Урок «Генетика пола и наследование, сцепленное с полом»
учебно-методический материал по биологии (10, 11 класс) на тему
Цель:
· изучить особенности генетического определения пола у различных групп организмов, а также наследование некоторых признаков сцепленных с полом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
karta_uroka_.doc | 54.5 КБ |
Презентация для урока | 618 КБ |
карточка 1 | 58 КБ |
карточка 2 | 58 КБ |
карточка 3 | 57 КБ |
блок-схема | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
УРОКА ПО БИОЛОГИИ НА ТЕМУ
«ГЕНЕТИКА ПОЛА И НАСЛЕДОВАНИЕ,
СЦЕПЛЕННОЕ С ПОЛОМ.»
выполнена учителем биологии
Т.В.Шеховцовой.
Станица Новопокровская
2018г.
Тема урока : «Генетика пола и наследование, сцепленное с полом»
Цель:
- изучить особенности генетического определения пола у различных групп организмов, а также наследование некоторых признаков сцепленных с полом.
Задачи:
- образовательные :
- актуализировать ранее полученные знания;
- систематизация теоретических знаний по теме «Взаимодействие неаллельных генов»;
- изучить хромосомный механизм определения пола;
- знать особенности наследования признаков, связанных с по- лом ;
- рассмотреть некоторые патологические признаки заболеваний , гены которых локализованы в половых хромосомах;
- развивающая:
- продолжить формирование умений и навыков , необходимых для решения генетических задач;
- выработка умений самостоятельного составления блок- схемы;
- способствовать пониманию необходимости знания истории своей семьи;
- развивать умение анализировать , сравнивать и обобщать , используя дополнительную литературу и информационные технологии;
- воспитательные:
- повысить восприимчивость учащихся к вопросам сохранения своего здоровья и здоровья других людей;
- формирование коммуникативной компетенции.
Вид учебного занятия: урок.
Тип урока : урок комплексного применения знаний, умений, навыков.
Межпредметные связи:
- обеспечивающие учебные дисциплины: информатика, анатомия и физиология человека, ботаника, зоология, история, математика;
- обеспечиваемые дисциплины : различные сельскохозяйственные науки, медицина, селекция.
Наглядные пособия , раздаточный материал:
- разноуровневые карточки для самостоятельной работы учащихся во внеурочное время ;
- карточки для закрепления изученного материала на уроке (для слабых учеников).
Технические средства обучения : мультимедийный проектор, локальная
компьютерная сеть, экран, электронное пособие «Уроки биологии
Кирилла и Мефодия. Общая биология. 10 класс».
Используемая литература :
- основная :
- Беляев Д.К. Общая биология. 10-11 класс: учеб.для общеобразовательных учреждений. – издательство Просвещение,2015г.
- дополнительная :
- Докинз Р. Эгоистичный ген: Пер. с анг.-М:Мир,1993г.
- Ланцман М.Н. Большой медицинский справочник : Новейшая версия.- Ь.:РИПОЛ классик,2005г.
- Медников Б.М. Биология:формы и уровни жизни: Пособие для учащихся.-М:Просвещение,1994г;
- Петровский Б.В. Популярная медицинская энциклопедия. Т.1;-М.: «Советская энциклопедия»,1987г.
- Трибис Е. Законы живой природы.- М.:РИПОЛ КЛАССИК, 2002г;
- Тарасенко Н.Д., Лушанова Г.И. Что вы знаете о своей наследственности?- Новосибирск:Наука., 1991г;
- Франк-Каменецкий М.Д .Самая главная молекула-2-е изд., перераб. И доп.- М.:Наука.,1988.
ПЛАН УРОКА.
I.Организационный момент: (2 мин);
- проверка личного состава учащихся и визуальной готовности класса к уроку.
I I. Проверка знаний учащихся по ранее изученному материалу: (5 мин.)
- разноуровневые тестовые задания в локальной компьютерной сети по §30.
III. Подведение итогов проверки знаний учеников: (3 мин.)
IV. Сообщение темы урока и постановка целей урока перед учениками :
(1 мин.); тема урока записывается учителем на доске , а учащимися в тетрадях.
V. Изложение нового учебного материала: (20мин.); по ходу объяснения учителем учебного материала учащиеся составляют 2-е блок-схемы по указанным учителем фрагментам урока №32 с электронного пособия( блок-схема №1 по фрагментам №№ 2-5, блок-схема №2 по фрагментам №№ 7-8 с электронного пособия «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Общая биология. 10 класс»).
Основные вопросы темы:
- Эволюция половых различий. (заслушивается индивидуальное сообщение с компьютерной анимацией).
- Определение пола в онтогенезе. (объяснение по рисунку №2 из урока №32 с электронного пособия «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Общая биология. 10 класс»).
- Определение пола при гаметогенезе и оплодотворении . (объяснение по рисунку №3 из урока №32 с электронного пособия «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Общая биология. 10 класс»).
- Половые хромосомы в клетках человека. ( объяснение по рисунку №4 из урока №32 с электронного пособия «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Общая биология. 10 класс»).
- Механизм определения пола у человека. (объяснение по рисунку №5 из урока №32 с электронного пособия «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Общая биология. 10 класс»).
- Типы хромосомного определения пола .( объяснение по видеофрагменту №6-7 из урока №32 с электронного пособия «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Общая биология. 10 класс»).
- Наследование , сцепленное с полом. (объяснение по рисунку №8 из урока №32 с электронного пособия «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Общая биология. 10 класс»).
- Гемофилия – признак сцепленный с полом. (объяснение повидео- фрагменту №9 из урока №32 с электронного пособия «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Общая биология. 10 класс»).
- Механизм наследования гемофилии. (объяснение по рисунку №10 из урока №32 с электронного пособия «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Общая биология. 10 класс»).
- Методика оформления задач по определению пола и наследованию признаков , связанных с полом. (рассказ по презентации на тему «Использование генетической символики для записи заданий на наследование связанное с полом.»)
- Выводы по теме урока.
VI. Закрепление изученного материала: (10 мин.),
- средние и сильные ученики выполняют задания №1,№2,№3 из тренажера для закрепления с электронного пособия «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Общая биология. 10 класс»).
- слабые ученики при помощи учителя на доске дописывают схемы определения пола по индивидуальным карточкам..
VII. Подведение итогов проведенного урока : (2 мин.)
VII.Разноуровневые задания для самостоятельной работы во внеурочное время. (2 мин.)
- индивидуальные карточки-задания.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основные правила : Для записи заданий на наследование сцепленное с полом используется общеизвестная генетическая символика: Р( Parentes )-родительские формы; F 1 , F 2 (filia) -поколение от скрещивания, гибриды; g(gametes) -половые клетки, гаметы - скрещивание родительских форм; ♀ - женская особь; ♂ - мужская особь; Х – икс-хромосома; Y – игрэк-хромосома; D – нормальное зрение; d - дальтонизм;
Задача: Классическая гемофилия передается как рецессивный , сцепленный с Х-хромосомой признак. Мужчина , больной дальтонизма , вступает в брак с женщиной носительницей дальтонизма . Каких детей можно ожидать от этого брака ? дано: ♀ - X D X d ♂ - X d Y D – норма d – дальтонизм найти: F 1- ? решение: Р: ♀ X D X d ♂ X d Y G : ♀ X D ; X d ; ♂ X d ; Y F 1: X D X d ; X D Y ; X d X d ; X d Y ♀ здор. ;♂ здор.♀ бол.;♂ бол. 25% 25% 25% 25% Ответ : ¼ девочек – носители гена дальтонизма, ¼ девочек – дальтоники, ¼ мальчиков- здоровы, 1\4 мальчиков –дальтоники.
!!! Оказывается , что не только гемофилия и дальтонизм наследуются данным способом , но и … Заболевание Связь с хромосомой Внешнее проявление стойкий рахит ген заболевания в Х-хромосоме нарушения в опорно-двигательном аппарате гипертрихоз ген заболевания в Y -хромосоме вырастание волос на краю ушной раковины
Предварительный просмотр:
РАЗНОУРОВНЕВЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ.
I УРОВЕНЬ СЛОЖНОСТИ.
(высокий)
Предварительный просмотр:
II УРОВЕНЬ СЛОЖНОСТИ.
(средний)
Предварительный просмотр:
III УРОВЕНЬ СЛОЖНОСТИ.
(низкий)
Предварительный просмотр:
ПРИМЕРНАЯ БЛОК-СХЕМА №1.
(составляется по фрагментам №№ 2-5 с электронного пособия)
«ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЛА».
ПРИМЕРНАЯ БЛОК-СХЕМА №2.
(составляется по фрагментам №№ 7-8 с электронного пособия)
« ХРОМОСОМНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЛА».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок биологии. 9 класс.Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом
Цель: сформировать знания о хромосомном определении пола, сцепленном с полом наследовании признаков, за которые отвечают гены, локализованные в половых хромосомах...
методическая разработка урока по биологии на тему "Генетика пола и наследование,сцепленное с полом"
мультимедийный урок...
урок "Генетика пола и наследование,сцепленное с полом"
мультимедийный урок...
Конспект урока "Генетика пола и наследование, сцепленное с полом"
Конспект урока комбинированного типа для учащихся 11 класса содержит план урока, дополненный содержанием видов деятельности учителя и учащихся. Включает большое число разнообразных заданий на пр...
Презентация к уроку "Генетика пола и наследование, сцепленное с полом"
Презентация содержит 30 слайдов к уроку комбинированного типа для учащихся 11 класса. Она позволяет визуализировать изучаемый материал. Расчитана на каждый этап урока: от целеполагания, до рефле...
Урок 9 класс учебник биология С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонин Тема: Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом.
Урок 9 класс учебник биология С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. СонинТема: Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом.Тип урока: комбинированныйЦели: ознакомить с процессом определения по...
Методическая разработка - урок на тему: "Генетика пола. Наследование. сцепленное с полом"
Разработка, как мне кажется, будет интересна учителям биологии как одна из возможных форм преподнесения известного им материала.В приложении будет размещена презентация к уроку, ин...