КТП БИОЛОГИЯ 9 КЛАСС, УЧЕБНИК Каменский А. А., Криксунов, 2 Ч.
календарно-тематическое планирование по биологии (9 класс) на тему
КТП БИОЛОГИЯ 9 КЛАСС, УЧЕБНИК Каменский А. А., Криксунов, 2 Ч.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_b_klass_ispr.docx | 37.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
города Ростова-на-Дону «Школа № 96 Эврика-Развитие
имени Нагибина Михаила Васильевича»
Рассмотрено «Утверждаю»
на заседании Педагогического совета И. о. директора МАОУ «Школа
№ 96 Эврика-Развитие»
протокол от 30.08.2017 г. № 1 ______________ С.А. Феоктистов
приказ от 31.08.2017 г. № 80-ОД
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Биология»
общеобразовательный класс
Уровень образования: основное общее образование
(9 Б класс)
Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основе следующих документов:
- Федерального закона от 29.12.2012г. №273 «Об образовании»;
- Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения среднего общего образования приказ МО и науки РФ от 06. 10. 2009г. №373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС среднего общего образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 22.12. 2009г. № 315785);
- Примерной программы основного общего образования. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007).
- Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 6 – 11 классы - М., Дрофа, 2005, (авт. Пасечник В.В. и др.), полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.
- учебного плана МАОУ «Школа № 96 Эврика-Развитие»;
- положения о рабочей программе МАОУ «Школа № 96 Эврика-Развитие»
Используемый обучающимися учебно-методический комплекс: учебник.
- Каменский А. А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Введение в общую биологию и экологию. Учебник для 9 кл. общеобр. школ. – М.: Дрофа, 2014г.
Учебник вошел в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 (с изм. на 26.01.2016 г.).
Используемый учебник отражен в основной образовательной программе основного общего образования МАОУ «Школа № 96 Эврика-Развитие» и утвержден локальным актом МАОУ «Школа № 96 Эврика-Развитие».
Количество учебных часов в год: 9 класс- 68 часов, 2 часа в неделю.
Согласно годовому учебно-календарному графику школы количество учебных часов в год в 9 Б классе - 68 часов, 2 часа в неделю
Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса биологии на этапе основного общего образования являются:
Познавательная деятельность:
- использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
- формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
- овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
- приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
- владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
- владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;
- организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
В результате изучения предмета выпускники основной школы должны:
знать/понимать:
- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом: клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных своего региона;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах.
уметь:
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки;
- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
- сравнивать биологические объекты (клетки, организмы) и делать выводы на основе сравнения;
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики вирусных заболеваний, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Раздел 2. Содержание учебного предмета
ВВЕДЕНИЕ
Биология как наука и методы ее исследования. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.
РАЗДЕЛ I. УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ
Молекулярный уровень
Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы.
Клеточный уровень
Основные положения клеточной теории. Клетка – структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы.
Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов.
Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз).
Демонстрация модели клетки; микропрепаратов митоза в клетках корешков лука, хромосом, интерактивных таблиц и презентаций, иллюстрирующих деление клеток.
Организменный уровень
Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости. Демонстрация микропрепарата яйцеклетки и сперматозоида животных.
Популяционно-видовой уровень
Вид, его критерии. Структура вида. Популяция – форма существования вида. Экология как наука. Экологические факторы.
Демонстрация гербариев, коллекций, моделей, муляжей, живых растений и животных.
Экосистемный уровень
Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.
Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи в биогеоценозах, моделей экосистем.
Биосферный уровень
Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы.
Демонстрация моделей или таблиц «Биосфера и человек».
РАЗДЕЛ II. ЭВОЛЮЦИЯ
Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов – микроэволюция. Макроэволюция.
Демонстрация живых растений и животных, гербариев и коллекций, иллюстрирующих изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.
РАЗДЕЛ III. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ
Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.
Демонстрация окаменелостей, отпечатков, скелетов позвоночных животных.
Раздел 3. Календарно-тематическое планирование
Номер урока | Раздел программы, темы уроков (элементы содержания) | Кол-во часов | Дата планируемая | Дата факт |
Биология как наука. Методы исследования биологии. | 1 | 01.09 | ||
Сущность жизни. Свойства живого. | 1 | 04.09 | ||
Уровни организации живой природы. Молекулярный уровень: общая характеристика. | 1 | 08.09 | ||
Углеводы. | 1 | 11.09 | ||
Липиды. | 1 | 15.09 | ||
Состав и строение белков. | 1 | 18.09 | ||
Функции белков. | 1 | 22.09 | ||
Нуклеиновые кислоты. | 1 | 25.09 | ||
АТФ и другие органические соединения клетки. | 1 | 29.09 | ||
Биологические катализаторы. Лабораторная работа №1 " Расщепление пероксида водорода ферментами" | 1 | 02.10 | ||
Вирусы. | 1 | 06.10 | ||
Обобщающий урок. | 1 | 09.10 | ||
Основные положения клеточной теории. | 1 | 13.10 | ||
Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана. Лабораторная работа №2"Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом" | 1 | 16.10 | ||
Ядро клетки. Хромосомный набор. | 1 | 20.10 | ||
ЭПС, рибосомы, комплекс Гольджи. | 1 | 23.10 | ||
Лизосомы, митохондрии, пластиды. | 1 | 27.10 | ||
Клеточный центр, органоиды движения, клеточные включения. | 1 | 10.11 | ||
Различия в строении клеток эукариот и прокариот. | 1 | 13.11 | ||
Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм. Типы питание клетки. | 1 | 17.11 | ||
Энергетический обмен в клетке. | 1 | 20.11 | ||
Фотосинтез. Хемосинтез. | 1 | 24.11 | ||
Синтез белков в клетке. Генетический код. Транскрипция. | 1 | 27.11 | ||
Синтез белков в клетке. Транспортные РНК. Трансляция. | 1 | 01.12 | ||
Деление клетки. Митоз. Лабораторная работа №3 "Нахождение клеток на разных стадиях митоза" | 1 | 04.12 | ||
Контрольно - обобщающий урок. Контрольное тестирование№1 | 1 | 08.12 | ||
Размножение организмов. Оплодотворение. | 1 | 11.12 | ||
Развитие половых клеток. Мейоз. | 1 | 15.12 | ||
Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. | 1 | 18.12 | ||
Закономерности наследования признаков. Моногибридное скрещивание. | 1 | 22.12 | ||
Закон чистоты гамет. Цитологические основы закономерностей наследования признаков. | 1 | 25.13 | ||
Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. | 1 | 29.12 | ||
Дигибридное скрещивание. | 1 | 12.01 | ||
Сцепленное наследование признаков. Закон Т.Моргана. | 1 | 15.01 | ||
Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. | 1 | 19.01 | ||
Модификационная изменчивость. Лабораторная работа №4 " Выявление изменчивости организмов" | 1 | 22.01 | ||
Мутационная изменчивость. | 1 | 26.01 | ||
Основы селекции. Работы Н.И.Вавилова. | 1 | 29.01 | ||
Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов. | 1 | 02.02 | ||
Обобщающий урок. | 1 | 05.02 | ||
Критерии вида. Лабораторная работа № 5 "Изучение морфологического критерия вида" | 1 | 09.02 | ||
Популяции | 1 | 12. 02 | ||
Сообщество, экосистема, биогеоценоз. | 1 | 16.02 | ||
Состав и структура сообщества. | 1 | 19. 02 | ||
Потоки вещества и энергии в экосистеме. | 1 | 26.02 | ||
Саморазвитие экосистемы. | 1 | 02.03 | ||
Обобщающий урок. | 1 | 05.03 | ||
Биосфера. Среды жизни. | 1 | 09.03 | ||
Круговорот веществ в природе. | 1 | 12.03 | ||
Обобщающий урок. | 1 | 16.03 | ||
Развитие эволюционного учения. | 1 | 19.03 | ||
Изменчивость организмов. | 1 | 02.04 | ||
Борьба за существование. Естественный отбор. | 1 | 06.04 | ||
Видообразование. | 1 | 09.04 | ||
Макроэволюция. Основные закономерности эволюции. | 1 | 13.04 | ||
Контрольно - обобщающий урок. Контрольное тестирование №2 | 1 | 16.04 | ||
Гипотезы возникновения жизни. Развитие представлений о возникновении жизни. Современное состояние проблемы. | 1 | 20.04 | ||
Развитие жизни в архее, протерозое и палеозое. Лабораторная работа № 6 " Изучение палеонтологмческих доказательств эволюции" | 1 | 23.04 | ||
Развитие жизни в мезозое и кайнозое. | 1 | 27.04 | ||
Обобщающий урок. | 1 | 30.04 | ||
Экологические факторы. Условия среды. | 1 | 04.05 | ||
Общие закономерности влияния экологических факторов на организмы. Экологические ресурсы. | 1 | 07.05 | ||
63-64 | Адаптация организмов к различным условиям существования. Лабораторная работа №7 "Строение растений в связи с условиями жизни" | 2 | 11.05 14.05 | |
65-66 | Межвидовые отношения организмов. Колебания численности организмов. Лабораторная работа №8 "Выделение пищевых цепей в искусственной экосистеме" | 1 | 18.05 | |
67 | Эволюция биосферы | 1 | 21.05 | |
68 | Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природопользования. | 1 | 25. 05 |
Итого – 68 часов
Лабораторных работ – 8 часов
Контрольных работ – 2 часа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
А.А. Каменский, Е.А. Криксунов Биология 9 класс план-конспект урока по теме " Решение генетических задач"
А.А. Каменский, Е.А. Криксунов Биология 9 класс план-конспект урока по теме " Решение генетических задач"...
Лабораторный практикум для 10 класса к учебнику А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник
Эти инструктивные карточки к лабораторным работам помогут учителю и ученикам лучше подготовится и провести лабораторный практикум. Тем самым усвоить изучаемый материал по темам....
Лабораторный практикум для 11 класса к учебнику А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник
Эти инструктивные карточки к лабораторным работам помогут учителю лучше подготовится и провести лабораторный практикум. Использовать для оформления рабочих программ. А для обучающихся закрепить ...
рабочая программа по биологии фкгос 10-11 класс к учебнику А.А.Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник
Рабочая программа по биологии разработана на основе: 1)Государственного образовательного стандарта среднего общего образования по биологии; 2) примерной программы по биологии основного общего образова...
Рабочая программа по курсу «Введение в общую биологию» 9 класс Авторы: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник.
Рабочая программа по курсу «Введение в общую биологию» 9 классАвторы: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник....
Тематическое планирование уроков по курсу «Биология. Введение в общую биологию и экологию» 9 класс. Авторы: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник.
Тематическое планирование уроков по курсу «Биология. Введение в общую биологию и экологию» 9 класс.Авторы: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник....
Рабочая программа "Биология. Введение в общую биологию и экологию" 9 кл.: учебник/ В.В.Пасечник, А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, Г.Г.Швецов.
В 9 классе обобщаются знания о жизни и уровнях её организации, раскрываются мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщаются и углубляются понятия об эволюционном развит...