КТП по биологии 7 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (7 класс) на тему

ктп по биологии 7 класс 2 часа в неделю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_7_klass_fgos.docx45.79 КБ

Предварительный просмотр:

      Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класса

Количество часов: всего 68, в неделю-2 часа;

Учебник: Биология. Животные. 7 кл.: уч для общеобр. учрежд/ В. В. Латюшин, В. А. Шапкин. -11-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010

№ урока

Дата

Примечание

Тема урока

Тип урока

Содержательное наполнение

(основные понятия)

Формируемые

универсальные

учебные

действия

Оснащенность урока

Формы контроля  ЗУН учащихся

Домашнее задание

план

факт

Применение ТСО

Применение учебно-наглядных пособий

                                    Введение. Основные сведения о животном мире (2 часа)

1 (1)

История изучения животных. Методы изучения животных. Систематика животных.

Правила ОТ и ТБ в кабинете и на уроках биологии.

Урок изучения новых знаний

Зоология – наука о животных. Описание животных как биологических объектов. Методы изучения животных.

Определяют понятия: «систематика»,  «зоология», «систематические категории». Описывают и сравнивают

царства органического мира. Характеризуют этапы развития зоологии.

Классифицируют животных. Отрабатывают правила работы с учебником

мультимедиа

фронтальная

§1

2 (2)

Современная зоология и ее структура. Сходства и различия животных и растений.

Комбин.

Черты сходства и различия животных и растений.

Определяют понятия: «Красная книга», «этология», «зоогеография»,

«энтомология», «ихтиология», «орнитология», «эволюция ивотных». Составляют схему «Структура науки зоологии». Используя дополнительные источники информации, раскрывают значение зоологических знаний, роль

и значение животных в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость рационального использования животного мира и его охраны.

Знакомятся с Красной книгой

мультимедиа

текущая

§2

                                 Многообразие животных (34 часа)

1 (3)

Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.

Урок изучения новых знаний

Корненожки, Радиолярии, Солнечники, Споровики.
образование цисты.

Определяют понятия: «простейшие»,  «корненожки», «радиолярии», «солнечники», «споровики», «циста», «раковина». Сравнивают простейших

с растениями. Систематизируют

знания при заполнении таблицы  «Сходство и различия простейших животных и растений». Знакомятся с многообразием простейших, особенностями их строения и значением в природе и жизни человека. Выполняют самостоятельные наблюдения за простейшими в культурах. Оформляют

отчёт, включающий ход наблюдений  и выводы

Мультимедиа + презентация

Табл. «Тип Простейшие»

фронтальная

§3

2 (4)

Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.

Демонстрация живых инфузорий, микропрепаратов простейших.

Комбин.

Жгутиконосцы, Инфузории.

Определяют понятия: «инфузории», «колония», «жгутиконосцы». Систематизируют знания при заполнении  таблицы «Сравнительная характеристика систематических групп простейших». Знакомятся с многообразием простейших, особенностями их строения и значением в природе и жизни человека

презентация

письменная

§4

3 (5)

Многоклеточные животные.

Тип Губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Комбин.

Тип Губки. Классы: Известковые, Стеклянные, Обыкновенные.
особенности строения: специализация клеток, два клеточных слоя (наружный и внутренний), приспособления для защиты от врагов.

Определяют понятия: «ткань» рефлекс», «губки», «скелетные иглы», «клетки», «специализация», «наружный слой клеток», «внутренний

слой клеток». Систематизируют знания при заполнении таблицы «Характерные черты строения губок». Классифицируют тип Губки. Выявляют различия между представителями различных классов губок

мультимедиа

текущая

§5

4 (6)

Тип Кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация микропрепаратов гидры, образцов кораллов, влажных препаратов медуз, видеофильма.

Урок изучения новых знаний

Классы: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы.
признаки типа: лучевая симметрия, наличие кишечной полости, стрекательные  клетки, двухслойный мешок.

Определяют понятия: «двуслойное животное», «кишечная полость», «радиальная симметрия», «щупальца», «эктодерма», «энтодерма», «стрекательные клетки», «полип», «медуза», «коралл», «регенерация». Дают характеристику типа Кишечнополостные. Систематизируют тип Кишечнополостные. Выявляют отличительные признаки представителей разных классов кишечнополостных. Раскрывают

значение кишечнополостных в природе  и жизни человека

мультимедиа

Табл. «Тип Кишечнополостные. Гидра»

фронтальная

§6

5 (7)

Тип Плоские черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Комбин.

Классы: Ресничные, Сосальщики, Ленточные.

Признаки типа: трехслойные животные, наличие паренхимы, появление систем органов (пищеварительная, выделительная, половая, нервная). Кожно-мышечный мешок; гермафродит; хозяин промежуточный; хозяин окончательный.

Определяют понятия: «орган», «система органов», «трёхслойное животное», «двусторонняя симметрия», «паразитизм», «кожно-мышечный мешок»,

«гермафродит», «окончательный хозяин», «чередование поколений». Знакомятся с чертами приспособленности плоских червей к паразитическому образу жизни. Дают характеристику типа Плоские черви. Обосновывают необходимость применять полученные знания в повседневной жизни

Презентация

Табл. «. Тип Плоские черви. Класс ресничные черви. Белая планария»

«Многообразие паразитических червей»

текущая

§7

6 (8)

Тип Круглые черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Комбин.

Системы: пищеварительная, выделительная, половая, мускулатура.

Определяют понятия: «первичная полость тела», «пищеварительная

система», «выделительная система», «половая система», «мускулатура», «анальное отверстие», «разнополость».

Дают характеристику типа Круглые черви. Обосновывают необходимость

применения полученных знаний в повседневной жизни

мультимедиа

фронтальная

§8

7 (9)

Тип Кольчатые черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Урок изучения новых знаний

Класс Многощетинковые, или Полихеты.

Вторичная полость, появление замкнутой кровеносной системы. Параподии, полихеты, щетинки, окологлоточное кольцо.

Определяют понятия: «вторичная полость тела», «параподия», «замкну-

тая кровеносная система», полихеты», «щетинки», «окологлоточное  кольцо», «брюшная нервная цепочка», «забота о потомстве». Систематизируют кольчатых червей. Дают арактеристику типа Кольчатые черви

презентация

Табл. «Тип Кольчатые черви. Класс малощетинковые. Дождевой червь»

текущая

§9

8 (10)

Тип Кольчатые черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Л. р. №1. «Знакомство многообразием кольчатых червей»

Урок-практикум

Классы: Малощетинковые, или Олигохеты, Пиявки. Олигохеты, диапауза, защитная капсула, гирудин, анабиоз.

Определяют понятия: «диапауза», «защитная капсула», «гирудин», «анабиоз». Работают с различными источниками (книги, Интернет) для получения дополнительной информации. Проводят наблюдения за дождевыми червями. Оформляют отчёт, включающий  описание наблюдения, его результат и выводы

мультимедиа

письменная

§10

9 (11)

Тип Моллюски. Многообразие, среда обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Урок изучения новых знаний

Общая характеристика. Особенности строения (мантия, отделы тела). Строение раковины. Мантийная полость, легкое, терка.

Определяют понятия: «раковина», «мантия», «мантийная полость», «лёг-

кое», «жабры», «сердце», «тёрка», «пищеварительная железа», «слюнные железы», «глаза», «почки»,

«дифференциация тела»

презентация

Табл. «Тип Моллюски. Класс двустворчатые. Беззубка»

фронтальная

§11

10 (12)

Тип Моллюски. Многообразие, среда обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Демонстрация разнообразных моллюсков и их раковин.

Комбин.

Классы: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие. Реактивное движение, чернильный мешок.

Определяют понятия: «брюхоногие», «двустворчатые», «головоногие», «реактивное движение», «перламутр»,

«чернильный мешок», «жемчуг». Выявляют различия между представителями разных классов моллюсков

Презентация + мультимедиа

Табл. «Тип Моллюски. Класс брюхоногие»

письменная

§12

11 (13)

Тип Иглокожие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Демонстрация морских звезд и других иглокожих, видеофильма.

Комбин.

Классы: Морские лилии, Морские звезды, Морские ежи, Голотурии, Офиуры. Водно-сосудистая система, известковый скелет.

Определяют понятия: «водно-сосудистая система», «известковый скелет». Сравнивают между собой представителей разных классов иглокожих

презентация

Табл. «Тип Иглокожие. Класс морские звезды. Красная морская звезда»

письменная

§13

12 (14)

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Л. р. №2. «Знакомство с разнообразием ракообразных»

Урок изучения новых знаний

Общая характеристика. Внешний скелет, отделы тела, смешанная полость тела. Системы внутренних органов: дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная, половая, органы чувств.

Определяют понятия: «наружный скелет», «хитин», «сложные глаза», «мозаичное зрение», «развитие без превращения», «паутинные бородавки», «паутина», «лёгочные мешки», «трахеи», «жаберный тип дыхания», «лёгочный тип дыхания», «трахейный тип дыхания», «партеногенез». Проводят наблюдения за ракообразными. Оформляют отчёт, включающий описание наблюдения, его результаты и выводы.

Иллюстрируют примерами значение ракообразных в природе и жизни человека

презентация

Табл. «Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Речной рак»

фронтальная

§14, с. 56-58

13 (15)

Класс Паукообразные. Многообразие, среда обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Комбин.

Особенности строения: восьминогие, отсутствие усиков, органы дыхания наземного типа, отделы тела (головогрудь, брюшко). Клещи.

Хитин, сложные глаза, мозаичное зрение, легочные мешки, трахея, партеногенез.

Определяют понятия: «наружный скелет», «хитин», «сложные глаза», «мозаичное зрение», «развитие без превращения», «паутинные бородавки», «паутина», «лёгочные мешки», «трахеи», «жаберный тип дыхания», «лёгочный тип дыхания», «трахейный тип дыхания», «партеногенез». Проводят наблюдения за паукообразными. Оформляют отчёт, включающий описание наблюдения, его результаты и выводы.

Иллюстрируют примерами значение паукообразных в природе и жизни человека

презентация

Табл. «Тип Членистоногие. Класс Паукообразные» «Тип Членистоногие. Класс Паукообразные. Паук-крестовик»

текущая

§14, с. 59-62

14 (16)

Класс Насекомые.  Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Л. р. №3. «Изучение представителей отрядов насекомых»

Урок изучения новых знаний с элементами практикума

Общая характеристика. Особенности внешнего строения: три отдела тела, три пары ног, крылья у большинства, органы дыхания наземного типа. Типы ротового аппарата: грызуще-лижущий, колюще-сосущий, фильтрующий, сосущий.

Определяют понятия: «инстинкт», «поведение», «прямое развитие»,

«непрямое развитие». Выполняют

непосредственные наблюдения за насекомыми. Оформляют отчёт, включающий описание наблюдения, его результаты и выводы

мультимедиа

Табл. «Тип Членистоногие. Класс насекомые. Майский жук»

«Представители главнейших отрядов насекомых»

письменная

§15

15 (17)

Класс Насекомые. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Комбин.

Отряды насекомых: Таракановые, Прямокрылые, Уховертки, Поденки.

Работают с текстом параграфа. Готовят презентацию изучаемого материала с помощью компьютерных технологий

мультимедиа

Табл. «Представители главнейших отрядов насекомых»

письменная

§16

16 (18)

Класс Насекомые. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Комбин.

Отряды насекомых: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы.

Определяют понятие «развитие с превращением». Обосновывают необходимость использования полученных знаний в жизни

Табл. «Класс Насекомые. Отряды»

«Жесткокрылые»

фронтальная

§17

17 (19)

Класс Насекомые. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Комбин.

Отряды насекомых: Чешуекрылые (Бабочки), Равнокрылые, Двукрылые, Блохи.

Определяют понятия: «чешуекрылые, или бабочки», «гусеница», «равнокрылые», «двукрылые», «блохи». Готовят  презентацию изучаемого материала с помощью компьютерных технологий

мультимедиа

Табл. «Чешуекрылые» «Чешуекрылые - вредители культурных растений»

текущая

§18

18 (20)

Класс Насекомые. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Комбин.

Отряд Перепончатокрылые

Определяют понятия: «общественные животные», «сверхпаразит»,

«перепончатокрылые», «наездники», «матка», «трутни», «рабочие пчёлы»,

«мёд», «прополис», «воск», «соты».

Иллюстрируют значение перепончатокрылых в природе и жизни человека примерами

Табл. «Перепончатокрылые»

письменная

§19

19 (21)

Тип Хордовые. Класс Ланцетники. Класс Круглоротые. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Урок изучения новых знаний

Подтипы: Бесчерепные и Черепные, или Позвоночные. Общая характеристика. Признаки хордовых: внутренний скелет, нервная трубка, пищеварительная трубка, двусторонняя симметрия тела, вторичная полость.

Определяют понятия: «хорда», «череп», «позвоночник», «позвонок».

Составляют таблицу «Общая характеристика типа хордовых». Получают информацию о значении данных животных в природе и жизни человека, работают с учебником и дополнительной литературой

мультимедиа

фронтальная

§20

20 (22)

Надкласс Рыбы. Многообразие: хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Л. р. №4 «Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб»

Урок изучения новых знаний с элементами практикума

Общая характеристика. Особенности внешнего строения. Роль плавников в движении рыб. Расположение и значение органов чувств. Хрящевые рыбы, костные рыбы, чешуя, плавательный пузырь, боковая линия.

Определяют понятия: «чешуя», «плавательный пузырь», «боковая линия», «хрящевой скелет», «костный

скелет», «двухкамерное сердце». Выполняют непосредственные наблюдения за рыбами. Оформляют отчёт, включающий описание наблюдения, его результаты и выводы

Мультимедиа + презентация

письменная

§21

21 (23)

Надкласс Рыбы. Многообразие: хрящевые. Среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Комбин.

Класс Хрящевые рыбы. Отряды: Акулы, Скаты, Химерообразные.

Характеризуют многообразие, образ жизни, места обитания хрящевых рыб.

Выявляют черты сходства и различия между представителями изучаемых отрядов. Работают с дополнительными

источниками информации

Мультимедиа + презентация

фронтальная

§22

22 (24)

Надкласс Рыбы. Многообразие: костные. Среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Комбин.

Класс Костные рыбы. Отряды: Осетрообразные, Сельдеобразные, Лососеобразные, Карпообразные, Окунеобразные.

Определяют понятия: «нерест», «проходные рыбы». Выявляют черты сходства и различия между представителями данных отрядов костных рыб. Обсуждают меры увеличения численности промысловых рыб. Работают с дополнительными источниками  информации

презентация

Табл. «Тип Хордовые. Класс Рыбы. Речной окунь»

текущая

§23

23 (25)

Класс Земноводные. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Урок изучения новых знаний

Класс Земноводные, или Амфибии. Отряды: Безногие, Хвостатые, Бесхвостые.

Определяют понятия: «головастик», «лёгкие». Выявляют различия в строении рыб и земноводных. Раскрывают значение земноводных в природе

презентация

Табл. «Тип Хордовые. Класс Земноводные. Лягушка» «Тип Хордовые. Класс Земноводные. Развитие лягушки»

письменная

§24

24 (26)

Класс Пресмыкающиеся. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Урок изучения новых знаний

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика.  Приспособления к жизни  в наземно-воздушной среде: покровы тела, наличие век, отсутствие желез. Отряд Чешуйчатые

Определяют понятия: «внутреннее оплодотворение», «диафрагма», «кора

больших полушарий». Сравнивают строение земноводных и пресмыкающихся

презентация

Табл. «Тип Хордовые. Класс Пресмыкающиеся»

фронтальная

§25

25 (27)

Класс Пресмыкающиеся. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Урок изучения новых знаний

Отряды: Черепахи, Крокодилы.

Определяют понятие «панцирь». Сравнивают изучаемые группы животных между собой. Работают с учебником и дополнительной литературой

Мультимедиа + презентация

письменная

§26

26 (28)

Класс Птицы. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Л. р. №5. «Изучение внешнего строения птиц»

Урок изучения новых знаний с элементами практикума

Общая характеристика.

Приспособленность к полету. Гнездовые птицы, выводковые птицы, инкубация.

Отряд Пингвины.

Определяют понятия: «теплокровность», «гнездовые птицы», «выводковые птицы», «инкубация»,

«двойное дыхание», «воздушные мешки». Проводят наблюдения за внешним строением птиц. Оформляют отчёт, включающий описание наблюдения, его результаты и выводы

презентация

Табл. «Тип Хордовые. Класс Птицы. Голубь»

«Тип хордовые. Класс Птицы. Многообразие приспособлений»

письменная

§27

27 (29)

Класс Птицы. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Комбин.

Отряды: Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные.

Определяют понятия: «роговые  пластинки», «копчиковая железа».

Выявляют черты сходства и различия в строении, образе жизни и поведении представителей указанных отрядов птиц

мультимедиа

фронтальная

§28

28 (30)

Класс Птицы. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Комбин.

Отряды: Дневные хищные, Совы, Куриные.

Определяют понятия: «хищные птицы», «растительноядные птицы»,

«оседлые птицы», «кочующие птицы», «перелётные птицы». Изучают взаимосвязи, сложившиеся в природе. Обсуждают возможные пути повышения численности хищных птиц

презентация

текущая

§29

29 (31)

Класс Птицы. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Комбин.

Отряды: Воробьинообразные, Голенастые (Аистообразные).

Определяют понятия: «насекомоядные птицы», «зерноядные птицы», «всеядные птицы». Работают с учебником и дополнительной литературой. Готовят презентацию на основе собранных материалов

мультимедиа

письменная

§30

30 (32)

Обобщающий урок по теме Птицы

Контроль знаний.

Определяют понятие «приспособленность». Отрабатывают правила поведения на экскурсии. Проводят наблюдения и оформляют отчёт, включающий описание экскурсии, её результаты и выводы

фронтальная

31 (33)

Класс Млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация видеофильма.

Урок изучения новых знаний

Класс Млекопитающие, или Звери. Общая характеристика. Строение кожи. Шерстяной покров. Железы млекопитающих. Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые.

Определяют понятия: «первозвери, или яйцекладущие», «настоящие звери», «живорождение», «матка». Сравнивают изучаемые классы животных между собой. Выявляют приспособленности этих животных к различным условиям и местам обитания. Иллюстрируют примерами значение изучаемых животных в природе и жизни человека

мультимедиа

Табл. «Тип Хордовые. Класс Млекопитающие. Собака»

текущая

§31

32 (34)

Класс Млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.           Демонстрация видеофильма.

Комбин.

Отряды: Грызуны, Зайцеобразные. Резцы.

Определяют понятие «резцы». Работают с текстом параграфа. Сравнивают представителей изучаемых отрядов между собой

мультимедиа

Табл. «Пушные грызуны и зайцеобразные»

письменная

§32

33 (35)

Класс Млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация видеофильма.

Комбин.

Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные.

Миграция, цедильный аппарат, бивни, хобот, хищные зубы.

Определяют понятия: «миграции», «цедильный аппарат», «бивни», «хобот», «хищные зубы». Составляют

схемы «Отряд Китообразные»,

«Особенности строения и образа жизни хищных». Получают сведения о значении животных данных отрядов, используя дополнительные источники

информации, включая Интернет

мультимедиа

Табл. «Ластоногие» «Китообразные»

фронтальная

§33

34 (36)

Класс Млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация видеофильма.

Комбин. с элементами повторения

Отряды: Парнокопытные, Непарнокопытные, Приматы. Копыто, рога, сложный желудок, жвачка. Приматы, человекообразные обезьяны.

Определяют понятия: «копыта», рога», «сложный желудок», «жвачка». Составляют таблицу «Семейство Лошади».

Определяют понятия: «приматы», «человекообразные обезьяны». Обсуждают видеофильм о приматах и сравнивают их поведение с поведением человека

мультимедиа

Табл. «Парнокопытные» «Непарнокопытные»

«Приматы»

письменная

§34, 35

Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных (14 часов)

1 (37)

Покровы тела.

Л. р. №6. «Изучение особенностей различных покровов тела»

Урок изучения новых знаний с элементами практикума

Развитие покровов тела у животных. Функции. Приспособления к условиям жизни. Строение кожи млекопитающих.

Плоский эпителий, эпидермис, собственно кожа, кутикула.

Определяют понятия: «покровы тела», «плоский эпителий», «кутикула»,

«эпидермис», «собственно кожа».

Описывают строение и значение покровов у одноклеточных и многоклеточных животных. Объясняют закономерности строения и функции покровов тела. Сравнивают строение

покровов тела у различных животных.

Различают на животных объектах разные виды покровов и выявляют особенности их строения. Получают биологическую информацию из различных источников

презентация

фронтальная

§36

2 (38)

Опорно-двигательная система.

Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей.

Комбин.

Функции. Приспособления к условиям жизни. Типы скелетов: внешний, внутренний. Строение скелетов позвоночных животных. Наружный скелет, внутренний скелет, хорда, позвоночник, грудная клетка, грудина, киль, пояса передних конечностей.

Определяют понятия: «опорно-двигательная система», «наружный скелет», «внутренний скелет», «осевой скелет», «позвоночник», «позвонок», «скелет

конечностей», «пояса конечностей»,

«кость», «хрящ», сухожилие», сустав». Составляют схемы и таблицы, систематизирующие знания о строении

опорно-двигательной системы животных. Объясняют значение опорно-двигательной системы

в жизнедеятельности животных.

Выявляют черты сходства и различия в строении опорно-двигательной системы различных животных

мультимедиа

текущая

§37

3 (39)

Способы передвижения.

Комбин.

Основные способы передвижения. Движения: амебоидное, за счет биения жгутиков и ресничек, с помощью мышц.

Определяют понятия: «амёбоидное движение», «движение за счёт биения

ресничек и жгутиков», «движение с помощью мышц». Устанавливают взаимосвязь строения опорно-двигательных систем и способов передвижения животных. Приводят доказательства приспособительного характера способов передвижения у животных

мультимедиа

письменная

§38, с. 199-201

4 (40)

Полости тела.

Урок изучения новых знаний

Полости тела: первичная, вторичная, смешанная.

Определяют понятия:

«полость тела животных», «первичная полость тела», «вторичная полость тела», «смешанная полость тела».

Выявляют, чем различаются первичная, вторичная и смешанная полости тела животных. Объясняют значение полостей тела у животных. Приводят доказательства приспособительного характера способов передвижения у животных

§38, с. 202-203

5 (41)

Органы дыхания.

Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей.

Комбин.

Дыхание. Пути поступления кислорода. Приспособления к условиям жизни. Диффузия, газообмен, жабры, трахеи, бронхи, легкие, альвеолы, диафрагма, легочные перегородки.

Определяют понятия: «органы дыхания», «диффузия», «газообмен»,

«жабры», «трахеи», «бронхи»,

«лёгкие», «альвеолы», «диафрагма», «лёгочные перегородки». Устанавливают взаимосвязь механизма газообмена и образа жизни животных. Выявляют отличительные особенности дыхательных систем животных разных

систематических групп. Объясняют физиологический механизм двойного дыхания у птиц. Описывают дыхательные системы животных разных систематических групп. Выявляют причины эволюции органов дыхания у животных разных систематических групп

мультимедиа

фронтальная

§39

6 (42)

Органы пищеварения.

Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей.

Комбин.

Питание. Строение пищеварительной системы млекопитающих.

Определяют понятия: «питание», «пищеварение», «травоядные животные», «хищные (плотоядные) животные», «всеядные животные», «паразиты», «наружное пищеварение», «внутреннее пищеварение». Выявляют причины усложнения пищеварительных систем животных в ходе эволюции. Сравнивают пищеварительные системы и объясняют физиологические особенности пищеварения животных разных систематических групп. Различают на таблицах и схемах органы и пищеварительные системы животных разных систематических групп

мультимедиа

письменная

§40, с. 209-212

7 (43)

Обмен веществ и энергии.

Урок изучения новых знаний

Обмен веществ, превращение энергии, ферменты.

Определяют понятия: «обмен веществ», «превращение энергии», «ферменты». Раскрывают значение обмена веществ и превращения энергии для жизнедеятельности организмов. Сравнивают и сопоставляют особенности

строения и механизмы функционирования различных систем органов животных. Устанавливают зависимость скорости протекания обмена веществ от состояния животного и внешних факторов. Дают характеристику ферментов как обязательного участника всех реакций обмена веществ и энергии. Выявляют роль газообмена и полноценного питания животных в обмене веществ и энергии

текущая

§40, с. 212-214

8 (44)

Органы кровообращения.

Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей.

Комбин.

Транспортировка веществ. Сердце, капилляры, артерии, вены, кровеносная система, круги кровообращения, аорта, фагоцитоз, плазма.

Определяют понятия: «сердце», «капилляры», «вены», «артерии»,

«кровеносная система», «органы кровеносной системы», «круги кровообращения», «замкнутая кровеносная система», «незамкнутая кровеносная система». Сравнивают кровеносные системы животных разных систематических групп. Выявляют признаки сходства и различия в строении и механизмах функционирования органов и их систем у животных. Описывают кровеносные системы животных

разных систематических групп. Составляют схемы и таблицы, систематизирующие знания о кровеносных системах животных. Выявляют причины усложнения кровеносной системы животных разных систематических групп в ходе эволюции

презентация

Табл. «Тип Хордовые. Схемы кровообращения позвоночных»

письменная

§41, с. 215-218

9 (45)

Кровь.

Комбин.

Форменные элементы крови, лейкоциты, эритроциты, тромбоциты, гемоглобин, кровь артериальная и венозная.

Определяют понятия:

«артериальная кровь», «венозная кровь», «плазма», «форменные элементы крови», фагоцитоз»,

«функции крови».

Выявляют причины усложнения кровеносной системы животных разных систематических групп в ходе эволюции

мультимедиа

фронтальная

§41, с. 218-219

10 (46)

Органы выделения.

Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей.

Урок изучения новых знаний

Строение органов выделения млекопитающих. Канальцы, почка, мочеточники, мочевой пузырь, моча.

Определяют понятия: «выделительная система», «канальцы», «почка»,

«мочеточник», «мочевой пузырь», «моча», «клоака». Сравнивают выделительные системы животных разных систематических групп. Дают

характеристику эволюции систем органов животных. Описывают органы выделения и выделительные системы животных разных систематических групп. Выявляют причины усложнения выделительных систем животных в ходе эволюции

мультимедиа

письменная

§42

11 (47)

Нервная система, инстинкт, рефлекс.

Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей.

Комбин.

Поведение животных: рефлексы, инстинкты, элементы рассудочной деятельности. Строение нервной системы млекопитающих. Раздражимость, нервная ткань, нервный узел, нервная цепочка, нервное кольцо, нервы, головной мозг, спинной мозг,

Определяют понятия: «раздражимость», «нервная ткань», «нервная сеть», «нервный узел», «нервная цепочка», «нервное кольцо», «нервы», «головной мозг», «спинной мозг», «большие полушария», «кора больших полушарий», «врождённый рефлекс», «приобретённый рефлекс», «инстинкт». Раскрывают значение нервной системы для жизнедеятельности животных. Описывают и сравнивают нервные системы животных разных

систематических групп. Составляют схемы и таблицы, систематизирующие

знания о нервных системах и строении мозга животных. Устанавливают зависимости функций нервной системы от её строения. Устанавливают причинно-следственные связи между процессами, лежащими в основе регуляции деятельности организма. Получают биологическую информацию о нервной системе, инстинктах и рефлексах животных из различных источников, в том числе из Интернета

мультимедиа

Табл. «Тип Хордовые. Схемы строения головного мозга»

фронтальная

§43

12 (48)

Органы чувств.

Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей.

Урок изучения новых знаний

Постой глазок, сложный фасеточный глаз, монокулярное зрение, бинокулярное зрение.

Определяют понятия: «эволюция органов чувств животных», «глаз», «простой глазок», «сложный фасеточный глаз», «монокулярное зрение», «бинокулярное зрение». Получают биологическую информацию об органах чувств и механизмах из различных источников, в том числе из Интернета. Составляют схемы и таблицы, систематизирующие знания о нервных системах и строении мозга животных. Различают на муляжах и таблицах органы чувств

мультимедиа

текущая

§44, с. 230-233

13 (49)

Регуляция деятельности организма.

Комбин.

Механизм регуляции. Нервная регуляция, жидкостная регуляция.

Определяют понятия: «нервная регуляция», «жидкостная регуляция».

Составляют схемы и таблицы,

систематизирующие знания о нервных системах и строении мозга животных.

Устанавливают зависимость функций органов чувств от их строения.

Объясняют механизмы и значение жидкостной и нервной регуляции деятельности животных. Описывают и сравнивают органы чувств животных

разных систематических групп. Различают на муляжах и таблицах органы чувств

мультимедиа

фронтальная

§44, с. 234-235

14 (50)

Органы размножения, продления рода.

Комбин.

Размножение. Бесполое и половое размножение у животных. Органы размножения. Яичники, яйцеводы, матка, семенники, семяпроводы, плацента. Раздельнополые животные. Гермафродиты.

Определяют понятия: «воспроизводство как основное свойство жизни», «органы размножения», «яичники», яйцеводы», «матка», «семенники», семяпроводы», «плацента». Получают биологическую информацию об органах размножения из различных источников, в том числе из Интернета. Описывают и сравнивают органы размножения животных разных систематических групп. Объясняют отличия полового размножения у животных. Приводят доказательства преимущества полового размножения животных разных систематических групп по сравнению со всеми известными

мультимедиа

письменная

§45

1 (51)

Способы размножения. Оплодотворение.

Урок изучения новых знаний

Способы бесполого размножения: деление, почкование. Способы полового размножения: оплодотворение (внешнее, внутреннее).

Определяют понятия: «деление надвое», «множественное деление»,

«бесполое размножение», «половое размножение», «почкование», «живорождение», «внешнее оплодотворение», «внутреннее оплодотворение».

Раскрывают биологическое значение полового и бесполого размножения.

Описывают и сравнивают половое и бесполое размножение. Приводят доказательства преимущества внутреннего оплодотворения и развития зародыша в материнском организме

мультимедиа

фронтальная

§46

2 (52)

Развитие с превращением и без превращения.

Комбин.

Типы развития. Стадии развития с превращением и без превращения.

Определяют понятия: «индивидуальное развитие», «развитие с полным превращением», «развитие с неполным превращением», «развитие без превращения», «метаморфоз». Описывают и сравнивают процессы развития с превращением и без превращения. Раскрывают биологическое значение развития с превращением и без превращения. Составляют схемы и таблицы,

систематизирующие знания о развитии с превращением и без превращения у животных. Используют примеры развития организмов для доказательства взаимосвязей организма со средой их обитания

презентация

текущая

§47

3 (53)

Периодизация и продолжительность жизни.

Комбин. с элементами повторения

Эмбриональный период. Формирование и рост организма. Половая зрелость и старость.

Определяют понятия: «половое созревание», «онтогенез», «периодизация онтогенеза», «эмбриональный период», «период формирования и роста организма», «период половой зрелости», «старость». Объясняют при-

чины разной продолжительности жизни животных. Выявляют условия, определяющие количество рождённых

детёнышей у животных разных систематических групп. Выявляют факторы среды обитания, влияющие на продолжительность жизни животного.

Сравнивают животных, находящихся в одном и в разных периодах жизни. Распознают стадии развития животных. Получают из различных источников биологическую информацию о периодизации и продолжительности жизни животных. Различают на живых объектах разные стадии метаморфоза у животных. Оформляют отчёт, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы

письменная

§48

                      Развитие животного мира на Земле (3 часа)

1 (54)

Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические.

Демонстрация палеонтологических доказательств эволюции.

Урок изучения новых знаний

Понятие об эволюции. Доказательства эволюции. Филогенез, переходные формы, эмбриональное развитие, гомологичные органы, атавизм.

Определяют понятия: «филогенез», «переходные формы», «эмбриональное

развитие», «гомологичные органы», «рудиментарные органы», «атавизм».

Анализируют палеонтологические,

сравнительно-анатомические и эмбриологические доказательства эволюции животных. Описывают и характеризуют гомологичные, аналогичные и рудиментарные органы и атавизмы. Выявляют факторы среды, влияющие на ход эволюционного процесса

презентация

фронтальная

§49

2 (55)

Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира.

Комбин. с элементами повторения

Наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор.

Определяют понятия: «наследственность», «определённая изменчивость», «неопределённая изменчивость», «борьба за существование», «естественный отбор». Получают из разных источников биологическую информацию о причинах эволюции животного мира, проявлении наследственности и изменчивости организмов в животном мире. Объясняют значение наследственности, изменчивости и борьбы за существование в формировании многообразия видов животных. Приводят доказательства основной, ведущей роли естественного отбора в эволюции животных

текущая

§50

3 (56)

Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.

Комбин.

Основные этапы развития животного мира на Земле: появление многоклеточности, систем органов. Происхождение и эволюция хордовых. Выход позвоночных на сушу.

 Дивергенция, разновидность, видообразование. Ареал, виды: эндемик, космополит, реликт; миграция

Определяют понятия: «усложнение строения и многообразие видов как

результат эволюции», «видообразование», «дивергенция», «разновидность». Получают из разных источников биологическую информацию о причинах усложнения строения животных и разнообразии видов. Составляют сложный план текста. Устанавливают причинно-следственные связи

при рассмотрении дивергенции и процесса видообразования в ходе дли-

тельного исторического развития. Характеризуют механизм видообразования на примере галапагосских вьюрков. Представляют информацию по теме «Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира» в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением компьютерных технологий

Табл. «Схема развития животного мира»

фронтальная

§51, 52

                                          Биоценозы (4 часа)

1 (57)

Естественные и искусственные биоценозы (водоем, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз.

Урок усвоения новых знаний

Примеры биоценозов. Биоценоз, ярусность, продуценты, консументы, редуценты. Основные среды жизни: водная, наземно-воздушная, почвенная. Условия в различных средах.

Определяют понятия: «биоценоз», «естественный биоценоз», «искусственный биоценоз», «ярусность», «продуценты», консументы», «редуценты», «устойчивость биоценоза».

Изучают признаки биологических объектов: естественного и искусственного биоценоза, продуцентов, консументов, редуцентов. Определяют понятия: «среда обитания», «абиотические факторы среды», биотические факторы среды», «антропогенные факторы среды». Характеризуют взаимосвязь организмов со средой обитания, влияние окружающей среды на биоценоз и приспособление организмов к среде обитания.

Анализируют принадлежность биологических объектов к экологическим группам

презентация

фронтальная

§53, 54

    2      

  (58)

Экскурсия «Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных»

Урок-экскурсия

Работают в группах. Выполняют практические задания в ходе экскурсии

фронтальная

отчет

3 (59)

Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязи компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

Комбин.

Примеры цепей питания. Взаимосвязь компонентов в биоценозе. Пищевые связи. Пищевая пирамида, энергетическая пирамида.

Определяют понятия: «цепи питания», «пищевая пирамида, или пирамида

биомассы», «энергетическая пирамида», продуктивность», «экологическая группа», «пищевые, или трофические, связи»

письменная

§55, 56

4 (60)

Экскурсия «Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза»

Урок-экскурсия

Анализируют взаимосвязи организмов со средой обитания, их приспособленности к совместному существованию. Отрабатывают правила поведения на экскурсии. Выполняют непосредственные наблюдения в природе и оформляют отчёт, включающий описание экскурсии, её результаты и выводы

фронтальная

отчет

      Животный мир и хозяйственная деятельность человека (5 часов)

1 (61)

Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы.

Урок усвоения новых знаний

Положительное и отрицательное воздействие. Промыслы.

Определяют понятия: «промысел», «промысловые животные». Анализируют причинно-следственные связи, возникающие в результате воздействия человека на животных и среду их обитания. Работают с

дополнительными источниками информации

письменная

§57

2 (62)

Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции с/х животных.

Домашние животные. Отбор, селекция, разведение.

Определяют понятия: «одомашнивание», «отбор», «селекция», «разведение». Изучают методы селекции и разведения домашних животных. Анализируют условия их содержания

презентация

фронтальная

§58

3 (63)

Экскурсия «Посещение выставок с/х и домашних животных»

Урок-экскурсия

Выявляют наиболее существенные признаки породы. Выясняют условия

выращивания. Определяют исходные формы. Составляют характеристики на породу

фронтальная

отчет

4 (64)

Законы об охране животного мира. Система мониторинга.

Комбин.

Мониторинг, биосферный заповедник.

Определяют понятия: «мониторинг», «биосферный заповедник». Изучают

законодательные акты Российской Федерации об охране животного мира.

Знакомятся с местными законами. Составляют схемы мониторинга

мультимедиа

письменная

§59

5 (65)

Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.

Комбин.

Заповедники, заказники, памятники природы, Красная книга, акклиматизация. Рациональное природопользование

Определяют понятия: «заповедники», «заказники», «памятники природы»,

«акклиматизация». Знакомятся с Красной книгой. Определяют признаки охраняемых территорий

презентация

текущая

§60

                                     Резерв времени -  3 часа

1 (66)

Повторение темы «Многообразие животных»

Уроки обобщения и повторения

Сравнивают животных изучаемых классов между собой. Обосновывают

необходимость использования

полученных знаний в повседневной жизни

Сочетание всех форм

2 (67)

Повторение темы «Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных»

Обосновывают необходимость использования полученных знаний в повседневной жизни

3 (68)

Повторение тем «Индивидуальное развитие животных» и «Развитие животного мира на Земле», «Биоценозы» и «Животный мир и хозяйственная деятельность человека»

Обосновывают необходимость использования полученных знаний в повседневной жизни


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку по биологии " Класс Птицы"

Использование данной презентации позволяет  учащимся успешно повторить и закрепить   изученный материал, сформировать положительную мотивацию к урокам биологии,  активизировать умс...

Урок биологии "Класс Земноводные", 7 класс

Представляю методическую разработку  урока и презентацию по теме "Класс Земноводные". http://festival.1september.ru/articles/524222/...

Конспект урока по биологии "Класс паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека"

Урок разработан к учебнику В.М.Константинова "Биология. Животные. 7 класс". Изучение нового материала сопровождается применением ИКТ (просмотра анимаций, видеофрагментов), самостоятельной работой в па...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по биологии. Класс 11 класс (профильный)

Количество часов: всего _105  часов; в неделю _3_ часа; Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений по биология для 10-11 классов, авторы: Г.И. Дымшиц, О.В. Са...

Проверочная работа по биологии "Класс Млекопитающие". 7 класс. УМК В.В. Пасечник.

Проверочная работа составлена в двух вариантах и представляет собой набор заданий разных типов....

УУД 10 класс профильПримерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология», класс 10, издательство «Просвещение» )

Примерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология&raqu...

Презентация к року биологии "Класс Птицы", 7,8 класс

В презентации представлен конспект с иллюстрациями по теме "Класс Птицы": отличительные черты класса, покровы, скелет, системы органов, размножение и развитие....