Рабочая программа 5 класс.
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему
Рабочая программа 5 класс (34 часа).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya-programma-po-biologii-5-klass.doc | 209 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование
по биологии
На 2017-2018 учебный год
5 класс
количество часов 34 в год, 1 час в неделю
планирование составлено на основе
сборника программ для общеобразовательных учреждений автор И.Н.Пономарева, М.: Вентана – Граф, 2011
Составитель: учитель биологии Савина В.В.
г. Москва
Пояснительная записка
Рабочая программа для курса биологии 5 класса разработана на основе нормативных документов:
-Закон РФ « Об образовании»
-ФГОС ООО
-Фундаментальное ядро содержания общего образования
-Примерной программы по биологии
Рабочая программа реализуется по УМК Пономарёвой И.Н.
- Учебник И.Н. Пономаревой, И.В. Николаева, О.А. Корниловой, Биология. 5 класс. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2015.
- Авторская программа И.Н.Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А.Корнилова,А.Г.Драгомилов, Т.С. Сухова ( Биология 5-11 классы: программа-М.: Вентана-Граф, 2015г)
- Методические пособия:
И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев , О.А.Корнилова Биология 5 кл, Методическое пособие М.: Вентана-Граф , 2015 г
Рабочая программа является составной частью программы образовательного учреждения.
Цели программы:
- обеспечить ориентации в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизни и здоровья человека, формирование ценностного отношения к живой природе;
-развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
-овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
- формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально—ценностного отношения к объектам живой природы
-освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;
- овладение умениями сравнивать, наблюдать, узнавать, делать выводы, соблюдать правила, применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы;
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
-иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни
Описание места учебного предмета « Биология» в учебном плане
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Биология» изучается с 5-го по 9-й класс, 5-й класс – 1 час в неделю (34 часа).
Рабочая программа направлена на достижение следующих результатов:
1.Личностными результатами изучения предмета « Биология» являются следующие умения:
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
- формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной , общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности
- формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного , бережного отношения к окружающей среде.
2.Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
Регулятивные: УУД:
- умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
Личностные УУД:
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
Коммуникативные УУД:
- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов. Формировать , аргументировать и отстаивать своё мнение
Познавательные УУД:
- умение работать с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
- умение создавать , применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках
3.Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
-усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;
-формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах , процессах, явлениях;
-овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
-объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
-формирование основ экологической грамотности : способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека.
Основное место отводится изучению следующим темам:
Часть 1. Биология – наука о живом мире
Часть 2. Многообразие живых организмов
Часть 3. Жизнь организмов на планете Земля
Часть 4. Человек на планете Земля
Календарно-тематическое планирование по биологии Класс 5
№/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе | Контрольные работы | |
Уроки | Лабораторные работы | ||||
1 | Биология – наука о живом мире | 8 | 8 | 2 | |
2 | Многообразие живых организмов | 11 | 11 | 1 | |
3 | Жизнь организмов на планете Земля | 8 | 8 | ||
4 | Человек на планете Земля | 4 | 4 | ||
5 | Обобщение | 3 | 3 | 1 | |
Итого | 34 | 3 | 1 |
Планирование составлено на основе
- Авторская программа И.Н.Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А.Корнилова,А.Г.Драгомилов, Т.С. Сухова ( Биология 5-11 классы: программа-М.: Вентана-Граф, 2015 г.)
Учебник:
И.Н. Пономаревой, И.В. Николаева, О.А. Корниловой, Биология. 5 класс. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2015 г.
Рабочая тетрадь:
- Корнилова, Симонова, Николаев: Биология. 5 класс. Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. ФГОС, Редактор: Пономарева И. Н. Издательство: Вентана-Граф, 2015 г.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
Должен научиться:
-характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
-применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
-использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
-ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
Получить возможность научиться:
-соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
-использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; -выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;
-выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
-осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
-ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
-находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из од ной формы в другую;
-выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Перечень учебно–методического обеспечения
для учителя
- Авторская программа И.Н.Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А.Корнилова,А.Г.Драгомилов, Т.С. Сухова (Биология 5-11 классы: программа-М.: Вентана-Граф, 2015 г)
- И.Н. Пономаревой, И.В. Николаева, О.А. Корниловой, Биология. 5 класс. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2015.
- Корнилова, Симонова, Николаев: Биология. 5 класс. Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. ФГОС, Редактор: Пономарева И. Н. Издательство: Вентана-Граф, 2015 г.
И.Н.Пономарева, И.В. Николаев, О.А.Корнилова, Методическое пособие Биология. 5 класс. Издательский центр «Вентана-Граф», 2015.
для учащихся
1. И.Н. Пономаревой, И.В. Николаева, О.А. Корниловой, Биология. 5 класс. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2015.
2. Корнилова, Симонова, Николаев: Биология. 5 класс. Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. ФГОС, Редактор: Пономарева И. Н. Издательство: Вентана-Граф, 2015 г.
Календарно-тематическое планирование 5 класс /линия Пономаревой И.Н./ на 2017-2018 учебный год
(Пономарева И.Н., Николаев Н.В., Корнилова О.А. «Введение в биологию», издательство «Вентана-Граф» 2015 год)
№ урока Дата | Тема урока | Тип урока, форма проведения | Формы организации учебно-познавательной деятельности | Планируемые результаты: Л - личностные М - метапредметные П - предметные | Формы организации деятельности. Методы обучения. | Средства обучения | Домашнее задание | ||||||
Глава 1. Биология – наука о живой природе (8 ч) | |||||||||||||
1. | Наука о живой природе. | Урок постановки учебной задачи. Знакомство с учебником, целями и задачами курса. Живые организмы – важная часть природы. Начало земледелия и скотоводства. Культурные растения и домашние животные. Наука о живой природе – биология | Обсуждать проблему: может ли человек прожить без других живых организмов? Рассматривать и пояснять иллюстрации учебника. Приводить примеры знакомых культурных растений и домашних животных. Давать определение наукам биологии, ботанике, зоологии, микробиологии, микологии. Характеризовать задачи, стоящие перед учёными-биологами | Л. формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, строить рассуждения о происхождении домашних растений и животных, делать выводы о роли этих организмов в жизни человека. М. формирование умения видеть проблему (происхождение культурных растений и животных), строить рассуждения, использовать речевые средства для отстаивания своей точки зрения, умение работать с понятиями. П. знание определений наук, изучающих живое, задач, стоящих перед учёными-биологами; анализ и оценка последствий деятельности человека в природе. | Индивидуальная, фронтальная, работа в группе, работа с учебником, дополнительной литературой. Словесный, наглядный, частично-поисковый. | Таблицы «Домашние животные», «Культурные растения», иллюстрации, живые объекты, ЭОР / Игра на определение специальностей ученых, изучающих живую природу значение биологии презентация | § 1, знать термины. | ||||||
2. | Свойства живого. | Урок открытия нового знания. Способствовать актуализации знаний об отличии живых тел от тел неживой природы, признаках живого. Организм – единица живой природы. Органы организма, их функции, согласованность работы органов. | Называть свойства живых организмов. Сравнивать проявление свойств живого и неживого. Обсуждать стадии развития растительных и животных организмов по рисунку учебника. Рассматривать изображение живого организма и выявлять его органы, их функции Обсуждать роль органов животного в его жизнедеятельности. Формулировать вывод о значении взаимодействия органов живого организма | Л. Формирование познавательных интересов при сравнении тел живой и неживой природы, выявлении признаков живого. М. умение работать с различными источниками информации (учебник, ЭОР), структурировать материал об основных признаках живого, давать определение понятиям (признаки живого, орган, организм) П. выявление существенных признаков биологических объектов (признаков живого); взаимосвязи органов в организмах. | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль. Наглядный, словесный. Демонстрация. | Таблица «Органы растений и животных», рисунки, фотографии, ЭОР. | § 2, ответы на вопросы после параграфа. | ||||||
3. | Методы изучения природы. | Урок систематизации ранее полученных знаний Знакомство школьников с общими методами изучения природы. Использование сравнения и моделирования в лабораторных условиях | Рассматривать и обсуждать рисунки учебника, иллюстрирующие методы исследования природы. Различать и характеризовать методы изучения живой природы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Обсуждать способы оформления результатов исследования | Л. Приобретение знаний основных правил отношения к живой природе при знакомстве с методами её изучения. М. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками и учителем; умение сравнивать, анализировать , выявлять целесообразность использования тех или иных методов исследования. П. овладение основами знаний о методах исследования биологических наук; дальнейшее формирование знаний основных правил поведения в природе в ходе исследования. | Индивидуальная, работа в парах, группах. Самостоятельная работа, изучение нового материала, контроль знаний. | Бинокль, полевой дневник, фрагмент в/ф, ЭОР Измерительные приборы Иллюстрация Наблюдение за прорастанием фасоли Интерактивное задание | § 3, термины. Сообщение об А. Левенгуке. | ||||||
4. | Увеличительные приборы. | Урок решения частных задач – знакомства с работой увеличительных приборов. Актуализация знаний о необходимости использования увеличительных приборов при изучении объектов живой природы. Увеличительные приборы: лупы ручная, штативная, микроскоп. Формирование навыков работы с микроскопом. | Объяснять назначение увеличительных приборов. Различать ручную и штативную лупы, знать получаемое с их помощью увеличение. Характеризовать и сравнивать увеличение лупы и микроскопа. Находить части микроскопа и называть их. Изучить и запомнить правила работы с микроскопом. Рассматривать готовый микропрепарат под микроскопом, делать выводы | Л. Формирование умения анализировать информацию и делать выводы о возможности изучения организмов с помощью увеличительных приборов. М. умение работать с различными источниками информации при подготовке сообщений об изобретении микроскопа и открытии клеточного строения организмов. П. овладение правилами работы с биологическими приборами; формирование умений наблюдения и описания биологических объектов при работе с увеличительными приборами. | Фронтальный, индивидуальный, работа в парах. Приобретение знаний. Лабораторная работа № 1 «Изучение строения увеличительных приборов» | Микроскопы, ручные и штативные лупы, таблица «Увеличительные приборы» мякоть арбуза, плоды томатов. Портреты Левенгука, Гука, ЭОР Изучение строения микроскопа практическая работа | § 4. зарисовать и подписать устройство микроскопа. | ||||||
5. | Строение клетки. Ткани. | Урок открытия нового знания. Создать условия для приобретения учащимися знаний о клеточном строении организма, особенностях клетки растений; приобретение знаний о тканях. Урок развития практических навыков. Создание условий для формирования метапредметных умений осуществления исследовательской деятельности. Дальнейшее развитие навыков проведения лабораторных исследований. | Называть части клетки по рисункам учебника. Характеризовать назначение частей клетки. Сравнивать животную и растительную клетки, находить их различие. Называть ткани животных и растений по рисункам учебника, характеризовать их строение, объяснять их функции. Изучать строение клетки на готовых микропрепаратах под малым и большим увеличением микроскопа; , готовить простейшие микропрепараты. | Л. Формирование умения сравнивать клетки растений и животных, растительные и животные ткани, анализировать информацию и делать выводы о чертах их сходства и различия. М. формирование умения работать с различными источниками информации (учебник, ЭОР, микропрепараты) при изучении клетки и тканей живых организмов. П. формирование умения выделять существенные признаки растений и животных на основе знаний о строении клетки и тканей; умение различать на таблицах клетки животных и растений, их органоиды, животные и растительные ткани; дальнейшее развитие навыков работы с увеличительными приборами при рассматривании микропрепаратов. | Наглядный, словесный. Приобретение знаний. Работа в парах. Взаимоконтроль. Демонстрация /ткани под микроскопом и/или ЭОР/. Исследовательский.Лабораторная работа № 2 «Знакомство с клетками растений» | Таблицы «Растительная клетка», «Животная клетка», микроскопы, лабораторное оборудование, репчатый лук, йод, микропрепараты, ЭОР, мультимедиа. Ткани животных организмов Ткани растений | § 5, заполнить таблицы «Ткани», зарисовать в тетради строение клетки растений и животных. | ||||||
6. | Химический состав клетки. | Урок открытия нового знания. Способствовать приобретению знаний о химических веществах клетки. Минеральные соли, их значение для организма. Органические вещества клетки: белки, углеводы, жиры, их значение для жизни организма и клетки. | Различать неорганические и органические вещества клетки, минеральные соли объяснять их значение для организма. Наблюдать демонстрацию опытов и понимать объяснение учителя. Изучать рисунки учебника и анализировать представленную на них информацию о результатах опытов | Л. Умение анализировать увиденные опыты по обнаружению веществ, входящих в состав клеток растений, делать выводы о наличии органических и минеральных веществ. М. умение извлекать информацию из различных источников(учебник, ЭОР, справочник, опыт), анализировать её, делать выводы. П. выявление существенных признаков (химический состав) живых организмов; приведение доказательств родства всех живых организмов исходя из особенностей химического состава клетки. | Фронтальная, индивидуальная. Словесные, наглядные, работа с учебником. Приобретение и первичный контроль знаний. Демонстрация /опыты по обнаружению воды и органических веществ в растениях./ | ЭОР, пробирки, спиртовка, держатель, пипетка, йод, тесто, семена подсолнечника, пшеницы. Вода и минеральные соли в жизни клетки | § 6, подготовить сообщения /презентации/ о великих естествоиспытателях. | ||||||
7. | Процессы жизнедеятельности клетки. | Урок открытия нового знания. Актуализация и углубление знаний об основных процессах, происходящих в живой клетке: дыхании, питании, обмене веществ, росте, развитии, размножении. Взаимосвязанная работа частей клетки. | Оценивать значение питания, дыхания, размножения. Объяснять сущность понятия «обмен веществ», характеризовать его биологическое значение. Понимать сущность процесса деления клетки, знать его главные события. Рассматривать на рисунке учебника процесс деления клетки, устанавливать последовательность деления ядра и цитоплазмы клетки. Аргументировать вывод о том, что клетка - живая система (биосистема) | Л. Умение строить рассуждения о клетке как живой системе, анализируя информацию о процессах жизнедеятельности клетки. М. умение адекватно использовать речевые средства при аргументировании вывода о клетке как живой системе. П. выделение существенных признаков живого: обмена веществ в клетке, деления, роста, развития; соблюдение правил работы с микроскопом во время демонстрации микропрепарата. | Фронтальный, индивидуальный, словесный, наглядный. Приобретение и контроль знаний, самоконтроль. Демонстрация /микропрепарат «митоз в корешках лука» или ЭОР/. | Таблицы, микроскопы, микропрепараты. ПК, телевизор. Деление клетки Жизнедеятельность растительной клетки Интерактивное задание | § 7, повторить §§ 1-6 | ||||||
8. | Обобщающий урок по теме: Биология – наука о живой природе | Урок развивающего контроля. Диагностика и коррекция ЗУН по теме. | Уметь воспроизводить знания и применять их в новой ситуации. Знакомиться с именами и портретами учёных, слушая сообщения одноклассников. Называть области науки, в которых работали конкретные учёные, знать сущность их открытий. Знать имена отечественных учёных, внесших важный вклад в развитие биологии. Формулировать вывод о вкладе учёных в развитие наук о живой и неживой природе и его значении для человечества. | Л. Знание основных правил отношения к живой природе; умение анализировать информацию, содержащуюся в заданиях, делать выводы, применять знания в новых ситуациях. М. умение работать с различными источниками информации при подготовке сообщений и презентаций; умение адекватно использовать речевые средства при изложении материала; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками и учителем. П. выделение существенных признаков живых систем, клеток и тканей животных и растений, процессов, протекающих в клетке; различение на рисунках органоидов клетки, тканей растений и животных; знание правил работы с микроскопом, умение готовить микропрепарат. | Индивидуальная. Работа в группах. Сообщения учащихся, работа с учебником. Контроль знаний. | Тесты. Портреты учёных: Аристотель, Теофраст, К. Линней, Ч. Дарвин, В.И. Вернадский, Н.И. Вавилов, ЭОР, мультимедиа. | С.30 | ||||||
Глава 2. Многообразие живых организмов (11 ч) | |||||||||||||
9 | Царства живой природы | Актуализация понятий «классификация», «систематика», «царство», «вид». Царства клеточных организмов. Вирусы - неклеточная форма жизни: их строение, значение и меры профилактики вирусных заболеваний | Индивидуальная: Объяснять сущность термина «классификация». Давать определение науке систематике. Знать основные таксоны классификации – «царство» и «вид». Продуктивная: Характеризовать вид как наименьшую единицу классификации. Рассматривать схему царств живой природы, устанавливать связь между царствами. Творческая: Называть отличительные особенности строения и жизнедеятельности вирусов | Л. Реализация установок здорового образа жизни в процессе изучения материала о вирусных инфекциях и их профилактике; развитие интеллектуальных умений анализировать особенности живых организмов и определять их принадлежность к царствам природы. М. умение работать с дополнительной литературой, оформлять результаты в виде сообщений или к/презентаций, грамотно излагать дополнительный материал. П. приведение доказательств взаимосвязи человека и окружающей среды, необходимости соблюдения мер профилактики вирусных заболеваний, ВИЧ-инфекции; умение определять принадлежность организмов к определённой систематической группе. | самоконтроль взаимоконтроль знаний. Составить сравнительную хар-ку | Мультимедиа, таблицы, портреты Линнея, Ивановского, фрагмент в/ф о ВИЧ. Царства живой природы Царства живой природы Интерактивное задание | § 8. | ||||||
10 | Бактерии: строение и жизнедеятельность. | Актуализация знаний о царстве бактерий. Бактерии -примитивные одноклеточные организмы. Бактерии как самая древняя группа организмов. Процессы жизнедеятельности бактерий. Понятие об автотрофах и гетеротрофах. | Приобретение знаний: Выделять и называть главные особенности строения бактерий, используя рисунок учебника. Характеризовать разнообразие форм тела бактерий по рисунку учебника. Объяснять сущность терминов: «автотрофы», «гетеротрофы», «прокариоты», «эукариоты». Различать свойства прокариот и эукариот. Творческая: Сравнивать и оценивать роль бактерий-автотрофов и бактерий-гетеротрофов в природе | Л. Реализация установок здорового образа жизни в процессе изучения материала о бактериальных инфекциях и их профилактике; М. умение работать с различными источниками информации (печатными и электронными П. выявление существенных признаков прокариот и эукариот; определение принадлежности бактерий к прокариотам; различение на рисунках частей бактериальной клетки; выявление существенных признаков автотрофов и гетеротрофов, их роли в природе | Взаимоконтроль Теренажор «Бактерии» | Таблицы, ЭОР, учебники, дополнительная литература. Разнообразие бактерий Иллюстрация презентация «Бактерии" Иллюстрация Биологические карты "Бактерии" Интерактивное задание | § 9, сообщения об инфекционных заболеваниях и их профилактике. | ||||||
11 | Значение бактерий в природе и жизни человека. | Способствовать актуализации знаний о значении бактерий в природе и жизни человека, об инфекционных заболеваниях и их профилактике. | Приобретение знаний. Индивидуальная, фронтальная: Характеризовать важную роль бактерий в природе. Устанавливать связь между растением и клубеньковыми бактериями на рисунке учебника, объяснять термин «симбиоз». Аргументировать наличие фотосинтеза у цианобактерий, называть его продукты. Различать бактерий по их роли в природе. Приводить примеры полезной деятельности бактерий. Характеризовать использование процесса брожения в народном хозяйстве. Обсуждать значение бактерий для человека. Сопоставлять вред и пользу, приносимые бактериями природе и человеку, делать выводы о значении бактерий | Л. Реализовать установки здорового образа жизни на примере положительного воздействия закаливающих процедур в профилактике воздушно-капельных инфекций. М. умение работать с различными источниками информации (печатными и электронными); развивать способность выбирать целевые установки на сохранение и укрепление своего здоровья, соблюдая меры профилактики инфекционных заболеваний. П. приведение доказательств необходимости профилактических мер для сохранения здоровья; формирование представлений о роли бактерий в круговороте веществ и превращении энергии в экосистемах; объяснение роли бактерий в практической деятельности человека; освоение приёмов первой доврачебной помощи в случае пищевого отравления. | Сообщения учащихся Первичный контроль знаний, само и взаимоконтроль Тест «Бактерии» | Таблицы, иллюстрации, мультимедиа. Изготовление продуктов питания с помощью бактерий/ Видеофрагмент Значение бактерий/ Схема Болезнетворные бактерии человека/Видеофрагмент | § 10. заполнить таблицу «Значение бактерий» | ||||||
12 | Растения. | Способствовать приобретению знаний об отличительных свойствах растений. Сравнение клеток растений и бактерий. Деление царства растений на группы. Строение растений. Размножение растений. Роль цветковых растений в жизни человека. | Групповая, фронтальная. Проектный метод. Характеризовать главные признаки растений. Различать части цветкового растения на рисунке учебника, выдвигать предположения об их функциях. Сравнивать цветковые и голосеменные растения, характеризовать их сходство и различие. Характеризовать мхи, папоротники, хвощи плауны как споровые растения, знать термин «спора». Определять по рисунку учебника различие между растениями разных систематических групп. Сопоставлять свойства растительной и бактериальной клеток, делать выводы. Характеризовать значение растений разных систематических групп в жизни человека | Л. Реализовать установки здорового образа жизни на примере положительного воздействия закаливающих процедур в профилактике воздушно-капельных инфекций.Развитие умения сравнивать живые объекты, анализировать особенности их строения и делать выводы об усложнении в строении растений от водорослей к покрытосемянным. М. умение работать с разными источниками информации; умение преобразовывать информацию в ходе работы над мини-проектами; умение работать в команде при создании проектов и их защите; умение грамотно излагать свою точку зрения. П. выделение существенных признаков растений; определение различных растений к определённым систематическим группам; выявление существенных признаков споровых и семенных растений; умение сравнивать клетки растений и бактерий и делать умозаключения об усложнении строения клетки растений; овладение умением оценивать с эстетической точки зрения растения различных групп. | Приобретение знаний, само и взаимоконтроль. Работа в парах, индивидуальная Лабораторная работа № 3 «Знакомство с внешним строением растений Ст 50 | Ватман, клей, ножницы, картинки, таблицы, гербарии. Многообразие растений Видеофрагмент или презентация Особенности организации низших и высших растений Иллюстрация | § 11, подготовка к лабораторной работе. | ||||||
13-14 | Животные. Одноклеточные организмы. Многоклеточные организмы. | Способствовать приобретению знаний об особенностях животных – гетеротрофности, способности к передвижению, наличии органов чувств. Среда обитания, одноклеточные и многоклеточные организмы. Роль животных в природе и жизни человека. Зависимость от окружающей среды. Дальнейшее развитие навыков наблюдения и описания биологических объектов | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, наглядный Распознавать одноклеточных и многоклеточных животных. Характеризовать простейших по рисункам учебника, описывать их различие, называть части их тела. Сравнивать строение тела амёбы с клеткой эукариот, делать выводы. Называть многоклеточных животных, изображённых на рисунке учебника. Различать беспозвоночных и позвоночных животных. Приводить примеры позвоночных животных. Объяснять роль животных в жизни человека и в природе. Называть факторы неживой природы, оказывающие влияние на жизнедеятельность животных | Л. Формирование эстетического отношения к живой природе при знакомстве с различными животными. Формирование познавательных интересов в ходе наблюдении яза животными, сравнения их способов передвижения, вывода о зависимости способа передвижения от среды обитания; развитие эстетического отношения к живой природе. М. умение работать с разными источниками информации, анализировать информацию, классифицировать живые объекты. П. выделение существенных признаков одноклеточных и многоклеточных организмов их роли в круговороте веществ и превращении энергии в экосистемах; объяснение роли различных животных в жизни человека; различение на рисунках и таблицах растений различных типов и классов; оценивание с эстетической точки зрения различных животных. | Приобретение и первичный контроль знаний. вопросы ст.56 | Таблицы, чучела, микропрепараты, ЭОР. Многообразие многоклеточных животных Видеофрагмент Многообразие одноклеточных животных Видеофрагмент Характерные признаки животных. Иллюстрация | § 12. Знать термины. | ||||||
15 | Грибы. | Приобретение знаний об особенностях царства Грибы. Общая характеристика грибов. Строение тела гриба. Питание и размножение грибов, микориза. | Индивидуальная, работа в группах. Словесный, наглядный Устанавливать сходство гриба с растениями и животными. Описывать внешнее строение тела гриба, называть его части. Определять место царства Грибы среди эукариот. Называть знакомые виды грибов. Рассказывать о своих встречах с грибами в лесу. Характеризовать питание грибов. Давать определения терминам: «сапротроф», «паразит», «хищник», «симбионт», грибокорень, пояснять их примерами. | Л. Знание основных правил отношения к живой природе на примере сбора грибов; развитие умения анализировать информацию об особенностях грибов и делать выводы. М. умение работать с различными источниками информации; связано и грамотно излагать информацию. П. выделение существенных признаков царства грибы; различение на рисунках, таблицах частей тела гриба; овладение методами биологических исследований в процессе постановки опыта по выращиванию плесневых грибов (дома) и объяснению их результатов. | Самоконтроль,взаимоконтроль Тест «Грибы» | Грибница, плодовое тело, гифы, гименофор, микориза (грибокорень) презентация Таблицы «Строение шляпочного гриба», муляжи, влажные препараты, ЭОР. Питание грибов Грибы интерактивное задание | § 13, заложить опыт по выращиванию плесени | ||||||
16 | Многообразие и значение грибов. | Актуализация и углубление знаний о многообразии грибов, их роли в природе и жизни человека. Оказание приёмов первой помощи при отравлении грибами. | Парная работа Характеризовать строение шляпочных грибов. Подразделять шляпочные грибы на пластинчатые и трубчатые. Описывать строение плесневых грибов по рисунку учебника. Знать значение терминов «антибиотик», «пенициллин». Различать съедобные и ядовитые грибы. Обсуждать правила сбора и использования грибов. Характеризовать значение грибов для человека и для природы | Л. Реализация установок ЗОЖ при изучении материала о значении грибов в жизни человека. М. умение осуществлять исследования (выращивание плесени, изучение, сравнение), анализировать полученные результаты, аргументировано излагать их. П. выделение существенных признаков грибов, значение грибов в круговороте веществ, в жизни человека; различение на рисунках и муляжах съедобных и ядовитых грибов; освоение приёмов оказания первой помощи при отравлении грибами; выявление мер профилактики грибковых заболеваний. | сообщения учащихся. Демонстрация /строение мукора под микроскопом/. Составление сравнительной таблицы Рис. 55 | Таблицы, иллюстрации, микроскоп, плесневые грибы, ЭОР. Грибы-паразиты, вызывающие заболевания культурных растений Интерактивное задание Грибы - разрушители древесины/ Видеофрагмент Дрожжи и плесени Текст с иллюстрациям Съедобные и ядовитые грибы (муляжи). Текст с иллюстрациям | § 14. сделать карточки с грибами – двойниками | ||||||
17 | Лишайники | Способствовать знакомству учащихся с общей характеристикой лишайников, их многообразием, значением, местообитанием. | Фронтальная, индивидуальная. Работа с книгой, беседа, рассказ. Словесный, наглядный. Приобретение знаний. Выделять и характеризовать главную особенность строения лишайников – симбиоз двух организмов - гриба и водоросли. Различать типы лишайников на рисунке учебника. Анализировать изображение внутреннего строения лишайника. Выявлять преимущества симбиотического организма для выживания в неблагоприятных условиях среды. Характеризовать значение лишайников в природе и жизни человека | Л. Формирование познавательного интереса в ходе изучения симбиотического организма; умение анализировать информацию, делать выводы. Л. Формирование познавательного интереса в ходе изучения симбиотического организма; умение анализировать информацию, делать выводы. П. выделение существенных признаков лишайников как симбиотических организмов их роли в круговороте веществ и образовании гумуса; приведение доказательств влияния факторов окружающей среды на развитие лишайников (чистота воздуха); различение на рисунках и среди гербарных экземпляров различных типов лишайников | Самоконтроль, взаимоконтроль – работа с гербарным материалом | Гербарий, таблицы, ЭОР. Строение лишайника видеофрагмент Лишайник иллюстрация | § 15, подготовка сообщений о полезных и вредных организмах. | ||||||
18 | Значение живых организмов в природе и жизни человека. | Формирование знаний о разнообразии организмов. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Роль в природе и жизни человека | Индивидуальная, групповая, фронтальная. Сообщения учащихся. Приобретение и углубление знаний Рассматривать на рисунках учебника изображения животных и растений, определять их значение для человека и природы. Доказывать на примерах ценность биологического разнообразия для сохранения равновесия в природе. Объяснять необходимость охраны редких видов и природы в целом | Л. Мотивация на изучение живой природы, частью которой является человек; эстетическое отношение к объектам живой природы. М. структурирование материала, полученного их различных источников информации; умение грамотно излагать материал; развитие способностей выбирать целевые установки по отношению к живой природе П. приведение доказательств взаимосвязи человека и окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; различение на таблицах и рисунках животных и растений, нуждающихся в охране, занесённых в Красную книгу, знание основных правил поведения в природе. | Составить схему «Биологическое разнообразие.» | Таблицы, презентации, ЭОР, мультимедиа. | § 16 | ||||||
19 | Обобщающий урок по теме: Многообразие живых организмов | Диагностика ЗУН учащихся по темам «Биология – наука о живой природе», «Многообразие живых организмов» | Индивидуальная, фронтальная Отвечать на итоговые вопросы по темам 1, 2. Выполнять итоговые задания по материалам темы. Оценивать свои достижения по усвоению учебного материала | Л. формирование интеллектуальных умений строить рассуждения, анализировать, делать выводы при выполнении заданий. М. умение аргументировать свою точку зрения, связанно излагать материал. П. продемонстрировать ЗУН по темам. | Контроль знаний, самоконтроль | Задания Ст. 73-74 | Термины по темам 1-2 | ||||||
Глава 3. Жизнь организмов на планете Земля (9 ч) | |||||||||||||
20 | Многообразие условий обитания на планете. | Урок изучения и первичного закрепления знаний комбинированный | Индивидуальная, фронтальная, работа в группах. Приобретение знаний, взаимоконтроль. | Л.формирование познавательных интересов и интеллектуальных умений сравнения, анализа, явлений и живых объектов и умения делать выводы в ходе работы над мини-проектами («Кто такие гидробионты?», «Да будет свет?», «Солнце, воздух и вода, получается…среда», «Паразиты и их дом»). М.развитие навыков проектной деятельности, умения структурировать материал, грамотно и аргументировано его излагать: умение работать с различными источниками информации; развитие коммуникативных качеств П. выделение существенных признаков различных сред обитания; выявление взаимосвязи между условиями среды и особенностями организмов; сравнение биологических объектов, обитателей различных сред; умение оценить живые объекты с эстетической точки зрения. | Индивидуальный и фронтальный опрос, взаимоконтроль | ЭОР, плакаты, ватман, фломастеры, иллюстрации. Среды жизни/Интерактивная таблица Особенности организменной среды обитания Интерактивная схема | |||||||
21 | Экологические факторы среды. | Урок первичного предъявления новых знаний. Комбинированный урок | Тест по теме «Среды жизни на планете Земля»Индивидуальный, фронтальный. Приобретение знаний, контроль и самоконтроль. Словесные, наглядные | Л.Развитие умения анализа данных, сравнения действия различных факторов на живые организмы. М.развитие способности выбирать смысловые установки в поступках по отношению к живой природе П. объяснение места и роль человека в природе, последствий его хозяйственной деятельности для природных биогеоценозов; знание основных правил поведения в природе. | Самоконтроль Оценка устных ответов, Тестовая проверка знаний. | Таблицы, ЭОР. Экологические факторы Факторы живой природы (компкт-диск) | § 18, составить кроссворд с терминами | ||||||
22 | Приспособления организмов к жизни в природе. | Урок первичного предъявления новых знаний. Комбинированный урок | Индивидуальная, фронтальная, работа в группах. Приобретение знаний. Взаимоконтроль. Сообщения учащихся. | Л.Развитие интеллектуальных умений сравнивать и оценивать действие факторов среды на организмы; формирование эстетического отношения к организмам М.умение работать с различными источниками информации, оценивать, преобразовывать из одной формы в другую (сообщения, презентации); умение аргументировано излагать свою точку зрения; умение работать в парах при осуществлении взаимоконтроля. П.выявление изменчивости организмов как приспособленности к среде обитания; умение оценивать биологические объекты с эстетической точки зрения. | Фронтальный и индивидуальный опрос. Оценка сообщений учащихся | Мультимедиа, ЭОР, таблицы, иллюстрации, муляжи, чучела, живые экземпляры. Приспособления животных к водной среде обитания Мультимедиа Приспособления животных к наземно-воздушной среде обитания/Мультимедиа Виды адаптаций у растений Интерактивная таблица | |||||||
23 | Природные сообщества. | Урок формирования первоначальных предметных умений. комбинированный) | Фронтальная, индивидуальная. Словесные, наглядные. Беседа, работа с учебником. Сообщения учащихся « Природные сообщества нашего села» Приобретение и первичный контроль знаний | Л.Развитие умения анализировать роль организмов в экосистемах и пищевых цепях, делать выводы о последствиях нарушения равновесия в биогеоценозах. М,умение выбирать целевые установки в действиях человека по отношению к живой природе; умение преобразовывать информацию из одной формы(текст учебника, ЭОР) в другую (рисунок, сообщение). П.выделение существенных признаков экосистем, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах; выявление типов взаимодействия различных видов организмов в природе | Фронтальный и индивидуальный опрос. Оценка сообщений учащихся | Таблицы «Природные сообщества», ЭОР Пищевая цепь. Задачи на предсказание последствий нарушения экологического равновесия с помощью анимированной модели | § 20, знать термины. Подготовить сообщения: «Природные зоны нашего региона» «Животные и растения Красной книги . | ||||||
24 | Природные зоны России | Урок изучения нового. Урок исследование | Групповая. Словесные. Беседа, работа с учебником Составление таблицы «Природные зоны». Сообщения учащихся: «Природные зоны нашего региона» «Животные и растения Красной книги » Приобретение знаний, исследование Работа с рисунками, таблицами «Животные природных зон» | Л.Формирование эстетического отношения к живой природе» развитие умения анализировать условия в различных климатических зонах, делать выводы о приспособленности организмов. М.формирование способности выбирать смысловые и целевые установки в своих действиях по отношению к живой природе; работать с различными источниками информации. П,приведение доказательств необходимости защиты окружающей среды, значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; различение на таблицах, рисунках животных и растений, обитателей различных климатических зон. | Оценка сообщений учащихся, выборочная проверка тетрадей,оценка дневников исследования Оценка устных ответов. | Таблицы, гербарий, иллюстрации. Красная книга Ульяновской области» Интерактивная карта природных зон России (компакт-диск) Животный мир России | § 21. Сообщения о животных различных материков. Сообщения о видах, занесённых в красную книгу | ||||||
25 | Жизнь организмов на разных материках. | Урок изучения нового. Урок проект | Тест « Природные зоны России» Работа в группах, фронтальная. Словесные, наглядные. Сообщения учащихся, беседа, рассказ. Приобретение знаний в ходе проектной деятельности | Л.Формирование эстетического отношения к живой природе; умения анализировать особенности живых объектов на различных материках., умения работать в группе М.умение использовать различные источники информации, преобразовывать её, грамотно и связано излагать П.приведение доказательств необходимости защиты окружающей среды, значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; различение на таблицах, рисунках животных и растений, обитателей различных материков; анализ и оценка последствий деятельности человека в природе. | выборочная проверка тетрадей, проверка оформления проекта Оценка сообщений учащихся, Тестовая проверка знаний со взаимопроверкой | Таблицы, гербарий, иллюстрации. Красная книга Ульяновской области» Интерактивная карта природных зон России Животный мир России Таблицы, иллюстрации, Красная книга, ЭОР. Зависимость природы материков от географического положения Интерактивная карта | § 22. сообщения о жителях морей и океанов. | ||||||
26 | Жизнь организмов в морях и океанах. | Урок изучения нового материала, мультимедиа-урок | Урок изучения нового материала, мультимедиа-урок | Л.Формирование эстетического отношения к живой природе; умения анализировать особенности живых объектов в водной среде.. М.умение использовать различные источники информации, преобразовывать её, грамотно и связано излагать П. приведение доказательств необходимости защиты окружающей среды, значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; различение на таблицах, рисунках животных и растений, обитателей водоёмов; анализ и оценка последствий деятельности человека в природе. | Оценка сообщений учащихся, Оценка устных ответов | Таблицы, иллюстрации, влажные препараты, ЭОР. в/фильм «Мир океанов» | § 23, повторить §§ 17-22. | ||||||
27 | Обобщающий урок по теме. «Жизнь организмов на планете Земля | Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Смотр знаний | Фронтальная, индивидуальная, работа в группах. Контроль знаний | Л.Диагностика степени сформированности интеллектуальных умений анализа, синтеза информации М.умение аргументировано излагать свои знания, анализировать и оценивать информацию, содержащуюся в контрольных заданиях П.диагностика ЗУН по теме. | Оценка знаний учащихся по теме «. Жизнь организмов на планете Земля» | Тесты, карточки с заданиями., выполнение творческих заданий | |||||||
Глава 4. Человек на планете Земля (4 ч) | |||||||||||||
28 | Как появился человек на Земле. | Урок открытия нового знания. Способствовать приобретению знаний о месте человека в системе органического мира; о природной и социальной среде обитания человека, особенностях поведения человека. знаний об | Описывать внешний вид раннего предка человека, сравнивать его с обезьяной и современным человеком. Характеризовать особенности строения тела и жизнедеятельности неандертальцев. Описывать особенности строения тела и условия жизни кроманьонцев по рисунку учебника. Устанавливать связь между развитием головного мозга и поведением древних людей. Характеризовать существенные признаки современного человека. Объяснять роль речи и общения в формировании современного человека. Приводить примеры деятельности человека в природе. Формулировать вывод о том, что современный человек появился на Земле в результате длительного исторического развития. | Л. Формирование уважительного отношения к истории человечества, освоение социальных норм и правил поведения. М. умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действия в рамках предложенных условий: работать с текстом учебника или ЭОР. П. аргументация родства человека с млекопитающими животными; различение на таблицах различных стадий развития человека; умение определять принадлежность человека к определённой систематической группе. | Фронтальная, индивидуальная. Словесные, наглядные. Беседа, рассказ, работа с учебником. Приобретение и первичный контроль знаний. | Таблицы, ЭОР. Как человек появился на Земле (компкт-диск) | § 24, заполнить таблицу «Эволюция человека» | ||||||
29 | Как человек изменял природу. | Актуализация и углубление знаний о роли человека в биосфере. Современные экологические проблемы. | Анализировать пути расселения человека по карте материков Земли. Приводить примеры негативного воздействия человека на природу: сокращение площади лесов, численности диких животных, развитие земледелия, разведение скота, постройка городов, дорог и пр. Обсуждать причины сокращения лесов, понимать ценность лесопосадок. Аргументировать необходимость охраны природы. Осознавать значимость знания законов развития природы для охраны живого мира на Земле | Л. Знание основных принципов и правил отношения к живой природе; формирование личностных представлений о ценности природы; осознание общности и значимости глобальных экологических проблем. М. развитие умения осуществлять контроль своей деятельности в ходе достижения результата; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками и учителем. П. аргументация взаимосвязи человека и окружающей среды, необходимости защиты окружающей среды, значения биологического разнообразия для сохранения биосферы. | Фронтальная, индивидуальная. Работа в группах. Словесные, наглядные. Рассказ, беседа, к/презентация. Приобретение знаний | Мультимедиа, ЭОР, иллюстрации. Распространение человека Карта Влияние человека на природу. Таблица Презентация | . § 25, сообщения о ООТ | ||||||
30 | Важность охраны живого мира планеты. | Способствовать развитию умения прогнозировать последствия деятельности человека в экосистемах. | Называть животных, истреблённых человеком. Обсуждать состояние редких видов животных, занесённых в Красную книгу. Указывать причины сокращения и истребления некоторых видов животных. Называть примеры животных, нуждающихся в охране. Объяснять значение Красной книги, заповедников. Характеризовать запрет на охоту как мероприятие по охране животных | Л. Знание основных принципов и правил отношения к живой природе; формирование личностных представлений о ценности природы; осознание общности и значимости глобальных экологических проблем. М. умение получать информацию из различных источников и преобразовывать из одного вида в другой. П. аргументация взаимосвязи человека и окружающей среды, необходимости защиты окружающей среды, значения биологического разнообразия для сохранения биосферы. | Экскурсия /виртуальная/ | Мультимедиа, ЭОР Животные Красной книги презентация Животные, истребленные человеком Иллюстрация | § 26, сочинение о необходимости охраны природы. | ||||||
31 | Сохраним богатство живого мира. | Дальнейшее развитие умений прогнозирования последствий деятельности человека в природе. Формирование убеждений и знаний о необходимости охраны природы. | Обсуждать ценность биологического разнообразия для природы и человека. Оценивать роль деятельности человека в природе. Рассказывать о своей деятельности в природе и общении с живыми организмами. Приводить примеры заботливого отношения к растениям и животным. Обсуждать планы и проекты охраны растений и животных в период летних каникул. Объяснять значение Красной книги. | Л. Развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем в сфере охраны природы на основе личного выбора; формирование нравственного поведения и ответственного отношения к собственным поступкам в природе. М. умение организовывать учебное сотрудничество с учениками и учителем, работать индивидуально и в группе, находить общее решение; работа с различными источниками информации; формирование и развитие компетентности в области Индивидуальная.использования ИКТ. П. формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе; формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем. | Работа в группах. Проектный метод. | Проекты, мультимедиа. Красная книга | Повторить §§ 1-26 | ||||||
32 | Итоговый контроль знаний за курс 5 класса. | Диагностика ЗУН. | Отвечать на вопросы итогового теста, знать термины, уметь работать с рисунками и схемами. | Л. Знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ ЗОД и здоровьесберегающих технологий. М. умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач. П. проверка ЗУН за курс 5 класса. | Тестирование. | Тестовые задания | Повторить §§ 1-26 | ||||||
33-34 | Обобщающее повторение | Обобщение и коррекция ЗУН учащихся. | Отвечать на итоговые вопросы по темам 1- 4. Обсуждать проблемные вопросы темы и курса биологии в парах и малых группах. Выбирать задание на лето.
| Л. Знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ ЗОД и здоровьесберегающих технологий. Развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем в сфере охраны природы на основе личного выбора; формирование нравственного поведения и ответственного отношения к собственным поступкам в природе. М. умение организовывать учебное сотрудничество с учениками и учителем, работать индивидуально и в группе, находить общее решение; работа с различными источниками информации; формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ. П. выделение существенных признаков экосистем, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах; выявление типов взаимодействия различных видов организмов в природе; формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе; | Индивидуальная, фронтальная, работа в группах, в парах. Контроль знаний | Карточки с заданиями, вопросами | Задания на лето. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочие программы класс(география)
рабочие программы 5-9 класс(2019)...
Рабочие программы класс(обществознание )
рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...
рабочая программа класса предшкольной подготовки
рабочая программа класса предшкольной подготовки...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
- Мне нравится (1)