КТП по биологии 8 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по биологии 8 класса
Количество часов: всего 68, в неделю-2 часа;
Учебник: Биология. Человек и его здоровье. 8 кл.: уч для общеобр учрежд/ В. В. Пасечник, М. В Пакулова . -11-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010
№ п/п | Разделы, темы уроков | Кол-во часов | Тип урока | Цель и задачи урока | Оборудование и материалы | Задание на дом | Дата |
проведения | |||||||
1. Введение. | 2 | ||||||
1 | Биосоциальная природа человека и науки, изучающие его. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Уметь диалектически анализировать учебный или любой другой материал; - объяснять место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды | Презентация. Модель торса человека, таблицы с изображением внутренних органов человека и млекопитающих животных. | § 1. | |
2 | Становление наук о человеке. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Уметь работать с различными источниками информации, готовить сообщения, выступать с сообщениями - вклад великих ученых в развитие наук о человеке; -объяснять этапы становления наук о человеке | Презентация. Портреты учёных; пособия предшествующего урока для повторения изученного. | § 2 и повторить § 1. | |
2.Происхождение человека. | 3 | ||||||
3 | Систематическое положение человека. | 1 | Урок усвоения новых знаний | - сравнивать, анализировать, обобщать; работать с книгой.-классифицировать по нескольким признакам; - место человека в систематике; доказательства животного происхождения человека - определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация | Презентация. Таблицы с изображением рудиментарных органов и атавизмов человека, внутреннего строения млекопитающих животных и человека, палеонтологических находок древних людей. | § 3. | |
4 | Историческое прошлое людей. | 1 | Комбинированный | Работать с различными источниками информации, готовить сообщения, выступать с сообщениями – раскрывать усложнения человека в процессе его эволюции (ископаемого, древнейшего и древнего человека); – раскрывать значение ископаемых, древнейших и древних форм человека, черты совершенствования человека, факторы его становления и образования рас; | Презентация. Рисунки и бюсты древних людей, остатки их скелетов, черепа человека и его предков. | § 4. | |
5 | Расы человека. | 1 | Комбинированный | -диалектически анализировать учебный или любой другой материал; – характерные расовые признаки. –доказывать происхождение и единство рас человека; | Презентация. | § 5, основные положения главы 2. | |
3. Строение организма. | 4 | ||||||
6 | Общий обзор организма человека. | 1 | Урок усвоения новых знаний | -диалектически анализировать учебный или любой другой материал; –клеточное строение организма; | Презентация. Торс человека , таблицы с изображением внутренних органов человека и млекопитающего жив. | § 6 | |
7 | Клеточное строение организма. | 1 | Урок усвоения новых знаний | — планировать и проводить наблюдения за объектом; – клеточное строение организма; -распознавать на микропрепаратах части и органоиды клетки, видимые под световым микроскопом; | Презентация. Таблицы с изображением растительной и животной клетки, деления клетки. Для демонстрации опыта: химический стакан, 3% пероксид водорода, клубень картофеля, нож и тёрка + оборудование к уроку 6. | § 7, заполнить таблицу на стр. 33. | |
8 | Ткани: эпителиальная, соединительная, мышечная. Лабораторная работа «Ткани организма человека». | 1 | Урок усвоения новых знаний | — планировать и проводить наблюдения за объектом; - соотносить различные компоненты объекта; -классифицировать по нескольким признакам; -называть типы тканей, -распознавать на рисунках, таблицах, муляжах, микропрепаратах части и органоиды клетки, видимые под световым микроскопом; типы тканей, на торсе – основные органы. -уметь работать с микроскопом. | Презентация. Таблица « Ткани», «Внутренние органы человека». Для лабораторной работы на каждый стол: микроскоп, микропрепараты растительной клетки, эпителиальной, соединительной, нервной и мышечной тканей. | § 8 до статьи «Нервная ткань». | |
9 | Нервная ткань. Рефлекторная регуляция. | 1 | Комбинированный | – разъяснять роль нервной системы в регуляции функций организма человека, осуществлении согласованной деятельности органов, связи организма с окружающей средой – сравнивать строение нервной системы человека и животных. | Презентация. Микроскопы, набор микропрепаратов тканей, таблицы «Основные группы тканей», «Рефлекторная дуга». | § 8 и 9 «Нервная ткань», проработать статью « Основные положения главы 3» | |
4. Опорно-двигательная система. | 7 | ||||||
10 | Значение опорно-двигательной системы ее состав. Строение костей. Лабораторная работа «Микроскопическое строение кости». | 1 | Урок усвоения новых знаний с элементами практикума | – знать состав и свойства костей, значение опорно-двигательной системы, – разъяснять процесс регуляции деятельности опорно-двигательной системы; – характеризовать типы соединений костей, -находить на рисунках, таблицах, муляжах и показывать основные типы соединений костей -работать с микроскопом и микропрепаратами; | Презентация. Модели скелета, черепа, распилов трубчатых, губчатых и плоских костей; прокаленные на огне и вымоченные в кислоте трубчатые куриные кости; два штатива с двумя кольцами; для лабораторной работы на каждый стол: микроскопы, препараты костной ткани. | § 10. Ответить на вопросы в конце параграфа. | |
11 | Скелет человека. Осевой скелет | 1 | Комбинированный | -Наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы; – называть части опорно-двигательной системы (скелет), основные отделы скелета (кости); – приводить примеры приспособленности скелета человека к прямохождению и трудовой деятельности; | Презентация. Модели скелета человека и млекопитающих животных, череп человека со съемной крышкой черепа, черепа обезьян и древних людей, таблицы скелета человека и млекопитающих животных. | § 11 и 12 до статьи «Неподвижные соединения костей». | |
12 | Скелет поясов и свободных конечностей. Соединение костей | 1 | Комбинированный | Наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы; – называть части опорно-двигательной системы (скелет), основные отделы скелета (кости); – приводить примеры приспособленности скелета человека к прямохождению и трудовой деятельности; | Презентация. Модели скелета человека, черепа человека, костей, черепа обезьяны и черепов древних людей; таблица «Соединение костей». | § 12 до конца. Повторить особенности строения мышечных тканей по § 8. | |
13 | Строение мышц. Обзор мышц человека. Практическая работа | 1 | Комб. с элементами практикума | -Наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы; - знать основные типы мышц, их строение и функции. – характеризовать типы мышц; - называть и находить на рисунках, муляжах и моделях отдельные мышцы тела; -проводить самонаблюдения; | Презентация. Модель скелета человека, таблицы с изображением видов соединения костей, мышц человека, типов тканей. Для демонстрации: 4 микроскопа и 4 микропрепарата (поперечнополосатой, гладкой мышечных тканей, костной и хрящевой тканей). | § 13. Ответить на вопросы после параграфа. Выполнить задания на с. 65. Повторить § 8, статью «нервная ткань», и § 9 «Нервная регуляция». | |
14 | Работа скелетных мышц и их регуляция. | 1 | Комбинированный | выделять главное, существенное;проводитьсамонаблюдения; -влияние нагрузки и ритма на работу мышц, причины их утомления; – характеризовать работу мышц; | Презентация. Таблицы «Ткани», «Мышцы человека». | § 14 . Повторить § 11 и 12. Выполнить раздел II лабораторной работы на с. 75 «Выявление плоскостопия». Принести отпечатки следов своей ступни. | |
15 | Осанка. Предупреждение плоскостопия. Лабораторная работа «Выявление нарушений осанки». | 1 | Комб. с элементами практикума | -Работать с различными источниками информации, готовить сообщения, выступать с сообщениями; – знать влияние физического труда и спорта на формирование системы опоры и движения, роль двигательной активности в сохранении здоровья, меры, предупреждающие нарушение осанки, развитие плоскостопия; – научиться соблюдать правильную осанку; предупреждать развитие плоскостопия; -анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, влияние собственных поступков на здоровье; | Презентация. Модель скелета человека; таблицы с изображением скелетных мышц, последствий правильной и неправильной посадки за столом, методов определения искривления позвоночника, нормальной и плоской стопы, методов выявления плоскостопия. | § 15. Повторить § 11 и 12, а также материал о строении костей по § 10 (с. 47, 48). | |
16 | Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов. | 1 | Урок-практикум | - знать о правилах первой помощи при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей. – оказывать первую доврачебную помощь при ушибах, растяжениях связок, вывихах суставов, переломах; | Презентация. Модель скелета человека; таблицы «Строение костей», «Типы соединения костей»; простейшие шины, перевязочный материал, косынки. | § 16. Самостоятельно проработать «Основные положения главы 4» на с. 79 – 80. Ответить на вопросы. | |
5.Внутренняя среда организма. 3 | |||||||
17 | Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма. | 1 | Урок усвоения новых знаний с элементами практикума. | Наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы; – называть компоненты внутренней среды организма, форменные клеточные элементы крови; – раскрывать роль внутренней среды организма, ее компонентов, состав крови, функции ее форменных элементов; -работать с микроскопом и микропрепаратами; – распознавать на таблицах, микропрепаратах, рисунках клеточные элементы крови: лейкоциты, эритроциты, тромбоциты; | Презентация. Таблицы «Схема кровообращения и лимфообращения», «Состав крови», «Ткани», «Лимфатическая система», а также оборудование к уроку 16. | § 17. Выполнить задания на с. 89. | |
18 | Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. | 1 | Комбинированный | Уметь работать с различными источниками информации, готовить сообщения, выступать с сообщениями. -выделять главное, существенное; | Презентация. Таблицы, изображающие крово- и лимфообращение; клетки крови; фагоцитоз; органы иммунной системы: костный мозг, тимус, лимфоузлы; возбудители инфекционных заболеваний. Лабораторное (демонстрационное) оборудование: микроскопы, готовые микропрепараты крови человека и крови лягушки. | § 18. Ответить на вопросы на с. 93. Подготовить доклады по истории возникновения вакцины. | |
19 | Иммунология на службе здоровья. | 1 | Комбинированный | – иммунитет, инфекционные заболевания; значение прививок и лечебных сывороток, о видах лейкоцитов, сущности процесса воспаления, фагоцитоза, защитных свойств крови; основы учения И.И. Мечникова о защитных свойствах крови; - соблюдать правила личной и общественной гигиены, предупреждающие распространение СПИДа и других инфекционных заболеваний; -анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, влияние собственных поступков на здоровье; | Презентация. Таблицы, изображающие крово- и лимфообращение; клетки крови; фагоцитоз; органы иммунной системы: костный мозг, тимус, лимфоузлы; возбудители инфекционных заболеваний | § 19. Проработать статью «основные положения главы 5». Заполнить схемы и таблицу. | |
6. Кровеносная и лимфатическая системы. | 5 | ||||||
20 | Транспортные системы организма. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Уметь выделять главное, существенное; – называть органы кровообращения, сосуды, отделы сердца – распознавать на таблицах, моделях, муляжах органы кровообращения; | Презентация. Схемы кровообращения и лимфообращения, строения артерий, капилляров, вен, лимфатических сосудов и лимфоузлов, органов кроветворения. Для проведения опыта – резиновая трубка. | § 20. Выполнить задания на с. 105. | |
21 | Круги кровообращения Лабораторные работы: «Функция венозных клапанов» и «Изменение в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение». | 1 | Комб. с элементами практикума | -выделять главное, существенное; – называть органы кровообращения, сосуды, отделы сердца – распознавать на таблицах, моделях, муляжах органы кровообращения; | Презентация. Схемы кровообращения и лимфооттока человека; схемы кровообращения рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих. Для проведения опытов: аптечное резиновое кольцо для каждого уч-ся (или нитки) | § 21. Ответить на вопросы в конце параграфа. | |
22 | Строение и работа сердца. | 1 | Комбинированный | -диалектически анализировать учебный или любой другой материал; – называть органы кровообращения, сосуды, отделы сердца влияние алкоголя и курения на сердце и сосуды, их работу; | Презентация. Разборная модель сердца; таблицы, иллюстрирующие схемы кровообращения, строение сердца, сердечный цикл, регуляция сердечной деятельности. | § 22. Срисовать рис. 53, Д в тетрадь. | |
23 | Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения. Лабораторные работы : «Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа» и «Опыт, доказывающий, что пульс связан с колебаниями стенок артерий, а не с толчками, возникающими при движении крови». | 1 | Комб. с элементами практикума | — планировать и проводить наблюдения за объектом; – раскрывать сущность понятий пульс, кровяное давление; изменения крови в кругах кровообращения; вредное влияние алкоголя и курения на сердце и сосуды, их работу; – раскрывать значение силы и частоты сердечных сокращений, взаимосвязь строения кровеносных сосудов и выполняемых ими функций, значение нервно-гуморальной регуляции деятельности сердца, сосудов, значение физических упражнений для развития и укрепления сердечно-сосудистой системы. | Таблицы, изображающие схему кровообращения человека, цикл сердечной деятельности. Для демонстрации: тонометр, фонендоскоп. Для лабораторной работы – линейка каждому учащемуся. | § 23 | |
24 | Гигиена сердечно – сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов. Лабораторная работа : «Реакция сердечно- сосудистой системы на дозированную нагрузку». | 1 | Комб. с элементами практикума | – раскрывать сущность; вредное влияние алкоголя и курения на сердце и сосуды, их работу; – уметь подсчитывать пульс, измерять артериальное давление | Презентация. Таблицы с изображением схемы кровообращения, строения сердца, сердечного цикла; часы с секундной стрелкой. | §24. Ответить на вопросы на с. 125. Повторить § 14 «Работа скелетных мышц и их регуляция». Повторить § 16 «Первая помощь при ушибах и травмах». | |
25 | Первая помощь при кровотечениях. | 1 | Комб. с элементами практикума | - знать основные типы кровотечений и правила первой помощи при них | Презентация. Таблицы к уроку 24; таблицы изображающие приёмы первой помощи при кровотечениях, жгут медицинский, перевязочные материалы. | § 25, «Основные положения главы 6 на стр. 129 и 130. | |
7.Дыхание. | 4 | ||||||
26 | Значение дыхания. | 1 | Урок усвоения новых знаний | — ставить цели самообразовательной деятельности; выделять главное, существенное; - сущность процесса дыхания, его значением в обмене веществ и превращениях энергии в организме человека; знания о строении органов дыхания в связи с функциями, процессом образования голоса, членораздельной речи; – характеризовать строение голосового аппарата человека, роль ротовой и носовой полостей в усилении звуков и формировании членораздельной речи. -раскрыть меры профилактики заболевания голосовых связок. | Таблицы с изображением органов дыхания, схемы кровообращения. | § 26, выполнить задание на стр. 139 – 140. | |
27 | Лёгкие. Лёгочное и тканевое дыхание. | 1 | Комбинированный | — планировать и проводить наблюдения за объектом; - знать механизм дыхательных движений, - дыхательные рефлексы; - способы регуляции дыхания; -изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов | Презентация. Таблицы с изображением органов дыхания и кровообращения. | § 27, ответить на вопросы в конце параграфа. | |
28 | Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Лабораторная работа «Определение запылённости атмосферы в зимнее время». | 1 | Комбинированный | — готовить доклады, рефераты; -выступать перед аудиторией; - придерживаться определенного стиля при выступлении; – раскрывать сущность понятий «дыхание», «жизненная емкость легких», процесса газообмена в легких и тканях; | Презентация. Тонкостенный стакан, банка с растопленным снегом, газетный текст; таблицы, изображающие органы дыхания и кровообращения; модель торса человека. | § 28, ответить на вопросы в конце параграфа под символом «!». Приготовить марлевый респиратор. | |
29 | Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания их профилактика и приёмы реанимации. | 1 | Комбинированный | - показания к искусственному дыханию, последовательность восстановления дыхания и сердечной деятельности (искусственное дыхание); - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: предупреждения заболеваний органов дыхания; -уметь оказывать первую помощь при остановке дыхания, простудных и других заболеваниях | Презентация. Таблицы с изображением органов дыхательной системы, кровообращения, приготовленные марлевые респираторы. | § 29, измерить окружность грудной клетки в состоянии вдоха, выдоха и в покое. | |
8. Пищеварение. | 6 | ||||||
30 | Питание и пищеварение. | 1 | Урок усвоения новых знаний | — ставить цели самообразовательной деятельности; -сущность биологических процессов: питание и пищеварение, -распознавать и описывать: на таблицах основные органы и системы органов человека; -характеризовать процессы пищеварения, объяснять роль желез и ферментов в процессах пищеварения. | Презентация. Модель торса человека, таблицы с изображением схем дыхательной, пищеварительной и кровеносной систем. | § 30. | |
31 | Пищеварение в ротовой полости. | 1 | Комбинированный | -сравнивать объекты, факты, явления; —планировать и проводить наблюдения за объектом; - вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; -изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов | Презентация. Модель черепа человека, таблицы с изображением органов пищеварительной системы и зубов. | § 31, Выполнить задания на стр. 165 учебника, начиная от заданий под символом «!» и до конца. | |
32 | Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов слюны и желудочного сока. Лабораторная работа «Действие слюны на крахмал». | 1 | Урок-практикум | -диалектически анализировать учебный или любой другой материал; - вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; -сущность биологических процессов: питание и пищеварение, -характеризовать процессы пищеварения, объяснять роль желез и ферментов в процессах пищеварения | Презентация. Таблицы с изображением органов пищеварительной и строения зубов; модель черепа человека. Для лабораторной работы на каждый стол: чашки Петри с йодной водой, спички, два куска накрахмаленной марли 10 X 10 см, вата. | § 32. Ответить на вопросы на 169 и на вопросы лабораторной работы на с. 170 | |
33 | Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Барьерная роль печени. Аппендикс. Первая помощь при подозрении на аппендицит. | 1 | Комбинированный | Презентация. Таблицы, изображающие пищеварительную систему в целом: желудок, двенадцатиперстную кишку, печень, поджелудочную железу, участок тонкой кишки с ворсинками, воротную систему печени. | § 33. Выписать названия структур, выделенных на с. 174, и найти их на рис. 76 – 79. | ||
34 | Регуляция пищеварения. | 1 | Комбинированный | - выделять главное, существенное; | Презентация. Таблицы, изображающие органы пищеварительной системы, воротной системы печени, участка тонкой кишки с ворсинками, камеру для работы с условными рефлексами, фистулу слюной железы и желудка, мнимое кормление. | § 34. Ответить на вопросы с. 177. | |
35 | Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций. | 1 | Комбинированный | находить информацию о биологических объектах в различных источниках; - знать правила гигиены питания, меры предупреждения желудочно-кишечных заболеваний; -использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики отравлений и предупреждения желудочно-кишечных заболеваний. | Презентация. Таблицы с изображением схемы пищеварения, фистулы слюной железы, желудка и мнимого кормления, возбудители холеры и дизентерии. | § 35. Разобрать основные положения к главе 8 на с. 181 учебника. | |
9. Обмен веществ и энергии. | 3 | ||||||
36 | Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ. | 1 | Урок усвоения новых знаний | — ставить цели самообразовательной деятельности; -понятия об обмене веществ и энергии -две стороны обмена веществ: пластический и энергетический обмен. -доказывать, что пластический и энергетический обмен - единство противоположностей. | Презентация. Таблицы, изображающие схему воротной вены печени, ворсинки, органов пищеварения, дыхания, кровеносную систему, возбудителей холеры и дизентерии, циклы развития бычьего цепня и аскариды. | § 36. Повторить статью «Питательные вещества» из § 30. | |
37 | Витамины. | 1 | Комбинированный | -проводить самостоятельный поиск биологической информации: -представления о витаминах и авитаминозах, нормах рационального питания; -объяснять роль витаминов в организме - уметь применять полученные знания | Презентация. Таблица «Содержание витаминов А, В, С, D в пищевых продуктах». | § 37. Повторить § 27, 36, статью «Пластический и энергетический обмен» на с. 184, § 28, статью «Гуморальная регуляция дыхания» на с. 143, 144. | |
38 | Энергозатраты человека и пищевой рацион. Лабораторная работа «Установление зависимости между дозированной нагрузкой и уровнем энергетического обмена». | 1 | Урок-практикум | находить информацию о биологических объектах в различных источниках; -объяснять энерготраты человека и пищевой рацион. Энергетическау ёмкость пищи - Обосновывать нормы и режим питания. -составлять пищевой рацион в зависимости от энерготраты. | Презентация. Таблицы, изображающие схемы пищеварения, дыхания, регуляции дыхания; таблица, отражающая содержание витаминов в пищевых продуктах. Для лабораторной работы: калькулятор на каждый стол и секундомер (часы с секундной стрелкой). | § 38. Разработать «Основные положения главы 9». | |
10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение. | 4 | ||||||
39 | Кожа – наружный покровный орган. | 1 | Урок усвоения новых знаний | — ставить цели самообразовательной деятельности; -знать функции и строение кожи, – устанавливать взаимосвязь строения и функции производных кожи; -работать с лупой. | Презентация. Таблица «Строение кожи»; лупы на каждый стол. | § 39. Ответить на вопросы перед параграфом на с. 200 и на вопросы 204 под символом «?» Повторить § 37 «Витамины» и статью об аллергии из § 19 на с. 97. | |
40 | Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи. Самостоятельная работа «Определение жирности кожи лица с помощью бумажной 1салфетки». | 1 | Комбинированный урок с элементами практики | — владеть навыком аналитического чтения; — составлять сложный и тезисный планы; -значение закаливания организма, гигиенические требования к коже, одежде и обуви; - применять меры, предупреждающие перегревание и переохлаждение организма, первой помощи при поражениях кожи и нарушениях терморегуляции | Презентация. Таблицы, изображающие строение кожи и ее придатки, чесоточного зудня, поражение кожи стригущим лишаем, меры доврачебной помощи при ожогах и обморожениях. Для самостоятельной работы: бумажные салфетки, лезвия безопасной бритвы, шампунь, чашки Петри с водой. | § 40. Ответить на вопросы в начале параграфа и в конце его. Повторить по § 29 статьи «Приемы искусственного дыхания» и «Непрямой массаж сердца». | |
41 | Терморегуляция организма. Закаливание. | 1 | Комбинированный | -диалектически анализировать учебный или любой другой материал; -относительное постоянство температуры тела человека –разъяснять механизмы терморегуляции и закаливания | Презентация. Таблицы, показывающие строение кожи. | § 41, ответить на вопросы под символом «?». | |
42 | Выделение. | 1 | Комбинированный | – раскрывать роль выделения продуктов обмена веществ из организма; особенности строения выделительной системы, показывать локализацию органов выделения; – характеризовать функции органов выделения, процесс образования мочи; – раскрывать понятия: первичная моча и вторичная моча; - доказывать необходимость соблюдения гигиены почек; почему злоупотребление острой пищей, алкоголем приводит к поражению почек. -соблюдать правила гигиены мочевыделительной системы; | Презентация. Таблицы «Кожа», «Органы выделения». | § 42, повторить главу 10. | |
11. Нервная система. | 5 | ||||||
43 | Значение нервной системы. | 1 | Урок усвоения новых знаний | -сравнивать, анализировать, обобщать; работать с книгой,-выделять главное, существенное; – разъяснять роль нервной системы в регуляции функций организма человека, осуществлении согласованной деятельности органов, связи организма с окружающей средой – сравнивать строение нервной системы человека и животных. | Презентация. Таблицы с изображением нервной системы, кожи, почки с нефроном. | § 43, ответить на вопросы перед параграфом на стр. 220 и после него на стр. 221 и 222. | |
44 | Строение нервной системы. Спинной мозг. | 1 | Комбинированный | -сравнивать, анализировать, обобщать; работать с книгой,-выделять главное, существенное; – разъяснять роль нервной системы в регуляции функций организма человека, осуществлении согласованной деятельности органов, связи организма с окружающей средой – сравнивать строение нервной системы человека и животных. – строение и функции рефлекторной дуги, спинного мозга, рефлекторной и проводниковой функциях - работать с биологическими таблицами, схемами | Презентация. Модель скелета человека, таблицы «Строение нервной системы», «Спинной мозг», «Коленный рефлекс». | § 44, ответить на вопросы в конце параграфа на стр. 227. | |
45 | Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка. Лабораторная работа «Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка». | 1 | Комбинированный урок с элементами практики | -сравнивать, анализировать, обобщать; -работать с книгой, -проводить наблюдения. – разъяснять роль отделов головного мозга; механизм взаимосвязи спинного и головного мозга, соподчинение их функций. -– разъяснять роль коры больших полушарий, отделов мозга; -проводить самонаблюдения. | Презентация. Модели черепа, скелета, макет головного мозга, таблицы с изображением головного и спинного мозга, рефлекторных дуг безусловных рефлексов. | § 45, ответить на вопросы перед параграфом, найти структуры, указанные в словаре на стр. 230, на рис. 93 и 97. | |
46 | Функции переднего мозга. | 1 | Комбинированный | сравнивать, анализировать, обобщать; -работать с книгой; – разъяснять роль коры больших полушарий, отделов мозга; -работать с муляжами, раздаточным материалом. | Презентация. Разборная модель головного мозга, таблица, изображающая схему строения головного мозга. | § 46, повторить параграф 44 и разобрать рис. 91, А и Б. | |
47 | Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы. Лабораторная работа: «Штриховое раздражение кожи – тест, определяющий изменения тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении» | 1 | Урок-практикум | -сравнивать, анализировать, обобщать; -работать с книгой; -понимать и объяснять отличие вегетативной нервной системы от соматической; -проводить лабораторные работы, готовить отчеты по ним. | Презентация. Модель мозга; таблицы с изображением автономной нервной системы, спинного и головного мозга. | § 47, разобрать статью «Основные положения главы 11» | |
12. Анализаторы. Органы чувств. | 5 | ||||||
48 | Анализаторы. | 1 | Урок усвоения новых знаний | — ставить цели самообразовательной деятельности; -органы чувств человека, – находить на рисунках, таблицах, моделях части анализатора -объяснять значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. | Таблицы с изображением схем нервной системы, её вегетативного отдела, слухового и зрительного анализатора, различных иллюзий. | § 48, ответить на вопросы перед параграфом, повторить параграф 44. | |
49 | Зрительный анализатор. Лабораторная работа «Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением», «Поиск слепого пятна», «Функция палочек и колбочек, особенности центрального и периферического зрения », «Функции хрусталика при рассматривании далёких и близких предметов», «Изменение величины зрачков при разном освещении». | 1 | Комб. с элементами практикума | Наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.- соотносить различные компоненты объекта; -классифицировать по нескольким признакам; части зрительного анализатора, его строение и функции глаза -положение и строение глаз. -строение и функции сетчатки. -корковая часть зрительного анализатора | Презентация. Модель черепа, модель глаза, таблица «Строение глаза. Зрительный анализатор», «Чувствительные и моторные зоны коры, доли больших полушарий головного мозга», для лабораторной работы: на каждый стол полиэтиленовая плёнка размером 10 : 10 см. , в центре которой по кругу размещаются написанные фломастером буквы, карандаши с красным корпусом; трубки, свёрнутые из тетрадного листа. | § 49, ответить на вопросы на стр. 248 под символом «?». | |
50 | Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней. | 1 | Комбинированный | Наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;проводитьсамонаблюдения; - ход лучей через прозрачную среду глаза. - причины нарушения зрения – гигиену органа зрения - механизм восприятия зрительных раздражений; -соблюдать гигиену зрения. - применять меры первой помощи при травмах глаз | Презентация. Таблицы, изображающие строение глаза и зрительный анализатор, кору больших полушарий головного мозга. | § 50. | |
51 | Слуховой анализатор. | 1 | Комбинированный | Наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.- соотносить различные компоненты объекта; -классифицировать по нескольким признакам; -части слухового анализатора и органа равновесия; -нарушения в деятельности анализаторов слуха и равновесия. – находить их на рисунках, таблицах, моделях части органов слуха и равновесия; - объяснять передачу звуковых колебаний, их восприятие и анализ -соблюдать гигиену слуха и равновесия. | Таблицы, изображающие зрительный и слуховой анализаторы, модель черепа человека со снимаемой крышкой, механические часы. | § 51. | |
52 | Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. | 1 | Комбинированный | Знать части органов кожно-мышечной чувствительности, обоняния, вкуса. - роль органов обоняния, вкуса в жизни человека; – соблюдать гигиену органов обоняния и вкуса, осязания (кожи); | Презентация. Таблица «Слуховой анализатор», «Анализаторы обоняния и вкуса» | § 52, разобрать статью «Основные положения главы 12». | |
13. Высшая нервная деятельность. Поведение, психика. | 5 | ||||||
53 | Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности | 1 | Урок усвоения новых знаний | — ставить цели самообразовательной деятельности; -раскрывать особенности высшей нервной деятельности человека, поведения, их значение в восприятии окружающей среды, ориентации в ней; | Презентация. Модель головного мозга, таблицы, изображающие доли и зоны коры больших полушарий мозга, дуги условных и безусловных слюноотделительных рефлексов, строение органа слуха с вестибулярным аппаратом, строение кожи, носовой полости, органов обоняния, органов вкуса. | § 53, разобрать рис. 113. | |
54 | Врождённые и приобретённые программы поведения. Лабораторная работа: «Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа». | 1 | Урок-практикум | -проводить самостоятельный поиск биологической информации: в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках; -роль торможения условных рефлексов; - вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; – характеризовать роль безусловных рефлексов в развитии врожденного поведения, значение безусловных и условных рефлексов и их сущность;. | Презентация. Таблицы со схемами слюноотделительных рефлексов. | § 54, повторить опыты, поведённые в классе. | |
55 | Сон и сновидения. | 1 | Комбинированный | -диалектически анализировать учебный или любой другой материал; -знать сущность и значение снов и сновидений; - доказывать значение профилактики утомления, активного отдыха, сна; вредное влияние алкоголя, никотина и других наркотических средств на нервную систему; - выполнять правила гигиены сна, предупреждающие его нарушение | Презентация. Таблицы с изображением головного мозга, схем условных и безусловных слюноотделительных рефлексов, энцефалограммы бодрствующего и спящего человека с периодами быстрого и медленного сна. | § 55. | |
56 | Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы. | 1 | Комбинированный | находить информацию о биологических объектах в различных источниках и критически ее оценивать;-выступать перед аудиторией; - придерживаться определенного стиля при выступлении. | Презентация. Модели черепов современного человека и питекантропа; таблицы с изображениями головного мозга, электроэнцефалограммы бодрствующего и спящего человека. | § 56, ответить на вопросы в начале параграфа на стр. 281. | |
57 | Воля, эмоции, внимание. | 1 | Комбинированный | -психическую деятельность человека как функцию мозга; - характеризовать особенности высшей нервной деятельности человека. -использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); | Презентация. Таблицы с изображением головного мозга, схемы безусловного торможения слюноотделительного рефлекса; часы с секундной стрелкой. | § 57, ответить на вопросы перед параграфом на стр. 288, выполнить задания на стр. 292., 293 под символами «?» и «!», разобрать « Основные положения главы 13». | |
14. Эндокринная система. | 2 | ||||||
58 | Роль эндокринной регуляции. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Знать понятие гуморальной регуляции; железы эндокринной системы, особенности работы желез внутренней секреции -раскрывать особенности нервно-гуморальной регуляции и роль гормонов в обменных процессах организма человека; -показывать отличие желез внешней и внутренней секреции | Презентация. Модель головного мозга, таблицы с изображением эндокринных желёз, внутренних органов человека. | § 58, отвектить на вопросы перед параграфом, выполнить задание № 2 на стр. 301 под символом «!». | |
59 | Функция желёз внутренней секреции. | 1 | Комбинированный | - роль гормонов в жизнедеятельности организма. - знать меры предупреждения заболеваний и поддержания нормальной жизнедеятельности людей с подобными нарушениями. -доказывать примерами нарушения нервно-гуморальной регуляции; -объяснять зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины проявления наследственных заболеваний, человека | Презентация. Таблицы с изображением головного мозга, желёз внутренней и смешанной секреции, микро- и макростроения щитовидной железы; изображения людей с гипо- и гиперфункцией гипофиза, щитовидной железы. | § 59, разобрать « Основные положения главы 14». | |
15. Индивидуальное развитие организма. | 4 | ||||||
60 | Жизненные циклы. Размножение. | 1 | Урок усвоения новых знаний | -знать сущность процесса оплодотворения и его значение; стадии развития зародыша и плода в матке; роль половых желез в жизнедеятельности организма; преимущества полового размножения перед бесполым; – использовать эмбриологические данные для доказательства эволюции человека; | Презентация. Таблицы со схемами органов эндокринной системы, мужской и женской половых систем, схемой оплодотворения и развития зародыша. | § 60. | |
61 | Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. | 1 | Комбинированный | Уметь готовить доклады, рефераты; -выступать перед аудиторией; - придерживаться определенного стиля при выступлении | Презентация. Таблицы, изображающие мужскую и женскую половые системы, развитие зародыша и плода, стадии развития зародышей рыбы, земноводных, рептилий, млекопитающих животных и человека. | § 61. | |
62 | Наследственные и врождённые заболевания. Болезни, передающиеся половым путём. | 1 | Комбинированный | – находить черты сходства и различия в размножении и развитии зародыша и плода млекопитающих животных и человека. - доказывать вредное влияние алкоголя, наркотиков, никотина, других факторов на потомство; | Презентация. Таблицы, иллюстрирующие развития зародыша и плода, стадии развития позвоночных животных и человека. | § 62, ответить на вопросы в начале параграфа. | |
63 | Развитие ребёнка после рождения. Становление личности. Интересы, склонности, способности. | 1 | Комбинированный | — владеть навыком аналитического чтения; — составлять сложный и тезисный планы; -знать основные этапы развития человека после рождения; -гигиенические требования к режиму жизни будущей матери | То же, что и на прошлом уроке. | § 63 и 64, повторить «Основные положения» 3 и 4 глав. | |
64 | Повторение темы «Строение организма». | 1 | Уроки обобщения и повторения изученного | -диалектически анализировать учебный или любой другой материал; - биологическую терминологию и символику применять ранее полученные знания; -анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, влияние собственных поступков на здоровье; | Презентация. Таблицы этой темы. | Повторить § 10-16. | |
65 | Повторение темы «Внутренняя среда организма». | 1 | Презентация. Таблицы темы. | Повторить § 17-19. | |||
66 | Повторение темы «Нервная система». | 1 | Презентация. Таблицы темы. | Повторить § 43-47. | |||
67 | Повторение темы «Пищеварение». | 1 | Презентация. Таблицы темы. | Повторить § 30-35. | |||
68 | Обобщение. | 1 | Презентация. Таблицы, иллюстрирующие все системы органов, скелет, модели головного мозга, глаза, уха. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку по биологии " Класс Птицы"
Использование данной презентации позволяет учащимся успешно повторить и закрепить изученный материал, сформировать положительную мотивацию к урокам биологии, активизировать умс...
Урок биологии "Класс Земноводные", 7 класс
Представляю методическую разработку урока и презентацию по теме "Класс Земноводные". http://festival.1september.ru/articles/524222/...
Конспект урока по биологии "Класс паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека"
Урок разработан к учебнику В.М.Константинова "Биология. Животные. 7 класс". Изучение нового материала сопровождается применением ИКТ (просмотра анимаций, видеофрагментов), самостоятельной работой в па...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по биологии. Класс 11 класс (профильный)
Количество часов: всего _105 часов; в неделю _3_ часа; Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений по биология для 10-11 классов, авторы: Г.И. Дымшиц, О.В. Са...
Проверочная работа по биологии "Класс Млекопитающие". 7 класс. УМК В.В. Пасечник.
Проверочная работа составлена в двух вариантах и представляет собой набор заданий разных типов....
УУД 10 класс профильПримерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология», класс 10, издательство «Просвещение» )
Примерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология&raqu...
Презентация к року биологии "Класс Птицы", 7,8 класс
В презентации представлен конспект с иллюстрациями по теме "Класс Птицы": отличительные черты класса, покровы, скелет, системы органов, размножение и развитие....