Стартовая диагностическая работа по биологии (5 класс)
тест по биологии (5 класс)
Диагностическая работа позволяет оценить уровень общеобразовательной подготовки учащихся на предмет готовности к освоению курса биологии (разделы: «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», «Животные»). Результаты диагностической работы могут быть использованы для построения индивидуальных образовательных траекторий при переходе к изучению курса биологии за основную школу.
Учитывается содержание ФГОС НОО по предмету «Окружающий мир».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya_5klass_variant_1_spetsifikatsiya_dorabotannaya.doc | 83 КБ |
biologiya_5klass_variant_2_spetsifikatsiya_dorabotannaya.doc | 83 КБ |
diagn._5_kl_1_variant.docx | 1007.74 КБ |
diagn._5_kl_2_variant.docx | 902.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Биология. 5 класс
СПЕЦИФИКАЦИЯ
контрольных измерительных материалов для проведения стартовой диагностической работы по определению готовности обучающихся
5 классов к освоению курса
БИОЛОГИИ
1.Назначение КИМ – оценить уровень общеобразовательной подготовки учащихся на предмет готовности к освоению курса биологии (разделы: «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», «Животные»). Результаты диагностической работы могут быть использованы для построения индивидуальных образовательных траекторий при переходе к изучению курса биологии за основную школу.
2. Документы, определяющие содержание диагностической работы
Содержание диагностической работы определяется на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки России 06.10.2009 № 373).
Учитывается содержание ПООП НОО по предмету «Окружающий мир».
3. Характеристика структуры КИМ.
Работа включает 20 заданий. Распределение заданий КИМ по типам даётся в таблице 1.
Таблица 1. Распределение заданий по типам
Число заданий | Максимальный первичный балл | Процент от максимального первичного балла для заданий каждого типа | |
Задания с кратким ответом в виде одной цифры | 13 | 13 | 46 |
Задания с кратким ответом | 5 | 9 | 32 |
Задания с развернутым ответом | 2 | 6 | 22 |
Итого | 20 | 28 | 100 |
4. Распределение заданий стартовой работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности
Соотношение числа заданий по разным элементам содержания опирается на примерную программу по биологии за основное общее образование и отражает учебное время, отводимое в процессе изучения курса на тот или иной вопрос темы. В таблице 2 приведено распределение заданий стартовой диагностической работы по элементам содержания темы.
Таблица 2. Распределение заданий по элементам содержания
Элементы содержания | Число заданий |
Биология как наука. Методы биологии | 3 |
Признаки живых организмов | 5 |
Система, многообразие живой природы | 6 |
Человек и его здоровье | 2 |
Взаимосвязи организмов и окружающей среды | 4 |
Итого | 20 |
В работе предусмотрена проверка усвоения конкретных знаний и умений на трех уровнях: воспроизведение знаний, применение знаний и умений в знакомой ситуации, применение знаний и умений в измененной ситуации.
Воспроизведение знаний предполагает оперирование следующими учебными умениями: узнавать типичные биологические объекты, процессы, явления; давать определения основных биологических понятий; пользоваться биологическими терминами и понятиями.
Применение знаний в знакомой ситуации требует овладения более сложными умениями: объяснять, определять, сравнивать, классифицировать, распознавать и описывать типичные биологические объекты, процессы и явления.
Применение знаний в измененной ситуации предусматривает оперирование учащимися такими учебными умениями, как научное обоснование биологических процессов и явлений, установление причинно-следственных связей, анализ, обобщение, формулирование выводов.
Таблица 3. Распределение заданий по уровням усвоения содержания
Уровни усвоения содержания | Число заданий |
1. Воспроизведение знаний | 7 |
2. Применение знаний и умений в знакомой ситуации | 8 |
3. Применение знаний и умений в измененной ситуации | 5 |
Итого: | 20 |
4. Дополнительные материалы и оборудование
Дополнительные материалы и оборудование не используются.
5. Продолжительность диагностической работы
На выполнение диагностической работы отводится 45 минут.
6. Система оценивания выполнения отдельных заданий и диагностической работы в целом
Каждое правильно выполненное задание 1–14 оценивается 1 баллом, задания 15-18 – 2 баллами (если допущена одна ошибка – 1 балл, две и более ошибок – 0 баллов). Выполнение заданий 19-20 оценивается по критериям (максимально 3 балла).
Таблица 4. Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Баллы | 0–10 | 11–15 | 16–22 | 23–28 |
Приложение
План диагностической работы стартовой диагностики по определению готовности учащихся 5 классов к освоению курса БИОЛОГИИ
№ задания | Проверяемый элемент содержания | Код контролируемого элемента | Уровень сложности задания | Время выполнения (в мин) | Макс. балл за выполнение |
1 | Биология как наука. Методы биологии | 1.1. | Б | 1,5 | 1 |
2 | Биология как наука. Методы биологии | 1.1. | Б | 1,5 | 1 |
3 | Признаки живых организмов | 2.2. | Б | 1,5 | 1 |
4 | Признаки живых организмов | 2.2. | Б | 1,5 | 1 |
5 | Система и многообразие живой природы | 3.3. | Б | 1,5 | 1 |
6 | Система и многообразие живой природы | 3.4. | Б | 1,5 | 1 |
7 | Система и многообразие живой природы | 3.3. | Б | 1,5 | 1 |
8 | Система и многообразие живой природы | 3.4. | Б | 1,5 | 1 |
9 | Человек и его здоровье | 4.3. | Б | 1,5 | 1 |
10 | Человек и его здоровье | 4.11. | Б | 1,5 | 1 |
11 | Взаимосвязи организмов и окружающей среды | 5.3. | Б | 1,5 | 1 |
12 | Система и многообразие живой природы | 3.4. | Б | 1,5 | 1 |
13 | Взаимосвязи организмов и окружающей среды | 5.1. | Б | 1,5 | 1 |
14 | Взаимосвязи организмов и окружающей среды | 5.2. | П | 1,5 | 1 |
15 | Признаки живых организмов | 2.2. | П | 3 | 2 |
16 | Система и многообразие живой природы | 3.4. | П | 3 | 2 |
17 | Признаки живых организмов | 2.2. | П | 3 | 2 |
18 | Признаки живых организмов | 2.2. | П | 3 | 2 |
19 | Биология как наука. Методы биологии | 1.1. | В | 6 | 3 |
20 | Признаки живых организмов | 2.2. | В | 6 | 3 |
Всего заданий – 20, из них по уровню сложности: Б – 13, П – 5, В – 2. Общее время выполнения работы – 45 мин. Максимальный первичный балл – 28. |
Предварительный просмотр:
Биология. 5 класс
СПЕЦИФИКАЦИЯ
контрольных измерительных материалов для проведения стартовой диагностической работы по определению готовности обучающихся
5 классов к освоению курса
БИОЛОГИИ
1.Назначение КИМ – оценить уровень общеобразовательной подготовки учащихся на предмет готовности к освоению курса биологии (разделы: «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», «Животные»). Результаты диагностической работы могут быть использованы для построения индивидуальных образовательных траекторий при переходе к изучению курса биологии за основную школу.
2. Документы, определяющие содержание диагностической работы
Содержание диагностической работы определяется на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки России 06.10.2009 № 373).
Учитывается содержание ПООП НОО по предмету «Окружающий мир».
3. Характеристика структуры КИМ.
Работа включает 20 заданий. Распределение заданий КИМ по типам даётся в таблице 1.
Таблица 1. Распределение заданий по типам
Число заданий | Максимальный первичный балл | Процент от максимального первичного балла для заданий каждого типа | |
Задания с кратким ответом в виде одной цифры | 13 | 13 | 46 |
Задания с кратким ответом | 5 | 9 | 32 |
Задания с развернутым ответом | 2 | 6 | 22 |
Итого | 20 | 28 | 100 |
4. Распределение заданий стартовой работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности
Соотношение числа заданий по разным элементам содержания опирается на примерную программу по биологии за основное общее образование и отражает учебное время, отводимое в процессе изучения курса на тот или иной вопрос темы. В таблице 2 приведено распределение заданий стартовой диагностической работы по элементам содержания темы.
Таблица 2. Распределение заданий по элементам содержания
Элементы содержания | Число заданий |
Биология как наука. Методы биологии | 3 |
Признаки живых организмов | 5 |
Система, многообразие живой природы | 6 |
Человек и его здоровье | 2 |
Взаимосвязи организмов и окружающей среды | 4 |
Итого | 20 |
В работе предусмотрена проверка усвоения конкретных знаний и умений на трех уровнях: воспроизведение знаний, применение знаний и умений в знакомой ситуации, применение знаний и умений в измененной ситуации.
Воспроизведение знаний предполагает оперирование следующими учебными умениями: узнавать типичные биологические объекты, процессы, явления; давать определения основных биологических понятий; пользоваться биологическими терминами и понятиями.
Применение знаний в знакомой ситуации требует овладения более сложными умениями: объяснять, определять, сравнивать, классифицировать, распознавать и описывать типичные биологические объекты, процессы и явления.
Применение знаний в измененной ситуации предусматривает оперирование учащимися такими учебными умениями, как научное обоснование биологических процессов и явлений, установление причинно-следственных связей, анализ, обобщение, формулирование выводов.
Таблица 3. Распределение заданий по уровням усвоения содержания
Уровни усвоения содержания | Число заданий |
1. Воспроизведение знаний | 7 |
2. Применение знаний и умений в знакомой ситуации | 8 |
3. Применение знаний и умений в измененной ситуации | 5 |
Итого: | 20 |
4. Дополнительные материалы и оборудование
Дополнительные материалы и оборудование не используются.
5. Продолжительность диагностической работы
На выполнение диагностической работы отводится 45 минут.
6. Система оценивания выполнения отдельных заданий и диагностической работы в целом
Каждое правильно выполненное задание 1–14 оценивается 1 баллом, задания 15-18 – 2 баллами (если допущена одна ошибка – 1 балл, две и более ошибок – 0 баллов). Выполнение заданий 19-20 оценивается по критериям (максимально 3 балла).
Таблица 4. Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Баллы | 0–10 | 11–15 | 16–22 | 23–28 |
Приложение
План диагностической работы стартовой диагностики по определению готовности учащихся 5 классов к освоению курса БИОЛОГИИ
№ задания | Проверяемый элемент содержания | Код контролируемого элемента | Уровень сложности задания | Время выполнения (в мин) | Макс. балл за выполнение |
1 | Биология как наука. Методы биологии | 1.1. | Б | 1,5 | 1 |
2 | Биология как наука. Методы биологии | 1.1. | Б | 1,5 | 1 |
3 | Признаки живых организмов | 2.2. | Б | 1,5 | 1 |
4 | Признаки живых организмов | 2.2. | Б | 1,5 | 1 |
5 | Система и многообразие живой природы | 3.3. | Б | 1,5 | 1 |
6 | Система и многообразие живой природы | 3.4. | Б | 1,5 | 1 |
7 | Система и многообразие живой природы | 3.3. | Б | 1,5 | 1 |
8 | Система и многообразие живой природы | 3.4. | Б | 1,5 | 1 |
9 | Человек и его здоровье | 4.4. | Б | 1,5 | 1 |
10 | Человек и его здоровье | 4.14. | Б | 1,5 | 1 |
11 | Взаимосвязи организмов и окружающей среды | 5.3. | Б | 1,5 | 1 |
12 | Система и многообразие живой природы | 3.4. | Б | 1,5 | 1 |
13 | Взаимосвязи организмов и окружающей среды | 5.1. | Б | 1,5 | 1 |
14 | Взаимосвязи организмов и окружающей среды | 5.2. | П | 1,5 | 1 |
15 | Признаки живых организмов | 2.2. | П | 3 | 2 |
16 | Система и многообразие живой природы | 3.3. | П | 3 | 2 |
17 | Признаки живых организмов | 2.2. | П | 3 | 2 |
18 | Признаки живых организмов | 2.2. | П | 3 | 2 |
19 | Биология как наука. Методы биологии | 1.1. | В | 6 | 3 |
20 | Признаки живых организмов | 2.2. | В | 6 | 3 |
Всего заданий – 20, из них по уровню сложности: Б – 13, П – 5, В – 2. Общее время выполнения работы – 45 мин. Максимальный первичный балл – 28. |
Предварительный просмотр:
Биология. 5 класс. Стартовая работа. Демонстрационный вариант
Стартовая диагностическая работа
по БИОЛОГИИ
5 класс
Вариант 1
Инструкция по выполнению работы
На выполнение работы по биологии отводится 45 минут. Работа включает в себя 20 заданий.
Ответы к заданиям 1–13 запишите в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы.
Ответы к заданиям 14–20 запишите в работе в отведённом для этого месте.
В случае записи неверного ответа на задание зачеркните его и запишите рядом новый.
При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком. Обращаем Ваше внимание на то, что записи в черновике не будут учитываться при оценивании работы.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. В целях экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, то Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.
Желаем успеха!
При выполнении заданий 1–13 в поле ответа запишите одну цифру, которая соответствует номеру правильного ответа.
1
Ученик 4-го класса проводил опыты по проращиванию семян фасоли. В два блюдца он положил влажные марлевые салфетки и на них разместил по 6 семян фасоли. Одно блюдце ученик оставил на столе в кухне, а другое он убрал в кухонный шкаф. Какое предположение проверял ученик в этом опыте?
1) Необходимы ли семенам фасоли для прорастания влага и тепло.
2) Необходим ли семенам фасоли для прорастания свет.
3) Как быстро прорастут семена фасоли на кухонном столе.
4) Зависит ли скорость прорастания семян от температуры воздуха.
Ответ: |
2
Рассмотрите рисунки «Оборудование для научных исследований». Какой цифрой обозначен увеличительный прибор?
1) 2) 3) 4)
Ответ: |
3
Определи, какому дереву принадлежат листья и плоды на рисунке?
1) рябина
2) каштан
3) дуб
4) лещина
Ответ: |
4
На каком рисунке изображён ядовитый гриб?
1) 2)
3) 4)
Ответ: |
5
Перед тобой список названий растений: морковь, сосна, подорожник, крыжовник, клён, горох, ольха. Сколько культурных растений приведено в списке?
1) шесть
2) пять
3) четыре
4) три
Ответ: |
6
Перед тобой перечень названий разных животных: сова, морж, кенгуру, акула, медведь, крокодил.
К млекопитающим животным, которые выкармливают детенышей молоком, относится (относятся):
1) сова
2) морж и акула
3) кенгуру и медведь
4) крокодил
Ответ: |
7
Петрушка корневая — двулетнее растение, достигающее высоты до одного метра. О каком процессе идет речь?
1) Дыхание
2) Рост
3) Плодоношение
4) Размножение
Ответ: |
8
На рисунках изображены зимующие и перелётная птицы. Какая из птиц является перелетной?
1) воробей
2) аист
3) дятел
4) синица
Ответ: |
9
Орган, не относящийся к пищеварительной системе человека:
1) печень
2) трахея
3) пищевод
4) кишечник
Ответ: |
В каком ряду перечислено только то, что относится к опорно-двигательной системе человека?
1) Трахея, лёгкие, пищевод
2) Рёбра, позвоночник, мышцы
3) Печень, желудок, кровеносные сосуды
4) Сердце, кишечник, головной мозг
Ответ: |
11
10
12
Рыбы обитают в водной среде, поэтому их органы дыхания?
| |||||||||||
Ответ: |
Жизнь бабочки начинается с яйца. Затем в своем развитии насекомое проходит ряд стадий:
Какая стадия пропущена в схеме?
1) взрослое насекомое
2) куколка
3) гусеница
4) яйцо
Ответ: |
13
Определите, каким способом распространяются плоды и семена изображенных растений?
1) Ветром по воздуху
2) Животными, цепляясь за шерсть
3) Переплывают по воде
4) Всеми перечисленными выше способами
Ответ: |
14
При выполнении заданий 14–18 в поле ответа запишите слова или перечень цифр.
На схеме ниже представлена схема пищевой цепи, характерной для сообщества луга.
Вместо знака «?» дополните схему своим примером: ? → кузнечик → ящерица → ястреб
Ответ: _______________________
15
Известно, что ландыш – травянистое теневыносливое растение, используемое в медицине. Выбери из приведённого ниже списка утверждения, которые описывают выделенные признаки растения.
16
Установите соответствие между животным и группами животных (хищные животные, растительноядные животные). Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ЖИВОТНОЕ А) Лиса Б) Мышь В) Олень Г) Заяц Д) Рысь | ГРУППА 1) Хищное животное 2) Растительноядное животное |
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
А) | Б) | В) | Г) | Д) |
17
Масло оливы богато витаминами и другими органическими и минеральными веществами. Поэтому из оливы выжимают масло (A) или употребляют её части в пищу в сыром или маринованном виде (Б). Запишите органы растения, которые используют в каждом случае.
Запишите названия органов растения, которые используются в каждом случае.
А._____________________________ Б.______________________________
18
Вставьте в текст «Рыбы» пропущенные слова из предложенного списка.
РЫБЫ
Рыбы — активные пловцы, имеют __________(А) форму тела и плавники. Тело рыбы делится на голову, _________(Б) и хвост. Покрывающая тело рыбы слизь облегчает скольжение. Плавники подразделяются на парные (их всегда два) — грудные и брюшные, и непарные — __________(В), анальный и хвостовой. Одни из них живут в водоёмах с пресной, а другие — с солёной водой.
Список слов:
1) позвоночник
2) туловище
3) хвост
4) обтекаемая
5) боковой
6) спинной
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В |
|
|
|
При выполнении заданий 18-20 сформулируйте ответ и запишите в отведенное для него поле
19
Ученики 4 класса предположили, что, чем больше на веточке листьев, тем больше воды они испаряют. Опишите опыт, позволяющий проверить это предположение.
Ответ:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
20
Прочитайте описание двух растений.
При весеннем посеве в первый год у моркови образуется розетка красивых рассеченных листьев и удлиненный корнеплод оранжевого цвета. Если морковь оставить в земле, то на следующий год на стеблях образуются цветки и семена, после чего растение погибает.
Морковь Репа
Репа - двулетнее растение, которое в первый год образует шаровидный корнеплод желтого цвета. Листья у репы крупные, покрытые щетинками.
Сравните морковь и репу. В ответе укажите признаки, одинаковые для обоих растений, и признаки, по которым они отличаются друг от друга.
Ответ:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответы к заданиям
№ задания | Ответ |
1 | 2 |
2 | 4 |
3 | 2 |
4 | 4 |
5 | 4 |
6 | 3 |
7 | 2 |
8 | 2 |
9 | 2 |
10 | 2 |
11 | 1 |
12 | 2 |
13 | 2 |
14 | Трава (растение) |
15 | 136 |
16 | А1Б2В2Г2Д1 |
17 | А-семена, Б-плоды |
18 | А4Б2В6 |
Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом
19. Ученики 4 класса предположили, что, чем больше на веточке листьев, тем больше воды они испаряют.
Ответ.
Ход эксперимента следующий:
1) взять две одинаковые по объему емкости с водой;
2) налить на поверхность воды слой масла;
3) поставить в обе емкости веточки одного и того же растения, но с разным числом листьев. Наблюдать, в какой емкости вода испариться быстрее.
Максимальный балл за 3 перечисленных элемента ответа – 3 балла,
Ответ включает два из названных выше элементов ответа – 2 балла,
Ответ включает один из названных выше элементов ответа – 1 балл.
Неверный ответ – 0 баллов
20. Сравните морковь и репу. В ответе укажите признаки, одинаковые для обоих растений, и признаки, по которым они отличаются друг от друга.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) Признаки сходства: наличие корнеплода, двулетние растения; 2) Признаки отличия: разный цвет корнеплода (у моркови оранжевый, у репы жёлтый), разной формы корнеплоды (удлиненный у моркови и шаровидный у репы), разные листья; ИЛИ 1) Сходства: корнеплоды, двулетние; 2) Отличия: разный цвет и форма корнеплода, разные листья (рассеченные у моркови и крупные у репы) |
|
Правильный ответ включает все перечисленные элементы и не содержит биологических ошибок | 3 |
Ответ включает одно сходство и два отличия или два сходства и одно отличие из названных выше сходств и отличие. | 2 |
Ответ включает одно сходство и одно отличие и не содержит биологических ошибок. | 1 |
Ответ включает только одно сходство или одно отличие | 0 |
Максимальный балл | 3 |
Предварительный просмотр:
Биология. 5 класс. Стартовая работа. Демонстрационный вариант
Стартовая диагностическая работа
по БИОЛОГИИ
5 класс
Вариант 2
Инструкция по выполнению работы
На выполнение работы по биологии отводится 45 минут. Работа включает в себя 20 заданий.
Ответы к заданиям 1–13 запишите в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы.
Ответы к заданиям 14–20 запишите в работе в отведённом для этого месте.
В случае записи неверного ответа на задание зачеркните его и запишите рядом новый.
При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком. Обращаем Ваше внимание на то, что записи в черновике не будут учитываться при оценивании работы.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. В целях экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, то Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.
Желаем успеха!
При выполнении заданий 1–13 в поле ответа запишите одну цифру, которая соответствует номеру правильного ответа.
1
Ученики 4-го класса проводили опыты по проращиванию семян тыквы. Они хотели выяснить, как влияет вода на прорастание семян. На два блюдца ребята положили одинаковое количество тыквенных семян. В одно блюдце они налили воду так, чтобы она прикрыла семена. Семена в другом блюдце оставили без воды. Оба блюдца поставили на подоконник и стали наблюдать за семенами. Каков результат опыта?
1) в обоих блюдцах семена проросли
2) в блюдце без воды семена не проросли
3) семена не проросли в обоих блюдцах
4) в блюдце с водой семена не проросли, а в другом блюдце − проросли
Ответ: |
2
Ребята увидели на обочине дороги растение с розеткой листьев и мелкими белыми цветками. Какой книгой нужно воспользоваться, чтобы узнать название этого растения?
1) Красная Книга
2) Атлас-определитель растений
3) Биологический словарь
4) Справочник «Природные зоны»
Ответ: |
3
Определи, какому дереву принадлежат листья и плоды на рисунке?
1) рябина
2) боярышник
3) калина
4) вишня
Ответ: |
4
На каком рисунке изображено ядовитое растение?
1) 2)
3) 4)
Ответ: |
5
Перед вами список названий растений: морковь, ель, подорожник, крыжовник, клён, горох, яблоня. Сколько дикорастущих растений приведено в списке?
1) шесть
2) пять
3) четыре
4) три
Ответ: |
6
Перед вами перечень названий разных животных: сова, морж, медведь, акула, лягушка.
К земноводным, которые обитают в воде и на суше, с голой кожей, откладывают икру, относится (относятся):
1) сова
2) морж и акула
3) медведь
4) лягушка
Ответ: |
7
У крыжовника в середине лета появляются сочные ягоды с мелкими семенами. О каком процессе идет речь?
1) Дыхание
2) Рост
3) Плодоношение
4) Размножение
Ответ: |
8
На рисунках изображены зимующие и перелётная птицы. Какая из птиц является перелетной?
1) снегирь
2) ласточка
3) дятел
4) синица
Ответ: |
9
Орган, не относящийся к дыхательной системе человека:
1) бронхи
2) трахея
3) пищевод
4) легкие
Ответ: |
На морозе врачи советуют дышать носом, а не ртом. Почему они дают такой совет?
1) При дыхании носом холодный воздух разделяется на кислород и углекислый газ
2) При дыхании носом холодный воздух дополнительно согревается и очищается
3) При дыхании носом в лёгкие можно набрать больше воздуха, чем при дыхании ртом
4) При дыхании носом в легкие попадает меньше пыли, чем при дыхании ртом
Ответ: |
11
10
12
Заповедником называют участок земли, где
1) сажают редкие деревья и кустарники, нуждающиеся в охране
2) не только охраняются растения и животные, но и проводятся экскурсии
3) охраняются виды растений и животных, постепенно исчезающие с лица земли
4) вся природа, живая и неживая, находятся под строгой охраной
Ответ: |
Жизнь бабочки начинается с яйца. Затем в своем развитии насекомое проходит ряд стадий: яйцо → гусеница → ? → взрослое насекомое. В схеме пропущена одна из стадий. Выбери пропущенное слово:
1) икринка
2) куколка
3) головастик
4) личинка
Ответ: |
13
Определите, каким способом распространяются плоды и семена изображенных растений?
1) Ветром по воздуху
2) Животными, цепляясь за шерсть
3) Переплывают по воде
4) Всеми перечисленными выше способами
Ответ: |
14
При выполнении заданий 14–18 в поле ответа запишите слова или перечень цифр.
На схеме ниже представлена пищевая цепь. Пищевая цепь — ряд взаимоотношений между группами организмов (растений, животных, грибов и микроорганизмов), при котором происходит перенос вещества и энергии путем поедания одних организмов другими.
Дополните схему своим примером: пшеница → мышь → змея → ?
Ответ: _______________________
15
Полярная сова – хищная птица. Какими признаками должна обладать хищная птица? Выбери три признака и запишите номера выбранных цифр:
1. У взрослых сов оперение белое с бурыми пятнышками, у птенцов оперение коричневое.
2. У птицы имеется крепкий крючкообразный клюв.
3. На пальцах у совы черные загнутые когти.
4. Сова питается мышами и другими грызунами.
5. Глаза круглые, различных оттенков желтого цвета.
6. Голова шарообразная, с маленькими незаметными ушками.
Ответ: |
16
Установите соответствие между растением и группами растений (растения суши, водные растения). Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
РАСТЕНИЕ А) Кувшинка Б) Камыш В) Ландыш Г) Малина Д) Ольха | ГРУППА 1) Растения суши 2) Водные растения |
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
А) | Б) | В) | Г) | Д) |
17
Лечебные свойства липы с успехом применяются как в народной, так и в официальной медицине. Также липа среди лиственных пород ценится при изготовлении мебели.
Запишите названия органов растения, которые используются в каждом случае.
А._____________________________ Б.______________________________
18
Вставьте в текст «Позвоночные животные» пропущенные слова из предложенного списка.
ПОЗВОНОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ
Позвоночные — высокоорганизованные животные. Их головной мозг защищён __________(А). Рыбы обитают в водной среде, их органы дыхания __________(Б). Земноводные обитают как на суше, так и в водоёмах, поэтому дышат они и лёгкими и __________(В).
Список слов:
1) плавники
2) позвоночник
3) жабры
4) глотка
5) кожа
6) череп
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В |
|
|
|
При выполнении заданий 18-20 сформулируйте ответ и запишите в отведенное для него поле
19
Если бы ученики захотели выяснить, как влияет освещённость на прорастание семян, с помощью какого эксперимента они могли бы это сделать? Опиши этот эксперимент.
Ответ:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
20
Прочитай описание двух грибов.
Груздь настоящий. Этот гриб молочно-белого или слегка желтоватого цвета с завёрнутым внутрь опушенным краем. Если отломить кусочек гриба, то можно увидеть белый млечный сок. Грузди растут в лиственных и смешанных лесах (березовых, сосново-березовых) и являются условно-съедобными грибами.
Груздь настоящий Волнушка розовая
У волнушки розовой шляпка розовато-красного цвета с пушистым краем. Волнушка относится к грибам с млечным соком, на разломе можно наблюдать белый млечный сок. Растет этот гриб в березовых лесах и относится к условно-съедобным грибам.
Сравните груздь настоящий и волнушку розовую. В ответе укажите признаки, одинаковые для обоих грибов, и признаки, по которым они отличаются друг от друга.
Ответ:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответы к заданиям
№ задания | Ответ |
1 | 2 |
2 | 2 |
3 | 1 |
4 | 1 |
5 | 4 |
6 | 4 |
7 | 3 |
8 | 2 |
9 | 3 |
10 | 2 |
11 | 4 |
12 | 2 |
13 | 1 |
14 | Хищная птица |
15 | 234 |
16 | А2Б2В1Г1Д1 |
17 | А-цветы, Б-ствол (стебель) |
18 | А6Б3В5 |
Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом
19. Если бы ученики захотели выяснить, как влияет освещённость на прорастание семян, с помощью какого эксперимента они могли бы это сделать? Опиши этот эксперимент.
Ответ.
Чтобы выяснить влияние света на прорастание семян, необходимо:
1) взять два блюдца с влажными салфетками, положить в блюдца одинаковое количество семян;
2) поставить одно блюдце на свету (на подоконнике или на столе), а второе блюдце поставить в темный шкаф;
3) наблюдать за прорастанием семян на свету (на столе или подоконнике) и в темноте (в шкафу).
Максимальный балл за 3 перечисленных элемента ответа – 3 балла,
Ответ включает два из названных выше элементов ответа – 2 балла,
Ответ включает один из названных выше элементов ответа – 1 балл.
Неверный ответ – 0 баллов
20. Сравните груздь настоящий и волнушку розовую. В ответе укажите признаки, одинаковые для обоих грибов, и признаки, по которым они отличаются друг от друга.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) Признаки сходства: наличие млечного сока, опушенный край шляпки, условно-съедобные, растут в березовом лесу; 2) Признак отличия: разный цвет шляпки (груздь белый, волнушка розовая); ИЛИ 1) Сходства: млечники, пушистый край шляпки, условно-съедобные, растут в березовом лесу; 2) Отличия: разный цвет шляпки |
|
Правильный ответ включает все перечисленные элементы и не содержит биологических ошибок | 3 |
Ответ включает два или три из названных выше сходств и отличие. | 2 |
Ответ включает одно сходство и одно отличие и не содержит биологических ошибок. | 1 |
Ответ включает только одно сходство или одно отличие | 0 |
Максимальный балл | 3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностическая работа по биологии 7 класс (в форме ГИА)
Диагностическая работа по биологии 7 класс (в форме ГИА)...
Стартовая диагностическая работа по музыке 5 класс ФГОС
Диагностическая работа проводилась с целью определения уровня подготовки обучающихся 5-х классов в рамках мониторинга достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы дл...
Стартовая диагностическая работа по экономике 5 класс ФГОС
Входная диагностическая работа проводилась с целью определения уровня знаний по экономике в рамках мониторинга стартовых результатов освоения основной образовательной программы для образовательных уч...
СТАРТОВАЯ ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО АЛГЕБРЕ 10 КЛАСС
СТАРТОВАЯ ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО АЛГЕБРЕ 10 КЛАСС...
Стартовая диагностическая работа по математике 5 класс. 2023-2024
Стартовая диагностическая работа по математике 5 класс. 2023-2024...
СТАРТОВАЯ ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО МАТЕМАТИКЕ 5 КЛАСС. 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД (Бурмистровой Е.Ю.)
СТАРТОВАЯ ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО МАТЕМАТИКЕ 5 КЛАСС. 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД...
СТАРТОВАЯ ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО АЛГЕБРЕ. 10 КЛАСС. 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД (автор: Бурмистрова Е.Ю.)
СТАРТОВАЯ ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО АЛГЕБРЕ. 10 КЛАСС. 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД (автор: Бурмистрова Е.Ю.)...