КТП по биологии
календарно-тематическое планирование по биологии (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Нормативно - правовая база преподавания предмета:
- Закон «Об образовании»;
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089 (на основании п.6, ч. 2, ст.32 закона РФ «Об образовании»);
- Рабочие программы учебных дисциплин созданы на основе примерных программ ФГОС РФ по заказу Министерства просвещения России (п.7, часть 2, статья 32 закона РФ «Об образовании»;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования (п.23, ч.2, ст.32, закона РФ «Об образовании»);
- Учебный план МБУ Тоора-Хемской СОШ на 2015 – 2016 учебный год;
- Примерная программа основного общего образования по биологии (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»).
Уровень программы (базовый стандарт/профиль/ продвинутый): базовый стандарт
Объём часов: 1 час в неделю, в год 34 часов
Вид программы: типовая
Принцип обучения: концентрический
Для каких обучающихся составлена: общеобразовательные классы.
Характеристика особенностей программы:
Предлагаемая программа общеобразовательного уровня предназначена для изучения биологии в 5 классе средней общеобразовательной школы. Программа по биологии для 5 классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования.
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Программа содействует реализации единой концепции биологического образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения курсов биологии и проявления творческой инициативы учителя.
В 5 классе учащиеся понимают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе.
Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека, научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.
Учащиеся получают представления о многообразии живых организмов и принципах их классификации. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основы охраны природы, природопользования, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.
Содержание курса биологии 5 класса способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний. Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического патриотического, трудового воспитания школьников.
Программа предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
Цель и задачи курса:
Цель: формировать у учащихся знания о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека.
Образовательные: овладение системой комплексных знаний о многообразии живых организмов и принципах их классификации.
Развивающие: развивать умение ведения фенологических наблюдений, опытнической и практической работы, тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
Воспитательные: воспитание любви к природе, экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде. Формирование активной жизненной позиции путём включения учащихся в решении доступных для них проблем окружающей природной среды.
Основное содержание программы образовательного минимума курса биологии «Бактерии. Грибы. Растения» 5-й класс
1. Введение. Клеточное строение организмов (14 ч)
Биология – наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, её охрана.
Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп). Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Состав клетки: вода, минеральные и органические вещества. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрация микропрепаратов различных растительных тканей.
Лабораторные работы
Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.
2. Царство бактерии (2 ч)
Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
3. Царство грибы (6 ч)
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе и жизни человека.
Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.
Демонстрация муляжей плодовых тел шляпочных грибов, натуральных объектов (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи), лишайников.
Лабораторные работы
Изучение строения тел шляпочных грибов.
4. Царство растения (12 ч)
Растения. Ботаника – наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.
Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.
Лабораторные работы
Изучение строения мха (на местных видах).
Результаты освоения учебного предмета (ключевые УУД, которые приобретут учащиеся за учебный период):
Учащиеся должны знать:
- строение и функции клетки;
- особенности строения и жизнедеятельности бактерий, грибов, растений;
- сведения о таксономических единицах;
- способы размножения бактерий, грибов, растений;
- основные этапы развития растительного мира;
- взаимосвязь растений с факторами среды;
- взаимосвязь растений с другими организмами в природных сообществах;
- роль бактерий, грибов, растений в природе, значение их в жизни человека, народном хозяйстве;
- охраняемые растения своей местности, мероприятия по их охране;
- основные растения региона, особенности их возделывания.
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты и работать с ними;
- вести наблюдения и ставить простейшие опыты с растениями;
- проводить наблюдения в природе за сезонными изменениями, вести фенологический дневник;
- ухаживать за растениями, выращивать их;
- проводить работы на учебно-опытном участке, применять знания по биологии растений при их выращивании;
- соблюдать правила поведения в природе;
- работать с учебником, составлять план параграфа, использовать рисунки и текст как руководство к лабораторным работам, находить в тексте сведения для составления и заполнения таблиц и схем.
Перечень педагогических технологий при преподавании предмета: здоровьесберегающие, технология развивающего обучения, игровые, применение ИКТ, технологии методов проектов, КСО, технологии разноуровне вого обучения.
Практическая деятельность (какие виды деятельности предусмотрены для практической направленности). Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, проведение наблюдений.
Основные методы работы на уроке: продуктивные и репродуктивные, словесный, наглядный, практический, проблемно- поисковый, репродуктивный, самостоятельная работа.
Формы организации деятельности учащихся: практические работы, самостоятельные работы, лабораторные работы, лекции, беседы, экскурсии.
Требования к результатам обучения.
Критерии и нормы оценки результатов обучения:
Отметка | Критерии оценки |
«5» |
|
«4» |
|
«3» |
-допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий |
«2» |
|
Критерии оценки устного ответа:
Отметка | Критерии оценки |
«5» | - Конкретный и полный ответ на поставленный вопрос. - Определения и формулировки изложены четко, с использованием терминологии. - Приведены самостоятельно примеры. - Ответ содержит логику изложения. - Ответ полностью самостоятельный. |
«4» | - Конкретный ответ на поставленный вопрос. - Приведены самостоятельно примеры. - Ответ содержит логику изложения. - Допущены две несущественные ошибки или одна грубая ошибка. |
«3» | - Ответ неконкретный, излишне пространный. - Определения изложены неточно, трудности с приведением примеров, способен ответить наводящие вопросы учителя. |
«2» | - Отсутствует ответ на вопрос или обнаружено полное непонимание основного содержания учебного материала, не способен ответить на наводящие вопросы. |
Критерии оценки лабораторных работ:
Отметка | Критерии оценки |
«5» | - ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения заданий; самостоятельно и рационально выполняет задания. Работу проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов. Соблюдает требования правил безопасного труда. |
«4» | - ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два-три недочета; не более одной негрубой ошибки и одного недочета. |
«3» | - ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы; если в ходе выполнения работы были допущены ошибки; |
«2» | - ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; если задания выполнялись неправильно; |
Оценка практических умений учащихся
- Оценка умений проводить опыты
Отметка | Критерии оценки |
«5» |
|
«4» |
|
«3» |
|
«2» |
|
Оценка умений проводить наблюдения
Отметка | Критерии оценки |
«5» |
|
«4» | -правильно по заданию учителя проведено наблюдение;
|
«3» | - допущены неточности 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя; - допущены ошибки (1-2) в оформлении наблюдений и выводов. |
«2» | - допущены ошибки (3-4) в проведении наблюдений по заданию учителя; неправильно выделены признаки наблюдаемого объекта (процесса); допущены ошибки (3-4) в оформлении наблюдений и выводов. |
Ключевые УУД, которые приобретут учащиеся за учебный период:
№ | Тема | УУД |
ВВЕДЕНИЕ. ОСНОВЫ БИОЛОГИИ (7ч). | Учащиеся должны знать: - значение биологии в повседневной жизни; - сведения о таксономических единицах; - основные этапы развития растительного мира; - взаимосвязь растений с факторами среды; - взаимосвязь растений с другими организмами в природных сообществах; - роль бактерий, грибов, растений в природе, значение их в жизни человека, народном хозяйстве; - охраняемые растения своей местности, мероприятия по их охране; - основные растения региона, особенности их возделывания. Учащиеся должны уметь: - пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты и работать с ними; - вести наблюдения и ставить простейшие опыты с растениями; - проводить наблюдения в природе за сезонными изменениями, вести фенологический дневник; - ухаживать за растениями, выращивать их; - проводить работы на учебно-опытном участке, применять знания по биологии растений при их выращивании; - соблюдать правила поведения в природе; - работать с учебником, составлять план параграфа, использовать рисунки и текст как руководство к лабораторным работам, находить в тексте сведения для составления и заполнения таблиц и схем. | |
КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ (7ч). | Учащиеся должны знать: - строение и функции клетки; - способы размножения бактерий, грибов, растений; - неорганические и органические вещества; - стадии деления клеток. Учащиеся должны уметь: - пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты и работать с ними; - вести наблюдения и ставить простейшие опыты с растениями; - проводить работы на учебно-опытном участке, применять знания по биологии растений при их выращивании; - работать с учебником, составлять план параграфа, использовать рисунки и текст как руководство к лабораторным работам, находить в тексте сведения для составления и заполнения таблиц и схем. | |
ЦАРСТВО БАКТЕРИЙ (2ч). | Учащиеся должны знать: - строение и функции прокариотической клетки; - особенности строения и жизнедеятельности бактерий; - способы размножения бактерий; - роль бактерий в природе, значение их в жизни человека, народном хозяйстве; Учащиеся должны уметь: - пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты и работать с ними; - работать с учебником, составлять план параграфа, использовать рисунки и текст как руководство к лабораторным работам, находить в тексте сведения для составления и заполнения таблиц и схем. | |
ЦАРСТВО ГРИБЫ (6ч). | Учащиеся должны знать: - особенности строения и жизнедеятельности грибов; - способы размножения грибов; - роль грибов в природе, значение их в жизни человека, народном хозяйстве; - основные грибы региона, особенности их заготавливания. Учащиеся должны уметь: - пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты и работать с ними; - соблюдать правила поведения в природе; - работать с учебником, составлять план параграфа, использовать рисунки и текст как руководство к лабораторным работам, находить в тексте сведения для составления и заполнения таблиц и схем. | |
ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ (12ч). | Учащиеся должны знать: - строение и функции клетки растения; - особенности строения и жизнедеятельности растений; - сведения о таксономических единицах; - способы размножения растений; - основные этапы развития растительного мира; - взаимосвязь растений с факторами среды; - взаимосвязь растений с другими организмами в природных сообществах; - роль растений в природе, значение их в жизни человека, народном хозяйстве; - охраняемые растения своей местности, мероприятия по их охране; - основные растения региона, особенности их возделывания. Учащиеся должны уметь: - пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты и работать с ними; - вести наблюдения и ставить простейшие опыты с растениями; - проводить наблюдения в природе за сезонными изменениями, вести фенологический дневник; - ухаживать за растениями, выращивать их; - проводить работы на учебно-опытном участке, применять знания по биологии растений при их выращивании; - работать с учебником, составлять план параграфа, использовать рисунки и текст как руководство к лабораторным работам, находить в тексте сведения для составления и заполнения таблиц и схем. |
Календарно-тематическое планирование.
№ | Тема | Содержание | УУД | Кол-во часов | Дата план. | Дата фак. | Форма контроля | Д\З |
1 | Правила | |||||||
Биология – наука о живой природе | Биология, биосфера, экология. Семья биологических наук. Озоновый экран. Значение биологии. | Подготовить сообщение о значении биологии в повседневной жизни. | 1 | Фронтальный опрос | П.1, рис.1. | |||
Методы исследования в биологии. | Наблюдение, эксперимент, измерение, научный факт. Приборы и инструменты. | Знать и уметь обращаться с приборами и инструментами. Соблюдать технику безопасности в биологическом кабинете. | 1 | Интерактивное задание, фронтальный опрос | П.2, провести фенологические наблюдения за природой | |||
Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого. | Царства живой природы. Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и энергии, раздражимость, рост, развитие, размножение. | Уметь составлять план параграфа. Различать царства живых организмов. | 1 | Фронтальн6ый опрос, работа с карточками | П.3, выучить свойства | |||
Среды обитания организмов. | Водная, воздушная среда, почва как среда обитания. Организм как среда обитания. | Уметь составлять план параграфа. Приводить примеры обитателей каждой среды обитания. | 1 | Тест, опрос | П. 4, записать представителей | |||
Экскурсия в осенний лес. | Уметь проводить фенологические наблюдения за изменениями , происходящими в жизни растений осенью. | 1 | повторить | |||||
Экологические факторы и их влияние на живые организмы. | Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. | Уметь правильно работать с текстом учебника. Отвечать на вопросы в конце параграфа. Приводить примеры антропогенных факторов. Воспитать бережное отношение к природе. | 1 | пересказ | П.5, подготовиться к контр. р-те | |||
Контрольная работа №1 «Основы биологии». |
| 1 | Контрольная работа | повторить | ||||
Устройство увеличительных приборов. | Клетка. Лупа. Микроскоп: тубус, окуляр, объектив, штатив. | Выучить правила работы с микроскопом. Использовать дополнительные источники информации. Выяснить, какие подробности строения живых организмов позволяют рассмотреть самые современные микроскопы. | 1 | Лабораторная работа | П.6, выучить микроскоп | |||
Строение клетки. | Оболочка, цитоплазма, ядро, ядрышко, вакуоли, пластиды, хлоропласты, пигменты, хлорофилл. | Нарисовать рис. 20 на стр.35, выучить органоиды клетки. Составить кроссворд. | 1 | тест | П. 7, рис.20,22 зарисовать, принести лук | |||
Лабораторная работа «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом». | Настраивать микроскоп, готовить его к работе, готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, находить нужные части клетки на микропрепарате, зарисовывать увиденное под микроскопом в тетрадь. | 1 | Лабораторная работа | повторить | ||||
Химический состав клетки. | Неорганические вещества. Органические вещества: белки, жиры углеводы, нуклеиновые кислоты. | Знать неорганические и органические вещества. | 1 | Работа с карточками, фронтальный опрос | П.8, записать функции органических веществ | |||
Жизнедеятельность клетки, её деление и рост. | Межклетники. Межклеточное вещество. Движение цитоплазмы. Хромосомы. | Перечислять процессы жизнедеятельности. Знать стадии деления клеток. Приготовить доклад. | 1 | Тест | П.9, рис.25 зарисовать | |||
Ткани. | Ткань. Виды тканей: образовательные, основные, проводящие, механические, покровные. | Знать виды тканей и их строение. Уметь различать виды тканей. | 1 | Фронтальный опрос | П.10, заполнить таблицу | |||
Контрольная работа №2 «Клеточное строение». | 1 | повторить | ||||||
Строение и жизнедеятельность бактерий. | Бактерии. Синезелёные, или цианобактерии. Сапрофиты. Паразиты. | Знать особ-ти стр-я бактерий и процессы жизнедеятельности. Узнавать бактерии на рисунках, таблицах. | 1 | Фронтальный опрос | П.11, в.3,5 | |||
Роль бактерий в природе и жизни человека. | Клубеньковые, или азотфиксирующие бактерии. Симбиоз. Болезнетворные бактерии. Эпидемия. | Научить выявлять растения, поражённые болезнетворными бактериями. Уметь принимать меры защиты от болезнетворных бактерий. | 1 | Фронтальный опрос, работа с карточками | П.12,принести сообщения | |||
Общая характеристика грибов. | Грибница, или мицелий. | Подготовить сообщение «Роль грибов в жизни человека». | 1 | Фронтальный опрос, работа с карточками | П.13, рис.38,зарисовать | |||
Шляпочные грибы. | Шляпочные грибы. Микориза. Симбиоз. | Сравнивать изучаемые грибы между собой и с представителями других царств. Сочинить сказку про грибы. | 1 | Тест | П. 14, повторить | |||
Лабораторная работа «Строение плодовых тел шляпочных грибов». | Пластинчатые и трубчатые грибы. | Работать с микроскопом, готовить микропрепараты, проводить наблюдения, узнавать представителей разных отделов и классов грибов на рисунках. | 1 | Лабораторная работа | Повторить, приготовить микропреперат плесени | |||
Плесневые грибы и дрожжи. | Плесневые грибы и дрожжи. Мукор. Пеницилл. Спорангии. | Приготовить самостоятельно микропрепарат плесневого гриба мукора. Знать практическое значение дрожжей. | 1 | П. 15, повторить | ||||
Грибы-паразиты. | Головня. Спорыня. Гриб трутовик. | Отличать симбиоз от паразитизма. | 1 | Фронтальный опрос, работа с карточками | П.16, повторить, подготовиться к контрольной работе | |||
Контрольная работа №3 «Царства Бактерий и Грибов». | 1 | повторить | ||||||
Разнообразие, распространение, значение растений. | Ботаника. Низшие растения. Высшие растения. Слоевище. Таллом. | Подготовить рассказ о растениях своего региона. | 1 | Интерактивное задание | П.17, повторить | |||
Водоросли. | Водоросли. Хроматофор. Ризоиды. Хламидомонада.Хлорелла. Ламинария. | Узнавать водоросли на рисунках, таблицах, гербариях, сравнивать их между собой. | 1 | Тест | П.18, рис. 59 зарисовать | |||
Лишайники. | Кустистые, листоватые и накипные лишайники. | Узнавать изученные виды лишайников на рисунках, гербариях, таблицах. | 1 | Интерактивное задание | П.19, рис67, зарисовать, в.3, 7 | |||
Мхи. | Мох, спора, высшее споровое растение. Сперматозоид. Яйцеклетка. | Узнавать изученные виды мхов на рисунках, гербариях, таблицах. | 1 | Фронтальный опрос | П.20, повторить | |||
Лабораторная работа «Строение мха». | 1 | Лабораторная работа | повторить | |||||
Плауны. Хвощи. Папоротники. | Вайи. Корневище. Спорангии. Плаун. Хвощ. Папоротник. | Узнавать изученные виды плаунов и хвощей на рисунках, гербариях, таблицах. | 1 | Фронтальный опрос | П.21, прочитать | |||
Голосеменные. | Голосеменные. Семя. Высшие семенные растения. Хвойные. Женская шишка. Мужская шишка. Фитонциды. | Узнавать изученные виды высших растений на рисунках, гербариях, таблицах. | 1 | Интерактивное задание | П.22, прочитать | |||
Лабораторная работа «Строение хвои и шишек хвойных». | 1 | Лабораторная работа | повторить | |||||
Покрытосеменные, или Цветковые. | Покрытосеменные, или Цветковые. Цветок. Плод. Деревья. Кустарники. Травы. Однолетние. Двулетние. Многолетние. | Узнавать изученные виды высших растений на рисунках, гербариях, таблицах; пользоваться лабораторным оборудованием; сравнивать растения разных видов между собой. Приводить примеры растений. | 1 | Биологический диктант | П.23, выписать значения покрытосеменных | |||
Экскурсия в весенний лес. | Узнавать и различать растения различных экологических групп. | 1 | повторить | |||||
Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. | Палеонтология. Палеоботаника. Риниофиты. | Узнавать и различать растения различных экологических групп. | 1 | Фронтальный опрос | П. 24, прочитать, подготовиться к контрольной работе | |||
Итоговая контрольная работа. | 1 | Контрольная работа | Задания на лето | |||||
ИТОГО | 34 часа. |
Календарно-тематическое планирование.
№ | Тема | Содержание | УУД | Кол-во часов | Дата план. | Дата фак. | Форма контроля | Д\З | ||
предметные | личностные | метапредметные | ||||||||
Биология – наука о живой природе | Биология, биосфера, экология. Семья биологических наук. Озоновый экран. Значение биологии. | Учащиеся имеют представления о биологии как о науке; о значении биол. знаний в жизни | Форм-ся любовь и бережное отношение к природе | Форм-ся умения проводить набл-я в живой природе | 1 | Фронтальный опрос | П.1, рис.1. | |||
Методы исследования в биологии. | Наблюдение, эксперимент, измерение, научный факт. Приборы и инструменты. | Уч-ся знают основные методы изучения биологии, правила техники безопасности | Форм-ся ответственное отношение к соблюдению правил тех-ки безопас-ти | Начато практ-ое ознакомление с методами проведения науч-х исслед-й | 1 | Интерактивное задание, фронтальный опрос | П.2, провести фенологические наблюдения за природой | |||
Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого. | Царства живой природы. Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и энергии, раздражимость, рост, развитие, размножение. | Уч-ся знают назв-я царств живой природы | Форм-ся научное мировоззрение на основе знаний об отл-х признаков живого от неживого | Раз-ся навыки р-ты с текстом и рисунками учебника | 1 | Фронтальн6ый опрос, работа с карточками | П.3, выучить свойства | |||
Среды обитания организмов. | Водная, воздушная среда, почва как среда обитания. Организм как среда обитания. | Уч-ся умеют различать среды обитания организмов | Формируется познав-й мотив на основе интереса к изучению новых объектов | Форм-ся умение проводить анализ, связи орг-ов со средой обитания | 1 | Тест, опрос | П. 4, записать представителей | |||
Экскурсия в осенний лес. | Уч-ся имеют представление о том, что живые орг-змы связаны со средой обитания и приспособлены для жизни в опр-ой среде | Форм-ся любовь и бережное отношение к природе | Разв-ся умение проводить наблюдения в живой природе, оформлять рез-ты | 1 | повторить | |||||
Экологические факторы и их влияние на живые организмы. | Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. | Уч-ся умеют опр-ть понятие «экол-ие факторы» и объяснять их влияние на живые организмы | Форм-ся элементы экол. культуры | Разв-ся умения работать с текстом и рисунками учебника | 1 | пересказ | П.5, подготовиться к контр. р-те | |||
Контрольная работа №1 «Основы биологии». |
| 1 | Контрольная работа | повторить | ||||||
Устройство увеличительных приборов. | Клетка. Лупа. Микроскоп: тубус, окуляр, объектив, штатив. | Уч-ся знают устройство увел. приборов, умеют работать с ними | Форм-ся познав. мотив на основе интереса к работе с новым оборудованием | Разв-ся умение проводить простейшие исследования и оформлять их результаты | 1 | Лабораторная работа | П.6, выучить микроскоп | |||
Строение клетки. | Оболочка, цитоплазма, ядро, ядрышко, вакуоли, пластиды, хлоропласты, пигменты, хлорофилл. | Уч-ся имеют начальные представления о строении клетки; умеют рассматривать в микроскоп и изображать в тетради | Форм-ся познав-й мотив на основе интереса к изучению новых объектов | Разв-ся умение выполнения лаб. р-ты и оформ-е её рез-тов | 1 | тест | П. 7, рис.20,22 зарисовать, принести лук | |||
Лабораторная работа «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом». | Уч-ся имеют начальные представления о строении клетки; умеют рассматривать в микроскоп и изображать в тетради | Форм-ся познав-й мотив на основе интереса к изучению новых объектов | Разв-ся умение выполнения лаб. р-ты и оформ-е её рез-тов | 1 | Лабораторная работа | повторить | ||||
Химический состав клетки. | Неорганические вещества. Органические вещества: белки, жиры углеводы, нуклеиновые кислоты. | Уч-ся имеют нач. представление о химическом составе клетки | Форм-ся научное мировоззрение на основании установления сходства химического состава клеток | Разв-ся умения обнаруживать общность живой и неживой природы | 1 | Работа с карточками, фронтальный опрос | П.8, записать функции органических веществ | |||
Жизнедеятельность клетки, её деление и рост. | Межклетники. Межклеточное вещество. Движение цитоплазмы. Хромосомы. | Форм-ся первоначальное представление о жизнедет-ти клетки | Форм-ся познавательный мотив | Разв-ся навыки проведения простейших биологических экспериментов по изучению процессов жизнедеят-ти в клетке | 1 | Тест | П.9, рис.25 зарисовать | |||
Ткани. | Ткань. Виды тканей: образовательные, основные, проводящие, механические, покровные. | Уч-ся имеют первонычальные представления о тканях и выполняемых ими ф-циях в растительном орг-зме | Форм-ся научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления о ткани; | Разв-ся умения работать с текстом и рисунками учебника | 1 | Фронтальный опрос | П.10, заполнить таблицу | |||
Контрольная работа №2 «Клеточное строение». | У уч-ся сформированы первоначальные представления о единстве живых орг-змов | Форм-ся научное мировоззрение в связи с развитием представления и о единстве живого | Раз-ся умение анализировать и обобщать имеющие знания | 1 | повторить | |||||
Строение и жизнедеятельность бактерий. | Бактерии. Синезелёные, или цианобактерии. Сапрофиты. Паразиты. | Уч-ся имеют представление об особенностях стр-я бактерий и их многообразии | Форм-ся научное мировоззрение на основе изучения строения бактерий | Развивается умение самостоятельно работать с текстом или рисунками учебника | 1 | Фронтальный опрос | П.11, в.3,5 | |||
Роль бактерий в природе и жизни человека. | Клубеньковые, или азотфиксирующие бактерии. Симбиоз. Болезнетворные бактерии. Эпидемия. | Уч-ся имеют начальные сведения о роли бактерий в природе | Форм-ся интерес к предмету | Разв-ся умение работать с текстом и рисунками учебника | 1 | Фронтальный опрос, работа с карточками | П.12,принести сообщения | |||
Общая характеристика грибов. | Грибница, или мицелий. | Уч-ся знают о строении грибов их роли в природе и в жизни человека | Форм-ся научное мировоззрение на основе изучения строения и роли грибов | Разв-ся умения самост-й работать с текстом и рисунками учебника | 1 | Фронтальный опрос, работа с карточками | П.13, рис.38,зарисовать | |||
Шляпочные грибы. | Шляпочные грибы. Микориза. Симбиоз. | Уч-ся знают особ-ти строения и жизнед-ти шляпочных грибов, умеют отличать грибы съедобные и ядовитые | Форм-ся понимание ценности здорового и безопасного образа жизни | Разв-ся умение самост-но работать с текстом и рисунками учебника | 1 | Тест | П. 14, повторить | |||
Лабораторная работа «Строение плодовых тел шляпочных грибов». | Пластинчатые и трубчатые грибы. | 1 | Лабораторная работа | Повторить, приготовить микропреперат плесени | ||||||
Плесневые грибы и дрожжи. | Плесневые грибы и дрожжи. Мукор. Пеницилл. Спорангии. | Уч-ся знают строение плесневых грибов, дрожжей, их роль в природе и жизни человека | Форм-ся познавательная самостоятельность и мотивация на изучения объектов природы | Разв-ся умение самостоятельно проводить исследования в ходе лаб. т-ты и делать вывод | 1 | П. 15, повторить | ||||
Грибы-паразиты. | Головня. Спорыня. Гриб трутовик. | Уч-ся знают о грибах паразитах и их роли в природе | Форм-ся познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы | Умение работать с текстом и рисунками | 1 | Фронтальный опрос, работа с карточками | П.16, повторить, подготовиться к контрольной работе | |||
Контрольная работа №3 «Царства Бактерий и Грибов». | Уч-ся систематизировали и обобщили знания о строении и роли бактерий и грибов в природе и жизни человека | Форм-ся научные основы выделения существенных признаков представителей разн. царств | Разв-ся умение сравнивать объекты и делать выводы | 1 | повторить | |||||
Разнообразие, распространение, значение растений. | Ботаника. Низшие растения. Высшие растения. Слоевище. Таллом. | Уч-ся имеют представление о многообразии растений, их характерных признаках, о высших и низших растениях | Форм-ся экол-ая культура на основе понимания важности охраны растений | Разв-ся умения выделять существенные признаки растений, различать высшие и низшие растения | 1 | Интерактивное задание | П.17, повторить | |||
Водоросли. | Водоросли. Хроматофор. Ризоиды. Хламидомонада. Хлорелла. Ламинария. | Уч-ся имеют представления о водорослях, как представителях низших растений, и их характерных признаках | Форм-ся познав-ая самостоятельность | Разв-ся умение выделять существенные признаки низших растений | 1 | Тест | П.18, рис. 59 зарисовать | |||
Лишайники. | Кустистые, листоватые и накипные лишайники. | Уч-ся имеют представления о лишайниках, как симбиотических организмах | Форм-ся экол-ая культура на основании изучения лишайников, состояние окружающей среды | Разв-ся умение проводить в природе и делать выводы | 1 | Интерактивное задание | П.19, рис67, зарисовать, в.3, 7 | |||
Мхи. | Мох, спора, высшее споровое растение. Сперматозоид. Яйцеклетка. | Уч-ся имеют представления о мхах, как представителях высших споровых растений | Форм-ся научное мировоззрение на основе сравнения низших и высших растений и установление усложнений в их строении | Разв-ся умение выделять существенные признаки высших споровых растений и относить мхи к высшим споровым растениям | 1 | Фронтальный опрос | П.20, повторить | |||
Лабораторная работа «Строение мха». | 1 | Лабораторная работа | повторить | |||||||
Плауны. Хвощи. Папоротники. | Вайи. Корневище. Спорангии. Плаун. Хвощ. Папоротник. | Уч-ся имеют представление о папор-х, плаунах и хвощах, как представителях высших споровых растениях, их характерных признаках и более высокой организации | Форм-ся научное мировоззрение на основе сравнения низших и высших растений | Разв-ся умение выделять существенные признаки высших споровых растений относить мхи, папоротники, плауны к высшим споровым | 1 | Фронтальный опрос | П.21, прочитать | |||
Голосеменные. | Голосеменные. Семя. Высшие семенные растения. Хвойные. Женская шишка. Мужская шишка. Фитонциды. | Уч-ся имеют представление о характерных признаках и многообразии голосеменных растений | Форм-ся научное мировоззрение на основе сравнения голосеменных и высших растений и установления усложнений в их строении | Развитие умения выделять существенные признака семенных растений и устанавливать их преимущества перед высшими споровыми растениями | 1 | Интерактивное задание | П.22, прочитать | |||
Лабораторная работа «Строение хвои и шишек хвойных». | 1 | Лабораторная работа | повторить | |||||||
Покрытосеменные, или Цветковые. | Покрытосеменные, или Цветковые. Цветок. Плод. Деревья. Кустарники. Травы. Однолетние. Двулетние. Многолетние. | Уч-ся имеют представления о характерных признаках и многообразии покрытосеменных рас тениях | Форм-ся научное мировоззрение на основе сравнения голосеменных и покрытосеменных растений и установление усложнений в их строении | Разв-ся умение выделять существенные признаки покрытосеменных растений | 1 | Биологический диктант | П.23, выписать значения покрытосеменных | |||
Экскурсия в весенний лес. | 1 | повторить | ||||||||
Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. | Палеонтология. Палеоботаника. Риниофиты. | Уч-яс имеют представления о методах изучения древних растений, знают основные этапы развития растительного мира | Форм-ся научное мировоззрение на основе изучения осн-х этапов развития растительного мира и установления усложнений в процессе эволюции | Разв-ся умения приводить доказательства того, что многообразие растительного мира – рез-тат длительного исторического развития | 1 | Фронтальный опрос | П. 24, прочитать, подготовиться к контрольной работе | |||
Итоговая контрольная работа. | 1 | Контрольная работа | Задания на лето | |||||||
ИТОГО | 34 часа. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта изучения темы «Основы учения об эволюции» (методическая разработка уроков) по курсу "Биология.Введение в общую биологию и экологию" для 9 класса. Линия Пасечника В.В.
Технологическая карта изучения темы «Основы учения об эволюции» по курсу биологии для 9 класса. (Методическая разработка уроков).Учебник «Биология. Введение в общую биологию и экологию» для 9кл....
Интегрированный урок биологии и математики по теме «Наследственность и вероятность». ( «Стохастика в биологии»).
Обобщить систематизировать знания учащихся по основам общей биологии ( темы «Основные закономерности явлений наследственности. Законом...
Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории
Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Информационные технологии на уроках биологии Урок биологии в 5-м классе «Методы исследования в биологии»
Цель урока: 1. Расширить знания учащихся о методах изучения природы, полученные ими ранее в начальной школе, ...