рабочая программа по биологии 8 класс по учебнику А.Г. Драгомилова и Р.Д. Маша
календарно-тематическое планирование по биологии (8 класс) на тему

рабочая программа по биологии 8 класс по учебнику А.Г. Драгомилова и Р.Д. Маша

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Щенниковская основная школа

Рассмотрено

На педсовете    

 «__»____________2017 г.  

Протокол № _________                                        

Утверждаю

Директор школы

       _______________ Г.Н. Бобыкина

                

                                           

Рабочая  программа

по Биологии

8 класс

на 2017 – 2018 учебный         год

Учитель:  О.С. Колбина

                                                                                                                                                                         количество часов – 68

село Щенники

2017 год

Пояснительная записка

Общая характеристика учебного предмета

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии в которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция, в соответствии с которыми выделены блоки содержания: Признаки живых организмов; Система, многообразие и эволюция живой природы; Человек и его здоровье; Взаимосвязи организмов и окружающей среды.  Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах. В содержании раздела «Человек и его здоровье» особое внимание уделено социальной сущности человека, его роли в окружающей среде. Курс биологии 8-го класса продолжает систематическое изучение данной дисциплины в основном (общем) образовании школьников. Он является частью программы по биологии 6-9 классов.

Курс биологии 8 класса определяет круг сведений по анатомии и физиологии человека, цитологии и гистологии, гигиене и санитарии, общей психологии, предусмотренных стандартом биологического образования для основной школы, которые учащиеся познают в процессе изучения.

В результате обучения у школьников формируется научное представление о биосоциальной сущности человека и его организме как разноуровневой биосистеме, возникшей в ходе эволюции живой природы и взаимодействия человека с окружающей средой. В процессе изучения курса биологии учащиеся усваивают следующие основные понятия: место человека в живой природе; влияние природной и социокультурной среды на становление человека; многоуровневая организация его организма (клетки, ткани, органы, системы органов); взаимосвязь строения и функций органов и систем; обмен веществ; иммунная защита организма; связь организма со средой; экологические взаимосвязи абиогенного, биогенного и антропогенного происхождения.

Цели:

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;  строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием  собственного организма, биологические эксперименты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессепроведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для  заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Задачи:

  • обучения:

создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской  компетентностей:

  1. обеспечить усвоение учащимися знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека в соответствии со стандартов биологического образования через систему из 68 уроков и индивидуальные образовательные маршруты учеников
  2. продолжить формирование у школьников предметных умений: умения проводить биологические эксперименты и вести самонаблюдения, помогающие оценить степень своего здоровья и тренированности через лабораторные работы и систему особых домашних заданий.
  3. продолжить развивать у детей общеучебные умения: особенно у восьмиклассников умение конструировать проблемные вопросы и отвечать на них, кратко записывать основные мысли выступающего, составлять схемы по устному рассказу через систему разнообразных заданий.
  • развития:

создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер: особое внимание обратить на развитие у восьмиклассников моторной памяти, мышления (умения устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы и делать выводы), способности осознавать познавательный процесс, побуждать жажду знаний, развивать стремление достигать поставленную цель через учебный материал уроков.

  • воспитания:

способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной  «Я-концепцией», формированию у школьников валеологической и коммуникативной компетентностей: особое внимание уделить половому и гигиеническому воспитанию восьмиклассников в органичной связи с их нравственным воспитанием, воспитывать  у них независимость и способность к эмпатии через учебный материал уроков  и КСО.

Преподавание курса биологии в 8-м классе осуществляется по программе «Человек и его здоровье» авторов А.Г. Драгомилов и Р.Д. Маш, опубликованной в сборнике «Биология в основной школе». Программы. М. Вентана-граф. 2008 г. допущенном Министерством  образования Российской Федерации с использованием учебника Биология. Человек: учебник для 8-го класса общеобразовательных учреждений. А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш - М.: Вентана-Граф, 2010

Место предмета в учебном плане.

По школьному учебному плану на изучение биологии в 8-м классе выделено 68 часов, 2 часа в неделю, 4 лабораторные работы.

Организация учебно-воспитательного процесса.

        Исходя из уровня подготовки класса, использую технологии дифференцированного обучения. Формы организации занятий в основном традиционные, практикумы, лабораторные работы, зачеты, тестирование. Методы репродуктивные, частично -  поисковые, исследовательские. По окончании курса проводится школьная предметная олимпиада.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа  предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и  навыков, универсальных  способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

Результаты обучения

Результаты изучения курса «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который  полностью соответствует стандарту. Требования направлены на  реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими  ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания.

В рубрику «Уметь» входят требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск биологической информации.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся в 8 классе.

         Знать:

  • систематическое положение человека и его происхождение,
  • особенности строения и функции основных тканей и органов, систем органов, их нервную и гуморальную регуляцию,
  • о значении внутренней среды организма, иммунитете, теплорегуляции, обмене веществ, особенности индивидуального развития  организма человека,
  • об отрицательном воздействии на организм вредных привычек,
  • приемы оказания до врачебной помощи при несчастных случаях,
  • правила гигиены,  сохраняющих здоровье,
  • факторы, разрушающие здоровье человека

Уметь:

  • распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у  строением и функцией, понимать влияние физ.труда на организм, выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия,
  • объяснять отрицательное воздействие вредных привычек,
  • оказывать первую помощь при несчастных случаях,
  • соблюдать правила личной и общественной гигиены,
  • пользоваться микроскопом, ставить опыты,
  • работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала.

Содержание курса:

Введение (1 ч)

         Биологические и социальные факторы в становлении человека. Принципиальные отличия условий жизни человека, связанные с появлением социальной среды. Ее преимущества и издержки. Зависимость человека, как от природной, так и от социальной среды. Значение знаний о строении и функциях организма для поддержания своего здоровья и здоровья окружающих.

1. Организм человека. Общий обзор (4 ч)

         Науки об организме человека: анатомия, физиология, гигиена. Санитарно-гигиеническая служба. Функции санитарно-эпидемиологических центров (СЭЦ). Ответственность людей, нарушающих санитарные нормы общежития.

         Строение организма человека. Структура тела. Место человека в природе. Сходство и отличия человека от животных. Морфофизиологические особенности человека, связанные с прямохождением, развитием головного мозга, трудом, социальным образом жизни.

        Клетка. Строение, химический состав, жизнедеятельность: обмен веществ, ферменты, биосинтез и биологическое окисление, рост, развитие, возбудимость, деление.

         Ткани животных и человека: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Строение нейрона: тело, дендриты, аксон, синапсы.

         Уровни организации организма. Орган и системы органов. Нервная регуляция. Части и отделы нервной системы. Рефлекс, рефлекторная дуга, процессы возбуждения и торможения. Гуморальная регуляция. Роль эндокринных желез и вырабатываемьгх ими гормонов.

Демонстрация. Разложение ферментом каталазой пероксида водорода.

       Лабораторная работа. Действие каталазы на пероксид водорода.

Практическая работа. Получение мигательного рефлекса и его торможения.

2. Опорно-двигательная система (8 ч)

        Значение костно-мышечной системы. Скелет, строение, состав и соединение костей. Обзор скелета головы и туловища.

        Скелет поясов и свободных конечностей. Первая помощь при травмах скелета и мышц.

        Типы мышц, их строение и значение. 0бзор основных мышц человека. Динамическая и статическая работа мышц. Энергетика мышечного сокращения. Регуляция мышечных движений.

          Нарушение правильной осанки. Плоскостопие. Коррекция. Развитие опорно-двигательной системы: роль зарядки, уроков физкультуры и спорта в развитии организма. Тренировочный эффект и способы его достижения.

Демонстрации. Скелет; распилы костей, позвонков; строение сустава, мышц и др.

         Практические работы. Роль плечевого пояса в движении руки. Функции костей предплечья при повороте кисти. Утомление при статической и динамической работе. Определение нарушений осанки и плоскостопия. Функции основных мышечных групп.

        Лабораторные работы. Исследование свойств нормальной, жженой и декальцинированной кости. Просмотр микро - препаратов костей и поперечнополосатой мышечной ткани.

З. Кровь и кровообращение (9 ч)

         Внутренняя среда: кровь, тканевая жидкость, лимфа; их круговорот. Значение крови и ее состав: плазма клеточные элементы. Их функции. Свертываемость крови.

         Иммунитет. Органы иммунной системы. Антигены и антитела. Иммунная реакция. Клеточный и гуморальный иммунитеты. Работы Лун Пастера, И.И. Мечников. Изобретение вакцин. Лечебные сыворотки.

         Классификация иммунитета. Тканевая совместимость и переливание крови. 1, II, III, IV группы крови — проявление наследственного иммунитета.

Резус-фактор. Резус-конфликт как следствие приобретённого иммунитета.

         Сердце и сосуды — органы кровообращения. Строение и функции сердца. Фазы сердечной деятельности. Малый и большой круги кровообращения. Артерии, капилляры, вены.

         Функции венозных клапанов. Отток лимфы. Функции лимфоузлов. движение крови по сосудам. Давление крови на стенки сосуда. Скорость кровотока. Измерение артериального давления. Перераспределение крови в организме. Регуляция работы сердца и сосудов. Автоматизм сердечной мышцы. Болезни сердечно-сосудистой системы и их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях.

        Демонстрации. Торс человека; модель сердца: приборы для измерения артериального давления (тонометр и фонендоскоп) и способы их использования.

        Лабораторная работа. Сравнение крови человека с кровью лягушки.

        Практические работы. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровоснабжение. Опыты, выясняющие природу пульса. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку — функциональная проба. Повышение плотности мышц после работы вследствие притока к ним крови и увеличения тканевой жидкости.

4. Дыхательная система (6 ч)

          Значение дыхательной системы, ее связь с кровеносной системой. Верхние дыхательные пути. Гортань орган голосообразования. Трахея, главные бронхи, бронхиальное дерево, альвеолы. Легкие. Пристеночная и легочные плевры, плевральная полость. Обмен газов в легких и тканях, дыхательные движения. Нервная и гуморальная регуляции дыхания. Болезни органов дыхания, их предупреждение. Гигиена дыхания. Первая помощь при поражении органов дыхания. Понятие о клинической и биологической смерти. Приемы искусственного дыхания изо рта в рот и непрямого массажа сердца.

        Демонстрации. Торс человека; модели гортани и легких; модель Дондерса, демонстрирующая механизмы вдоха и выдоха.

        Лабораторные работы. Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Изготовление самодельной модели Дондерса.

        Практические работы. Измерение обхвата грудной клетки. Определение запыленности воздуха в зимних условиях.

5. Пищеварительная система (7 ч)

           Значение пищи и ее состав. Пищевые продукты и питательные вещества. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, желудке и кишечнике. Строение органов пищеварительного тракта и пищеварительных желез. Форма и функции зубов. Пищеварительные ферменты готовой полости и желудка. Переваривание пищи в двенадцатиперстной кишке (ферменты поджелудочной железы, роль желчи в пищеварении). Всасывание питательных веществ. Строение и функции тонкой и толстой кишки. Аппендикс. Симптомы аппендицита. Регуляция пищеварения.

         Заболевание органов пищеварения и их профилактика. Питание и здоровье.

        Демонстрации. Торс человека; пищеварительная система крысы (влажный препарат).

        Лабораторная работа. Ознакомление с действием ферментов слюны на крахмал и ферментов желудочного сока на белки.

         Практические работы. Наблюдение за подъемом гортани при глотании, функцией надгортанника и нёбного язычка. Задержка глотательного рефлекса при отсутствии раздражения задней стенки языка.

6. Обмен веществ и энергии. Витамины (3 ч)

         Превращения белков, жиров и углеводов. Обменные процессы в организме. Подготовительная и заключительная стадии обмена. Обмен веществ и энергии в клетке: пластический обмен и энергетический обмен. Энерготраты человека: основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи. Энергетический баланс. Определение норм питания. Качественный состав пищи. Значение витаминов, Гипо - и гипервитаминозы А, В1, С, Д Водорастворимые и жирорастворимые витамины. Витамины и цепи питания вида. Авитаминозы: А (куриная слепота), В1 (болезнь бери-бери), С (цинга), Д (рахит). Их предупреждение и лечение.

         Практическая работа. Функциональные пробы с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки.

7. Мочевыделительная система (2 ч)

        Роль различных систем в удалении ненужных вредных веществ, образующихся в организме. Роль органов мочевыделения, их значение. Строение и функции почек. Нефрон — функциональная единица почки. Образование первичной и конечной мочи. Удаление конечной мочи из организма: роль почечной лоханки, мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала.

        Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим. Значение воды и минеральных солей для организма. Гигиеническая оценка питьевой воды.

8. Кожа (3 ч)

         Значение и строение кожных покровов и слизистых оболочек, защищающих организм от внешних воздействий. Функции эпидермиса, дермы и гиподермы. Волосы и ногти — роговые придатки кожи. Кожные рецепторы, потовые и сальные железы. Нарушения кожных покровов и их причины. Оказание первой помощи при ожогах и обморожениях. Грибковые заболевания кожи (стригущий лишай, чесотка); их предупреждение и меры защиты от заражения.

        Теплообразование, теплоотдача и терморегуляция организма. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударах.

        Демонстрация. Рельефная таблица строения кожи.

        Практическая работа. Определение жирности кожи с помощью бумажной салфетки.

9. Эндокринная система (2 ч)

         Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. Соматотропный гормон гипофиза, гормоны щитовидной железы. Болезни, связанные с гипофункцией (карликовость) и с гиперфункцией (гигантизм) гипофиза. Болезни щитовидной железы базедова болезнь, Слизистый отек. Гормон поджелудочной железы инсулин и заболевание сахарным диабетом. Гормоны надпочечников, их роль в приспособлении организма к стрессовым нагрузкам.

        Демонстрации. Модели гортани (о щитовидной железой, головного мозга с гипофизом; рельефная таблица, изображающая железы эндокринной системы.

10. Нервная система (5 ч)

        Значение нервной системы, ее части и отделы. Рефлекторный принцип работы. Прямые и обратные связи. Функция автономного (вегетативного) отдела. Симпатический и парасимпатический подотделы. Нейрогуморальная (нейрогормональная) регуляция: взаимосвязь нервов и эндокринной систем. Строение и функции спинного мозга. Отделы головного мозга, их строение и функции. Аналитико-синтетическая функция коры больших полушарий.

        Демонстрации. Модель головного мозга; коленный рефлекс спинного мозга; мигательный, глотательный рефлексы продолговатого мозга; функции мозжечка и среднего мозга.

        Практические работы. Выяснение действия прямых и обратных связей. Вегетативных сосудистых рефлексов при штриховом раздражении кожи.

11. Органы чувств. Анализаторы (5 ч)

        Функции органов чувств и анализаторов. Ощущения и восприятия. Взаимосвязь анализаторов в отражении внешнего мира.

       Орган зрения. Положение глаз в черепе, вспомогательный аппарат глаза. Строение и функции оболочек глаза и его оптических Сред. Палочки и колбочки сетчатки. Зрительный анализатор. Роль глазных мышц в формировании зрительных восприятий. Бинокулярное зрение. Заболевание и повреждение глаз, профилактика. Гигиена зрения.

        Орган слуха. Положение пирамид височных костей в черепе. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Преддверие и улитка. Звукопередающий и звуковоспринимающий аппараты уха. Слуховой анализатор. Гигиена слуха. Распространение инфекции по слуховой трубе в среднее ухо как осложнение ангины, гриппа, ОРЗ. Борьба с шумом.

        Вестибулярный аппарат — орган равновесия. Функции мешочков преддверия внутреннего уха и полукружных каналов.

         Органы осязания, обоняния, вкуса, их анализаторы. Взаимосвязь ощущений — результат аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий.

Демонстрации. Модели черепа, глаза и уха.

         Практические работы. Выявление функции зрачка и хрусталика. Обнаружение слепого пятна. Восприятие цветоощущений колбочками и отсутствие его при палочковом зрении. Определение выносливости вестибулярного аппарата. Проверка чувствительности тактильных рецепторов. Обнаружение холодовых точек.

12. Поведение и психика (7 ч)

          Врожденные формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные формы поведения. Условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная деятельность.

          Открытие И.М. Сеченовым центрального торможения. Работы И.П. Павлова: открытие безусловного и условного торможения, закон взаимной индукции возбуждения — торможения. А.А. Ухтомский. Открытие явления доминанты. Биологические ритмы: сон и его значение, фазы сна, сновидения.

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Функции внешней и внутренней речи. Речевые центры и значение языковой среды. Роль трудовой деятельности в появлении речи и осознанных действий.

Познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, воображение, мышление. Виды памяти, приемы запоминания. Особенности мышления, его развитие.

Воля, эмоции, внимание. Анализ волевого акта. Качество воли. Физиологическая основа эмоций.

Внимание. Непроизвольное и произвольное внимание. Способы поддержания внимания.

        Изменение работоспособности, борьба с утомлением. Стадии работоспособности: врабатывание, устойчивая работоспособность, утомление. Организация отдыха па разных стадиях работоспособности. Режим дня.

        Демонстрации. Модель головного мозга; двойственные изображения; выработка Динамического стереотипа зеркального письма; иллюзии установки.

        Практические работы. Проверка действия закона взаимной индукции при рассматривании рисунков двойственных изображений. Иллюзии установки. Тренировка наблюдательности, памяти, внимания, воображения. Иллюзии зрения. Влияние речевых инструкций на восприятие. Опыт с усеченной пирамидой, выясняющий особенности произвольного и непроизвольного внимания и влияние активной работы с объектом на устойчивость внимания.

13. Индивидуальное развитие человека (5 ч)

Роль половых хромосом в определении развития организма либо по мужскому, либо по женскому типу. Женская половая (репродуктивная) система. Развитие яйцеклетки в фолликуле, овуляция, менструация. Мужская половая система. Образование сперматозоидов. Поллюции. Гигиена промежности.

         Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем (СПИД, сифилис, гонорея).

Внутритробное развитие. Оплодотворение, образование зародыша и плода. Закон Геккеля Мюллера и причины отклонения от него. Развитие организма после рождения. Изменения, связанные с пубертатом. Календарный, биологический и социальный возрасты человека.

         Влияние наркогенных веществ на здоровье и судьбу человека. Психологические особенности личности: темперамент, характер, интересы, склонности, способности. Роль наследственности и приобретенного опыта в развитии способностей.

        Демонстрации. Модели зародышей человека и животных разных возрастов.

Демонстрации:  микропрепараты, скелет человека, модели головного мозга, черепа конечностей, строение сердца, почки человека, приемы искусственного дыхания, измерения ЖЕЛ, оказание помощи при травмах О.Д.С., кровотечениях.

Тематическое планирование

1.

Введение. Организм человека. Общий обзор – 4 часов.

2.

Опорно – двигательная система – 8 часов.

3.

Кровь и кровообращение – 9 часов.

4.

Дыхательная система – 6 часов.

5.

Пищеварительная система – 7 часов.

6.

Обмен веществ и энергии. Витамины – 3 часа.

7.

Мочевыделительная система – 2 часа.

8.

Кожа – 3 часа.

9.

Эндокринная система – 2 часа.

10.

Нервная система – 5 часов.

11.

Органы чувств. Анализаторы – 5 часов.

12.

Поведение и психика – 7 часов.

14.

Индивидуальное развитие человека – 5 часов.

Резерв -2ч.

Всего часов

68 часов, 2 часа в неделю.


Поурочно – тематическое планирование

2 часа в неделю (68 часов в год)

№ п/п

Тема урока

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

Организм человека. Общий обзор- 4 ч.

1.

Науки об организме человека. Место человека в живой природе.

2.

Клетка. Л.р.№1 «Действие каталазы на пероксид водорода».

3.

Ткани.

4.

Системы органов. Регуляция деятельности организма.

Опорно-двигательная система-8 ч.

5.

Скелет. Кости.  Л.р.№2 «Исследование свойств кости».

6.

Скелет головы и туловища.

7.

Скелет конечностей.

8.

Первая помощь при повреждениях скелета.

9.

Мышцы.

10.

Работа мышц.

11.

Нарушение осанки и плоскостопие.

12.

Развитие опорно-двигательной системы.

Кровь и кровообращение- 9ч.

13.

Внутренняя среда организма. Кровь и её состав. Л.р.№3 «сравнение крови человека и крови лягушки»

14.

Иммунитет.

15.

Тканевая совместимость и переливание крови.

16.

Строение и работа сердца. Круги кровообращения.

17.

Движение лимфы.

18.

Движение крови по сосудам.

19.

Регуляция работы сердца.

20.

Профилактика заболеваний сердца и кровеносных сосудов.

21.

Первая помощь при кровотечениях.

Дыхательная система-6 ч.

22.

Значение дыхания. Органы дыхания.

23.

Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях.

24.

Дыхательные движения.

25.

Регуляция дыхания.

26.

Профилактика заболеваний органов дыхания.

27.

Первая помощь при повреждениях органов дыхания.

   Пищеварительная система-7 ч.

28.

Значение пищи и её состав.

29.

Органы пищеварения.

30.

Зубы.

31.

Пищеварение в ротовой полости и желудке. Л.Р.№4 «Действие слюны на крахмал»

32.

Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.

33.

Регуляция пищеварения.

34.

Заболевания органов пищеварения.

Обмен веществ и энергии-3 ч.

35.

Обменные процессы в организме.

36.

Нормы питания.

37.

Витамины.

Мочевыделительная система- 2 ч.

38.

Строение и функции почек.

39.

Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим.

Кожа-3 ч.

40.

Значение кожи и её строение.

41.

Нарушение кожных покровов.

42.

Терморегуляция. Закаливание. Первая помощь при тепловом ударе.

Эндокринная система- 2 ч.

43.

Железы.

44.

Гормоны.

Нервная система-5 ч.

45.

Строение нервной системы.

46.

Вегетативная нервная система.

47.

Нейрогуморальная регуляция.

48.

Спинной мозг.

49.

Головной мозг.

Анализаторы-5 ч.

50.

Действие органов чувств и анализаторов.

51.

Глаз и зрительный анализатор.

52.

Заболевания и повреждения глаз.

53.

Органы слуха и равновесия.

54.

Органы осязания, обоняния и вкуса.

Поведение и психика человека-7 ч.

55.

Врождённые формы поведения.

56.

Приобретённые формы поведения.

57.

Закономерности работы головного мозга.

58.

Биологические ритмы. Сон и его значение.

59.

Особенности ВНД. Познавательные процессы.

60.

Воля и эмоции. Внимание.

61.

Работоспособность. Режим дня.

   Индивидуальное развитие- 5 ч.

62.

Половая система человека.

63.

Наследственные и врождённые заболевания. Болезни, передающиеся половым путём.

64.

Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения.

65.

Вред наркогенных веществ.

66.

Психологические особенности личности

67.

Обобщение и систематизация знаний за курс 8 класса.

68.

Итоговый тест за курс 8 класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English"

Эта рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English". Программа состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования....

Рабочая программа для 11 класса по учебнику Биболетова

Данная рабочая программа является хорошим помошником при составлении конспекта урока....

Рабочая программа для 2 класса к учебнику В.П.Кузовлева

Здесь Вы найдете материал, который, возможно, поможет тем кто работает с УМК В.П. Кузовлева. Это рабочая программа для 2 класса, составленная в соответсвии со стандартом основ...

Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов

Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов...

Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс и календарно-тематическое планирование к программе 2019-2020

Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс.Программа составлена на основе Фундаментального ядра содер...

Рабочая программа для 6 класса по учебнику "Немецкий язык 6 класс" Авторы: И.Л.Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование. Немецкий язык 6 класс. Авторы: И.Л. Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова. Москва.Просвещение.2012 г...

Рабочая программа для 5 класса к учебнику "Forward 5 класс"

Рабочая программа создана в "Конструкторе рабочих программ" с КТП 2022-2023 учебного года....