Сценарий интегрированного урока "В сказочном царстве, почвенном государстве..."
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему
Данный урок расширяет кругозор учащихся, даёт возможность поработать с различными источниками информации. Изучаемый материал способствует формированию ключевых компетенций учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_integrirovannogo_uroka.docx | 39.38 КБ |
Предварительный просмотр:
СЦЕНАРИЙ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА
Авторы: Новикова Галина Кирилловна, учитель биологии; Лукьянова Ирина Михайловна, учитель географии
Полное название образовательного учреждения: муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Колпашево Томской области
Предмет: география, биология
Тема: «В сказочном царстве, почвенном государстве…»
Класс: 5
Учебно-методическое обеспечение:
- Пономарева И.Н. Биология: 5 класс: ученик для учащихся общеобразовательных организаций / И.Н. Пономарева, И.В.Николаев, О.А. Корнилова. – М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2014. – 128 с.
- Баринова И.И. География. Начальный курс, 5 кл.: учебник /И.И. Баринова, А.А. Плешанов, Н.И. Сонин. – М.: Дрофа, 2014. – 140 с.
Время реализации занятия: 45 минут
Цель урока: создание условий для формирования у учащихся представлений о почве как среде обитания животных через смысловое чтение и восприятие информации.
Задачи урока:
Образовательные:
- определить составные части почвы;
- выявить особенности почвы как среды жизни и основные адаптации организмов к ней;
- выяснить признаки живых организмов - обитателей почвы;
- определить, как организмы приспосабливаются к жизни в почвенной среде.
Развивающие:
- способствовать развитию мыслительных функций анализа, синтеза, сравнения, обобщения при решении познавательных задач;
- способствовать развитию грамотной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Воспитательные:
- воспитание культуры общения через работу в группах;
- воспитание взаимной ответственности
- воспитание бережного отношения к природе.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Оборудование:
- авторский медиапродукт: операционная среда - Windows XP; Microsoft Office Power Point, вид медиапродукта – наглядная презентация, Microsoft Office Power Point из 28 слайдов.
- медиапроектор, экран;
- картины «Среды обитания»;
- рисунки с изображением животных разных сред обитания;
- рисунки кротов;
- магниты;
- мультфильм «Путешествие дождевого червячка»;
- музыкальные фрагменты;
- почва в креманках;
- стаканы с водой;
- стеклянные палочки;
- воронка, фильтровальная бумага;
- ложечки;
- спиртовка, спички;
- штатив;
- держатель;
- 2 стекла.
Формирование УДД:
Познавательных:
- развитие умения извлекать информацию из незнакомого текста;
- выявлять сущность, особенности изучаемых объектов;
- на основе анализа объектов делать выводы;
- обобщать и классифицировать по признакам.
Регулятивные:
- развитие умения высказывать своё предположение на основе работы с текстом;
- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные:
- развитие умения слушать и понимать других;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- работать в паре и в группе.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
- учащиеся знакомятся с составом почвы и её особенностями как среды обитания;
Метапредметные:
- учащиеся учатся самостоятельно работать с тестом;
- описывать биологические объекты;
- делать выводы.
Личностные:
- интерес к изучению новой среды обитания;
- проведение простейших исследований способствуют формированию у учащихся мотивации к научному познанию.
План проведения урока:
Этапы урока | Временная реализация |
Организационный момент | 1,5мин. |
Актуализация знаний. Подготовка к осознанному восприятию нового материала | 5 мин. |
Создание проблемной ситуации и формулирование проблемного вопроса урока. | 4 мин. |
Поиск решения проблемы. Организация работы в группах по заданиям. | 22 мин |
Самоанализ | 5 мин. |
Дифференцированное домашнее задание | 1 мин. |
Рефлексия | 1,5мин. |
Ход урока:
1.Организационный момент.
Учитель - Здравствуйте, уважаемые гости и дорогие наши ребята! Слайд №1
Давайте посмотрим, друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Мы рады, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом мы даже не сомневаемся.
(Проводим релаксацию на фоне музыки, слайд №2). Сделайте глубокий вдох, поставьте руки на уровне груди, ладонями вверх. Закройте глаза. Представьте, что у вас на ладонях лежит теплое солнышко. Задержите дыхание. Почувствуйте на своих ладонях тепло. Сделайте глубокий вдох. Нарисуйте руками солнышко. Пусть оно будет символом вашего хорошего настроения. А теперь нарисуйте сердечко. Пусть оно будет символом доброжелательного отношения друг к другу.
Мы рады, что у вас отличное настроение, надеемся на плодотворную работу в наших фокус-группах. (Класс перед началом урока делится на 3 группы. Каждая группа получает свои рабочие листы с заданиями)
2. Актуализация знаний. Подготовка к осознанному восприятию нового материала.
Учитель – У меня для вас приятное известие. (Включение видео, слайд №3) По дороге в школу я увидела огромный сказочный сундук. О, сундук? И он попал к нам? Что же в нём? (достать конверты с рисунками различных животных)
Давайте посмотрим на картины из этих царств? А что же это за государства?
Ученик – Государства – это среды обитания. Слайд №4
Учитель – Какие среды обитания вы знаете?
Ученик – Среды обитания – это наземно-воздушная, водная, почвенная и организменная. Слайд №4
Учитель - Внимание!!! Большая группа животных не может найти в сказочном царстве свои государства. Поможем им? У вас на столах находятся рабочие листы, предлагаю выполнить первое задание.
Выполнение задания №1 из рабочего листа. (Работа учащихся в группах 2 мин.) Разместите предложенных животных по государствам - средам обитания сказочного царства. Слайд №5
Учитель – Проверим, попали предложенные животные в свои государства сказочного царства. (Вызвать капитанов и представить работу группы - размещение листов с выполненными заданиями на мольбертах, учитель проводит экспертизу работы)
Учитель-эксперт – У первой фокус-группы ошибок нет, вторая фокус-группа с заданием справилась, у третьей фокус-группы тоже ошибок нет. Все фокус-группы с задание справились. Молодцы!
Учитель – С первым заданием вы успешно справились. Посмотрим, а что же ещё в сундуке? (Учитель достаёт из сундука шифровки и размещает их на доске, слайд №6) Да тут ещё какие-то шифровки. Попробуем их прочитать. Посовещайтесь в группе, на выполнение задания 30 сек.
Ученик - Почва, обитатели, среда обитания, приспособления.
Учитель - Догадались? В каком государстве этого большого сказочного царства мы побываем сегодня на уроке?
Ученик – Мы побываем в почвенном государстве сказочного царства. Запишите в рабочих листах название государства. Слайд №7
3. Создание проблемной ситуации и формулирование проблемного вопроса урока.
Учитель – Обратимся вновь к сказочному сундуку. (Достать из сундука лист с проблемным вопросом, слайд №8)
Внимание! Проблемный вопрос урока – Может ли быть почва средой обитания? Слайд №9
Учитель – Ребята, а мы можем с вами сразу разрешить данную проблемную ситуацию?
Ученик - Нет.
Учитель - Каких знаний нам недостаточно?
Ученик - Для того, чтобы ответить на проблемный вопрос, необходимо изучить состав почвы, знать есть ли условия для жизни.
Учитель – Что вам необходимо изучить, чтобы ответить на этот проблемный вопрос? Давайте попытаемся составить структурно-логическую цепочку:
Почва – состав почвы – условия жизни в почве - обитатели – приспособления к жизни в почве
Мы будем искать ответ на проблемный вопрос урока, используя эту структурно-логическую цепочку. Слайд №10
4. Поиск решения проблемы. Организация работы в группах по заданиям.
Учитель – Какие ассоциации у вас возникают со словом почва? Слайд №11 Посовещайтесь в группе 30 сек. Посмотрим совпадают наши мнения о почве.
Ученик – (высказывают свои мнения)
Учитель – Посмотрим, совпали ли ваши ассоциации с моими. Земля, слои, плодородие, среда обитания. Слайд №11
Учитель - Почва - самая молодая и наиболее заселённая среда обитания. Она возникла на Земле вместе с живыми организмами.
Учитель - Невозможно без химии познать структуру и состав почвы. Сегодня вы станете учеными – исследователями, почвоведами. Ваша задача определить состав почвы. Свои результаты вы должны занести в схему, которую вы найдёте в рабочем листе в задании №2.
Вы должны выполнить два опыта. После каждого опыта вы будите заносить в схему названия веществ, которые входят в состав почвы.
Обратимся к рабочему листу, в котором прописаны инструкции по выполнению каждого опыта, время на выполнение работы 2 минуты. Не забывайте результаты по каждому опыту заносить в схему задания №2 рабочего листа.
Первая и вторая группа демонстрирует опыты, а третья группа является экспертами.
Выполнение задания №2 из рабочего листа. (работа учащихся в группах 2 мин.)
Ученик – Демонстрация опытов №1, 2, выводы по каждому опыту. (вывод на слайде №21)
Учитель – Я продемонстрирую вам ещё два опыта. Вам необходимо определить какие ещё вещества входят в состав почвы и дополнить схему в задании №2. Внимательно следите за моими действиями.
Опыт №3.
Я возьму немного сухой почвы, положу в фарфоровую чашечку и нагрею.
Затем подержу над почвой холодное стекло. Что вы наблюдаете? Сделайте вывод.
Ученик – В состав почвы входят органические вещества (перегной) и вода.
Учитель - Не забудьте результаты занести в схему. Слайд №13
Опыт №4.
Помещу почву в воду. Профильтрую почвенный раствор. Несколько капель помещу на стекло. Подержу его над огнем. Что вы наблюдаете? Сделайте вывод.
Ученик – В состав почвы входят минеральные соли. (Демонстрация результата опыта №4 с помощью документ-камеры)
Учитель - Не забудьте результаты занести в схему. Слайд №13
Учитель – Попытаемся сделать общий вывод по составу почвы. Что же входит в состав почвы?
Ученик – В состав почвы входят воздух, вода, песок, глина, перегной и минеральные соли. (Работа со схемой слайда №14)
Учитель - Устали. Я предлагаю всем отдохнуть. Внимание физминутка для глаз.
Правила выполнения физминутки:
- Сядьте прямо, держите голову ровно.
- За движущимися предметами на слайде следите только глазами.
- При появлении жителя водной среды топайте.
- При появлении жителя почвенной среды хлопайте.
- Про появлении жителя наземно-воздушной среды кивайте головой. Слайды №15, 16
Учитель – Состав почвы определили. Кто же в этом царстве живёт? В почве обитают многочисленные организмы. С какими трудностями они сталкиваются? Внимание рубрика «Лови ошибку». (Интерактивный слайд) Выполните задание №3 из рабочего листа.
Выполнение задания №3 из рабочего листа. (Работа учащихся в группах 1 мин.)
Ученик – Проверяет правильность выполнения задания на интерактивной доске.
Учитель – Молодцы! Все это создает благоприятные условия для жизни определенных организмов. Внимание! Давайте познакомимся с информацией для любознаек. Слайд № 17. Почва буквально насыщена жизнью, хотя она не так заметна, как жизнь на суше или в водоеме. Всё это вы видите на слайде.
Учитель – Все вы любите мультики. Внимание мультфильм «Путешествие дождевого червячка». После просмотра мультика вам необходимо выполнить задание №4 из рабочего листа. Слайд №18
Выполнение задания №4 из рабочего листа. (Работа учащихся в группах 2-3 мин.)
Учитель – Проверим! Слайд №19
- О каких жителях почвенного государства шла речь?
Ученик - Крот, слепыш, медведка, личинки майских жуков.
Учитель – 2. Укажите признаки приспособления дождевого червя к жизни в почве.
Ученик – Признаки приспособления дождевого червя к жизни в почве – это вытянутое влажное тело, развитые мышцы, кожное дыхание, наличие щетинок на теле.
Учитель – Сказочное государство богато жителями. Из всего многообразия обитателей почвы мы выбрали только трёх. Вам необходимо выполнить задание №5 из рабочего листа. Слайд №20
Выполнение задания №5 из рабочего листа. (Работа учащихся в группах 4-5 мин.)
Заслушивание информации об условиях необходимых для жизни и приспособлениях к этим условиям. (отчёт каждой группы)
Учитель – Проверяем качество выполненной работы. Слайд №21
Учитель - Как к жизни в почве приспособлены растения? Слайд №22
Ученик - У растений, обитающих в пустыне, развит длинный корень; в луковицах, клубнях откладывается запас питательных веществ; у кактусов в стебле запасается вода.
Учитель – Как вы считаете, теперь мы сможем ответить на проблемный вопрос? Может ли почва быть средой обитания? Слайд №23
Ученик – Да.
- Почва является средой обитания для животных, растений, грибов, бактерий.
- В почве имеются условия для жизни: воздух, вода, пища.
- Живые организмы приспособились к жизни в почве.
5.Рефлексия – самоанализ
Учитель – Все работали просто здорово. Предлагаем вам оценить свою работу на символе жителя почвы. Порядок работы с оценочным листом:
- Группа даёт оценку каждому члену.
- Передаёте лист в группе по кругу и каждый даёт самооценку.
- Капитан опускает листы в сказочный ящик.
- Учителя оценят работу каждого из вас.
Фамилия, имя | Оценка членов группы | Самооценка | Оценка учителя |
Работа учащихся по заполнению таблицы (капитаны опускают листы в сказочный сундук). Слайд №24
6.Дифференцированное домашнее задание.
Учитель - На областном сайте объявлен конкурс «Экологическая сказка». Мы предлагаем вам поучаствовать в этом конкурсе. Ознакомьтесь с требованиями с требованиями к конкурсной работе «Экологическая сказка»:
- Сказка собственного сочинения.
- Должна отражать экологическое восприятие окружающей среды и бережное отношение к природе. Слайд №25
Выбери и создай свою мини - сказку:
- «Почва - кормилица»
- «Подземные жители»
- «Почва – особое природное тело» Слайд №26
В сказке должны быть отражены все понятия урока.
7 . Рефлексия
Учитель – Вот и закончилось наше погружение в сказочное царство, почвенное государство… Мы хотим закончить это погружение на положительной ноте. Выразите своё отношение к уроку. Выберите своего кротёнка в зависимости от твоего настроения в конце урока.
Наш сундук ещё полон, есть в нём много чего интересного. До новых встреч в сказочном царстве. Слайд №26
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-сценарий интегрированного урока-игры "Природно-климатические условия России как фактор победы в Великой Отечественной войне "
Предлагаемый урок может быть проведен как бинарный (история+география, география+краеведение в Петербурге) или как внеклассное мероприятие в рамках предметной недели в параллели 8-х классов. Его ...
План-сценарий интегрированного урока-игры "Природно-климатические условия России как фактор победы в Великой Отечественной войне "
Предлагаемый урок может быть проведен как бинарный (история+география, география+краеведение в Петербурге) или как внеклассное мероприятие в рамках предметной недели в параллели 8-х классов. Его ...
Сценарий интегрированного урока литературы и курса по Международному гуманитарному праву «Вокруг тебя - Мир…» в 7 классе «О тех, кто не участвует…» Выбор и его последствия.
Предлагаемый урок разработан с учетом современных требований ФГОС по технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Его цель - создать условия для формировани...
СЦЕНАРИЙ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА «МАТЕМАТИКА - История» Тема урока «Деление натуральных чисел – Путешествие в Древний Египет»
В ходе совершенствования навыков выполнения действия деления натуральных чисел, и навыков решения текстовых задач, привести учащихся к пониманию роли и значения математических знаний в становлен...
Сценарий интегрированного урока математики и ОБЖ по теме «Квадрат суммы и квадрат разности. Некоторые экологические проблемы в жизни учащихся нашей школы».
Данный материал предназначен для закрепления темы "Формулы сокращенного умножения", а так же для воспитания нового экологического мышления у учащихся...
Интегрированный урок "Сказочные сюжеты в музыке и литературе"
Воспитывать творческое воображение через музыкальные образы,приобщать к общечеловеческим ценностям художественной и музыкальной культуры....
Сценарий интегрированного урока в 6 классе (технология – история - литература) Тема урока: «Рыцарство как феномен Средневековья».
Сценарийинтегрированного урока в 6 классе(технология – история - литература) Тема урока: «Рыцарство как феномен Средневековья»....