КТП по биологии
календарно-тематическое планирование по биологии (5 класс) на тему

КТП по биологии 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_5_klass_fgos.docx50.43 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Нормативно - правовая база преподавания предмета:

- Закон «Об образовании»;

- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089 (на основании п.6, ч. 2, ст.32 закона РФ «Об образовании»);

- Рабочие программы учебных дисциплин созданы на основе  примерных программ  ФГОС РФ по заказу Министерства просвещения России  (п.7, часть 2, статья 32 закона РФ «Об образовании»;

- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования (п.23, ч.2, ст.32, закона РФ «Об образовании»);

- Учебный план МБУ Тоора-Хемской СОШ на 2015 – 2016 учебный год;

- Примерная программа основного общего образования по биологии (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»).

Уровень программы (базовый стандарт/профиль/ продвинутый):  базовый стандарт

Объём часов: 1 час в неделю, в год 34 часов

Вид программы: типовая

Принцип обучения: концентрический

Для каких обучающихся составлена: общеобразовательные классы.

Характеристика особенностей  программы: 

Предлагаемая программа общеобразовательного уровня предназначена для изучения биологии в 5 классе средней общеобразовательной школы. Программа по биологии  для 5 классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Программа содействует реализации единой концепции биологического образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения курсов биологии и проявления творческой инициативы учителя.

В 5 классе учащиеся понимают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе.

Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека, научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.

Учащиеся получают представления о многообразии живых организмов и принципах их классификации. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основы охраны природы, природопользования, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.

Содержание курса биологии 5 класса способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний. Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического патриотического, трудового воспитания школьников.

Программа предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений  в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

Цель и задачи курса: 

Цель: формировать у учащихся знания о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека.

Образовательные: овладение системой комплексных знаний о  многообразии живых организмов и принципах их классификации.

Развивающие: развивать умение ведения фенологических наблюдений, опытнической и практической работы, тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

Воспитательные: воспитание любви к природе, экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде. Формирование активной жизненной позиции путём включения учащихся в решении доступных для них проблем окружающей природной среды.

Основное содержание программы образовательного минимума курса  биологии  «Бактерии. Грибы. Растения» 5-й класс

1. Введение. Клеточное строение организмов (14 ч)

Биология – наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, её охрана.

Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп). Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Состав клетки: вода, минеральные и органические вещества. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Демонстрация микропрепаратов различных растительных тканей.

Лабораторные работы

Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.

2. Царство бактерии (2 ч)

Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

3. Царство грибы (6 ч)

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе и жизни человека.

Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.

Демонстрация муляжей плодовых тел шляпочных грибов, натуральных объектов (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи), лишайников.

Лабораторные работы

 Изучение строения тел шляпочных грибов.

4. Царство растения (12 ч)

Растения. Ботаника – наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.

Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.

Лабораторные работы

Изучение строения мха (на местных видах).

Результаты освоения учебного предмета (ключевые УУД, которые приобретут учащиеся за учебный период):

Учащиеся должны знать:

-  строение и функции клетки;

- особенности строения и жизнедеятельности бактерий, грибов, растений;

- сведения о таксономических единицах;

            - способы размножения бактерий, грибов, растений;

- основные этапы развития растительного мира;

- взаимосвязь растений с факторами среды;

- взаимосвязь растений с другими организмами в природных сообществах;

- роль бактерий, грибов, растений в природе, значение их в жизни человека, народном хозяйстве;

- охраняемые растения своей местности, мероприятия по их охране;

- основные растения региона, особенности их возделывания.

Учащиеся должны уметь:

- пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты и работать с ними;

- вести наблюдения и ставить простейшие опыты с растениями;

- проводить наблюдения в природе за сезонными изменениями, вести фенологический дневник;

- ухаживать за растениями, выращивать их;

- проводить работы на учебно-опытном участке, применять знания по биологии растений при их выращивании;

- соблюдать правила поведения в природе;

- работать с учебником, составлять план параграфа, использовать рисунки и текст как руководство к лабораторным работам, находить в тексте сведения для составления и заполнения таблиц и схем.

Перечень педагогических технологий при преподавании предмета: здоровьесберегающие, технология развивающего обучения, игровые, применение ИКТ, технологии методов проектов, КСО, технологии разноуровне       вого обучения.

Практическая   деятельность (какие   виды   деятельности предусмотрены для практической направленности). Для понимания учащимися сущности биологических явлений  в программу введены лабораторные работы, экскурсии, проведение наблюдений.

Основные методы работы на уроке: продуктивные и репродуктивные, словесный, наглядный, практический, проблемно- поисковый, репродуктивный, самостоятельная работа.

Формы организации деятельности учащихся: практические работы, самостоятельные работы, лабораторные работы, лекции, беседы, экскурсии.

Требования к результатам обучения.

Критерии и нормы оценки результатов обучения:

Отметка

Критерии оценки

«5»

  • полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника:
  • четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий: верно, использованы научные термины;
  • для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов:
  • ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.

«4»

  • раскрыто основное содержание материала;
  • в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
  • ответ самостоятельный;
  • определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов

«3»

  • усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;
  • определения понятий недостаточно четкие;
  • не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении;

-допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий

«2»

  • Основное содержание учебного материала не раскрыто;
  • не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии

Критерии оценки устного ответа:

Отметка

Критерии оценки

«5»

- Конкретный и полный ответ на поставленный вопрос.

- Определения и формулировки изложены четко, с использованием терминологии.

- Приведены самостоятельно примеры.

- Ответ содержит логику изложения.

- Ответ полностью самостоятельный.

«4»

- Конкретный ответ на поставленный вопрос.

- Приведены самостоятельно примеры.

- Ответ содержит логику изложения.

- Допущены две несущественные ошибки или одна грубая ошибка.

«3»

- Ответ неконкретный, излишне пространный.

-  Определения изложены неточно, трудности с приведением примеров, способен ответить наводящие вопросы учителя.
-  Допущены две существенные ошибки.

«2»

- Отсутствует ответ на вопрос или обнаружено полное непонимание основного содержания учебного материала, не способен ответить на наводящие вопросы.

Критерии оценки лабораторных работ:

Отметка

Критерии оценки

«5»

- ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения заданий; самостоятельно и рационально выполняет задания. Работу проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов. Соблюдает требования правил безопасного труда.

«4»

- ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два-три недочета; не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

«3»

- ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы; если в ходе выполнения работы были допущены ошибки;

«2»

- ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; если задания выполнялись неправильно;

Оценка практических умений учащихся

  1. Оценка умений проводить  опыты

Отметка

Критерии оценки

«5»

  • правильно определена цель опыта;
  • самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта:
  • научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.

«4»

  • правильно определена цель опыта;
  • самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов; при закладке опыта допускаются 1-2 ошибки:
  • в целом грамотно и логично описаны наблюдения и сформулированы основные выводы из опыта;
  • в описании наблюдений из опыта допущены неточности, выводы не полные.

«3»

  • правильно определена цель опыта;
  • самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта:
  • научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.

«2»

  • не определена самостоятельно цель;
  • не подготовлено нужное оборудование;
  • допущены существенные ошибки при закладке и оформлении опыта.

Оценка умений проводить наблюдения

Отметка

Критерии оценки

«5»

  • правильно по заданию учителя проведено наблюдение;
  • выделены существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);
  • логично, научно, грамотно оформлены результаты наблюдений и выводы.

«4»

-правильно по заданию учителя проведено наблюдение;

  • при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) названы второстепенные;
  • допущена небрежность в оформлении наблюдений и выводов.

«3»

-        допущены неточности 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;
- при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса)
выделены лишь некоторые;

- допущены ошибки (1-2) в оформлении наблюдений и выводов.

«2»

- допущены ошибки (3-4) в проведении наблюдений по заданию учителя; неправильно выделены признаки наблюдаемого объекта (процесса); допущены ошибки (3-4) в оформлении наблюдений и выводов.

Ключевые УУД, которые приобретут учащиеся за учебный период:

Тема

УУД

ВВЕДЕНИЕ. ОСНОВЫ БИОЛОГИИ (7ч).

Учащиеся должны знать:

-  значение биологии в повседневной жизни;

- сведения о таксономических единицах;

- основные этапы развития растительного мира;

- взаимосвязь растений с факторами среды;

- взаимосвязь растений с другими организмами в природных сообществах;

- роль бактерий, грибов, растений в природе, значение их в жизни человека, народном хозяйстве;

- охраняемые растения своей местности, мероприятия по их охране;

- основные растения региона, особенности их возделывания.

Учащиеся должны уметь:

- пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты и работать с ними;

- вести наблюдения и ставить простейшие опыты с растениями;

- проводить наблюдения в природе за сезонными изменениями, вести фенологический дневник;

- ухаживать за растениями, выращивать их;

- проводить работы на учебно-опытном участке, применять знания по биологии растений при их выращивании;

- соблюдать правила поведения в природе;

- работать с учебником, составлять план параграфа, использовать рисунки и текст как руководство к лабораторным работам, находить в тексте сведения для составления и заполнения таблиц и схем.

КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ (7ч).

Учащиеся должны знать:

-  строение и функции клетки;

            - способы размножения бактерий, грибов, растений;

            - неорганические и органические вещества;

- стадии деления клеток.

Учащиеся должны уметь:

- пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты и работать с ними;

- вести наблюдения и ставить простейшие опыты с растениями;

- проводить работы на учебно-опытном участке, применять знания по биологии растений при их выращивании;

- работать с учебником, составлять план параграфа, использовать рисунки и текст как руководство к лабораторным работам, находить в тексте сведения для составления и заполнения таблиц и схем.

ЦАРСТВО БАКТЕРИЙ  (2ч).

Учащиеся должны знать:

-  строение и функции прокариотической клетки;

- особенности строения и жизнедеятельности бактерий;

            - способы размножения бактерий;

- роль бактерий в природе, значение их в жизни человека, народном хозяйстве;

Учащиеся должны уметь:

- пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты и работать с ними;

- работать с учебником, составлять план параграфа, использовать рисунки и текст как руководство к лабораторным работам, находить в тексте сведения для составления и заполнения таблиц и схем.

ЦАРСТВО ГРИБЫ (6ч).

Учащиеся должны знать:

- особенности строения и жизнедеятельности грибов;

            - способы размножения грибов;

- роль грибов в природе, значение их в жизни человека, народном хозяйстве;

- основные грибы региона, особенности их заготавливания.

Учащиеся должны уметь:

- пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты и работать с ними;

- соблюдать правила поведения в природе;

- работать с учебником, составлять план параграфа, использовать рисунки и текст как руководство к лабораторным работам, находить в тексте сведения для составления и заполнения таблиц и схем.

ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ (12ч).

Учащиеся должны знать:

-  строение и функции клетки растения;

- особенности строения и жизнедеятельности растений;

- сведения о таксономических единицах;

            - способы размножения растений;

- основные этапы развития растительного мира;

- взаимосвязь растений с факторами среды;

- взаимосвязь растений с другими организмами в природных сообществах;

- роль растений в природе, значение их в жизни человека, народном хозяйстве;

- охраняемые растения своей местности, мероприятия по их охране;

- основные растения региона, особенности их возделывания.

Учащиеся должны уметь:

- пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты и работать с ними;

- вести наблюдения и ставить простейшие опыты с растениями;

- проводить наблюдения в природе за сезонными изменениями, вести фенологический дневник;

- ухаживать за растениями, выращивать их;

- проводить работы на учебно-опытном участке, применять знания по биологии растений при их выращивании;

- работать с учебником, составлять план параграфа, использовать рисунки и текст как руководство к лабораторным работам, находить в тексте сведения для составления и заполнения таблиц и схем.

Календарно-тематическое планирование.

Тема

Содержание

УУД

Кол-во часов

Дата план.

Дата фак.

Форма контроля

Д\З

1

Правила

Биология – наука о живой природе

Биология, биосфера, экология. Семья биологических наук. Озоновый экран. Значение биологии.

Подготовить сообщение о значении биологии в повседневной жизни.

1

Фронтальный опрос

П.1, рис.1.

Методы исследования в биологии.

Наблюдение, эксперимент, измерение, научный факт. Приборы и инструменты.

Знать и уметь обращаться с приборами и инструментами.

Соблюдать технику безопасности в биологическом кабинете.

1

Интерактивное задание, фронтальный опрос

П.2, провести фенологические наблюдения за природой

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого.

Царства живой природы. Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и энергии, раздражимость, рост, развитие, размножение.

Уметь составлять план параграфа. Различать царства живых организмов.

1

Фронтальн6ый опрос, работа с карточками

П.3, выучить свойства

Среды обитания организмов.

Водная, воздушная среда, почва как среда обитания. Организм как среда обитания.

Уметь составлять план параграфа. Приводить примеры обитателей каждой среды обитания.

1

Тест, опрос

П. 4, записать представителей

Экскурсия в осенний лес.

Уметь проводить фенологические наблюдения за изменениями , происходящими в жизни растений осенью.

1

повторить

Экологические факторы и их влияние на живые организмы.

Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные.

Уметь правильно работать  с текстом учебника. Отвечать на вопросы  в конце параграфа.

Приводить примеры антропогенных факторов. Воспитать бережное отношение к природе.

1

пересказ

П.5, подготовиться к контр. р-те

Контрольная работа №1 «Основы биологии».

        

1

Контрольная работа

повторить

Устройство увеличительных приборов.

Клетка. Лупа. Микроскоп: тубус, окуляр, объектив, штатив.

Выучить правила работы с микроскопом. Использовать дополнительные источники информации. Выяснить, какие  подробности строения живых организмов позволяют рассмотреть самые современные микроскопы.

1

Лабораторная работа

П.6, выучить микроскоп

Строение клетки.

Оболочка, цитоплазма, ядро, ядрышко, вакуоли, пластиды, хлоропласты, пигменты, хлорофилл.

Нарисовать рис. 20 на стр.35, выучить органоиды клетки.

Составить кроссворд.

1

тест

П. 7, рис.20,22 зарисовать, принести лук

Лабораторная работа «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом».

Настраивать микроскоп, готовить его к работе, готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, находить нужные части клетки на микропрепарате, зарисовывать увиденное под микроскопом в тетрадь.

1

Лабораторная работа

повторить

Химический состав клетки.

Неорганические вещества. Органические вещества: белки, жиры углеводы, нуклеиновые кислоты.

Знать неорганические и органические вещества.

1

Работа с карточками, фронтальный опрос

П.8, записать функции органических веществ

Жизнедеятельность клетки, её деление и рост.

Межклетники. Межклеточное вещество. Движение цитоплазмы. Хромосомы.

Перечислять процессы жизнедеятельности.

Знать стадии деления клеток.

Приготовить доклад.

1

Тест

П.9, рис.25 зарисовать

Ткани.

Ткань. Виды тканей: образовательные, основные, проводящие, механические, покровные.

Знать виды тканей и их строение.

Уметь различать виды тканей.

1

Фронтальный опрос

П.10, заполнить таблицу

Контрольная работа №2 «Клеточное строение».

1

повторить

Строение и жизнедеятельность бактерий.

Бактерии. Синезелёные, или цианобактерии. Сапрофиты. Паразиты.

Знать особ-ти стр-я бактерий и процессы жизнедеятельности.

Узнавать бактерии на рисунках, таблицах.

1

Фронтальный опрос

П.11, в.3,5

Роль бактерий в природе и жизни человека.

Клубеньковые, или азотфиксирующие бактерии. Симбиоз. Болезнетворные бактерии. Эпидемия.

Научить выявлять растения, поражённые болезнетворными бактериями. Уметь принимать меры защиты от болезнетворных бактерий.

1

Фронтальный опрос, работа с карточками

П.12,принести сообщения

Общая характеристика грибов.

Грибница, или мицелий.

Подготовить сообщение «Роль грибов в жизни человека».

1

Фронтальный опрос, работа с карточками

П.13, рис.38,зарисовать

Шляпочные грибы.

Шляпочные грибы. Микориза. Симбиоз.

Сравнивать изучаемые грибы между собой и с представителями других царств.

Сочинить сказку про грибы.

1

Тест

П. 14, повторить

Лабораторная работа «Строение плодовых тел шляпочных грибов».

Пластинчатые и трубчатые грибы.

Работать с микроскопом, готовить микропрепараты, проводить наблюдения, узнавать представителей разных отделов и классов грибов на рисунках.

1

Лабораторная работа

Повторить, приготовить микропреперат плесени

Плесневые грибы и дрожжи.

Плесневые грибы и дрожжи. Мукор. Пеницилл. Спорангии.

Приготовить самостоятельно микропрепарат плесневого гриба мукора. Знать практическое значение дрожжей.

1

П. 15, повторить

Грибы-паразиты.

Головня. Спорыня. Гриб трутовик.

Отличать симбиоз от паразитизма.

1

Фронтальный опрос, работа с карточками

П.16, повторить, подготовиться к контрольной работе

Контрольная работа №3 «Царства Бактерий и Грибов».

1

повторить

Разнообразие, распространение, значение растений.

Ботаника. Низшие растения. Высшие растения. Слоевище. Таллом.

Подготовить рассказ о растениях своего региона.

1

Интерактивное задание

П.17, повторить

Водоросли.

Водоросли. Хроматофор. Ризоиды. Хламидомонада.Хлорелла. Ламинария.

Узнавать водоросли на рисунках, таблицах, гербариях, сравнивать их между собой.

1

Тест

П.18, рис. 59 зарисовать

Лишайники.

Кустистые, листоватые и накипные лишайники.

Узнавать изученные виды лишайников на рисунках, гербариях, таблицах.

1

Интерактивное задание

П.19, рис67, зарисовать, в.3, 7

Мхи.

Мох, спора, высшее споровое растение. Сперматозоид. Яйцеклетка.

Узнавать изученные виды мхов на рисунках, гербариях, таблицах.

1

Фронтальный опрос

П.20, повторить

Лабораторная работа «Строение мха».

1

Лабораторная работа

повторить

Плауны. Хвощи. Папоротники.

Вайи. Корневище. Спорангии. Плаун. Хвощ. Папоротник.

Узнавать изученные виды плаунов и хвощей на рисунках, гербариях, таблицах.

1

Фронтальный опрос

П.21, прочитать

Голосеменные.

Голосеменные. Семя. Высшие семенные растения. Хвойные. Женская шишка. Мужская шишка. Фитонциды.

Узнавать изученные виды высших растений на рисунках, гербариях, таблицах.

1

Интерактивное задание

П.22, прочитать

Лабораторная работа «Строение хвои и шишек хвойных».

1

Лабораторная работа

повторить

Покрытосеменные, или Цветковые.

Покрытосеменные, или Цветковые. Цветок. Плод. Деревья. Кустарники. Травы. Однолетние. Двулетние. Многолетние.

Узнавать изученные виды высших растений на рисунках, гербариях, таблицах; пользоваться лабораторным оборудованием; сравнивать растения разных видов между собой.

Приводить примеры растений.

1

Биологический диктант

П.23, выписать значения покрытосеменных

Экскурсия в весенний лес.

Узнавать и различать растения различных экологических групп.

1

повторить

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

Палеонтология. Палеоботаника. Риниофиты.

Узнавать и различать растения различных экологических групп.

1

Фронтальный опрос

П. 24, прочитать, подготовиться к контрольной работе

Итоговая контрольная работа.

1

Контрольная работа

Задания на лето

ИТОГО

34 часа.

Календарно-тематическое планирование.

Тема

Содержание

УУД

Кол-во часов

Дата план.

Дата фак.

Форма контроля

Д\З

предметные

личностные

метапредметные

Биология – наука о живой природе

Биология, биосфера, экология. Семья биологических наук. Озоновый экран. Значение биологии.

Учащиеся имеют представления о биологии как о науке; о значении биол. знаний в жизни

Форм-ся любовь и бережное отношение к природе

Форм-ся  умения проводить набл-я в живой природе

1

Фронтальный опрос

П.1, рис.1.

Методы исследования в биологии.

Наблюдение, эксперимент, измерение, научный факт. Приборы и инструменты.

Уч-ся знают основные методы изучения биологии, правила техники безопасности

Форм-ся ответственное отношение к соблюдению правил тех-ки безопас-ти

Начато практ-ое ознакомление с методами проведения науч-х исслед-й

1

Интерактивное задание, фронтальный опрос

П.2, провести фенологические наблюдения за природой

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого.

Царства живой природы. Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и энергии, раздражимость, рост, развитие, размножение.

Уч-ся знают назв-я царств живой природы

Форм-ся научное мировоззрение на основе знаний об отл-х признаков живого от неживого

Раз-ся навыки р-ты с текстом и рисунками учебника

1

Фронтальн6ый опрос, работа с карточками

П.3, выучить свойства

Среды обитания организмов.

Водная, воздушная среда, почва как среда обитания. Организм как среда обитания.

Уч-ся умеют различать среды обитания организмов

Формируется познав-й мотив на основе интереса к изучению новых объектов

Форм-ся умение проводить анализ, связи орг-ов со средой обитания

1

Тест, опрос

П. 4, записать представителей

Экскурсия в осенний лес.

Уч-ся имеют представление о том, что живые орг-змы связаны со средой обитания и приспособлены для жизни в опр-ой среде

Форм-ся любовь и бережное отношение к природе

Разв-ся умение проводить наблюдения в живой природе, оформлять рез-ты

1

повторить

Экологические факторы и их влияние на живые организмы.

Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные.

Уч-ся умеют опр-ть понятие «экол-ие факторы» и объяснять их влияние на живые организмы

Форм-ся элементы экол. культуры

Разв-ся умения  работать с текстом и рисунками учебника

1

пересказ

П.5, подготовиться к контр. р-те

Контрольная работа №1 «Основы биологии».

        

1

Контрольная работа

повторить

Устройство увеличительных приборов.

Клетка. Лупа. Микроскоп: тубус, окуляр, объектив, штатив.

Уч-ся знают устройство увел. приборов, умеют работать с ними

Форм-ся познав. мотив на основе интереса к работе с новым оборудованием

Разв-ся умение проводить простейшие исследования и оформлять их результаты

1

Лабораторная работа

П.6, выучить микроскоп

Строение клетки.

Оболочка, цитоплазма, ядро, ядрышко, вакуоли, пластиды, хлоропласты, пигменты, хлорофилл.

Уч-ся имеют начальные представления о строении клетки; умеют рассматривать в микроскоп и изображать в тетради

Форм-ся познав-й мотив на основе интереса к изучению новых объектов

Разв-ся умение выполнения лаб. р-ты и оформ-е её рез-тов

1

тест

П. 7, рис.20,22 зарисовать, принести лук

Лабораторная работа «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом».

Уч-ся имеют начальные представления о строении клетки; умеют рассматривать в микроскоп и изображать в тетради

Форм-ся познав-й мотив на основе интереса к изучению новых объектов

Разв-ся умение выполнения лаб. р-ты и оформ-е её рез-тов

1

Лабораторная работа

повторить

Химический состав клетки.

Неорганические вещества. Органические вещества: белки, жиры углеводы, нуклеиновые кислоты.

Уч-ся имеют нач. представление о химическом составе клетки

Форм-ся научное мировоззрение на основании установления сходства химического состава клеток

Разв-ся умения обнаруживать общность живой и неживой природы

1

Работа с карточками, фронтальный опрос

П.8, записать функции органических веществ

Жизнедеятельность клетки, её деление и рост.

Межклетники. Межклеточное вещество. Движение цитоплазмы. Хромосомы.

Форм-ся первоначальное представление о жизнедет-ти клетки

Форм-ся познавательный мотив

Разв-ся навыки проведения простейших биологических экспериментов по изучению процессов жизнедеят-ти в клетке

1

Тест

П.9, рис.25 зарисовать

Ткани.

Ткань. Виды тканей: образовательные, основные, проводящие, механические, покровные.

Уч-ся имеют первонычальные представления о тканях и выполняемых ими ф-циях в растительном орг-зме

Форм-ся научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления о ткани;

Разв-ся умения работать с текстом и рисунками учебника

1

Фронтальный опрос

П.10, заполнить таблицу

Контрольная работа №2 «Клеточное строение».

У уч-ся сформированы первоначальные представления о единстве живых орг-змов

Форм-ся научное мировоззрение в связи с развитием представления и о единстве живого

Раз-ся умение анализировать и обобщать имеющие знания

1

повторить

Строение и жизнедеятельность бактерий.

Бактерии. Синезелёные, или цианобактерии. Сапрофиты. Паразиты.

Уч-ся имеют представление об особенностях стр-я бактерий и их многообразии

Форм-ся научное мировоззрение на основе изучения строения бактерий

Развивается умение самостоятельно работать с текстом или рисунками учебника

1

Фронтальный опрос

П.11, в.3,5

Роль бактерий в природе и жизни человека.

Клубеньковые, или азотфиксирующие бактерии. Симбиоз. Болезнетворные бактерии. Эпидемия.

Уч-ся имеют начальные сведения о роли бактерий в природе

Форм-ся интерес к предмету

Разв-ся умение работать с текстом и рисунками учебника

1

Фронтальный опрос, работа с карточками

П.12,принести сообщения

Общая характеристика грибов.

Грибница, или мицелий.

Уч-ся знают о строении грибов их роли в природе и в жизни человека

Форм-ся научное мировоззрение на основе изучения строения и роли грибов

Разв-ся умения самост-й работать с текстом и рисунками учебника

1

Фронтальный опрос, работа с карточками

П.13, рис.38,зарисовать

Шляпочные грибы.

Шляпочные грибы. Микориза. Симбиоз.

Уч-ся знают особ-ти строения и жизнед-ти шляпочных грибов, умеют отличать грибы съедобные и ядовитые

Форм-ся понимание ценности здорового и безопасного образа жизни

Разв-ся умение самост-но работать с текстом и рисунками учебника

1

Тест

П. 14, повторить

Лабораторная работа «Строение плодовых тел шляпочных грибов».

Пластинчатые и трубчатые грибы.

1

Лабораторная работа

Повторить, приготовить микропреперат плесени

Плесневые грибы и дрожжи.

Плесневые грибы и дрожжи. Мукор. Пеницилл. Спорангии.

Уч-ся знают строение плесневых грибов, дрожжей, их роль в природе и жизни человека

Форм-ся познавательная самостоятельность и мотивация на изучения объектов природы

Разв-ся умение самостоятельно проводить исследования в ходе лаб. т-ты и делать вывод

1

П. 15, повторить

Грибы-паразиты.

Головня. Спорыня. Гриб трутовик.

Уч-ся знают о грибах паразитах и их роли в природе

Форм-ся познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы

Умение работать с текстом и рисунками

1

Фронтальный опрос, работа с карточками

П.16, повторить, подготовиться к контрольной работе

Контрольная работа №3 «Царства Бактерий и Грибов».

Уч-ся систематизировали и обобщили знания о строении и роли бактерий и грибов в природе и жизни человека

Форм-ся научные основы выделения существенных признаков представителей разн. царств

Разв-ся умение сравнивать объекты  и делать выводы

1

повторить

Разнообразие, распространение, значение растений.

Ботаника. Низшие растения. Высшие растения. Слоевище. Таллом.

Уч-ся имеют представление о многообразии растений, их характерных признаках, о высших и низших растениях

Форм-ся экол-ая культура на основе понимания важности охраны растений

Разв-ся умения выделять существенные признаки растений, различать высшие и низшие растения

1

Интерактивное задание

П.17, повторить

Водоросли.

Водоросли. Хроматофор. Ризоиды. Хламидомонада. Хлорелла. Ламинария.

Уч-ся имеют представления о водорослях, как представителях низших растений, и их характерных признаках

Форм-ся познав-ая самостоятельность

Разв-ся умение выделять существенные признаки низших растений

1

Тест

П.18, рис. 59 зарисовать

Лишайники.

Кустистые, листоватые и накипные лишайники.

Уч-ся имеют представления о лишайниках, как симбиотических организмах

Форм-ся экол-ая культура на основании изучения лишайников, состояние окружающей среды

Разв-ся умение проводить в природе и делать выводы

1

Интерактивное задание

П.19, рис67, зарисовать, в.3, 7

Мхи.

Мох, спора, высшее споровое растение. Сперматозоид. Яйцеклетка.

Уч-ся имеют представления о мхах, как представителях высших споровых растений

Форм-ся научное мировоззрение на основе сравнения низших и высших растений и установление усложнений в их строении

Разв-ся умение выделять существенные признаки высших споровых растений и относить мхи к высшим споровым растениям

1

Фронтальный опрос

П.20, повторить

Лабораторная работа «Строение мха».

1

Лабораторная работа

повторить

Плауны. Хвощи. Папоротники.

Вайи. Корневище. Спорангии. Плаун. Хвощ. Папоротник.

Уч-ся имеют представление о папор-х, плаунах и хвощах, как представителях высших споровых растениях, их характерных признаках и более высокой организации

Форм-ся научное мировоззрение на основе сравнения низших и высших растений

Разв-ся умение выделять существенные признаки высших споровых растений относить мхи, папоротники, плауны к высшим споровым

1

Фронтальный опрос

П.21, прочитать

Голосеменные.

Голосеменные. Семя. Высшие семенные растения. Хвойные. Женская шишка. Мужская шишка. Фитонциды.

Уч-ся имеют представление о характерных признаках и многообразии голосеменных растений

Форм-ся научное мировоззрение на основе сравнения голосеменных и высших растений и установления усложнений в их строении

Развитие умения выделять существенные признака семенных растений и устанавливать их преимущества перед высшими споровыми растениями

1

Интерактивное задание

П.22, прочитать

Лабораторная работа «Строение хвои и шишек хвойных».

1

Лабораторная работа

повторить

Покрытосеменные, или Цветковые.

Покрытосеменные, или Цветковые. Цветок. Плод. Деревья. Кустарники. Травы. Однолетние. Двулетние. Многолетние.

Уч-ся имеют представления о характерных признаках и многообразии покрытосеменных рас тениях

Форм-ся научное мировоззрение на основе сравнения голосеменных и покрытосеменных растений и установление усложнений в их строении

Разв-ся умение выделять существенные признаки покрытосеменных растений

1

Биологический диктант

П.23, выписать значения покрытосеменных

Экскурсия в весенний лес.

1

повторить

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

Палеонтология. Палеоботаника. Риниофиты.

Уч-яс имеют представления о методах изучения древних растений, знают основные этапы развития растительного мира

Форм-ся научное мировоззрение на основе изучения осн-х этапов развития растительного мира и установления усложнений в процессе эволюции

Разв-ся умения приводить доказательства того, что многообразие растительного мира – рез-тат длительного исторического развития

1

Фронтальный опрос

П. 24, прочитать, подготовиться к контрольной работе

Итоговая контрольная работа.

1

Контрольная работа

Задания на лето

ИТОГО

34 часа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта изучения темы «Основы учения об эволюции» (методическая разработка уроков) по курсу "Биология.Введение в общую биологию и экологию" для 9 класса. Линия Пасечника В.В.

Технологическая карта изучения темы «Основы учения об эволюции» по курсу биологии для 9 класса. (Методическая разработка уроков).Учебник «Биология. Введение в общую биологию и экологию» для 9кл....

Интегрированный урок биологии и математики по теме «Наследственность и вероятность». ( «Стохастика в биологии»).

Обобщить  систематизировать  знания  учащихся  по  основам  общей  биологии ( темы «Основные  закономерности  явлений  наследственности.  Законом...

Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории

Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Информационные технологии на уроках биологии Урок биологии в 5-м классе «Методы исследования в биологии»

Цель урока:  1. Расширить знания учащихся о методах изучения природы, полученные ими ранее  в  начальной школе,            ...