Сценарий интегрированного урока "В сказочном царстве, почвенном государстве..."
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Данный урок расширяет кругозор учащихся, даёт возможность поработать с различными источниками информации. Изучаемый материал способствует формированию ключевых компетенций учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_integrirovannogo_uroka.docx39.38 КБ

Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ  ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА

Авторы: Новикова Галина Кирилловна, учитель биологии; Лукьянова Ирина Михайловна, учитель географии

Полное название образовательного учреждения: муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Колпашево Томской области

Предмет: география, биология

Тема: «В сказочном царстве, почвенном государстве…»

Класс: 5

Учебно-методическое обеспечение:

  • Пономарева  И.Н. Биология: 5 класс: ученик для учащихся    общеобразовательных организаций / И.Н. Пономарева,  И.В.Николаев, О.А. Корнилова. – М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2014. –  128 с.
  • Баринова И.И. География. Начальный курс, 5 кл.: учебник /И.И. Баринова, А.А. Плешанов, Н.И. Сонин. – М.: Дрофа, 2014. – 140 с.

Время реализации занятия: 45 минут

Цель урока: создание условий для формирования у учащихся представлений о почве как среде обитания животных через смысловое чтение и восприятие информации.

Задачи урока:

Образовательные:

  •  определить составные части почвы;
  • выявить особенности почвы как среды жизни и основные адаптации организмов к ней;
  • выяснить признаки живых организмов - обитателей почвы;
  • определить, как организмы приспосабливаются к жизни в почвенной среде.

Развивающие:

  • способствовать развитию мыслительных функций анализа, синтеза, сравнения, обобщения при решении познавательных задач;
  • способствовать развитию грамотной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Воспитательные:

  • воспитание культуры общения через работу в группах;
  • воспитание взаимной ответственности
  • воспитание бережного отношения к природе.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Оборудование:

  • авторский медиапродукт: операционная среда - Windows XP;   Microsoft Office Power Point, вид медиапродукта – наглядная  презентация, Microsoft Office Power Point из  28 слайдов.
  • медиапроектор, экран;
  • картины  «Среды обитания»;
  • рисунки с изображением животных разных сред обитания;
  • рисунки кротов;
  • магниты;
  • мультфильм «Путешествие дождевого червячка»;
  • музыкальные фрагменты;
  • почва в креманках;
  • стаканы с водой;
  • стеклянные палочки;
  • воронка, фильтровальная бумага;
  • ложечки;
  • спиртовка, спички;
  • штатив;
  • держатель;
  • 2 стекла.

Формирование УДД:

Познавательных:

  • развитие умения извлекать информацию из незнакомого текста;
  • выявлять сущность, особенности изучаемых объектов;
  • на основе анализа объектов делать выводы;
  • обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные:

  • развитие умения высказывать своё предположение на основе работы с текстом;
  • оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные:

  • развитие умения слушать и понимать других;
  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
  • работать в паре и в группе.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

  • учащиеся знакомятся с составом почвы и её особенностями как среды обитания;

Метапредметные: 

  • учащиеся учатся самостоятельно работать с тестом;
  • описывать биологические объекты;
  • делать выводы.

Личностные: 

  • интерес к изучению новой среды обитания;
  • проведение простейших исследований способствуют формированию у учащихся мотивации к научному познанию.

План проведения урока:

Этапы урока

Временная реализация

Организационный момент

 1,5мин.

Актуализация знаний. Подготовка к осознанному восприятию нового материала

5 мин.

Создание проблемной ситуации и формулирование проблемного вопроса урока.

4 мин.

Поиск решения проблемы. Организация  работы в группах по заданиям.

22 мин

Самоанализ

5 мин.

Дифференцированное домашнее задание

1 мин.

Рефлексия

1,5мин.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Учитель - Здравствуйте, уважаемые гости и дорогие наши ребята! Слайд №1

Давайте посмотрим, друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души».  Мы рады, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом мы даже не сомневаемся.

(Проводим релаксацию на фоне музыки, слайд №2). Сделайте глубокий вдох, поставьте руки на уровне груди, ладонями вверх. Закройте глаза. Представьте, что у вас на ладонях лежит теплое солнышко. Задержите дыхание. Почувствуйте на своих ладонях тепло. Сделайте глубокий вдох. Нарисуйте руками солнышко. Пусть оно будет символом вашего хорошего настроения. А теперь нарисуйте сердечко. Пусть оно будет символом доброжелательного отношения друг к другу.

Мы рады, что у вас отличное настроение, надеемся на плодотворную работу в наших фокус-группах. (Класс перед началом урока делится на 3 группы. Каждая группа получает свои рабочие листы с заданиями)

2.  Актуализация знаний. Подготовка к осознанному восприятию нового материала.

Учитель  –  У меня для вас приятное известие. (Включение видео, слайд №3) По дороге в школу я увидела огромный сказочный сундук. О, сундук?  И он попал к нам? Что же в нём? (достать конверты с рисунками различных животных)

Давайте посмотрим  на картины из этих царств? А что же это за государства?

Ученик – Государства – это среды обитания. Слайд №4

Учитель – Какие среды обитания вы знаете?

Ученик – Среды обитания – это наземно-воздушная, водная, почвенная и организменная. Слайд №4

Учитель - Внимание!!! Большая группа животных не может найти в сказочном царстве свои государства. Поможем им?  У вас на столах находятся рабочие листы, предлагаю выполнить первое задание.

Выполнение задания №1 из рабочего листа. (Работа учащихся в группах 2  мин.) Разместите предложенных животных по  государствам - средам обитания сказочного царства. Слайд №5

Учитель – Проверим, попали предложенные животные в свои государства сказочного царства. (Вызвать капитанов  и представить работу группы  - размещение листов с выполненными заданиями на мольбертах, учитель проводит экспертизу работы)

Учитель-эксперт – У первой фокус-группы ошибок нет, вторая фокус-группа с заданием справилась, у третьей фокус-группы тоже ошибок нет. Все фокус-группы с задание справились. Молодцы!

Учитель – С первым заданием вы успешно справились. Посмотрим, а что же ещё в сундуке? (Учитель достаёт  из сундука шифровки и размещает их на доске,  слайд №6) Да тут ещё какие-то шифровки. Попробуем их прочитать. Посовещайтесь в группе, на выполнение задания 30 сек.

Ученик - Почва, обитатели, среда обитания, приспособления. 

Учитель - Догадались? В каком государстве этого большого  сказочного царства мы побываем сегодня на уроке?

Ученик – Мы побываем в почвенном государстве сказочного царства. Запишите в рабочих листах название государства. Слайд №7

3. Создание проблемной ситуации и формулирование проблемного вопроса урока.

Учитель – Обратимся вновь к сказочному сундуку. (Достать из сундука  лист с проблемным вопросом, слайд №8)

Внимание! Проблемный вопрос урока – Может ли быть почва средой обитания? Слайд №9

Учитель – Ребята, а мы можем с вами сразу разрешить данную проблемную ситуацию?

Ученик - Нет.

Учитель - Каких знаний нам недостаточно?

Ученик - Для того, чтобы ответить на проблемный вопрос, необходимо изучить состав почвы, знать есть ли условия для жизни.

Учитель – Что вам необходимо изучить, чтобы ответить на этот проблемный вопрос? Давайте попытаемся составить структурно-логическую цепочку:

Почва – состав почвы – условия жизни в почве  - обитатели – приспособления  к жизни в почве

Мы будем искать ответ на проблемный вопрос урока, используя эту структурно-логическую цепочку. Слайд №10 

4. Поиск решения проблемы. Организация  работы в группах по заданиям.

Учитель – Какие ассоциации у вас возникают со словом почва? Слайд №11 Посовещайтесь в группе 30 сек. Посмотрим совпадают наши мнения о почве.

Ученик –  (высказывают свои мнения)

Учитель –  Посмотрим, совпали ли ваши ассоциации с моими. Земля, слои, плодородие, среда обитания. Слайд №11

Учитель - Почва - самая молодая и наиболее заселённая среда обитания. Она возникла на Земле вместе с живыми организмами.

Учитель - Невозможно без химии познать структуру и состав почвы. Сегодня вы станете учеными – исследователями, почвоведами. Ваша задача определить состав почвы. Свои результаты вы должны занести в схему, которую вы найдёте в рабочем листе в задании  №2.

Вы должны выполнить два  опыта. После каждого опыта вы будите заносить в схему  названия  веществ, которые входят в состав почвы.

Обратимся к рабочему листу, в котором прописаны инструкции по выполнению каждого опыта, время на выполнение работы 2 минуты. Не забывайте результаты по каждому опыту заносить в схему задания №2 рабочего листа.

Первая и вторая группа демонстрирует опыты, а третья группа является экспертами.

Выполнение задания №2 из рабочего листа. (работа учащихся в группах 2 мин.)

Ученик – Демонстрация опытов №1, 2, выводы по каждому опыту. (вывод на слайде №21)

Учитель – Я продемонстрирую вам ещё два опыта. Вам необходимо определить какие ещё вещества входят в состав почвы и дополнить схему в задании №2. Внимательно следите за  моими действиями.

Опыт №3.

Я возьму немного сухой почвы, положу в фарфоровую чашечку и нагрею.

Затем подержу над почвой холодное стекло. Что вы наблюдаете? Сделайте вывод.

Ученик – В состав почвы входят органические вещества (перегной) и вода.

Учитель -  Не забудьте результаты занести в схему. Слайд №13

Опыт №4.

Помещу почву в воду. Профильтрую почвенный раствор. Несколько капель помещу на стекло. Подержу его над огнем. Что вы наблюдаете? Сделайте вывод.

Ученик – В состав почвы входят минеральные соли. (Демонстрация результата опыта №4 с помощью документ-камеры)

Учитель -  Не забудьте результаты занести в схему. Слайд №13

Учитель – Попытаемся сделать общий вывод по составу почвы. Что же входит в состав почвы?

Ученик – В состав почвы входят воздух, вода, песок, глина, перегной и минеральные соли. (Работа со схемой слайда №14)

Учитель - Устали. Я предлагаю всем отдохнуть. Внимание физминутка для глаз.

Правила выполнения физминутки:

  • Сядьте прямо, держите голову ровно.
  • За движущимися предметами на слайде следите только глазами.
  • При появлении жителя водной среды топайте.
  • При появлении жителя почвенной среды хлопайте.
  • Про появлении жителя наземно-воздушной среды кивайте головой.  Слайды №15, 16

Учитель – Состав почвы определили. Кто же в этом царстве живёт? В почве обитают многочисленные организмы. С какими трудностями они сталкиваются? Внимание рубрика  «Лови ошибку». (Интерактивный слайд) Выполните задание №3 из рабочего листа.

Выполнение задания №3 из рабочего листа. (Работа учащихся в группах 1 мин.)

Ученик – Проверяет правильность выполнения задания на интерактивной доске.

Учитель – Молодцы! Все это создает благоприятные условия для жизни определенных организмов. Внимание! Давайте познакомимся с информацией для любознаек. Слайд № 17. Почва буквально насыщена жизнью, хотя она не так заметна, как жизнь на суше или в водоеме. Всё это вы видите на слайде.

Учитель – Все вы любите мультики. Внимание мультфильм «Путешествие дождевого червячка». После просмотра мультика вам необходимо выполнить задание №4 из рабочего листа. Слайд №18

Выполнение задания №4 из рабочего листа. (Работа учащихся в группах 2-3 мин.)

Учитель – Проверим! Слайд №19

  1. О каких  жителях почвенного государства шла речь?

Ученик - Крот, слепыш, медведка, личинки майских жуков.

Учитель – 2. Укажите признаки приспособления дождевого червя к жизни в почве.

Ученик – Признаки приспособления дождевого червя к жизни в почве – это вытянутое влажное тело, развитые мышцы, кожное дыхание, наличие щетинок на теле.

Учитель –  Сказочное государство богато жителями. Из всего многообразия обитателей почвы мы выбрали только трёх. Вам необходимо выполнить задание №5 из рабочего листа. Слайд №20 

Выполнение задания №5 из рабочего листа. (Работа учащихся в группах 4-5 мин.)

Заслушивание информации об условиях необходимых для жизни и приспособлениях к этим условиям. (отчёт каждой группы)

Учитель – Проверяем качество выполненной работы. Слайд №21

Учитель - Как к жизни в почве приспособлены растения? Слайд №22

Ученик - У растений,  обитающих в пустыне, развит длинный корень; в луковицах, клубнях откладывается запас питательных веществ; у кактусов в стебле запасается вода.

Учитель – Как вы считаете,  теперь мы сможем ответить на проблемный вопрос? Может ли почва быть средой обитания? Слайд №23

Ученик – Да.

  • Почва является средой обитания для животных, растений, грибов, бактерий.
  • В почве имеются условия для жизни: воздух, вода, пища.
  • Живые организмы приспособились к жизни в почве.

5.Рефлексия – самоанализ

Учитель – Все работали просто здорово. Предлагаем вам  оценить свою работу на символе жителя почвы. Порядок работы с оценочным листом:

  1. Группа даёт оценку каждому члену.
  2. Передаёте лист в группе по кругу и каждый даёт самооценку.
  3. Капитан опускает листы в сказочный ящик.
  4. Учителя оценят работу  каждого из вас.

Фамилия, имя

Оценка членов группы

Самооценка

Оценка учителя

Работа учащихся по заполнению таблицы (капитаны опускают листы в сказочный сундук). Слайд №24

6.Дифференцированное домашнее задание.

Учитель - На областном сайте объявлен конкурс «Экологическая сказка».  Мы предлагаем вам поучаствовать в этом конкурсе. Ознакомьтесь с требованиями с требованиями к конкурсной работе «Экологическая сказка»:

  • Сказка собственного сочинения.
  • Должна отражать экологическое восприятие окружающей среды и бережное отношение к природе. Слайд №25

Выбери  и создай свою мини - сказку:

  1. «Почва - кормилица»
  2. «Подземные жители»
  3. «Почва – особое природное тело» Слайд №26

В сказке должны быть отражены все понятия урока.

7 . Рефлексия

Учитель – Вот и закончилось наше погружение в сказочное царство, почвенное государство… Мы хотим  закончить это погружение  на положительной ноте. Выразите своё отношение к уроку. Выберите  своего кротёнка в зависимости от твоего настроения в конце урока.

Наш сундук ещё полон, есть в нём много чего интересного. До новых встреч в сказочном царстве. Слайд №26


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-сценарий интегрированного урока-игры "Природно-климатические условия России как фактор победы в Великой Отечественной войне "

Предлагаемый урок может быть проведен как бинарный (история+география, география+краеведение в Петербурге) или как внеклассное мероприятие в рамках предметной недели в параллели 8-х классов. Его ...

План-сценарий интегрированного урока-игры "Природно-климатические условия России как фактор победы в Великой Отечественной войне "

Предлагаемый урок может быть проведен как бинарный (история+география, география+краеведение в Петербурге) или как внеклассное мероприятие в рамках предметной недели в параллели 8-х классов. Его ...

Сценарий интегрированного урока литературы и курса по Международному гуманитарному праву «Вокруг тебя - Мир…» в 7 классе «О тех, кто не участвует…» Выбор и его последствия.

Предлагаемый  урок  разработан  с учетом современных требований ФГОС по технологии  развития критического мышления через чтение и письмо. Его цель - создать условия для формировани...

СЦЕНАРИЙ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА «МАТЕМАТИКА - История» Тема урока «Деление натуральных чисел – Путешествие в Древний Египет»

В ходе совершенствования навыков выполнения действия деления натуральных чисел, и навыков решения текстовых задач, привести учащихся к пониманию роли и значения математических знаний в становлен...

Сценарий интегрированного урока математики и ОБЖ по теме «Квадрат суммы и квадрат разности. Некоторые экологические проблемы в жизни учащихся нашей школы».

Данный материал предназначен для закрепления темы "Формулы сокращенного умножения", а так же для воспитания нового экологического мышления у учащихся...

Интегрированный урок "Сказочные сюжеты в музыке и литературе"

Воспитывать творческое воображение через музыкальные образы,приобщать к общечеловеческим ценностям художественной и музыкальной культуры....

Сценарий интегрированного урока в 6 классе
(технология – история - литература) Тема урока: «Рыцарство как феномен Средневековья».

Сценарийинтегрированного урока в 6 классе(технология – история - литература) Тема урока: «Рыцарство как феномен Средневековья»....