Человек через слово всемогущ
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме
Урок систематизации знаний о причастии содержит разнообразные формы работы, воспитывает бережное отношение к родному языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
сценарий урока обощения знаний по теме "Причастие" | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК РЯ В 7 КЛАССЕ
Тема: Человек через слово всемогущ. (Г.Р.Державин)
Цель урока: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы; развитие орфографической и пунктуационной зоркости; развитие навыков самостоятельной работы;
продолжить работу по воспитанию бережного, внимательного отношения к родному языку и родной литературе.
Эпиграф к уроку: Язык всем знаниям и всей природе ключ.
(Г.Р.Державин)
1. Организационный момент. Дыхательная гимнастика:
вдохните через нос и выдохните воздух в виде какого-либо звука: /а/ - если испытываете страх; /у/ - нежелание работать, усталость; /о/ - радость. Я надеюсь, что к концу занятия наш страх исчезнет, настроение у нежелающих работать улучшится, а те, кто пришёл с хорошим настроением, поделятся им с остальными.
2. Целью нашего сегодняшнего урока будет обобщение знаний и умений, полученных за время знакомства с темой «Причастие», развитие орфографической и пунктуационной зоркости и, конечно же, воспитание бережного, внимательного отношения к родному языку.
СЛАЙД №1
Запишите тему сегодняшнего урока и эпиграф. Все эти выражения являются мыслями великого русского писателя и гражданина Г.Р.Державина.
Чтобы настроиться на работу, проведём разминку «Верите ли вы, что…»
Ребята задают друг другу вопросы, последний вопрос учителя:
- Верите ли вы, что знаете, что такое причастие и сможете его определить в любом тексте?
3. Домашнее задание
СЛАЙД № 2 (1 уровень: Вставить в текст подходящие по смыслу причастия; 2 уровень: Выписать из «Песни о вещем Олеге» причастия, определить их разряд по значению, выделить суффиксы)
4. Чтобы поближе познакомить наших гостей с участниками, ребята приготовили друг о друге рассказы с использованием причастий. О ком же пойдёт речь?
Ребята зачитывают свои рассказы.
- Использованы ли причастия в данных текстах?
- Как вы «распознаёте» причастия, каковы их признаки?
(1. значение – признак предмета по действию;
2. суффиксы;
3. можно заменить выражением «который что делает?» или СПП).
СЛАЙД №3 (суффиксы причастий)
5. СЛАЙД №4
В истории развития русской культуры было время, красиво названное, по аналогии с «золотым», «серебряным» веком. Поэты экспериментировали со словом, смело использовали всевозможные средства художественной выразительности, часто были непринимаемы и непоняты современниками. Один из таких шедевров перед вами:
Расцветайте, расцветающие,
Увядайте, увядающие,
Догорай, объятое огнем, -
Мы спокойны, не желающие,
Лучших дней не ожидающие,
Жизнь и смерть равно встречающие
С отуманенным лицом.
Ф.Сологуб
Выполните задания к этому тексту по уровням:
1. Подчеркни все причастия, определи, какое это причастие, действительное или страдательное. Укажи время.
Графически объясни правописание суффиксов.
2. Подчеркни все причастия как члены предложения. Какие не подчеркнете? Почему?
Найди в тексте причастия со следующими орфограммами, обозначь их:
- правописание неизменяемых приставок;
- безударная гласная в корне.
Найдите и выпишите слово с чередующейся гласной в корне. Графически объясните правописание этой гласной.
6. - Всегда ли уместно употребление причастий?
- Как часто в своей речи вы используете причастия? Почему?
Знакомство с фельетоном (газетная или журнальная статья на злободневную тему, использующая юмористические и сатирические приёмы изложения) Ардова «Суконный язык»
Люди, ходящие по траве, вырастающей за отделяющей решёткой, ломающейся и вырывающейся граблями, а также толкающиеся, приставающие к гуляющим, бросающиеся в пользующихся произрастающими растениями, подставляющие ноги посещающим, плюющие на проходящих и сидящих, пугающие имеющихся детей, ездящие на велосипедах, заводящие животных, загрязняющих и кусающихся, вырывающие цветы и засоряющие, являются штрафующимися.
- Почему текст вызвал у вас улыбку?
СЛАЙД № 5
Запись из “Российской грамматики” М.В.Ломоносова:
“Весьма не надлежит производить причастие от тех глаголов, которые только в простых разговорах употребительны, ибо причастия имеют в себе некоторую высокость, и для того пристойно их употреблять в высоком роде стихов”.
- Согласны ли вы с этим высказыванием?
А.С.Пушкин: «…в устной речи причастия избегаются…»
7. Физкультминутка: распределить причастия по группам по значению (действительные - страдательные). Ребята поднимают сигнальную карточку и производят различные действия. СЛАЙД № 6
8. СЛАЙД № 7
1 уровень: составьте поэтический текст на тему «Таинственные образы природы»;
2 уровень: составьте предложения, используя данные словосочетания.
9. В весёлом «Этимологическом словаре» Б.Ю.Нормана есть такие толкования слов: беспечность – отсутствие в квартире печки; земляк – земляной червь; нелепица – некачественный пластилин. Попробуйте сами дать с помощью причастий толкования следующим словам: СЛАЙД №8 (дерюга, днище, изверг, каналья, сморчок)
10. Подведение итогов работы:
вдохните через нос и выдохните воздух в виде какого-либо звука: /а/ - если испытываете страх; /у/ - нежелание работать, усталость; /о/ - радость. Как я и надеялась, наш страх исчез, настроение у нежелающих работать улучшилось, а те, кто пришёл с хорошим настроением, поделился им с остальными. Спасибо за работу!
11. Дополнительное задание:
СЛАЙД №9.
1 уровень: замените действительные причастия страдательными или наоборот:
Охотник, поймавший тигра;
письмо, написанное другом;
ученик, прочитавший параграф учебника;
задание, выполненное ребятами в срок.
2 уровень: расставьте, где необходимо, пропущенные запятые:
Тронутый утренником осенний лист.
Деревья одетые в нарядный убор.
Осины трепещущие на ветру.
Расшитый золотом ковер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок ИЗО во 2 классе "Выражение характера человека через украшения""
Урок ИЗО по программе Б.М.Неменского 2 класс, 3 четверть.На уроке дети знакомятся с женскими головными уборами и украшениями. Во время практичекой работы украшают кокошники....
Формирование успешного человека через личностно-ориентированный и деятельный подход к учащимся
В статье представлен мой опыт работы по формированию успешной личности на примере моего класса с 5 по 9 класс(2007-2012 гг.)...
Внеклассный час. Тема: Воспитание духовного мира человека через художественное и музыкальное творчество
Тема: Воспитание духовного мира человека через художественное и музыкальное творчество Цель: Формирование духовно-нравственных ценностей по средствам различных видов иску...
Как приобщить детей к духовным поискам человека через произведения искусства?
Наверное, сколько существует мир , столько будут волновать человека ищущего вопросы о том, для чего он приходит на землю, в чем смысл жизни и как сделать ее интересной и значим...
Роль образного мышления в формировании и воспитании культурного человека через школьные предметы: русский язык и литература.
Роль образного мышления в развитии ребёнка.Практическое применение приёмов развития образного мышления на уроках литературы в 5-11 классах....
Лингвистический поединок «Человек через слово всемогущ»
Цель: создание условий для демонстрации учащимися своих знаний и умений по теме «Лексика и фразеология»Задачи:*стимулировать интерес к изучению русского языка*способствовать развитию речи учащих...
Лингвистический поединок «Человек через слово всемогущ»
Лингвистический поединок «Человек через слово всемогущ»...