Урок «Генетика пола и наследование, сцепленное с полом»
учебно-методический материал по биологии (10, 11 класс) на тему

Шеховцова Татьяна Витальевна

Цель:

·        изучить особенности генетического определения пола у различных групп организмов, а также наследование некоторых признаков сцепленных  с полом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ  «Средняя  общеобразовательная школа № 10»

МЕТОДИЧЕСКАЯ        РАЗРАБОТКА

УРОКА  ПО БИОЛОГИИ   НА  ТЕМУ

«ГЕНЕТИКА   ПОЛА   И   НАСЛЕДОВАНИЕ,

СЦЕПЛЕННОЕ  С   ПОЛОМ.»

выполнена  учителем  биологии

Т.В.Шеховцовой.

Станица Новопокровская

2018г.

Тема урока : «Генетика пола и наследование, сцепленное с полом»

Цель:

  • изучить особенности генетического определения пола у различных групп организмов, а также наследование некоторых признаков сцепленных  с полом.

Задачи:

  • образовательные :
  • актуализировать ранее полученные знания;
  • систематизация  теоретических знаний по теме  «Взаимодействие неаллельных генов»;  
  • изучить  хромосомный механизм определения пола;
  • знать особенности  наследования признаков, связанных  с по- лом ;
  • рассмотреть некоторые патологические признаки заболеваний  , гены  которых локализованы в половых хромосомах;
  • развивающая:
  • продолжить формирование умений и навыков , необходимых для решения генетических  задач;
  • выработка умений самостоятельного   составления блок- схемы;
  • способствовать пониманию необходимости знания  истории своей  семьи;
  • развивать умение анализировать , сравнивать и обобщать , используя  дополнительную литературу и информационные  технологии;
  • воспитательные:
  • повысить восприимчивость  учащихся  к вопросам  сохранения своего здоровья и здоровья других людей;
  • формирование  коммуникативной компетенции.

Вид учебного занятия: урок.

Тип урока : урок комплексного  применения знаний, умений, навыков.

Межпредметные связи:

  1. обеспечивающие учебные дисциплины: информатика, анатомия и физиология человека, ботаника, зоология, история, математика;
  2. обеспечиваемые дисциплины : различные сельскохозяйственные науки, медицина, селекция.

Наглядные пособия , раздаточный материал: 

  • разноуровневые  карточки для  самостоятельной работы  учащихся   во внеурочное время ;
  • карточки для  закрепления изученного материала на уроке (для слабых учеников).

Технические средства обучения :  мультимедийный проектор,   локальная

          компьютерная сеть, экран, электронное пособие «Уроки биологии

          Кирилла и Мефодия. Общая биология. 10 класс».

Используемая литература :

  1. основная :
  • Беляев Д.К. Общая биология. 10-11 класс: учеб.для общеобразовательных  учреждений. – издательство Просвещение,2015г.
  1. дополнительная :
  • Докинз Р. Эгоистичный ген: Пер. с анг.-М:Мир,1993г.
  • Ланцман М.Н. Большой медицинский справочник : Новейшая версия.- Ь.:РИПОЛ классик,2005г.
  • Медников Б.М. Биология:формы и уровни жизни: Пособие для учащихся.-М:Просвещение,1994г;
  • Петровский Б.В. Популярная медицинская энциклопедия. Т.1;-М.: «Советская энциклопедия»,1987г.
  • Трибис Е. Законы живой природы.- М.:РИПОЛ КЛАССИК, 2002г;
  • Тарасенко Н.Д., Лушанова Г.И. Что вы знаете о своей наследственности?- Новосибирск:Наука., 1991г;
  • Франк-Каменецкий М.Д .Самая главная молекула-2-е изд., перераб. И доп.- М.:Наука.,1988.

ПЛАН      УРОКА.

I.Организационный момент: (2 мин);

  • проверка личного состава учащихся и визуальной готовности класса к уроку.

I I. Проверка знаний учащихся по ранее изученному материалу: (5 мин.)

  • разноуровневые тестовые задания в локальной компьютерной сети  по §30.

III. Подведение  итогов проверки знаний учеников: (3 мин.)

IV. Сообщение темы урока и постановка целей урока перед учениками :

 (1 мин.); тема урока записывается учителем на доске , а учащимися в тетрадях.

V. Изложение нового учебного материала: (20мин.); по ходу объяснения учителем учебного материала  учащиеся  составляют 2-е блок-схемы  по указанным учителем фрагментам   урока №32 с электронного пособия( блок-схема №1 по фрагментам №№ 2-5, блок-схема №2 по фрагментам №№ 7-8  с  электронного пособия «Уроки биологии  Кирилла и Мефодия. Общая биология. 10 класс»).

Основные вопросы темы:

  1. Эволюция  половых  различий. (заслушивается индивидуальное  сообщение с компьютерной  анимацией).
  2. Определение пола в онтогенезе. (объяснение по рисунку  №2  из урока №32 с электронного пособия «Уроки биологии  Кирилла и Мефодия. Общая биология. 10 класс»).
  3. Определение пола при гаметогенезе и оплодотворении . (объяснение по рисунку №3  из урока №32 с электронного пособия  «Уроки биологии  Кирилла и Мефодия.  Общая биология. 10 класс»).
  4. Половые хромосомы в клетках человека. ( объяснение по рисунку №4  из урока №32 с электронного пособия  «Уроки биологии  Кирилла и Мефодия. Общая биология. 10 класс»).
  5. Механизм определения пола у человека. (объяснение по рисунку №5  из урока №32 с электронного пособия «Уроки биологии  Кирилла и Мефодия. Общая биология. 10 класс»).
  6. Типы хромосомного определения пола .( объяснение по видеофрагменту №6-7  из урока №32 с электронного пособия «Уроки биологии  Кирилла и Мефодия. Общая биология. 10 класс»).
  7. Наследование , сцепленное с полом. (объяснение по рисунку №8  из урока №32 с электронного пособия  «Уроки биологии  Кирилла и Мефодия. Общая биология. 10 класс»).
  8. Гемофилия – признак сцепленный с полом. (объяснение повидео- фрагменту №9  из урока №32 с электронного пособия  «Уроки биологии  Кирилла и Мефодия. Общая биология. 10 класс»).
  9. Механизм наследования гемофилии. (объяснение по рисунку №10  из урока №32 с электронного пособия  «Уроки биологии  Кирилла и Мефодия. Общая биология. 10 класс»).
  10. Методика  оформления задач  по определению пола и наследованию признаков ,  связанных с полом. (рассказ по презентации на тему «Использование  генетической символики для записи заданий  на наследование  связанное  с полом.»)
  11. Выводы  по теме урока.

VI. Закрепление изученного материала: (10 мин.),

  • средние и сильные ученики выполняют задания №1,№2,№3  из тренажера  для закрепления  с  электронного пособия «Уроки биологии  Кирилла и Мефодия. Общая биология. 10 класс»).
  • слабые ученики при помощи учителя на доске дописывают схемы определения пола  по индивидуальным карточкам..

VII. Подведение итогов проведенного урока : (2 мин.)

VII.Разноуровневые задания для самостоятельной работы во  внеурочное время. (2 мин.)

  • индивидуальные карточки-задания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование генетической символики для записи заданий на наследование связанное с полом.

Слайд 2

Основные правила : Для записи заданий на наследование сцепленное с полом используется общеизвестная генетическая символика: Р( Parentes )-родительские формы; F 1 , F 2 (filia) -поколение от скрещивания, гибриды; g(gametes) -половые клетки, гаметы - скрещивание родительских форм; ♀ - женская особь; ♂ - мужская особь; Х – икс-хромосома; Y – игрэк-хромосома; D – нормальное зрение; d - дальтонизм;

Слайд 3

Задача: Классическая гемофилия передается как рецессивный , сцепленный с Х-хромосомой признак. Мужчина , больной дальтонизма , вступает в брак с женщиной носительницей дальтонизма . Каких детей можно ожидать от этого брака ? дано: ♀ - X D X d ♂ - X d Y D – норма d – дальтонизм найти: F 1- ? решение: Р: ♀ X D X d ♂ X d Y G : ♀ X D ; X d ; ♂ X d ; Y F 1: X D X d ; X D Y ; X d X d ; X d Y ♀ здор. ;♂ здор.♀ бол.;♂ бол. 25% 25% 25% 25% Ответ : ¼ девочек – носители гена дальтонизма, ¼ девочек – дальтоники, ¼ мальчиков- здоровы, 1\4 мальчиков –дальтоники.

Слайд 4

!!! Оказывается , что не только гемофилия и дальтонизм наследуются данным способом , но и … Заболевание Связь с хромосомой Внешнее проявление стойкий рахит ген заболевания в Х-хромосоме нарушения в опорно-двигательном аппарате гипертрихоз ген заболевания в Y -хромосоме вырастание волос на краю ушной раковины



Предварительный просмотр:

РАЗНОУРОВНЕВЫЕ  ТЕСТОВЫЕ  ЗАДАНИЯ.

 I УРОВЕНЬ СЛОЖНОСТИ.

(высокий)

Школа

Класс

Ф.И. ученика (цы)

     

Тест по биологии.

Задание

Ответ:

Какой пример иллюстрирует множественное действие гена?

А)

        у гороха желтый цвет семян подавляет проявление зеленой окраски семян;

Б)

в развитии нового  признака ;

В)

во влиянии одного гена на проявлении  ряда признаков;

Г)

в полном доминировании.

☐    

Какой тип взаимодействия генов называют полимерией?

А)

если несколько генов влияют на развитие  одного признака;

Б)

если один ген влияет на формирование ряда признаков;

В)

если один ген влияет на формирование ряда признаков;

Г)

если один ген вызывает гибель всего организма.

☐    

Какие типы взаимодействия генов можно  отнести к взаимодействию аллельных генов?

А)

полное доминирование и эпистаз;

Б)

неполное доминирование и плейотропность;

В)

полное доминирование и кодоминирование

Г)

неполное доминирование и плейотропность.

☐    

Какой пример иллюстрирует  эпистатическое взаимодействие генов?

А)

у человека цвет кожи определяется несколькими генами;

Б)

при скрещивании тыкв с белыми и зелеными плодами   все гибриды будут белыми , хотя в генотипе есть  доминантный ген желтой окраски;

В)

появление цветков пурпурногоцвета у душистого горошка при скрещивании 2-х чистых линий с белыми цветами;

Г)

существование системы АВО для определения групп крови у человека.

☐    

Какой пример иллюстрирует действие гена-модификатора?

А)

рождение кроликов с черной , белой и серой шерстью (агути);

Б)

появление  андалузских кур;

В)

пятнистая окраска шерсти у собак породы Долматин;

Г)

существование людей с разным цветом кожи.

☐    



Предварительный просмотр:

II УРОВЕНЬ СЛОЖНОСТИ.

(средний)

Школа

Класс

Ф.И. ученика (цы)

11

     

Тест по биологии.

Задание

Ответ:

Назовите классический пример кодоминирования?

А)

появление розовых цветков у ночной красавицы;

Б)

определение групп крови у человека;

В)

рождение метисов и мулатов;

Г)

появление гибридов 1-го поколения гороха с пурпурными цветками от чистых линий с белыми цветками.

☐    

Как называются гены , расположенные в одной  паре хромосом?

А)

сцепленные гены;

Б)

аллельные гены;

В)

рецессивные гены;

Г)

доминантные гены;

☐    

В чем проявляется множественное действие гена?

А)

в ослаблении или усилении других признаков;

Б)

в развитии  нового признака ;

В)

во влиянии одного гена на проявление ряда признаков;

Г)

в полном доминировании.

☐    

В чем проявляется неполное доминирование ?

А)

в неполном подавлении доминантной аллелью рецессивной  аллели;

Б)

в подавлении доминантной аллелью рецессивной аллели;

В)

во влиянии ряда генов на формирование  одного признака;

Г)

доминантная аллель становится рецессивной.

☐    

Какой пример иллюстрирует полимерию?

А)

у человека цвет кожи зависит от числа доминантных аллелей;

Б)

скрещивании  растений ночной красавицы  с красными и белыми  цветками у потомства появляются розовые;

В)

у тыквы ген У подавляет проявление окраски;

Г)

один ген в гомозиготе всегда летальный.

☐    



Предварительный просмотр:

 III УРОВЕНЬ СЛОЖНОСТИ.

(низкий)

Школа

Класс

Ф.И. ученика (цы)

11

     

Тест по биологии.

Задание

Ответ:

О чем идет речь: - это арифметическая сумма всех генов , взаимосвязанных и взаимодействующих  друг с другом.

А)

фенотип;

Б)

генотип;

В)

гаметы;

Г)

хромосомы.

☐    

Между какими генами может возникнуть взаимодействие?

А)

аллельными и неаллельными;

Б)

аллельными и доминантными;

В)

неаллельными и комплементарными;

Г)

неаллельными эпистазными.

☐    

Сколько типов взаимодействия неаллельных генов можно выделить ?

А)

3;

Б)

4;

В)

5;

Г)

6;

☐    

Назовите классический пример кодоминирования?

А)

появление розовых цветков у ночной красавицы;

Б)

рождение мулатов и метисов;

В)

определение групп крови у человека;

Г)

появление гибридов 1-го поколения гороха с пурпурными цветками от чистых линий с белыми цветками.

☐    

В чем проявляется полное доминирование ?

А)

в подавлении доминантным геном аллелью рецессивной аллели;

Б)

во влиянии одного гена на формирование одного признака;

В)

во влиянии ряда генов на формирование одного признака;

Г)

во влиянии одного гена на весь организм с летальным исходом.

☐    



Предварительный просмотр:

ПРИМЕРНАЯ  БЛОК-СХЕМА №1.

(составляется по фрагментам №№ 2-5 с электронного пособия)

«ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЛА».

ПРИМЕРНАЯ  БЛОК-СХЕМА №2.

(составляется по фрагментам №№ 7-8 с электронного пособия)

« ХРОМОСОМНОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ   ПОЛА».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии. 9 класс.Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом

Цель: сформировать знания о хромосомном определении пола, сцепленном с полом наследовании признаков, за которые отвечают гены, локализованные в половых хромосомах...

Конспект урока "Генетика пола и наследование, сцепленное с полом"

Конспект урока комбинированного типа для учащихся 11 класса содержит план урока, дополненный  содержанием видов деятельности учителя и учащихся. Включает большое число разнообразных заданий на пр...

Презентация к уроку "Генетика пола и наследование, сцепленное с полом"

Презентация  содержит 30 слайдов к уроку комбинированного типа для учащихся 11 класса. Она позволяет визуализировать изучаемый материал. Расчитана на каждый этап урока: от целеполагания, до рефле...

Урок 9 класс учебник биология С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонин Тема: Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом.

Урок 9 класс учебник биология С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. СонинТема:  Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом.Тип урока: комбинированныйЦели: ознакомить с процессом определения по...

Методическая разработка - урок на тему: "Генетика пола. Наследование. сцепленное с полом"

Разработка, как мне кажется, будет интересна учителям биологии как одна из возможных форм преподнесения известного им материала.В приложении будет размещена презентация к уроку, ин...