Тематика лабораторных работ по биологии
календарно-тематическое планирование по биологии на тему
Тематика лабораторных работ дана в соответствии с программным материалом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.38 КБ |
![]() | 43.5 КБ |
![]() | 234 КБ |
Предварительный просмотр:
Лабораторные работы по биологии 6 класс (2 часа в неделю)
- Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.
- Ведение дневника наблюдений.
- Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними.
- Рассмотрение клеток с помощи лупы.
- Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.
- Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом.
- Изучение строения тел шляпочных грибов.
- Знакомство с многообразием зеленых одноклеточных и многоклеточных водорослей.
- Изучение строения мха.
- Изучение строения спороносного папоротника (хвоща)
- Изучение и строение семян двудольных и однодольных растений.
- Виды корней, стержневые и мочковатые корневые системы.
- Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица)
- Изучение строения цветка.
- Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.
- Вегетативное размножение комнатных растений.
- Определение всхожести семян растений и их посев.
- Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.
- Изучение особенностей строения растений различных экологических групп.
Лабораторные работы по биологии 7 класс (2 часа в неделю)
- Знакомство с многообразием кольчатых червей.
- Знакомство с разнообразием ракообразных.
- Изучение представителей отрядов насекомых.
- Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб.
- Изучение внешнего строения птиц.
- Изучение особенностей различных покровов тела.
- Изучение стадий развития животных и определение их возраста.
Лабораторные работы по биологии 8 класс (2 часа в неделю)
- Рассмотрение клеток и тканей в оптический микроскоп.
- Микропрепараты клетки, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной ткани.
- Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможение.
- Коленный рефлекс и др.
- Микроскопическое строение кости.
- Мышцы человеческого тела (выполняется либо в классе, либо дома).
- Утомление при статистической и динамической работе.
- Выявление нарушений осанки.
- Выявление плоскостопия. (Практическая работа)
- Самонаблюдения работы основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки.
- Рассмотрение крови человека и лягушка под микроскопом.
- Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке.
- Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение.
- Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа.
- Опыты, выявляющие природу пульса. Функциональная проба: реакция сердечно – сосудистой системы на дозированную нагрузку.
- Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха.
- Функциональные пробы с задержкой дыхания на выдохе и вдохе.
- Действие ферментов слюны на крахмал.
- Установите зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки.
- Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат.
- Пальценосовая проба и особенности движения, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга.
- Рефлексы продолговатого и среднего мозга; штриховое раздражение кожи – тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении.
- Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением.
- Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа.
- Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом.
Лабораторные работы по биологии 9 класс (2 часа в неделю)
- Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом.
- Выявление изменчивости организмов.
- Изучение морфологического критерия вида.
- Изучение палеонтологических доказательств эволюции.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ БИОЛОГИИ 8 КЛАСС.
№ урока | Дата по плану | Фактич. дата | Тема урока | ОМСО | Лаб. раб. Отслеживание результатов | РНК | Требования к уровню подготовки | Оборудование | Дом. задание | ||
Введение (1 час) | |||||||||||
1 (1)
| Науки о человеке. История и методы изучения человека. Вводный интруктаж по ТБ и ОТ. | Раскрыть биосоциальнуюю природу человека. Охарактеризовать науки, изучающие человека. Рассмотреть этапы развития учения о человеке. | Развитие Российской анатомической школы | Освоить определения наук, изучающих человека. Знание роли различных чених в развитии наук о человеке. | Плакаты чених, таблица «Общий обзор организма человека», ПК, СД «Биология 6-11 класс» | § 1-2 , докончить таблицу, подготовить сообщения | |||||
Происхождение человека (3 часа) | |||||||||||
2 (1). | Систематическое положение человека. | Определить место человека в системе живых существ. Привести доказательства эволюции человека. | Знание места человека в системе живых существ; доказательств эволюции человека. | Таблица «Внутринние органы человека», «Систематическое положение вида организмов», ПК, СД «Биология 6-11 класс» | § 3, ответить на вопросы стр.14,17, выполнить задания стр.17 | ||||||
3 (2). | Историческое прошлое людей. | Показать этапы эволюции человека. | Знание основных этапов эволюции человека и характерных признаков предшественников человека. | Таблица «Этапы развития человека», ПК, СД «Биология 6-11 класс» | § 4, дописать таблицу | ||||||
4 (3) | Расы человека. | Показать процесс образования рас. Раскрыть суть расистских теорий. | Знание причин образования рас человека; признаков рас человека. | Таблица «Расы человека», ПК, СД «Биология 6-11 класс» | § 5, записать таблицу, подготовить материал для диспута | ||||||
Общий обзор организма (1час) | |||||||||||
5 (1) | Общий обзор организма человека. | Раскрыть уровни организации организма человека. | Знание уровней организации организма человека. | Таблицы «Внутренние органы человека», «Скелет человека», ПК, СД «Биология 6-11 класс» | § 6, выполнить задания стр.27 | ||||||
Клеточное строение организма. Ткани (4 часа) | |||||||||||
6 (1) | Клеточное строение организма. | Раскрыть строение и функции клеточных органоидов, химический состав и процессы жизнедеятельности клеток. | Знание строения клеток и ее органоидов, функций клеток. | Таблица «Строение клетки животного», химический стакан, пероксид водорода 3%, клубень картофеля, нож. | § 7, дописать таблицу | ||||||
7 (2) | Ткани, их строение и функции. | Познакомить с основными типами тканей организма человека. Научить распознавать ткани. | Лаб. Раб. №1 «Изучение клеток тканей» Инструктаж по ТБ и ОТ | Знание основных типов тканей организма человека. | Таблица «Ткани», микропрепараты тканей животных, микроскопы. | § 8 , дописать таблицу, оформить результыты л.р. | |||||
8 (3) | Рефлекторная регуляция. | Познакомить со строением нейрона. Раскрыть природу нервных импульсов и рефлекса. | Знание строения нейрона, синапса; рефлекса и рефлекторной дуги. | Таблицы «Рефлекторная дуга», «Спинной мозг», ПК, СД «Биология 6-11 класс». | § 9, ответить на вопросы стр. 43, повторить 3 главу. | ||||||
9 (4) | Строение организма. Обобщение. | Систематизировать знания о клеточном строении организма человека. Уметь работать с тестами. | Контрольая работа №1. | Знать сосновные термины темы. | Карточки с тестовыми заданиями. | Стр.43-44, разобрать основыне положения темы | |||||
Опорно-двигательная система (6 часов) | |||||||||||
10 (1) | Значение опорно-двигательной системы. Строение и состав костей. | Раскрыть функции скелета и мышц. Показать химический состав, классификацию и внутреннее строение костей. | Лабораторная работа № 2 «Строение и состав костей» Инструктаж по ТБ и ОТ | Знание функции скелета и мышц, химического состава костей, макро- и микростроение костей, типы костей. | Таблицы «Скелет человека», «Строение костей», кости птиц, вымоченные в кислоте и жженые. | § 10, задания стр. 49, оформить результаты л.р. | |||||
11 (2) | Скелет человека. Осевой скелет. | Пополнить знания о строении и функциях частей скелета. Выявить особенности скелета человека, связанные с развитием мозга, прямохождением и трудовой деятельностью. | Знание отделов скелета человека, особенностей скелета, связанных с развитием мозга, трудовой деятельностью и прямохождением. | Скелет человека (муляж), таблица «Скелет человека», ПК, СД «Биология 6-11 класс» | § 11, задания стр.55-56. | ||||||
12 (3) | Скелет поясов и свободных конечностей: добавочный скелет. Соединение костей. | Познакомить учащихся с типами соединения костей. | Знание и умение различать типы соединения костей. | Скелет челове ка (муляж), таблица «Соеди нение костей», «Скелет челове ка», ПК, СД «Биология 6-11 класс» | § 12, выполнить задания стр 61-62. | ||||||
13 (4) | Строение и работа мышц. | Дать понятие об основных группах мышц и познакомить с морфологией мышц. Дать понятие о механизмах, регулирующих работу мышц. Разъяснить суть тренировочного эффекта и энергетику работы мышц. | Лабораторная работа: №3 «Утомление мышц при работе». Инструктаж по ТБ и ОТ | Знание основных групп мышц, механизма работы мышц, симптомов утомления, вреда гиподинамии. Умение находить основные группы мышц. | Таблица «Мышцы человека», «Ткани», ПК, СД «Биология 6-11 класс» | § 13, 14, вопросы и задания стр.69, 72, оформить результаты л.р. | |||||
14 (5)
| Осанка. Предупреждение плоскостопия.Первая помощь при ушибах, переломах, вывихах. | Познакомить с методами самоконтро ля и коррекции осан ки. Разъяснить послед ствия нарушения осан ки и плоскостопия. Дать необходимые сведения о травмах костно-мышечной системы и мерах первой помощи при них. Познакомить с методами оказаниия первой помощи при ушибах, переломах и вывихах суставов. | Анализ наиболее характерных заболеваний и нарушений опорно-двигательной системы среди учащихся школы | Умение определять плоскостопие и нарушение осанки. Знание и умение оказать доврачебную помощь при ушибах, вывихах суставов и переломах костей. | Таблицы «Скелет человека», «Мышцы человека», плакат «Сиди прямо», ПК, СД «Биология 6-11 класс», перевязочный материал, шина. | § 15, 16, ответить на вопросы стр.75, 79 | |||||
15 (6) | Опорно-двигательная система. Обобщение. Зачет. | Систематизировать знания об ОДС организма человека. Уметь работать с тестами. | Контрольная работа №2 | Знать основные термины темы. | Карточки с тестовыми заданиями. | повторить 4 главу. | |||||
Внутренняя среда организма (3 часа) | |||||||||||
16 (1) | Кровь и ее состав. Значение крови. | Продолжить формирование понятия о внутренней среде и ее компонентах. Раскрыть понятие «гомеостаз», функции плазмы и форменных элементов. | Знание компонентов внутренней среды, понятия «гомеостаз», функции плазмы и форменных элементов. | Таблица «Ткани человека», «Кро веносная система человека», ПК, СД «Биология 6-11 класс» | § 17, ответить на вопросы стр.89 | ||||||
17 (2) | Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. | Иммунитет. Иммунная система организма человека (костный мозг, тимус, лимфатические узлы, селезенка, лимфоидная ткань). Антигены и антитела. Работы Л.Пастера и И.И.Мечникова. вакцинация. Лечебные сыворотки. Классификация иммунитета. | Виды вакцинации детей и взрослых | Знание защитных механизмов внутренней среды, видов иммунитета. | Схема лимфати ческой системы, схема переливания крови, ПК, СД «Биология 6-11 класс» | § 18, ответить на вопросы стр.93 | |||||
18 (3) | Тканевая совместимость и переливание крови. | Группы крови. Переливание крови. Групповая совместимость крови, групповая совместимость тканей. Резус-фактор. | Дни Донора и их значение | Знать и уметь характеризоватьособенности организма, его строение и жизнедеятельность: свою группу крови, резус-фактор найти материал о проблемах переливания крови и пересадке органов. | Схемы лимфати ческой системы, переливания крови, портреты И.Мечни кова, Э.Дженнера, Л. Пастера, ПК, СД «Биология 6-11 класс» | § 19, вопросы и задания стр.99 | |||||
Кровеносная и лимфатическая системы организма (6 часов) | |||||||||||
19 (1) | Транспортные системы организма. | Повторить материал о крови, иммунитете. Дать понятие об органах кровеносной и лимфатической систем. | Знание особенностей строения артерий, вен и капилляров, органов лимфатической системы. | Таблица «Система кровообращения», ПК, СД «Биология 6-11 класс», нитки. | § 20, вопросы и задания стр. 105 | ||||||
20 (2) | Круги кровообращения. | Изучить движение крови по большому и малому кругам кровообращения. | Лабораторная работа № 4: «Положение венозных клапанов» Инструктаж по ТБ и ОТ | Знание движения крови по большому и малому кругам кровообращения; процессов, происходящих в легких и тканях; взаимосвязи строения и функции артерии, вен и капилляров. | Таблица «Система кровообращения», ПК, СД «Биология 6-11 класс» | § 21, вопросы и задания стр. 108, оформить результаты л/р. | |||||
21 (3) | Строение и работа сердца. | Раскрыть связь строения сердца с его функцией. Дать понятие о сердечном цикле, механизмах сердечной регуляции. | Знание строения сердца, характеристики сердечного цикла и механизмов сердечной регуляции. | Муляж сердца, таблица «Строение сердца», секундомер, танометр | § 22, ответить на вопросы стр. 114. | ||||||
22 (4) | Движение крови по сосудам. | Показать причины движения крови, изменения скорости кровотока, принципы измерения артериального давления. | Лабораторная работа № 5: «Измерение скорости кровотока ». Инструктаж по ТБ и ОТ | Знание причин движения крови, скорости кровотока. Умение определять артериальное давление и пульс. | Таблица «Круги кровообращения», танометр, линейка, секун домер, ПК, СД | § 23, ответить на вопросы стр. 120, оформить результаты л.р. | |||||
23 (5) | Гигиена ССС. Первая помощь при заболеваниях кровеносной системы | Познакомить с последствиями гиподинамии, влиянием курения и потребления спиртных напитков на сердце и сосуды, типами кровотечения и способами их остановки. | Лабораторная работа №6: «Реакция ССС на нагрузку». Инструктаж по ТБ и ОТ | Виды сердечно-сосудистых заболеваний, характерных для жителей СПб | Знание последствии гиподинамии, влияния курения и потребления спиртных напитков, типов кровотечения. Умение определять свое физическое состояние и тренированность, оказать доврачебную помощь при кровотечениях. | Таблица «Вред никотина и алкоголя», муляж сердца, схема кровообращения, секундомер. | § 24,25, ответить на вопросы, оформить результаты л.р. | ||||
24 (6) | Внутренняя среда организма. Кровь и кровообращение. Обобщение. Зачет. | Систематизировать знания о внутренней среде организма, о системе кровообращения человека. Уметь работать с тестами. | Контрольная работа №3 | Знать основные термины темы. | Карточки с тестовыми заданиями. | Повторить 5 и 6 главу | |||||
Дыхательная система организма (4 часа) | |||||||||||
25 (1) | Значение дыхания. Органы дыхательной системы. | Раскрыть значение биологического окисления. Рассмотреть строение и функции органов дыхания, дыхательных путей, механизм голосообразования. Познакомить с болезнями верхних дыхательных путей. | Тест №3 «Кровеносная система» | Виды заболева ний органов дыхания, характерных для СПб | Знание взаимосвязи строения и функции органов дыхания, механизма образования звуков и речи. Умение определять заболевания дыхательных путей. | Таблица «Органы дыхания», «Газообьем в легких и тканях», ПК, СД «Биология 6-11 класс» | § 26, ответить на вопросы стр.139. | ||||
26 (2) | Легкие. Легочное и тканевое дыхание. | Показать особенности строения легких и взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем в ченийт газообмена. | Лаб. Работа № 7: «Измерение обхвата грудной клетки» Инструктаж по ТБ и ОТ | Знание строения легких, механизмов газообмена в тканях и легких, механизмов вдоха и выдоха, механизмов регуляции дыхания. Умение определять состояние воздушной среды. | Таблица «Органы дыхания», ПК, СД «Биология 6-11 класс» | § 27,28, оформить результаты л/р | |||||
27 (3) | Функциональные возможности дыхательной системы. Болезни органов дыхания. | Рассказать о значении флюоорографии и приемах чений помощи при нарушениях дыхания. Показать простейшие приемы самообследования дыхательной системы . | Состояние воздушной среды окружающей местности СПБ | Знание значения показателя жизненной емкости легких, болезней и травм органов дыхания. Умение чений доврачебную помощь при нарушениях и травмах органов дыхания. | Таблица «Органы дыхания», ПК, СД «Биология 6-11 кл». | § 29, ответить на вопросы стр.153, повторить 7 главу. | |||||
28 (4) | Система органов дыхания. Обобщение. Зачет. | Систематизировать знания о системе органов дыхания организма человека. Уметь работать с тестами. | Контрольная работа №4 | Знать основные термины темы. | Карточки с тестовыми заданиями. | Повторить термины 7 главы | |||||
Пищеварительная система организма (7 часов) | |||||||||||
29 (1) | Питание и пищеварение. | Дать представление об органах пищеварения. Раскрыть понятия «продукты питания» и «питательные вещества». Познакомить со строением ротовой полости и ее составляющих – языка, слюнных желез, зубов. | Наиболее часто употребляемые продукты питания в СПб | Знание строения органов пищеварения, видов продуктов питания и питательных веществ, взаимосвязи строения и функции языка, слюнных желез, зубов. Соблюдение правил гигиены ротовой полости и профилактики заболеваний зубов. | Таблица «Систе ма органов пищеварения», ПК, СД «Биология 6-11 класс» , схема строения зуба, зубная щетка. | § 30, ответить на вопросы стр. 161 | |||||
30 (2) | Пищеварение в ротовой полости | Познакомить со строением ротовой полости и ее составляющих – языка, слюнных желез, зубов. | Знание строение ротовой полости, взаимосвязи строения и функции языка, слюнных желез, зубов. Соблюдение правил гигиены ротовой полости и профилактики заболеваний зубов. | Таблица «Система органов пищеварения», ПК, СД «Биология 6-11 класс» , схема строения зуба, зубная щетка. | § 31, вопросы и задания стр. 165 | ||||||
31 (3) | Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. | Раскрыть свойства и роль ферментов в процессе пищеварения. Показать взаимосвязь строения и функции желудка и двенадцатиперстной кишки. | Лабораторная работа №8: «Действие слюны на крахмал» Инструктаж по ТБ и ОТ | Знание строения и функции желудка и двенадцатиперстной кишки, роли ферментов в процессе пищеварения. | Таблица «Органы пищеварения», бинт, ватные палочки, блюдце, йод, вода. | § 32, вопросы стр. 169, оформить результаты л.р. | |||||
32 (4) | Функции тонкого и толстого кишечника. Барьерная роль печени. | Изучить строение и функции тонкого и толстого кишечника. Рассмотреть барьерную роль печени и функции аппендикса. | Знание взаимо связи строения и функции тон кого и толсто го кишечника; особенностей процесса всасы вания; роли печени и аппен дикса. Умение определять сим птомы патологи ческого состоя ния – «острый живот». | Таблица «Органы пищеварения», схема строения ворси нок, схема воротной систе мы печени, ПК, СД «Биология 6- 11 класс | § 33, вопросы и задания стр 174. | ||||||
33 (5) | Регуляция пищеварения.
| Рассмотреть способы регуляции работы органов пищеварения. | Знание способов регуляции пищеварения, признаков кишечных заболеваний, правил гигиены органов пищеварения, способов. | Таблица «Внутренние органы», таблица «Нервная система», схема выработки рефлекса слюноотделения, портрет И.П.Павлова, ПК, СД «Биология 6-11 класс», Таблица «Гигиена органов пищеварения», «Режим дня школьника», рисунки или схемы строения паразитов ЖКТ | § 34, 35, ответить на вопросы стр. 177, 181 | ||||||
34 (6) | Болезни органов пищеварения. | Разъяснить физиологическую значимость соблюдения правил потребления пищевых продуктов и правил гигиены питания. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно- кишечных инфекций | ПМП при отравлениях, знать приемы правильной обработки пищи. Умение соблюдать правила приема пищи, правила хранения и потребления пищевых продуктов | § 35, подготовиться к тесту | |||||||
35 (7) | Система органов пищеварения. Обобщение. Зачет. | Систематизировать знания о системе органов пищеварения организма человека. Уметь работать с тестами. | Контрольная работа №5 | Знать основные термины темы. | Карточки с тестовыми заданиями. | Повторить 8 главу | |||||
Обмен веществ и энергии (4 часа) | |||||||||||
36 (1) | Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых организмов. | Познакомить со стадиями и видами обмена веществ и энергии. | Знать и уметь объяснять стадии и виды обмена веществ и энергии. | Схемы этапов обмена веществ в организме, ПК, СД «Биология 6-11 класс». | § 36, вопросы стр.184, 187. | ||||||
37 (2) | Витамины. | Показать виды витаминов, содержание их в продуктах питания. Познакомить со способами сохранения витаминов в пищевых продуктах. | Знание видов витаминов и нахождение их в пищевых продуктах. Умение сохранять витамины в пищевых продуктах. | Таблица «Содержание витаминов в пищевых продуктах», портрет Н.И.Лунина, ПК, СД «Биология 6-11 класс» | § 37, вопросы стр.188, 192, дописать таблицу | ||||||
38 (3) | Энерготраты человека и пищевой рацион. | Показать роль энергетического баланса между энерготратами и поступлением с пищей в организм энергии. | Лабораторная работа № 9: «Энерготраты и физическая нагрузка» Инструктаж по ТБ и ОТ | Знание количества энергозатрат, связанных с питанием и образом жизни. Умение определять количество энергозатрат в связи с образом жизни и питанием. | Таблица «Энергозатраты в зависимости от деятельности организма», ПК, СД «Биология 6-11 класс». | § 38, вопросы стр.193, 196, оформить результаты л.р. | |||||
39 (4) | Обмен веществ и энергии. Обобщение. Зачет. | Систематизировать знания об обмене веществи и энергии в организме человека. Уметь работать с тестами. | Контрольная работа №6 | Знать основные термины темы. | Карточки с тестовыми заданиями. | Повторить 9 главу | |||||
Кожа. Выделение (5 часов) | |||||||||||
40 (1) | Кожа – наружный покровный орган. | Показать строение и функции кожи. | Знание взаимо связи строения и функции слоев кожи и видообразовании кожи. | Таблица «Кожа человека», ПК, СД «Биология 6-11 класс», лупы, схема рефлекторной дуги кожных рецепторов. | § 39, вопросы стр.200, 204. | ||||||
41 (2) | Уход за кожей. Терморегуляция Закаливание. | Показать анатомо-физиологические основы гигиены кожи, одежды и обуви. Дать сведения о мерах первой помощи при заболеваниях кожи. Раскрыть механизмы терморегуляции, их роль в поддержании постоян ной температуры тела, механизм закаливания. Дать сведения о мерах первой помощи при тепловом и солнечном ударах. | Распространенность заболеваний кожи среди жителей нашего района | Знание анатомо –физиологичес ких основ гигиены кожи, одежды и обуви, причин заболеваний кожи. Умение оказать первую помощь при травмах кожи. Знание механиз мов терморегу ляции, закалива ния. Умение оказать довра чебную помощь при тепловом и солнечном ударе | Таблица «Строение кожи», таблица «Гигиена кожи», ПК, СД «Биология 6-11 класс». Таблица «Регуляция температуры тела», таблица «Закаливание школьника». | § 40, 41, вопросы стр. 208,212 | |||||
42 (3) | Строение и работа почек. | Выделение. Мочевыделительная система. Роль органов мочевыделения, их значение. Строение и функции почек. Нефрон – функциональная единица почки. Удаление мочи из организма: роль мочевой лоханки, мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала. | Знание взаимосвязи строения и функции органов выделения, механизмов мочеобразования на микро- и макроуровнях; вреда алкогольных напитков и чрезмерно острых и соленых блюд для работы органов выделения. | Таблица «Внутренние органы человека», ПК, СД «Биология 6-11 класс», схема строения нефрона. | § 42, ответить на вопросы стр. 213, 217 | ||||||
43 (4) | Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим. | Инфекции органов мочеполовой системы и их профилактика. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. | Встречаемость заболеваний выделительной системы среди жителей района | Знание инфекций органов выделения мер профилактики, санитарно-гигиенических правил. Уметь анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на здоровье. | § 42, подготовить сообщения. | ||||||
44 (5) | Кожа. Выделение. Обобщение. Зачет. | Систематизировать знания о поровных органах организма человека, терморегуляции и выделении. Уметь работать с тестами. | Контрольная работа №7 | Знать основные термины темы. | Карточки с тестовыми заданиями. | Повторить 10 главу | |||||
Нервная система человека (6 часов) | |||||||||||
45 (1) | Значение нервной системы. | Показать значение нервной системы и роль психики в процессах жизнедеятельности организма человека. | Знание роли нервной системы в поддержании гомеостаза, согласованной работе органов; роли психики в субъективном отражении мира и удовлетворении потребностей. | Таблица «Нервная система человека», схема «Эволюция нервной системы позвоночных», ПК, СД «Биология 6-11 класс» | § 43, вопросы стр. 220, 221. | ||||||
46 (2) | Строение нервной системы. Спинной мозг. | Дать понятие о строении и функциях центральной и периферической нервной системы Рассмотреть строение и функции спинного мозга, рефлекса и рефлекторной дуги.. | Знание строения и функции центра льной и перифери ческой нервной сисктемы; взаимо связи строения и функции спин ного мозга; рефлекса и рефлекторной дуги. | Таблица «Спинной мозг», «Периферическая и центральная нервная система», ПК, СД «Биология 6-11 класс», | § 44, вопросы стр 222, 227 | ||||||
47 (3) | Строение головного мозга. | Показать строение отделов головного мозга, функции продолговатого мозга и среднего мозга, моста и мозжечка, промежуточного мозга и коры боль ших полушарий головного мозга. Разъяснить аналитическую, замыкательную функции и аналитико-синтетическую деятельность коры. | Лабораторная работа №10: «Пальценосовая проба и функции мозжечка» Инструктаж по ТБ и ОТ | Знание строения и функции продолговатого мозга и среднего мозга, моста и мозжечка, взаимосвязи строения и функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. | Таблица «Отделы головного мозга», Таблица «Зоны и доли коры больших полушарий», ПК, СД «Биология 6-11 классы». | § 45, заполнить таблицу, оформить результат л/р | |||||
48 (4) | Функции отделов головного мозга. | § 46, ответить на вопросы стр 230,234 | |||||||||
49 (5) | Соматический и автономный отделы нервной системы. | Дать понятие о соматическом и автономном отделах нервной системы. Раскрыть их взаимосвязь. | Знание роли соматической и автономной отделов нервной системы, симпатической и парасимпатической подсистем. | Таблица «Вегетативная нервная система», ПК, СД «Биология 6-11 классы», вопросы для теста. | § 47, вопросы стр 235, 239 | ||||||
50 (6) | Нервная система. Обобщение. Зачет. | Систематизировать знания о нервной системе организма человека. Уметь работать с тестами. | Контрольная работа №8 | Знать основные термины темы. | Карточки с тестовыми заданиями. | Повторить 11 главу | |||||
Анализаторы. Органы чувств. (5 часов) | |||||||||||
51 (1) | Анализаторы. | Показать различия между понятиями «анализатор» и «органы чувств». Разъяснить строение анализаторов и механизм обработки информации корой больших полушарий. | Знание строения анализаторов, отличие анализатора от органа чувств, аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий. | Схема анализатора, ПК, СД «Биология 6-11 классы» | § 48, вопросы стр. 242, 244. | ||||||
52 (2) | Зрительный анализатор. Гигиена зрения. | Раскрыть строение и функцию глаза, механизм проектирования изображения на сетчатке глаза, роль колбочек и палочек, процесс формирования зрительных образов в коре больших полушарий головного мозга. | Лабораторные работа № 11: «Опыты, выявляющие иллюзию» Инструктаж по ТБ и ОТ | Встречаемость глазных болезней среди учащихся школы. | Знание взаимосвязи строения и функции глаза, механизма проектирования изображения на сетчатке глаза, роли колбочек и палочек, связи зрительных и мышечных компонентов в формировании зрительных образов в коре больших полушарий головного мозга, особенностей бинокулярного зрения. Умение определить особенности своего зрения в ходе выполнения лабораторных работ. | Таблица «Зрительный анализатор», лист бумаги для опыта, ПК, СД «Биология 6-11 кл.» | § 49,50, ответить на вопросы, оформить результаты л.р. | ||||
53 (3) | Слуховой анализатор. | Показать строение и функции отделов уха человека, суть работы слуховых рецепторов и слухового анализатора в целом. | Знание взаимосвязи строения и функции отделов слухового анализатора. Умение соблюдать правила гигиены и ухода за наружным слуховым проходом. | Таблица «Слуовой анализатор», таблица «Гигиена органов слуха», ПК, СД «Биология 6-11 кл». | § 51, вопросы стр. 253, 257. | ||||||
54 (4) | Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. | Показать механизмы и взаимодействие в работе вестибулярного, кожно-мышечного, обонятельного и вкусового анализаторов. | Знание механизмов и взаимодействий в работе органов равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. | Таблица «Орган вкуса и обоняния», «Кожа», задания для тестирования. | § 52, вопросы стр. 258, 263 | ||||||
55 (5) | Анализаторы. Органы чувств. Обобщение. Зачет. | Систематизировать знания об анализаторах и органах чувств организма человека. Уметь работать с тестами. | Контрольная работа № 9 | Знать основные термины темы. | Карточки с тестовыми заданиями. | Повторить 12 главу | |||||
Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (6 часов) | |||||||||||
56 (1) | Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. | Раскрыть роль И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского в развитии учения о высшей нервной деятельности. | Вклад отечественных ученых в развитие учения о ВНД. | Знание роли отечественных ученых в развитии учения о высшей нервной деятельности. Умение сравнивать доминанту и процессы возбуждения-торможения; врожденные и приобретенные формы поведения. | Портреты И.П.Павлова, И.М.Сеченова, А.А.Ухтомского, схема выработки условного рефлекса, ПК, СД «Биология 6-11 кл» | § 53, вопросы стр. 266, 272, подготовить сообщения об ученых. | |||||
57 (2) | Врожденные и приобретенные программы поведения. | Разъяснить природу внешнего и внутреннего торможения, доминанты. Показать природу врожденных и приобретенных программ поведения человека. | Лабораторная работа № 12 «Выработка навыков зеркального письма». Инструктаж по ТБ и ОТ | Знание основные ритмов жизни человека; природы сна; характера сновидений в норме и патологии. | Схема «Виды рефлексов», портрет К.лоренца, ПК, СД «Биология 6-11 класс». | § 54, подобрать материал, оформить результаты л/р | |||||
58 (3) | Биологические ритмы. Сон и сновидения. | Дать понятие о биоритмах на примере суточных ритмов. Раскрыть природу сна и сновидений. Показать фазы сна. | Знание особенностей высшей нервной деятельности, роли речи в развитии высших психических функций, видов памяти, воображения, мышления. | Таблица «Гигиена сна», схема «Периоды сна человека», ПК, СД «Энциклопедия КαМ». | § 55, вопросы стр.279, 280, подготовить сообщение о сне и его гигиене. | ||||||
59 (4) | Особенности ВНД. Речь и сознание. Познавательные интересы. | Дать понятие о базовых и вторичных потребностях человека. Определить роль речи как средства общения и в развитии высших психичес- ких функций, в трудовой деятельности. Показать виды познавательных процессов, памяти, воображения, мышления. | Знание физиологических основ и свойств волевых процессов и внимания; природы и значения эмоций человека. | ПК, СД «Биология 6-11 класс», задачи по особенностям ВНД. | § 56, вопросы стр.281, 287 | ||||||
60 (5) | Воля, эмоции, внимание | Раскрыть физиологические основы и свойства волевых процессов, внимания. Показать природу и значение эмоций человека. | ПК, СД «Энциклопедия КαМ», таблица для лабораторной работы (у каждого в тетради). | § 57, вопросы стр.288, 293. | |||||||
61 (6) | Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика. Обобщение. Зачет. | Систематизировать знания о ВНД, о поведении и психике организма человека. Уметь работать с тестами. | Контрольная работа № 10 | Знать основные термины темы. | Карточки с тестовыми заданиями. | Повторить 13 главу | |||||
Железы внутренней секреции (эндокринная система) (3 часа) | |||||||||||
62 (1) | Роль эндокринной регуляции. | Дать понятие о железах внутренней, смешанной и внешней секреции. Показать свойства и отличительные признаки гормонов. | Знание отличий желез внутренней, смешанной и внешней секреции друг от друга; свойств и отличительных признаков гормонов. | ПК, СД «Биология 6-11 класс», таблица «Железы внутренней и смешанной секреции». | § 58, вопросы стр 298, 301. | ||||||
63 (2) | Функция желез внутренней секреции. | Показать конкретные функции гипофиза, щитовидной железы, половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Раскрыть нарушения, связанные с гипо- и гиперфункцией этих желез. Познакомить с некоторыми мерами профилактики эндокринных болезней. | Знание функций желез внутренней секреции, нарушений, связанных с гипо- и гиперфункцией этих желез. Умение использовать данные знания для профилактики эндокринных болезней. | ПК, СД «Биология 6- 11 класс». | § 59, вопросы и задания стр 302, 305, составить таблицу. | ||||||
64 (3) | Эндокринная система. Обобщение. Зачет. | Систематизировать знания об эндокринной системе организма человека. Уметь работать с тестами. | Контрольная работа № 11 | Знать основные термины темы. | Карточки с тестовыми заданиями. | Повторить 14 главу | |||||
Индивидуальное развитие организма (6 часов) | |||||||||||
65 (1) | Жизненные циклы. Размножение. | Дать понятие о жизненных циклах отдельных организмов. Познакомить с мужской и женской половыми системами. | Знание особенностей строения мужской и женской половых систем. | Схема «Виды размножения организмов», ПК, СД «Биология 6-11 класс». | § 60, вопросы и задания стр 308, 312, составить конспект. | ||||||
66 (2) | Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. | Раскрыть значение эмбриональных приспособлений к внутриутробной жизни. Рассказать о режиме беременности и родах. | Знание особенностей внутриутробного развития; правил гигиены и режима во время беременности; особенностей протекания родов. | Схема закона зародышевого сходства, портреты Геккеля и Мюллера, ПК, СД «Биология 6-11 класс» | § 61, вопросы стр 312, 317, составить конспект. | ||||||
67 (3) | Наследственные и врожденные заболевания. Заболевания ППП. | Раскрыть различия между наследствен ными и врожденными болезнями. Дать понятие о профилактике и симптомах болезней, передающихся половым путем, включая СПИД, гепатит В, венерические болезни. | Беседа с медицинскими работниками . | Знание причин и профилактики наследственных, врожденных заболеваний и болезней, передающихся половым путем. | Схема «Заболевания человека», материалы из брошюр о ЗПП, из журналов. | § 62, вопросы стр 317, 320, подготовить сообщения. | |||||
68 (4) | Развитие ребенка, становление личности. Интересы, склонности, способности | Раскрыть физиологические основы гигиены новорожденных и грудных детей. Дать понятие о психологических особенностях человека: темпераменте и характере. Развитие интересов, склонностей и способностей человека | Знание особенностей развития ребенка после рождения, этапов становления личности человека. Умение определять свои интересы, склонности и способности для формирования собственной личности. Умение выполнять психологические тесты и обрабатывать их результаты.
| § 63, вопросы и задания стр 320, 324. | |||||||
69 (5) | Определение темперамента и индивидуальных профессиональных способностей по диагностическим тестам. | Темперамент, характер. Интересы, склонности, способности человека и их определение. Психологический тест. | Лабораторная работа №13 Инструктаж по ТБ и ОТ | Материалы диагностических тестов. | § 64, вопросы и задания стр 324, 327 | ||||||
70 (6) | Индивидуальное развитие организма. Обобщение. Зачет. | Систематизировать знания об ндивидуальном развитии организма человека, становлении личности. Уметь работать с тестами. | Контрольная работа № 12 | Знать основные термины темы. | Карточки с тестовыми заданиями. | Оформить результаты л/р, повторить п.63,64 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические разработки лабораторных работ по биологии для среднеспециальных учебных заведений.
Методические разработки лабораторных работ по биологии для средних учебных заведений....
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/14/picture-47944.jpg)
Лабораторные работы по биологии 9 класс
В материале содержатся инструкции для проведения лабораторных работ по курсу "Биология. Общие закономмерности" по программе В.Б.Захарова и Н.И.Сонина. Данный материал может быть расп...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/16/picture-86237-1350384967.jpg)
Презентация к уроку: Лабораторная работа по биологии- 6 класс Тема :"Строение клеток чешуи кожицы лука под микроскопом "
Презентация у уроку:Лабораторная работа по биологии -6 класс. Тема "Строение клеток чешуи кожицы лука под микроскопом "выполнена учителем МКОУ СОШ №251с углубленным изучением отдельных пре...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/09/picture-378601-1389290351.jpg)
ДОСТИЖЕНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО БИОЛОГИИ
Материал раскрывает вопросы использование метепредметных связей на уроках биологии посредствам выплнения лабораторных работ....
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/08/picture-69360-1391877963.jpg)
Лабораторная работа по биологии "Строение почек"
Лабораторная работа по биологии в 6 классе. Содержит инструктивную карточку и блок контрольных заданий....
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/20/picture-408071-1392886654.jpg)
Лабораторные работы по биологии , 8класс
Дидактический материал по проведению лабораторных работ по биологии в 8классе. Программа И.Н. Пономарёвой. Человек и его здоровье....
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/14/picture-642732-1434267354.jpg)
Тематика исследовательских работ по биологии и экологии
Темы иссследовательских работ джля научных обществ учащихся....