"Кто как готовится к зиме" -занятие по биологии, природоведению, окружающему миру.
план-конспект занятия по биологии (5 класс) на тему

Ротина Анна Александровна

Этот конспект занятия можно использовать на внеурочной деятельности в начальной школе "Природовед", на уроках биологии, природоведения, окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kto_kak_gotovitsya_k_zime_5_kl.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Урок внеурочной деятельности в 5 классе

Тема:  Кто как готовится к зиме  (1 час)

Цель:  познакомить обучающихся с особенностями жизни животных в связи с подготовкой к зимнему периоду.

Задачи: 1. Обобщить наблюдения детей о перелетных и зимующих птицах, о

                   животных и растениях

     2. Развивать наблюдательность, речь, память, мышление.

     3. Воспитывать бережное отношение к природе, животным.

Формирование УУД: использовать иллюстративный, текстовый материал детских книг, обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать условные знаки для наблюдений, объяснения явлений природы; находить необходимую информацию в дополнительных источниках; оценивать свою работу на уроке.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы урока.
  3. Беседа с детьми по вопросам о зиме.

- Что такое зима? Почему её называют студёной?

- Как изменяется природа зимой?

- Как люди относятся к зиме? Забавы зимой? Праздники?

- Всем ли «зверюшкам нравится зима?

     - Где проводят зиму рыбы? (в глубине водоема)

         - Почему птиц разделили на 2 группы?

            (одни птицы – перелетные, другие – зимующие: оседлые и кочевые)

         - Почему птицы осенью улетают в теплые края?

            (из-за недостатка корма)

         - Делают ли запасы зимующие птицы?

          - Кто из птиц запасает корм на зиму? 

         - Делают ли звери запасы к зиме?

         - Какие животные запасают корм?

           (запасают на зиму полевка, поползень и белка).

          - А какие животные к зиме «переодеваются»

            (меняют окрас, появляется подшерсток)?

4. Беседа с детьми по фото и рисункам животных.

 

«Как животные готовятся к зиме»

Животные

Как готовятся к зиме

Как зимуют

Белка

В конце лета и осенью запасает корм (грибы, орехи, жёлуди). Складывает в дупла и под корни деревьев.

Живёт в дупле.

Медведь

Медведь нагуливает жир осенью, усиленно питаясь.

Спит в берлоге, не ест.

Заяц

Не делает запасов (кора, молодые ветки). Заяц-беляк меняет окраску на белый цвет.

Лёжку устраивает в разных местах (под кустом, в лесу, под поваленным деревом,

 в поле).

Барсук

Летом и осенью накапливает жир, что будет питанием в зимнее время.

В спячке в норе.

Лиса

Заготовок не делает, находит зимой корм.

Прячется от непогоды зимой в норе под пнями, корягами, поваленными деревьями.

Лось

Зимой лось питается хвоей, молодыми побегами деревьев и кустарников, старой засохшей травой.

Зиму проводит в поисках пищи.

Волк

Хищник. Питается дикими и домашними животными, мелкими грызунами.

Степные и пустынные волки роют норы. Лесные волки выводят щенят в логове.

Мышь-полёвка

Питается полевыми растениями и делает заготовки зерна на зиму.

Зимой живёт в норе.

Кабан

Зимой питается корнями деревьев и трав, желуди, ягоды, черви.

Зиму проводит в поисках пищи.

Рысь

Хищник. Питается мелкими грызунами, птицами, зайцами.

Зиму проводит в поисках пищи.

Песец

Зимой питается грызунами (лемингами, полёвками), птицами, ягодами.

Живёт в норе.

Соболь

Всеяден. Мелкие грызуны. семена кедра. Плоды рябины, ягоды голубики и брусники.

Пустоты между корнями деревьев, в каменистых осыпях, дуплах.

Ласка

Питается мелкими грызунами, мышами.

Зиму проводит в поисках пищи.

Суслик

Питается полевыми растениями, делает заготовки в норе.

Живёт в норе.

Хомяк

Питается полевыми растениями, делает заготовки зерна в норе.

Зимой живёт в норе.

Летучая мышь

Накапливает жир летом.

Зиму проводит в спячке.

Лягушка

Поедает насекомых.

Зиму проводит в спячке.

Ящерица

Ловит дождевых червей, насекомых, улиток, пожирает яйца птиц, нападает на мелких ящериц.

Зиму проводит в спячке.

Змея

Холоднокровное животное. Питающееся лягушками, мышами, улитками.

Зиму проводит в спячке.

Зима.

Поет зима - аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с ревом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

У мерзлого окна.

И снится им прекрасная,

В улыбках солнца ясная

Красавица весна.

С.А. Есенин

4. Кроссворд «Зимушка-зима» (с.150) или чтение детской книги о  

    зимних поведениях животных.

5. Растения зимой. Фрагмент фильма.

6. Интересные вопросы.

- Почему зимой в еловом лесу теплее, чем в любом другом?

   (Мохнатые ветви ели создают хороший заслон от ветра).

- Кору какого дерева зимой не обгладывают зайцы, так как она  

  ядовита. (Черёмуха)

7. Рефлексия.

- Кто сегодня доволен собой?

- Кому было трудно?

- Что было самое интересное?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по природоведению "Вещества в окружающем мире""

План-конспект урока по природоведению "Вещества в окружающем мире" с использованием ЭОР....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Вещества и явления в окружающем мире». Введение в биологию. 5 класс УМК Сонин Н.И.

План-конспект урока по теме «Вещества и явления в окружающем мире» Урок № 1 "Тело и вещество"....

Конспект урока по природоведению Тема " «Вещества в окружающем мире»

Конспект урока по природоведению. Тема " «Вещества в окружающем мире»...

Технологическая карта урока по теме «Вещества и явления в окружающем мире» по биологии в 5 классе

Цель урока: создание условий  для усвоения новых устойчивых знаний о веществах и телах, активизация учебной и мыслительной деятельности при изучении нового материала.Задачи:Образовательные – сфор...

Методическая разработка по биологии "Вещества и явления в окружающем мире", 5 класс

Методическая разработка по биологии, 5 класс, "Вещества и явления в окружающем мире" предназначена для учащихся класса по учебнику "Биология. Введение в биологию" авторов А. А. Плешакова, Н. И. Сонина...

Интегрированный урок биологии и ОБЖ в 8 классе "С помощью чего мы познаём красоту окружающего мира"

Данная разработка урока поможет учителю  сформировать у школьников знания о строении, значении органов чувств человека, а также  воспитает необходимость соблюдения правил гигиены для   ...

Урок в 5 классе по биологии «Вещества и явления в окружающем мире»

Урок в 5 классе по биологии «Вещества и явления в окружающем мире»...