Методическая разработка программы "Тайны живой природы"
элективный курс по биологии (9 класс) по теме
Прграмма "Тайны живой природы" предназначена для обучающихся 9, 10 класса.
Филосовская идея, реализуемая в современной школе - свободное, разнесторонне развитие личности ребёнка средствами обучения и воспитания.
Данный курс ставит своей целью формирование интереса к предмету биологии, к исследовательской деятельности старшеклассников, помогает в выборе дальнейшего жизненного пути.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tayny_zhivoy_prirody.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образованием города Калуги
МОУ ДОД «Центр дополнительного образования для детей» г. Калуги
« Утверждаю»
Директор МОУ ДОД «ЦДОдД» г. Калуги
Вышегородских Л.А.
Программа
Тайны живой природы
для детей 15 – 16 лет
2 года обучения
модифицированная
Составитель: учитель биологии
МОУ «СОШ №12» г. Калуги,
Педагог дополнительного образования
МОУ ДОД «ЦДОдД» г. Калуги
Ефремова Ольга Викторовна
Калуга – 2009
Пояснительная записка
Программа «Тайны живой природы» предназначена для учащихся 9, 10 классов.
Философская идея, реализуемая в современной школе, - свободное, разностороннее развитие личности ребёнка средствами обучения и воспитания. Основная функция учителя в настоящее время – создать условия для творческого развития каждого ученика, его самоопределения и самореализации.
Данный курс ставит своей целью формирование интереса к предмету биологии, к исследовательской деятельности старшеклассников, помогает в выборе дальнейшего жизненного пути.
Цель: способствовать формированию интеллектуально развитой, творческой личности ребёнка с развитым познавательным интересом, способной проявить свою индивидуальность, посредством приобщения школьников к углубленным занятиям по биологии.
Задачи:
- Образовательная
- расширить кругозор в области современных биологических знаний;
- научить учащихся основам исследовательской деятельности;
- сформировать умения и навыки здорового образа жизни, экологически безопасного поведения.
2. Воспитательная
- сформировать экологическое отношение к природе, обществу, понимание жизни как высшей ценности;
- воспитать аккуратность, опрятность, уверенность в себе, чувство ответственности за своё здоровье;
- воспитать активную жизненную позицию.
3. Развивающая
- развить творческие способности;
- развить мотивацию к экологически грамотному поведению и здоровому образу жизни;
- развить мышление, наблюдательность.
Особенности программы:
Данная программа рассчитана на подростков в возрасте от 15 – 16 лет. Предлагаемый режим работы:
1-ый год обучения – 4 часа в неделю (два раза в неделю по два часа).
2-ой год обучения – 6 часов в неделю (3 р. по 2 часа) или (2 р. по 3 часа)
Программа предполагает проведение лабораторных, практических работ, экскурсий, создание творческих работ учащихся.
Методы обучения:
Эвристический – метод исследования, познания, озарения детей
Проблемный – метод поиска решения поставленной задачи;
Объяснительно-иллюстративный – метод объяснения с использованием наглядности;
Модельный, прогностический и т.д.
Формы обучения: лекции, доклады, защита рефератов, видеоуроки, практикумы, семинары, ролевые игры и т.д.
В процессе обучения дети знакомятся со специальной литературой, обсуждают проблемы в области биологии, при поддержке учителя собирают дополнительную информацию по изучаемым темам, оформляют её в виде сообщений, рефератов. Занятия стимулируют процесс самообразования у детей.
Прогнозируемый конечный результат:
К концу 1-го года обучения дети знают:
- технику безопасности при проведении лабораторных работ
- алгоритм исследовательской деятельности, требования к оформлению учебно-исследовательской работы
- основные гипотезы происхождения жизни
- основные направления исследований в области генетики
Умеют:
- составить план исследования, определить его тему
- самостоятельно работать с литературой
- обсудить научную проблему под руководством учителя
- оформить реферат
- выполнить и защитить результаты практических работ
- защитить свою исследовательскую работу, проект
К концу 2-го года обучения дети знают:
- основы экологических знаний
- имеют понятие о новой экологической этике
- имеют осознание ценности всего живого
Умеют:
- вести самостоятельно дискуссию на научную тему
- определять тему исследовательской деятельности
-самостоятельно выстраивать алгоритм исследовательской деятельности
Тематический план первого года обучения
№ п/п | Тема | Всего часов | Теория | Практика | Форма проведения занятий | Формы подведения итогов по теме |
1. | Комплектование групп | 4 | 4 | Анкетирование, беседы | ||
2. | Основы исследовательской деятельности | 4 | 4 | Лекция семинар | Зачет | |
3. | Проблема сущности и происхождения жизни | 10 | 2 | 8 | Лекция Семинар Интернет | Сообщение по теме |
4. | Загадки эволюции | 10 | 2 | 8 | Лекция Семинар Интернет | Сообщение по теме |
5. | Современные исследования в генетике | 52 | 20 | 32 | Лекция Семинар Интернет Практикум | Защита реферата Акция-митинг |
6. | Тайны генома | 10 | 2 | 8 | Лекция Семинар Интернет | Сообщение по теме |
7. | Загадки экологии | 50 | 25 | 25 | Лекция Семинар Интернет Практикум Экскурсии | Круглый стол Ролевые игры Акция-митинг Викторина |
8. | Инструктажи | 4 | 3 | 1 | Лекция беседы |
Краткое содержание тем 1 года обучения:
1.Комплектование групп (4 час.)
Интересы детей, анкетирование, игры на знакомство.
2.Основы исследовательской деятельности (4 час.)
Определение темы и целей работы. Алгоритм исследовательской деятельности. Оформление результатов исследования.
3. Проблема сущности и происхождения жизни (10 час.)
Представления о происхождении жизни на разных этапах развития человечества. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Гипотезы: самозарождения жизни на Земле; гипотеза вечности; возникновение жизни естественным путём; гипотеза панспермии; гипотеза абиогенного синтеза. Нерешённость и дискуссионность проблемы происхождения жизни на Земле.
4. Загадки эволюции (10 час.)
Развитие проблемы эволюции живой природы в разные периоды становления и развития биологической науки. Понятие «эволюция», причины, направления, результаты. Доказательства эволюции. Синтетическая теория эволюции. Моделирование процесса эволюции с помощью ЭВМ. Перспективы решения проблемы вымирания видов.
5. Современные исследования в генетике (52 час.)
Роль генетики на современном этапе развития цивилизации. Генная и клеточная инженерия, их использование на практике. Этические аспекты исследований в области генной инженерии. Биотехнология – двигатель будущего. Получение трансгенных продуктов питания: «за» и «против». Перспективы развития биотехнологии.
6. Тайны генома (10 час.)
Геном человека. Наследственность и изменчивость организмов. Комплексные исследования генома человека. Этические и прикладные аспекты некоторых исследований, связанных с геномом человека. Перспективные открытия в области исследований, связанных с геномом человека.
7. Загадки экологии (50 час.)
Биологические ритмы, их проявление у растений, животных и человека. Исследования Л.А.Чижевского по влиянию солнечной активности на организмы. Связь между деятельностью Солнца и заболеваниями человека. Суточные и сезонные ритмы, их роль в жизни организмов. Практическое применение знаний о биоритмах. Экологические аспекты, связанные с охраной живых организмов, их ролью в городских экосистемах. Дискуссионность проблемы вреда и пользы растений и животных.
8. Инструктажи (4 час.)
Правила работы с колюче-режущими предметами; правила поведения в биологической лаборатории; правила работы с микроскопом; правила работы с кислотами и щелочами и т.д.
Методическое обеспечение
Программа модифицированная, общеразвивающая, однонаправленная, с углубленным изучением отдельных тем в биологии. В своей теоретической основе программа опирается на программу курса «Тайны живой природы» авторы: Е.Т. Бровкина, Т.В. Иванова, Г.С. Калинова, А.Н. Мягкова, В.С. Резникова, адаптированную к условиям объединения. В программе используется практический опыт педагога в этой области.
Для формирования интереса к изучению биологии необходимо обратить внимание на изучение наиболее интересных, актуальных тем в биологии.
С учетом возрастных особенностей детей занятия строится на технологии сотрудничества, которая ставит учащегося в позицию субъекта собственно познавательной деятельности, строителя нравственных ценностей, делает процесс обучения осознанным.
Учитываются индивидуальные особенности детей (канал восприятия, полушарность, темперамент и т.п.) при планировании лекционных, практических занятий; при выступлении на семинарах; а так же на конференциях.
Материально-техническое обеспечение: кабинет биологии, лаборатория кабинета биологии, кабинет информатики; фототехника, видеотехника, компьютеры, канцтовары
Используемая литература:
- Большой справочник по биологии. – М.: «Издательство Астрель», «Олимп», Фирма «Издательство АСТ», 2000
- Биология. Большой энциклопедический словарь/ Гл. ред. М.С. Гиляров. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2001
- Терёмов В.В., Рохлов В.С. Занимательная зоология: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-РЕСС, 1999
- Журналы «Биология в школе»
Литература для детей
- Биология: Общая биология. 10 – 11 класс: учеб. для общеобразоват. уреждений/ А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. – м.: Дрофа, 2007
- Основы экологии: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. Учреждений/ Н.М. Чернова, В.М. Галушин, В.М. Константинов. – М.: Просвещение, 2000
- Терёмов В.В., Рохлов В.С. Занимательная зоология: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-РЕСС, 1999
- Биология. Большой энциклопедический словарь/ Гл. ред. М.С. Гиляров. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: ЭКСКУРСИЯ В ПРИРОДУ "Наблюдение за весенними цветами мать-и-мачеха"
Познакомить детей с первоцветом - мать-и-мачехой, особенностями его строения, средой обитания, условиями роста....
Методическая разработка экскурсии в природу младших школьников «Природа и эстетические радости человека зимой»
Адресность: данная методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования эколого – биологической направленности....
Методическая разработка экскурсии "Живой светофор"
Методическая разработка тематической экскурсии по школьному музею...
Методическая разработка классного часа "Природа не прощает ошибок"
Данная разработка предназначена для обучающихся в 5-6 классах. Материал построен с учётом интересов детей, в ней сочетаются тестовые задания, вопросы на смекалку. Интерес представляет своеобразная экс...
Методическая разработка урока "Дикая природа США" 9класс
Методическая разработка по учебнику "Английский в фокусе" 9класс, урок "Дикая природа США"...
Методическая разработка "Царства живой природы"
Методический матариал...
Методическая разработка классного часа «Природа – это дом, в котором мы живем!»
Экологическая культура составляет ядро нового мышления людей и материализуется не только в процессе взаимоотношений с природой, но и сообществом людей, с отдельным человеком – ребенком, взрослым...