Типы экологических взаимодействий
план-конспект урока по биологии (11 класс) на тему
Урок для 11 класса при изучении главы "Селекция". Урок изучения нового материала, с индивидуальными заданиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tipy_vzaimootnosheniy.docx | 32.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Типы экологических взаимодействий
Цель: изучить типы взаимоотношений организмов между собой.
Задачи:
образовательные: расширить и углубить знания обучающихся о типах взаимоотношений между организмами
развивающая: развить коммуникативную культуру обучающихся
воспитательные: воспитать любовь и уважительное отношение к природе
Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, задания
Тип урока: изучение нового материала.
Форма проведения урока: фронтальная, работа по парам, индивидуальная
Ход урока
Организационный момент
Приветствие, подготовка к уроку.
Проверка домашного задания. Что такое экологическая ниша, местообитание
Изучение нового материала
В природных условиях каждый живой организм живёт не изолировано. Его окружает множество других представителей живой природы. И все они взаимодействуют друг с другом. Взаимодействия между организмами, а также влияние их на условия жизни представляют собой совокупность биотических факторов среды. Наша задача, разобраться какие типы взаимоотношений встречаются в природе. Пишут тему: Типы экологических взаимодействий
Знакомство учащихся с целью и задачами урока.
Популяции любых организаций, живущих на одной территории и контактирующие друг с другом, вступают в различные взаимоотношения между собой. Положение популяции (или вида) при разных формах взаимоотношений обозначается условными знаками. Знак (-) “минус” означает неблагоприятное влияние (вид испытывает угнетение или вред). Знак (+) “плюс” обозначает благоприятное влияние (вид извлекает пользу). Знак (0) “ноль” показывает, что отношения безразличны (отсутствие влияния). Таким образом, биотические отношения можно разделить на 6 групп.
Я вам по парам раздаю задание - один из типов взаимоотношений между живыми организмами. Ваша задача найти про них информацию в учебнике, заполнить таблицу и рассказать всем.
Остальные, слушая товарищей, будем заполнять таблицу. Начертите таблицу из 3 колонок.
Типы взаимоотношений | Характеристика | Примеры |
| Оба вида не оказывают никакого воздействия друг на друга. | белки и лоси в одном лесу не контактируют друг с другом. |
| Для одного из совместно обитающих видов влияние другого отрицательно (он испытывает угнетение), в то время как угнетающий не получает ни вреда, ни пользы | Светолюбивые травы, растущие под елью |
| Один вид получает преимущество, выгоду, на принося другому ни вреда, ни пользы | |
А) нахлебничество | Потребление остатков пищи хозяина | Акула и рыбы прилипалы |
Б) сотрапезничество | Оба вида потребляют разные вещества или части одной и той же пищи. | Антилопа, зебра и слон |
В) квартиранство | Один вид использует другой (его тело или его жилище) в качестве убежища или своего жилья. | Лишайники и деревья |
| совместное существование выгодно, но не обязательно для сожителей | Опыление пчёлами разных луговых растений – тесная связь отсутствует |
| отношения, при которых присутствие каждого из двух видом становится обязательным для другого партнёра. | Птицы кормятся насекомыми – паразитами на теле носорога, а их взлет – сигнал об опасности |
| Неразделимые взаимополезные связи двух видом, предполагающие тесное сожительство организмов. | Термиты и живущие в их кишечнике одноклеточные жгутиковые – перерабатывают клетчатку а сахара. Термиты не имеют собственных ферментов для переваривания целлюлозы и без симбионтов погибли бы. А жгутиковые получают в кишечнике среду обитания, в свободном состоянии в природе они не встречаются |
| отношения между организмами, при которых один из них (хищник) атакует другого (жертву) и питается частями его тела | Росянка, животные – хищники. |
| Паразит использует хозяина как источник питания, среду обитания. | Спорынья, трутовик, паразиты животных. |
| взаимоотношения между организмами одного и того же или разных видов, в ходе которых они соревнуются за одни и те же средства существования и условия размножения | Внутривидовая (сосны в лесу за свет) и межвидовая (культурные растения и сорняки). |
Таковы типы взаимоотношений в природе. Необходимо помнить, что тип взаимодействия конкретной пары может измениться в различных условиях в зависимости от стадий их жизненных циклов.
Вывод: Все перечисленные формы биологических связей между видами служат регуляторами численности животных и растений в биоценозе, определяя его устойчивость
Закрепление изученного материала
Работа по группам или парам Задание № 1.
Прочитайте текст и дайте подробный ответ на вопрос.
1. Что может быть хуже змей?
Одна местность “славилась” обилием змей. Они чуть ли не на каждом шагу встречались в поле, кишели в копнах, заползали во дворы и сараи. В конце концов, местные жители “собрались с духом” и объявили беспощадную войну ползучим тварям. Змей беспощадно уничтожали, хотя, правду говоря, случаев нападения змей на людей не было. Борьба увенчалась успехом. В результате победы жить в этой местности стало гораздо хуже. Как вы думаете, почему?
Ответ. Местность атаковали мыши! Они портили продукты, уничтожали зерно на корню и в хранилищах, разносили болезни. С ними начали бороться при помощи ядохимикатов — стали погибать птицы, полезные звери. Убытки оказались огромны. Наконец однажды кто-то догадался и привез из соседнего района несколько змеек…
2. Волк оленю друг?
В одном из канадских заповедников уничтожили всех волков, чтобы добиться увеличения стада оленей. Удалось ли таким образом достичь цели?
Ответ. Уничтожение волков приведет к появлению и распространению болезней в стаде оленей, увеличению числа слабых и больных особей, к гибели и вымиранию оленей.
Как исправить ошибку? — Выпустить в заповедник волков.
3. Яблонька садовая, чем ты не лесная?
В промышленном садоводстве яблони и груши страдают от многочисленных вредителей — плодожорки, огневки, десятков иных паразитов. Если деревья не обрабатывать специальными инсектицидами, то урожай вообще может погибнуть. Интересно, что эти же деревья, растущие в лесу, практически не подвержены нападению вредителей. Попробуйте объяснить, почему?
Ответ. В естественных условиях растения окружены “защитниками”. Пижма, полынь, бузина, мята — эти растения выделяют сложные эфиры, которые очень сильно действуют на
насекомых-вредителей. В промышленной монокультуре этого полезного взаимодействия нет.
Индивидуальная работа Задание № 2.
Из предложенных вариантов выберите верный.
1. Взаимодействие между популяцией лосей и синицами в лесу: ни одна популяция напрямую не влияет на другую. Данный тип взаимодействия называется:
а) нейтрализм; б) аменсализм; в) мутуализм; г) протокооперация.
2. Сосна подавляет рост светолюбивой травы под собой, сама не испытывает отрицательного воздействия. Данный тип взаимодействия называется:
а) комменсализм; б) аменсализм; в) мутуализм; г) протокооперация.
3. Если в экологической системе два или более вида со сходными экологическими требованиями обитают совместно, между ними возникают взаимоотношения отрицательного типа. Например, если лиса поймала полёвку, значит, сове она не достанется. Данный тип взаимодействия называется:
а) конкуренция; б) аменсализм; в) хищничество; г) паразитизм.
4. Форма взаимоотношений, при которой один вид получает какое –либо преимущество, но не принося другому ни вреда, ни пользы, например, взаимоотношение между акулой и рыбой-прилипалой, - такая форма взаимоотношений называется:
а) протокооперация; б) мутуализм; в) комменсализм; г) аменсализм.
5. Нахлебничество – потребление остатков пищи за каким-то организмом (песцы в тундре следуют за медведем и доедают остатки его пищи). Данная форма взаимоотношений называется:
а) комменсализм; б) аменсализм; в) мутуализм; г) протокооперация.
6. Сотрапезничество – потребление разных веществ одного и того же ресурса (взаимоотношения между почвенными бактериями, перерабатывающими растительные остатки до минеральных солей, и высшими растениями, которые используют образовавшиеся при этом минеральные соли). Данная форма взаимоотношений называется:
а) комменсализм; б) аменсализм; в) мутуализм; г) протокооперация.
7. Квартиранство – использование одними видами других в качестве убежища или жилища (рыба горчак откладывает икру в мантийную полость двустворчатого моллюска; лишайники на коре деревьев). Данная форма взаимоотношений называется:
а) комменсализм; б) аменсализм; в) мутуализм; г) протокооперация.
8. Взаимоотношения, каких организмов относятся к симбиотическим:
а) бобовые растения и азотфиксирующие бактерии;
б) белки и лоси;
в) щука и судак;
г) человек и вирус гриппа.
9. Как называются отношения между аскаридой и человеком:
а) симбиоз; б) паразитизм; в) конкуренция; г) хищничество.
10. Рак-отшельник и актиния. К какому типу взаимоотношений относятся взаимоотношения этих организмов.
а) паразитизм; б) конкуренция; в) симбиоз; г) хищничество.
Задание № 3. Вставьте в текст “Взаимоотношения живых организмов” пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
Взаимоотношения живых организмов
Между видами живых организмов существуют разные типы взаимоотношений. Взаимоотношения, при которых один из участников - ______(А) – умерщвляет другого________(Б) и использует его в качестве пищи, называется _________ (В). Частым случаем этого типа взаимоотношений является _____________ (Г) – умерщвление и поедание себе подобных.
Перечень терминов: 1) паразитизм; 2) симбиоз; 3) каннибализм; 4) хищничество; 5) хищник; 6) жертва; 7) паразит; 8) хозяин.
Ответ.
А | Б | В | Г |
5 | 6 | 4 | 3 |
Задание № 4. Установите соответствие между организмами и типом отношений между ними. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов. За каждый правильный ответ 2 балла. Всего 10 баллов.
Организмы | Тип отношений |
А) берёза и березовая чага (трутовик); | 1) паразитизм |
Б) берёза и подберёзовик; | 2) симбиоз |
В) лиса и клещ; | |
Г) клубеньковые бактерии и корни бобовых растений; | |
Д) взаимоотношение одноклеточных водорослей и гифов гриба в слоевище лишайника. |
Ответ:
А | Б | В | Г | Д |
1 | 2 | 1 | 2 | 2 |
Домашнее задание изучить § 77-78, законспектировать §79-80 и оустно ответить на вопросы в конце§.
Индивидуальная работа
Задание № 2. Тест Из предложенных вариантов выберите верный.
1. Взаимодействие между популяцией лосей и синицами в лесу. Данный тип взаимодействия называется:
а) нейтрализм; б) аменсализм; в) мутуализм; г) протокооперация.
2. Сосна подавляет рост светолюбивой травы под собой, сама не испытывает отрицательного воздействия. Данный тип взаимодействия называется:
а) комменсализм; б) аменсализм; в) мутуализм; г) протокооперация.
3. Если в экологической системе два или более вида со сходными экологическими требованиями обитают совместно, между ними возникают взаимоотношения отрицательного типа. Например, если лиса поймала полёвку, значит, сове она не достанется. Данный тип взаимодействия называется:
а) конкуренция; б) аменсализм; в) хищничество; г) паразитизм.
4. Форма взаимоотношений, при которой один вид получает какое –либо преимущество, но не принося другому ни вреда, ни пользы, например, взаимоотношение между акулой и рыбой-прилипалой, - такая форма взаимоотношений называется:
а) протокооперация; б) мутуализм; в) комменсализм; г) аменсализм.
5. Нахлебничество – потребление остатков пищи за каким-то организмом (песцы в тундре следуют за медведем и доедают остатки его пищи). Данная форма взаимоотношений называется:
а) комменсализм; б) аменсализм; в) мутуализм; г) протокооперация.
6. Сотрапезничество – потребление разных веществ одного и того же ресурса (взаимоотношения между почвенными бактериями, перерабатывающими растительные остатки до минеральных солей, и высшими растениями, которые используют образовавшиеся при этом минеральные соли). Данная форма взаимоотношений называется:
а) комменсализм; б) аменсализм; в) мутуализм; г) протокооперация.
7. Квартиранство – использование одними видами других в качестве убежища или жилища (рыба горчак откладывает икру в мантийную полость двустворчатого моллюска; лишайники на коре деревьев). Данная форма взаимоотношений называется:
а) комменсализм; б) аменсализм; в) мутуализм; г) протокооперация.
8. Взаимоотношения, каких организмов относятся к симбиотическим:
а) бобовые растения и азотфиксирующие бактерии;
б) белки и лоси;
в) щука и судак;
г) человек и виру гриппа.
9. Как называются отношения между аскаридой и человеком:
а) симбиоз; б) паразитизм; в) конкуренция; г) хищничество.
10. Рак-отшельник и актиния. К какому типу взаимоотношений относятся взаимоотношения этих организмов.
а) паразитизм; б) конкуренция; в) симбиоз; г) хищничество.
Задание № 3. Вставьте в текст “Взаимоотношения живых организмов” пропущенные термины из предложенного перечня.
Между видами живых организмов существуют разные типы взаимоотношений. Взаимоотношения, при которых один из участников - ______ – умерщвляет другого_______ и использует его в качестве пищи, называется _________ . Частым случаем этого типа взаимоотношений является _____________ – умерщвление и поедание себе подобных.
Перечень терминов: 1) паразитизм; 2) симбиоз; 3) каннибализм; 4) хищничество; 5) хищник; 6) жертва; 7) паразит; 8) хозяин.
Задание № 4. Установите соответствие между организмами и типом отношений между ними. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца.
Организмы | Тип отношений |
А) берёза и березовая чага (трутовик); | 1) паразитизм |
Б) берёза и подберёзовик; | 2) симбиоз |
В) лиса и клещ; | |
Г) клубеньковые бактерии и корни бобовых растений; | |
Д) взаимоотношение одноклеточных водорослей и гифов гриба в слоевище лишайника. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет . Взаимодействие семьи и школы. Роль классного родительского собрания во взаимодействии семьи и школы.
Педсовет на тему "Взаимодействие семьи и школы. Роль классного родительского собрания во взаимодействии семьи и школы"...
Методическая разработка урока письма и развития речи на тему "Мягкий знак после шипящих с использованием технологий ИКТ, здоровьесбережения, коллективного взаимодействия, игровой, модульного взаимодействия"
Закрепление правописания мягкого знака после шипящих; раскрытие творческого потенциала, познавательных мотивов; обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности...
«Взаимодействие учителя английского языка с семьями обучающихся» Взаимодействие с родителями обучающихся для повышения уровня мотивации изучения английского языка.
laquo;Взаимодействие учителя английского языка с семьями обучающихся»Взаимодействие с родителями обучающихся для повышения уровня мотивации изучения английского языка....
Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив по развитию взаимодействия с социальными партнерами образовательной организации, по развитию взаимодействия с родителями обучающихся.
Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив по развитию взаимодействия с социальными партнерами образовательной организации, по развитию взаимодействия с родителями обучающихся....
Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив по развитию взаимодействия с социальными партнерами образовательной организации, по развитию взаимодействия с родителями обучающихся.
В практической работе с родителями учащихся классный руководитель использует коллективные и индивидуальные формы взаимодействия. Причем в том и другом случае реализуются как традиционные, так и ...
Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив по развитию взаимодействия с социальными партнерами образовательной организации, по развитию взаимодействия с родителями обучающихся.
В практической работе с родителями учащихся классный руководитель использует коллективные и индивидуальные формы взаимодействия. Причем в том и другом случае реализуются как традиционные, так и нетрад...