Человек через слово всемогущ
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Толопилова Наталья Юрьевна

Урок систематизации знаний о причастии содержит разнообразные формы работы, воспитывает бережное отношение к родному языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                           УРОК РЯ В 7 КЛАССЕ

Тема: Человек через слово всемогущ. (Г.Р.Державин)

                                

Цель урока: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы; развитие орфографической и пунктуационной зоркости; развитие навыков самостоятельной работы;

продолжить работу по воспитанию бережного, внимательного отношения к родному языку и родной литературе.

                  Эпиграф к уроку: Язык всем знаниям и всей природе ключ.

                                                                                                 (Г.Р.Державин)

1. Организационный момент.  Дыхательная гимнастика:

 вдохните через нос и выдохните воздух в виде какого-либо звука: /а/ - если испытываете страх;  /у/ - нежелание работать, усталость; /о/ - радость. Я надеюсь, что к концу занятия наш страх исчезнет, настроение у нежелающих работать улучшится, а те, кто пришёл с хорошим настроением, поделятся им с остальными.

2. Целью нашего сегодняшнего урока будет обобщение знаний и умений, полученных за время знакомства с темой «Причастие», развитие орфографической и пунктуационной зоркости и, конечно же, воспитание бережного, внимательного отношения к родному языку.

                                

                           СЛАЙД №1

Запишите тему сегодняшнего урока и эпиграф. Все эти выражения являются мыслями великого русского писателя и гражданина Г.Р.Державина.

Чтобы настроиться на работу, проведём разминку «Верите ли вы, что…»

        Ребята задают друг другу вопросы, последний вопрос учителя:

- Верите ли вы, что знаете, что такое причастие и сможете его определить  в любом тексте?

3. Домашнее задание      

 СЛАЙД № 2 (1 уровень: Вставить в текст подходящие по смыслу причастия;                                   2 уровень: Выписать из «Песни о вещем Олеге» причастия, определить их разряд по значению, выделить суффиксы)

4. Чтобы поближе познакомить наших гостей с участниками, ребята приготовили друг о друге рассказы с использованием причастий. О ком же пойдёт речь?

        Ребята зачитывают свои рассказы.

- Использованы ли причастия в данных текстах?

- Как вы «распознаёте» причастия, каковы их признаки?

                        (1. значение – признак предмета по действию;

                                2. суффиксы;

      3. можно заменить выражением «который что делает?» или СПП).

                                            СЛАЙД №3 (суффиксы причастий)

5.                                                   СЛАЙД №4

В истории развития русской культуры было время, красиво названное, по аналогии с «золотым», «серебряным» веком. Поэты экспериментировали со словом, смело использовали всевозможные средства художественной выразительности, часто были непринимаемы и непоняты современниками. Один из таких шедевров перед вами:

Расцветайте, расцветающие,

Увядайте, увядающие,

Догорай, объятое огнем, -

Мы спокойны, не желающие,

Лучших дней не ожидающие,

Жизнь и смерть равно встречающие

С отуманенным лицом.

                                             Ф.Сологуб

Выполните задания к этому тексту по уровням:

1. Подчеркни  все причастия, определи, какое это причастие, действительное или страдательное. Укажи время.

Графически объясни правописание суффиксов.

2.  Подчеркни все причастия как члены предложения. Какие не подчеркнете? Почему?

Найди в  тексте причастия со следующими орфограммами, обозначь их:

- правописание неизменяемых приставок;

- безударная гласная в корне.

Найдите и выпишите слово с чередующейся гласной в корне. Графически объясните правописание этой гласной.

6.  - Всегда ли уместно употребление причастий?

     - Как часто в своей речи вы используете причастия? Почему?

                 Знакомство с фельетоном (газетная или журнальная статья на злободневную тему, использующая юмористические и сатирические приёмы изложения) Ардова «Суконный язык»

        Люди, ходящие по траве, вырастающей за отделяющей решёткой, ломающейся и вырывающейся граблями, а также толкающиеся, приставающие к гуляющим, бросающиеся в пользующихся произрастающими растениями, подставляющие ноги посещающим, плюющие на проходящих и сидящих, пугающие имеющихся детей, ездящие на велосипедах, заводящие животных, загрязняющих и кусающихся, вырывающие цветы и засоряющие, являются штрафующимися.

- Почему текст вызвал у вас улыбку?

                                                    СЛАЙД № 5

  Запись из “Российской грамматики” М.В.Ломоносова:

“Весьма не надлежит производить причастие от тех глаголов, которые только в простых разговорах употребительны, ибо причастия имеют в себе некоторую  высокость, и для того пристойно их употреблять в высоком роде стихов”.

- Согласны ли вы с этим высказыванием?

А.С.Пушкин: «…в устной речи причастия избегаются…»

7.   Физкультминутка:  распределить причастия по группам по значению (действительные - страдательные). Ребята поднимают сигнальную карточку и производят различные действия.      СЛАЙД № 6

8.                                               СЛАЙД № 7

1 уровень: составьте поэтический текст на тему «Таинственные образы природы»;

2 уровень: составьте предложения, используя данные словосочетания.

9. В весёлом «Этимологическом словаре» Б.Ю.Нормана есть такие толкования слов: беспечность – отсутствие в квартире печки; земляк – земляной червь; нелепица – некачественный пластилин. Попробуйте сами дать с помощью причастий толкования следующим словам:      СЛАЙД №8  (дерюга, днище, изверг, каналья, сморчок)

10. Подведение итогов работы:

 вдохните через нос и выдохните воздух в виде какого-либо звука:  /а/ - если испытываете страх;   /у/ - нежелание работать, усталость;    /о/ - радость.   Как я и надеялась, наш страх исчез, настроение у нежелающих работать улучшилось, а те, кто пришёл с хорошим настроением, поделился им с остальными. Спасибо за работу!

11. Дополнительное задание:

                                        СЛАЙД №9.

1 уровень: замените действительные причастия страдательными или наоборот:

Охотник, поймавший тигра;

письмо, написанное другом;

 ученик, прочитавший параграф учебника;

 задание, выполненное ребятами в срок.

2 уровень: расставьте, где необходимо, пропущенные запятые:

Тронутый утренником осенний лист.

Деревья одетые в нарядный убор.

Осины трепещущие на ветру.

Расшитый золотом ковер.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок ИЗО во 2 классе "Выражение характера человека через украшения""

Урок ИЗО по программе Б.М.Неменского 2 класс, 3 четверть.На уроке дети знакомятся с женскими головными уборами и украшениями. Во время практичекой работы украшают кокошники....

Формирование успешного человека через личностно-ориентированный и деятельный подход к учащимся

В статье представлен мой опыт работы по формированию успешной личности на примере моего класса с 5 по 9 класс(2007-2012 гг.)...

Внеклассный час. Тема: Воспитание духовного мира человека через художественное и музыкальное творчество

Тема:    Воспитание духовного мира человека через художественное и музыкальное творчество Цель:  Формирование духовно-нравственных ценностей по средствам различных видов иску...

Как приобщить детей к духовным поискам человека через произведения искусства?

Наверное, сколько существует мир , столько будут волновать человека  ищущего вопросы о том, для чего он  приходит  на землю, в чем смысл жизни  и как сделать ее интересной и значим...

Лингвистический поединок «Человек через слово всемогущ»

Цель: создание условий для демонстрации учащимися своих знаний и умений по теме «Лексика и фразеология»Задачи:*стимулировать  интерес к изучению русского языка*способствовать развитию речи учащих...

читательская конференция "через слово созидается душа ребенка"

читательская конференция "через слово созидается душа ребенка"...

Лингвистический поединок «Человек через слово всемогущ»

Лингвистический поединок «Человек через слово всемогущ»...