Рабочая программа 11 класс.
рабочая программа по биологии (11 класс) на тему

Савина Виктория Владимировна

Рабочая программа 11 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11_klass_bio._1.docx41.54 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое планирование

по биологии

На 2017-2018 учебный год

11 класс

количество часов 68 часов в год 2 часа в неделю

планирование составлено на основе

сборника программ для общеобразовательных учреждений автор И.Н.Пономарева, М.: Вентана – Граф, 2011

Составитель: учитель биологии Савина В.В.

г. Москва

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренный совместным решением коллегии Минобразования России; на основании  примерной программой среднего (полного)  общего образования (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263).

Используемый УМК:

10 класс: «Биология. Базовый уровень». 10 кл. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощинина, М.: - «Вентана-Граф», 2011, а так же разработанной к нему рабочей тетради на печатной основе (Козлова Т.А., Пономарева И.Н. Биология. Базовый уровень, Рабочая тетрадь, Класс: 10).

11 класс: Биология. Базовый уровень» учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Л.В. Т.Е. Лощилина, П.В. Ижевский; под ред. И.Н. Пономаревой – М.: Вентана – Граф, 2011. – 240с. : ил.

Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области -  биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

На изучение биологии на базовом уровне отводится 68 часов, в том числе 34 часов в 10 классе и 34 часов в 11 классе. Согласно действующему учебному плану, рабочая программа предусматривает  обучение биологии в объеме 2 час в неделю в 11 классе.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии (базовый уровень):

● освоение системы биологических знаний: основных биологических теорий, идей и принципов, лежащих в основе современной научной картины мира; о строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); о выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;

● ознакомление с методами познания природы: исследовательскими методами биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); методами самостоятельного проведения биологических исследований (наблюдения, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотного оформления полученных результатов; взаимосвязью развития методов и теоретических обобщений в биологической науке;

● овладение умениями: самостоятельно находить, анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой; устанавливать связь между развитием биологии и социально-экономическими и экологическими проблемами человечества; оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; обосновывать и соблюдать меры профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции, правила поведения в природе и обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; характеризовать современные научные открытия в области биологии;

● развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе: знакомства с выдающимися открытиями и современными исследованиями в биологической науке, решаемыми ею проблемами, методологией биологического исследования; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;

● воспитание: убежденности в познаваемости живой природы, сложности и самоценности жизни как основы общечеловеческих нравственных ценностей и рационального природопользования;

● приобретение компетентности в рациональном природопользовании (соблюдение правил поведения в природе, сохранения равновесия в экосистемах, охраны видов, экосистем, биосферы) и сохранении собственного здоровья (соблюдение мер профилактики заболеваний, обеспечение безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера) на основе использования биологических знаний и умений в повседневной жизни.

Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны  с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся. При разработке  программы учитывались межпредметные связи. Для курса биологии особенно важны межпредметные связи с курсами физики, химии и географии, поскольку в основе многих биологических процессов и явлений лежат физико-химические процессы и явления, а большинство общебиологических теоретических понятий межпредметных по своей сущности. В старшей школе прослеживаются как вертикальные (между ступенями образования), так и горизонтальные (на одной ступени обучения) межпредметные связи курса биологии с другими курсами - физики, химии, географии.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

Учащиеся должны уметь называть (приводить примеры):

  • основные положения клеточной теории;
  • общие признаки живого организма;
  • основные систематические категории, признаки вида, царств живой природы, отделов, классов и семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных;
  • причины и результаты эволюции;
  • законы наследственности;
  • примеры природных и искусственных сообществ, изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания.

Учащиеся должны характеризовать (описывать):

  • строение, функции и химический состав клеток бактерий, грибов, растений и животных;
  • деление клетки;
  • строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного, животного организмов, организма человека, лишайника как комплексного организма;
  • обмен веществ и превращение энергии;
  • роль ферментов и витаминов в организме;
  • особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов);
  • иммунитет, его значение в жизни человека, профилактика СПИДа;
  • размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений и животных, особенности размножения и развития человека;
  • особенности строения и функционирования вирусов;
  • среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные);
  • природные сообщества, пищевые связи в них, роль растений как начального звена в пищевой цепи, приспособленность организмов к жизни в сообществе;
  • искусственные сообщества, их сходство и различия с природными сообществами, роль человека в продуктивности искусственных сообществ.

Учащиеся должны обосновывать (объяснять, составлять, применять знания, делать вывод, обобщать):

  • взаимосвязь строения и функций клеток, органов и систем органов, организма и среды как основу целостности организма;
  • родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас, их генетическое единство;
  • особенности человека, обусловленные прямохождением, трудовой деятельностью;
  • роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека, особенности высшей нервной деятельности человека;
  • влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека, вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство; нарушения осанки, плоскостопие;
  • роль биологического разнообразия и сохранения равновесия в биосфере, влияние деятельности человека на среду обитания, последствия этой деятельности, меры сохранения видов растений, животных, природных сообществ;
  • необходимость бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам; ведущую роль человека в повышении продуктивности сообщества.

Учащиеся должны определять (распознавать, узнавать, сравнивать):

  • организмы бактерий, грибов, растений, животных и человека; клетки, органы и системы органов растений, животных и человека;
  • наиболее распространенные и исчезающие виды растений и животных своего региона, растения разных семейств, классов, отделов; животных разных классов и типов, съедобные и ядовитые грибы.

Учащиеся должны соблюдать правила:

  • приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;
  • наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений и животных, поведением аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных, изменениями среды обитания под влиянием деятельности человека;
  • проведения простейших опытов по изучению жизнедеятельности растений, поведения животных;
  • бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам, поведения в природе;
  • здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены; профилактики отравления ядовитыми грибами, растениями;
  • выращивания культурных растений и ухода за домашними и сельскохозяйственными животными.

Учащиеся должны владеть умениями:

излагать основное содержание параграфа, находить в тексте ответы на вопросы, использовать рисунки, самостоятельно изучать отдельные вопросы школьной программы по учебнику.                  

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен знать и понимать:

● основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; теория гена; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); законов (расщепления Г. Менделя; независимого наследования Г. Менделя; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетический); правил (доминирования Г. Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологические основы); учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере);

● особенности биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтез; пластический и энергетический обмен; брожение; хемосинтез; митоз; мейоз; развитие гамет у растений и животных; размножение; оплодотворение у растений и животных; индивидуальное развитие организма (онтогенез); получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов; действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора; географическое и экологическое видообразование; формирование приспособленности к среде обитания; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах и биосфере; эволюция биосферы;

● особенности строения биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем (структура);

● причины эволюции, изменяемости видов наследственных заболеваний, мутаций; устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем.

Уметь (владеть способами деятельности):

● объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

● изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

● распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

● сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

● определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

● анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

● проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (быть компетентным в области рационального природопользования, защиты окружающей среды и сохранения собственного здоровья):

● соблюдать и обосновывать правила поведения в окружающей среде и обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, меры профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний;

● оказывать первую помощь при обморожениях, ожогах, травмах; поражении электрическим током, молнией; спасении утопающего;

● оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Литература для учителя:

1. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2006.

2. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс 21 век, 2005.

3. Дикарев С.Д. Генетика: Сборник задач. – М.: Изд-во «Первое сентября», 2002.

4. Дмитриева Т.А., Суматохин С.В., Гуленков С.И., Медведева А.А. Биология. Человек. Общая биология. 8-11 класс: Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002.

5. Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2003.

6. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. – М.: Просвещение, 2006.

7. Мишина Н.В. Задания для самостоятельной работы по общей биологии. 11 класс. – М.: Просвещение, 1985.

8. Мягкова А.Н., Калинова Г.С., Резникова В.З. Зачеты по биологии: Общая биология. – М.: Лист, 1999.

9. Пуговкин А.П., Пуговкина Н.А., Михеев В.С. Практикум по общей биологии. 10-11 класс. – М.: Просвещение, 2002.

10. Сивоглазов В.И., Сухова Т.С., Козлова Т.А. Общая биология. 10 класс: пособие для учителя. – М.: Айрис-пресс, 2004.

11. Сивоглазов В.И., Сухова Т.С., Козлова Т.А. Общая биология. 11 класс: пособие для учителя. – М.: Айрис-пресс, 2004.

12. Сорокина Л.В. Тематические зачеты по биологии. 10-11 класс. – М.: ТЦ «Сфера», 2003.

Литература для учащихся:

1. Биология: 11 класс базовый уровень: учебник для учащихсяобщеобразовательных учреждений/ И.Н. Пономарева, о.А. Корнилова, Л.В. Симонова; под ред. И.Н. Пономаревой – М.: Вентана – Граф, 2012. – 400 с

2. Биология. Общая биология: учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений: профильный уровень /под. Ред. В.К Шумного и Г.М. Дымшица/.- М., Просвещение, 2006.

3. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2006.

4. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс 21 век, 2005.

5. Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2003.

6. Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Сборник заданий по общей биологии. – М.: Просвещение, 2002.

7. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е., Ижевский П.В. Общая биология. 11 класс. – М.: Вентана-Граф, 2004.

Интернет-ресурсы:

www.bio.1september.ru

www.bio.nature.ru

www.edios.ru

www.km.ru/educftion

Мультимедийные пособия:

1. 1С: Сдаём  ЕГЭ. Биология. – ЗАО «1 С», 2007-2012 гг.

2. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 1999–2003 гг. Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимов

Календарно – тематическое планирование 11 класс

Рабочее  календарно-тематическое  планирование по  биологии   11   класс

2015-2016  учебный  год

Учебник – Биология: 11 класс базовый уровень: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Лощилина, П.В. Ижевский; под ред. И.Н. Пономаревой – М.: Вентана – Граф, 2011. – 237с. : ил.

За  год – 34  часа  (1  час  в  неделю – базовый  уровень)

Календарно-тематическое планирование

По учебнику 10 класса

урока п/п,

Тема урока

Тип учебного занятия

Методы

Формы

Планируемые результаты

Оборудование

Вид контроля

Домашнее задание

ТЕМА 1. Ведение в курс общей биологии; 6 часов

1.

Содержание и структура курса общей биологии. Экскурсия №1 «Многообразие видов в родной природе»

урок изучения нового материала

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые, индивидуальные

познакомить с содержанием и построением курса общей биологии

таблицы по общей биологии

самоконтроль

§1

2.

Основные свойства жизни

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые, индивидуальные

охарактеризовать свойства живой материи

таблицы по общей биологии

самоконтроль

§2

3.

Структурные уровни организации жизни

Объяснение

словесно-наглядные

групповые, индивидуальные

охарактеризовать структурные уровни организации живого

таблицы по общей биологии

самоконтроль

§3

4.

Значение биологических знаний

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные, проблемные

групповые, индивидуальные

показать основные области применения биологических знаний

таблицы по общей биологии

контроль

§4

5.

Методы биологических  исследований

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные, проблемные

групповые, индивидуальные

Назвать и охарактеризовать основные методы, которые используются в биологии

таблицы по общей биологии

контроль

§5, стр.18 вопросы

6.

Живой мир и культура. Семинарское занятие

урок проверки и оценки знаний

частично - поисковые

групповые, индивидуальные

проверка и оценка усвоения полученных знаний

таблицы по общей биологии

самоконтроль

§6, стр.24. задания письменно

ТЕМА 2. Биосферный уровень организации жизни; 9 час.

7.

Учение о биосфере.

урок изучения нового материала

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые, индивидуальные

ознакомить с основами учения о биосфере В.И. Вернадского

таблицы по общей биологии

контроль

§7

8.

Происхождение вещества

комбинированный

словесно-наглядные

групповые, индивидуальные

раскрыть этапы биологической эволюции в развитии биосферы

таблицы по общей биологии

контроль

§8

9.

Биологическая эволюция в развитии биосферы

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые, индивидуальные

раскрыть функции живых организмов в биосфере

таблицы по общей биологии

контроль

§9

10.

Биосфера как глобальная экосистема

комбинированный

словесно-наглядные, частично - поисковые

групповые, индивидуальные

раскрыть воздействие человеческого общества на природу, дать определение ноосфере

таблицы по общей биологии

контроль

§10

11.

Круговорот веществ в природе

комбинированный

словесно-наглядные, частично - поисковые

групповые, индивидуальные

Определение биологического круговорота; биосфера как глобальная экосистема

таблицы по общей биологии

самоконтроль

§11

12.

Человек как житель биосферы. Л.р. №1 «Определение пылевого загрязнения воздуха»

комбинированный

словесно-наглядные, частично - поисковые

групповые, индивидуальные

Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека

таблицы по общей биологии

взаимоконтроль

§12

13.

Особенности биосферного уровня организации жизни и его роль на Земле

комбинированный

словесно-наглядные

групповые, индивидуальные

раскрыть особенности биосферного уровня организации жизни

таблицы по общей биологии

контроль

§13

14.

Взаимоотношения человека и природы как фактор развития биосферы

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые, индивидуальные

сущность взаимоотношений человека как фактора развития биосферы

таблицы по общей биологии

контроль

§14

15.

Экологические факторы и их значение

урок проверки и оценки знаний

частично - поисковые

групповые, индивидуальные

проверить и оценить усвоение полученных знаний по данному разделу

таблицы по общей биологии

контроль

§15 стр.73 вопросы и задания

ТЕМА 3. Биогеоценотический уровень организации жизни; 8 час.

16.

Биогеоценоз как особый уровень организации жизни

урок изучения нового материала

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые, индивидуальные

раскрыть сущность понятия биогеоценоза

таблицы по общей биологии

контроль

§16

17.

Биогеоценоз как многовидовая биосистема и экосистема

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые, индивидуальные

дать определение понятиям «биоценоз», «экосистема», «биосистема»

таблицы по общей биологии

контроль

§17

18.

Строение и свойства биогеоценоза

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые, индивидуальные

раскрыть строение и основные свойства биогеоценоза

таблицы по общей биологии

контроль

§18

19.

Совместная жизнь видов (популяций) в биогеоценозе Л.р. №2 «Исследование черт приспособленности  растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе»

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые, индивидуальные

показать многообразие связей в биогеоценозе

таблицы по общей биологии

контроль

§19

20.

Причины устойчивости биогеоценозов

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые, индивидуальные

Устойчивость и динамика  экосистем. Саморегуляция в экосистеме

таблицы по общей биологии

контроль

§20

21.

Зарождение и смена биогеоценозов

комбинированный

словесно-наглядные, частично - поисковые

групповые, индивидуальные

раскрыть понятие сукцессий

таблицы по общей биологии

самоконтроль

§21

22.

Сохранение разнообразия биогеоценозов (экосистем)

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые, индивидуальные

раскрыть необходимость сохранять разнообразие биогеоценозов

таблицы по общей биологии

само-контроль

§22

23.

Экологические законы природопользования

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые, индивидуальные

Законы природопользования

таблицы по общей биологии

само-контроль

§23 стр.126 вопросы и задания

ТЕМА 4. Популяционно-видовой уровень организации жизни; 11 час.

24.

Вид, его критерии и структура Л.р.3 «Изучение морфологических  критериев вида на живых комнатных растениях и коллекциях животных»

урок изучения нового материала

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые, индивидуальные

дать определение вида; раскрыть основные свойства вида и его критерии

коллекции насекомых и гербарии растений

само-контроль

§24

25.

Популяция как форма существования вида и как особая генетическая система

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые, индивидуальные

дать определение популяции и раскрыть сущность типов популяции

таблицы по общей биологии

само-контроль

§25

26.

Популяция как основная единица эволюции

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые, индивидуальные

раскрыть сущность популяции как единицы эволюции

таблицы по общей биологии

само-контроль

§26

27.

Видообразование – процесс увеличения видов на Земле

комбинированный

словесно-наглядные

групповые, индивидуальные

определить видообразование, познакомить со способами видообразования

таблицы по общей биологии

контроль

§27

28.

Этапы происхождения человека

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые, индивидуальные

ознакомить с этапами эволюции человека

таблицы по общей биологии

само-контроль

§28

29.

Человек как уникальный вид живой природы

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые, индивидуальные

познакомить с положением человека в системе живых организмов

таблицы по общей биологии

само-контроль

§29

30.

История развития эволюционных  идей

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые, индивидуальные

раскрыть особенности популяционно-видового уровня жизни

таблицы по общей биологии

контроль

§30

31.

Современное учение об эволюции

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые, индивидуальные

определение синтетической теории эволюции органического мира

таблицы по общей биологии

контроль

§31

32.

Результаты эволюции и ее основные закономерности

Биологический прогресс и регресс

таблицы по общей биологии

контроль

§32

33.

Основные направления эволюции

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые, индивидуальные

раскрыть основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация

таблицы по общей биологии

контроль

§33

34.

Особенности популяционно-видового уровня жизни

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые, индивидуальные

Особенности популяционно-видового уровня жизни

таблицы по общей биологии

контроль

§34

По учебнику 11 класса

Тема урока

Тип учебного занятия

Методы

Формы

Планируемые результаты.

Оборудование

Вид контроля

Домашнее задание

Глава 1. Организменный уровень жизни (17 ч.)

35

Организменный уровень жизни и его роль в природе.

урок изучения нового материала

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые, индивидуальные

Знать:

Свойства живого

Уметь выделять:

Особенности развития живых организмов

таблицы по общей биологии, проектор.

самоконтроль

Гл. 1, § 1, в. 1-3

36

Организм как биосистема.

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые, индивидуальные

Уметь: 

Приводить примеры организмов, имеющих клеточное и неклеточное строение.

Называть жизненные свойства клетки и положения клеточной теории.

Объяснять общность происхождения растений и животных.

таблицы по общей биологии, проектор.

самоконтроль

§ 2 в. 1-3

37

Процессы жизнедеятельности многоклеточных организмов.

Объяснение

словесно-наглядные

групповые, индивидуальные

Уметь: 

Давать определения понятиям ассимиляция, диссимиляция.

Называть этапы обмена веществ, роль АТФ и ферментов в о\в.

Характеризовать сущность процесса о\в

таблицы по общей биологии, проектор.

самоконтроль

§ 3 в. 1-3

38

Размножение организмов.

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные, проблемные

групповые, индивидуальные

Уметь: 

Давать определение понятию  размножение.

Называть основные формы размножения, виды полового и бесполого размножения, способы вегетативного размножения.

Приводить примеры растений и животных с различными формами и видами размножения.

Характеризовать сущность бесполого и полового размножения.

Объяснять биологическое значение бесполого размножения.

таблицы по общей биологии, проектор.

контроль

§ 4 в. 1-3

39

Оплодотворение и его значение.

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные, проблемные

групповые, индивидуальные

Уметь: 

Узнавать и описывать по рисунку половые клетки.

Выделять различия мужских и женских половых клеток.

Выделять особенности бесполого и полового размножения.

Объяснять биологическое значение полового размножения, сущность и биологич значение оплодотворения.

Использовать ресурсы Интернета для составления справки о генетических заболеваниях, связанных с нарушением деления половых клеток.

таблицы по общей биологии, проектор.

контроль

§ 5, рис. 4, в. 1-3

40

Развитие организмов от зарождения до смерти.

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные, проблемные

групповые, индивидуальные

Уметь: 

Давать определения понятиям Оплодотворение, онтогенез, эмбриогенез.

Называть начало и окончание постэмбрионального развития, виды постэмбр развития.

Характеризовать сущность эмб и постэмбр периодов развития

Анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье, использовать приобретенные знания для профилактики вредных привычек.

таблицы по общей биологии, проектор.

самоконтроль

§ 6, рис. 5-7, в. 1-3

41

Из истории развития генетики.

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые, индивидуальные

Уметь: 

Давать определения понятиям Аллельные гены, ген, генотип, изменчивость, наследственность, фенотип

Называть признаки биологических объектов – генов и хромосом.

Характеризовать сущность биологич процессов наследственности и изменчивости.

Объяснять причины наследственности и изменчивости, роль генетики в формировании современной научной картины мира, в практической деятельности людей.

таблицы по общей биологии, проектор.

самоконтроль

§ 7, в. 1-4

42

Изменчивость признаков организмов и её типы.

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые, индивидуальные

Уметь:

Давать определение термину изменчивость.

Приводить примеры ненаследственной изменчивости, нормы реакции признаков, зависимости проявления нормы реакции от условий окружающей среды.

Анализировать содержание основных понятий.

Выявлять и описывать разные формы изменчивости организмов. Называть причины, обеспечивающие явление наследственности, биологическую роль хромосом, основные формы изменчивости.

Приводить примеры генных и геномных мутаций.

Называть виды наследственной изменчивости, уровни изменения генотипа, виды мутаций, свойства мутаций.

таблицы по общей биологии, проектор.

самоконтроль

§ 8, рис. 8-9, в. 1-4

43

Генетические закономерности, открытые Г. Менделем.

Объяснение

словесно-наглядные

групповые, индивидуальные

Уметь: 

Давать определения понятиям Гомо- ,гетерозигота, доминантный и рецессивный признаки, моногибридное скрещивание.

Приводить примеры доминантных и рецессивных признаков.

Воспроизводить формулировки правила единообразия и правила расщепления.

Описывать механизм проявления закономерностей моногибридного скрещивания, механизм неполного доминирования.

таблицы по общей биологии, проектор.

контроль

§ 9, рис. 10-11, в. 1-3

44

Дигибридное скрещивание.

Лабораторная работа №1 «Решение задач по генетике»

Комбинированный урок

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные, проблемные

групповые, индивидуальные

Уметь: 

Описывать механизм проявления закономерностей дигибридного скрещивания.

Называть условия закона независимого наследования.

Анализировать содержание определений основных понятий, схему дигибридного скрещивания.

таблицы по общей биологии, проектор.

контроль

§ 10, рис. 12-13, в. 2-3

45

Генетические основы селекции. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции.

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные, проблемные

групповые, индивидуальные

Уметь:

Называть практическое значение генетики.

Приводить примеры пород животных и сортов растений, выведенных человеком.

Анализировать содержание основных понятий.

Характеризовать  роль учения Вавилова для развития селекции.

Объяснять причину совпадения центров многообразия культурных растений с местами расположения древних цивилизаций; значение для селекционных работ закона гомологических рядов.

таблицы по общей биологии, проектор.

самоконтроль

§ 11, в. 2-3

46

Генетика пола и наследование, сцепленное с полом.

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые, индивидуальные

Уметь:

Называть типы хромосом в генотипе, число аутосом и половых хромосом у человека

Приводить примеры наследственных заболеваний, сцепленных с полом.

Решать простейшие генетические задачи.

таблицы по общей биологии, проектор.

самоконтроль

§ 12, рис. 16, в. 1-4

47

Наследственные болезни человека.

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые, индивидуальные

Уметь:

Раскрывать понятие генных болезней и аномалии:

наследование, сцепленное с полом и локализованное в X- и Y-хромосомах (дальтонизм, гемофилия).

Хромосомная болезнь – синдром Дауна. Составление родословных.

таблицы по общей биологии, проектор.

самоконтроль

§ 13, рис. 17, в. 3-4

48

Этические аспекты медицинской генетики.

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые, индивидуальные

Уметь:

Давать определение термину биотехнология, штамм

Приводить примеры использования микроорганизмов в микробиологической промышленности.

Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика.

таблицы по общей биологии, проектор.

контроль

§ 14, в. 2-3;

49

Достижения биотехнологии и этические аспекты её исследований.

Объяснение

словесно-наглядные

групповые, индивидуальные

Уметь:

Давать определение термину биотехнология, штамм

Приводить примеры использования микроорганизмов в микробиологической промышленности.

Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика.

таблицы по общей биологии, проектор.

контроль

§ 15, рис. 18, в. 2-3

50

Решение генетических задач.

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные, проблемные

групповые, индивидуальные

Уметь:

Решать генетические задачи

таблицы по общей биологии, проектор.

самоконтроль

51

Вирусные заболевания.

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные, проблемные

групповые, индивидуальные

Знать: значение вирусов в природе и жизни человека; меры профилактики вирусных заболеваний.

Уметь:

использовать приобретенные знания в повседневной жизни для профилактики вирусных заболеваний.

таблицы по общей биологии, проектор.

самоконтроль

§ 17, рис.25-26,в.1-3

Глава 2. Клеточный уровень жизни (5 ч.)

52

Клеточный уровень организации живой материи и его роль в природе. Клетка как этап эволюции живого в истории Земли.

урок изучения нового материала

словесно-наглядные, репродуктивные

урок изучения нового материала

Уметь: 

Приводить примеры организмов,имеющих клеточное и неклеточное строение.

Называть жизненные свойств клетки и положения клеточной теории.

Объяснять общность происхождения растений и животных.

таблицы по общей биологии, проектор.

контроль

§ 18, рис.27, в1-3, § 19,рис.28,в1-3

53

Строение клетки. Органоиды как структурные компоненты цитоплазмы.

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

комбинированный

Знать:

особенности строение клеток прокариот и эукакриот, строение клеток растений и животных, выделять различия в их строении; названия органоидов клетки, взаимосвязь между строением и функцией органоида.

Уметь:

работать с микроскопом. Наблюдать, описывать и сравнивать строение клеток растений и животных.

таблицы по общей биологии, проектор.

контроль

§ 20, рис.30-32, в.1-3, 21,табл.1,в1-3.

54

Клеточный цикл. Деление клетки - митоз и мейоз.

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

комбинированный

Знать:

сущность и биологическое значение митоза, фазы митоза, строение половых клеток, фазы первого второго мейотических делений, отличие мейоза от митоза.

Уметь:

давать определения ключевым понятиям, описывать последовательно фазы митоза, называть стадии гаметогенеза.

таблицы по общей биологии, проектор.

контроль

§ 22-23, рис.39-42 табл.3, в.1-3

55

Структура и функции хромосом.

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

комбинированный

Знать:

строение генов и хромосом; типы нуклеиновых кислот, функции нуклеиновых кислот. Роль ДНК и РНК в жизни организмов.

Уметь:

выделять различия в строении и функциях ДНК и РНК. Характеризовать процесс удвоения молекулы ДНК.

таблицы по общей биологии, проектор.

контроль

§ 24,  рис. 46,  в.1-4

56

История развития науки о клетке.

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

комбинированный

Уметь: 

Приводить примеры организмов, имеющих клеточное и неклеточное строение.

Называть положения клеточной теории.

Объяснять общность происхождения растений и животных.

таблицы по общей биологии, проектор.

контроль

§ 25, в.1-3, сообщение.

Глава 3. Молекулярный уровень жизни (7 ч.)

57

Молекулярный уровень жизни: значение и роль в природе. Основные химические соединения живой материи.

урок изучения нового материала

словесно-наглядные, репродуктивные

урок изучения нового материала

Уметь: 

Приводить примеры микро- и макроэлементов, а так же веществ, относящихся к липидам и углеводам

Называть неорганич. и органич. вещества клетки.

Характеризовать биологическое значение микро и макроэлементов, биологич. роль воды, солей неорганических кислот.

таблицы по общей биологии, проектор.

контроль

§ 27-28, рис.59, в.1-3

58

Структура и функции нуклеиновых кислот.

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

комбинированный

Уметь: 

Давать полные названия нуклеиновым кислотам ДНК и РНК.

Называть продукты, богатые белками. Нахождение молекулы ДНК в клетке. Мономер нуклеиновых кислот.

Приводить примеры белков, выполняющих различные функции.

Перечислять виды молекул РНК.

Характеризовать функции белков и нуклеиновых кислот.

таблицы по общей биологии, проектор.

контроль

§ 29, рис. 60 -61, табл.4,  в1-4.

59

Процессы синтеза в живых клетках.

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

комбинированный

Уметь: 

Давать определения понятиям питание, автотрофы, фотосинтез.

Называть органы растения где происходит фотосинтез, роль пигмента хлорофилла.

Характеризовать фазы фотосинтеза.

таблицы по общей биологии, проектор.

контроль

§30, рис.62-63,в.3-4.

60

Процессы биосинтеза белка.

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

комбинированный

Уметь: 

Давать определения понятиям ген, ассимиляция.

Называть свойства генетического кода, роль и-РНК и т-Рнк в биосинтезе белка

Анализировать содержание определений: триплет, кодон, антикодон, полисома, трансляция, транскрипция.

Характеризовать сущность процесса трансляции и транскрипции.

таблицы по общей биологии, проектор.

контроль

61

Молекулярные процессы расщепления.

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

комбинированный

Уметь: 

Анализировать содержание определений: Гликолиз, брожение, дыхание.

Называть вещества источники энергии, продукты реакции этапов обмена веществ, локализацию в клетке этапов обмена веществ.

Описывать роль АТФ в обмене веществ.

таблицы по общей биологии, проектор.

контроль

62

Химическое загрязнение окружающей среды как глобальная экологическая проблема.

урок изучения нового материала

словесно-наглядные, репродуктивные

урок изучения нового материала

таблицы по общей биологии, проектор.

контроль

63

Время экологической культуры.

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

комбинированный

таблицы по общей биологии, проектор.

контроль

Заключение, повторение,итоговый зачёт. 5 часов

64

Заключение: структурные уровни организации живой природы.

урок проверки и оценки знаний

частично - поисковые

групповые, индивидуальные

таблицы по общей биологии, проектор.

контроль

65

Повторение по теме «Организменный уровень жизни»

урок проверки и оценки знаний

частично - поисковые

групповые, индивидуальные

таблицы по общей биологии, проектор.

контроль

66

Повторение по теме «Клеточный уровень жизни»

урок проверки и оценки знаний

частично - поисковые

групповые, индивидуальные

таблицы по общей биологии, проектор.

контроль

67

Повторение по теме «Молекулярный уровень жизни»

урок проверки и оценки знаний

частично - поисковые

групповые, индивидуальные

таблицы по общей биологии, проектор.

контроль

68

Итоговый урок-зачёт

урок проверки и оценки знаний

частично - поисковые

групповые, индивидуальные

таблицы по общей биологии, проектор.

контроль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...