Четыре всемогущие буквы!
план-конспект урока по биологии (10, 11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Четыре буква, а так много значат!
О.К.Смирнова, учитель биологии высшей категории лицея №103, г. Ростова-на-Дону.
(Дополнительный материал к теме «Генетика»)
Цели: Увеличить области познания учеников: почему питаясь одной и той же пищей, дыша одним и тем же воздухом, живя примерно в одних и тех же условии, развиваются совершенно разные животные и растения? Используется ли это как средство приспособиться и выжить в неблагоприятных условиях?
Открытие электронного микроскопа помог биологам обнаружить в клетке очень важные для жизни частицы – мельчайшие тельца – рибосомы. Лет двадцать тому назад о них и понятия не имели. А теперь мы знаем, что рибосомы – это ультрамалые, размером в сотые доли микрона, центры производства белка.
Аминокислоты – органические вещества, их известно немногим больше двадцати. Соединяясь в разных сочетаниях, друг с другом, аминокислоты образуют молекулы белка. В нашем теле десятки тысяч разносортных белков, и все они сложены из двух десятков аминокислот, соединяющихся в каждом белке в характерной только для него последовательности.
ДНК – это оригинал. Это первоисточник генетической информации. В ДНК и скрыта наша наследственность. Алфавитом, в котором всего четыре буквы закодированы в ней врожденные свойства живого организма.
Как закодированы? Приблизительно так же, как человеческие мысли шифруются и передаются от человека к человеку в словах каждого языка.
У ДНК алфавит четырехбуквенный. Буквами служат особые химические соединения – азотистые основания: аденин (А), тимин (Т), гуанин (Г), цитазин (Ц), а кодовыми группами – их сочетания в молекуле ДНК; как в азбуке Морзе чередование тире и точек. Из скольких же букв, скольких азотистых оснований составлены передающие наследственную информацию слова?
Все белки, а их огромное множество разновидностей, строятся на РНК из 20 аминокислот. Каждая аминокислота занимает своё место на РНК напротив соответствующей ей кодовой группы, т.е. соответствующего сочетания азотистых оснований.
Их всего четыре, а аминокислот двадцать. Возможно, что некоторые из кодовых групп в наследственном шифре являются знаками препинания. Обозначают начало и конец генетической фразы. Ведь все кодовые символы в молекуле ДНК следуют друг за другом без промежутков.
К примеру….ЦАТЦАТЦАТ…. Как «читать» эту фразу? ЦАТ, ЦАТ, ЦАТ? Или …Ц, АТЦ, АТЦ, АТ? Возможно, что некоторые сочетания азотистых радикалов как раз, где ставить точку и откуда начинать чтение генетической информации ДНК и её копии в РНК.
Удивительно, что всего четыре буквы смогли закодировать весь бесконечно разнообразный план строения организма от синтеза специфических для его тела белков до цвета глаз и свойств характера?
А ведь молекулы ДНК содержат не сто, а тысячи и десятки тысяч азотистых оснований! Трудно даже вообразить, какое великое множество генетических фраз, иначе говоря – генов, способны они образовывать, объединяясь друг с другом в разной последовательности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторский элективный курс по русскому языку "Всемогущий и занимательный синтаксис"
Программа элективного курса «Всемогущий и занимательный синтаксис» – новая модель современного школьного курса для учащихся 10–11 классов. Рассчитана на 34 часа. Она построена в основном на углу...
Электив "Всемогущий синтаксис"
Элективный курс по русскому языку для 10-11 классов.Построен на углубленном изучении главных членов предложения и на подготовке к ЕГЭ....
"Всемогущие параметры" 9 класс
Предлагаемая программа элективного курса «Всемогущие параметры» актуальна в период перехода к новым образовательным стандартам по математике. Данный курс предназначен для обобщ...
Человек через слово всемогущ
Урок систематизации знаний о причастии содержит разнообразные формы работы, воспитывает бережное отношение к родному языку....
Тема: «Ах, Невский … Всемогущий Невский!» (урок внеклассного чтения по повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»)
Цели данного урока: проанализировать повесть; показать, как большой современный город с его страшными нравами губит лично...
Тема: «Ах, Невский … Всемогущий Невский!» (урок внеклассного чтения по повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»)
Цели данного урока: проанализировать повесть; показать, как большой современный город с его страшными нравами губит лично...
Проект "Раз, два, три, четыре, пять - буквы мы идём искать"
Мы занимаемся в объединении «Пресс – Центр» журналистикой, много сочиняем, пишем, работаем с текстами, которые состоят из предложений, предложения из слов, а слова ...