Рабочая программа элективного курса "Практикум по биологии"
элективный курс по биологии (10, 11 класс)

Писеукова Елена Георгиевна

Рабочая программа   элективного курса «Практикум по общей биологии» 10 класс.  Данный элективный курс поможет учащимся повторить основные разделы школьной программы, синтезировать огромный материал, быстро извлекать необходимую информацию из огромного числа источников, более эффективно подготовиться к ЕГЭ.в программе уделено серьезное внимание возможности использования полученных знаний в повседневной жизни для решения прикладных задач. Профилактика СПИДа; последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; наследственные болезни человека, их причины и профилактика; медико­генетическое консультирование; влияние чело­ века на экосистемы; глобальные экологические проблемы и пути их решения; последствия деятельности человека для окружающей среды; правила поведения в природной среде; охрана природы и рациональное использование природных ресурсов — эти и другие темы помогут сегодняшним школьникам корректно адаптироваться в со­ временном обществе и использовать приобретенные знания и умения в собственной жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon praktikum_po_biologii_10_kl.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Новохоперского муниципального района

Воронежской области

«Новохоперская средняя общеобразовательная школа №91»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

__________

Протокол № 1 от _______

«_27___»__августа________2020г

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР        МОУ «Новохоперская СОШ  №91»

__________ Е.Н.Федотова

«28____»_августа 2020 г

«Утверждаю»

Директор МОУ «Новохоперская СОШ  №91»

__________Н. В. Почепцова

Приказ № ___ от _________

«_31__» августа 2020 г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

элективного курса «Практикум по биологии»

уровня среднего общего образования

Составитель учитель литературы: Писеукова Елена Георгиевна.

                             

 

П.Новохоперский

2020г

Планируемые результаты.

Формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, ключевых, компетенций:

  • умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
  • использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
  •  умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
  • умение решать задания ЕГЭ.

     Общеучебные  умения, навыки и способы деятельности:

  • использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
  • исследование несложных реальных связей и зависимостей;
  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
  • исследование реальных связей и зависимостей;
  • организация и проведение учебно-исследовательской работы.

Информационно - коммуникативная деятельность: 

  • поиск нужной информации в источниках разного типа;
  • отделение основной информации от второстепенной;
  •  перевод информации из одной знаковой системы в другую (из таблицы в текст);
  • объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;
  • самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Формулирование полученных результатов;
  • уметь давать определения, приводить доказательства;

Рефлексивная деятельность:

  • умение формулировать свои мировоззренческие взгляды;
  • самооценка, объективное оценивание своих учебных достижений;
  • понимание ценности образования как средства развития культуры личности;
  •  объективное оценивание своих учебных достижений;
  • умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности.
  • само- и взаимопроверка.

Организация учебного процесса

Формы организации учебного процесса

  • групповая
  • индивидуальная

Технологии:

  • Индивидуальная
  • Личностно-ориентированная
  • Информационная

 Методы обучения

  • Объяснительно-иллюстративный
  • Частично-поисковый

Требования к уровню подготовки:                 

знать/понимать:

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем; биосферы;
  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
  • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь объяснять: 

  • роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); сущность биологических процессов; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды;  причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека;  

распознавать и описывать:

  • основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека, органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов;

сравнивать 

  • биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

определять 

  • принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

проводить

  • самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника и дополнительной литературы  отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах, биологических процессах и объектах (в том числе с использованием информационных технологий)

Содержание
I. Неклеточные формы жизни. Вирусы. – 1 час.
Вирусы, особенности их строения и жизнедеятельности. Бактериофаг.
II. Прокариоты. Бактерии.- 2 часа.
Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение, распространение, роль в природе, медицине, сельском хозяйстве и промышленности. Болезнетворные бактерии и борьба с ними.
III. Ядерные организмы.- 30 часов
1. Царство грибы. 2 часа

Общая характеристика грибов. Строение. Питание, размножение, экология. Грибы паразиты. Плесневые грибы. Особенности строения грибной клетки.
2. Царство Растения. 12 часов.

2.1Систематика низших растений.- 2 часа.

Строение водорослей. Экология водорослей. Питание и размножение водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека.
2.2 Лишайники.-1 час.

Строение лишайника. Симбиоз. Питание. Размножение. Роль в природе и хозяйственной деятельности человека.

2.3. Систематика высших растений. - 5 часа.
Высшие споровые. Мхи и папоротникообразные. Семенные растения. Голосеменные.

2.4 Покрытосеменные растения.  Растение - целостный организм. - 4 часа.

Покрытосеменные. Взаимосвязь органов. Основные жизненные функции растительного организма и его взаимосвязь со средой обитания. Опыление. Двойное оплодотворение. Строение растений класса двудольные и однодольные растения. Признаки семейства: крестоцветные, розоцветные, пасленовые, сложноцветные, бобовые, лилейные и злаковые .

3. Царство Животные. – 16часов.

3.1 Систематика беспозвоночных животных -  4 часа

Классификация животных. Тип простейшие. Тип Кишечнополосатые. Тип Плоские черви. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви. Тип Моллюски. Тип Членистоногие. Особенности строения и жизнедеятельности организмов.

3.2.Систематика хордовых.-6 часов.

 Сравнительная характеристика основных классов типа Хордовых. Особенности строения и жизнедеятельности  хордовых животных. Класс Рыбы. Класс Земноводные. Класс Пресмыкающиеся. Класс Птицы. Класс Млекопитающие.

3.3. Человек - вершина эволюции животного мира.-  6часов.
Общий обзор организма человека.
Тело человека как система - системы органов - органы - ткани - клетки. Строение и функции системы органов человека. Нервно - гуморальная система. Органы чувств. Пищеварительная система. Кровеносная и лимфатическая система. Дыхательная система. Выделительная система. Покровы тела.

Заключительные занятия (2ч.)

Тематическое планирование.

Тема

Часы

Форма проведения

Виды контроля

Т

П

В

1

Неклеточные формы жизни (вирусы)

1

-

1

Лекция

Опорная схема – конспект.

2

Прокариоты. Бактерии.

1

1

2

Эвристическая лекция, практическая работа.

Опорная схема – конспект.

Создание презентаций.

3

Царство грибы.

1

1

2

Эвристическая лекция, практическая работа.

Опорная схема – конспект.

Создание презентаций.

4

Царство растения. Систематика низших растений.

1

1

2

Эвристическая лекция, практическая работа.

Опорная схема – конспект.

Создание презентаций.

5

Лишайники

1

-

1

Эвристическая лекция, практическая работа.

Опорная схема – конспект.

Создание презентаций.

6

Систематика высших растений.

3

2

5

Эвристическая лекция, практическая работа.

Опорная схема – конспект.

Создание презентаций.

7

Покрытосеменные растения. Растение – целостный организм.

3

1

4

Эвристическая лекция, практическая работа.

Опорная схема – конспект.

Создание презентаций.

8

Систематика беспозвоночных животных.

3

1

4

Эвристическая лекция, практическая работа.

Опорная схема – конспект.

Создание презентаций.

9

Систематика хордовых.

4

2

6

Эвристическая лекция, практическая работа.

Опорная схема – конспект.

Создание презентаций.

10

Человек - вершина эволюции живого мира.

4

2

6

Эвристическая лекция, практическая работа.

Опорная схема – конспект.

Создание презентаций.

11

Заключительное занятие.

2

2

Анализ успешности

Итоговая рейтинговая оценка

Итого

24

11

35

Учебно-методическая литературы.

1. Н.Е. Ковалёв, Л.Д. Шевчук, О.Н. Щуренко. Биология для подготовительных отделений медицинских институтов (М.: "Высшая школа", 1986)
2. Т.Л. Богданова. Общая биология в терминах и понятиях (М.: "Высшая школа", 1988)
3. П. Кемп, К. Армс. Введение в биологию (Изд-во "Мир", 1988).
4. Н. Грин, У. Стаут, Д. Тейлор. Биология (М.: "Мир", 1990) 3т.
5. Общая биология: Учебник для 10-11 кл. шк. С углублённым изучением биологии (А.О. Рувинский и др. М.: "Просвещение", 1993).
6. Н.А. Лемеза, Л.В. Камлюк, Н.Д. Лисов. Биология для поступающих в ВУЗы Минск, 2001г.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по биологии "Лечебное дело"

Цель: создание ориентационной и мотивационной основыдля осознанного выбора медицинского профиля обучения Для ее достижения предполагается ознакомить девятиклассников со спецификой видов дея...

Рабочая программа элективного курса по биологии" Занимательная биология" для 9 классов

Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе....

Рабочая программа элективного курса по биологии « Практикум по общей биологии»

Данный элективный курс поможет учащимся повторить основные разделы школьной программы, синтезировать огромный материал, быстро извлекать необходимую информацию из огромного числа источников, более эфф...

Рабочая программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии" для 9 класса

Рабочая программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии" для 9 класса, 34 часа, для универсального класса...

Рабочая программа элективного курса по биологии "Подготовка к ОГЭ по биологии» в 9 классе"

Цель курса состоит в систематизации знаний в понимании биологических закономерностей, присущих живым организмам....

рабочая программа элективного курса по биологии для 10-11 классов "Практическая биология" с использованием оборудования центра "Точка роста"

Программа разработана  с учётом основного биологического материала, изложенного в учебнике «Общая биология. 10 – 11 классы»  Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В...