Рабочая программа 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основе Основной Образовательной программы МБОУ СОШ № 1 г. Пушкино и ориентирована на учебный-методический комплекс по биологии для средней школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_klass.docx | 25.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Основной Образовательной программы МБОУ СОШ № 1 г. Пушкино и ориентирована на учебный-методический комплекс по биологии для средней школы (авторы И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко; издательство «Вентана-Граф», 2016).
Учебник: Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко; под ред. проф. Пономарёвой И.Н. – М.: Вентана-Граф, 2016. – 192 с.,
Согласно годовому календарному учебному графику МБОУ СОШ № 1 г. Пушкино на 2017 – 2018 учебный год рабочая программа для 6а и 6б классов предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю (35 часов), для 6в, 6г, 6д классов предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю (34 часа).
Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения курса биологии 6 класса
Личностными результатами являются следующие умения:
- осознавать единство и целостность окружающего мира (взаимосвязь органов в организме, строения органа и функции, которую он выполняет, взаимосвязи организмов друг с другом в растительном сообществе, с факторами неживой природы и т.д.), возможности его познаваемости;
- постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение;
- осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
- оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
- оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы;
Метапредметными результатами являются формирование УУД.
Регулятивные УУД:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения целей;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно совершенствовать выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. выявлять причины и следствия простых явлений;
- осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.), преобразовывать информацию из одного вида в другой;
- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)
Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
- определять роль растений в природе и жизни человека;
- объяснять роль растений в круговороте веществ;
- приводить примеры приспособлений растительных организмов к среде обитания и объяснять их значение;
- находить черты, свидетельствующие об усложнении различных отделов растений, давать им объяснения;
- перечислять отличительные свойства растений;
- различать основные группы растений;
- определять основные органоиды растительной клетки, органов растений;
- объяснять строение и жизнедеятельность различных групп растений;
- понимать смысл биологических терминов;
- характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
- проводить биологические опыты, эксперименты, объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов;
- использования знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
- различать съедобные и ядовитые растения Московской области.
Содержание курса биологии в 6 классе
Наука о растениях – ботаника (4 ч)
Правила работы в кабинете биологии, техника безопасности при работе с биологическими объектами и лабораторным оборудованием.
Растения как составная часть живой природы. Значение растений в природе и жизни человека. Ботаника – наука о растениях. Внешнее строение растений. Жизненные формы и продолжительность жизни растений. Клетка – основная единица живого. Строение растительной клетки. Процессы жизнедеятельности растительной клетки. Деление клеток. Ткани и их функции в растительном организме.
Экскурсия
«Разнообразие растений, произрастающих в окрестностях школы. Осенние явления в жизни растений».
Органы растений (9 ч)
Семя. Понятие о семени. Многообразие семян. Строение семян однодольных и двудольных растений.
Процессы жизнедеятельности семян. Дыхание семян. Покой семян. Понятие о жизнеспособности семян. Условия прорастания семян.
Корень. Связь растений с почвой. Корневые системы растений. Виды корней. Образование корневых систем. Регенерация корней. Внешнее и внутреннее строение корня в связи с выполняемыми им функциями. Рост корня. Видоизменения корней. Экологические факторы, определяющие рост корней растений
Побег. Развитие побега из зародышевой почки семени. Строение почки. Разнообразие почек.
Лист – орган высших растений. Внешнее строение листа. Разнообразие листьев. Листья простые и сложные. Листорасположение. Жилкование листьев. Внутреннее строение и функции листьев. Видоизменения листьев. Испарение воды листьями. Роль листопада в жизни растений.
Стебель – осевая часть побега. Разнообразие побегов. Ветвление побегов. Внутреннее строение стебля. Рост стебля в длину и в толщину. Передвижение веществ по стеблю. Отложение органических веществ в запас. Видоизменения побегов: корневище, клубень, луковица; их биологическое и хозяйственное значение.
Цветок. Образование плодов и семян. Цветение как биологическое явление. Строение цветка. Однополые и обоеполые цветки. Разнообразие цветков. Соцветия, их многообразие и биологическое значение.
Опыление у цветковых растений. Типы опыления: перекрестное, самоопыление. Приспособления растений к самоопылению и перекрестному опылению. Значение опыления в природе и сельском хозяйстве. Искусственное опыление.
Образование плодов и семян. Типы плодов. Значение плодов.
Лабораторные работы
«Строение семени фасоли»
«Строение вегетативных и генеративных почек»
«Внешнее строение листьев»
«Внешнее строение корневища, клубня и луковицы»
«Изучение строения соцветий»
Основные процессы жизнедеятельности растений (6 ч)
Минеральное питание растений и значение воды. Потребность растений в минеральных веществах. Удобрение почв. Вода как условие почвенного питания растений. Передвижение веществ по стеблю.
Фотосинтез. Образование органических веществ в листьях. Дыхание растений.
Размножение растений. Особенности размножения растений. Оплодотворение у цветковых растений. Размножение растений черенками — стеблевыми, листовыми, корневыми. Размножение растений укореняющимися и видоизмененными побегами. Размножение растений прививкой. Применение вегетативного размножения в сельском хозяйстве и декоративном растениеводстве. Биологическое значение семенного размножения растений.
Рост растений. Ростовые движения — тропизмы. Развитие растений. Сезонные изменения в жизни растений.
Практические работы
«Черенкование комнатных растений»
«Размножение растений корневищами, клубнями, луковицами»
Многообразие и развитие растительного мира (10 ч)
Понятие о систематике как разделе науки биологии. Основные систематические категории: царств, отдел, класс, семейство, род, вид. Международные названия растений. Царство растений.
Низшие растения. Водоросли: зеленые, бурые, красные. Среды обитания водорослей. Биологические особенности одноклеточных и многоклеточных водорослей в сравнении с представителями других растений. Пресноводные и морские водоросли как продуценты кислорода и органических веществ. Размножение водорослей. Значение водорослей в природе и жизни человека.
Высшие споровые растения.
Мхи. Биологические особенности мхов, строение и размножение на примере кукушкина льна (сфагнума). Роль сфагнума в образовании торфа. Использование торфа в промышленности и сельском хозяйстве.
Папоротники, хвощи, плауны. Среда обитания, особенности строения и размножения. Охрана плаунов.
Высшие семенные растения.
Голосеменные растения. Общая характеристика голосеменных растений. Размножение голосеменных. Многообразие голосеменных, их охрана. Значение голосеменных в природе и в хозяйственной деятельности человека.
Покрытосеменные растения. Общая характеристика покрытосеменных растений.
Распространение покрытосеменных. Классификация покрытосеменных.
Класс Двудольных растений. Биологические особенности двудольных. Характеристика семейств: Розоцветных, Бобовых (Мотыльковых), Капустных (Крестоцветных), Пасленовых, Астровых (Сложноцветных).
Класс Однодольных растений. Общая характеристика класса. Характеристика семейств: Лилейных, Луковых, Злаковых (Мятликовых). Отличительные признаки растений данных семейств, их биологические особенности и значение.
Историческое развитие растительного мира. Этапы эволюции растений. Выход растений на сушу. Приспособленность. Господство покрытосеменных как результат их приспособленности к условиям среды.
Разнообразие и происхождение культурных растений. Дикорастущие, культурные и сорные растения. Центры происхождения культурных растений.
Лабораторные работы
«Изучение внешнего строения мхов»
Природные сообщества (5 ч)
Понятие о природном сообществе (биогеоценоз и экосистема). Структура природного сообщества.
Совместная жизнь растений бактерий, грибов и лишайников в лесу или другом фитоценозе. Типы взаимоотношений организмов в биогеоценозах.
Смена природных сообществ и её причины. Разнообразие природных сообществ.
Экскурсия
«Взаимоотношения организмов в растительном сообществе»
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов | Дата | |||||
Планируемая | Фактическая | |||||||
6а | 6б | 6в | 6г | 6д | ||||
Тема 1. Наука о растениях – ботаника (4 часа) | ||||||||
1 | Царство Растения. Общая характеристика растений. | 1 | 01.09.2017 – 09.09.2017 | |||||
2 | Многообразие жизненных форм растений. | 1 | 11.09.2017 – 16.09.2017 | |||||
3 | Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки. | 1 | 18.09.2017 – 23.09.2017 | |||||
4 | Ткани растений | 1 | 25.09.2017 – 30.09.2017 | |||||
Тема 2. Органы растений (9 часов) | ||||||||
5 | Семя, его строение и значение. Лабораторная работа № 1 «Строение семени фасоли». | 1 | 02.10.2017 – 07.10.2017 | |||||
6 | Условия прорастания семян | 1 | 09.10.2017 – 14.10.2017 | |||||
7 | Корень, его строение и значение | 1 | 16.10.2017 – 21.10.2017 | |||||
8 | Побег, его строение и развитие Лабораторная работа № 2 «Строение вегетативных и генеративных почек» | 1 | 23.10.2017 – 28.10.2017 | |||||
9 | Лист, его строение и значение Лабораторная работа № 3 «Внешнее строение листьев». | 1 | 07.11.2017 – 11.11.2017 | |||||
10 | Стебель, его строение и значение. Лабораторная работа № 4 «Внешнее строение корневища, клубня, луковицы». | 1 | 13.11.2017 - 18.11.2017 | |||||
11 | Цветок, его строение и значение. Соцветия. Лабораторная работа № 5 «Изучение строения соцветий». | 1 | 20.11.2017 - 25.11.2017 | |||||
12 | Плод. Разнообразие и значение плодов. | 1 | 27.11.2017 - 02.12.2017 | |||||
13 | Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Органы растений». | 1 | 04.12.2017 - 09.12.2017 | |||||
Тема 3. Основные процессы жизнедеятельности растений (6 часов) | ||||||||
14 | Минеральное питание растений. | 1 | 11.12.2017 - 16.12.2017 | |||||
15 | Воздушное питание растений — фотосинтез. | 1 | 18.12.2017 - 23.12.2017 | |||||
16 | Дыхание и обмен веществ у растений | 1 | 25.12.2017 - 29.12.2017 | |||||
17 | Размножение и оплодотворение у растений. | 1 | 15.01.2018 - 20.01.2018 | |||||
18 | Вегетативное размножение растений и его использование человеком. Практическая работа «Черенкование комнатных растений». | 1 | 22.01.2018 - 27.01.2018 | |||||
19 | Рост и развитие растений. Обобщение знаний по теме. | 1 | 29.01.2018 - 03.02.2018 | |||||
Тема 4. Многообразие и развитие растительного мира (10 часов) | ||||||||
20 | Систематика растений, её значение для ботаники. | 1 | 05.02.2018 - 10.02.2018 | |||||
21 | Водоросли, их разнообразие и значение в природе. | 1 | 12.02.2018 - 17.02.2018 | |||||
22 | Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. Лабораторная работа № 6 «Изучение внешнего строения мхов». | 1 | 19.02.2018 - 24.02.2018 | |||||
23 | Плауны. Хвощи. Папоротники. Их общая характеристика. | 1 | 26.02.2018 - 03.03.2018 | |||||
24 | Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение. | 1 | 05.03.2018 - 10.03.2018 | |||||
25 | Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение. | 1 | 12.03.2018 - 17.03.2018 | |||||
26 | Семейства класса Двудольные. | 1 | 19.03.2018 - 24.03.2018 | |||||
27 | Семейства класса Однодольные. | 1 | 02.04.2018 - 07.04.2018 | |||||
28 | Историческое развитие растительного мира. Разнообразие и происхождение культурных растений. | 1 | 09.04.2018 - 14.04.2018 | |||||
29 | Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Многообразие и развитие растительного мира» | 1 | 16.04.2018 - 21.04.2018 | |||||
Тема 5. Природные сообщества (5 часов) | ||||||||
30 | Понятие о природном сообществе — биогеоценозе и экосистеме | 1 | 23.04.2018 - 28.04.2018 | |||||
31 | Совместная жизнь организмов в природном сообществе. Экскурсия «Весенние явления в жизни экосистемы (лес, парк, луг, болото)» | 1 | 30.04.2018 - 05.05.2018 | |||||
32 | Смена природных сообществ и её причины | 1 | 07.05.2018 - 12.05.2018 | |||||
33 | Промежуточная (годовая) аттестация: тест | 1 | 14.05.2018 - 19.05.2018 | |||||
34 | Обобщение и систематизация знаний курса биологии 6 класса «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники». Задания на лето | 1 | 21.05.2018 - 25.05.2018 | |||||
35 | Задания на лето | 1 | 28.05.2018 - 31.05.2018 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочие программы класс(география)
рабочие программы 5-9 класс(2019)...
Рабочие программы класс(обществознание )
рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...
рабочая программа класса предшкольной подготовки
рабочая программа класса предшкольной подготовки...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...