Рабочая программа по биологии. 9 класс Крискунов
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему
Рабочая программа по биологии. 9 класс. Крискунов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_2018_god_9_klass.docx | 365.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по биологии для 9 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной учебной программы по предмету «Биология» (авторы: В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой - М.: Дрофа,2010г.) и учебного плана МАОУ СОШ № 16 р.п. Приютово на 2017-2018 учебный год.
Целью программы является формирование у каждого учащегося биологического мышления и экологической культуры.
Задачи:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе.
Общая характеристика учебного предмета
Биология изучает живой мир нашей планеты. Поэтому биологию называют наукой о живом мире. Она изучает разнообразие, строение и функции живых существ и природных сообществ, распространение, происхождение и развитие организмов, их связей друг с другом и с неживой природой. В настоящее время биология представляет собой комплексную науку, состоящую из ряда самостоятельных научных дисциплин со своими объектами исследования. Так, растения изучает ботаника, животных - зоология, анатомо-физиологические свойства человека – биология человека, бактерий – микробиология и т.д. Изучение курса «Общая биология» проводится в течение одного учебного года в 9 классе. Это обусловлено тем, что для достижения базового уровня биологического образования необходимо добиться определенной завершенности знаний об условиях жизни, закономерностях живой природы и о зависимостях в ее процессах и явлениях. Хотя в содержании курса включены основы различных областей биологии, его отличает целостность, поскольку главной идеей является выделение закономерностей развития и разнообразия жизни на Земле, взаимозависимостей этих процессов и роли их в культуре человечества. Настало время, когда от каждого из нас зависит будущее нашей планеты. Поэтому современный человек не может считать себя образованным, если он не знаком с основами биологических знаний.
Сведения об учебно-методическом комплексе
1. Криксунов, Е. А., Пасечник, В. В. Биология. Введение в общую биологию и экологию: учеб. для общеобразовательных учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2013. - 303 с.
2. Пасечник, В. В. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника «Введение в общую биологию и экологию»: пособие для учителя. - М.: Дрофа, 2006. - 126 с;
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Знать/ понимать
- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
- особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
Уметь
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных
групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний,
иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
-оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
-рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде
Содержание курса. Рабочая программа рассчитана на 33 рабочие недели (66 часов в год при двухчасовой недельной нагрузке)
№ | Кол-во часов по рабочей программе | Номера уроков | Тема |
1 | 3 | 1-3 | Введение |
10 | 4-13 | Раздел 1. Уровни организации живой природы. Молекулярный уровень | |
14 | 14-27 | Клеточный уровень | |
15 | 28-42 | Организменный уровень | |
2 | 43-44 | Популяционно-видовой уровень | |
6 | 45-50 | Экосистемный | |
3 | 51-53 | Биосферный | |
8 | 54-60 | Раздел 2. Эволюция органического мира Основы учения об эволюции | |
5 | 61-65 | Возникновение и развитие жизни на Земле. | |
1 | 66 | Заключительный урок по курсу Введение в общую биологию и экологию. | |
2 | 11,14,37,38,43,48,61 | Лабораторные работы | |
3 | 13,20,27,31,42,50,60,65 | Уроки обобщения изученного материала | |
Всего | 66 часов |
Литература.
Дополнительной литературы для учителя:
Иорданский Н. Н. Эволюция жизни. М.: Академия, 2001.
Медников Б. М. Биология. Формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 2006.
Дополнительная литература для учащихся:
Пасечник В. В., Швецов Г. Г. Биология. Введение в общую биологию.: Рабочая тетрадь. 9 кл. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006. – 95 с.: ил.
Научно-популярная литература для учащихся:
Ауэрбах Ш. Генетика. М.: Атомиздат, 1966.
Энциклопедия для детей.Т.2. Биология. 5-е изд., Э68 перераб. и доп./ Глав.ред. М. Д. Аксенова.- М.: Аванта+, 1998. – 704с.:ил.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Миграции животных. Автор А. Х. Тамбиев; – М.: ООО «Фирма “Издательство АСТ”»; ООО «Астрель», 1999 – 464с.: ил.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Развитие жизни на Земле /; – М.: ООО «Фирма “Издательство АСТ”»; ООО «Астрель», 2001 – 400
Поурочное планирование
В.В. Пасечник, «Ведение в общую биологию и экологию. 9 класс»:
№ | Тема урока. | Тип урока | Основные виды учебной деятельности обучающихся | Вид контроля | Планируемые результаты освоения учебного материала | Дата проведения | Примечание | ||||||||||||||||
План | Факт | ||||||||||||||||||||||
«Введение». (3часа). | |||||||||||||||||||||||
1. | Инструктаж по ТБ на уроках биологии Биология – наука о живой природе. | УИНМ | Рассказ с элементами беседы. Использование дополнительного материала заданий занимательного характера. | Биологический диктант | Знать и уметь распознавать уровни жизни, царства живого, дифференцированные и интегрированные биологические науки, методы изучения живой природы, описание, исторический метод, гипотезы и законы | ||||||||||||||||||
2. | Методы исследования в биологии. | КУ | Вводная беседа. Работа с терминами | Фронтальный опрос | Познакомиться с методами применяемыми в биологии. Наука, гипотеза, эксперимент, наблюдение, закон, теория, факт. | ||||||||||||||||||
3 | Сущность жизни и свойства живого. | УКУЗ | Рассказ с элементами беседы. | Биологический диктант | Называть признаки живого организма, характеризовать эти свойства; проводить сравнение живого и неживого. | ||||||||||||||||||
Раздел 1. Уровни организации живой природы. 1 Молекулярный уровень (10 часов). | |||||||||||||||||||||||
4 | Молекулярный уровень. | УИНМ | Лекция с элементами беседы | Беседа. Устный опрос по таблице | Знать свойства и значение элементов, входящих в состав живого. Обосновывать процессы и механизмы, происходящие в живых организмах. | ||||||||||||||||||
5. | Углеводы. | КУ | Самостоятельная работа с учебником, составление и заполнение таблицы, работа с понятиями | Составление таблицы | Называть вещества, входящие в состав углеводов, знать их функции, классификацию, общую формулу, приводить примеры. Обосновывать принадлежность углеводов к биополимерам. | ||||||||||||||||||
6 | Липиды. | КУ | Частично-поисковый. Беседа, рассказ | Устный опрос по таблице | Называть вещества, входящие в состав липидов, знать их функции, классификацию, общую формулу, приводить примеры. Обосновывать принадлежность липидов к биополимерам. | ||||||||||||||||||
7 | Состав и строение белков. | КУ | Работа с понятиями | Тест | Называть мономеры белковых молекул и его составляющие, уровни организации, перечислять функции белков, объяснять процесс образования пептидной цепи | ||||||||||||||||||
8 | Функции белков. | КУ | Самостоятельная работа с учебником, составление и заполнение таблицы, работа с понятиями | Инд. опрос | Перечислять функции белков, объяснять их значение. каталитическая, пластическая, двигательная, транспортная, защитная, регуляторная, сигнальная и др. | ||||||||||||||||||
9 | Нуклеиновые кислоты. | УКПЗ | Применение специальной терминологии | Фронтальный опрос | Давать определение терминам. Перечислять типы нуклеиновых кислот, называть составляющие мономеров ДНК и РНК, характеризовать особенности строения нуклеиновых кислот, обосновывать значение НК в организме. | ||||||||||||||||||
10 | АТФ и другие органические соединения. | УКПЗ | Актуализация знаний | Решение задач. | Знать определение терминам. Перечислять составляющие нуклеотида АТФ (АДФ, АМФ) различные группы витаминов, характеризовать особенности строения молекул, объяснять роль витаминов в организме. | ||||||||||||||||||
11 | Биологические катализаторы. Инструктаж по ТБ Л/р Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках». | КУ | Рассказ с элементами беседы, составление таблицы, выполнение лаб. работы | Опрос, карточки | Перечислять факторы, обеспечивающие скорость ферментативных реакций, характеризовать свойства ферментов, объяснять образование комплекса «фермент-вещество» | ||||||||||||||||||
12 | Вирусы. | УИНМ | Составление схем, работа с понятиями, с дополнительными источниками. | Устный опрос по таблице | Перечислять элементы, входящие в состав вирусной частицы, способы борьбы со СПИДом, характеризовать особенности строения и функции вирусов, особенности различных вирусных заболеваний и их профилактики. Объяснять принадлежность вирусов к живым организмам. | ||||||||||||||||||
13 | Обобщение «Молекулярный уровень организации живого» | УОСЗ | Работа с учебником и другими источниками информации | К/р., тест. | Определяют понятия, дают оценку роли естественных наук, | ||||||||||||||||||
2. Клеточный уровень (14 часов). | |||||||||||||||||||||||
14 | Основные положения клеточной теории. Инструктаж по ТБ Л/р Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом й теории. | УИНМ | Работа с терминами, выполнение лаб. работы | Беседа. Оформление лаб. работы | Знать фамилии великих ученых-микроскопистов, характеризовать основные положения клеточной теории, приводить сравнения про- и эукариотических клеток, животных и растений. | ||||||||||||||||||
15 | Клеточная мембрана. | КУ | Работа с терминами, схемами, таблицами. | Фронтальный опрос | Уметь и знать термины, характеризовать строение клеточной мембраны, функции, способы проникновения веществ. | ||||||||||||||||||
16 | Ядро | КУ | Работа с терминами, схемами, таблицами | Викторина. Презентация | Знать понятии темы, называть и описывать строение ядра Знать и называть органоиды клетки, характеризовать строение ЭПС и других органоидов, объяснять наличие большого числа митохондрий в молодых клетках и в клетках с большими энергетическими затратами. | ||||||||||||||||||
17 | ЭПС. Рибосомы. Комплекс Гольджи. | КУ | Работа с терминами, схемами, таблицами | Устный опрос по таблице | Знать и называть органоиды клетки, характеризовать строение ЭПС и других органоидов, объяснять наличие большого числа митохондрий в молодых клетках и в клетках с большими энергетическими затратами. | ||||||||||||||||||
18 | Лизосомы. Митохондрии. Пластиды. | КУ | Работа с учебником и другими источниками информации | Составление таблицы | Знать элементы, входящие в состав клеточного центра и органоидов движения, давать сравнительную характеристику прокариот с эукариотами, выделять признаки примитивности прокариот по сравнению с эукариотами. | ||||||||||||||||||
19 | Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения. | УКПЗ | Работа с учебником | Составление таблицы | Уметь распознавать животную и растительную клетку, клетку гриба. Находить отличительные признаки эукариот, сравнивать строение и делать выводы. | ||||||||||||||||||
20 | Обобщающий «Строение клетки» | УОСЗ | Анализ информации, выделение главного | Работа с дидактическими карточками | Уметь распознавать органоиды клетки прокариот, сравнивать со строением клеток эукариот и делать выводы. | ||||||||||||||||||
21 | Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм | УИНМ | Логика происходящих событий | Составление опорного конспекта | Знать определения терминов характеризовать обмен веществ, обосновывать взаимосвязь ассимиляции и диссимиляции. | ||||||||||||||||||
22 | Энергетический обмен. | КУ | Учить планово изучать материал. Сравнивать процессы | Фронтальный опрос | Знать определение терминов, называть вещества – источники энергии, продукты реакций, описывать строение АТФ. | ||||||||||||||||||
23 | Фотосинтез. Хемосинтез. | УИНМ | Сравнивать процессы, составлять схемы. | Составление таблицы | Знать определения терминов, называть типы питания, фазы и продукты фотосинтеза, группы гетеротрофов. Приводить примеры автотрофов, гетеротрофов и организмов со смешанным типом питания. | ||||||||||||||||||
24 | Автотрофы. Гетеротрофы. | КУ | Учить работать с таблицами | Решение задач | Называть органы растения, где происходит процесс фотосинтеза, фазы его, анализировать содержание фотолиза, сравнивать фото- и хемосинтезы. | ||||||||||||||||||
25 | Синтез белков в клетке. | УКНЗ | Уметь обобщать и систематизировать полученные знания. | Фронтальный опрос. | Давать определения терминам, называть этапы биосинтеза белка, характеризовать и объяснять роль генетического кода, ферментов, матричную функцию ДНК, смысл избыточности генетического кода. | ||||||||||||||||||
26 | Деление клетки. Митоз. | КУ | Учить систематизировать информацию, строить схемы, определять формы размножения | Устный опрос по таблице | Давать определения терминам, называть фазы митоза, характеризовать механизм деления клетки, объяснять биологический смысл митоза. | ||||||||||||||||||
27 | Обобщающий «Клеточный уровень организации живого». | УОСЗ | Обобщать, систематизировать делать выводы. | Тест | Давать определения терминам и понятиям. Сравнивать, анализировать | ||||||||||||||||||
3. Организменный уровень (15 часов) | |||||||||||||||||||||||
28 | Размножение организмов. | УИНМ | Учить систематизировать информацию, строить схемы, определять формы размножения. | Фронтальный опрос | Бесполое размножение, почкование, вегетативное, споры. | ||||||||||||||||||
29 | Мейоз | КУ | Учить анализировать, выделять главное | Беседа Устный опрос по таблице | Характеризовать стадии гаметогенеза, сущность и стадии мейоза, процесса оплодотворения. Проводить сравнительную характеристику хромосомного набора соматических и половых клеток. | ||||||||||||||||||
30 | Индивидуальное развитие организмов. | УКПЗ | Обобщать, систематизировать делать выводы | Составление таблицы | Характеризовать периоды онтогенеза. Процессы, происходящие в каждом из периодов знать процессы, происходящие в постэмбриональный период, приводить примеры прямого и непрямого постэмбрионального развития. | ||||||||||||||||||
31 | Обобщающий «Размножение организмов» | УОСЗ | Обобщать, систематизировать делать выводы | Биологический диктант | Давать определения терминам и понятиям. Сравнивать, анализировать | ||||||||||||||||||
32 | Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. | УИНМ | Учить использовать знания основных понятий генетики для объяснения законов, открытых Г. Менделем | Карточки Устный опрос по таблице. Решение задач | Характеризовать предмет изучения генетики, генетические термины, генетические символы и термины, суть гибридологического метода, правиле единообразия гибридов первого поколения, законе чистоты гамет, правиле расщепления, решать задачи на моногибридное скрещивание | ||||||||||||||||||
33 | Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. | КУ | Умение решать генетические задачи | Фронтальный опрос. Решение задач | Характеризовать законы наследственности. Объяснять взаимосвязь генотипа и фенотипа организмов, практического значения анализирующего скрещивания. Решать задачи данного типа. | ||||||||||||||||||
34 | Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. | УКПЗ | Учить использовать специальную систему записи результатов скрещивания при дигибридном скрещивании | Решение задач | Характеризовать законы наследственности. Раскрывать сущность закона независимого наследования генов. Решать задачи данного типа. Характеризовать виды взаимодействия аллельных генов. | ||||||||||||||||||
35 | Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. | УКПЗ | Умение решать генетические задачи | Решение задач | Характеризовать законы Томаса Моргана. Решать задачи данного типа. | ||||||||||||||||||
36 | Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. | УКПЗ | Умение решать генетические задачи | Решение задач | Характеризовать сущность закона Моргана. Объяснять механизм сцепленного наследования. | ||||||||||||||||||
37 | Практическая работа. «Решение генетических задач» | УОСЗ | Умение решать генетические задачи | Решение задач | Закрепление алгоритмов решения основных генетических задач | ||||||||||||||||||
38 | Модификационная изменчивость. Инструктаж по ТБ. «Составление вариационного ряда и кривой» | УИНМ | Работа с раздаточным материалом | Устный опрос по таблице | Характеризовать свойства живых организмов, наследственность и изменчивость, объяснить взаимосвязь генотипа и условий среды. Характеризовать норму реакции организма на внешние условия. | ||||||||||||||||||
39 | Мутационная изменчивость. | КУ | Работа с раздаточным материалом | С/р в рабочей тетради | Характеризовать формы изменчивости, выделять основные различия между модификациями и мутациями, перечислять виды мутаций и факторы. Приводить примеры. | ||||||||||||||||||
40 | Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова. | КУ | Обобщать и систематизировать материал | Творческие работы | Объяснительно-иллюстративный метод с использованием гербарных экземпляров, муляжей | ||||||||||||||||||
41 | Основные методы селекции растений, животных, микроорганизмов. | УКПЗ | Обобщать и систематизировать материал | Составление таблицы | Характеризовать основные методы селекции, гибридизации, явлении гетерозиса, объяснить методику, позволяющую преодолеть стерильность межвидовых и родовых гибридов. | ||||||||||||||||||
42 | Обобщающий «Организменный уровень организации живого». | УККЗУ | Уметь обобщать и систематизировать полученные знания. | к/работа | Приводить примеры. | ||||||||||||||||||
4. Популяционно- видовой уровень (2 часа) | |||||||||||||||||||||||
43 | Критерии вида. Инструктаж по ТБ Л/р Изучение морфологического критерия вида. | УИНМ | Решение биологических задач | Беседа. Рабочая тетрадь | Характеризовать вид, его критерии. Раскрывать биологические механизмы, препятствующие обмену генов между видами, объясняя бесплодность межвидовых гибридов. | ||||||||||||||||||
44 | Популяции. Биологическая классификация | УКПЗ | Работа с книгой, дополнительным материалом | Составление таблицы | Характеризовать и определять абиотические, биотические, антропогенные факторы и принадлежность организмов к условиям среды обитания | ||||||||||||||||||
5. Экосистемный уровень (6 часов) | |||||||||||||||||||||||
45 | Сообщество, экосистема, биогеоценоз. | УИНМ | Работа с таблицами, схемой учебника | Фронтальный опрос | Знать определения, называть сообщества. Характеризовать их, свойства и задачи, проводить сравнительную характеристику сообществ, экосистем, биогеоценозов. | ||||||||||||||||||
46 | Состав и структура сообществ. | КУ | Работа с таблицами | Составление опорных конспектов | Знать определения, называть группы организмов, перечислять связи в экосистемах; характеризовать пространственную и морфологическую структуру, приводить примеры и составлять цепи питания. | ||||||||||||||||||
47 | Межвидовые отношения в экосистеме. | КУ | Совершенствовать умение работать с коллекциями, таблицами, дополнительной литературой | Беседа Рабочая тетрадь. Устный опрос по таблице | Знать определения, характеризовать чистую, первичную, вторичную продукцию, плодородие экосистем, решать простейшие экологические задачи. | ||||||||||||||||||
48 | Потоки вещества и энергии в экосистеме. Инструктаж по ТБ Л/ р Выделение пищевых цепей в искусственной экосистеме | УКПЗ | Развитие наблюдательности, умение применять полученные знания на практике | Составление таблицы, выполнение лаб. работы | Знать определения, характеризовать потоки энергии и вещества в экосистеме количественное изменение энергии в процессе переноса ее по пищевым цепям, пирамиды численности и массы.. | ||||||||||||||||||
49 | Саморазвитие экосистемы. | УККЗУ | Развитие логического мышления путем решения проблемных | Био. диктант | Знать термины, называть виды биогеоценозов, характеризовать экологическую сукцессию, ее природу и механизмы, стадии сукцессии, ее значении. Давать характеристику деятельности человека как одному из регулирующих факторах в экосистемах. | ||||||||||||||||||
50 | Обобщающий «Экосистемный уровень организации живого» | УОСЗ | Уметь обобщать и систематизировать полученные знания | Тест | Определять отдельные формы взаимодействий в конкретной экосистеме. Объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды, типы взаимодействия. | ||||||||||||||||||
6. Биосферный уровень (3 часа) | |||||||||||||||||||||||
51 | Биосфера. | УИНМ | Учить сравнивать процессы, делать выводы, решать биологические | Фронтальный опрос. | Знать определения, называть среды жизни и приспособленность организмов; характеризовать среды жизни, особенности различных сред жизни, приспособления живых организмов. Приводить примеры особенности приспособления живых организмов к жизни в определенной среде. | ||||||||||||||||||
52 | Круговорот веществ в биосфере. | КУ | Учить устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и систематизировать | Фронтальный опрос | Знать определения, характеризовать особенности воздействия живых организмов на среду обитания. Знать определения, называть биогенные элементы, перечислять биохимические циклы. | ||||||||||||||||||
53 | Эволюция биосферы. | УКПЗ | Учить сравнивать, анализировать, делать выводы. | Составление таблицы | Знать определения, характеризовать типы эволюциончных изменений, главные линии эволюции. Объяснять разницу понятий параллелизм и конвергенция, проводить сравнение двух линий эволюции (идиоадаптации и дегенерации) | ||||||||||||||||||
Раздел 2. Эволюция органического мира. 7. Основы учения об эволюции (8 часов) | |||||||||||||||||||||||
54 | Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина | УФНЗ | Учить работать с дополнительной литературой | Устный опрос по вопросам | Давать определение понятию «эволюция». Выявлять и описывать предпосылки учения Ч. Дарвина. | ||||||||||||||||||
55 | Изменчивость организмов. Генетическое равновесие в популяциях и его нарушения | УФНЗ | Учиться анализировать результаты, на их основе делать выводы | Фронтальный опрос | Уметь объяснять причину многообразия домашних животных и культурных растений. Роль изменчивости в эволюционном процессе. | ||||||||||||||||||
56 | Борьба за существование и естественный отбор. Формы естественного отбора | КУ | Учить выделять главное, анализировать | Фронтальный опрос | Характеризовать борьбу за существование, формы борьбы, роль естественного отбора и его формы. Проводить сравнение стабилизирующего и движущего отборов. Обосновать адаптацию как результат действия естественного отбора. | ||||||||||||||||||
57 | Изолирующие механизмы | УФНЗ | Учить составлять опорные схемы, работать над биологическими | Индивидуальный опрос | Дать характеристику основным изолирующим механизмам | ||||||||||||||||||
58 | Видообразование. Макроэволюция | КУ | Анализ, сравнение | Фронтальный и индивидуальный опрос | Уметь давать характеристику понятиям микроэволюция, пояснить основные формы видообразования, приводить примеры. Изоляция. Характеризовать роль в видообразовании различных механизмов изоляции | ||||||||||||||||||
59 | Основные закономерности эволюции. | УФНЗ | Учить сворачивать информацию, выделять главное, составлять факты с изученным материалом | Био. диктант | Уметь давать характеристику основным понятиям, уметь приводить примеры | ||||||||||||||||||
60 | Обобщающий урок по теме: «Основы учения об эволюции» | УККЗ | Уметь обобщать и систематизировать полученные знания | Тестирование по теме эволюционное учение | Уметь применять знания в повседневной жизни | ||||||||||||||||||
8. Возникновение и развитие жизни на Земле (5 часов) | |||||||||||||||||||||||
61 | Гипотезы возникновения жизни. Инструктаж по ТБЛ/р Изучение палеонтологических доказательств эволюции | КУ | Учить сопоставлять и анализировать материал | Сообщение Устный опрос Лаб. работа | Характеризовать основные гипотезы возникновения жизни. | ||||||||||||||||||
62 | Развитие представлений о происхождении жизни. | УЗЗ | Учить систематизации знаний | Фронтальный опрос | Называть этапы развития представлений о возникновении жизни, характеризовать основные этапы развития жизни на Земле. | ||||||||||||||||||
63 | Развитие жизни на Земле. Эра древней жизни. Протерозой и палеозой. | КУ | Учить составлять таблицу | Фронтальный опрос | Характеризовать состояние органического мира на протяжении архейской эры, важнейшие ароморфозы архейской, протерозойской и палеозойской эр. Объяснять смену господствующих групп растений и животных. | ||||||||||||||||||
64 | Развитие жизни в мезозое и кайнозое. | УКЗУ | Учить сравнивать, анализировать, учить составлять таблицу. | Фронтальный и индивидуальный опрос | Характеризовать состояние органического мира на протяжении мезозоя, основные ароморфозы и идиоадаптации мезозоя, развития жизни в кайнозое, основные направления эволюции растений и животных. | ||||||||||||||||||
65 | Обобщающий урок «Развитие жизни» | УОСЗ | Развитие наблюдательности, умение применять полученные знания на практике | Тест | Объяснять смену господствующих групп растений и животных. | . | |||||||||||||||||
66 | Заключительный урок по курсу «Введение в общую биологию и экологию». 9 класс» | УОСЗ | Работа с таблицами, схемами, терминами | Фронтальный опрос | Применять полученные знания в повседневной жизни |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая программа по биологии 9 класс 2 часа в неделю Учебник Пасечник/Каменский/Крискунов
Программа разработана на основеПримерной программы основного общего образования по биологии для 6-11классов общеобразовательных учреждений (авторы : В. В. Пасечник, А.А.Каменский, Е.А.Крис...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...