шиповника» (проверочная) | Знать особенности строения клетки растений. Различать на рисунках и таблицах разные виды пластид, знать их функции. Работать с микроскопом, изготавливать микропрепараты растительных клеток. | П: выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач; делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками; овладеть умением оценивать информацию, выделять в ней главное; приобрести элементарные навыки работы с приборами. Р: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; организовать выполнение заданий учителя; развивать навыки самооценки и само-анализа; представлять результаты работы. К: воспринимать информацию на слух; строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы | Осознавать единство живой природы на основе знаний о клеточном строении организмов. Представлять клетку как микроскопическую биосистему. | |||||
11 | Химический состав клетки: неорганические и органические вещества | Методы изучения клетки. Химический состав клетки. Вода и минеральные вещества, их роль в клетке. Органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Обнаружение органических веществ в клетках растений | Объяснять роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки; различать органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Работать с лабораторным оборудованием, проводить биологические эксперименты по изучению химического состава клетки | П: выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы; анализировать результаты экспериментов и делать выводы Р: определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу. К: работать в составе творческих групп | Понимать взаимосвязь объектов живой и неживой природы на основании знаний о химическом составе клеток. | |||||
12 | Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание) | Жизнедеятельность клетки (питание, дыхание). Лабораторные и практические работы ЛР № 4: «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи» | Объяснять существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки (питание, дыхание). Ставить биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объяснять их результаты.. Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами | П: анализировать результаты экспериментов и делать выводы; схематически изображать увиденное под микроскопом Р: определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу. К: работать в парах | Представлять клетку растений как целый организм, обладающий всеми признаками живого. Принимать правила работы в кабинете биологии во время проведения лабораторных работ | |||||
13 | Жизнедеятельность клетки: рост, развитие, деление клетки | Рост и развитие клеток. Генетический аппарат, ядро, хромосомы. Демонстрация Схемы, таблицы и видеоматериалы о росте и развитии клеток разных растений. Схемы и видеоматериалы о делении клетки | Знать существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки (рост, развитие). Объяснять результаты биологических экспериментов по изучению процессов жизнедеятельности организмов. Работать с текстом и иллюстрациями учебника | П: осуществлять поиск информации из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради; определять основную и второстепенную информацию; правильно использовать естественнонаучные понятия, полно и точно излагать свои мысли; Р: ставить учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий К: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнерам | Представлять клетку растений как целостный организм, обладающий всеми признаками живого. Представлять размножение как главное свойство живого, обеспечивающее продолжение рода. Понимать роль генов в хранении и передаче наследственной информации от родителей к потомству | |||||
14 | Понятие «ткань» | Ткань. Демонстрация Микропрепараты различных растительных тканей. Лабораторные и практические работы ЛР № 5: «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей» (обучающая) | Объяснять понятие «ткань», виды растительных тканей и их функции в растении. Выделять признаки, характерные для различных видов тканей. Работать с микроскопом и определять различные растительные ткани на микропрепаратах. Оформлять результаты лабораторной работы в тетради. | П: классифицировать объекты (виды тканей); анализировать результаты экспериментов и делать выводы; схематически изображать увиденное под микроскопом Р: определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу; организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения лабораторных работ К: работать в парах
| Понимать необходимость разнообразных тканей для жизни растений на суше. | |||||
15 | Обобщающий урок по теме «Клеточное строение организмов». | Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений работать с микроскопом и приготовления микропрепаратов | Давать определения понятиям, классифицировать, объяснять, доказывать, анализировать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую. | П: классифицировать, объяснять, доказывать, анализировать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; структурировать учебный материал. Р: адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях. К: строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при работе в группах | Оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме | |||||
Царство Бактерии (2ч.) | ||||||||||
16 | Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность | Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности. Формы бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение | Знать особенности строения и жизнедеятельности, формы бактерий, их разнообразие, их распространение. Выделять существенные признаки бактерий. Характеризовать основные процессы жизнедеятельности бактерий. Отличать бактерии от других живых организмов. Сравнивать строение бактериальной и растительной клетки | П: работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. Р: организовать выполнение заданий учителя; развитие навыков самооценки и самоанализа. К: строить эффективное взаимодействие с одноклассниками | Применять полученные на уроке знания на практике, понимание важности сохранения здоровья. | |||||
17 | Роль бактерий в природе и жизни человека | Роль бактерий в природе. Роль бактерий в хозяйственной деятельности человека | Определять понятия: «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объяснять роль бактерий в природе и жизни человека. Приводить примеры положительного и отрицательного значения бактерий Знать правила, позволяющие избежать заражения болезнетворными бактериями. | П: давать определение понятиям; осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая критерии для логической операции; объяснять явления, выявляемые в ходе исследования; самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента Р: принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач К: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | Представлять положительную и отрицательную роль бактерий в природе и жизни человека; защищать свой организм от негативного влияния болезнетворных бактерий | |||||
Царство Грибы (5ч.) | ||||||||||
18 | Общая характеристика грибов
| Грибы, особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие грибов. Роль грибов в природе и жизни человека | Выделять существенные особенности представителей царства Грибы. Объяснять значение грибов для человека и для природы | П: выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Р: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа К: работать в составе творческих групп | Понимать роль представителей царства Грибы в природе и жизни человека. | |||||
19 | Шляпочные грибы | Строение шляпочных грибов. Пластинчатые и трубчатые грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора и употребления грибов в пищу. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами | Знать строение шляпочных грибов. Подразделять шляпочные грибы на пластинчатые и трубчатые. Распознавать съедобные и ядовитые грибы на таблицах и рисунках учебника. Знать правила оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами | П: выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу; использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. Р: организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и само-анализа К: умение работать в составе творческих групп | Оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимать важность сохранения здоровья. Осознавать необходимость оказания экстренной помощи при отравлении ядовитыми грибами | |||||
20 | Плесневые грибы и дрожжи | Плесневые грибы и дрожжи. Лабораторные и практические работы ЛР № 6: «Особенности строения мукора и дрожжей» (проверочная) | Описывать строение плесневых грибов по рисунку учебника. Объяснять термины «антибиотик» и «пенициллин». Готовить микропрепараты и наблюдать под микроскопом строение мукора и дрожжей. Работать с микроскопом и определять особенности строения мукора, пеницилла и дрожжей. | П: сравнивать биологические объекты; анализировать результаты наблюдений и делать выводы; схематически изображать увиденное под микроскопом; работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу Р: организовать выполнение заданий учителя; оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы К: умение работать в составе творческих групп | Выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению | |||||
21 | Грибыпаразиты | Грибыпаразиты. Роль грибовпаразитов в природе и жизни человека. Демонстрация Муляжи плодовых тел грибовпаразитов, натуральные объекты (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи и др.) | Выявлять признаки поражения организмов болезнетворными грибами. Объяснять пути заражения грибами-паразитами. Соблюдать меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. | П: выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу Р: планировать пути достижения целей; организовать выполнение заданий учителя К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | Осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе | |||||
22 | Обобщающий урок | Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений работать с микроскопом, готовить микропрепараты, отличать съедобные грибы от ядовитых, оказывать первую по мощь при отравлении ядовитыми грибами. ТЕСТ | Определять принадлежность грибов к определенной систематической группе. Распознавать представителей царства Грибы. Составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы. | П: классифицировать, объяснять, доказывать, анализировать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; структурировать учебный материал. Р: адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях. К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений | Осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе | |||||
Царство растения (9ч.)+ 3 резерв ( на обобщение и летние задания) | ||||||||||
23 | Ботаника- наука о растениях | Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль растений в биосфере. Охрана растений. Демонстрация Гербарные экземпляры растений. Таблицы, видеоматериалы | Знать основные отличия растений от представителей других царств живой природы. Знать об огромном значении растений для существования жизни на планете. Различать на рисунках и таблицах представителей царства Растения. Выявлять на живых объектах и таблицах низшие и высшие растения, наиболее распространённые растения, опасные для человека растения. | П: работать с различными источниками информации; осуществлять смысловое чтение; отделять главное от второстепенного, определять критерии для характеристики природных объектов; устанавливать причинно-следственные связи; строить логическую цепь рассуждений. Р: определять цель работы; планировать этапы ее выполнения и оценивать полученные результаты. К: воспринимать информацию на слух, работать в составе творческих групп. | Понимать уникальность растений. Осознавать значимость растительных организмов на планете как источников органического вещества и кислорода | |||||
24 | Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания | Водоросли: одноклеточные и многоклеточные. Строение, жизнедеятельность, размножение, среда обитания зелёных, бурых и красных водорослей. Лабораторные и практические работы ЛР № 7: «Строение зелёных водорослей» (обучающая) | Знать одноклеточные и многоклеточные водоросли, особенности их строения, жизнедеятельности, размножения, среду обитания зелёных, бурых и красных водорослей. Работать с микроскопом, изготавливать микропрепараты растительных клеток. | П: сравнивать биологические объекты; анализировать результаты наблюдений и делать выводы; схематически изображать увиденное под микроскопом; работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу Р: организовать выполнение заданий учителя; оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы К: умение работать в составе творческих групп; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию | Понимать эволюционную роль водорослей, как первых растений на Земле. | |||||
25 | Роль водорослей в природе и жизни человека. Охрана водорослей | Роль зелёных, бурых и красных водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей | Работать с таблицами и гербарными образцами, определять представителей водорослей. Объяснять роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывать необходимость их охраны. | П: работать с различными источниками информации; осуществлять смысловое чтение; отделять главное от второстепенного Р: планировать пути достижения целей; организовать выполнение заданий учителя К: работать в составе творческих групп; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию | Осознавать необходимость охраны водорослей | |||||
26 | Лишайники | Многообразие и распространение лишайников. Строение, питание и размножение лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека | Знать основные понятия. Выделять и характеризовать главную особенность строения лишайников — симбиоз двух организмов — гриба и водоросли. Различать типы лишайников на рисунке учебника. Характеризовать значение лишайников в природе и жизни человека | П: анализировать изображение внутреннего строения лишайника; выявлять преимущества симбиотического организма для выживания в неблагоприятных условиях среды. Р: действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради К: работать в составе творческих групп; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию | Осознавать значимость лишайников как первопроходцев, «пионеров» новых мест обитания; индикаторов экологической обстановки среды. Осознавать необходимость охраны водорослей | |||||
27 | Мхи | Высшие споровые растения. Мхи, их отличительные особенности, многообразие, распространение, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Лабораторные и практические работы ЛР №8: Строение мха (на местных видах) (проверочная) | Выделять существенные признаки высших споровых растений. Характеризовать особенности строения и жизнедеятельности мхов. Находить их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объяснять роль мхов в природе и жизни человека | П: сравнивать и анализировать информацию, делать выводы; наблюдать природные объекты и схематически изображать результаты наблюдений; работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу Р: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения. К: умение работать в составе творческих групп; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию | Осознавать эволюционную ценность данной группы растений. Осознавать необходимость охраны мхов. | |||||
28 | Плауны, хвощи, папоротники, | Высшие споровые растения. Папоротники, хвощи, плауны, их отличительные особенности, многообразие, распространение, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Лабораторные и практические работы ЛР №9: Строение спороносящего хвоща. Строение спороносящего папоротника (на усмотрение учителя) (обучающая) | Выделять характерные признаки растений данного отдела. Сравнивать разные группы высших споровых растений и находить их представителей на таблицах и гербарных образцах. Действовать согласно данным в учебнике, рабочей тетради | П: сравнивать и анализировать информацию, делать выводы; наблюдать природные объекты и схематически изображать результаты наблюдений Р: организовать выполнение заданий учителя; оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы К: уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела. | Осознавать эволюционную ценность данной группы растений. Осознавать необходимость их охраны. | |||||
29 | Голосеменные растения | Голосеменные растения, особенности строения. Многообразие и распространение голосеменных растений, их роль в природе, использование человеком, охрана. Лабораторные и практические работы ЛР № 9: «Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)» (проверочная) | Выделять существенные признаков голосеменных растений. Описывать представителей голосеменных по таблицам и гербарным образцам. Объяснять роль голосеменных в природе и жизни человека. Выполнять лабораторную работу под руководством учителя. | П: обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую: принятую в словесной форме, переводить в табличную Р: организовать выполнение заданий учителя; оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы К: сотрудничать в малых группах | Выделять хозяйственные достоинства голосеменных. Осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе. | |||||
30 | Покрытосеменные растения | Покрытосеменные растения, особенности строения, многообразие, значение в природе и жизни человека. Лабораторные и практические работы ЛР №10: «Строение цветкового растения» (обучающая) | Выделять существенные признаки покрытосеменных растений. Описывать представителей цветковых растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объяснять роль растений в биосфере. | П: сравнивать представителей разных групп растении, делать выводы на основе сравнения; находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую. Р: действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради К: воспринимать информацию на слух; строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы | Выделять эстетические достоинства покрытосеменных. Осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе. | |||||
31 | Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира | Методы изучения древних растений. Изменение и развитие растительного мира. Основные этапы развития растительного мира | Определять понятия «палеонтология», «палеоботаника», «риниофиты». Характеризовать основные этапы развития растительного мира. Давать общую характеристику растительного царства. | П: находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, анализировать и оценивать ее; сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет; обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую: принятую в словесной форме, переводить в табличную Р: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы; планировать этапы своей деятельности на уроке К: уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения | Выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. | |||||
32 | Обобщающий урок по теме «Царство растения» | Систематизация и обобщение понятий раздела. ТЕСТ по теме «Царство растения» | Определять принадлежность растений к определенной систематической группе. Распознавать представителей царства Растения. Составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы. | П:. находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую; сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет Р:; оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях. К: оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала; уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения | Оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира Оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме | |||||
33 | Урок систематизации и обобщения знаний за курс «Биология. 5 класс» | Систематизация и обобщение понятий курса. | Характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость. Оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе. | П: применять для решения задач логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов; систематизировать и обобщать знания о многообразии живого мира; Р: оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения; проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения; адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях. К: аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения; уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела. | Испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку. Испытывать любовь к природе. Проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы. | |||||
34 | Летние задания | Работа по индивидуальным заданиям |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
1. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методических комплектов) с 5 по 9 класс.
Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, любое издание после 2012 г.
Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Рабочая тетрадь / М.: Дрофа, любое издание после 2012 г.
Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, любое издание после 2012 г.
Печатные пособия:
1. Таблицы
2. Портреты ученых биологов
3. Систематика растений
4. Строение, размножение и разнообразие растений
5. Схема строения клеток живых организмов
Приборы, приспособления:
1. Комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ
2. Лупа ручная
3. Микроскоп школьный ув.300-500
Модели объемные:
1. Набор грибов
Натуральные объекты:
1. Гербарии, иллюстрирующие морфологические, систематические признаки растений, экологические особенности
Микропрепараты:
1. Набор микропрепаратов по разделу «Растения. Бактерии . Грибы. Лишайники» (базовый)
Экскурсионное оборудование:
1. Папка гербарная
Средства ИКТ:
1. Экран (настенный)
2. Мультимедиа проектор
3. Персональный компьютер – рабочее место учителя
4. Комплект оборудования для подключения к сети Интернет
5. Специальные модификации устройств для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения)
6. Устройства вывода/ вывода звуковой информации – микрофон, колонки и наушники
Мебель:
1. Аудиторная доска для письма фломастером с магнитной поверхностью – 1
Бытовая техника:
1. Телевизор – 1
2. DVD – плеер – 1
3. Видеомагнитофон – 1
Согласовано
на заседании ШМО учителей химии, биологии и географии
Протокол от «_28___» _____августа____2015 г. №_1__
Согласовано
Заместитель директора по УВР
___________________Н.М. Антонова
«____»_____________2015г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа 6 класс ФГОС по программе В.В.Пасечника
разработка, рабочая программа 6 класс ФГОС по программе В.В.Пасечника...
Биология рабочая программа 6 класс ФГОС по программе В.В.Пасечника
разработка, рабочая программа ФГОС 6 класс, по учебнику В.В.Пасечника...
Рабочая программа по биологии, 6 класс, ФГОС. К учебнику В.В. Пасечника "Биология. Покрытосеменные растения".
Рабочая программа по биологии, 6 класс, ФГОС. К учебнику В.В. Пасечника "Биология. Покрытосеменные растения", Дрофа, ВЕРТИКАЛЬ....
Рабочая программа по биологии 6 класс. УМК "Линия жизни" В.В. Пасечник
Рабочая программа для 6 класса ФГОС УМК "Линия жизни" В.В. Пасечник...
Рабочая программа по биологии 5 кл "Линия жизни" - 1 ч. Пасечник В.В.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы курса «Биология» Пасечник В. В. Биология. Основные закономерности жизнедеятельности организмов...
Рабочая программа по биологии 7 кл "Линия жизни" - 2 ч. Пасечник В.В.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы курса «Биология» В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С.Калинова 7 класс. Учебник / М.: Просвещени...
Рабочая программа по биологии 5-9 классы линия "Вертикаль" А. А. Пасечник
Предлагаемая программа соответсвует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования. 5 класс - "Бактерии, грибы, растения" - 1 час в неделю6 класс ...