Программа "Школа роста. 9 класс"
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему
Я использовала эту программу для подготовки учеников к практическому туру биологической олимпиады
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа. Школа роста. Биология 9 класс | 28.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 17 г. Белебея муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УВР Директор МАОУ СОШ № 17 г. Белебея
______ ______________ ______ Шитова И.И.
«___» __________ 20___ г. Приказ от «___» ______ 20___ г. № _______
Рабочая программа
внеурочной деятельности «Школа роста»
учителя биологии
Ивановой Елены Николаевны
2017 год
Пояснительная записка
Внеурочная работа «Школа роста» направлена на подготовку учащихся к олимпиадам по биологии различного уровня, выявление степени одаренности учащихся по предмету, систематизацию знаний, развитие творческого мышления и способностей учащихся.
Творческие способности учащихся формируют особый творческий тип мышления, который, по мнению академика РАО РФ И.Е.Лернера, развивается при выполнении определенных задач и характеризуется следующими чертами:
- самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию;
- видение неизвестного в знакомой ситуации;
- видение структуры и новой функции объекта;
- альтернативное мышление;
- самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в новой ситуации;
- построение принципиально нового, оригинального способа решения задачи.
Содержание олимпиадных заданий учитывает разные типы одаренности детей. Чаще всего термин «одаренность» используют в значении высокого уровня развития способностей человека как у общих (умственных), так и специальных, связанных с конкретной предметной областью. В связи с этим выделяют следующие типы заданий, проверяющие соответствующий тип одаренности:
- задания, проверяющие степень информированности школьников по биологии (энциклопедичность);
- задания, направленные на определение уровня интеллектуального развития – степени владения учащимися основными мыслительными операциями (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, систематизация, абстрагирование, конкретизация) по биологии и предметам образовательной области «Естественные науки» (интеллектуальность);
- задания, связанные с применением новых знаний и новых способов деятельности на основе творческого поиска (креативность).
При подготовке к олимпиадам предусмотрено более глубокое изучение теории, материала по всем разделам биологии и выполнению практической части, где учащиеся должны показать умение работать с микроскопом, делать морфологическое и морфофункциональное описания биологических объектов, приготавливать микропрепараты, проводить простейшие экспериментальные исследования, при этом учитываются техника проведения эксперимента, оформление записей и рисунков, обоснование полученного результата.
Цели программы:
- Формирование интереса к изучению предметов гуманитарного цикла;
- Выявления уровня подготовки учащихся по предметам гуманитарного цикла.
- Развитие самостоятельного, поискового, исследовательского мышления.
- Формирование творческой активности обучающихся.
- Развитие способности к нахождению аналогий.
- Создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов и способностей через организацию различных видов внеурочной деятельности.
Задачи внеурочной деятельности:
1.Включение учащихся в разностороннюю деятельность.
2.Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
3.Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
4.Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
5.Создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время.
6.Углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время.
7. Организация информационной поддержки учащихся.
8.Выявление наиболее способных обучающихся для участия в предметных олимпиадах.
Принципы программы:
- Включение учащихся в активную деятельность.
- Доступность и наглядность.
- Связь теории с практикой.
- Учёт возрастных особенностей (уч-ся 9 классов).
- Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
- Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).
Программа представлена тремя блоками:
1.Подготовка учащихся к муниципальному этапу олимпиад
2. Подготовка учащихся к областному этапу олимпиад
3. Подготовка учащихся к межвузовским олимпиадам
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
- участие в олимпиадах разных уровней;
- стенд успеха;
- участие в учебно-исследовательских конференциях и др.
Формы организации внеучебной деятельности по подготовке обучающихся к олимпиадам по общественным дисциплинам
Место проведения | Время проведения | Форма организации. |
Школа № 17 г. Белебея | Пятница 1. 16.00. – 16.40. 2. 16.50. – 17.30. | Теоретические и практические занятия |
Методическое обеспечение программы внеурочной деятельности учащихся.
- Лекции учителя.
- Презентации учителя и учащихся.
- Олимпиадные задания разных уровней.
- Тестовые задания разных уровней.
- Сообщения, доклады учащихся.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Методические рекомендации по проведению Всероссийской олимпиады школьников. М.:АПК и ППРО, 2006
- Практические работы по курсу «Возрастная анатомия, физиология и гигиена»: Методические разработки для студентов педагогических вузов. Владимир: ВГПУ, 2002
- Подготовка к олимпиадам по биологии (8-11 классы). Т.А.Ловкова, 2007
- Биология. Всероссийские олимпиады. Выпуск 2, В.В.Пасечник, 2011
- Биология. Международные олимпиады, В.В.Пасечник, 2009
- Биология в таблицах, 6-11 классы, Т.А.Козлова, В.С.Кучменко, 2008
- Внеклассная работа по биологии, Р.М.Евдокимова, 2005
- Биология в вопросах и ответах. Издание второе, 1995
- Внеклассная работа. Биология. 3-8 классы, Н.А.Касаткина, 2001
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Тип занятия | Основные виды учебной деятельности обучающихся | Виды заданий | Планируемые результаты освоения материала | Дата План | Дата Факт | Примечание |
Раздел 1. Ботаника | ||||||||
1 | Морфология покрытосеменных – корень, стебель, лист | Лекция с презентацией | Составляют конспект, задают вопросы | Выполнение олимпиадных заданий | Знать морфологию покрытосеменных | |||
2 | Морфология покрытосеменных - цветок, соцветие, плоды и семена | Лекция с презентацией | Составляют конспект, задают вопросы | Выполнение олимпиадных заданий | Знать морфологию покрытосеменных. | |||
3 | Систематика Покрытосеменных | Лекция с презентацией | Составляют конспект, задают вопросы | Выполнение олимпиадных заданий | Знать систематику основных семейств изучаемых в школьной программе. Знать формулы и диаграммы цветка | |||
4 | Систематика покрытосеменных | Лекция с презентацией | Составляют конспект, задают вопросы | Выполнение олимпиадных заданий | Знать систематику семейств не изучаемых в школьной программе Знать формулы и диаграммы цветка | |||
5 | Практическое занятие. Работа с микроскопом и микропрепаратами. | Практическая работа | Уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму . Умение применять полученные знания на практике | Выполнение олимпиадных заданий | Уметь настраивать микроскоп. Уметь работать с микропрепаратом и описывать его по плану. | |||
6 | Практическое занятие Работа с гербарием. Морфологическое описание растений | Практическая работа | Уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму . Умение применять полученные знания на практике | Выполнение олимпиадных заданий | Уметь работать с гербарием. Уметь работать с определительными карточками. Уметь описывать морфологию растения по плану. | |||
Раздел 2. Зоология | ||||||||
7 | Зоология беспозвоночных | Лекция с презентацией | Составляют конспект, задают вопросы | Выполнение олимпиадных заданий | Знать многообразие простейших, кишечнополостных, червей. | |||
8 | Зоология беспозвоночных | Практическая работа | Уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму. Умение применять полученные знания на практике | Выполнение олимпиадных заданий | Работа по определению беспозвоночных. Уметь описывать биологию и экологию изученных животных по плану | |||
9 | Зоология беспозвоночных | Лекция с презентацией | Составляют конспект, задают вопросы | Выполнение олимпиадных заданий | Знать многообразие моллюсков, членистоногих. | |||
10 | Зоология беспозвоночных | Практическая работа | Уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму . Умение применять полученные знания на практике | Выполнение олимпиадных заданий | Работа по определению насекомых. Уметь описывать биологию, экологию изученных животных по плану | |||
Раздел 3. Человек | ||||||||
11 | Гистология. Типы тканей | Лекция с презентацией | Составляют конспект, задают вопросы | Выполнение олимпиадных заданий | Знать основные типы тканей. | |||
12 | Практическое занятие. Работа с микроскопом и микропрепаратами или микрофотографиями | Практическая работа | Уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму. Умение применять полученные знания на практике | Выполнение олимпиадных заданий | Уметь по микрофотографии или по микропрепарату узнавать тип ткани | |||
13 | Скелет человека. Строение костей. | Лекция с презентацией | Составляют конспект, задают вопросы | Выполнение олимпиадных заданий | Знать кости и суставы человека | |||
14 | Определение костей человека по муляжам или фотографиям | Практическая работа | Уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму. Умение применять полученные знания на практике | Выполнение олимпиадных заданий | Уметь определять кость или сустав по муляжу или микрофотографии |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация программы мастер класса по теме " Образовательные технологии личностно-профессионального роста учителя, используемые в учебном процессе по активизации познавательной деятельности учащихся в условиях общеобразовательной школы"
По теме: "Образовательные технологии личностно-профессионального роста учителя, используемые в учебном процессе по активизации познавательной деятельности учащихся в условиях общеобразовательной школы...
Ростов купеческий (Ростов-на-Дону в 19 веке)
Материал на тему "Ростов купеческий"....
Сценарий литературно-музыкальной композиции,посвященной 68 годовщине освобождения Ростова "Ростов-город, ростов-Дон"
Сценарий литературно-музыкально композиции,посвященной 68 годовщине освобождения Ростова-на-Дону от немецко-фашистских захватчиков "Ростов-город, Ростов-Дон", разработанный учителями литературы...
Влияние биостимуляторов роста на развитие и рост растений
Рассмотрение использования стимуляторов роста в регионах с неблагоприятными климатическими условиями....
Организация участия обучающихся в конкурсных мероприятиях различного уровня как фактор личностного роста обучающегося и профессионального роста педагога
Задача педагога — вовремя заметить способности ребенка и создать условия для их развития.Активность школьника, его участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах, викторинах способствуе...
Центр образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста" в МБОУ СОШ № 6. Основные цели и задачи, образовательные направления, планирование работы образовательного проекта "Точка роста".
В презентации показаны основные цели и задачи, образовательные направления, планирование работы образовательного проекта "Точка роста" в МБОУ СОШ № 6 МО Темрюкский район....
Образовательные ткани. Конус нарастания побега. Рост кончика корня. Рост в толщину. Образование годичных колец.
Презентация для 6 класса...