Рабочая программа 11 класс.
рабочая программа по биологии (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование
по биологии
На 2017-2018 учебный год
11 класс
количество часов 68 часов в год 2 часа в неделю
планирование составлено на основе
сборника программ для общеобразовательных учреждений автор И.Н.Пономарева, М.: Вентана – Граф, 2011
Составитель: учитель биологии Савина В.В.
г. Москва
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренный совместным решением коллегии Минобразования России; на основании примерной программой среднего (полного) общего образования (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263).
Используемый УМК:
10 класс: «Биология. Базовый уровень». 10 кл. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощинина, М.: - «Вентана-Граф», 2011, а так же разработанной к нему рабочей тетради на печатной основе (Козлова Т.А., Пономарева И.Н. Биология. Базовый уровень, Рабочая тетрадь, Класс: 10).
11 класс: Биология. Базовый уровень» учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Л.В. Т.Е. Лощилина, П.В. Ижевский; под ред. И.Н. Пономаревой – М.: Вентана – Граф, 2011. – 240с. : ил.
Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области - биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.
На изучение биологии на базовом уровне отводится 68 часов, в том числе 34 часов в 10 классе и 34 часов в 11 классе. Согласно действующему учебному плану, рабочая программа предусматривает обучение биологии в объеме 2 час в неделю в 11 классе.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии (базовый уровень):
● освоение системы биологических знаний: основных биологических теорий, идей и принципов, лежащих в основе современной научной картины мира; о строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); о выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;
● ознакомление с методами познания природы: исследовательскими методами биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); методами самостоятельного проведения биологических исследований (наблюдения, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотного оформления полученных результатов; взаимосвязью развития методов и теоретических обобщений в биологической науке;
● овладение умениями: самостоятельно находить, анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой; устанавливать связь между развитием биологии и социально-экономическими и экологическими проблемами человечества; оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; обосновывать и соблюдать меры профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции, правила поведения в природе и обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; характеризовать современные научные открытия в области биологии;
● развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе: знакомства с выдающимися открытиями и современными исследованиями в биологической науке, решаемыми ею проблемами, методологией биологического исследования; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;
● воспитание: убежденности в познаваемости живой природы, сложности и самоценности жизни как основы общечеловеческих нравственных ценностей и рационального природопользования;
● приобретение компетентности в рациональном природопользовании (соблюдение правил поведения в природе, сохранения равновесия в экосистемах, охраны видов, экосистем, биосферы) и сохранении собственного здоровья (соблюдение мер профилактики заболеваний, обеспечение безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера) на основе использования биологических знаний и умений в повседневной жизни.
Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся. При разработке программы учитывались межпредметные связи. Для курса биологии особенно важны межпредметные связи с курсами физики, химии и географии, поскольку в основе многих биологических процессов и явлений лежат физико-химические процессы и явления, а большинство общебиологических теоретических понятий межпредметных по своей сущности. В старшей школе прослеживаются как вертикальные (между ступенями образования), так и горизонтальные (на одной ступени обучения) межпредметные связи курса биологии с другими курсами - физики, химии, географии.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
Учащиеся должны уметь называть (приводить примеры):
- основные положения клеточной теории;
- общие признаки живого организма;
- основные систематические категории, признаки вида, царств живой природы, отделов, классов и семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных;
- причины и результаты эволюции;
- законы наследственности;
- примеры природных и искусственных сообществ, изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания.
Учащиеся должны характеризовать (описывать):
- строение, функции и химический состав клеток бактерий, грибов, растений и животных;
- деление клетки;
- строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного, животного организмов, организма человека, лишайника как комплексного организма;
- обмен веществ и превращение энергии;
- роль ферментов и витаминов в организме;
- особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов);
- иммунитет, его значение в жизни человека, профилактика СПИДа;
- размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений и животных, особенности размножения и развития человека;
- особенности строения и функционирования вирусов;
- среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные);
- природные сообщества, пищевые связи в них, роль растений как начального звена в пищевой цепи, приспособленность организмов к жизни в сообществе;
- искусственные сообщества, их сходство и различия с природными сообществами, роль человека в продуктивности искусственных сообществ.
Учащиеся должны обосновывать (объяснять, составлять, применять знания, делать вывод, обобщать):
- взаимосвязь строения и функций клеток, органов и систем органов, организма и среды как основу целостности организма;
- родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас, их генетическое единство;
- особенности человека, обусловленные прямохождением, трудовой деятельностью;
- роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека, особенности высшей нервной деятельности человека;
- влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека, вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство; нарушения осанки, плоскостопие;
- роль биологического разнообразия и сохранения равновесия в биосфере, влияние деятельности человека на среду обитания, последствия этой деятельности, меры сохранения видов растений, животных, природных сообществ;
- необходимость бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам; ведущую роль человека в повышении продуктивности сообщества.
Учащиеся должны определять (распознавать, узнавать, сравнивать):
- организмы бактерий, грибов, растений, животных и человека; клетки, органы и системы органов растений, животных и человека;
- наиболее распространенные и исчезающие виды растений и животных своего региона, растения разных семейств, классов, отделов; животных разных классов и типов, съедобные и ядовитые грибы.
Учащиеся должны соблюдать правила:
- приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;
- наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений и животных, поведением аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных, изменениями среды обитания под влиянием деятельности человека;
- проведения простейших опытов по изучению жизнедеятельности растений, поведения животных;
- бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам, поведения в природе;
- здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены; профилактики отравления ядовитыми грибами, растениями;
- выращивания культурных растений и ухода за домашними и сельскохозяйственными животными.
Учащиеся должны владеть умениями:
излагать основное содержание параграфа, находить в тексте ответы на вопросы, использовать рисунки, самостоятельно изучать отдельные вопросы школьной программы по учебнику.
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен знать и понимать:
● основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; теория гена; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); законов (расщепления Г. Менделя; независимого наследования Г. Менделя; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетический); правил (доминирования Г. Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологические основы); учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере);
● особенности биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтез; пластический и энергетический обмен; брожение; хемосинтез; митоз; мейоз; развитие гамет у растений и животных; размножение; оплодотворение у растений и животных; индивидуальное развитие организма (онтогенез); получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов; действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора; географическое и экологическое видообразование; формирование приспособленности к среде обитания; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах и биосфере; эволюция биосферы;
● особенности строения биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем (структура);
● причины эволюции, изменяемости видов наследственных заболеваний, мутаций; устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем.
Уметь (владеть способами деятельности):
● объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
● изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
● распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
● сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
● определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
● анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
● проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (быть компетентным в области рационального природопользования, защиты окружающей среды и сохранения собственного здоровья):
● соблюдать и обосновывать правила поведения в окружающей среде и обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, меры профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний;
● оказывать первую помощь при обморожениях, ожогах, травмах; поражении электрическим током, молнией; спасении утопающего;
● оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Литература для учителя:
1. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2006.
2. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс 21 век, 2005.
3. Дикарев С.Д. Генетика: Сборник задач. – М.: Изд-во «Первое сентября», 2002.
4. Дмитриева Т.А., Суматохин С.В., Гуленков С.И., Медведева А.А. Биология. Человек. Общая биология. 8-11 класс: Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002.
5. Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2003.
6. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. – М.: Просвещение, 2006.
7. Мишина Н.В. Задания для самостоятельной работы по общей биологии. 11 класс. – М.: Просвещение, 1985.
8. Мягкова А.Н., Калинова Г.С., Резникова В.З. Зачеты по биологии: Общая биология. – М.: Лист, 1999.
9. Пуговкин А.П., Пуговкина Н.А., Михеев В.С. Практикум по общей биологии. 10-11 класс. – М.: Просвещение, 2002.
10. Сивоглазов В.И., Сухова Т.С., Козлова Т.А. Общая биология. 10 класс: пособие для учителя. – М.: Айрис-пресс, 2004.
11. Сивоглазов В.И., Сухова Т.С., Козлова Т.А. Общая биология. 11 класс: пособие для учителя. – М.: Айрис-пресс, 2004.
12. Сорокина Л.В. Тематические зачеты по биологии. 10-11 класс. – М.: ТЦ «Сфера», 2003.
Литература для учащихся:
1. Биология: 11 класс базовый уровень: учебник для учащихсяобщеобразовательных учреждений/ И.Н. Пономарева, о.А. Корнилова, Л.В. Симонова; под ред. И.Н. Пономаревой – М.: Вентана – Граф, 2012. – 400 с
2. Биология. Общая биология: учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений: профильный уровень /под. Ред. В.К Шумного и Г.М. Дымшица/.- М., Просвещение, 2006.
3. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2006.
4. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс 21 век, 2005.
5. Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2003.
6. Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Сборник заданий по общей биологии. – М.: Просвещение, 2002.
7. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е., Ижевский П.В. Общая биология. 11 класс. – М.: Вентана-Граф, 2004.
Интернет-ресурсы:
www.bio.1september.ru
www.bio.nature.ru
www.edios.ru
www.km.ru/educftion
Мультимедийные пособия:
1. 1С: Сдаём ЕГЭ. Биология. – ЗАО «1 С», 2007-2012 гг.
2. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 1999–2003 гг. Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимов
Календарно – тематическое планирование 11 класс
Рабочее календарно-тематическое планирование по биологии 11 класс
2015-2016 учебный год
Учебник – Биология: 11 класс базовый уровень: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Лощилина, П.В. Ижевский; под ред. И.Н. Пономаревой – М.: Вентана – Граф, 2011. – 237с. : ил.
За год – 34 часа (1 час в неделю – базовый уровень)
Календарно-тематическое планирование
По учебнику 10 класса
№ урока п/п, | Тема урока | Тип учебного занятия | Методы | Формы | Планируемые результаты | Оборудование | Вид контроля | Домашнее задание |
ТЕМА 1. Ведение в курс общей биологии; 6 часов | ||||||||
1. | Содержание и структура курса общей биологии. Экскурсия №1 «Многообразие видов в родной природе» | урок изучения нового материала | словесно-наглядные, репродуктивные | групповые, индивидуальные | познакомить с содержанием и построением курса общей биологии | таблицы по общей биологии | самоконтроль | §1 |
2. | Основные свойства жизни | комбинированный | словесно-наглядные, репродуктивные | групповые, индивидуальные | охарактеризовать свойства живой материи | таблицы по общей биологии | самоконтроль | §2 |
3. | Структурные уровни организации жизни | Объяснение | словесно-наглядные | групповые, индивидуальные | охарактеризовать структурные уровни организации живого | таблицы по общей биологии | самоконтроль | §3 |
4. | Значение биологических знаний | комбинированный | словесно-наглядные, репродуктивные, проблемные | групповые, индивидуальные | показать основные области применения биологических знаний | таблицы по общей биологии | контроль | §4 |
5. | Методы биологических исследований | комбинированный | словесно-наглядные, репродуктивные, проблемные | групповые, индивидуальные | Назвать и охарактеризовать основные методы, которые используются в биологии | таблицы по общей биологии | контроль | §5, стр.18 вопросы |
6. | Живой мир и культура. Семинарское занятие | урок проверки и оценки знаний | частично - поисковые | групповые, индивидуальные | проверка и оценка усвоения полученных знаний | таблицы по общей биологии | самоконтроль | §6, стр.24. задания письменно |
ТЕМА 2. Биосферный уровень организации жизни; 9 час. | ||||||||
7. | Учение о биосфере. | урок изучения нового материала | словесно-наглядные, репродуктивные | групповые, индивидуальные | ознакомить с основами учения о биосфере В.И. Вернадского | таблицы по общей биологии | контроль | §7 |
8. | Происхождение вещества | комбинированный | словесно-наглядные | групповые, индивидуальные | раскрыть этапы биологической эволюции в развитии биосферы | таблицы по общей биологии | контроль | §8 |
9. | Биологическая эволюция в развитии биосферы | комбинированный | словесно-наглядные, репродуктивные | групповые, индивидуальные | раскрыть функции живых организмов в биосфере | таблицы по общей биологии | контроль | §9 |
10. | Биосфера как глобальная экосистема | комбинированный | словесно-наглядные, частично - поисковые | групповые, индивидуальные | раскрыть воздействие человеческого общества на природу, дать определение ноосфере | таблицы по общей биологии | контроль | §10 |
11. | Круговорот веществ в природе | комбинированный | словесно-наглядные, частично - поисковые | групповые, индивидуальные | Определение биологического круговорота; биосфера как глобальная экосистема | таблицы по общей биологии | самоконтроль | §11 |
12. | Человек как житель биосферы. Л.р. №1 «Определение пылевого загрязнения воздуха» | комбинированный | словесно-наглядные, частично - поисковые | групповые, индивидуальные | Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека | таблицы по общей биологии | взаимоконтроль | §12 |
13. | Особенности биосферного уровня организации жизни и его роль на Земле | комбинированный | словесно-наглядные | групповые, индивидуальные | раскрыть особенности биосферного уровня организации жизни | таблицы по общей биологии | контроль | §13 |
14. | Взаимоотношения человека и природы как фактор развития биосферы | комбинированный | словесно-наглядные, репродуктивные | групповые, индивидуальные | сущность взаимоотношений человека как фактора развития биосферы | таблицы по общей биологии | контроль | §14 |
15. | Экологические факторы и их значение | урок проверки и оценки знаний | частично - поисковые | групповые, индивидуальные | проверить и оценить усвоение полученных знаний по данному разделу | таблицы по общей биологии | контроль | §15 стр.73 вопросы и задания |
ТЕМА 3. Биогеоценотический уровень организации жизни; 8 час. | ||||||||
16. | Биогеоценоз как особый уровень организации жизни | урок изучения нового материала | словесно-наглядные, репродуктивные | групповые, индивидуальные | раскрыть сущность понятия биогеоценоза | таблицы по общей биологии | контроль | §16 |
17. | Биогеоценоз как многовидовая биосистема и экосистема | комбинированный | словесно-наглядные, репродуктивные | групповые, индивидуальные | дать определение понятиям «биоценоз», «экосистема», «биосистема» | таблицы по общей биологии | контроль | §17 |
18. | Строение и свойства биогеоценоза | комбинированный | словесно-наглядные, репродуктивные | групповые, индивидуальные | раскрыть строение и основные свойства биогеоценоза | таблицы по общей биологии | контроль | §18 |
19. | Совместная жизнь видов (популяций) в биогеоценозе Л.р. №2 «Исследование черт приспособленности растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе» | комбинированный | словесно-наглядные, репродуктивные | групповые, индивидуальные | показать многообразие связей в биогеоценозе | таблицы по общей биологии | контроль | §19 |
20. | Причины устойчивости биогеоценозов | комбинированный | словесно-наглядные, репродуктивные | групповые, индивидуальные | Устойчивость и динамика экосистем. Саморегуляция в экосистеме | таблицы по общей биологии | контроль | §20 |
21. | Зарождение и смена биогеоценозов | комбинированный | словесно-наглядные, частично - поисковые | групповые, индивидуальные | раскрыть понятие сукцессий | таблицы по общей биологии | самоконтроль | §21 |
22. | Сохранение разнообразия биогеоценозов (экосистем) | комбинированный | словесно-наглядные, репродуктивные | групповые, индивидуальные | раскрыть необходимость сохранять разнообразие биогеоценозов | таблицы по общей биологии | само-контроль | §22 |
23. | Экологические законы природопользования | комбинированный | словесно-наглядные, репродуктивные | групповые, индивидуальные | Законы природопользования | таблицы по общей биологии | само-контроль | §23 стр.126 вопросы и задания |
ТЕМА 4. Популяционно-видовой уровень организации жизни; 11 час. | ||||||||
24. | Вид, его критерии и структура Л.р.3 «Изучение морфологических критериев вида на живых комнатных растениях и коллекциях животных» | урок изучения нового материала | словесно-наглядные, репродуктивные | групповые, индивидуальные | дать определение вида; раскрыть основные свойства вида и его критерии | коллекции насекомых и гербарии растений | само-контроль | §24 |
25. | Популяция как форма существования вида и как особая генетическая система | комбинированный | словесно-наглядные, репродуктивные | групповые, индивидуальные | дать определение популяции и раскрыть сущность типов популяции | таблицы по общей биологии | само-контроль | §25 |
26. | Популяция как основная единица эволюции | комбинированный | словесно-наглядные, репродуктивные | групповые, индивидуальные | раскрыть сущность популяции как единицы эволюции | таблицы по общей биологии | само-контроль | §26 |
27. | Видообразование – процесс увеличения видов на Земле | комбинированный | словесно-наглядные | групповые, индивидуальные | определить видообразование, познакомить со способами видообразования | таблицы по общей биологии | контроль | §27 |
28. | Этапы происхождения человека | комбинированный | словесно-наглядные, репродуктивные | групповые, индивидуальные | ознакомить с этапами эволюции человека | таблицы по общей биологии | само-контроль | §28 |
29. | Человек как уникальный вид живой природы | комбинированный | словесно-наглядные, репродуктивные | групповые, индивидуальные | познакомить с положением человека в системе живых организмов | таблицы по общей биологии | само-контроль | §29 |
30. | История развития эволюционных идей | комбинированный | словесно-наглядные, репродуктивные | групповые, индивидуальные | раскрыть особенности популяционно-видового уровня жизни | таблицы по общей биологии | контроль | §30 |
31. | Современное учение об эволюции | комбинированный | словесно-наглядные, репродуктивные | групповые, индивидуальные | определение синтетической теории эволюции органического мира | таблицы по общей биологии | контроль | §31 |
32. | Результаты эволюции и ее основные закономерности | Биологический прогресс и регресс | таблицы по общей биологии | контроль | §32 | |||
33. | Основные направления эволюции | комбинированный | словесно-наглядные, репродуктивные | групповые, индивидуальные | раскрыть основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация | таблицы по общей биологии | контроль | §33 |
34. | Особенности популяционно-видового уровня жизни | комбинированный | словесно-наглядные, репродуктивные | групповые, индивидуальные | Особенности популяционно-видового уровня жизни | таблицы по общей биологии | контроль | §34 |
По учебнику 11 класса
№ | Тема урока | Тип учебного занятия | Методы | Формы | Планируемые результаты. | Оборудование | Вид контроля | Домашнее задание |
Глава 1. Организменный уровень жизни (17 ч.) | ||||||||
35 | Организменный уровень жизни и его роль в природе. | урок изучения нового материала | словесно-наглядные, репродуктивные | групповые, индивидуальные | Знать: Свойства живого Уметь выделять: Особенности развития живых организмов | таблицы по общей биологии, проектор. | самоконтроль | Гл. 1, § 1, в. 1-3 |
36 | Организм как биосистема. | комбинированный | словесно-наглядные, репродуктивные | групповые, индивидуальные | Уметь: Приводить примеры организмов, имеющих клеточное и неклеточное строение. Называть жизненные свойства клетки и положения клеточной теории. Объяснять общность происхождения растений и животных. | таблицы по общей биологии, проектор. | самоконтроль | § 2 в. 1-3 |
37 | Процессы жизнедеятельности многоклеточных организмов. | Объяснение | словесно-наглядные | групповые, индивидуальные | Уметь: Давать определения понятиям ассимиляция, диссимиляция. Называть этапы обмена веществ, роль АТФ и ферментов в о\в. Характеризовать сущность процесса о\в | таблицы по общей биологии, проектор. | самоконтроль | § 3 в. 1-3 |
38 | Размножение организмов. | комбинированный | словесно-наглядные, репродуктивные, проблемные | групповые, индивидуальные | Уметь: Давать определение понятию размножение. Называть основные формы размножения, виды полового и бесполого размножения, способы вегетативного размножения. Приводить примеры растений и животных с различными формами и видами размножения. Характеризовать сущность бесполого и полового размножения. Объяснять биологическое значение бесполого размножения. | таблицы по общей биологии, проектор. | контроль | § 4 в. 1-3 |
39 | Оплодотворение и его значение. | комбинированный | словесно-наглядные, репродуктивные, проблемные | групповые, индивидуальные | Уметь: Узнавать и описывать по рисунку половые клетки. Выделять различия мужских и женских половых клеток. Выделять особенности бесполого и полового размножения. Объяснять биологическое значение полового размножения, сущность и биологич значение оплодотворения. Использовать ресурсы Интернета для составления справки о генетических заболеваниях, связанных с нарушением деления половых клеток. | таблицы по общей биологии, проектор. | контроль | § 5, рис. 4, в. 1-3 |
40 | Развитие организмов от зарождения до смерти. | комбинированный | словесно-наглядные, репродуктивные, проблемные | групповые, индивидуальные | Уметь: Давать определения понятиям Оплодотворение, онтогенез, эмбриогенез. Называть начало и окончание постэмбрионального развития, виды постэмбр развития. Характеризовать сущность эмб и постэмбр периодов развития Анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье, использовать приобретенные знания для профилактики вредных привычек. | таблицы по общей биологии, проектор. | самоконтроль | § 6, рис. 5-7, в. 1-3 |
41 | Из истории развития генетики. | комбинированный | словесно-наглядные, репродуктивные | групповые, индивидуальные | Уметь: Давать определения понятиям Аллельные гены, ген, генотип, изменчивость, наследственность, фенотип Называть признаки биологических объектов – генов и хромосом. Характеризовать сущность биологич процессов наследственности и изменчивости. Объяснять причины наследственности и изменчивости, роль генетики в формировании современной научной картины мира, в практической деятельности людей. | таблицы по общей биологии, проектор. | самоконтроль | § 7, в. 1-4 |
42 | Изменчивость признаков организмов и её типы. | комбинированный | словесно-наглядные, репродуктивные | групповые, индивидуальные | Уметь: Давать определение термину изменчивость. Приводить примеры ненаследственной изменчивости, нормы реакции признаков, зависимости проявления нормы реакции от условий окружающей среды. Анализировать содержание основных понятий. Выявлять и описывать разные формы изменчивости организмов. Называть причины, обеспечивающие явление наследственности, биологическую роль хромосом, основные формы изменчивости. Приводить примеры генных и геномных мутаций. Называть виды наследственной изменчивости, уровни изменения генотипа, виды мутаций, свойства мутаций. | таблицы по общей биологии, проектор. | самоконтроль | § 8, рис. 8-9, в. 1-4 |
43 | Генетические закономерности, открытые Г. Менделем. | Объяснение | словесно-наглядные | групповые, индивидуальные | Уметь: Давать определения понятиям Гомо- ,гетерозигота, доминантный и рецессивный признаки, моногибридное скрещивание. Приводить примеры доминантных и рецессивных признаков. Воспроизводить формулировки правила единообразия и правила расщепления. Описывать механизм проявления закономерностей моногибридного скрещивания, механизм неполного доминирования. | таблицы по общей биологии, проектор. | контроль | § 9, рис. 10-11, в. 1-3 |
44 | Дигибридное скрещивание. Лабораторная работа №1 «Решение задач по генетике» Комбинированный урок | комбинированный | словесно-наглядные, репродуктивные, проблемные | групповые, индивидуальные | Уметь: Описывать механизм проявления закономерностей дигибридного скрещивания. Называть условия закона независимого наследования. Анализировать содержание определений основных понятий, схему дигибридного скрещивания. | таблицы по общей биологии, проектор. | контроль | § 10, рис. 12-13, в. 2-3 |
45 | Генетические основы селекции. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции. | комбинированный | словесно-наглядные, репродуктивные, проблемные | групповые, индивидуальные | Уметь: Называть практическое значение генетики. Приводить примеры пород животных и сортов растений, выведенных человеком. Анализировать содержание основных понятий. Характеризовать роль учения Вавилова для развития селекции. Объяснять причину совпадения центров многообразия культурных растений с местами расположения древних цивилизаций; значение для селекционных работ закона гомологических рядов. | таблицы по общей биологии, проектор. | самоконтроль | § 11, в. 2-3 |
46 | Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. | комбинированный | словесно-наглядные, репродуктивные | групповые, индивидуальные | Уметь: Называть типы хромосом в генотипе, число аутосом и половых хромосом у человека Приводить примеры наследственных заболеваний, сцепленных с полом. Решать простейшие генетические задачи. | таблицы по общей биологии, проектор. | самоконтроль | § 12, рис. 16, в. 1-4 |
47 | Наследственные болезни человека. | комбинированный | словесно-наглядные, репродуктивные | групповые, индивидуальные | Уметь: Раскрывать понятие генных болезней и аномалии: наследование, сцепленное с полом и локализованное в X- и Y-хромосомах (дальтонизм, гемофилия). Хромосомная болезнь – синдром Дауна. Составление родословных. | таблицы по общей биологии, проектор. | самоконтроль | § 13, рис. 17, в. 3-4 |
48 | Этические аспекты медицинской генетики. | комбинированный | словесно-наглядные, репродуктивные | групповые, индивидуальные | Уметь: Давать определение термину биотехнология, штамм Приводить примеры использования микроорганизмов в микробиологической промышленности. Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика. | таблицы по общей биологии, проектор. | контроль | § 14, в. 2-3; |
49 | Достижения биотехнологии и этические аспекты её исследований. | Объяснение | словесно-наглядные | групповые, индивидуальные | Уметь: Давать определение термину биотехнология, штамм Приводить примеры использования микроорганизмов в микробиологической промышленности. Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика. | таблицы по общей биологии, проектор. | контроль | § 15, рис. 18, в. 2-3 |
50 | Решение генетических задач. | комбинированный | словесно-наглядные, репродуктивные, проблемные | групповые, индивидуальные | Уметь: Решать генетические задачи | таблицы по общей биологии, проектор. | самоконтроль | |
51 | Вирусные заболевания. | комбинированный | словесно-наглядные, репродуктивные, проблемные | групповые, индивидуальные | Знать: значение вирусов в природе и жизни человека; меры профилактики вирусных заболеваний. Уметь: использовать приобретенные знания в повседневной жизни для профилактики вирусных заболеваний. | таблицы по общей биологии, проектор. | самоконтроль | § 17, рис.25-26,в.1-3 |
Глава 2. Клеточный уровень жизни (5 ч.) | ||||||||
52 | Клеточный уровень организации живой материи и его роль в природе. Клетка как этап эволюции живого в истории Земли. | урок изучения нового материала | словесно-наглядные, репродуктивные | урок изучения нового материала | Уметь: Приводить примеры организмов,имеющих клеточное и неклеточное строение. Называть жизненные свойств клетки и положения клеточной теории. Объяснять общность происхождения растений и животных. | таблицы по общей биологии, проектор. | контроль | § 18, рис.27, в1-3, § 19,рис.28,в1-3 |
53 | Строение клетки. Органоиды как структурные компоненты цитоплазмы. | комбинированный | словесно-наглядные, репродуктивные | комбинированный | Знать: особенности строение клеток прокариот и эукакриот, строение клеток растений и животных, выделять различия в их строении; названия органоидов клетки, взаимосвязь между строением и функцией органоида. Уметь: работать с микроскопом. Наблюдать, описывать и сравнивать строение клеток растений и животных. | таблицы по общей биологии, проектор. | контроль | § 20, рис.30-32, в.1-3, 21,табл.1,в1-3. |
54 | Клеточный цикл. Деление клетки - митоз и мейоз. | комбинированный | словесно-наглядные, репродуктивные | комбинированный | Знать: сущность и биологическое значение митоза, фазы митоза, строение половых клеток, фазы первого второго мейотических делений, отличие мейоза от митоза. Уметь: давать определения ключевым понятиям, описывать последовательно фазы митоза, называть стадии гаметогенеза. | таблицы по общей биологии, проектор. | контроль | § 22-23, рис.39-42 табл.3, в.1-3 |
55 | Структура и функции хромосом. | комбинированный | словесно-наглядные, репродуктивные | комбинированный | Знать: строение генов и хромосом; типы нуклеиновых кислот, функции нуклеиновых кислот. Роль ДНК и РНК в жизни организмов. Уметь: выделять различия в строении и функциях ДНК и РНК. Характеризовать процесс удвоения молекулы ДНК. | таблицы по общей биологии, проектор. | контроль | § 24, рис. 46, в.1-4 |
56 | История развития науки о клетке. | комбинированный | словесно-наглядные, репродуктивные | комбинированный | Уметь: Приводить примеры организмов, имеющих клеточное и неклеточное строение. Называть положения клеточной теории. Объяснять общность происхождения растений и животных. | таблицы по общей биологии, проектор. | контроль | § 25, в.1-3, сообщение. |
Глава 3. Молекулярный уровень жизни (7 ч.) | ||||||||
57 | Молекулярный уровень жизни: значение и роль в природе. Основные химические соединения живой материи. | урок изучения нового материала | словесно-наглядные, репродуктивные | урок изучения нового материала | Уметь: Приводить примеры микро- и макроэлементов, а так же веществ, относящихся к липидам и углеводам Называть неорганич. и органич. вещества клетки. Характеризовать биологическое значение микро и макроэлементов, биологич. роль воды, солей неорганических кислот. | таблицы по общей биологии, проектор. | контроль | § 27-28, рис.59, в.1-3 |
58 | Структура и функции нуклеиновых кислот. | комбинированный | словесно-наглядные, репродуктивные | комбинированный | Уметь: Давать полные названия нуклеиновым кислотам ДНК и РНК. Называть продукты, богатые белками. Нахождение молекулы ДНК в клетке. Мономер нуклеиновых кислот. Приводить примеры белков, выполняющих различные функции. Перечислять виды молекул РНК. Характеризовать функции белков и нуклеиновых кислот. | таблицы по общей биологии, проектор. | контроль | § 29, рис. 60 -61, табл.4, в1-4. |
59 | Процессы синтеза в живых клетках. | комбинированный | словесно-наглядные, репродуктивные | комбинированный | Уметь: Давать определения понятиям питание, автотрофы, фотосинтез. Называть органы растения где происходит фотосинтез, роль пигмента хлорофилла. Характеризовать фазы фотосинтеза. | таблицы по общей биологии, проектор. | контроль | §30, рис.62-63,в.3-4. |
60 | Процессы биосинтеза белка. | комбинированный | словесно-наглядные, репродуктивные | комбинированный | Уметь: Давать определения понятиям ген, ассимиляция. Называть свойства генетического кода, роль и-РНК и т-Рнк в биосинтезе белка Анализировать содержание определений: триплет, кодон, антикодон, полисома, трансляция, транскрипция. Характеризовать сущность процесса трансляции и транскрипции. | таблицы по общей биологии, проектор. | контроль | |
61 | Молекулярные процессы расщепления. | комбинированный | словесно-наглядные, репродуктивные | комбинированный | Уметь: Анализировать содержание определений: Гликолиз, брожение, дыхание. Называть вещества источники энергии, продукты реакции этапов обмена веществ, локализацию в клетке этапов обмена веществ. Описывать роль АТФ в обмене веществ. | таблицы по общей биологии, проектор. | контроль | |
62 | Химическое загрязнение окружающей среды как глобальная экологическая проблема. | урок изучения нового материала | словесно-наглядные, репродуктивные | урок изучения нового материала | таблицы по общей биологии, проектор. | контроль | ||
63 | Время экологической культуры. | комбинированный | словесно-наглядные, репродуктивные | комбинированный | таблицы по общей биологии, проектор. | контроль | ||
Заключение, повторение,итоговый зачёт. 5 часов | ||||||||
64 | Заключение: структурные уровни организации живой природы. | урок проверки и оценки знаний | частично - поисковые | групповые, индивидуальные | таблицы по общей биологии, проектор. | контроль | ||
65 | Повторение по теме «Организменный уровень жизни» | урок проверки и оценки знаний | частично - поисковые | групповые, индивидуальные | таблицы по общей биологии, проектор. | контроль | ||
66 | Повторение по теме «Клеточный уровень жизни» | урок проверки и оценки знаний | частично - поисковые | групповые, индивидуальные | таблицы по общей биологии, проектор. | контроль | ||
67 | Повторение по теме «Молекулярный уровень жизни» | урок проверки и оценки знаний | частично - поисковые | групповые, индивидуальные | таблицы по общей биологии, проектор. | контроль | ||
68 | Итоговый урок-зачёт | урок проверки и оценки знаний | частично - поисковые | групповые, индивидуальные | таблицы по общей биологии, проектор. | контроль |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочие программы класс(география)
рабочие программы 5-9 класс(2019)...
Рабочие программы класс(обществознание )
рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...
рабочая программа класса предшкольной подготовки
рабочая программа класса предшкольной подготовки...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
- Мне нравится (1)