"Кто как готовится к зиме" -занятие по биологии, природоведению, окружающему миру.
план-конспект занятия по биологии (5 класс) на тему
Этот конспект занятия можно использовать на внеурочной деятельности в начальной школе "Природовед", на уроках биологии, природоведения, окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kto_kak_gotovitsya_k_zime_5_kl.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок внеурочной деятельности в 5 классе
Тема: Кто как готовится к зиме (1 час)
Цель: познакомить обучающихся с особенностями жизни животных в связи с подготовкой к зимнему периоду.
Задачи: 1. Обобщить наблюдения детей о перелетных и зимующих птицах, о
животных и растениях
2. Развивать наблюдательность, речь, память, мышление.
3. Воспитывать бережное отношение к природе, животным.
Формирование УУД: использовать иллюстративный, текстовый материал детских книг, обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать условные знаки для наблюдений, объяснения явлений природы; находить необходимую информацию в дополнительных источниках; оценивать свою работу на уроке.
Ход урока
- Организационный момент.
- Сообщение темы урока.
- Беседа с детьми по вопросам о зиме.
- Что такое зима? Почему её называют студёной?
- Как изменяется природа зимой?
- Как люди относятся к зиме? Забавы зимой? Праздники?
- Всем ли «зверюшкам нравится зима?
- Где проводят зиму рыбы? (в глубине водоема)
- Почему птиц разделили на 2 группы?
(одни птицы – перелетные, другие – зимующие: оседлые и кочевые)
- Почему птицы осенью улетают в теплые края?
(из-за недостатка корма)
- Делают ли запасы зимующие птицы?
- Кто из птиц запасает корм на зиму?
- Делают ли звери запасы к зиме?
- Какие животные запасают корм?
(запасают на зиму полевка, поползень и белка).
- А какие животные к зиме «переодеваются»
(меняют окрас, появляется подшерсток)?
4. Беседа с детьми по фото и рисункам животных.
«Как животные готовятся к зиме»
Животные | Как готовятся к зиме | Как зимуют |
Белка | В конце лета и осенью запасает корм (грибы, орехи, жёлуди). Складывает в дупла и под корни деревьев. | Живёт в дупле. |
Медведь | Медведь нагуливает жир осенью, усиленно питаясь. | Спит в берлоге, не ест. |
Заяц | Не делает запасов (кора, молодые ветки). Заяц-беляк меняет окраску на белый цвет. | Лёжку устраивает в разных местах (под кустом, в лесу, под поваленным деревом, в поле). |
Барсук | Летом и осенью накапливает жир, что будет питанием в зимнее время. | В спячке в норе. |
Лиса | Заготовок не делает, находит зимой корм. | Прячется от непогоды зимой в норе под пнями, корягами, поваленными деревьями. |
Лось | Зимой лось питается хвоей, молодыми побегами деревьев и кустарников, старой засохшей травой. | Зиму проводит в поисках пищи. |
Волк | Хищник. Питается дикими и домашними животными, мелкими грызунами. | Степные и пустынные волки роют норы. Лесные волки выводят щенят в логове. |
Мышь-полёвка | Питается полевыми растениями и делает заготовки зерна на зиму. | Зимой живёт в норе. |
Кабан | Зимой питается корнями деревьев и трав, желуди, ягоды, черви. | Зиму проводит в поисках пищи. |
Рысь | Хищник. Питается мелкими грызунами, птицами, зайцами. | Зиму проводит в поисках пищи. |
Песец | Зимой питается грызунами (лемингами, полёвками), птицами, ягодами. | Живёт в норе. |
Соболь | Всеяден. Мелкие грызуны. семена кедра. Плоды рябины, ягоды голубики и брусники. | Пустоты между корнями деревьев, в каменистых осыпях, дуплах. |
Ласка | Питается мелкими грызунами, мышами. | Зиму проводит в поисках пищи. |
Суслик | Питается полевыми растениями, делает заготовки в норе. | Живёт в норе. |
Хомяк | Питается полевыми растениями, делает заготовки зерна в норе. | Зимой живёт в норе. |
Летучая мышь | Накапливает жир летом. | Зиму проводит в спячке. |
Лягушка | Поедает насекомых. | Зиму проводит в спячке. |
Ящерица | Ловит дождевых червей, насекомых, улиток, пожирает яйца птиц, нападает на мелких ящериц. | Зиму проводит в спячке. |
Змея | Холоднокровное животное. Питающееся лягушками, мышами, улитками. | Зиму проводит в спячке. |
Зима.
Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
С.А. Есенин
4. Кроссворд «Зимушка-зима» (с.150) или чтение детской книги о
зимних поведениях животных.
5. Растения зимой. Фрагмент фильма.
6. Интересные вопросы.
- Почему зимой в еловом лесу теплее, чем в любом другом?
(Мохнатые ветви ели создают хороший заслон от ветра).
- Кору какого дерева зимой не обгладывают зайцы, так как она
ядовита. (Черёмуха)
7. Рефлексия.
- Кто сегодня доволен собой?
- Кому было трудно?
- Что было самое интересное?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по природоведению "Вещества в окружающем мире""
План-конспект урока по природоведению "Вещества в окружающем мире" с использованием ЭОР....
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Вещества и явления в окружающем мире». Введение в биологию. 5 класс УМК Сонин Н.И.
План-конспект урока по теме «Вещества и явления в окружающем мире» Урок № 1 "Тело и вещество"....
Конспект урока по природоведению Тема " «Вещества в окружающем мире»
Конспект урока по природоведению. Тема " «Вещества в окружающем мире»...
Технологическая карта урока по теме «Вещества и явления в окружающем мире» по биологии в 5 классе
Цель урока: создание условий для усвоения новых устойчивых знаний о веществах и телах, активизация учебной и мыслительной деятельности при изучении нового материала.Задачи:Образовательные – сфор...
Методическая разработка по биологии "Вещества и явления в окружающем мире", 5 класс
Методическая разработка по биологии, 5 класс, "Вещества и явления в окружающем мире" предназначена для учащихся класса по учебнику "Биология. Введение в биологию" авторов А. А. Плешакова, Н. И. Сонина...
Интегрированный урок биологии и ОБЖ в 8 классе "С помощью чего мы познаём красоту окружающего мира"
Данная разработка урока поможет учителю сформировать у школьников знания о строении, значении органов чувств человека, а также воспитает необходимость соблюдения правил гигиены для ...
Урок в 5 классе по биологии «Вещества и явления в окружающем мире»
Урок в 5 классе по биологии «Вещества и явления в окружающем мире»...