Презентация к уроку "Генетика пола и наследование, сцепленное с полом"
презентация к уроку по биологии (11 класс) по теме

Соляник Ольга Николаевна

Презентация  содержит 30 слайдов к уроку комбинированного типа для учащихся 11 класса. Она позволяет визуализировать изучаемый материал. Расчитана на каждый этап урока: от целеполагания, до рефлексии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon nasledovanie_stseplennoe_s_polom.ppt1.84 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: Генетика пола и наследование, сцепленное с полом Цель урока: изучить сущность хромосомного определения пола, механизм наследования генов, сцепленных с полом.

Слайд 2

I . Задания на составление логических цепочек Объедините данные понятия в логическую цепочку: 1. Ген; Геном; Генотип; Генофонд 2. Ген, Белок (фермент), Химическая реакция, Признак. 3. Генотип; Фенотип; Окружающая среда

Слайд 3

II . Задания на определение типа скрещивания 1. Какая из предложенных схем соответствует моногибридному скрещиванию? 1. АВ х ав 2. Ав х аа 3. Ав х АА 4. Аа х Аа

Слайд 4

2. Какая из предложенных схем соответствует дигибридному скрещиванию? АВСД х аавв Аа Вс х ааСС ААвв х ААВВ АаВС х АаВВ

Слайд 5

3. Какую из записей можно отнести к анализирующему скрещиванию? Ав х ВВ Аа х аа Ав х аа Аа х Аа

Слайд 6

III . Задания на знание законов Г.Менделя 1. Какой из предложенных вариантов моногибридного скрещивания гороха посевного даст единообразное потомство? Аа х аа Аа х АА АА х аа Аа х Аа

Слайд 7

Какое из предложенных расщеплений по генотипу соответствует второму закону Менделя? 1) 1:2:1 2) 2:1:1 3) 3:1 4) 2:1

Слайд 8

3. Какое из предложенных расщеплений по фенотипу соответствует третьему закону Менделя? 1) 1:2:1 2) 9:3:3:1 3) 6:3:3:1 4) 3:1

Слайд 9

IV. Задания на соответствие 1.Составьте пары аллельных признаков гороха 1. Жёлтая окраска семени А) белая окраска цветка 2. Гладкая поверхность семени Б) зелёная окраска семени 3. Красная окраска цветка В) морщинистая поверхность семени

Слайд 10

2. Укажите среди указанных генов А.аллельные Б. неаллельные 1) аА 6) ВВ 2) аа 7) Вв 3) ав 8) Ав 4) аВ 9) вв 5) АА 10) АВ

Слайд 11

3. Восстановите соответствие между гаметами и зиготами 1. ААВВ А) аВ; ав 2. АаВВ Б) ав; ав 3. ааВв В) АВ; АВ 4. аавв Г) АВ; аВ

Слайд 12

V . Задания по подсчёту гамет Сколько гамет может образовать организм генотипа ААВвСс АаВвСсДд Сколько и какие типы гамет может образовать организм генотипа Аа Вв Дд ЕЕ

Слайд 13

Тема урока: Генетика пола и наследование сцепленное с полом План темы 1.Отличие хромосомного набора самца от хромосомного набора самки. 2.Хромосомное определение пола. 3.Наследование признаков, сцепленных с полом (на примере наследования заболевания гемофилией). §12, стр. 56

Слайд 14

Пол - это совокупность признаков и свойств организма, обеспечивающих функцию воспроизведения потомства и передачу наследственной информации за счет образования гамет.

Слайд 15

Кариограммы (систематизированный набор хромосом) нормальных кариотипов женщины и мужчины, рутинная окраска

Слайд 16

Хромосомы одинаковые у мужского и у женского полов называются аутосомы. Хромосомы, по которым мужской и женский пол отличаются друг от друга, называют половые хромосомы. Те из них, которые одинаковы у особей мужского и женского пола и являются парными у одного из полов, получили название X-хромосом . Непарная половая хромосома, имеющаяся у организмов одного пола и отсутствующая у другого, была названа Y-хромосомой.

Слайд 17

Следовательно, у любого вида особи обоих полов имеют одинаковые аутосомы и одну из X-хромосом. Различаются же они тем, что у одного пола имеются две X-хромосомы, а у другого – X – и Y-хромосомы. Примером могут являться половые хромосомы в геноме человека

Слайд 18

Диплоидная клетка организма человека содержит: 46 хромосом = 23 пары гомологичных хромосом 22 пары аутосом, 1 пара - половые хромосомы у мужчины у женщины XY XX

Слайд 19

Наличие половых хромосом XX и XY не только объясняет наличие мужского и женского полов, но и обусловливает рождение равного числа детей обоего пола.

Слайд 20

В среднем у человека на 100 новорожденных девочек приходится 103 мальчика; к юношескому возрасту на 100 девушек - 100 юношей; к 50 годам на 100 женщин— 85 мужчин; к 85-летнему возрасту на 100 женщин -всего 50 мужчин.

Слайд 21

Четыре типа распределения половых хромосом: I . Мужской пол гетерогаметен (ХУ), женский- гомогаметен ( XX ) (млекопитающие, дрозофила и т. д.) II . Мужской пол гетерогаметен (50 % гамет несут X хромосому, 50 % гамет не имеют половой хромосомы ХО), женский - гомога­метен ( XX ) (кузнечики). III . Женский пол гетерогаметен (ХУ), мужской гомогаметен ( XX ) (птицы, пресмыкающиеся, шелкопряд, хвостатые амфибий) IV . Женский пол гетерогаметен (ХО), мужской гомогаметен ( XX ) (ящерицы, рыбы).

Слайд 22

Аномалии в наследовании пола синдром Клайнфельтера ( XYY )

Слайд 23

синдром Тернера (ХО)

Слайд 24

3.Наследование признаков, сцепленных с полом, на примере наследования заболевания гемофилией.

Слайд 25

Схема наследования гемофилии Х H – нормальная свёртываемость крови Х h – гемофилия Р ♀ Х H Х h х ♂ Х H У; Носит. Норм. G Х H Х H Х h У F 1 ♀ Х H Х H ; ♂ Х H У ; ♀ Х H Х h ; ♂ Х h У Норм. Норм. Носит. Гемоф.

Слайд 26

Вывод: Гетерогаметный потомок ( XY ) Х-хромосому всегда получает от гомогаметного родителя ( XX ), а единственная Х-хромосома гетерогаметного родителя попадает к гомогаметному потомку ( XX ) (то есть признаки наследуются от матери к сыновьям, от отца к дочерям). Поэтому мальчики чаще похожи на маму, а девочки на папу.

Слайд 27

Решить задачу В медико-генетическую консультацию обратилась молодая семейная пара с просьбой - определить вероятность появления волосатых ушей у потомства, так как муж имеет этот признак. Гипертрихоз (волосатые уши) наследуется как признак, сцепленный с Y хромосомой.

Слайд 28

Домашнее задание По учебнику И.Н. Пономаревой, §12, вопросы после параграфа, термины

Слайд 29

Решить задачу Дочь дальтоника выходит замуж за сына другого дальтоника, причем жених и невеста различают цвета нормально. Каким будет зрение у детей? Известно, что ген дальтонизма передается как рецессивный, сцепленный с Х хромосомой признак.

Слайд 30

По схеме родословной определите: а) предполагаемые генотипы каждого поколения по признаку окраски глаз; б) способ наследования этого признака.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом

Презентация является дополнением к уроку...

Презентация к уроку "Определение пола. Наследование, сцепленное с полом"

Презентация к уроку биологии в 9 классе "Определение пола. Наследование, сцепленное с полом" представляет собой мультимедийный конспект урока. Включает все этапы: актуализацию знаний, анонс темы, цели...

Конспект урока "Генетика пола и наследование, сцепленное с полом"

Конспект урока комбинированного типа для учащихся 11 класса содержит план урока, дополненный  содержанием видов деятельности учителя и учащихся. Включает большое число разнообразных заданий на пр...

Урок «Генетика пола и наследование, сцепленное с полом»

Цель: ·        изучить особенности генетического определения пола у различных групп организмов, а также наследование некоторых признаков сцепленных  с по...