ПРОГРАММА элективного курса по общей биологии для 10 класса «ПОСТАНОВКА И РЕШЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ ПО БИОЛОГИИ»
рабочая программа по биологии (10 класс) на тему
Программа элективного курса составлена на основе программы В.Б.Захарова «Общая биология» для общеобразовательных учебных заведений, 2002 г., предназначена для работы в 10 классе и рассчитана на 1 час занятий в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_11_kl_-_programma.doc | 119.5 КБ |
elektivnyy_kurs_11_kl_-_poyasnitelenaya_zapiska.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ НА ПЛАНЕТЕ – 1 час
Основные понятия. Неорганические и органические вещества. Живое вещество биосферы.
Живая система, организм. Признаки живых организмов.
Основные свойства живых систем: метаболизм, саморегуляция, раздражимость, движение.
Уровни жизни. Критерии жизни. Формы жизни.
Систематика, систематические категории, иерархия, классификация, царства живой природы.
Клетка, инфраклеточные структуры (ткань, орган, система, организм), надорганизменные структуры (популяция и вид, биоценоз, биосфера).
Целостный организм.
№ | Тема урока | Постановка проблем |
01 | Признаки живых систем. Уровни организации жизни на планете. Биосфера. Структура и функции. Компоненты биосферы. Живое вещество. | Положение кристаллических и кибернетических систем относительно комплекса признаков жизни. Правомерность определения системы как живой при наличии только главных признаков. Представители высших и низших уровней одинаково эффективно приспособлеиы. Уместность категории «степень совершенства» того или иного уровня. Любая живая субстанция обладает системой энергетического обмена с окружающей средой. Как это относится к биосфере? Биосфера как живой организм. Биосфера как кибернетическая (информационная) система. Область допустимости. |
ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ – 8 часов
Основные понятия. Эволюция. Темпы эволюции. Наследственность, изменчивость наследственная и модификационная. Искусственный отбор.
Вид, популяция, их критерии. Борьба за существование. Естественный отбор как результат БС в конкретных условиях среды обитания. Формы отбора.
Популяционные волны, их причины и результаты. Изоляция.
Микроэволюция. Мутации и их типы. Способы и скорость видообразования. Эволюционная единица.
Синтетическая теория эволюции. Приспособленность, её абсолютные и относительные параметры. Адаптация. Адаптогенез.
Факторы эволюции. Движущие силы эволюции. Направленность эволюционных факторов.
Макроэволюция. Биологический прогресс и регресс. Пути достижения БП: ароморфозы, идиоадаптации, дегенерация.
Конвергенция, дивергенция, параллелизмы. Целесообразность.
Значение работ А.Н.Северцова. Филогенез.
№ | Тема урока | Постановка проблем |
02 | Развитие биологии в додарвиновский период. Развитие эволюционных идей. Теория Ж.Б.Ламарка. | Противоречия взглядов Ж.Б.Ламарка постулатам современной теории эволюции. Доказательства необъективности отдельных положений Ж.Б.Ламарка. |
03 | Учение Ч.Дарвина о естественном отборе. Факторы эволюции. Всеобщая индивидуальная изменчивость. Роль наследственности. Вид – эволюционная единица. Популяционная структура вида. | Необходимые условия для естественного отбора. Как остановить ЕО и как его ускорить? Как при ЕО «отключить» выживание более приспособленных? Причины избыточной рождаемости. Возможность ЕО без изменчивости, без БС. Причины существования в дикой природе многоуровневой системы защиты от межвидовых скрещиваний. |
04 | Борьба за существование. Причины и формы БС. Естественный отбор. Естественный отбор и другие факторы эволюции (изоляция, популяционные волны). Общая схема эволюционного процесса. Условия и результаты. | Причины избыточной рождаемости в популяциях. |
05 | Формы естественного отбора. | Эволюционная направленность и ценность отбора в условиях постоянства среды обитания. |
06 | Биологический вид – качественный этап эволюции. Популяционная структура вида. Популяция – элементарная эволюционная единица. Популяция как эволюционная категория. Генетические процессы в популяциях. | Популяция как информационная система. Популяция как биологический компьютер Механизмы, определяющие процесс и скорость движения информации в популяции. Как генетическая нестабильность популяции обеспечивает её биологическую стабильность? |
07 | Генетика и эволюционная теория. Эволюционная роль мутаций. | Механизмы, определяющие процесс и скорость движения информации в популяции. |
08 | Пути и скорость видообразования. Способы видообразования. Условия микроэволюционных процессов. Условия видообразования. | Способ «получения» двух новых видов на базе исходного материала одной популяции. Условия, определяющие скорость видообразования. Условия, определяющие эволюционные перспективы той или иной группы организмов |
09 | Общие закономерности биологической эволюции. Правила эволюции групп. Результаты эволюции. | Причины сходств организмов разных эволюционных линий. Причины одинаковых анатомических структур и сходств физиологии у совершенно различных организмов. |
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ – 5 часов
Основные понятия. Эволюция, панспермия, креационизм.
Химическая, предбиологическая и биологическая эволюция.
Абиогенный и биогенный синтез. Концентрирование, адсорбция, полимеризация, источники энергии. Протобиополимеры.
Активные мембраны, микросферы, коацерваты, протобионты. Генетический код. Обмен веществ.
Прокариоты, эукариоты. Гаплоидные, диплоидные организмы.
Геологическая хронология. Эры, периоды. Архейская, Протерозойская, Палеозойская, Мезозойская, Кайнозойская эры. Четвертичный период.
Развитие животных и растений в различные периоды. Эмбрионизация, цефализация, социализация. Снижение системной энтропии.
Постепенное усложнение уровня организации и приспособление к условиям среды в процессе эволюции.
Происхождение человека. Антропогенез. Движущие силы антропогенеза. Биологические, экологические и социальные факторы. Роль труда. Сознание.
Формы антропогенеза. Древнейшие, древние, современные люди. Палеолит, мезолит, неолит, энеолит.
Биосоциальное существо. Атавизмы и рудименты. Социализация. Функциональная социализация. Социум. Труд, речь, мышление, сознание.
Человеческие расы, их единство. Критика расизма и социалдарвинизма.
№ | Тема урока | Постановка проблем |
10 | Возникновение жизни на Земле. Предбиологический этап. | Можно ли называть протобионты клетками, живыми системами? |
11 | Возникновение жизни на Земле. Биологический этап. | Возможно ли вторичное возникновение жизни на планете в современных условиях? Условия возникновения жизни (органических белковых форм) на какой либо планете. |
12 | Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens. Сходства и отличия человека и животных. Происхождение человека. Эволюция приматов. Стадии эволюции человека. Каменная индустрия древнего человека и её развитие. | Ключевые отличия человека от животных. Где и когда в человеке заканчивается животное и начинается человеческое? Начало человеческой эволюции. Начало Homo sapiens относительно двух уровней отличий человека и животных. Человек в будущем: возможность, уровни и причины изменений, возможные направления эволюции. |
13 | Происхождение человека. Движущие силы антропогенеза. Биологические, географические (экологические) и социальные факторы антропогенеза. Общая схема антропогенеза. Происхождение человека. Особенности антропогенеза. Основные этапы эволюции человека. Характерные черты эволюции человека. Факторы антропогенеза. Преадаптации в антропогенезе. Значение освоения огня в антропогенезе. Значение прямохождения в антропогенезе. | Положение саванных шимпанзе относительно критериев антропогеновой эволюции Почему современные приматы находятся вне антропогенного эволюционного вектора? (О чём «говорят» говорящие гориллы? Почему охотятся лесные шимпанзе? Почему растительноядные человекообразные обезьяны имеют клыки?) Условия инициации антропогенного процесса Определение связи между освоением огня и увеличением объёма головного мозга, ускорением социальной эволюции человека. |
14 | Эволюция древнего человека. Динамика соотношения биологического и социального факторов в эволюции человека. | Действует ли ЕО на вид Homo sapiens в настоящее время? |
ХИМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНИ - 6 часов
Основные понятия. Элементарный состав живого вещества, микро- и макроэлементы.
Неорганические вещества клетки. Ионы. Гомеогстаз. Буферные системы клетки.
Органические вещества клетки. Жиры, липиды, белки, нуклеиновые кислоты.
Аминокислоты, нуклеотиды, комплементарность, жирные кислоты, глицерин.
Полимеры. Простые и сложные полимеры. Полимеры как информационные носители.
Информация, кодирующие символы и языки кодирования, матрицы.
Генетический код, свойства кода. Репарация. Редупликация. Репликация. Транскрипция.
№ | Тема урока | Постановка проблем |
15 | Биологические сложные полимеры на основе аминокислот. Белки. Первичная структура. Белки. Вторичная структура. Третичная структура. Способы поддержания стабильности молекулы и природа химической активизации. | Ковалентные связи – самые прочные. Почему первичная структура, образованная ковалентными связями, неустойчива? Решение проблемы активности и устойчивости белковой молекулы. Водородные связи, образующие вторичную структуру, самые слабые. Почему именно во вторичной структуре решаются проблемы прочности? |
16 | Белки. Структурная организация белка. Четвертичная структура. | Третичная структура отвечает условиям стабильности и активности. Биологический смысл четвертичной организации белков. |
17 | Биологические сложные полимеры на основе нуклеотидов. ДНК. Нуклеотиды, их строение и свойства, способы взаимодействия. Результаты взаимодействия нуклеотидов. Полинуклеотидная цепь. Первичная структура ДНК. Информационные свойства ДНК. | Причины комплементарности нуклеотидов. Громоздкость четырёхзначного кода и причины его использования в природе. |
18 | Вторичная, третичная и четвертичная структуры ДНК. Функции ДНК. РНК. Строение, типы, свойства и функции. Сходства и отличия ДНК и РНК. | Биологический смысл многократной спирализации ДНК. |
19 | Генетический код. Свойства кода. Особенности структурной организации ДНК как способы обеспечения записи, хранения, передачи и защиты информации. Репарационная система клетки. | Причины спиральной двухцепочной организации ДНК. Смысл использования четырёхзначного кода. |
20 | Информационный процессинг ДНК. Редупликация и репликация (передача НИ в новое поколение). Редупликация и транскрипция (передача НИ из ядра в цитоплазму). | Последствия сбоев в копировании НИ, Причины. |
БИОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ - 2 часа
Основные понятия. Онтогенез. Эмбриогенез. Дробление. Бластула, гаструла, нейрула. Органогенез.
Зародышевые листки: эктодерма, мезодерма, энтодерма. Эмбриональная индукция.
Постэмбриональное развитие. Развитие со сменой поколений. Метаморфоз. Гаметофит и спорофит.
Общие закономерности развития. Биогенетический закон.
Продолжительность жизни. Влияние дурных привычек и загрязнения среды на онтогенез и продолжительность жизни.
№ | Тема урока | Постановка проблем |
21 | Индивидуальное развитие организма. Эмбриональное развитие. Особенности и периодизация эмбрионального развития. | Увеличение времени эмбриогенеза с усложнением уровня организации. Способы решения проблем в процессе освоения суши. |
22 | Периоды постэмбрионального развития: дорепродуктивный, репродуктивный, пострепродуктивный. Способы постэмбрионального развития. Общие закономерности онтогенеза животных. Прямое развитие животных. Развитие животных с метаморфозом. Биологический смысл развития с метаморфозом. | Причины отсутствия метаморфоза у высших Vertebrata. |
ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ - 9 часов
Основные понятия. Ген. Генотип. Фенотип. Признак. Свойство. Аллельные состояния гена. Гомозигота. Гетерозигота. Доминирование. Диплоидность и гаплоидность.
Гибридологический метод. Моногибридное и полигибридное скрещивание. Анализирующее скрещивание. Правило чистоты гамет.
Законы скрещивания: доминирования, расщепления, независимого комбинирования, сцепленного наследования. Генетика пола.
Хромосомная теория наследственности.
Взаимодействие аллельных и неаллельных генов. Генотип как целостная система.
№ | Тема урока | Постановка проблем |
23 | Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Первый закон Г.Менделя. Закон доминирования. Генетический механизм моногибридного скрещивания. Цитологические основы первого закона Г.Менделя. | Причины появления потомства с признаками только одного из родительских организмов Самостоятельное составление задач. |
24 | Моногибридное скрещивание. Второй закон Г.Менделя. Закон расщепления. Генетический механизм второго закона Г.Менделя. Полное доминирование. | Причины появления потомства с признаками, отсутствующими у родительских организмов Самостоятельное составление задач. |
25 | Генетический механизм второго закона Г.Менделя. Неполное доминирование. | Причины появления потомства с промежуточными признаками. Самостоятельное составление задач. |
26 | Анализирующее скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание. Определение гамет при дигибридном скрещивании. | Гибридологический метод определения генотипа организма. Самостоятельное составление задач. |
27 | Дигибридное и полигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя. Закон независимого комбинирования. Генетический механизм дигибридного скрещивания. Цитологические основы третьего закона Г.Менделя. | Образование гамет при расположении аллельных пар генов в различных группах сцепления. Причины появления четырёх типов гамет вместо ожидаемых двух при дигибридном контроле наследования признаков. Распределение генетического материала и возможные фенотипы потомства при дигибридном контроле наследования признаков. Самостоятельное составление задач. |
28 | Создание хромосомной теории наследственности. Работы Т.Моргана и А.Вейсмана. Сцепленное наследование. Генетические основы закона Т.Моргана. | Образование гамет и передача признаков при расположении аллельных пар генов в одной группе сцепления. Объективность менделевского расщепления. Самостоятельное составление задач. |
29 | Сцепленное наследование. Открытие кроссинговера. | Причины отклонений в процессе сцепленного наследования (объективность закона Моргана). Самостоятельное составление задач. |
30 | Наследование, сцепленное с полом. | Совместимость особенностей строения половых хромосом с классической схемой сцепленного наследования. Причины преимущественного наследования гемофилии и дальтонизма по мужской линии. |
31 | Генотип как целостная система. Взаимодействие генов. Взаимодействие аллельных генов. Взаимодействие неаллельных генов. | Природа изменений параметров тех или иных генов, не связанных с мутационными процессами. Природа изменений параметров тех или иных генов, не связанных с мутационными процессами. |
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ИЗМЕНЧИВОСТИ - 3 часа
Основные понятия. Генотипическая (наследственная) и фенотипическая (ненаследственная) изменчивость. Норма реакции.
Закон гомологических рядов наследственной изменчивости.
Мутации: генные, хромосомные, геномные; генеративные и соматические. Цитоплазматическая наследственность.
Мутагенные факторы.
Селекция. Сорт, порода, штамм. Биотехнология, генная инженерия.
Искусственный мутагенез. Гибридизация и отбор. Искусственный отбор.
Гетерозис и полиплоидия, их значение.
№ | Тема урока | Постановка проблем |
32 | Генотипическая изменчивость. Мутации и их свойства. | Причины ускорения эволюционного процесса при действии комбинативной изменчивости.. Эволюционная роль полового процесса. |
33 | Ненаследственная (модификационная) изменчивость. Свойства модификации. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признака. Значение модификационной изменчивости. Модификационная изменчивость. Биохимические основы модификаций. Норма реакции гена. | Значение изменчивости, не передающейся по наследству. |
34 | Селекция растений, животных, микроорганизмов. Методы селекции. Биотехнология и генная инженерия. Роль отечественных учёных в развитии генетики (Н.И.Вавилов, Н.К.Кольцов, А.С.Серебровский, С.С.Четвериков, С.Н.Давиденков). | Почему создание искусственных популяций происходит быстрее, чем образование новых подвидов и видов в дикой природе? |
Примечания.
Расширение внутритематического объёма обозначено зелёным цветом.
Углубление содержания уроков стандартной программы обозначено розовым цветом.
Проблемные вопросы, которые можно поставить на уроке или в домашнем задании, выделены курсивом.
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа элективного курса составлена на основе программы В.Б.Захарова «Общая биология» для общеобразовательных учебных заведений, 2002 г., предназначена для работы в 11 классе и рассчитана на 1 час занятий в неделю.
Проблемное обучение открывает широчайшие педагогические возможности формирования личности ребенка. Школьник в проблемном обучении – активный исследователь, а потому знания, обретенные на таком пути, становятся не информационным балластом, а инструментом творчества, самосовершенствования.
Элективный курс включает задачи, содержание которых построено на основе технологии проблемного обучения. Решение таких нестандартных задач позволит учащимся более прочно овладеть знаниями, преодолеть инертность мышления, развить инициативу и самостоятельность.
В данный курс вошли задачи, составленные самим автором и активно используемые им в учебном процессе. Ценность этих задач состоит не просто в эксклюзивном характере сборника, но, самое главное, в том, что они многие годы реально применялись в учебном процессе, многократно редактировались, а потому формулировка их в данном сборнике представляет наиболее приемлемый вариант с точки зрения школьника и наиболее совершенный способ постановки проблем и формирования проблемных ситуаций с точки зрения учителя.
Интересно и само расположение задач внутри тематических разделов. Они не просто усложняются в соответствии с нумерацией. Содержание задач таково, что, во-первых, они носят обучающий характер, сообщая определенную биологическую информацию. В процессе работы над задачей ученик неизбежно эту информацию прочно запоминает. Во-вторых, в последующих, более трудных задачах находятся подсказки для решения предшествующих, более простых задач. Таким образом, читая содержание более сложных заданий, ученик получает необходимые данные для позитивного развития проблемной ситуации в своей собственной задаче. В итоге тема воспринимается целостно, а интерес в работе с задачником повышается. Всё это выгодно отличает данный сборник от других аналогичных сборников.
Тексты задач дают неординарную постановку многих биологических явлений, стимулируя неординарное мышление учащихся. Многие задачи требуют привлечение информации из других учебных дисциплин. Таким образом автор решает проблему интегрированного подхода в обучении биологии. Это очень важно, так как в таком
случае (в случае многоплановой интерпретации) биологические явления и процессы воспринимаются не изолированно, а в космоцентрической системе причин и следствий, что значительно способствует расширению кругозора учащихся и формированию у них диалектического мировоззрения. Задачи-алогизмы, задачи-противопоставления, задачи на построение моделей изменения и развития биологических систем стимулируют совершенствование у школьников самых разнообразных способов мышления (логического, эвристического, аналитического, ассоциативного), формируя у них творческое отношение к учебному процессу, вызывая интерес к предмету и готовя к предстоящей научной деятельности в высших учебных заведениях.
Цель данного курса – создать максимально благоприятные условия для изучения общей биологии. Программа направлена на то, чтобы изучение эволюционных закономерностей позволяло учащимся не только знать особенности изучаемого биологического объекта, но и понимать его организацию, определяющие факторы, причины и результаты процессинга, что способствует целостному восприятию биологического мира и правильному формированию мировоззрения.
Задачи курса:
- Формирование прочных, глубоких знаний биологической науки.
- Формирование мировоззрения.
- Развитие необходимого интеллектуального уровня учащихся, обеспечивающего возможность творческого применения полученных знаний. Для этого на уроках активно формируются и решаются разнообразные проблемные ситуации, обеспечивающие эффективное решение задач биологического образования, вытекающих из концепции воспитания школьника как полноценной личности, способной к развитию и самосовершенствованию.
Учащиеся должны знать:
- Содержание данного биологического курса на углублённом уровне (глубокие знания позволяют решать более сложные проблемные ситуации, стимулирующие более эффективное развитие мышления учащихся, их творческих способностей).
- Основные научные и мировоззренческие проблемы биологии и пограничных областей.
Учащиеся должны уметь:
- Эффективно применять свои знания в решении разнообразных проблемных учебных заданий и в конкретных практических ситуациях (экологического, бытового, гигиенического содержания).
- Работать с биологическими объектами и оборудованием, с учебной и научно-популярной литературой, составлять планы, конспекты, рефераты.
- Ориентироваться в биологической информации, использовать данные других наук в решении проблемных ситуаций.
4. Свободно владеть терминологическим аппаратом, законами и принципами биологии в объяснении тех или иных явлений, в биологической интерпретации каких-либо процессов, в экстраполяции биологических знаний.
Программа курса построенна на основе принципов систематичности, концентрического обучения, преемственности. Она предлагает не только углублённое изучение информации, определённой образовательным стандартом, но и интенсивную с ней творческую работу на уроках, посвящённых эволюционным проблемам.
Изучение разделов курса основывается на решении учащимися множества логических проблемных заданий. Основное внимание уделяется развитию школьников: их мышлению, умению формулировать мысли, сравнивать явления, выделять те или иные составляющие биологических процессов, определять уровни изучаемых системах и причины их изменений.
Усложнение материала производится в процессе создания таких проблемных ситуаций, при решении которых школьники смогут выйти на более высокий уровень умственной деятельности. То есть приоритетны не количественные показатели, а качественные: умение использовать полученные знания в решении творческих задач.
Задачами курса является развитие свободного мышления, самостоятельности школьников, чтобы учащиеся могли решать неординарные задачи проблемного характера обучения в целях совершенствования речи, мышления, памяти.
Содержание программы отражает систему понятий общей биологии, её место в системе наук, а структура соответствует закономерностям развития познавательных возможностей школьников.
Содержание задач данного курса основывается на знаниях, полученных учащимися при изучении биологических дисциплин в 5, 6, 7, 8, 9, 10 классах, а также на знаниях, приобретенных на уроках математики, информатики, химии, физики, истории.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса «Учимся общаться» для 9 класса
Рабочая программа элективного курса «Учимся общаться» для 9 класса направлена на достижение следующих целей:- обобщение речеведческих знаний учащихся;- развитие навыков грамотной речи в различны...
Программа элективного курса "Генетика человека", биология 10 класс
Рабочая программа является модифицированной, разработана на основе программы Ю.В Филичевой «Генетика человека».Программа адресована обучающимся 10 класса химико-биологического профиля. Программа...
Программа элективного курса "Основы общей экологии"
Данный элективный курс предназначен для учащихся 10-11-х классов и включает вопросы глобальной, популяционной экологии, экологии человека и социальной экологии....
Рабочая программа элективного курса "Основные вопросы биологии"
На уроках биологии в 9 классе недостаточное количество часов отведено для тщательной отработки знаний и умений базового уровня. С этой целью, при проведен...
ПРОГРАММА элективного курса по общей биологии для 11 класса «ПОСТАНОВКА И РЕШЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ ПО БИОЛОГИИ»
Программа элективного курса составлена на основе программы В.Б.Захарова «Общая биология» для общеобразовательных учебных заведений, 2002 г., предназначена для работы в 11 классе и ра...
Рабочая программа элективного курса Основы общей химии 11 класс
Рабочая программа элективного курса "Основы общей химии "11 класс...
Рабочая программа элективного курса "Практикум по биологии"
Рабочая программа элективного курса «Практикум по общей биологии» 10 класс. Данный элективный курс поможет учащимся повторить основные разделы школьной программы, си...