презентация к уроку биологии в 6 классе
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Ополева Нина Яковлевна

разработка  открытого урока  на тему "Плоды"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plody_v_6_klasse.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное Казенное образовательное учреждение Калужской области «Козельская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Разработка открытого урока

по биологии для 6 класса

«Плоды»

                                                                     Учитель биологии

                                                                                                                                            Ополева Н.Я.

                                                                                                                                                                                   

г.Козельск 2014

Тема: Плоды. Распространение плодов и семян.

Образовательная:

Сформировать у учащихся знания о плоде, как о  важном  органе     цветкового растения; о его строении и значении; многообразии плодов и их классификации. Закрепить понятие завязь, цветок, околоцветник, соцветия;

Развивающая:

Развивать навыки  работы  с натуральными объектами и наглядными пособиями;  самостоятельно работать с учебником; сформировать умения по классификации   плодов в определении признаков приспособленности к    распространению семян.

Воспитательная: 

Продолжить экологическое воспитание учащихся, на основе изучения приспособленности растений к распространению семян. Воспитывать коммуникативные качества, работа в группах.

Образовательные результаты:

Личностные

Формирование познавательного интереса и мотива, направленных на изучение плодов; формирование интеллектуальных умений: сравнивать, делать выводы.

Метапредметные

Формировать умение классифицировать плоды, уметь работать с разными источниками биологической информации, умение адекватно использовать речевые формы для дискуссии, сравнивать разные точки зрения.

Предметные

Выделение существенных признаков плодов; определять плоды к определенной группе; сравнивать плоды и делать выводы на основе сравнения; овладения методом наблюдения и описания объекта; различение на таблице и рисунках различных плодов.

Развивать компетенции:

Ценностно-смысловые компетенции.

Учебно-познавательные компетенции.

Информационные компетенции.

Коммуникативные компетенции.

Социально-трудовые компетенции

Компетенции личностного самосовершенствования

Тип урока: изучение и первичного закрепления нового материала. (Урок – исследование с элементами решения проблемных ситуаций).

Методы:  объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, проблемно-поисковый, беседы, наглядный,  методы стимулирования учебной деятельности в процессе обучения.

Приёмы: объяснение, беседа,  работа с таблицами и  наглядным материалом,  решение проблемных ситуаций, работа со схемами.

Оборудование:   рисунки «Сухие плоды», «Сочные плоды»; коллекция плодов, учебник,  мультимедийный материал, тетрадь с печатной основой,.

тест (самопроверка).

Ключевые слова и понятия: цветок,  плод, семязачаток, завязь, опыление, оплодотворение, сухие и сочные плоды, односемянные и многосемянные плоды, способы распространения плодов.

                                     Ход урока.

  1. Организационный момент. Приветствие.

Здравствуйте уважаемые гости!

Здравствуйте ребята!

Я очень рада вас видеть. Надеюсь, что мы сегодня с вами очень плодотворно поработаем.

Что Вы понимаете, под словом плодотворно?

Какие личные качества вам помогу в плодотворной работе нашего урока?

(ответы обучающихся).

Я желаю вам в полной мере проявить эти качества.

Давайте перед началом урока скажем наши слова.

 Хором говорят

«Скажи мне и я забуду. Покажи мне и запомню.   Дай мне действовать самому и я научусь»

  1. Проверка домашнего задания. 

Плоды нашей подготовки к уроку.

Давайте вспомним, пройденный материал. 

Тест на слайде презентации и в вашем дорожном листе.

После самопроверки и самооценивания, сравнивают с правильным ответами и ставят итоговую оценку, по шкале:

7-10 правильных ответа – оценка «3»

 11-13правильных ответов – оценка «4»

все правильные ответы – оценка «5» - Молодец!

Если правильных ответов меньше трех – запись  - Надо подготовить материал!

Заполняют лист индивидуальной самооценки.

Пояснить, как работают. «Результат, полученный на уроке - это и будет плод вашей работы на уроке

Лист индивидуальной  самооценки

Ф.И.

Этапы урока

Итоговая оценка 

От 10 до 12б-«3»;

От 13 до 16-«4»;  

От 17 до 20б-«5».

Повторение

(тест) шкала:

от7до10 правильных ответа – оценка «3» 

От11 до 13 правильных ответов – оценка «4» 

все правильные ответы – оценка «5»

Ответы на проблемные вопросы.

(если был ответ -5; 

если ответа не было-0)

Выполнение практической работы

 «Составление схемы классификации плодов»

5 баллов 

Выполнение лабораторной

работы

«Классификация

плодов»

5 баллов 

3. Подготовка учащихся к усвоению нового материала.

Учитель загадывает загадка:        

                            Весной повис-                        

                       Всё лето кис,

                       А сладок  стал –                    

                       На землю пал.                        

                                            (Плод)                                            

Тема нашего урока:

Плоды. Распространение плодов и семян. (Слайд 1)

Запись в тетрадь.

Какие задачи нам предстоит решить сегодня на уроке? (Слайд 2)

(Узнать: что такое плод? какие плоды бывают? многообразии плодов и их классификации).

Сегодня мы с вами поговорим о плодах, об их образовании, значении и распространении. И в конце урока мы должны будем ответить на вопрос:

«На месте чего образуются плоды и зачем они нужны?» (Слайд 3)

  1. Изучение нового материала.

Слайд 9

Какие бывают органы? (Вегетативные и репродуктивные органы)

К каким органам относится плод?

( Плод относят к репродуктивным).

Что образуется после того, как отцвел цветок? (после того как цветок отцвел, наступает новый этап его развития – образование плода.

  1. Решение проблемной ситуации:

(работа в парах)

Давайте поможем решить спор двум товарищам, один из которых утверждает что кочан капусты это плод, а другой с ним не согласен.  Как Вы думаете, кто из них прав? –( ученики высказывают свои предположения.)

Обобщение ответов учащихся - кочан капусты это не плод, т. к. нет цветка. Кочан – это почка. (Слайд 4)

Что же такое плод?

 

Запись в тетради.

Плод – это орган цветкового растения, который образуется на месте цветка. (Слайд 5)

(Самооценивание)

  1. Решение проблемной ситуации:

Какие процессы необходимы для образования плода? (Работа в парах)

Ответ:           (Процессы, необходимые для образования плода)  (слайд 5).

  • Образование цветка
  • Опыление
  • Оплодотворение
  • Образование плода (Слайд 6).

Работа с учебником. (индивидуальная работа)

Откройте учебник  стр.42.учебник будет сегодня нашим помощником на уроке.

 Из какой части цветка образуется плод?

Запись в тетради:

(После оплодотворения из семязачатков пестика развиваются семена, а из стенок завязи околоплодник.)

Самостоятельно сформулируйте определение « ПЛОДА.»

Обобщение и корректировка ответов учащихся и запись определения плода в тетради. (Слайд 7)

(Плод – важнейший орган размножения цветковых растений, образующийся на месте цветка после опыления и оплодотворения.)

Проговорите это определение друг другу вполголоса.

Мы выполнили первую задачу нашего урока. Что мы должны узнать теперь? (слайд)

(Узнать о многообразии  плодов и их классификации.)

Групповая работа, с инструкционной карточкой.

Рассмотреть рисунки в учебнике на стр.    и самостоятельно составить схему «Классификация плодов» в дорожной карте урока . Записать в схему примеры плодов.

               

 (по наличию семян)

                                                               Плоды

                             Односемянные                                     Многосемянные

(по состоянию околоплодника)

                                             КЛАССИФИКАЦИЯ ПЛОДОВ (Слайд 9 -10)

1гр

                                     2гр

СОЧНЫЕ ПЛОДЫ:                                                             СУХИЕ ПЛОДЫ:

ПОМЕРАНЕЦ:                                                                                  СЕМЯНКА:

- лимон                                                                                  - подсолнечник

- апельсин                                                                                БОБ:

ЯГОДА:                                                                                 - фасоль

-виноград                                                                               - горох

- банан                                                                                    - боб

- томат                                                                                  - акация

- черника                                                                               КОРОБОЧКА:

                                                                                                 - лён

КОСТЯНКА:                                                                       - хлопчатник

- слива                                                                                    - мак

- вишня                                                                                  - фиалки

- малина                                                                                - табака

-морошка                                                                               - тюльпана

ТЫКВИНА:                                                                           ЗЕРНОВКА:

- тыква                                                                                    -  пшеница

-огурец                                                                                   - кукуруза

-арбуз                                                                                        ОРЕХ:

ЯБЛОКО:                                                                               - лещина

                                                                                                   - фундук

-яблоко                                                                                   ЖЁЛУДЬ:

-айва                                                                                       - дуб

                                                                                                  СТРУЧОК:

                                                                                                 - сурепка

                                                                                                 - капуста

                                                                                                 - редис

                                                                                                 - репа

                                                                                                 - брюква

                                                                                                  -редьки

Физминутка. 

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка

Я сорвать его хотел

Он вспорхнул и улетел

Первичное закрепление знаний.

Практическая работа  « КЛАССИФИКАЦИЯ ПЛОДОВ» (работа в группах)

Постановка проблемы: Какой можно сделать вывод из заполненной таблицы? На какие группы вы можете разделить эти плоды?

ВЫВОД: Плоды бывают сочные и сухие, односемянные и многосемянные.

                   7. Продолжение изучения нового материала.

    Следующая задача нашего урока «Узнать о значении плодов.» (работа в парах)

Зачем растению нужны плоды? (высказывают предположения)

Проверьте ваши предположения по учебнику и сформулируйте правильно ответ на вопрос.

Плод – это приспособление цветкового растения к распространению семян. (Слайд 12)

     3. Решение проблемной ситуации

Почему необходимо распространять семена? 

(Чтобы они не проросли рядом с материнским  растением, и не было конкуренции за питательные вещества, свет и воду).

И мы приступаем к изучению нашей последней задачи, которая вытекает из последующей. (слайд)

 (Знать способы распространение плодов.)

Изучение способов  распространения семян – выступление обучающего с опережающим заданием по теме «Распространение плодов»

8. Первичное закрепление знаний.

Разгадывание загадок, с последующей записью способов распространения в тетрадь.

9.Обобщение полученных знаний на уроке.

Давайте вспомним тот вопрос, который мы поставили в начале урока и ответим на него.

«На месте чего образуются плоды и для чего они нужны?» (Слайд 14)

(Плоды образуются на месте цветка.

Плоды нужны для распространения семян). (Слайд 15)

Наш урок подходит к концу, давайте сядем на машину времени и совершим путешествие в мир детства – вспомните сказки, в которых вы встречались с плодами. Слайд 16,17)

10. Подведение итогов урока.

Вы удовлетворены результатами работы на уроке?

Каковы плоды вашей работы?

11. Информация о домашнем задании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку биологии в 7 классе по теме "Класс Птицы".

Данные об авторе Автор: Кадырова Р.Х.  Место работы, должность: МБОУ Наримановского района "СОШ №11", Астраханская область, учитель биологии, заместитель директора по УВР  Регион: Астраха...

Конспект урока и презентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Условия прорастания семян"

Материал содержит конспект урока и презентацию по биологии для учащихся 6 класса по теме "Условия прорастания семян". Урок составлен на основе учебника В.В. Пасечника "Бактерии. Грибы. Растения"...

План урока и презентация к уроку биологии в 8 классе "Регуляция деятельности пищеварительной системы"

Представлены краткий план урока и презентация к уроку биологии в 8 классе "Регуляция деятельности пищеварительной системы"...

Презентация к уроку биологии в 10 классе "Митоз- деление соматических клеток".Учитель биологии МОУ Куркинская СОШ №1 Архипкина А.П.

Презентация к уроку биологии в 10 классе "Митоз- деление соматических клеток", содержит слайды, раскрывающие процесс ы интерфазы, фазы митоза....

Презентация к уроку биологии в 7 классе по теме "Класс Головоногие моллюски"

В презентации даётся описание внешнего и внутреннего строения Головоногих моллюсков, их многообразия, значения в природе и в жизни человека.Подробно даётся описание присосок на примере осьминога, пере...

Презентация к уроку "Биология - наука о живой природе", биология, 5 класс

В контексте данного урока учащиеся знакомятся с понятиями "биология", "биосфера", "экология", "атмосфера", "озоновый слой", "гидросфера", "литосфера". Обучающиеся на примере красочно оформленных ...

Презентация к уроку биологии в 5 классе по теме: "Живое и неживое: каковы особенности биологических систем?" к учебнику В.А.Самкова, Д.И.Рокотова "Биология" 5 класс

Презентация к уроку биологии в 5 классе по теме: "Живое и неживое: каковы особенности биологических систем?" к учебнику В.А.Самкова, Д.И.Рокотова "Биология" 5 класс...