КТП по биологии 5 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе программы авторского коллектива под руководством В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы.» - М.: Дрофа, 2012.), рассчитанной на 34 часов (1 урок в неделю) в соответствии с альтернативным учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации: Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2012 г. и соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.
Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностнодеятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА «БИОЛОГИЯ 5 КЛАСС»
Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции; о человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.
Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы и об ответственности человека за жизнь на Земле.
Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека; научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.
Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать
наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:
1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развитияисторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественно-научных представлений окартине мира;
2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимостидействий по сохранению биоразнообразия и природных местообитанийвидов растений и животных;
5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользованиязащиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
6) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
МЕСТО КУРСА «БИОЛОГИЯ 5 КЛАСС» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ Баян-Талинская СОШ
Данная программа рассчитана на 1 год – 5 класс. Общее число учебных часов в 5 классе - 34 (1ч в неделю).
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «БИОЛОГИЯ 5 КЛАСС»
Личностными результатами изучения предмета «Биология» в 5 классе являются следующие умения:
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
- Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
- Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
- Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
- Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
- Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
- В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
- Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
- Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
- Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
- Вычитывать все уровни текстовой информации.
- Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
- Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.
Коммуникативные УУД:
- Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
1. - осознание роли жизни:
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
2. – рассмотрение биологических процессов в развитии:
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
3. – использование биологических знаний в быту:
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
4. – объяснять мир с точки зрения биологии:
– перечислять отличительные свойства живого;
– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– определять основные органы растений (части клетки);
– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
5. – понимать смысл биологических терминов;
– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
6. – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:
– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса:
1. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2012 г.
2. Пасечник В. В. Биология. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника. Тестовые задания ЕГЭ. Вертикаль/ М.: Дрофа, 2012 г.
3. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, 2012 г.
4. Преображенская Н.В. Рабочая тетрадь по биологии. 5 класс. К учебнику В.В. Пасечника "Биология. 5 класс"/ М.: Экзамен, 2012 г.
Материально-техническое обеспечение учебного процесса: MULTIMEDIA – поддержка курса «Биология. Бактерии. Грибы. Растения»
- Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004
- Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Образовательный комплекс. (электронное учебное издание), Фирма «1С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007
- Биология 6 класс. Живой организм. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006
- Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Растения. Бактерии. Грибы. 6 класс (электронное учебное издание), ООО «Кириллл и Мефодий», 2004
- Электронный атлас для школьника. Ботаника 6-7 классы. (электронное учебное издание), Интерактивная линия, 2004
- Биология. Систематика растений (видеоиллюстрации). Часть 1. Отдел Моховидные. Отдел Плауновидные. Отдел Хвощевидные. Отдел папоротниковидные. ООО «Телекомпания СГУ ТВ», 2006
- Биология. Систематика растений (видеоиллюстрации). Часть 2. Отдел Голосеменные. ООО «Телекомпания СГУ ТВ», 2006
- Биология 6-9 класс (электронная библиотека)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ
Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
2) реализация установок здорового образа жизни
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы,
давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умения работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4) умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать
свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах);
- приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
- различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных, съедобных и ядовитых грибов, опасных для человека растений и животных;
- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
- знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
- освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
5. В эстетической сфере:
- овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы
Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс (34 ч, 1 ч в неделю).
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов (тем) | Количество часов по программе | В том числе на проведение | |
экскурсий | лабораторных и практических работ | |||
1 | Введение | 8 | 1 | 1 |
2 | Тема № 1. Клеточное строение организмов | 8 | - | 6 |
3 | Тема № 2. Царство Бактерии | 3 | - | - |
4 | Тема № 3. Царство Грибы | 6 | - | 3 |
5 | Тема № 4. Царство Растения | 11 | - | 4 |
Итого: 34 часа (экс-1; л/р и п/р -14).
Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класса
№ | Тема | Часы | Планируемые результаты | Дата | Дата | ||||||
Предметный | Метапредметный | Личностный | плану | фактический | |||||||
Тема. Введение (8 часов) | |||||||||||
1. | Биология — наука о живой природе | 1 | Учащиеся получают представлениео биологии как науке, о значении биологических знаний в современной жизни и роли биологическойнауки в жизни общества; усваивают понятия «биология», «биосфера», «экология». | Познавательные УУД: умение структуриро-вать учебный материал, выделять в нем главное. Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно от-носиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД. умение вос-принимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, работать . | Осознание значения биологических наук в развитии представлений человека о природе во всем ее многообразии | ||||||
2 | Методы исследования в биологии. Техника безопасности на уроках биологии | 1 | Учащиеся знают основные методыизучения биологии, правила техники безопасности в биологическом кабинете. | Познавательные УУД: умение проводить элементарные исследования, рабо-тать с различными источниками инфор-мации. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно отно-ситься к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя согласно ус-тановленным правил-ам работы в каби-нете. Коммуникативные УУД. умение воспри-нимать информацию на слух | Понимание значи-мости научного исследования природы | ||||||
3 | Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого | 1 | Учащиеся знают названия царств живой природы и отличия живых организмов от объектов неживой природы. | Познавательные УУД. умение давать определения поня-тиям, классифициро-вать объекты. Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно от-носиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД.умение вос-принимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя | Понимание научного значения классификации живых организмов | ||||||
4 | Среды обитания организмов | 1 | Учащиеся умеют различать среды обитания организмов, знают их особенности. Умение определять приспособленность растений и животных к жизни в разных средах обитания. | Познавателъные УУД: умение работать с различными источниками инфор-мации и преобразо-вывать ее из одной формы в другую, давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавлива-ния причинно – след-ственных связей. Личностные УУД:умение применять полученные на уроке знания на практике. Потребность в спра-ведливом оценивании своей работы и работы одноклассников Эстетическое восприятие природы Регулятивные УУД:умение организовать выполнение заданий учителя согласно уста-новленным правилам работы в кабинете. Раз-витие навыков само-оценки и самоанализа. Коммуникативные УУД:умение слушать учителя и одноклассни-ков, аргументировать свою точку зрения | Понимание необходимости и соответствия приспособлений организмов к условиям среды, в которой они обитают | ||||||
5 | Экологические факторы и их влияние на живые организмы | Учащиеся умеют определять понятие «экологические факторы» и объяснять их влияние на живые организмы. | Познавательные УУД: умение работать с раз-личными источниками информации, готовить сообщения и презентации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы, работать в составе творческих групп | Осознание влияния факторов среды на живые организмы | |||||||
6 | Охрана природы | 1 | Законы России, Республики Тыва о защите природы. Меры, которые принимаются государством. Заказники, заповедники | Объяснять сущность законов, состояние природы | |||||||
7 | Экскурсия «Осенние изменения в природе | 1 | Экскурсия Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных. Практическая работа Фенологические наблюдения за сезон изменениями в природе | Готовят отчет по экскурсии. Ведут дневник фенологических наблюдений | Готовят отчет по экскурсии. Ведут дневник фенологических наблюдений | ||||||
8 | Контрольная работа № | 1 | Письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки. | ||||||||
9 | Устройство увеличительных приборов | 1 | Познакомятся с устройством светового микроскопа, научатся работать с микроскопом и лупой. Научатся соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами. | Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элемен-тарных навыков работы с приборами. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие на-выков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками | - признавать право каждого на собственное мнение; - уметь слушать и слышать другое мнение | ||||||
10 | Л/р№ 1 по теме: «Изучение устройства увеличительных приборов | Познакомятся с устройством светового микроскопа, научатся работать с микроскопом и лупой. Научатся соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами. | Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элемен-тарных навыков работы с приборами. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие на-выков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками | - признавать право каждого на собственное мнение; - уметь слушать и слышать другое мнение | |||||||
11 | Строение клетки | 1 | Лабораторная работа Рассматривание строения растения с помощью лупы | Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом | |||||||
12 | Л/р № 2 «Приготовление микропрепората кожицы чешуи лука | 1 | Лабораторная работа Рассматривание строения растения с помощью лупы | Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом | |||||||
13 | Пластиды Л/р №3 «Приготовление препаратов и рассмотрение под микроскопом пластид в клетках листа элодеи. плодов томатов, рябины, шиповника» | 1 | Научатся называть основные неорганические вещества, входящие в состав клетки, объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке. | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно фор-мулировать вопросы, умение работать с раз-личными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД. умение планировать свою работу при выполнении заданий учи-теля, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД. умение слушать учителя, высказывать свое мнение | Представление о единстве живой природы на основании знаний о химическом составе клетки. | ||||||
14 | Химический состав клетки: неорганические и органические вещества | 1 | Научатся называть основные органические вещества, входящие в состав клетки, объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке. | П:Различают органические входящие в состав клетки. Р:Самостоятельно обнаруживать учебную проблему, определять цель учебной деятельности К: Умеют слушать и слышать друг друга. Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме | Представление о единстве живой природы на основании знаний о химическом составе клетки. | ||||||
15 | Жизнедеятельность клетки рост и развитие Л/р Рассмотреть под микроскопом микропрепарат листьев элодеи | 1 | Научатся называть основные органоиды клетки; узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки, понимать строение живой клетки (главные части). | Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие на-выков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с однокласс-ми | Представление о единстве живой природы на основании знаний о клеточном строении всех живых организмов | ||||||
16 | Ткани | 1 | Ткань | Давать определение термину –«ткань» Р | Представление о единстве живой природы на основании знаний о клеточном строении всех живых организмов | ||||||
17 | Л/Р № Рассмотрение под микроском готовых микропрепаратов различных растительных тканей | 1 | Ткань | Давать определение термину –«ткань» Р | Представление о единстве живой природы на основании знаний о клеточном строении всех живых организмов | ||||||
18 | Контрольная работа № 2 | 1 | Письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки. | ||||||||
РАЗДЕЛ 2. Царство Бактерии (3 часа) | |||||||||||
19 | Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность | 1 | Рассказ, организация и проведение Л/р «Строение бактерий», работы с рабочей тетрадью, с учебником. Организация создания рефератов и проектов изучаемой главе | Распознавать и описывать по немому рисунку строение бактериальной клетки П | Бактерии | ||||||
20 | Роль бактерий в природе и жизни человека | Беседа с элементами самостоятельной работы учащихся с материалами учебника | Приводить примеры положительного и отрицательного значения бактерий Р,П | ||||||||
21 | Контрольная работа № 3 | 1 | Письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки | ||||||||
РАЗДЕЛ 3. Царство Грибы (6 часов) | |||||||||||
22 | Грибы, их общая характеристика. Роль грибов в природе и жизни человека | 1 | Рассказ, организация работы с рабочей тетрадью, с учебником Организация создания рефератов и проектов изучаемой главе | Давать общую характеристику грибам | Признаки царства грибов. | ||||||
23 | Шляпочные грибы Л/р строение плодовых тел шляпочных грибов | 1 | . Беседа, организация и проведение Л/р «Грибы», работы с рабочей тетрадью, с учебником | Давать определение терминам сапрофиты, грибница, мицелий, микориза, паразиты Р Описывать строение шляпочных грибов П Распознавать по немому рисунку представителей шляпочных грибов Различать ядовитые и съедобные грибы Ч-п, П Приводить примеры шляпочных грибов, произрастающих в Республике Тыва П | Мицелий Обмен веществ, размножение Строение грибов: грибница, плодовое тело. | ||||||
24 | Плесневые грибы и дрожжи Л/р строение плесневых грибов мукора и строение дрожжей | Беседа, организация и проведение Л/р «Грибы», работы с рабочей тетрадью, с учебником | Давать определение терминам сапрофиты, грибница, мицелий, микориза, паразиты Р Описывать строение шляпочных грибов П Распознавать по немому рисунку представителей шляпочных грибов Различать ядовитые и съедобные грибы Ч-п, П Приводить примеры шляпочных грибов, произрастающих в Республике Тыва П | Мицелий Обмен веществ, размножение Строение грибов: грибница, плодовое тело. | |||||||
25 | Грибы-паразиты | 1 | Беседа, организация работы с рабочей тетрадью, с учебником | Давать определение терминам сапрофиты, паразиты Р Распознавать по немому рисунку представителей грибов-паразитов и описывать строение грибов-паразитов П | Меры профилактики заражения грибами-паразитами. | ||||||
26 | Обобщение и повторение. | Обобщение и применение полученных знаний | |||||||||
27 | Контрольная работа № 4 | 1 | Письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки | ||||||||
28 | Водоросли Л/р Строение зеленных водорослей | 1 | Рассказ, организация и проведение Л/р «Водоросли», работы с рабочей тетрадью, с учебником. | Давать определение термину «низшие растения» Р | Основные признаки водорослей. Низшие растения. Слоевище, ризоиды. | ||||||
29 | Лишайники | 1 | Рассказ, организация и проведение Л/р «Лишайники», работы с рабочей тетрадью, с учебником. | Давать определение термину симбиоз Объяснять роль лишайников в природе, особенности строения | Строение, значение и охрана лишайников. Таллом или слоевище. Жизненные формы лишайников | ||||||
30 | Мхи. Л/р Строение мха | 1 | Рассказ, организация и проведение Л/р «Мхи», работы с рабочей тетрадью, с учебником. | Давать определение термину «высшие растения» Р | Споровые растения | ||||||
31 | Папоротники, хвощи, плауны Л.Р «Строение споро носящего хвоща, папоротника» | Рассказ, организация и проведение Л/р «Плауны. Хвощи. Папоротники», работы с рабочей тетрадью, с учебником. | Распознавать растения отделов Ч-п, П | Основные признаки плаунов, хвощей, папоротников. | |||||||
32 | Голосеменные растения Л/р Строение хвои и шишек(на примере местных видов) | 1 | Рассказ, организация и проведение Л/р «Голосеменные», работы с рабочей тетрадью, с учебником. | Давать определение термину голосеменные растения. | Голосеменные растения | ||||||
33 | Покрытосеменные растения Л/ р Строение цветкового растения | Рассказ, организация и проведение Л/р «Цветковые», работы с рабочей тетрадью, с учебником. | Распознавать растения отдела Покрытосеменные растения Ч-п, П | Особенности строения покрытосеменных растений. Признаки однодольных и двудольных растений; принадлежность растений к различным группам (масличные, кормовые культуры, лекарственные растения и т.д.); жизненные формы растений; | |||||||
34 | Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира | 1 | Беседа с элементами самостоятельной работы учащихся с материалами учебника | Термины: Палеонтология, палеоботаника, риниофиты | Гипотезы ученых Методы изучения древних организмов Космическая роль растений |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку по биологии " Класс Птицы"
Использование данной презентации позволяет учащимся успешно повторить и закрепить изученный материал, сформировать положительную мотивацию к урокам биологии, активизировать умс...
Урок биологии "Класс Земноводные", 7 класс
Представляю методическую разработку урока и презентацию по теме "Класс Земноводные". http://festival.1september.ru/articles/524222/...
Конспект урока по биологии "Класс паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека"
Урок разработан к учебнику В.М.Константинова "Биология. Животные. 7 класс". Изучение нового материала сопровождается применением ИКТ (просмотра анимаций, видеофрагментов), самостоятельной работой в па...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по биологии. Класс 11 класс (профильный)
Количество часов: всего _105 часов; в неделю _3_ часа; Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений по биология для 10-11 классов, авторы: Г.И. Дымшиц, О.В. Са...
Проверочная работа по биологии "Класс Млекопитающие". 7 класс. УМК В.В. Пасечник.
Проверочная работа составлена в двух вариантах и представляет собой набор заданий разных типов....
УУД 10 класс профильПримерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология», класс 10, издательство «Просвещение» )
Примерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология&raqu...
Презентация к року биологии "Класс Птицы", 7,8 класс
В презентации представлен конспект с иллюстрациями по теме "Класс Птицы": отличительные черты класса, покровы, скелет, системы органов, размножение и развитие....