Рабочая программа 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему

Махинова Ольга Алексеевна

Рабочая программа составлена на основе Основной Образовательной программы МБОУ СОШ № 1 г. Пушкино и ориентирована на учебный-методический комплекс по биологии для средней школы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_klass.docx25.89 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Основной Образовательной программы МБОУ СОШ № 1 г. Пушкино и ориентирована на учебный-методический комплекс по биологии для средней школы (авторы И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко; издательство «Вентана-Граф», 2016).

Учебник: Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко; под ред. проф. Пономарёвой И.Н. – М.: Вентана-Граф, 2016. – 192 с.,

Согласно годовому календарному учебному графику МБОУ СОШ № 1 г. Пушкино на 2017 – 2018 учебный год рабочая программа для 6а и 6б классов предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю (35 часов), для 6в, 6г, 6д классов предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю (34 часа).

Личностные, метапредметные и предметные

результаты освоения курса биологии 6 класса

Личностными результатами являются следующие умения:

- осознавать единство и целостность окружающего мира (взаимосвязь органов в организме, строения органа и функции, которую он выполняет, взаимосвязи организмов друг с другом в растительном сообществе, с факторами неживой природы и т.д.), возможности его познаваемости;

- постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение;

- осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;

- оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;

- оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы;

Метапредметными результатами являются формирование УУД.

Регулятивные УУД:

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения целей;

- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно совершенствовать выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. выявлять причины и следствия простых явлений;

- осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.), преобразовывать информацию из одного вида в другой;

- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

-  самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)

Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

- определять роль растений в природе и жизни человека;

- объяснять роль растений в круговороте веществ;

- приводить примеры приспособлений растительных организмов к среде обитания и объяснять их значение;

- находить черты, свидетельствующие об усложнении различных отделов растений, давать им объяснения;

- перечислять отличительные свойства растений;

- различать основные группы растений;

- определять основные органоиды растительной клетки, органов растений;

- объяснять строение и жизнедеятельность различных групп растений;

- понимать смысл биологических терминов;

- характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

-  проводить биологические опыты, эксперименты, объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов;

- использования знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

- различать съедобные и ядовитые растения Московской области.

Содержание курса биологии в 6 классе

Наука о растениях – ботаника (4 ч)

Правила работы в кабинете биологии, техника безопасности при работе с биологическими объектами и лабораторным оборудованием.

Растения как составная часть живой природы. Значение растений в природе и жизни человека. Ботаника – наука о растениях. Внешнее строение растений. Жизненные формы и продолжительность жизни растений. Клетка – основная единица живого. Строение растительной клетки. Процессы жизнедеятельности растительной клетки. Деление клеток. Ткани и их функции в растительном организме.

Экскурсия

«Разнообразие растений, произрастающих в окрестностях школы. Осенние явления в жизни растений».

Органы растений (9 ч)

Семя. Понятие о семени. Многообразие семян. Строение семян однодольных и двудольных растений.

Процессы жизнедеятельности семян. Дыхание семян. Покой семян. Понятие о жизнеспособности семян. Условия прорастания семян.

Корень. Связь растений с почвой. Корневые системы растений. Виды корней. Образование корневых систем. Регенерация корней. Внешнее и внутреннее строение корня в связи с выполняемыми им функциями. Рост корня. Видоизменения корней. Экологические факторы, определяющие рост корней растений

Побег. Развитие побега из зародышевой почки семени. Строение почки. Разнообразие почек.

Лист – орган высших растений. Внешнее строение листа. Разнообразие листьев. Листья простые и сложные. Листорасположение. Жилкование листьев. Внутреннее строение и функции листьев. Видоизменения листьев. Испарение воды листьями. Роль листопада в жизни растений.

Стебель – осевая часть побега. Разнообразие побегов. Ветвление побегов. Внутреннее строение стебля. Рост стебля в длину и в толщину. Передвижение веществ по стеблю. Отложение органических веществ в запас. Видоизменения побегов: корневище, клубень, луковица; их биологическое и хозяйственное значение.

Цветок. Образование плодов и семян. Цветение как биологическое явление. Строение цветка. Однополые и обоеполые цветки. Разнообразие цветков. Соцветия, их многообразие и биологическое значение.

Опыление у цветковых растений. Типы опыления: перекрестное, самоопыление. Приспособления растений к самоопылению и перекрестному опылению. Значение опыления в природе и сельском хозяйстве. Искусственное опыление.

Образование плодов и семян. Типы плодов. Значение плодов.

Лабораторные работы

 «Строение семени фасоли»

 «Строение вегетативных и генеративных почек»

«Внешнее строение листьев»

«Внешнее строение корневища, клубня и луковицы»

«Изучение строения соцветий»

Основные процессы жизнедеятельности растений (6 ч)

Минеральное питание растений и значение воды. Потребность растений в минеральных веществах. Удобрение почв. Вода как условие почвенного питания растений. Передвижение веществ по стеблю.

Фотосинтез. Образование органических веществ в листьях. Дыхание растений.

Размножение растений. Особенности размножения растений. Оплодотворение у цветковых растений.  Размножение растений черенками — стеблевыми, листовыми, корневыми. Размножение растений укореняющимися и видоизмененными побегами. Размножение растений прививкой. Применение вегетативного размножения в сельском хозяйстве и декоративном растениеводстве. Биологическое значение семенного размножения растений.

Рост растений. Ростовые движения — тропизмы. Развитие растений. Сезонные изменения в жизни растений.

Практические работы

«Черенкование комнатных растений»

«Размножение растений корневищами, клубнями, луковицами»

Многообразие и развитие растительного мира (10 ч)

Понятие о систематике как разделе науки биологии. Основные систематические категории: царств, отдел, класс, семейство, род, вид. Международные названия растений. Царство растений.

Низшие растения. Водоросли: зеленые, бурые, красные. Среды обитания водорослей. Биологические особенности одноклеточных и многоклеточных водорослей в сравнении с представителями других растений. Пресноводные и морские водоросли как продуценты кислорода и органических веществ. Размножение водорослей. Значение водорослей в природе и жизни человека.

Высшие споровые растения.

Мхи. Биологические особенности мхов, строение и размножение на примере кукушкина льна (сфагнума). Роль сфагнума в образовании торфа. Использование торфа в промышленности и сельском хозяйстве.

Папоротники, хвощи, плауны. Среда обитания, особенности строения и размножения. Охрана плаунов.

Высшие семенные растения.

Голосеменные растения. Общая характеристика голосеменных растений. Размножение голосеменных. Многообразие голосеменных, их охрана. Значение голосеменных в природе и в хозяйственной деятельности человека.

Покрытосеменные растения. Общая характеристика покрытосеменных растений.

Распространение покрытосеменных. Классификация покрытосеменных.

Класс Двудольных растений. Биологические особенности двудольных. Характеристика семейств: Розоцветных, Бобовых (Мотыльковых), Капустных (Крестоцветных), Пасленовых, Астровых (Сложноцветных).

Класс Однодольных растений. Общая характеристика класса. Характеристика семейств: Лилейных, Луковых, Злаковых (Мятликовых). Отличительные признаки растений данных семейств, их биологические особенности и значение.

Историческое развитие растительного мира. Этапы эволюции растений. Выход растений на сушу. Приспособленность. Господство покрытосеменных как результат их приспособленности к условиям среды.

Разнообразие и происхождение культурных растений. Дикорастущие, культурные и сорные растения. Центры происхождения культурных растений.

Лабораторные работы

«Изучение внешнего строения мхов»

Природные сообщества (5 ч)

Понятие о природном сообществе (биогеоценоз и экосистема). Структура природного сообщества.

Совместная жизнь растений бактерий, грибов и лишайников в лесу или другом фитоценозе. Типы взаимоотношений организмов в биогеоценозах.

Смена природных сообществ и её причины. Разнообразие природных сообществ.

Экскурсия

«Взаимоотношения организмов в растительном сообществе»

Календарно-тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

Дата

Планируемая

Фактическая

Тема 1. Наука о растениях – ботаника (4 часа)

1

Царство Растения. Общая характеристика растений.

1

01.09.2017 – 09.09.2017

2

Многообразие жизненных форм растений.

1

11.09.2017 – 16.09.2017

3

Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки.

1

18.09.2017 – 23.09.2017

4

Ткани растений

1

25.09.2017 – 30.09.2017

Тема 2. Органы растений (9 часов)

5

Семя, его строение и значение.

Лабораторная работа № 1 «Строение семени фасоли».

1

02.10.2017 – 07.10.2017

6

Условия прорастания семян

1

09.10.2017 – 14.10.2017

7

Корень, его строение и значение

1

16.10.2017 – 21.10.2017

8

Побег, его строение и развитие

Лабораторная работа № 2 «Строение вегетативных и генеративных почек»

1

23.10.2017 – 28.10.2017

9

Лист, его строение и значение

Лабораторная работа № 3 «Внешнее строение листьев».

1

07.11.2017 – 11.11.2017

10

Стебель, его строение и значение.

Лабораторная работа № 4 «Внешнее строение корневища, клубня, луковицы».

1

13.11.2017 - 18.11.2017

11

Цветок, его строение и значение. Соцветия.

Лабораторная работа № 5 «Изучение строения соцветий».

1

20.11.2017 - 25.11.2017

12

Плод. Разнообразие и значение плодов.

1

27.11.2017 - 02.12.2017

13

Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Органы растений».

1

04.12.2017 - 09.12.2017

Тема 3. Основные процессы жизнедеятельности растений (6 часов)

14

Минеральное питание растений.

1

11.12.2017 - 16.12.2017

15

Воздушное питание растений — фотосинтез.

1

18.12.2017 - 23.12.2017

16

Дыхание и обмен веществ у растений

1

25.12.2017 - 29.12.2017

17

Размножение и оплодотворение у растений.

1

15.01.2018 - 20.01.2018

18

Вегетативное размножение растений и его использование человеком.

Практическая работа «Черенкование комнатных растений».

1

22.01.2018 - 27.01.2018

19

Рост и развитие растений. Обобщение знаний по теме.

1

29.01.2018 - 03.02.2018

Тема 4. Многообразие и развитие растительного мира (10 часов)

20

Систематика растений, её значение для ботаники.

1

05.02.2018 - 10.02.2018

21

Водоросли, их разнообразие и значение в природе.

1

12.02.2018 - 17.02.2018

22

Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение.

Лабораторная работа № 6 «Изучение внешнего строения мхов».

1

19.02.2018 - 24.02.2018

23

Плауны. Хвощи. Папоротники. Их общая характеристика.

1

26.02.2018 - 03.03.2018

24

Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение.

1

05.03.2018 - 10.03.2018

25

Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение.

1

12.03.2018 - 17.03.2018

26

Семейства класса Двудольные.

1

19.03.2018 - 24.03.2018

27

Семейства класса Однодольные.

1

02.04.2018 - 07.04.2018

28

Историческое развитие растительного мира. Разнообразие и происхождение культурных растений.

1

09.04.2018 - 14.04.2018

29

Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Многообразие и развитие растительного мира»

1

16.04.2018 - 21.04.2018

Тема 5. Природные сообщества (5 часов)

30

Понятие о природном сообществе — биогеоценозе и экосистеме

1

23.04.2018 - 28.04.2018

31

Совместная жизнь организмов в природном сообществе.

Экскурсия

«Весенние явления в жизни экосистемы (лес, парк, луг, болото)»

1

30.04.2018 - 05.05.2018

32

Смена природных сообществ и её причины

1

07.05.2018 - 12.05.2018

33

Промежуточная (годовая) аттестация: тест

1

14.05.2018 - 19.05.2018

34

Обобщение и систематизация знаний        курса биологии 6 класса «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники». Задания на лето

1

21.05.2018 - 25.05.2018

35

Задания на лето

1

28.05.2018 - 31.05.2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...