программа дополнительного образования "Прикладная ботаника" на 2 года
методическая разработка по биологии (6, 7, 8, 9 класс) на тему
Данная дополнительная образовательная программа направлена на развитие у учащихся чувства гармоничного существования в окружающей среде, умений и навыков использования агрономических приемов, расширения и углубления знаний по курсу ботаники. Новизна настоящей программы состоит в широте ее приложения к практическому использованию знаний об особенностях строения и жизнедеятельности растений в реальных условиях. Следует подчеркнуть ее особую актуальность, связанную с развитием, на современном этапе существования нашего общества, дизайнерского и ландшафтного декорирования, а так же возможность использования полученных учащимися знаний в личных подсобных хозяйствах, так как школа находится в сельской местности. Данный курс воспитывает у детей чувство красоты, развивает способность видеть огромное многообразие растительных организмов населяющих нашу планету, и в то же время удивительно гармоничное их существование между собой в данной окружающей среде. Так же вышеназванная образовательная программа способствует развитию у учащихся таких качеств как терпение, самоорганизация, трудолюбие, желание достичь конечного результата, любознательность, наблюдательность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
пояснительная записка | 26.5 КБ |
soderzhanie_dopolnitelnoy_obrazovatelnoy_programmy.doc | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Данная дополнительная образовательная программа направлена на развитие у учащихся чувства гармоничного существования в окружающей среде, умений и навыков использования агрономических приемов, расширения и углубления знаний по курсу ботаники. Новизна настоящей программы состоит в широте ее приложения к практическому использованию знаний об особенностях строения и жизнедеятельности растений в реальных условиях. Следует подчеркнуть ее особую актуальность, связанную с развитием, на современном этапе существования нашего общества, дизайнерского и ландшафтного декорирования, а так же возможность использования полученных учащимися знаний в личных подсобных хозяйствах, так как школа находится в сельской местности. Данный курс воспитывает у детей чувство красоты, развивает способность видеть огромное многообразие растительных организмов населяющих нашу планету, и в то же время удивительно гармоничное их существование между собой в данной окружающей среде. Так же вышеназванная образовательная программа способствует развитию у учащихся таких качеств как терпение, самоорганизация, трудолюбие, желание достичь конечного результата, любознательность, наблюдательность.
Настоящая дополнительная образовательная программа отличается ее практичностью, приложением знаний получаемых на теоретических занятиях в практике – осуществление проекта: «Осязаемая гармония».
Данная программа рассчитана на детей 11 – 17 лет – учащихся 6 – 11 классов и ее продолжительность составляет 2 года (2016-2017, 2017- 2018 учебные года ).
Занятия для усиления разностороннего развития учащихся по данной программе проводятся в зависимости от цели в самой разнообразной форме: лекции, семинары, конференции, диспуты, конкурсы, практические занятия на опытных участках и с использованием ИКТ, экскурсии, полевые работы.
В результате выполнения данной программы учащиеся должны расширить и углубить познание мира растений, их особенности развития и жизнедеятельности, сосуществования в экосистемах как естественных ,так и созданных человеком, а так же у них будут сформированы стереотипы поведения в окружающей среде, навыки и умения выполнения различным агрономических приемов. Измерителем степени достижения ожидаемых результатов будет служить выполнение проекта: «Осязаемая гармония».
По итогу данной образовательной программы будет проведена защита проекта: «Осязаемая гармония», где учащиеся представят свои работы (оформление опытных участков – клумб на территории школьного двора), защитят свои субпроекты, а так же пройдет конкурс – выставка на лучший дизайнерско – ландшафтный проект.
Предварительный просмотр:
Содержание
дополнительной образовательной программы «Прикладная ботаника»
- Знакомство с многообразием растений
- Растения – кто они.
- Многообразие жизненных форм
- Многообразие отделов.
- Многолетние, двулетние, однолетние.
- Места обитания растений.
- Виды использования растений человеком.
- Роль растений в природе: продуценты, фотосинтез, почвообразование.
- Роль растений в жизни человека: пища, сырье для промышленности, лекарства, эстетическое значение.
- Многообразие растительного мира.
3. Первичная оценка опытных участков
3.1 Практическая работа по изучению формы, размера и расположения опытных участков.
- Измерение участка.
- Определение его расположения относительно сторон света.
- Черновой эскиз.
- Взятие проб почвы.
3.2 Камеральная работа по начертанию планов участков и составлению их краткой характеристики.
- Масштабированный план участка.
- Краткая характеристика участка.
- Подготовка семенного материала
Выполнение практических работ по сбору, изучению, сортировке и закладке на хранение семенного материала декоративных культур.
5. Многолетние, двулетние, однолетние декоративные растения
- Многолетние декоративные растения
- Двулетние декоративные растения
- Однолетние декоративные растения
6. Разнообразие жизненных форм декоративных растений
- Травы, лианы
- Кустарнички
- Кустарники
- Деревья.
- Почвенно – климатические характеристики и требования к ним различных групп растений
- Виды почв
- Влагообеспечение
- Тепловой режим
- Агротехника возделывания многолетних травянистых декоративных культур
8.1 Теоретическая часть
- Разнообразие многолетних травянистых декоративных культур
- Особенности развития
- Особенности агротехники
8.2 Практическая часть
Осмотр и профилактика заболеваний корнеклубней георгинов и луковиц гладиолусов в хранилище.
- Агротехника возделывания двулетних травянистых декоративных культур
9.1 Теоретическая часть
- Разнообразие двулетних травянистых декоративных культур
- Особенности развития
- Особенности агротехники
9.2 Практическая работа
- Посев семян люпина в емкости
- Закладка емкостей с посевами на стратификацию
- Агротехника возделывания однолетних декоративных культур
10.1 Теоретическая часть
- Разнообразие однолетних травянистых декоративных культур
- Особенности развития
- Особенности агротехники
10.2 Практическая часть
Составление клумбы непрерывного цветения из однолетников однолетников
- Монохромные
- Каскадные
- Вертикалбюные
- почвопокровные
11. Комнатное цветоводство
11.1 Теоретическое занятие
- Красивоцветущие комнатные растения
- Декоративнолистные комнатные растения
- Жители разных зон в одной квартире
11.2 Практическое занятие
- Составление календаря работ по уходу за комнатным растением (на выбор)
- Изготовление комнатной теплички
11.3 Теоретическое занятие
Семинар «Мои любимые цветы»
11.4Практическое занятие
- Генеративное размножение комнатных растений (колеус, герань, бальзамин)
- Вегетативное размножение комнатных растений (колеус, герань, бальзамин)
12 Агротехника декоративных кустарников и деревьев.
- Кустарники и деревья в ландшафтном дизайне
- Розы
13 Способы размножения декоративных растений
13.1 Теоретическое занятие
- Черенкование
- Пасынкование
- Семенное размножение
13.2 Теоретическое занятие
- Посев рассады
- Уход за рассадой
- Высадка рассады в грунт
13.3 практические занятия – 4 часа
- Черенкование
- Семенное размножение
- Посев рассады
- Уход за рассадой
14. Планировка насаждений на опытных участках
14.1 Теоретическое занятие
- Основные факторы, учитываемые при размещении культур
- Проектирование участка
14.2 Практическое занятие
- Планировка участка с использованием ИКТ
- Защита плана
14.3 Практическое занятие
- Разбивка участка на зоны
- Разметка высадки различных культур.
15. Основные весенние агротехнические мероприятия
- Обработка почвы
- Профилактические и оздоровительные работы
- Внесение удобрений
- Высадка рассады
- Посев семян в грунт
2009-2010 учебный год
1. Анализ итогов работы за год и планирование дальнейшей работы (теоретическое занятие)
- Отчет учащихся о проделанной работе за 2008-209 учебный год
- Ознакомление учащихся с планом работы на 2009-2010 учебный год
- Парад работ (практическое занятие)
- Смотр опытных участков
- Защита выполненной работы
3. Луковичные
3.1. теоретическая часть
- Знакомство с особенностями агротехники луковичных (тюльпаны, нарциссы, гиацинты)
3.2 практическая часть – 1,5 часа
- Посадка луковичных в грунт
4. Подготовка семенного материала
Выполнение практических работ по сбору, изучению, сортировке и закладке на хранение семенного материала декоративных культур.
- Разнообразие дизайнерских решений при проектировании и оформлении клумб. (2 часа)
5.1 теоретическое занятие
Зависимость оформления от ландшафтных и почвенно - климатических условий
- Альпийские горки, рокарии
- Английский стиль
- Итальянское патио
- Французская помпезность
- Деревенский дворик
- Современные направления
5.2 Теоретическое занятие
Семинар по типам дизайнерских решений
6. Индивидуальное планирование опытных участков
6.1 Теоретическое занятие
- Зависимость расположения растений от абиотических факторов
- Эстетическое оформление
- Сочетаемость растений
- Взаимодополнение культур.
6.2 практическое занятие
- Проектирование ландшафта опытных участков
- Составление пояснительных записок
6.3 практическое занятие
Защита проектов по оформлению опытных участков
7. Составление перечня растений и списка работ необходимых для осуществления проекта.
8. Особенности развития и размножения растений размножающихся корневищами.
8.1. Теоретическая работа
- Ирисы
- Пионы
- Хризантемы, многолетние астры, астильбы, хосты.
8.2.практическая работа
Деление корневища хризантемы
9. Особенности развития и размножения растений, размножающихся семенами
9.1 Теоретическая часть
- Глубина заделки семян
- Сроки посева
- Температурно – световой режим, стратификация
9.2 Практическая часть
Посев семян петунии
10. Вертикальное озеленение
- Особенности применения вертикального озеленения
- Многолетние растения, применяемые в вертикальном озеленении
- Однолетние растения, применяемые в вертикальном озеленении
11. Газоны
- Виды газонов
- Подготовка почвы и посев
- уход
12. Хвойные в саду и на клумбе
- Многообразие видов и сортов
- Специфика выращивания
13. Комнатное цветоводство
13.1 Теоретическая часть
- Растения семейства геснереевые
- Разновидности алое
- Пальмы
- Суккуленты
- Растения, имеющие период покоя
- Ампельные растения
13.2 практическая часть
- Наблюдение за развитием гиппеаструма выходящего из стадии покоя
- Черенкование фиалок листом
- Проведение осмотра растений на предмет болезней и вредителей
14. Посев декоративных однолетников на рассаду
14.1 теоретическая часть
Особенности посева растений семейства сложноцветные
14.2 практическая часть
Посев в рассадные ящики растений семейства сложноцветные
15. Планировка и перепланировка насаждений на опытных участках
15.1 Теоретическая часть
- Особенности развития некоторых декоративных культур
- Устранение недостатков планировки
15.2 практическая часть
- Устранение недостатков планировки
- Разметка посадки культур
16 Пикировка однолетников
Пикировка однолетних культур
17. Черенкование маточников
- Черенкование маточников петунии
- Черенкование маточников герани
- Черенкование маточников
- Бальзамина и колеуса
18. Основные весенние агротехнические мероприятия
- Обработка почвы
- Профилактические и оздоровительные работы
- Внесение удобрений
- Высадка рассады
- Посев семян в грунт
19. Семинар по вопросам ландшафтного дизайна «Осязаемая гармония»
Выступления учащихся
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ДИАГНОСТИКИ воспитанников, обучающихся по программе дополнительного образования детей «ЮНЫЕ ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ» (срок реализации – 2 года)
предварительная диагностика– оценить начальный уровень экологических знаний воспитанников кружка «ЮНЫЕ ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ»;Текущая диагностика– оценить качество усвоения воспитанниками экологически...
"Ботаника на подоконнике". Программа дополнительного образования.
Программа дополнительного образования по биологии для расширения и углубления знаний по ботанике. Сопровождает учебный материал, базируется на коллекции комнатных растений кабинета биологии. Подразуме...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Юный ботаник»
Предлагаемая программа эколого-биологической направленности предназначена для преподавания курса «Юный ботаник», рассчитанного на обучающихся 5-8 классов, интересующихся жизнью растений и...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года
Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...
Дополнительная общеобразовательная программа в области музыкального искусства" Народные инструменты". Рабочая программа "Дополнительный инструмент" (Домра) ( срок реализации 4 года)
Структура программы включает в себя пояснительную записку, которая содержит краткую характеристику предмета, его роль в образовательном процессе, срок реализации учебного предмета, объём учебного врем...
Рабочая программа внеурочной деятельности дополнительного образования "Ботаника,зоология"
Программа в соответствии с новыми ФГОС . 1 час в неделю...
Дополнительная общеобразовательная программа Естественнонаучной направленности "Ботаника и зоология"
Срок реализации программы 1 год.Данная программа предназначена для учащихся ,интересующихся исследовательской и проектной деятельностью....