КТП по биологии 5 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (5 класс) на тему

Дегтярёва Елена Николаевна

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН БИОЛОГИЯ 5 класс ФГОС  (35 часов) по учебнику Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2016.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktp_biologiya_5_kl.doc122 КБ

Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН БИОЛОГИЯ 5 класс ФГОС  (35 часов)

№ п/п

Темы разделов и уроков

Кол-во  час.

Вид контроля

Планируемые результаты

Дата

Личностные

Метапредметные

Предметные

План

Факт

Биология – наука о живых организмах  – 6 часов

1

Биология — наука о живой природе. Техника безопасности и организация рабочего места.

1

Текущий

формируется любовь и бережное

отношение к родной природе, элементы экологической культуры,

умение соблюдать дисциплину на уроке.

Р: постановка новых целей, преобразование практической задачи в познавательную.

П: умения проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты.

К: Отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами.

учащиеся имеют представление

о биологии как науке, о значении биологических

знаний в современной жизни и роли биологической

науки в жизни общества; усвоили понятия «биология», «биосфера», «экология».

2

Методы исследования в биологии.

1

Тематический

формируется ответственное отношение к соблюдению правил техники безопасности

Р: обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем.

П: практическое ознакомление с методами проведения научных исследований.

К: читают учебник и при этом выявляют все виды текстовой информации.

учащиеся знают основные методы

изучения биологии, правила техники безопасности

в биологическом кабинете.

3

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого

1

Тематический

формируется научное мировоззрение на основе знаний об отличительных признаках

живого от неживого.

Р: постановка новых целей.

П: навыки работы с текстом и иллюстрациями учебника.

К: умения участвовать в диалоге.

учащиеся знают названия царств

живой природы и отличия живых организмов от

объектов неживой природы.

4

Среды обитания живых организмов.

1

Тематический

Формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов.

Р:  умение аргументированного отвечать на вопрос.

П:  формируется умение проводить анализ связей организмов со средой обитания.

К: Отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами.

Учащиеся умеют различать среды обитания организмов, знают их особенности.

5

Экологические факторы и их влияние на живые организмы

1

Текущий

формируются элементы экологической культуры.

Р: умение объяснить изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах.

П: умение работать с текстом и иллюстрациями учебника.

К: умение участвовать в диалоге.

учащиеся умеют определять понятие «экологические факторы» и объяснять их влияние на живые организмы.

6

Обобщающий урок.

Проверочная работа

1

Итоговый

Формируется любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологической культуры.

Р: постановка новых целей.

П: развивается умение проводить наблюдение в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты.

К: умение подбирать аргументы, формулировать выводы.

Учащиеся имеют начальные представления о многообразии растений и животных, об осенних явлениях в их жизни; о том, что живые организмы связаны со средой обитания и приспособлены для жизни в определенной среде.

Клеточное строение организмов – 10 часов

7

Устройство увеличительных приборов

Лабораторная работа №1

«Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними».

1

Тематический

Практический

Формируется познавательный мотив на основе интереса к работе с новым оборудованием и проведения простейших исследований

Р: умение контролировать время.

П: развивается умение проводить простейшие умения и оформлять их результаты.

К:планирование и регуляция своей работы.  

Учащиеся знают устройство увеличительных приборов, умеют работать с ними; имеют представление об истории создания светового микроскопа и открытии клеточного строения организмов; убеждаются в том, что живые организмы действительно имеют клеточное строение.

8

Строение клетки.

Лабораторная работа  №2 «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом».

1

Тематический

Практический

Формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов

Р: постановка новых целей.

П: развивается умение проводить наблюдение в живой природе. К: умение подбирать аргументы, формулировать выводы.

Учащиеся имеют начальное представление о строении клетки; приобрели навык готовить микропрепарат кожицы лука, умеют рассмотреть его в микроскоп и схематически изобразить строение клетки в тетради.

9

Клетка и ее строение. 

1

Тематический

Формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся

объектов.

Р: работая по плану, сверяют свои действия с целью,  исправляют ошибки с помощью учителя.                             П: развиваются умения выполнения лабораторной работы по инструкции.                     

К: умение подбирать аргументы, формулировать выводы.

Учащиеся имеют понятия о пластидах и хлоропластах; у них развиваются навыки приготовления микропрепаратов, изучения их под микроскопом и умения схематически изображать строение клетки в тетради.

10

Химический состав клетки: неорганические и органические вещества

1

Тематический

Формируется научное мировоззрение на основании установления сходства хим. состава клеток как одного из доказательств единства живой природы

Р: обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем.                                П:  развивается умение обнаруживать общность живой и неживой природы на основании сравнения и установления сходства их состава.                              К: умение подбирать аргументы, формулировать выводы.

Учащиеся имеют начальные представления о химическом составе клетки, неорганических и органических веществах, их роли в клетке.

11

Химический состав клетки: неорганические и органические вещества

1

Тематический

12

Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание)

1

Тематический

Формируется познавательный мотив на основе интереса к проведению простейших

 биологических экспериментов

Р: работая по плану, сверяют свои действия с целью.

П: развиваются навыки проведения простейших биологических экспериментов.

 К: умение   формулировать выводы.

У учащихся формируются первоначальные представления о жизнедеятельности клетки.

13

Жизнедеятельность клетки: рост, развитие

1

Тематический

формируется научное мировоззрение у учащихся представления

о делении клеток как основе размножения, роста и развития всех живых организмов.

Р: обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем.                        

П: развивается умение работать с текстом и иллюстрациями учебника.  К:  умение подбирать аргументы, формулировать выводы.

учащиеся знают, умеют описать процесс роста, деления  и  развития клетки

14

Деление клетки

1

Тематический

15

Ткани

1

Тематический

формируется научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления о ткани как следующем уровне организации организмов из клеток.

Р: работая по плану, сверяют свои действия с целью.

П: развивается умение работать с текстом учебника. К: доносят свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи

учащиеся имеют первоначальные

представления о тканях и выполняемых ими функциях в растительном организме.

16

Контрольная работа №1 «Клеточное строение организмов»

1

  Итоговый

умение соблюдать дисциплину на уроке, потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

Р: умение контролировать   время. 

П: развивается                             умение анализировать и обобщать имеющиеся знания.         

 К: умение подбирать аргументы, формулировать выводы.

у учащихся сформированы первоначальные представления о единстве живых организмов

Царство Бактерии – 2 часа

17

Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность

1

Тематический

Формируется научное мировоззрение на основе изучения строения бактерий

Р: умение  аргументировано отвечать на вопросы.                       П: развивается умение самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями.

 К: доносят свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи.

Учащиеся имеют представление об особенностях строения бактерий и их многообразии.

18

Роль бактерий в природе и жизни человека

1

Тематический

Формируется интерес,

положительная  познавательная мотивация на основе

проведения самостоятельного биологического исследования

Р: обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем.                          П: развивается умение самостоятельно выполнять биологические исследования, работать с текстом и иллюстрациями учебника.                           К: Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе, умение подбирать аргументы, формулировать выводы.

Учащиеся имеют начальные сведения о роли бактерий в природе и о роли бактерий в жизни человека.

Царство Грибы – 5 часов

19

Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека

1

Текущий

Формируется научное мировоззрение на основе изучения строения и роли грибов

Р:  работая по плану, сверяют свои действия с целью.                                 П: развиваются умения самостоятельно работать с текстом  учебника, получать информацию из видеофильма.                  К: доносят свою позицию до других, используя монологическую и диалогическую речь.

Учащиеся знают о строении грибов, их роли в природе и жизни человека

20

Шляпочные грибы

1

Тематический

формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов

природы.

Р: умение  аргументировано отвечать на вопросы.                       

П: развивается умение самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника.

 К: Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе. 

Учащиеся знают особенности строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, умеют отличать грибы съедобные от ядовитых, знакомы с приемами оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.

21

Плесневые грибы и дрожжи 

Лабораторная работа №3

«Особенности строения мукора и дрожжей»

1

Тематический Практический

формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов

природы

Р: умение  аргументировано отвечать на вопросы.                       

П: развивается умение самостоятельно проводить исследования в ходе лабораторной работы,  анализировать результаты.                       К: Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе.

Учащиеся знают строение плесневых грибов и дрожжей, их роль в природе и жизни человека.

22

Грибы-паразиты

1

Тематический

формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов

природы

Р: обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем.                        

П: развивается умение самостоятельно работать с текстом учебника. 

К: доносят свою позицию  до других, используя монологическую и диалогическую речь  

Учащиеся знают о грибах-паразитах и их роли в природе.

23

Контрольная работа №2 «Царство Бактерии. Царство Грибы»

1

Итоговый

формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов

природы

Р: умение контролировать   время.  П: развивается                              умение сравнивать объекты и делать выводы.

К: умение подбирать аргументы, формулировать выводы.

Учащиеся систематизировали и обобщили знания о строении роли бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Царство Растения- 11 часов

25

Ботаника — наука о растениях

1

Текущий

формируется экологическая культура на основе понимания важности охраны растений

Р: обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем.                        

П: развиваются умения выделять существенные признаки растений, различать и сравнивать   растения.

К: Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе.

учащиеся имеют представления

о многообразии растений, их характерных признаках, о высших и низших растениях

26

Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания

1

Тематический

формируется экологическая

культура на основе понимания важности охраны растений

Р: работая по плану, сверяют свои действия с целью.                              П: развивается умение выделять существенные признаки низших растений и на этом основании относить водоросли к низшим растениям.

К: Самостоятельно организуют учебное взаимодействие.

учащиеся имеют представление о водорослях (одноклеточных и многоклеточных) как представителях низших растений, их характерных признаках

27

Роль водорослей в природе и жизни человек. Охрана водорослей

1

Тематический

формируются элементы                                      коммуникативной                    компетентности в общении сотрудничестве с одноклассниками  в процессе образовательной деятельности

Р: умение  аргументировано отвечать на вопросы.                       

П: развивается умение работать с текстом и иллюстрациями учебника.

К: доносят свою позицию до других, используя монологическую и диалогическую речь.

учащиеся имеют представление о многоклеточных водорослях как представителях низших растений, их характерных признаках.

28

Мхи

Лабораторная работа  №4   «Строение мха»

1

Тематический

формируется научное

мировоззрение на основе сравнения низших и высших растений

и установления усложнений в их строении.

Р: работая по плану, сверяют свои действия с целью.

П: развивается умение выделять существенные признаки высших споровых растений и на этом основании относить мхи к высшим споровым растениям.

К: умение участвовать в диалоге.

учащиеся имеют представление о мхах, как представителях высших споровых растений, их характерных признаках

29

Папоротники, хвощи, плауны

1

Тематический

формируется научное мировоз-

зрение на основе сравнения низших и высших растений

и установления усложнений в их строении в процессе эволюции

развивается умение выделять существен-

ные признаки высших споровых растений и на этом основании относить мхи, папоротники, плауны и хвощи к высшим споровым растениям

учащиеся имеют представление о папоротниках, плаунах и хвощах как представите-

лях высших споровых растений, их характерных признаках и более высокой организации по сравнению с  мхами.

30

Голосеменные растения

1

Тематический

формируется научное мировоззрение на основе сравнения голосеменных и высших

растений

Р:   формулируют учебную проблему совместно с учителем.                        

П: развитие умения выделять   признаки семенных растений и устанавливать их преимущества.

К: умение подбирать аргументы, делать выводы.

учащиеся имеют представление о

характерных признаках и многообразии голосеменных растений; освоили понятие «семенные растения»

31

Покрытосеменные растения

1

Тематический

формируется научное мировоззрение на основе сравнения голосеменных и покрытосеменных растений

Р: работая по плану, сверяют свои действия с целью.

П: развивается умение выделять существенные признаки покрытосеменных растений.

К: Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе.

учащиеся имеют представление о

характерных признаках и многообразии покрыто-семенных растений; могут оперировать понятиями: «плод», «цветок», «жизненные формы»

32

 Происхождение растений.

1

Тематический

формируется научное

мировоззрение на основе изучения основных этапов развития раститель

ного мира

Р : обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем.                        

П: развивается умение приводить доказательства того, что многообразие растительного мира — результат длительного исторического развития (эволюции).

К: умение подбирать аргументы.

учащиеся имеют представления о

методах изучения древних растений, знают основные этапы развития растительного мира

33

Основные этапы развития растительного мира

1

Тематический

34

Контрольная работа №3 «Царство растений»

1

Итоговый

Формируется научное мировоззрение на основе выделения существенных признаков

представителей разных отделов Царства Растения

Р: работая по плану, сверяют свои действия с целью.

П: развивается умение выделять существенные признаки покрытосеменных.

К: Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе.

Учащиеся систематизировали и обобщили знания о строении и роли растений в природе и жизни человека

35

Заключительный урок по курсу «Биология. 5 класс». Летние задания

1

Воспитание в учащихся чувства гордости за

российскую биологическую науку; знание правил поведения в природе; умение реализовывать теоретические познания

на практике; воспитание любви к природе.

Р: умение оценивать конечный результат.

П: развивается умение анализировать.

К: Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе.

Навыки  владения полученным материалом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку по биологии " Класс Птицы"

Использование данной презентации позволяет  учащимся успешно повторить и закрепить   изученный материал, сформировать положительную мотивацию к урокам биологии,  активизировать умс...

Урок биологии "Класс Земноводные", 7 класс

Представляю методическую разработку  урока и презентацию по теме "Класс Земноводные". http://festival.1september.ru/articles/524222/...

Конспект урока по биологии "Класс паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека"

Урок разработан к учебнику В.М.Константинова "Биология. Животные. 7 класс". Изучение нового материала сопровождается применением ИКТ (просмотра анимаций, видеофрагментов), самостоятельной работой в па...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по биологии. Класс 11 класс (профильный)

Количество часов: всего _105  часов; в неделю _3_ часа; Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений по биология для 10-11 классов, авторы: Г.И. Дымшиц, О.В. Са...

Проверочная работа по биологии "Класс Млекопитающие". 7 класс. УМК В.В. Пасечник.

Проверочная работа составлена в двух вариантах и представляет собой набор заданий разных типов....

УУД 10 класс профильПримерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология», класс 10, издательство «Просвещение» )

Примерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология&raqu...

Презентация к року биологии "Класс Птицы", 7,8 класс

В презентации представлен конспект с иллюстрациями по теме "Класс Птицы": отличительные черты класса, покровы, скелет, системы органов, размножение и развитие....