План-конспект урока в 11 классе.
план-конспект урока по биологии (11 класс) на тему

Овчинникова Ю.М.

Системно-деятельный подход - основной принцип современного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka.docx29.72 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект урока

Тема: Современные представления о возникновении жизни на Земле

Цели:

           Обучающие: 

  • Раскрыть сущность жизни. 
  • Изучить основные аспекты современной теории возникновения жизни на Земле - гипотезы А. И. Опарина -Дж. Холдейна. 
  • Сформировать у учащихся систему знаний об условиях и этапах возникновения жизни на Земле в ходе биохимической эволюции. 
    Развивающие: 
  • Совершенствовать умения работать самостоятельно 
  • Продолжить формирование умений сравнивать и делать выводы. 
  • Убедить учащихся в неповторимости жизни как способа существования. 
  • Расширять кругозор и эрудицию. 
    Воспитательные: 
  • Воспитывать умение дискутировать, отстаивать свою точку зрения по той или иной проблеме. 
  • Пробудить у учащихся интерес и позитивное отношение к биологической науке и поиску всеобъемлющей теории по проблеме возникновению жизни на Земле. 

Оборудование: компьютер, экран для просмотра презентации, учебник, тетрадь.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  1. Воодушевляющее начало (эмоциональный настрой)
  2. Актуализация знаний и постановка проблемы (гипотезы).

Тема сегодняшнего урока:  Современные представления о возникновении жизни на Земле.

Эпиграф урока

 «Пусть лучше мой разум будет открыт сомнению, чем ограничен  убежденностью»

Д. Спенс

Вопрос о возникновении жизни интересовал величайшие умы человечества с незапамятных времен. Они пытались дать определение жизни. Одно из гениальных определений.

«Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен с окружающей их внешней природой, причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь, что приводит к разложению белка.» (Ф. Энгельс)

Второе, не менее гениальное …………..

«Живые тела, существующие на Земле, представляют собой открытые саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы, построенные из биополимеров - белков и нуклеиновых кислот». (М.В. Волькенштейн) 

  1. Назовите авторов этих определений и прокоментируйте каждое из них.

Пока мы будем выполнять это задание один из вас пойдет к доске и заполнит таблицу.

Теории зарождения жизни

Сторонники теории

Наличие доказательств

Теория творения (креационизм)

Библейская теория

Нет

Теория самопроизвольного зарождения

Аристотель, Демокрит, Эмпидокол

Нет

Теория стационарного состояния или вечности жизни

В. Прейер, В.М. Вернадский, С. Аррениус

Нет

Теории панспермии - внеземного происхождения жизни

Г. Рихтер

Нет

   

3) На доске предложен список фамилий ученых, которые внесли свой вклад в решение вопроса о происхождении жизни на Земле.

Франческо Реди (1668г.), Л. Спалланцани (1765г.), М. Тереховский (1775г.), Луи Пастер(1860г.).

Какой вклад внесли эти ученые?

4) Предлагаю провести блиц-опрос на знание основных понятий темы.

1. Мономер – простая структура, входящая в состав сложной.

2. Полимер – сложная структура, состоящая из многократно повторяющихся простых структур.

3. Автотрофы – организмы, способные создавать органические вещества из неорганических.

4. Гетеротрофы – организмы, питающиеся готовыми органическими веществами.

5. Аэробы – организмы, способные к кислородному обмену веществ.

6. Анаэробы – организмы, живущие в бескислородной среде.

7. Биогенез – возникновение живого от живого.

8. Абиогенез – возникновение живого их неживого.

9. Эволюция – необратимое, закономерное, историческое изменение живых организмов и их сообществ.

10. Движущие силы эволюции – наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор, дрейф генов, популяционные волны, изоляция.

11. Изменчивость – способность организмов существовать в различных формах в соответствии с условиями окружающей среды.

12. Борьба за существование – все те взаимоотношения, в которые вступают организмы друг с другом и с условиями окружающей среды.

13. Дрейф генов – ненаправленное изменение частот аллелей в популяции.

14. Естественный отбор – процесс выживания более приспособленных и гибели менее приспособленных.

15. Популяционные волны – периодические и непериодические колебания численности в популяциях.

16. Изоляция – появление преград внутри популяции к свободному скрещиванию.

17. Прокариоты – безъядерные организмы.

18. Эукариоты – ядерные организмы.

  1. Изучение нового.

Гипотеза: Биологическая эволюция жизни оказалась возможной благодаря химической эволюции.

Мы должны убедиться в этом. Вашему вниманию предлагается презентация, которую приготовила ученица (-)

Показ презентации. 1.

Теория биохимической эволюции А.И. Опарина была принята многими учеными разных стран. Одна из них Гипотеза «первичного бульона» Джона Холдейна (1929г.). Первичные органические вещества (аминокислоты, сахара) синтезировались из неорганических за счет энергии солнечной радиации, падающей на Землю до того, как образовался слой озона, который стал задерживать большую ее часть. Первичные органические вещества накапливались в первичных океанах до тех пор, пока не приобрели консистенцию «теплого разжиженного бульона». Именно в таком первичном бульоне возникли первые клетки.

Другой английский ученый Джон Бернал в 1947году сформулировал современную теорию возникновения жизни на Земле, названною теорией биопоэза. Он выделил три основные стадии возникновения жизни:

1) абиогенное возникновение органических мономеров;

2) образование биологических полимеров;

3) формирование мембранных структур и первичных организмов (пробионтов).

Показ презентации. 2.

  1. Рефлексия (закрепление полученных знаний).

Здание №1.

Определить последовательность происходящих процессов.

а) фотосинтез,

б)прокариоты,

в) дыхание,

г) хемосинтез,

д) абиогенный синтез мономеров,

е) эукариоты,

ж) образование наружной мембраны,

з) возникновение самовоспроизводящих молекул,

 и) брожение.

Здание №2.

Совместно выполняем работу в формате ЕГЭ.

А1. Кто из названных ученых окончательно опроверг теорию самозарождения?

1. Ч. Дарвин

2. Ж. Б. Ламарк

3. Л. Пастер

А2. Суть теории самозарождения заключается в том, что она поддерживает идею:

1. Возникновения живых организмов из неживых тел.

2. Возникновения живого от живого.

3. Создания живого высшими силами (творцом).

А3. Согласно теории креационизма жизнь

1.  существовала всегда;

2. возникала неоднократно из неживого,

3. была создана сверхестественным существом в определенное время.

А4. Согласно теории стационарного существования, жизнь:

1.  существовала всегда;

2. возникала неоднократно из неживого,

3. была создана сверхестественным существом в определенное время.

А5.  Согласно теории самопроизвольного зарождения, жизнь:

1. возникала неоднократно из неживого

2. занесена на нашу планету извне,

3. была создана сверхестественным существом в определенное время.

А6. Согласно теории панспермии, жизнь:

1. возникала неоднократно из неживого

2. занесена на нашу планету извне,

3. была создана сверхестественным существом в определенное время.

А7. Впервые в 1668году доказал невозможность самопроизвольного зарождения жизни:

1. Ф. Реди

2. Л. Пастер

3. Левенгук

А8. Окончательно доказал невозможность зарождения живого из неживого в условиях на Земле:

1. Ф. Реди

2. Л. Пастер

3. Л. Спалланцани

А9. Впервые в 1924 году высказал предположение о абиогенном происхождении органических веществ на Земле и сформулировал коацерватную гипотезу:

1. Дж. Холдейн

2. А. Опарин

3. Дж. Бернал

А 10. Лабораторный синтез органических веществ из неорганических осуществили в 1953году:

1. С. Миллер, Г. Юри

2. А. Опарин, Дж. Холдейн

3. С. Фокс, С. Миллер

B1. В 1953 году американские ученые (Юри, Миллер) пропустили электрические разряды напряжением 6000Вт через смесь газов. Что входило в эту смесь? Выберите три верных ответа.

1. СН4,                        4. H2

2. СО2                        5. CO

3. NH3                        6. O2

C1. Назовите этапы возникновения жизни на Земле согласно теории А. Опарина.

IV.  Эмоциональное завершение урока

        Домашнее задание.

Как вы понимаете выражение

 «Жизнь – это вечное познание

   Бери свой посох и иди.»

У каждого из вас своя дорога все они будут разные и может быть, кто-то из вас станет ученым – биологом и решит проблему, которую мы старались решить на этом уроке. Хочет вам дать напутствие и выразить его словами матери Терезы, эта женщина, которая неустанно занималась благотворительностью. Католическая монахиня, известная всему миру миссионерской деятельностью. В 1979 году она была удостоена Нобелевской премии.

 «Жизнь – возможность, используйте ее.

Жизнь – красота, восхищайтесь ею.

Жизнь – мечта, осуществляйте ее.

Жизнь – игра, сыграйте ее.»

Домашнее задание: §4.15

Разработать и представить схему преобразований на планете при абиогенном происхождении жизни на Земле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект 83 урока, 9 класс,УМК Биболетовой М.З.

4 четверть9 классUnit 4. Make your choice, make your lifeSection 1. it’s time to think about your future career.Урок № 83(1)Тема «Модальные глаголы»Цели: развитие навыков устной речи и навыков а...

План-конспект открытого урока. 2 Класс. Тема: "учимся играя."

План-конспект открытого урока. Тема: Учимся играя. Класс: 2 «А» УМК М.З.Биболетова «EnjoyEnglish-1» Lesson39...

План – конспект открытого урока 7 класс. Тема: «Освоение техники выполнения броска в кольцо с 2 шагов в прыжке».

План – конспект урока 7класс.Тема: «Освоение техники выполнения броска в кольцо с 2 шагов в прыжке.»Цель: «Усвоение учащимися броска в кольцо с 2 шагов в движении при игре в баскетбол» Зада...

План-конспект открытого урока по классу блок-флейта

План-конспект открытого урока поклассу духовых инструментов с учащаяся 1 класса . Тема урока "Подготовительные упражнения к различным видам техники". Цель урока " Обучение на начальном этапе  игр...

План-конспект открытого урока в классе специального фортепиано

Открытый урок на тему: «Различные виды работ на уроке специального фортепиано»...

План - конспект открытого урока 8 класс история «Отечественная война 1812 года»

Цели урока:на основе материала исторических источников, литературы усвоить ход Отечественной войны, героическую оборону российского населения, выяснить, в чем заключался ее народный характер;воспитани...

План конспект открытого урока 7б класс по(ФГОС)

Технологическая карта урока  7б класс по ФГОС....