Технология проблемно-диалогического обучения.
проект по биологии на тему

В процессе своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что одной из технологий деятельностного типа является проблемно-диалогическое обучение. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_problemno-dialogicheskogo_obucheniya.doc474.5 КБ

Предварительный просмотр:

БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт образования»

Кафедра естественнонаучных дисциплин и здоровьесбережения

Курсовая работа (проект)

на тему:

«Технология проблемно-диалогического обучения»

Выполнила:

Яковлева Светлана Владимировна,

учитель биологии МБОУ «Шемалаковская ООШ»

Яльчикского раойна Чувашской Республики

Проверил:

В.С. Илакин,

к.х.н., заведующий кафедрой

естественнонаучных дисциплин

и здоровьесбережения ЧРИО

Чебоксары

2017

В условиях перехода на ФГОС ООО методика преподавания в современной школе переживает сложный период. Все мы с вами знаем, что отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося.  Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции. Более востребованными оказываются результаты не в виде конкретных знаний, а в виде   умения учиться, самостоятельно приобретать знания.

Исходя из этого,  Федеральный государственный образовательный стандарт определяет  в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия:

 «Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта.»

Универсальные учебные действия призваны помочь ученику самостоятельно и творчески решать научные, производственные, общественные задачи; вырабатывать свою точку зрения и критически мыслить; систематически и непрерывно пополнять свои знания путём самообразования и самосовершенствования. Именно об том идёт речь в стандартах образования второго поколения.

Для того, чтобы решить проблему разобщенности, оторванности друг от друга различных  учебных предметов был предложен метапредметный подход в образовании и соответственно разработаны метапредметные образовательные технологии, что предполагает формирование  метапредметных учебных действий («надпредметных» или «метапознавательных»), под которыми понимают умственные действия учащихся, направленные на анализ и управление своей познавательной деятельностью, будь то определение стратегии решения математической задачи, запоминание фактического материала по истории или планирование лабораторного эксперимента по физике или химии.

Актуальностью работы является решение проблем и вопросов, связанных с использованием современных  технологий в процессе  обучения биологии и химии, в рамках требований ФГОС.

Любая наука, в том числе и педагогическая, не стоит на месте. Учитель всегда находится в творческом поиске. Основываясь на знаниях педагогики прошлого, он заглядывает в будущее и выстраивает свою педагогическую деятельность таким образом, чтобы ученики не только освоили новые стандарты, но стали людьми, готовыми к обучению через всю жизнь.

В основе ФГОС нового поколения лежит системно - деятельностный подход, главной целью которого является развитие личности обучающегося и его учебно-познавательной деятельности. В рамках системно - деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи. Существующий поток информации ставит перед учениками порой непосильную задачу: как найти не только необходимую, но и достоверную информацию? Как её отличить? Какой источник информации можно считать надежным? Умение работать с источниками информации, и, прежде всего, с Интернетом, необходимо для дальнейшей успешной деятельности обучающихся. Следовательно, и сам учитель должен в полной мере владеть ИКТ (Информационно-коммуникационными  технологиями ).

Сочетание традиционных демонстраций и интерактивных моделей, меняющих режимы проведения виртуальных экспериментов, использование возможностей интерактивной доски, позволяют наглядно, быстро и эффективно не только изучать новые темы, но и закреплять их здесь же на уроке

ИКТ в полной мере можно использовать и  во внеурочной работе: как коммуникативные средства  для получения электронной формы отчетов при выполнении домашних практических и лабораторных работ, творческих заданий,  мини-проектов, для решения тестовых заданий при подготовке к олимпиадам, ОГЭ, ученических конференций, научно-исследовательских работ, рефератов, представлением мультимедийной презентации при защите проектов.

Однако я считаю, что использование информационных технологий на уроке должно быть строго дозировано. Тем более, исключать из своей деятельности лабораторные и практические работы с  реальным оборудованием ни в коем случае не стоит. Именно здесь, во время проведения лабораторных работ, ученик может научиться планировать и организовывать свою учебную деятельность, получать навыки исследовательской работы.

Сегодня обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения совместного результата.  

 А учителю нужны современные технологии, которые помогут обеспечить развитие школьников. Из пассивного потребителя знаний обучающийся должен стать активным субъектом образовательной деятельности. Школьник должен научиться умению самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, то есть должен стать живым участником образовательного процесса.   

 В процессе своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что одной из таких технологий деятельностного типа является проблемно-диалогическое обучение.

Любая технология отвечает на вопрос: как учить или как воспитывать? А технология проблемного диалога отвечает на вопрос как добывать знания вместе с детьми? Эту технологию удобно использовать на уроке открытия новых знаний.

Рис.1.

 Я активно использует технологию проблемного обучения  на разных этапах урока: на этапе актуализации знаний и фиксации затруднений в деятельности, при постановке учебной задачи, а также при построении проекта выхода из затруднения и рефлексии деятельности  и т.п.

Проблемные вопросы, поставленные перед учащимися, побуждают их к действию, обучают умению самостоятельно  решать проблемы, намечать план поиска решения. Кроме того, проблемная ситуация на уроке приучает детей к анализу, креативному взгляду на вопросы.

             Результаты использования данной технологии:

- совершенствуется умение учащихся обосновывать свою  позицию;

-  воспитывается уважение к чужой точке зрения;

- активизируется познавательная деятельность учащихся;

-  увеличивается количество творческих  работ;

- учитель не даёт знания в готовом виде – дети открывают их сами.

Проблемно-диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.

·         Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.

·         Поиск решения – этап формулирования нового знания.

Слово «диалог» означает, что и постановку проблемы,  и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога.

Рис.2.

       Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий. Они по-разному устроены, обеспечивают разную учебную деятельность и имеют разный развивающий эффект.

Существует три основных метода постановки учебной проблемы:

  • побуждающий от проблемной ситуации диалог;
  • подводящий к теме диалог;
  • сообщение темы с мотивирующим приемом.

Рис.3.

Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески. На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы ученики осознали противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и сформулировали проблему. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным для учителя, поскольку требует последовательного осуществления четырех педагогических действий:

1) создания проблемной ситуации;

2) побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации;

3) побуждения к формулированию учебной проблемы;

4) принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.

Рассмотрим эти действия.

Приемы создания проблемной ситуации. 

Создать проблемную ситуацию, это значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию, удивления или затруднения.

В основу проблемных ситуаций «с удивлением» можно заложить противоречие между двумя (или более) положениями.

Прием 1 самый простой: учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, взаимоисключающие научные теории или чьи-то точки зрения.

Прием 2 состоит в том, что педагог сталкивает разные мнения учеников, предложив классу вопрос или практическое задание на новый материал.

Прием 3 в сравнении с предыдущими он самый сложный, т.к. выполняется в два шага. Сначала (шаг 1) учитель обнажает житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку». Затем (шаг 2) предъявляет научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.

В основе проблемных ситуаций «с затруднением» лежит противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя. Сходство этих приемов состоит в том, что классу предлагается практическое задание на но вый материал, а их различие - в сути задания.

Прием 4 наиболее простой: ученикам дается задание, не выполнимое вообще.

Прием 5 предлагает задание, не сходное с предыдущими, т.е. такое, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались.

Прием 6 самый сложный, поскольку выполняется в два шага. Сначала (шаг 1) учитель дает практическое задание, похожее на предыдущее. Выполняя такое задание, ученики применяют уже имеющиеся у них знания. Затем (шаг 2) учитель доказывает, что задание школьниками все-таки не выполнено.        

Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации представляет собой отдельные вопросы учителя, стимулирующие школьников осознать заложенное в проблемной ситуации противоречие. Поскольку проблемные ситуации создается на разных противоречиях и различными приемами, текст побуждения для каждого из шести приемов будет свой. Приведём пример:

  • Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение?
  • Вопрос был один? А мнений сколько?
  • Что вас удивило? Что интересного заметили?
  • Почему это задание не получилось? Что мы не знаем?

Побуждение к формулированию учебной проблемы. Поскольку учебная проблема существует в двух формах, то текст побуждающего диалога представляет собой одну из двух реплик: «Какова будет тема урока?» или «Какой возникает вопрос?».

Рис.4.

Подводящий к теме диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока. По ходу диалога необходимо принимать даже ошибочные ответы учащихся.

 Сообщение темы с мотивирующим приемом заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом либо характеристикой значимости темы для самих учащихся. Для этого существуют специальные приемы, условно называемые "яркое пятно" и"актуальность".

В качестве "яркого пятна" могут быть использованы сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, т.е. любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание, но при этом все-таки связанный с темой урока. Прием "актуальность" состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой проблемы для самих учащихся. В некоторых случаях оба мотивирующих приема используются одновременно.

Методы поиска решения учебной проблемы

Побуждающий к гипотезам диалог

Данный метод поиска решения является наиболее сложным для учителя, поскольку требует осуществления четырех педагогических действий:

1) побуждения к выдвижению гипотез;

2) принятия выдвигаемых учениками гипотез;

3) побуждения к проверке гипотез;

 4) принятия предлагаемых учениками проверок.

Подводящий к знанию диалог

Данный метод поиска решения учебной проблемы значительно проще, чем предыдущий, поскольку не требует выдвижения и проверки гипотез. Подводящий диалог представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию нового знания.

Таким образом, существуют три основных метода поиска решения учебной проблемы:

побуждающий к гипотезам диалог;

подводящий от проблемы диалог;

подводящий без проблемы диалог.

Рис.5.

Их сходство в том, что любой обеспечивает понимание нового знания учениками, ибо нельзя не понимать то, что ты открыл сам. Различие методов - в характере учебной деятельности школьников и, следовательно, в развивающем эффекте. Побуждающий к гипотезам диалог обеспечивает подлинно творческую деятельность учеников и развивает их речь и творческие способности. Подводящий к знанию диалог лишь имитирует творческий процесс и формирует логическое мышление и речь учащихся.

Технология проблемного диалога

Цель: обучить самостоятельному решению проблем.
Средство: открытие знаний вместе с детьми.

Традиционный урок

1. Проверка д/з учеников учителем.

2. Объявление темы учителем.

3. Объяснение темы учителем.

4. Закрепление знаний учениками.

Проблемно-диалогический урок

1. Создание проблемной ситуации учителем и формулирование  проблемы учениками.

2. Актуализация учениками своих знаний.

3. Поиск решения проблемы учениками.

4. Выражение решения.

5.  Применение знаний учениками.

Рис.6.

Рис.7.

Классификация методов обучения (методов введения знаний)

 

Методы

Проблемно-диалогические

Традиционные

Постановка проблемы

Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Подводящий к теме диалог

Сообщение темы

Поиск решения

Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог

Подводящий к знанию диалог

Сообщение знания

Рис.8.

Основные выводы

(Рис.9.)

      Технология проблемно-диалогического обучения выступает важнейшим направлением реализации парадигмы компетентностного обучения в образовании.

      Данная технология является:

  • результативной, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей младших школьников, воспитание активной личности обучающихся, развитие универсальных учебных действий;  
  • здоровьесберегающей, потому что позволяет снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний.  
  • носит общепедагогический характер, т.е. реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени.

Однако реальный урок – это не только методы, но еще  формы и средства обучения. 

Установлены взаимосвязи проблемно-диалогических методов с формами обучения: групповой, парной, фронтальной.

Я считаю, что технология проблемного диалога особенно актуальна в настоящее время: с одной стороны, позволяет повысить качество знаний, с другой — помогает формировать систему универсальных учебных действий в свете стандартов нового поколения. Данной технологией можно пользоваться и на уроках математики, биологии, химии, но и русского языка, литературы. Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить учиться. При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности.  

Я уверенна, что использование учителями проблемно- диалогического обучения должно развить в школьниках самостоятельность, свободное общение, умение высказывать свою точку зрения, интерес к предмету, умение осознано воспринимать информацию. Современный учитель должен понимать, что лучшее усвоение знаний обучающимися происходит только в процессе их собственной мыслительной деятельности и самостоятельности.

Учителю очень сложно преодолеть сложившиеся годами стереотипы проведения урока. Возникает огромное желание подойти к обучающемуся и исправить ошибки, подсказать готовый ответ. С этой же проблемой сталкиваются и обучающиеся: им непривычно видеть педагога в роли помощника, организатора познавательной деятельности. Современная система образования предоставляет учителю возможность выбрать среди множества инновационных методик «свою», по-новому взглянуть на собственный опыт работы. Именно сегодня для успешного проведения современного урока необходимо осмыслить по-новому собственную позицию, понять, зачем и для чего необходимы изменения, и, прежде всего, измениться самому. 

Технология проблемного обучения – путь к успеху учителя!

    Рис.10

Литература:

  1. Мельникова Е. Л. Технология проблемного диалога: методы, формы и средства обучения. Образовательная система «Школа 2100». Сб.программ. 60с.
  2. Сайт  автора проблемного диалога Е.Л. Мельниковой pdo-mel.ru
  3. Сайт ОС «Школа 2100» http://www.school2100.ru

Приложение

Рис.1.

Рис.2.

Рис.3.

Рис. 4.

Рис.5.

Рис. 6.

Рис.7. 

Рис.8.

Рис.9.

Рис.10.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Технология проблемно-диалогического обучения" "

Презентация будет полезна для занятий в школе молодого учителя. Она раскрывает основную суть данной технологии по УМК "Школа-2100"...

Технология проблемно-диалогического обучения в обучении иностранным языкам.

В последние годы активно стали разрабатываться новые подходы к обучению школьников. Одним из таких подходов является технология проблемно-диалогического обучения....

Индивидуальный план самообразования Монгуш М.А.: Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка и литературы как средство формирования личностного развития обучающихся и повышения качества их обученности

Актуальность данной  технологии  обусловлена тем, что она построена на принципах развивающего  обучения , она позволяет заменить  урок  объяснения нового материала ...