Стартовые работы по биологии 7-9
методическая разработка по биологии (7, 8, 9 класс)

Кисакова Ольга Александровна

СТАРТОВЫЕ РАБОТЫ ПО БИОЛОГИИ 7-9

Скачать:


Предварительный просмотр:

Стартовая работа по биологии 7 класс

Общая группа

Конкретные

Умения

Контрольные вопросы*

Моя

оценка

Трудности и проблемы

Оценка учителя

Умение описывать объект или процесс.

Черви – паразиты человека (бычий цепень, аскарида человеческая, печеночный сосальщик, эхинококк (по желанию). Способы заражения человека, на какой стадии червя происходит заражение человека. Место локализации (расположения),  паразитического червя в человеке. Последствия для здоровья человека проживания червя-паразита. Меры профилактики заражения человека данными червями-паразитами.

Умение, отражать знания в графико-знаковой форме.

Умение строить сравнительные таблицы

Черты биологического прогресса каждого нового типа животных по сравнению с предыдущим (предками). Какие изменения произошли в органах, какие новые органы, системы органов появились?  Что привело к повышению уровня организации и появлению нового типа (класса) животных?

А) Тип кишечнополостные (по сравнению с простейшими).
Б) Тип плоские черви (по сравнению с кишечнополостными).
В) Тип кольчатые черви (по сравнению с плоскими ресничными червями)
Г) Тип моллюски (по сравнению с кольчатыми червями)
Д) Тип членистоногие (по сравнению с кольчатыми червями).

Умение строить описательные таблицы

  1. Животные – переносчики возбудителей болезней человека: муха навозная, муха це-це, малярийный комар, энцефалитный клещ, вошь, блоха, таракан рыжий (прусак), собака, лиса, еж. Каких возбудителей болезней переносят эти организмы человеку, каким способом? Последствия для здоровья человека пребывания в его организме возбудителей болезней, переносимых выше перечисленными насекомыми.  (Ответ представить в виде таблицы). 
  2. Простейшие животные – паразиты человека: дизентерийная амеба, трипаносома, лямблия, малярийный паразит, лейшмания (по желанию). Способы заражения человека данными паразитами. Место локализации (расположения),  выше указанных паразитов в человеке. Последствия для здоровья человека проживания  паразита. Меры профилактики заражения человека данными паразитическими животными. (Ответ представить в виде таблицы). 

Умение классифи-цировать объекты

Умение классифицировать

Дайте классификацию следующих представителей: щука, махаон, инфузория, гадюка, лев, орел, макака.

Умение устанавли-вать причинно-следствен-ные связи.

*

№ 1.  Заболевание трихинеллезом наблюдается не только у человека, но также у 32 видов хищных (часто им заражены волки и лисицы), 21 вида грызунов, 3 видов ластоногих, 2 видов парнокопытных и 1 вида китообразных. Какие особенности строения и процессов жизнедеятельности способствуют широкому распространению трихинеллы?

 2 Аскарида человеческая и трихинелла относятся к одному типу круглых червей, ведут паразитический образ жизни. Однако самка аскариды откладывает в день 200-300 тыс. яиц, а самка трихинеллы за весь период жизни (35—40, максимум 80 дней) откладывает всего до 2 тыс. яиц. Почему аскарида и трихинелла столь резко отличаются по числу откладываемых яиц?

№3 Пиявки произошли от малощетинковых червей; особенности их строения также свидетельствуют об их принадлежности к типу кольчатых червей. Однако для пиявок, по сравнению с другими классами этого типа (многощетинковые и малощетинковыми червями), характерно прогрессивное развитие нервной, двигательной и других систем органов, обеспечивающих активный образ жизни. Почему у пиявок развиваются такие особенности строения?

№ 4 Исследования отечественных ученых показали, что мышечная система пиявок значительно более развита, чем у других кольчатых червей; так, у пиявок она может составлять до 65% всего объема тела, а у дождевых червей не превышает 29,7%. Дождевые черви обитают в почве — значительно более плотной среде, нежели пиявки, обитающие в воде. Казалось бы, дождевые черви должны иметь более развитую мускулатуру. Почему у пиявок значительно более развита мышечная система по сравнению с другими кольчатыми червями?

№ 5 Частота сокращений сердца у двустворчатых моллюсков составляет от 15 до 30 ударов в минуту, а у осьминога 40—50 ударов. Почему у представителей одного типа наблюдаются столь значительные различия в частоте сердечных сокращений?

Умение работать с биолог. рисунком

№1. Рассмотрите рисунок белой планарии. К какому классу она относится? Опишите ее внешний вид.

№2. Рассмотрите рисунок. Запомните названия органов, обозначенных цифрами. Какие функции они выполняют?

№3 Рассмотрите рисунок, надпишите названия частей тела изображенного моллюска.

№4. Надпишите названия органов и систем органов, изображенных на рисунке.

№5. Надпишите названия частей тела двустворчатого моллюска. Какие функции они выполняют?

№2. Зарисуйте внешний вид дождевого червя и надпишите основные части тела. Охарактеризуйте тип Кольчатые черви.

Умение высказы-вать гипотезу

№1. В экспериментальных условиях планарии больше года жили без пищи. Голодающие черви постепенно уменьшались в размерах, но оставались живыми даже при уменьшении их объема примерно в 300 раз. Строение червей при этом очень упрощалось, они напоминали только что вылупившихся червячков. Однако если их начинали хорошо кормить, они вновь превращались в половозрелых животных нормальных размеров. Какое значение для планарии имеет способность переносить длительное голодание?

№2. Половозрелые особи сосальщиков — мариты имеют слаборазвитые органы чувств, глаза у них не редуцированы. Однако их личинки — мирацидии активно реагируют на световые и химические раздражения, а также на силу земного притяжения. На их переднем конце сконцентрированы чувствительные образования — сенсиллы, имеются глаза. Почему мирадидии имеют значительно более развитые органы чувств, чем половозрелые особи?

 



Предварительный просмотр:

Стартовая работа по биологии 8 класс

Общая группа

Конкретные Умения

Контрольные вопросы*

Моя

оценка

Трудности и проблемы

Оценка учителя

Умение описывать объект или процесс.

ПОНИМАНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ.

ЗНАНИЕ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ НОРМАЛЬНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ.

Умение переносить общую схему на частный случай

Перед вами   мышка-малютка.

1. Перечислите условия необходимые ей для нормального существования.

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

2.Какие питательные вещества необходимы мышке-малютке для роста? ___________________

А для энергии?______________________

Что ещё должна потреблять мышка , что бы быть здоровой и сильной?______________________________________________

3. Покажите схемой,  что необходимо мышке-малютке для процесса дыхания, и что в результате этого процесса образуется.

Умение, отражать знания в графико-знаковой форме.

Умение строить схемы

Достройте схему состава еды.

                                 

                                 

Умение строить описательные таблицы

Постройте таблицу, отражающую неорганический и органический состав клетки, структуру этих веществ и их функции.

Умение классифицировать объекты

Умение классифицировать

Дайте классификацию человека.

Умение устанавливать причинно-следственные связи.

*

Почему появление кислородного этапа энергетического обмена имело большое значение для эволюции организмов?.

Умение работать с биолог. рисунком

Используя материалы (натуральные черепа, таблицы) рассмотрите их. По челюстям  животных определите, чьи они  и зарисуйте схематически. Зубы на схемах подпишите, их виды раскрасьте разными цветами.

Как вы думаете, с чем связаны различия в строении зубов?

Почему у одних животных зубы дифференцированы, а у других все одинаковые?

Исследования Эйкмана.

Христиан Эйкман состоял в должности тюремного врача в Индонезии. Он обратил внимание на факт, что куры, обитавшие на тюремном дворе, ведут себя иначе, чем их родственницы, живущие „на свободе". Пройдя несколько шагов, тюремные куры останавливаются, вытягивают крылья и судорожно искривляют шеи, словно в припадке конвульсий. Этих кур кормили отбросами тюремной кухни. Их странные движения напоминали Эйкману симптомы ужасной болезни, называемой туземцами „бери-бери" и поражавшей в тюрьмах множество жертв. Врачи были совершенно бессильны против этой болезни.

Поведение кур вызвало у Эйкмана предположение, что причина заболевания бери-бери кроется в каких-либо недостатках тюремной пищи. Эйкман стал расспрашивать других тюремных врачей. Оказалось, что бери-бери царит в тех тюрьмах, где заключенных кормят хорошо очищенным рисом, а в тюрьмах, где из-за экономии заключенным подают плохо очищенный, „желтый" рис, эта болезнь совершенно неизвестна. Из этого Эйкман заключил, что бери-бери действительно вызывается неправильным питанием и, что от болезни спасают отруби и внешние оболочки рисовых зерен.

Спустя несколько лет, а именно в 1911 году, журнал со статьей Эйкмана попал в руки польского ученого Казимежа Функа, который весьма заинтересовался сообщением Эйкмана и решил проверить предположение тюремного врача. Функ некоторое время кормил подопытную стаю голубей лишь очищенным рисом и, одновременно, контрольную стаю — плохо очищенным, с отрубями и оболочками. Вскоре первая стая голубей заболела, причем симптомы болезни весьма напоминали приведенные Эйкманом, тогда как контрольные птицы остались вполне здоровыми. Тогда Функ к очищенному рису стал добавлять рисовые отруби и внешние оболочки, оставшиеся от риса, после его очистки, и все птицы из подопытной стаи выздоровели. Теперь уже не было сомнения, что в отрубях и во внешней оболочке рисовых зерен есть какое-то вещество, недостаток которого в организме приводит к нарушениям. Это вещество Функ

назвал - «витамином». С тех пор все органические вещества, находящиеся в пище в малых количествах, но необходимые для здоровой жизни, стали называть витаминами.

•    Обозначьте в текст цифрами те предложения где сказано о :

1-наблюдениях ученых;

2-о высказанных гипотезах,

3- об экспериментах.

•    Подчеркните в тексте симптомы (показатели) болезни «бери- бери».

Умение высказывать гипотезу

По тексту о витаминах представьте схему эксперимента Казимежа Функа.

Гипотеза:

План опыта:

Результат:

Объяснение полученных результатов:

 



Предварительный просмотр:

Стартовая работа по биологии 9 класс

Общая группа

Конкретные Умения

Контрольные вопросы*

Моя

оценка

Трудности и проблемы

Оценка учителя

Умение описывать объект или процесс.

  1. Выделите основные параметры, характеризующие прокариотическую клетку.
  2. Опишите процесс биосинтеза белка
  3. Опишите энергетический обмен.
  1. Опишите митоз (все стадии, процессы, происходящие в них, биологическое значение)
  2. Опишите мейоз  (все стадии, процессы, происходящие в них, биологическое значение)
  1. Опишите эмбриональное развитие организма (все стадии, процессы, происходящие в них, биологическое значение)

Умение, отражать знания в графико-знаковой форме.

Умение строить сравнительные таблицы

  1. Постройте сравнительную таблицу для автотрофов, гетеротрофов и хемотрофов (на основе типа питания)
  2. Сравните в форме таблицы обмен веществ и энергетический обмен.
  3. Сравните митоз и мейоз (в форме таблицы)
  4. Сравните прямое и непрямое постэмбриональное развитие.

Умение строить схемы

  1. Составьте схему отражающую ход событий при эмбриональном развитии.
  2. Составьте схему прямого и непрямого (полного и неполного) постэмбрионального развития.

Умение строить описательные таблицы

  1. Постройте таблицу, отражающую неорганический и органический состав клетки, структуру этих веществ и их функции.

Умение классифицировать объекты

Умение классифициро-вать бактерии

Классифицируйте органеллы клетки по:

  • Происхождению
  • Функциям

Классифицируйте нуклеиновые кислоты по:

  • Функциям
  • Месторасположению
  • Строению

Умение устанавливать причинно-следственные связи.

*

  1. Объясните, почему половое размножение имеет эволюционное преимущество перед бесполым?
  2. На основе биогенетического закона объясните  основные положения эволюции.
  3. Как особенности протекания сперматогенеза и овогенеза связаны со строением и функцией половых клеток?
  4. Ученный Оксфордского университета Д.Гердон пересадил ядро, взятое из клетки кишечника лягушки в яйцеклетку, собственное ядро которой предварительно было разрушено облучением УФ. Вырос головастик, а потом и лягушка, идентичная  той особи, от которой было взято ядро. Что доказывает данный опыт?
  5. Почему достижения молекулярной биологии имели большое значение для развития генной инженерии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Входной контроль по географии (Стартовая работа). 11 класс

Входная контрольная работа  проводится вначале учебного года....

Учебно-методическое пособие. Стартовые работы по географии.

Учебно-методическое пособие предназначено для учителей географии.Для проверки качества знаний учащихся, уровня усвоения программного материала, уровня сформированности предметных умений в начале учебн...

Стартовая работа по русскому языку в 7 классе

Стартовая работа по русскому языку в 7 классеСтартовая работа по русскому языку в 7 классе...

Стартовая диагностическая работа по биологии (5 класс)

Диагностическая работа позволяет оценить уровень общеобразовательной подготовки учащихся  на предмет готовности к освоению курса биологии (разделы: «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники&raq...

Стартовая работа по биологии 9 класс

Стартовая работа по биологии 9 класс...

Стартовая диагностическая контрольная работа по биологии 11 класс

Данная работа предназначена для входного контроля в начале учебного года....

Стартовая диагностическая контрольная работа по биологии 7 класс

Данная работа предназначена для входного тестирования в начале учабного года....