Урок по биологии 8 кл.по теме "Кровь и внутренняя среда человека"
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему
Этот материал поможет учителю интересно провести урок, применяя различные приемы и методы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_teh.karta_uroka_krov.doc | 150 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока биологии
Автор | Учитель биологии Беляева Наталья Александровна- МКОУ «Борковская основная общеобразовательная школа » | ||
Предмет | Биология | ||
Класс | 8 класс | ||
Тип урока | Урок усвоения новых знаний. | ||
Тема | Кровь и внутренняя среда организма. | ||
Цель | Организовать деятельность учащихся по изучению внутренней среды организма и крови как компонента внутренней среды. | ||
Задачи | Общеобразовательные: углубить знания о внутренней среде организма, ее постоянстве и компонентах; сформировать умение распознавать и определять форменные элементы крови человека, давать им характеристику, понимать какую функцию выполняет кровь; ввести ряд биологических понятий: лимфа, тканевая жидкость, плазма, эритроциты, гемоглобин, лейкоциты, тромбоциты, фагоциты, гомеостаз, изотонический раствор. Развивающие: продолжить формирование умений учащихся анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; формировать навыки публичного выступления; продолжить развитие навыков коммуникативных и информационных компетенций; формировать навыки работать индивидуально и в группах, анализировать ответы товарищей; формировать способности к творческому, креативному мышлению в рамках изучаемой темы. Воспитательные: воспитывать культуру речи; воспитывать бережное отношение к своему здоровью; показать связь изучаемого материала с жизнью; разъяснить значение анализа крови как средства диагностики заболеваний. | ||
Основные термины, понятия | Тканевая жидкость, лимфа, лимфатический капилляр, лимфатический сосуд, лимфатический узел, плазма, эритроциты, гемоглобин, оксигемоглобин, лейкоцит, фагоцит, фагоцитоз, лимфоцит, антиген, антитела, тромбоцит, фибриноген, фибрин, гомеостаз, гипертонический раствор, физиологический раствор, гипотонический раствор | ||
Планируемый результат | |||
ПознавательныеУУД: формирование и развитие по средствам биологических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию. Личностные УУД: овладение на уровне общего образования законченной системой биологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; осознание ценности биологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. Регулятивные УУД: высказывание своего предположения на основе учебного материала; проговаривание последовательности действий на уроке; работа по плану, инструкции; осуществление самоконтроля и взаимоконтроля. Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать речь других; умение формулировать и аргументировать свои мнения и позиции; умение устно и письменно выражать свои мысли, идеи. | |||
Организация пространства | |||
Формы работы | Ресурсы: | ||
Фронтальная Индивидуальная Работа в группах | Рабочая тетрадь, учебник, дополнительный материал к уроку для работы в группах Опорные листы (каждому) Технические средства обучения: ПК, ,Проектор, Презентация к уроку, микроскопы, микропрепараты клеток крови человека и лягушки, | ||
Структура урока | |||
1 | Организационный этап. | ||
2 | Актуализация знаний. Мотивация. Целеполагание. | ||
3 | Создание проблемной ситуации. | ||
4 | Усвоение первичных знаний и первичное закрепление. | ||
5 | Физкультминутка. | ||
6 | Закрепление и осмысление результатов урока. | ||
7 | Рефлексия деятельности (подведение итогов). | ||
8 | Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок. |
Этапы урока | Формируемые умения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||
Организация класса. | Метапредметные результаты: Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Личностные УУД: самоопределение: внутренняя позиция школьника. Предметные результаты: основы системы научных знаний. | Включение в деловой ритм. Приветствие учащихся, проверка готовности класса, фиксация отсутствующих. На прошлом уроке мы закончили изучение опорно-двигательной системы человека. Что в организме выполняет функцию опоры? Движения? Какое условие необходимо для нормального функционирования мышц? Что их доставляет к клеткам мышц? Итак сегодня мы приступаем к изучению новой главы «Внутренняя среда организма». | Приветствие учителя, проверка готовности рабочих мест. Отвечают на вопросы учителя, обосновывают, Кислород, питательные вещества. | ||||
Актуализация знаний. Мотивация. Целеполагание. Создание проблемной ситуации. | Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: определение степени успешности выполнения работы. Познавательные УУД: формирование и развитие по средствам биологических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств. Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать речь других; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; формулирование и аргументация своего мнения и позиции; публичная защита своей позиции. Личностные УУД: осознание ценности биологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. Предметные результаты: актуализация и систематизация знаний о строении организма человека, тканях. | Почему существование клеток нашего организма связано с жидкой средой?(слайд1)Первые живые организмы возникли в водах Мирового океана, и средой обитания для них служила морская вода. С появлением многоклеточных организмов часть их клеток утратила непосредственный контакт с внешней средой. - Что такое среда? Что мы получаем из внешней среды? - Без какого компонента внешней среды не может функционировать наш организм? В какой среде существуют клетки нашего организма? - Что составляет внутреннюю среду нашего организма? – -Будет ли кровь являться компонентом внутренней среды? Итак, тема урока «Кровь и внутренняя среда организма.» (слайд2) -Какова цель и задачи урока? | Определяют цели и задачи урока. Среда обитания — это часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них прямое или косвенное воздействие. Из среды организмы получают всё необходимое для жизни и в неё же выделяют продукты обмена веществ. Без воды и кислорода .В жидкой. Совокупность жидкостей. Изучить состав, значение, свойства, функции крови; узнать больше о своем организме; уметь применять знания в повседневной жизни для сохранения своего здоровья. | ||||
Усвоение первичных знаний и первичное закрепление | Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале; проговаривание последовательности действий на уроке; работать по плану, инструкции. Познавательные УУД: анализ объектов с целью выделения признаков; определение основной и второстепенной информации; проведение синтеза (восстановление целого из частей); анализ отобранной информации и интерпретация её в соответствии с поставленной задачей. Личностные УУД: учебно-познавательный интерес; понимание важности сохранения здоровья самоопределение, самосознание. Предметные результаты: знание особенностей внутренней среды организма и ее постоянства, о важности присутствия крови в организме, обеспечивающей существование жизни; умение работать с различными источниками, анализировать, делать выводы; развитие речевой культуры; формирование ЗОЖ. | Организует работу по учебнику и опорным листам (Приложение)слайд 3 Тканевая жидкость (межклеточное вещество)- первый компонент внутренней среды. Лимфа – второй компонент внутренней среды. Кровь – третий компонент внутренней среды. Задание: Составьте схему №1 «Компоненты внутренней среды» в опорных листах. (Приложение) компоненты внутренней среды
кровь лимфа тканевая жидкость - Можно ли назвать внутреннюю среду организма человека постоянной? слайд 4 Гомеостаз – поддержание относительного постоянства внутренней среды организма Задание: Запишите определение в опорный лист (Приложение) - Кровь – удивительная жидкость, которую философы Древней Греции считали носителем души, ею скрепляли священные клятвы, ее приносили в жертву богам. С древних времен интерес к этой красной жидкости организма не случаен. Значительная кровопотеря при ранении была причиной потери сознания и угасания жизни животного и человека. Доноры своей кровью спасают другие жизни. Можно поставить знак равенства между понятиями «кровь» и «жизнь».слайд 6 - Почему же так важно присутствие крови в организме? На какие вопросы еще мы должны ответить чтобы решить эту ситуацию? Общее количество крови в организме взрослого человека равно 7% от его веса, по объему это около 4-6 л у взрослого человека и около 3 – 4 л у подростков. слайд 7 Если дать крови отстояться, предварительно приняв меры, препятствующие ее свертыванию, то образуются два резко отличающихся друг от друга слоя. Верхний слой – слегка желтоватая полупрозрачная жидкость – плазма крови. Слайд 7 Нижний слой – осадок цвета темно-красного цвета, который образован форменными элементами эритроцитами. Средний слой – осадок светлого цвета, который образован форменными элементами лейкоцитами, и кровяными пластинками – тромбоцитами. Задание: Составьте схему №2 «Состав крови» в опорных листах. (Приложение) кровь плазма компоненты внутренней среды ↓ ↓ ↓ эритроциты лейкоциты тромбоциты Слайд 7 Физкультминутка Закройте глаза, расслабьте тело, Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели! Теперь в океане дельфином плывете, Теперь в саду яблоки спелые рвете. Налево, направо, вокруг посмотрели, Открыли глаза, и снова за дело! | Сообщение 1. Тканевая жидкость – промежуточная среда между кровью и клетками организма. Составляет около 26% от массы тела. Именно в ней находятся все клетки тела. Она состоит на 95% из воды и растворенных в ней органических и неорганических веществ, а также кислорода и углекислого газа. Из тканевой жидкости клетки получают питательные вещества и кислород и выделяют в нее продукты распада и углекислый газ, которые поступают обратно в кровь и ею уносятся. Сообщение 2. Лимфа – жидкая соединительная ткань, состоящая из воды с растворенными в ней продуктами жизнедеятельности. Она перемещается по лимфатическим сосудам и лимфатическим капиллярам, которые поглощают избытки тканевой жидкости. Все лимфатические сосуды образуют лимфатический проток, через который лимфа попадает в кровь. №1 «Компоненты внутренней среды» №2 «Состав крови» | ||||
Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции. Коммуникативные УУД: учет разных мнений; планирование работы учебного сотрудничества; контроль, коррекция, оценка действий партнера. Предметные результаты: знание особенностей внутренней среды организма и ее постоянства, о важности присутствия крови в организме, умение работать с различными источниками, анализировать, делать выводы; развитие речевой культуры; формирование ЗОЖ. | Организует групп. работу. Задание для всех.: Изучить текст учебника §17 с 84 «Плазма крови», дополнительный материал (Приложение) и заполнить таблицу в опорном листе. «Плазма крови», слайд 8 - 9
Дополнение учителя слайд 8 гипертонический р-р (способствует оттоку гноя из ран и оказывает антисептическое действие), физиологический р-р, гипотонический (используется в цитогенетических методах для набухания и лизирования клеток). слайд 9 изотонические растворы - хлорида натрия вводят внутривенно для увеличения кровяного давления после больших кровопотерь, для возмещения объема жидкости в организме при сильном обезвоживании (ожоговая болезнь, обильные рвоты и т. п.). Изотонические растворы, приближающиеся по составу, величине рН, буферным и другим свойствам к сыворотке крови, называемые физиологическими растворами, используются в качестве кровезаменителей. Задание для 1гр..: слайд10 Изучить текст учебника §17 с 84 «Эритроциты», дополнительный материал (Приложение) и заполнить таблицу в опорном листе. Задание для 2гр.: Изучить текст учебника §17 с 86 «Лейкоциты», дополнительный материал (Приложение и Интернет) и заполнить таблицу в опорном листе. Задание для 3гр.: Изучить текст учебника §17 с 86 «Тромбоциты или кровяные тельца», дополнительный материал (Приложение) и заполнить таблицу в опорном листе. | ||||||
Закрепление и осмысление результатов урока. | слайд 19 Тест
А – кровь, лимфа, тканевая жидкость Б – полость тела В – внутренние органы Г – ткани, образующие внутренние органы 2. Жидкую часть крови называют: А – тканевой жидкостью Б – плазмой В – лимфой Г – физиологическим раствором 3. Все клетки тела окружает: А – лимфа Б - раствор поваренной соли В – тканевая жидкость Г – кровь 4. Из тканевой жидкости образуется: А – лимфа Б – кровь В – плазма крови Г – слюна 5. Строение эритроцитов связано с выполняемой ими функцией: А – участием в свертывании крови Б – обезвреживанием бактерий В – переносом кислорода и углекислого газа Г – выработкой антител 6. При малокровии в крови уменьшается содержание: А – кровяной плазмы Б – тромбоцитов В – лейкоцитов Г – эритроцитов 7. Фагоцитоз – это процесс: А – поглощения и переваривания микробов и чужеродных частиц лейкоцитами; Б – свертывания крови В – размножения лейкоцитов Г – перемещения фагоцитов в тканя Проверка слайд 20 | Выполнение теста. проверка по ключу. | |||||
Рефлекси | Метапредметные результаты: Познавательные УУД: контроль и оценка процесса и результатов деятельности; выстраивание логической цепочки рассуждения; рефлексия способов и условий действий. Коммуникативные УУД: умение устно и письменно выражать свои мысли, идеи. Личностные УУД: умение устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. Предметные результаты: умение и знания по теме; объяснение значение понятий: тканевая жидкость, лимфа, лимфатический капилляр, лимфатический сосуд, лимфатический узел, плазма, эритроциты, гемоглобин, оксигемоглобин, лейкоцит, фагоцит, фагоцитоз, лимфоцит, антиген, антитела, тромбоцит, фибриноген, фибрин, гомеостаз; понимать, что состав крови является важной характеристикой состояния организма. | Организует рефлексию. Выставление оценок Что нам удалось установить? | |||||
Домашнее задание | Дает домашнее задание, проводит инструктаж по его выполнению. Домашнее задание. слайд 17 1 группа – составить тест (10 вопросов) по материалу учебника на стр. 82-89; 2 группа - подготовить дополнительное сообщение «История открытия иммунитета» (на 3 мин); 3 группа - подготовить дополнительное сообщение «Группы крови» (на 3 мин). | Прослушивают инструктаж по выполнению д/з, записывают в дневники. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экология внутренней среды человека
Экология внутренней среды человека ...
Урок по теме "Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма"
Разработка урока...
Методическая разработка уроков с использованием модульного обучения по теме: "Внутрення среда организма". 8 класс
Модуль - это план учебной деятельности ученика, составленный учителем, в котором объединены учебное содержание и способы овладения этим содержанием....
творческий проект по теме урока по биологии в 8-м классе "Внутренняя среда организма"
Проект включает пояснительную записку, конспект урока, кроссворд, игру (интерактивную),методические рекомендации, стартовую презентацию, тест, кроссворд. Можно использовать на уроке при изучении новог...
План – конспект урока биологии 8 класс (ФГОС) Тема: «Внутренняя среда. Значение крови и её состав».
Эта разработка урока для 8-го класса (ФГОС). материал можно использовать при изучении темы: "Внутренняя среда. Значение крови и её состав"....
Разработка урока по теме "Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма"
В данной разработке представлен урок-путешествие, в ходе которого учащиеся знакомятся с понятием внутренней среды организма и изучают ее основной компонент кровь....
Контрольная работа по биологии 8 класс по темам: "Внутренняя среда организма"
Контрольная работа по биологии 8 класс по темам: "Внутренняя среда организма"...