Тип Хордовые. Класс Земноводные
материал для подготовки к егэ (гиа) по биологии (7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тип Хордовые.Класс Земноводные.
Класс Земноводные.
К земноводным относится немногочисленная группа наиболее примитивных наземныхпозвоночных животных. Насчитывает около 2,5 тыс. видов.
По сравнению с рыбами земноводные обладают следующими отличительными особенностями.
У земноводных появились шейный и крестцовый отделы позвоночника.
В связи с переходом к жизни на суше у них сформировались две пары пятипалых конечностей.
Головной мозг состоит из ствола и двух полушарий. Органы зрения, слуха и обоняния приспособлены к наземному образу жизни. У земноводных возник второй – легочный круг кровообращения и трехкамерное сердце, состоящее из двух предсердий и одного желудочка, в котором находится частично смешанная кровь.
Скелет разделен на отчетливо выраженные отделы.
С рыбами земноводных сближает наружное оплодотворение, размножение икринками, сходство личинки с мальком рыбы.
Классификация амфибий:
отряд Хвостатые (саламандры, тритоны); отряд Бесхвостые (лягушки, жабы); отряд Безногие (тропические червяги).
Амфибии обитают в воде и на суше. Тело короткое, разделено на голову, туловище, конечности. Покрыто голой, слизистой кожей. Слизь необходима для кожного газообмена, т.к. растворяет кислород (65% кислорода проникает через кожу). Развиваются в воде.
Скелет, состоит из скелета головы, скелета туловища, поясов конечностей и свободных конечностей.
Пояс передних конечностей состоит из парных лопаток, ключиц, вороньих костей и одной грудины.
Скелет передней конечности состоит из плеча, двух костей предплечья (локтевой и лучевой) и кисти (запястье, пясть, фаланги пальцев).
Пояс задних конечностей образован тремя парными костями таза и крестцовым позвонком.
Скелет задних конечностей включает бедро, 2 кости голени (большую и малую берцовые) и стопу.
Мышечная система хорошо развита, особенно на конечностях. Мышцы дифференцированы. В теле амфибий насчитывают до 350 мышц.
Пищеварительная система представлена пищеварительным трактом и железами. В ротоглоточную полость открываются протоки пары слюнных желез, хоаны, отверстия евстахиевых труб (среднего уха). В ней же находится язык, прикрепляющийся передним концом к нижней челюсти. Пищевод короткий. Кишечник разделен на тонкий и толстый. Печень и поджелудочная железы хорошо развиты. Есть желчный пузырь. Толстый кишечник заканчивается клоакой.
Дыхание кожно-легочное. У личинок жаберное. Трахеи и бронхов нет. Дыхательная поверхность легких небольшая. Строение кровеносной системы и дыхания
Кровеносная система замкнутая. Сердце трехкамерное. Два круга кровообращения – большой и малый. Правое предсердие заполнено венозной кровью, левое – артериальной. В желудочке находится частично смешанная кровь.
Нервная система образована головным и спинным мозгом, периферическими нервами. В головном мозге особенно развит передний отдел. Мозжечок и средний мозг развиты относительно слабо, т.к. амфибии малоподвижны, их движения однообразны. Органы чувств приспособлены к наземному образу жизни. Глаза снабжены подвижными веками и мигательной перепонкой (третьим веком). Амфибии видят дальше рыб, т. к. хрусталик имеет форму линзы, что улучшает аккомодацию. Строение нервной системы
В органах слуха появляется среднее ухо, отграниченное от внешней среды барабанной перепонкой. В среднем ухе одна слуховая косточка.
Органы обоняния представлены слизистыми обонятельными капсулами, связанными с ноздрями.
Выделительная система представлена парой первичных туловищных почек, на поверхности которых лежат надпочечники. Мочеточники впадают в клоаку. Сюда же у высших амфибий открывается мочевой пузырь. Моча выводится в клоаку, а затем наружу. С мочой выводится основной продукт белкового обмена – мочевина и остальные продукты.
Размножение и развитие земноводных происходит в воде. Семенники и яичники парные. Оплодотворение, чаще всего, наружное. Развитие с метаморфозом.
Значение земноводных в природе и жизни человека. Земноводные являются важным компонентом водных и наземных биоценозов; регулируют численность насекомых; служат пищей многим животным, в том числе и человеку; используются в научных целях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МОДУЛЬНЫЙ УРОК «Тип хордовые. Класс млекопитающие. Система органов полости тела млекопитающих»
МОДУЛЬНЫЙ УРОК «Тип хордовые. Класс млекопитающие. Система органов полости тела млекопитающих»...
контрольная работа "Тип Хордовые. Надкласс Рыбы. Класс Земноводные" 7 класс
работа предназначена для проверки уровня освоения тем "Надкласс Рыбы" и "Класс Земноводные" по биологии в 7 классе...
«Класс земноводные. Среда обитания, внешнее строение, скелет и мускулатура земноводных».
Урок является первым в теме "Тип Земноводные". Тип урока-урок получения новых знаний....
Технологическая карта урока биологии. Тема урока «Класс Земноводные. Общая характеристика земноводных».
Ознакомление учащихся с информацией о представителях класса Земноводные, как с животными, занимающими особое место в истории развития позвоночных, их многообразием, особенностями внешнего строен...
Биология 7 класс."Тип Хордовые. Класс Хрящевые и Костные рыбы"
Тест позволяет проверить усвоение знаний по Теме "Рыбы"...
методическая разработка по теме: Редкие и исчезающие виды земноводных. Заключительное занятие в теме "Класс Земноводные" Биология 7 класс
Конспект урока по теме: Редкие и исчезающие виды земноводных. Заключительное занятие в теме "Класс Земноводные" Биология 7 класс. Составлен в соответствии с ФГОС...
презентация по теме: Редкие и исчезающие виды земноводных. Заключительное занятие в теме "Класс Земноводные" Биология 7 класс
Презентация к уроку по теме: Редкие и исчезающие виды земноводных. Заключительное занятие в теме "Класс Земноводные" Биология 7 класс составлен в соответствии с ФГОС...