Рабочая программа биология 8 класс
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему

Шишкина Наталья Николаевна

Рабочая программа по биологии в 8 классе составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, с учётом Примерной программы основного общего образования по биологии, с учётом учебного плана МБОУ Кутейниковской СОШ и программы основного общего образования по биологии 6-9  классы (авторы: В.В. Пасечник, В. В. Латюшин, В. М. Пакулова).

Программы соответствуют требованиям федерального компонента Государственного стандарта общего образования. Учебник: Д. В. Колесов. Биология. Человек. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Д. В. Колесов,  Р. Д. Маш, И. Н. Беляев. – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. Полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнения­ми, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_biologiya_8_klass.doc186 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

      Рабочая программа по биологии в 8 классе составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, с учётом Примерной программы основного общего образования по биологии, с учётом учебного плана МБОУ Кутейниковской СОШ и программы основного общего образования по биологии 6-9  классы (авторы: В.В. Пасечник, В. В. Латюшин, В. М. Пакулова).

Программы соответствуют требованиям федерального компонента Государственного стандарта общего образования. Учебник: Д. В. Колесов. Биология. Человек. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Д. В. Колесов,  Р. Д. Маш, И. Н. Беляев. – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. Полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Общая характеристика учебного предмета:

Цели и задачи предмета:

  • освоение знаний о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах познания живой природы; о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о человеке как биосоциальном существе;
  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием его собственного организма, биологические эксперименты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
  • формирование способности и готовности использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей, для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
  • , здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Специфика учебного предмета

     В 8 классе получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяют осознать учащимся единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность о строении и функциях человеческого тела, о факторах, благоприятствующих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек – важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.

Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.

      В основу курса биологии человека   заложено представление о функционировании целостного организма. При этом главный акцент сделан на изучение функций, а не структур. Функциональный подход доведен до логического конца, поэтому основные разделы названы по основным функциям организма (питание, дыхание, выделение, опора, движение и т. п.).

Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.

Место учебного предмета в учебном плане

             Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым  на изучение курса биологии  в 8 классе выделено – 70 часов в год, (2 часа  в неделю) из инвариативной части федерального компонента.

         По плану – 69 ч., т.к. один урок припадает на праздничный день – 8 Марта. Программа будет выполнена за счет сокращения уроков  повторения в конце года.

Учебно-методическое обеспечения

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Д.В. Колесов «Биология. Человек» 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб, заведений. - М.: Дрофа, 2006. - 336с.;

а также методических пособий для учителя.

  1. Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. Биология. Человек. 8 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику. - М.: Дрофа, 2005;
  2. Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г, Аркадьев. М.: Дрофа, 2006;        -

дополнительной литературы для учителя:

  1. Воронин Л.Г., Маш Р. Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1983. - 160с.: ил.;
  2. Никишов А. И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. - М.: Дрофа,2003. - 96с.: ил.;
  1. Рохлов В.С. Дидактический материал по биологии. Человек: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1997. - 240с.: ил.;
  2. Семенцова В.Н., Сивоглазов В.И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс.«Биология. Человек». - М.: Дрофа, 2006-144с.;
  3. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Человек. - М.: Дрофа, 2004. - 224с.;

для учащихся:

  1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс. - М.: Дрофа, 2006. -96с.;
  2. Тарасов В.В. «Темы школьного курса. Иммунитет. История открытий» - М.: Дрофа, 2005,-96с.

Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.

Мультимедиа  поддержка курса «Биология. Человек»

  • Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), 2004
  • Интернет-ресурсы

Планируемые результаты освоения учебного предмета

            Рабочая программа  предусматривает формирование у учащихся 8 класса общеучебных умений и  навыков, универсальных  способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

           Результаты изучения курса «Биология» приведены в разделе «Предполагаемый результат изучения курса биологии 8 класса», который  полностью соответствует стандарту. Требования направлены на  реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими  ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

В результате изучения курса биологии 8 класса:

Учащиеся должны знать:

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
  • особенности строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения человека;

Учащиеся должны уметь:

находить:

  • в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп;
  • в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов;
  • в различных источниках (в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий) необходимую информацию о живых организмах; избирательно относиться к биологической информации, содержащейся в средствах массовой информации;

объяснять:

  • роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика;
  • родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности;
  • взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;
  • родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

проводить простые биологические исследования:

  • ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  • по результатам наблюдений распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные; выявлять изменчивость организмов, приспособление организмов к среде обитания, типы взаимодействия популяций разных видов в экосистеме.

Содержание учебного предмета

Введение

Человек – биосоциальное существо. Систематическое положение человека. Человек – животное (гетеротроф, питание с помощью рта, подвижность), позвоночное и млекопитающее.

Тело человека – как самостоятельный организм

Структура и функции человеческого тела

Основные функции организма: питание, дыхание, выделение, движение, размножение, раздражимость, барьерная. Система органов осуществляет одну основную функцию. Орган – звено в выполнении этой функции. Основные системы органов (пищеварительная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, репродуктивная, органы чувств, нервная, кожа), их состав и взаимное расположение.

Орган и ткань. Типы тканей: эпителиальная, мышечная, соединительная, нервная, репродуктивная.

Клетка и ее строение. Основные органеллы клетки и их функции. Тканевая жидкость – среда клеток организма.

Как обеспечивается целостность организма

Функции, обеспечивающие целостность организма: кровеносная система, лимфатическая система, нервная система, эндокринная система.

Кровь и кровеносная система. Кровь – соединительная ткань. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма. Функции крови: транспортная, газообменная, защитная, поддержание постоянной температуры тела, информационная. Группы крови: АВО; резус-фактор. Переливание крови. Постоянство состава крови. Болезни крови. Анализ крови и диагностика заболеваний. Свертывание крови.

Строение и функции кровеносной системы. Сердце и его главная функция. Влияние интенсивности работы организма и внешних воздействий на работу сердца. Сосуды: артерии и вены. Капилляры. Артериальная и венозная кровь. Большой и малый круги кровообращения. Поглощение кислорода и выделение углекислого газа венозной кровью в легких. Всасывание питательных веществ и поглощение кислорода тканями организма из артериальной крови. Проникновение крови из артериального русла в венозное через полупроницаемые стенки капилляров.

Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях.

Лимфа и ее свойства. Лимфатическая система. Тканевая жидкость.

Нервная система. Значение нервной системы в регуляции и согласованности функций организма. Понятие о рефлексе. Центральная и периферическая нервная система и их роль. Строение и функции спинного мозга и отделов головного мозга. Рефлекторная дуга. Роль вегетативной нервной системы в регуляции работы внутренних органов. Кора больших полушарий.

Эндокринная система. Железы внутренней секреции. Понятие о гормонах и путях их транспортировки к клеткам и тканям. Механизм воздействия гормонов. Специфическая реакция клеток и тканей организма на воздействие гормонов. Роль нервной системы в регуляции желез внутренней секреции.

Гипофиз и его роль в поддержании целостной работы организма. Щитовидная, паращитовидная и поджелудочная железы, их роль в поддержании целостной работы организма. Заболевания, вызванные нарушением функций щитовидной и поджелудочной железы. Условия возникновения сахарного диабета. Надпочечники, их роль в поддержании целостной работы организма. Внутрисекреторная функция половых желез. Вторичные половые признаки.

Опора и движение

Состав и строение опорно-двигательного аппарата. Важнейшие отделы скелета человека. Функции скелета. Рост скелета. Типы соединения костей. Суставы. Хрящевая ткань суставов. Влияние окружающей среды и образа жизни на образование и развитие скелета. Переломы и вывихи.

Мышцы, их функции. Основные группы мышц тела человека. Статическая и динамическая нагрузки мышц. Влияние ритма и нагрузок на работу мышц. Утомление при мышечной работе, роль активного отдыха. Сухожилия. Растяжение связок.

Первая помощь при ушибах, растяжениях связок, переломах и вывихах. Значение физического воспитания и труда для формирования скелета и развития мышц. Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия.

Кровоснабжение мышц и костей. Роль нервной системы в управлении движением.

Дыхание

Биологическое значение дыхания. Воздухоносные пути и легкие, их строение и функции. Механизм вдоха и выдоха, роль диафрагмы, межреберной мускулатуры и грудной клетки в этом процессе. Жизненная емкость легких. Роль нервной и эндокринной систем в регуляции дыхания. Защита органов дыхания. Механизм газообмена в легких. Перенос кислорода и углекислого газа кровью. Клеточное дыхание.

Гигиена органов дыхания. Искусственное дыхание. Заболевания органов дыхания, их профилактика. Вредное влияние курения.

Питание

Строение и функции пищеварительной системы. Ротовая полость и первичная обработка пищи. Желудочно-кишечный тракт и пищеварение. Биологический смысл переваривания пищи. Всасывание питательных веществ в кровь. Внутриклеточное пищеварение. Окисление органических веществ и получение энергии в клетке. АТФ. Белки, жиры и углеводы пищи – источник элементарных «строительных блоков». Единство элементарных строительных блоков всего живого в биосфере.

Рациональное питание. Состав пищи. Витамины. Энергетическая и пищевая ценность различных продуктов. Предупреждение глистных и желудочно-кишечных заболеваний, пищевых отравлений, первая доврачебная помощь при них.

Выделение

Удаление твердых, жидких и газообразных веществ из организма (кишечник, выделительная система, кожа, легкие). Биологическое значение выделения продуктов обмена веществ.

Роль крови в выведении конечных продуктов обмена веществ клеток. Органы мочевыделительной системы, их функции, профилактика заболеваний.

Обмен веществ

Обмен веществ на уровне организма. Роль пищеварительной и кровеносной систем в обеспечении клеток питательными веществами. Роль дыхательной и кровеносной систем в обеспечении клеток кислородом и выведении углекислого газа. Роль выделительной и кровеносной систем, кожи в удалении растворимых конечных продуктов обмена веществ клетки.

Внутренняя среда организма

Внутренняя среда организма и поддержание ее постоянства. Гомеостаз. Механизм отрицательной обратной связи. Нейрогуморальная регуляция функций организма.Барьерная функция организма. Роль кожи в ее обеспечении. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Гигиена кожи, гигиенические требования к одежде и обуви. Профилактика и первая помощь при ожогах и обморожении.

Иммунитет. Учение И.И. Мечникова о фагоцитах. Роль лейкоцитов и антител. Иммунный ответ целого организма. Иммунная память организма и вакцинация. Скорость оседания эритроцитов – обобщенная мера иммунной активности крови. Синдром приобретенного иммунодефицита и его профилактика.

Нарушение постоянства внутренней среды человека как следствие химического, бактериального и вирусного отравления, радиоактивного загрязнения. Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечном ударах, электрошоке. Аллергические и онкологические заболевания человека. Вредное влияние курения, алкоголя и употребления наркотиков. Общественная роль здорового образа жизни.

Высшая нервная деятельность и органы чувств

Высшая нервная деятельность. Учение о высшей нервной деятельности И.М. Сеченова и И.П. Павлова. Безусловные и условные рефлексы и их значение. Биологическое значение образования и торможения условных рефлексов.

Ритмы жизни. Бодрствование и сон, функции сна. Гигиена сна. Режим дня и здоровый образ жизни.

Органы чувств человека и окружающая среда. Понятие об анализаторах. Зрительный анализатор, его функционирование и значение. Ведущее значение зрения в получении информации об окружающей среде. Строение глаза и зрение. Основные нарушения и заболевания глаза. Слуховой анализатор, его функционирование и значение. Ухо и слух. Строение и функции уха. Болезни органов слуха. Обонятельный анализатор, его функционирование и значение. Строение и функции органов обоняния. Вкусовой анализатор. Язык и чувство вкуса. Органы равновесия, их расположение и значение. Осязание. Гигиена органов чувств.

Воспроизведение и индивидуальное развитие

Биологический смысл размножения. Причины естественной смерти. Биологический смысл перекрестного размножения. Первичные половые признаки.

Половая система, ее строение и функции. Оплодотворение. Индивидуальное развитие. Эмбриональное развитие человека. Развитие человека после рождения. Влияние алкоголя, никотина и других факторов на потомство. Женщины и мужчины. Биологический смысл вторичнополовых признаков и поведения.

Тематическое планирование

Наименование темы

Кол-во часов

Контрольные работы

1

Введение. Науки, изучающие организм человека

2

2

Происхождение человека. История развития знаний о строении

3

3

Общий обзор организма человека

6

4

Опорно-двигательная система

7

1

5

Внутренняя среда организма

3

6

Кровеносная и лимфатическая системы

7

7

Дыхательная система

4

8

Пищеварительная система

7

1

9

Выделительная система

1

1

10

Обмен веществ и энергии

3

11

Покровные органы. Теплорегуляция.

4

12

Нервная система человека

5

13

Анализаторы. Органы чувств.

5

1

14

ВНД. Поведение. Психика

6

15

Железы внутренней секреции

2

16

Индивидуальное развитие организма

5

17

Обобщение изученного материала

1

Итого

69

4

                Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

План

Факт.

1

Становление наук о человеке.

1

02.09

2

Систематическое положение человека.

1

05.09

3

Эволюция человека.

1

09.09

4

Расы человека.

1

12. 09

5

История развития знаний о строении и функциях организма человека.

1

16. 09

6

Внешняя и внутренняя среда организма.

1

19. 09

7

Строение и функции клетки.

1

23. 09

8

Жизненные процессы клетки.

1

26. 09

9

Ткани.

1

03.10

10

Системы органов.

1

07.10

11

Рефлекторная регуляция органов и систем организма.

1

10.10

12

Значение опорно–двигательной системы. Скелет.

1

14. 10

13

Строение, типы и химический состав кости.

1

17. 10

14

Строение и функции мышц.

1

21. 10

15

Работа скелетных мышц и ее регуляция.

1

24. 10

16

Осанка, предупреждение плоскостопия.

1

28. 10

17

Первая помощь при растяжениях, вывихах, переломах, ушибах.

1

31. 10

18

Контрольная работа №1 по теме «ОДС»

1

11.11

19

Внутренняя среда организма.

1

14.11

20

Состав крови.

1

18.11

21

Иммунитет.

1

21. 11

22

Транспортные системы организма.

1

25. 11

23

Движение крови. Круги кровообращения.

1

28. 11

24

Строение и работа сердца.

1

02.12

25

Регуляция работы сердца и кровоснабжение.

1

05.12

26

Движение крови по сосудам.

1

09.12

27

Обобщение по теме «Внутренняя среда организма»

1

12. 12

28

Значение дыхания. Органы дыхания.

1

16. 12

29

Газообмен в легких и тканях.

1

19. 12

30

Регуляция дыхания.

1

23. 12

31

Гигиена дыхания.

1

26.12

32

Питание и пищеварение.

1

13.01

33

Пищеварение в ротовой полости.

1

16. 01

34

Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке.

1

20. 01

35

Пищеварение в тонком и толстом кишечнике.

1

23. 01

36

Регуляция пищеварения.

1

27. 01

37

Контрольная работа№2 по теме  «Пищеварительная система. Дыхательная система»

1

30. 01

38

Общая характеристика обмена веществ и энергии.

1

03. 02

39

Витамины.

1

06.02

40

Нормы питания.

1

10.02

41

Обобщающий урок по теме «Обмен веществ и энергии»

1

13. 02

42

Строение и функции кожи.

1

17. 02

43

Гигиена кожи.

1

20. 02

44

Постоянство температуры тела и способы ее регуляции.

1

24. 02

45

Контрольная работа№3 по теме «Обмен веществ и энергии. Кожа»

1

27. 02

46

Значение нервной системы. Мозг и психика.

1

03.03

47

Спинной мозг.

1

06.03

48

Строение головного мозга.

1

10. 03

49

Функции переднего мозга.

1

13. 03

50

Обобщающий урок по теме «Нервная система»

1

17. 03

51

Анализаторы.

1

20. 03

52

Зрительный анализатор.

1

03. 04

53

Гигиена зрения. Профилактика глазных болезней.

1

07. 04

54

Слуховой анализатор.

1

10.04

55

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности.

1

14.04

56

Наука о поведении и психике. ВНД.

1

17. 04

57

Программы поведения.

1

21. 04

58

Сон и сновидения.

1

24. 04

59

Познавательные процессы: речь и мышление.

1

28. 04

60

Познавательные процессы: воля, эмоции, внимание.

1

03.05

61

Контрольная работа №4 по теме Нервная система. Анализаторы».

1

05. 05

62

Роль эндокринной регуляции.

1

08.05

63

Функции желез внутренней секреции.

1

12.05

64

Размножение. Репродуктивные системы человека.

1

15. 05

65

Развитие зародыша и плода.

1

19. 05

66

Наследственные болезни человека.

1

22. 05

67

Развитие ребенка после рождения.

1

26. 05

68

Становление личности.

1

29. 05

69

Итоговое повторение

1

30.05

Лист коррекции и внесения изменений

Класс/ предмет

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа7 класс Starlight

к учебникуЗзвездный английский, 7 класс 2019...