Прооектный урок: Клушица"
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Монгуш Шенне Михайловна

Прооектный урок: Клушица"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Прооектный урок: Клушица"220.5 КБ

Предварительный просмотр:

           Проектный  урок с элементами краеведческого исследования по теме: «Наша соседка - клушица»   7 класс

Цель урока: на примере клушицы из отряда «Воробьинообразные» показать черты приспособленности к условиям обитания вблизи жилья человека.

Задачи урока.

Предметные:

  • сформировать знания об особенностях строения птиц городов и поселков;
  • ознакомить обучающихся с видовым составом птиц культурных ландшафтов.

Метапредметные:

  • развивать умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи;
  • формировать умения работать с тестами, рисунками, таблицами, дополнительной литературой;
  • научит составлять мини-проекты на основе изучения краеведческого материала.

Личностные:

  • расширять кругозор;
  • развивать познавательный интерес к предмету;
  • формирование экологической культуры.
  • развивать мышление учащихся, речь.

Тип проекта: Комбинированный

Форма проведения: экскурсия

Характер проекта: Монопредметный (биология)

Идея проекта, его актуальность: Возникший интерес и  потребность исследования местных птиц.

Задача: Собрать факты, подтверждающие приспособления клушицы.

Планируемый результат:  – создание дидактического материала для уроков биологии.

Оборудование: бинокли, 2 фотоаппарата, диктофон, задания исследования, альбомные листы, дополнительная литература.

Методы обучения: словесный, наглядный, проектный, частично-поисковый.

Приемы обучения: беседа, рассказ, демонстрация, организация работы в группах.

Ход урока:

I этап: Экскурсия. Маршрут от школы к реке.

Цель: Познакомиться с птицами культурных ландшафтов (в частности клушицей).

  1. Организационный момент. Приветствие. Ознакомление с планом урока.
  2. Изучение нового материала.

 Вводный рассказ учителя.

Сегодня мы продолжим разговор о наших пернатых друзьях. Но сначала давайте вспомним, какие экологические группы птиц по месту обитания выделяют? (Птицы леса, птицы побережий водоемов и болот, птицы степей и пустынь, птицы открытых пространств, птицы культурных ландшафтов, водоплавающие).

Многие века человек, прямо или косвенно воздействуя на природу, менял ее облик. Вслед за изменением условий существования менялся жизнь птиц. Одни виды исчезали, другие становились малочисленными. Но многие более жизнестойкие виды зверей и птиц, несмотря на резкое изменение среды, сумели приспособиться.

Птиц, гнездящихся непосредственно в строениях человека, так называемых синантропов, в России насчитывается всего 13 видов. К ним относятся воробьи, скворцы, голуби, три вида ласточек, трясогузки, стрижи, горихвостки. Кроме того, в садах, парках и скверах гнездятся на деревьях и в кустарнике более привычные для нас городские птицы – вороны, сороки, обыкновенный и черноголовый дубонос, китайская зеленушка, большая синица, гаичка, сорокопут-жулан, вертишейка и ряд других.

А у нас в поселке каких птиц можно встретить? Ответы учащихся.

Сегодня мы познакомимся с одной из них – это клушица.

Каждая группа получает задание - исследование:

№ 1 «Внешнее строение и приспособление к среде обитания»

  1. Цвет оперения и размер клушицы. Форма тела.
  2. Цвет и форма клюва.
  3. Найти перья клушицы. Определить типы перьев и написать их строение.
  4. Перечислить приспособления к воздушной среде обитания.
  5. Перечислить приспособления к условиям данной местности.  

№ 2 «Численность и распространение»

  1. Посчитать особей клушицы от школы до реки.
  2. Зарисовать схему маршрута и отметить на них птиц.
  3. В каких местах клушицы гнездятся?
  4. Клушица предпочитает жить рядом с человеком или вне населенных пунктах? Поясните ответ.
  5. Сделать выводы.

№ 3 «Передвижение и питание»

  1. Определить чем питается клушица.
  2. Есть ли связь между клювом и базой питания? Поясните свои предположения.
  3. Произвести описание полета, передвижение по земле, на ветках и т.д.
  4. Сделать зарисовки наблюдений.
  5. Записать основные выводы по наблюдениям.

№ 4 «Размножение и продолжительность жизни»

1. В каких местах клушица строит гнездо? Какими материалами выстроено, какого размера гнездо? Зарисовать схематично гнездо.

2. В какое время года размножается клушица? Отличается ли самец от самки? Для клушицы характерно моногамия или полигамия?

3. Птенцы клушицы относятся к гнездовому или выводковому типу? Можно предположить.

4. Из дополнительных источников найти продолжительность жизни клушицы.

5. Сделать выводы.

№ 5 «Сравнение с другими птицами»

  1. Определить место клушицы в систематике.
  2. Составить перечень встречающихся птиц (из наблюдений).
  3. Чем отличается клушица от других птиц культурных ландшафтов?
  4. Сделать зарисовки - сравнения.
  5. Сделать выводы.

№ 6 «Репортеры»

  1. Описать состояние погоды.
  2. Записать на диктофон голос клушицы.
  3. Сделать фотографии и видеоматериалы об исследуемом объекте.

     5. Сделать выводы.

II этап: Оформление результатов экскурсии, оформление.

Цель:  - закрепление знаний по теме «Птицы»

            - развитие навыков практических наблюдений,  исследований

            - умение обрабатывать и применять исследованный материал

Оборудование: дополнительная литература, картины и фотографии с изображением клушицы, рисунки

Форма: групповая.  

  1.  Закрепление.

Обсуждение вместе с учителем составленных проектов. Каждая группа оформляет данные экскурсии на альбомных листах. Трудные вопросы выполняют с помощью дополнительной литературы. Все материалы сдают «репортерам».

  1. Подведение урока.

Взять интервью у каждой группы после выполнения работы.

- все ли задания удалось выполнить?

- с какими трудностями вы столкнулись при выполнении заданий?

-что вы не смогли сделать? Почему?

- понравилось ли быть исследователем?

  1. Домашнее задание.

Дополнение с помощью интернет-ресурса.

«Репортеры» делают одну общую презентацию.

 


  Проектный  урок с элементами краеведческого исследования по теме: «Наша соседка - клушица»   7 класс

Цель урока: на примере клушицы из отряда «Воробьинообразные» показать черты приспособленности к условиям обитания вблизи жилья человека.

Задачи урока.

Предметные:

  • сформировать знания об особенностях строения птиц городов и поселков;
  • ознакомить обучающихся с видовым составом птиц культурных ландшафтов.

Метапредметные:

  • развивать умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи;
  • формировать умения работать с тестами, рисунками, таблицами, дополнительной литературой;
  • научит составлять мини-проекты на основе изучения краеведческого материала.

Личностные:

  • расширять кругозор;
  • развивать познавательный интерес к предмету;
  • формирование экологической культуры.
  • развивать мышление учащихся, речь.

Тип проекта: Комбинированный

Форма проведения: урок-конференция

Характер проекта: Монопредметный (биология)

Идея проекта, его актуальность: Возникший интерес и  потребность исследования местных птиц.

Задача: Собрать факты, подтверждающие приспособления клушицы.

Планируемый результат:  – создание дидактического материала для уроков биологии.

Оборудование: ТСО, презентация, задания исследования, альбомные листы, дополнительная литература

Методы обучения: словесный, наглядный, проектный, частично-поисковый.

Приемы обучения: беседа, рассказ, демонстрация, организация работы в группах.

Ход урока:

III этап: Защита каждой группой проделанной работы.

Оформление альбома и его презентация.

Цель: - Закрепить навыки исследовательской деятельности.

           - Развитие умений мыслить, делать выводы, участвовать в                     презентации.

Эпиграф: «Она родственница вороны

И соседка наша дома

Вся черная – пречерная

Клушица с красным носом»

Учитель: Внимание! Внимание! Начинаем нашу пресс-конференцию про клушицу.

Ребята, вам необходимо составить полный отчёт о проделанной работе. 

  1. Организационный момент.
  2. Выступления групп. Презентация «Наша соседка - клушица»
  1. «Внешнее строение и приспособление к среде обитания»
  2. «Численность и распространение» 
  3. «Передвижение и питание»    
  4. «Размножение и продолжительность жизни»
  5. «Сравнение с другими птицами» 
  6. «Репортеры» 

  1. Закрепление изученного.

Учитель: «Видна сорока по полету, а молодец по походке» - что это означает? Ответы учащихся.

Из рисунка определяем, где наша клушица? А еще, каких птиц вы узнали?

1.Деревенская ласточка. 2. Гагара. 3. Гусь. 4. Голубь. 5. Журавль. 6. Стриж. 7.Сорока. 8. Береговая ласточка. 9. Орел-беркут. 10. Пустельга.  11. Чибис. 12. Цапля. 13. Скворец. 14. Ворона. 15. Вальдшнеп.16. Клушица.

  1. Разгадывание кроссворда:      

Описание: Кроссворд «Класс Птицы»

1. Хвостовые перья, обеспечивающие маневренность при полёте.

2. Животные, с постоянной температурой тела, с интенсивным обменом веществ, совершенными органами дыхания. Имеют перьевой покров.

3. Процесс, когда часть перьев птицы выпадает и заменяется новыми.

4. Содержание яиц при определённой температуре в течение определённого времени, в результате которого происходит вылупление птенцов.

5. Птенцы, вылупляющиеся голыми, слепыми и беспомощными.

6. Яйцо птицы покрыто … скорлупой.

7. Сердце птицы.

8. Птенцы, вылупляющиеся опушёнными, зрячими, способными следовать за матерью.

9. Специальный вырост на груди птицы для прикрепления мышц крыльев.

10. Крупные контурные перья на крыльях птицы.

Ответы кроссворда.

Описание: Кроссворд «Класс Птицы»

  1. Подведение итогов:    

-Достигли ли мы цели урока?

Самооценка обучающихся:

  • Моя мыслительная активность на уроке была..........
  • Больше всего мне понравилось……………………...
  • У меня пока не совсем получается ………………….
  • Сегодняшний урок показал мне…………………….. 

  1. Домашнее задание. Мы продолжаем изучение птиц, и самостоятельно дома предлагаю вам провести исследование другой птицы по такому же плану.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...