Разработка урока Биологии 6 класс по теме: "Видоизменение побегов"
учебно-методический материал по биологии (6 класс) на тему
Разработка урока Биологии 6 класс по теме: "Видоизменение побегов" + презентация к уроку.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Донская средняя общеобразовательная школа
Урок биологии в 6 классе: »Видоизмененные побеги»
Подготовила: учитель биологии Овсянникова Вера Александровна
х.Гундоровский
2017-2018 уч. г.
Цели урока:
1.Образовательные: сформировать у учащихся представление об основных видоизмененных побегах, научить различать их и понимать значение для растений и человека.
2.Развивающие :развивать навыки работы с натуральными объектами, стимулировать усвоение биологических понятий: корневище, клубень и луковица, развивать умение выполнять практические работы.
3.Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе.
Планируемые результаты: называть видоизмененные побеги, распознавать их, находить признаки сходства и различия, делать выводы.
Задачи урока:
1.Предметные: Сформировать знания о строении подземных побегов, установить общие черты в их строении, сформировать умения описывать внешнее строение видоизмененных побегов, определять и называть части видоизмененных побегов, выделять существенные признаки надземных и подземных побегов, развивать умения определять органы растений, работать с натуральными объектами.
2.Метапредметные: создать условия(учебные ситуации) для развития коммуникативных, регулятивных, познавательных УУД)
3.Личностные: сформировать позитивное эмоциональное отношение учащихся к изучаемым на уроке биологическим объектам, выяснить биологиескую и хозяйственную роль видоизмененных побегам.
Оборудование: учебник, инструктивные карточки, лупа, проектор, компьютер, компьютерная презентация натуральные объекты: луковица, клубни картофеля, корневище ириса, карточки с кроссвордами, тесты, лист самоанализа и самооценки, таблица «Видоизмененные побеги».
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Ход урока
1.Организационный момент. Приветствие учителя. Я надеюсь, что сегодня на уроке у нас будет царить теплая рабочая атмосфера и взаимопонимание. Готовы? Спасибо!
2.Актуализация знаний и формулирование темы урока
Учитель: Наш урок я хотела бы начать с загадок. Я предлагаю вам узнать, что находится у меня в ящике.
Я вырос на грядке,
Характер мой гадкий:
Куда ни приду, всех до слез доведу (лук).
Неказиста, шишковата,
А придет на стол она,
Скажут весело ребята:
«Ну рассыпчата, вкусна!» (картофель).
В земле веревочка, а в ней кладовочка (корневище).
Что объединяет все эти органы?(находятся в земле).
А еще что?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, давайте решим кроссворд, он вам поможет вспомнить домашнее задание и оценить его.
п | р | о | б | к | а | ||||
к | о | р | а | ||||||
л | у | б | |||||||
д | р | е | в | е | с | и | н | а | |
о | р | г | а | н |
1.Покровная ткань стебля, состоящая из мертвых клеток (пробка)
2. Слой стебля, находящийся под пробкой, может содержать хлорофилл (Кора)
3.Внутренний слой коры, по которому передвигаются органические вещества(Луб)
4.Слой стебля, по которому передвигаются вода и минеральные вещества (древесина)
5.Корень, цветок, плод -одним словом…. (орган)
Какое ключевое слово у вас получилось? (Побег).
Учитель: Ребята, корневище, клубень, луковица-это обычные побеги, которые мы рассматривали на предыдущем уроке или они чем-то отличаются ?(Они отличаются от обычных побегов, они какие-то необычные, и растут они под землей, да и на побеги они совсем не похожи. Это видоизмененные побеги).
Учитель: Видоизмененные побеги -это тема нашего сегодняшнего урока. Запишите в тетради тему урока .
Итак, тему мы сформулировали. Что делаем дальше?
Давайте попробуем сформулировать цель нашего урока. Что нам нужно сделать?(Изучить строение видоизмененных побегов и выяснить, почему луковицу, корневище и клубень относят к видоизмененным побегам, доказать, что это побеги, их значение для растения и человека).
В конце урока мы ответим с вами на вопрос: Все ли органы, расположенные в земле, являются корнями?
4. Возьмите листы самоанализа и самоконтроля и заполните их. Какую оценку вы хотели бы получить на уроке? (Приложение 1)
5. Что мы должны искать? (Признаки побега у корневища, клубня, луковицы)
6. Вспомните, что такое побег?(Стебель или часть стебля с листьями или почками)
Гипотеза: Если корневище, клубень и луковица- видоизмененые подземные побеги, то мы должны обнаружить у них стебель, листья, почки.
5. Задача:1). выявить наличие стебля, листьев и почек у корневища, клубня, луковицы. 2).выявить функции видоизмененных побегов.
ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ:
Изучать строение видоизмененных побегов мы будем выполнив лабораторную работу. Для этого мы с вами разделимся на группы.
1 группа изучает корневище.
2 группа изучает клубень
3 группа изучает строение луковицы.
Самостоятельная исследовательская работа с учебником, натуральными объектами, инструктивными карточками. (Приложение 2)
6. Физминутка
Встали дружно, потянулись
Раз нагнулись, два нагнулись,
Руки в стороны раскинем
И затем наверх поднимем.
Осмысление и обобщение знаний
7. Представители каждой группы отчитываются о выполненной работе .Учитель корректирует и дополняет ответы учащихся, используя компьютерную презентацию.
8.Для обобщения результатов работы, давайте начертим таблицу в тетради и заполним ее.
Видоизмененные побеги | Стебель | Листья | Почки |
Корневище | + | + | |
Клубень | + | + | |
Луковица | + | + | + |
ВЫВОД:
9.К какому выводу вы пришли, изучив строение корневища, клубня, луковицы? (Корневище, клубень, луковица-это видоизмененные подземные побеги).
10.Давайте вернемся к началу урока и ответим на вопрос: Все ли органы, находящиеся в земле, являются корнями?(Нет. В земле могут находиться и подземные видоизмененные побеги, такие как корневища, клубни и луковицы).
11. Пригодятся ли знания, полученные на уроке, вам в жизни?(Да. В садоводстве, цветоводстве. Медицине, овощеводстве, агрономии).
12.Работа с тестами.(Приложение 3)
РЕФЛЕКСИЯ
13. Заполнение листов самоанализа и самооценки.
14. Домашнее задание: Найти загадки, пословицы о корневище, клубне, луковице.
Приложение 1
Анкета для самоанализа и самооценки
Ф. И. ________________________________________ Класс _______ Я хотел бы получить оценку__________ | ||
1. | На уроке я работал | активно / пассивно |
2. | Своей работой на уроке я | доволен / не доволен |
3. | Урок показался мне | коротким / длинным |
4. | За урок я | не устал / устал |
5. | Мое настроение | улучшилось / ухудшилось |
6. | Материал урока был мне | понятным / непонятным полезным / ненужным интересным / скучным легким / трудным |
7. | Моя оценка в конце урока |
Приложение2
Лабораторная работа
Тема: «Строение корневища, клубня, луковицы»
Цель:
Гипотеза:
Ход работы
- Изучите текст учебника «Корневище»(стр.53-54), рассмотрите рис.40
- Найдите стебель, почки, чешуевидные листья и придаточные корни.
- Зарисуйте и подпишите части корневища.
- Приведите 2-3 примера растений, имеющих корневища.
- Сделайте вывод. Сравните корневище с побегом.
Лабораторная работа
Тема: «Строение корневища, клубня, луковицы»
Цель:
Гипотеза:
Ход работы
1.Изучите текст учебника «Луковица»(стр.55-56), рассмотрите рис.43
2.Рассмотрите строение луковицы. Найдите стебель-донце, видоизмененные листья, почки, придаточные корни.
3.Зарисуйте и подпишите части луковицы.
4.Приведите 2-3 примера растений, имеющих луковицы.
5.Сделайте вывод. Сравните луковицу с побегом.
Лабораторная работа
Тема: «Строение корневища, клубня, луковицы»
Цель:
Гипотеза:
Ход работы
1.Изучите текст учебника «Клубень»(стр.54), рассмотрите рисунки 41-42
2.Рассмотрите строение клубня картофеля. Найдите почки(глазки), следы от недоразвившихся листьев, стебель.
3.Зарисуйте и подпишите части клубня.
4.Приведите 2-3 примера растений, имеющих клубни.
5.Сделайте вывод. Сравните клубень с побегом.
Приложение3
Вариант 1
1.У картофеля крахмал запасается в
а) корнеплодах б) корнях в) клубнях г) листьях
2. Корневище отличается от корня тем, что:
а) располагается в почве б) имеет узлы и чешуйчатые листья
в) обеспечивает вегетативное размножение
г) запасает питательные вещества
3. Клубень – это видоизменённый побег, так как для него характерен:
а) стебель б) почки и листья в) стебель и почки г) почки
4. Столон – это:
а) побег у картофеля, на котором образуются клубни
б) клубень картофеля
в) корнеплод моркови г) корневище ландыша
5. Запасные питательные вещества накапливаются в луковице в:
а) корнях б) донце в) почках г) листьях
Вариант 2
1.Побег состоит из:
а) стебля и корня б) стебля, корней и почек
в) листьев и цветков г) стебля, листьев и почек.
2.Корневище характерно для растения:
а) картофель б) тюльпан в) ландыш г) чеснок
3. Луковица, в отличие от клубня:
а) имеет запас питательных веществ
б) обеспечивает выживание растения в период засухи
в) располагается в почве
г) образована видоизменёнными мясистыми листьями
4. Клубень картофеля – это:
а) плод б) подземный побег в) наземный побег г) стебель
5. Побег у картофеля, на котором образуются клубни, называется:
а) глазки б) донце в) столон г) корневище
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Видоизменения побегов
Растения, имеющие корнневище :ландыш
Ирис
Пырей
Строение луковицы
Тюльпан
Лилии
Чеснок
Строение клубня
Растения, имеющие клубень:картофель
Топинамбур
Вывод:
Спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Видоизменения подземных побегов".
Материал включает: конспект урока для 6 класса (по линии Пономаревой) по теме "Видоизменения подземных побегов", инструктивные карточки для выполнения и оформления лабораторной работы, презе...
Презентация по биологии 6 класс на тему "Видоизменение листьев"
Презентация разработана для урока биологии в 6 классе по теме "Органы растений. Видоизменение листьев". Она содержит большой иллюстративный материал, который поможет визуализировать информацию, частич...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Урок по теме: "Видоизменения подземных побегов и корней"
Урок-исследование в 6 классе предметной линии "Сферы", авторы Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко. В соответствии с требованиями ФГОС ООО....
Урок по теме "Видоизменения подземных побегов"
Открытый урок по теме " Видоизменения подземных побегов" по учебнику Д.И. Трайтак ,Н.Д. Трайтак 5 класс....
Презентация к уроку биологии в 6 классе на тему "Видоизменения корней"
презентация предназначена для работы на уроке по теме "Корень. Видоизменения корней"...
Презентация по биологии 6 класс по теме: "Видоизменения надземных побегов"
Данна презентация предназначена для учащихся 6 класса...