КТП по биологии 5 класс ФГОС
календарно-тематическое планирование по биологии (5 класс) по теме
Календарно – тематическое планирование по курсу «Введение в биологию» к учебнику - А.А. Плешаков, Э.Л.Введенский "Русское слово"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_po_biologii_5_klass.doc | 259.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно – тематическое планирование
по курсу «Введение в биологию»
(1 ч. согласно базисному учебному плану) учебник А.А. Плешаков, Э.Л.Введенский «Русское слово
№ п/п | Тема урока | Тип урока/ Технология | Целевая установ- ка | Базовые понятия | Оборудование/ Ресурс | Основные виды деятельности | Планируемые результаты | Виды контроля | Дата-план | Дата-факт | Домашнее задание | |||||
предметные | метапредметные | личностные | ||||||||||||||
1 | Науки о природе. | Изучение нового материала | Формирование представлений о естественных науках, процессах, объектах и явлениях, изучением которых они занимаются. | Естественные науки: астрономия, физика, химия, география, биология | Учебник Презентация Тесты | Называть науки о природе и область их изучения. Описывать основные направления биологии и пути её развития. Объяснять значение биологии и живых организмов в жизни человека | Знание объектов изучения естественных наук и основных правил работы в кабинете биологии | Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы | Познавательный интерес к естественным наукам | Входная диагностика | § 1 Задание стр. 6 Р. Т. № 2-5 | |||||
2 | Методы изучения природы | Комбинированный | Изучение особенностей различных методов исследования и правил их использования при изучении биологических объектов и явлений. | Основные характеристики методов научного познания: наблюдение, эксперимент, измерение; их роль в изучении природы. | Учебник Презентация Лабораторное оборудование | Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя | Ознакомление с методами исследования живой природы и приобретение элементарных навыков их использования | Познавательные УУД: умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух | Понимание значимости научного исследования природы |
| § 2 Задание 1-2 стр. 10 Р. Т. № 1-4 | |||||
3 | Что изучает биология | Изучение нового материала | Формирование представлений о многообразии биологических наук. | Основные свойства живых организмов. | Учебник Презентация | Определять предмет изучения биологии. Объяснять роль биологии в практической деятельности людей | Знание многообразия биологических наук, а также процессов, явлений и объектов, изучением которых они занимаются | Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, работать в группах | Осознание значения биологических наук в развитии представлений человека о природе во всем ее многообразии | § 3 Задание 1,3 стр. 15 Р. Т. № 1-4 | ||||||
4 | Из истории биологии | Комбинированный | Формирование представлений о значении открытий ученых разных исторически эпох для развития биологии | Аристотель. У. Гарвей. Р. Гук. К. Линней. Г. Мендель. Ч. Дарвин. В. И. Вернадский. | Учебник Презентация | Объяснять вклад учёных в становлении науки биологии Находить в научно-популярной литературе или в Интернете материал о жизни и деятельности учёных биологов и оформлять в виде реферата или презентации. Участвовать в обсуждении информации. | Знание и оценка вклада ученых-биологов в развитие науки | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации и представлять результаты работы. Личностные УУД: осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп | Понимание роли исследований и открытий ученых-биологов в развитии представлений о живой природе | § 4 Задание 1-2 стр. 20 Р. Т. № 1-4 | ||||||
5 | Экскурсия в мир клеток. | Комбинированный | Формирование представлений о клетке как единице строения живого организма | Клеточное строение живых организмов: оболочка, ядро, цитоплазма. | Учебник Презентация Микроскопы Микропрепараты | Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности клетки. Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки. Наблюдать части и органоиды клетки под микроскопом и описывать их. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием | Знание и различение на таблицах основных частей клеток (ядра, оболочки, цитоплазмы). Освоение основных правил работы с микроскопом | Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками | Представление о единстве живой природы на основании знаний о клеточном строении всех живых организмов. | Тематическая диагностика | § 5 Задание 1,3 стр. 22 Р. Т. № 3-4 | |||||
6 | Как классифицируются организмы | Комбинированный | Формирование представлений о значении классификации живых организмов для их изучения | Современная классификация живой природы. Единицы классификации: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство. | Учебник Презентация | Выделять существенные признаки видапредставителей разных царств природы Определять принадлежность биологических объектов к определённой систематической группе (классифицировать). Объяснять значение биологического разнообразия для сохранения устойчивости биосферы Сравнивать представителей отдельных групп растений и животных, делать выводы и умозаключения на основе сравнения | Знание основных систематических единиц в классификации живых организмов. Понимание принципов современной классификации организмов | Познавательные УУД: умение давать определения понятиям, классифицировать объекты. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя | Знание основных систематических единиц в классификации живых организмов. Понимание принципов современной классификации организмов | Тематическая диагностика | § 6 Задание 1-2 стр.26 Р. Т. № 3-4 | |||||
7 | Живые царства. Бактерии | Изучение нового материала | Формирование представлений о бактериях как представителях отдельного царства живой природы. | Основная характеристика царства Бактерии. | Учебник Презентация | Называть компоненты бактериальной клетки. Выделять основную особенность бактериальной клетки - отсутствие оформленного ядра. Устанавливать взаимосвязь между особенностями жизнедеятельности бактерий и их ролью в природе и практической деятельности человека | Выделение существенных особенностей строения и функционирования бактериальных клеток. Знание правил,позволяющих избежать заражения болезнетворными бактериями | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками. | Представление о положительной и отрицательной роли бактерий в природе и жизни человека и умениезащищать свой организм от негативного влияния болезнетворных бактерий. | § 7 Задание 1-2 стр. 29 Р. Т. № 2-4 | ||||||
8 | Живые царства. Грибы. | Комбинированный | Формирование представлений о грибах как представителях отдельного царства живой природы, обладающих признаками и растений и животных. | Основная характеристика царства Грибы. | Учебник Презентация Муляжи | Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов Сравнивать строение грибов, растений и животных Объяснять роль грибов в природе и жизни человека Различать на живых объектах, в таблицах съедобные и ядовитые грибы Осваивать приёмы оказания первой помощи при отравлении грибами. Приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых грибами | Выделение существенных особенностей представителей царства Грибы. Знание правил оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп. | Понимание роли представителей царства Грибы в природе и жизни человека. Осознание необходимости оказания экстренной помощи при отравление ядовитыми грибами | § 8 Задание 2 стр. 32 Р. Т. № 3-5 | ||||||
9 | Живые царства. Растения. | Комбинированный | Формирование представлении о растениях как представителях отдельного царства живой природы | Основная характеристика царства Растения. | Учебник Презентация | Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности растений Выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток , тканей, органов и выполняемыми ими функциями у растений. Различать на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов, наиболее распространённые растения, опасные для человека растения. | Выделение существенных особенностей представителей царства Растения. Знание основных систематических единиц царства Растения | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками. | Осознание важности растений в природе и жизни человека. | § 9 Задание стр. 35 Р. Т. № 1-5 | ||||||
10 | Живые царства. Животные. | Комбинированный | Формирование представлений о животных как представителях отдельного царства живой природы. | Основная характеристика царства Животные. | Учебник Презентация | Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности животных Сравнивать клетки разных тканей, ткани, представителей разных групп животных; выводы на основе сравнения Выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток , тканей, органов и выполняемыми ими функциями у животных. Выяснять роль различных животных в жизни человека Проводить наблюдения за ростом и развитием животных и выявлять при принадлежность животных к определённой систематической группе Использовать ресурсы электронного приложения для извлечения необходимой информации о растениях | Выделение существенных особенностей представителей царства Животные. Знание основных систематических единиц царства Животные | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп . | Представление о значении животных в природе, осознание их хозяйственного и эстетического значения для человека. | Тематическая диагностика | § 10 Задание 2 стр. 39 Р. Т. № 1-5 | |||||
11 | Жизнь начинается. | Изучение нового материала. | Формирование представлений о значение половых клеток в процессе оплодотворения и этапах развития зародышей позвоночных животных. | Половые клетки: яйцеклетка, сперматозоид. Оплодотворение. | Учебник Презентация | Называть женские и мужские половые клетки Описывать и сравнивать разные способы размножения, особенности оплодотворения растений, животных и человека. Сравнивать бесполое размножение с половым, приводить примеры. Выявлять основные закономерности развития животных, используя иллюстрации и электронное приложение Делать выводо эволюционном преимуществе животных с внутриутробным развитием. | Знание особенностей строения половых клеток. Умение на рисунках и таблицах выделять существенные черты сходства зародышей позвоночных животных. | Познавательные УУД: умение сравнивать и анализировать информацию, делать выводы. Умение давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, самостоятельно оформлять конспект урока в тетради. Личностные УУД: знание основных составляющих здорового образа жизни. Регулятивные УУД: развитие умения планировать свою работу при выполнении заданий учителя. Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение. | Понимание роли половых клеток в размножении живых организмов. Представление о родстве живых организмов, населяющих нашу планету. Развитие представлений о необходимости вести здоровый образ жизни. | § 11 Задание стр. 42 Р. Т. № 1-4 | ||||||
12 | Жизнь продолжается. | Комбинированный | Формирование представлений о размножении как о свойстве живого организма, позволяющем продолжать свой род. | Учебник Презентация | Выделять существенные признаки биологических процессов: роста и развития. Сравнивать рост и развитие организмов. Проводить наблюдения за ростом и развитием организмов | Знание основных способов размножения живых организмов. | Познавательные УУД: освоение элементарных навыков исследовательской деятельности. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, оценить качество выполнения работы. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками. | Представление о размножении как главном свойстве живого, обеспечивающем продолжение рода. | § 12 Задание 1-3 стр. 46 Р. Т. № 1-4 | |||||||
13 | Почему дети похожи на родителей. | Комбинированный | Формирование представлений о гене как основе наследственности организмов | Наследственность. | Учебник Презентация | Объяснять механизм передачи наследственных признаков родителей потомству. Сравнивать женские и мужские половые клетки | Знание о значении гена и его местоположении в клетке. | Познавательные УУД: умение давать определения понятиям, работать с текстом и выделять в нем главное, устанавливать причин- но - следственные связи, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: развитие умения планировать свою работу при выполнении заданий учителя. Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками. | Понимание роли генов в хранении и передаче наследственной информации от родителей к потомству т | § 13 Задание 1-2 стр. 49 Р. Т. № 2-3 | ||||||
14 | Нужны все на свете. | Изучение нового материала | Формирование представлений о группах живых организмов в зависимости от их роли в природе. | Организмы – производители. Организмы – потребители. Организмы – разрушители. Круговорот веществ в природе. | Учебник Презентация Аппликация | Объяснять значение биологического разнообразия для сохранения устойчивости биосферы. Сравнивать представителей отдельных царств, делать выводы на основе сравнения. Объяснять роль бактерий, растений, грибов.животных в природе и жизни человека | Знание роли организмов разных царств живой природы в круговороте веществ. | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя, высказывать свое мнение. | Осознание взаимосвязанности, взаимозависимости всех компонентов природы. | § 14 Задание 1-2 стр. 53 Р. Т. № 1-5 | ||||||
15 | Как животные общаются между собой. | Изучение нового материала | Формирование представлений о способах общения животных между собой. | Учебник Презентация | Знание наличия различных способов общения между животными. | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД: умение видеть прекрасное в природе. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп. | Представление о животных как сложно организованных существах, обладающих способностью к общению. Познавательный интерес к естественным наукам. | § 15 Задание 1-2 стр. 57 Р. Т. № 3-5 | ||||||||
16 | Биология и практика. | Изучение нового материала | Формирование представлений о значении биологии для хозяйственной деятельности человека | Биологическая защита урожая, породы животных, сорта растений, лекарственные растения | Учебник Презентация | Знание о существовании различных пород животных и сортов культурных растений. Элементарные представления о лекарственных растениях. Объяснение роли биологии в практической деятельности человека | Познавательные УУД: умение осуществлять поиск нужной информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения и презентации. Личностные УУД: умение применять полученные знания в своей практической деятельности. Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп, высказывать свое мнение. | Понимание необходимости биологических знаний для хозяйственной деятельности человек. | § 16 Задание 1-2 стр. 62 Р. Т. № 1-4 | |||||||
17 | Биологи защищают природу | Комбинированный | Формирование представлений о последствиях воздействия человека на природу и способах ее охраны. | Охраняемые территории: заповедники, национальные памятники. | Учебник Презентация Карта | Приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, необходимости защиты среды обитания человека. Объяснять место и роль биологии в природе и практической деятельности людей | Приведение доказательств необходимости охраны окружающей природы. Знание основных правил поведения в природе. | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, самостоятельно оформлять конспект урока в тетради, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям. Личностные УУД: способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение. | Осознание степени негативного влияния человека на природу и необходимости ее охраны. Принятие правил поведения в живой природе. | § 17 Р. Т. № 1-5 | ||||||
18 | Растения и животные Красной книги Оренбургской области | Виртуальная экскурсия | Формирование представлений о растениях и животных занесенных в Красную книгу и меры их охраны. | Растения и животные Красной книги своей местности. | Учебник Презентация Красная книга Оренбургской области | Характеризовать растения и животных своей местности, занесенных в Красные книги. | Знание видов растений и животных своей местности, занесенных в Красные книги. | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике, понимание важности сохранения здоровья. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп. | Распознавать растения и животных своей местности, занесенных в Красные книги. | Задание 2 стр. 65 | ||||||
19 | Биология и здоровье. | Комбинированный | Формирование представлений о здоровом образец жизни как главном факторе сохранения здоровья. | Здоровый образ жизни. Вредные привычки. Первая доврачебная помощь пострадавшему. | Учебник Презентация Материалы по оказанию первой помощи | Приведение доказательств зависимости здоровья человека от его образа жизни и состояния окружающей среды. Знание элементарных правил оказания пер-вой помощи при кровотечениях, переломах, ушибах и растяжениях. | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения и презентации. Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике, понимание важности сохранения здоровья. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. КоммуникативныеУУД: умение работать в составе творческих групп. | Принятие правил здорового образа жизни. Понимание необходимости оказания экстренной доврачебной помощи пострадавшим при кровотечениях, переломах, ушибах и растяжениях. | § 18 Задание 1-2 стр.70 Р. Т. № 1-4 | |||||||
20 | Живые организмы и наша безопасность. | Комбинированный | Формирование представлений о живых организмах, которые могут причинить вред здоровью человека, и способах защиты от них. | Ядовитые животные и растения. | Учебник Презентация | Знание ядовитых грибов и растений, опасных животных. Освоение приемов оказания первой помощи пострадавшим при отравлениях, кровотечениях, укусах животных. | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения и презентации. Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике, понимание важности сохранения здоровья. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп. | Представление о существовании живых организмов, опасных для здоровья и жизни человека. Понимание необходимости оказания экстренной первой помощи при отравлениях ядовитыми растениями и грибами, при укусахядовитых животных. | § 19 Р. Т. № 1-4 | |||||||
21 | Мир биологии. Обобщение знаний. | Обобщения | Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Мир биологии» | Биология. Царства живой при¬ роды. Клетка. Половые клетки. Единицы классификации живых организмов. Круговорот веществ. Здоровый образ жизни, вредные привычки, первая помощь пострадавшим. | Презентация Тесты | Выделение существенных признаков представителей различных царств живой природы. Знание роли живых организмов в круговороте веществ. Пони¬ мание основных закономерностей в живой природе. Представление о правилах здорового образа жизни. Знание элементарных правил оказания первой помощи пострадав. Понимание роли биологически х знаний | Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты, готовить сообщения и презентации. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками. | Познавательный интерес к естественным наукам. | Тематический контроль | § 20 Создайте проект стр. 78 Р. Т. | ||||||
22 | Водные обитатели. | Изучение нового материала | Формирование представлений об особенностях вод-ной среды и приспособленности организмов к обитанию в воде. | Среда обитания: водная, наземно-воздушная, почвенная и организменная. | Учебник Презентация | Называть основные абиотические факторы водной среды обитания. Приводить примеры обитателей водной среды. Наблюдать за водными организмами. Выделять особенности строения организмов, обитающих в водной среде (на основе личных наблюдений) | Знание компонентов природы. Представление о многообразии обитателей водной среды. Выявление приспособлений организмов к обитанию в водной среде. | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и однокласников | Понимание необходимости и соответствия приспособлений организмов к условиям среды, в которой они обитают. | § 21 Задание стр. 83 Р. Т. № 3-4 | ||||||
23 | Между небом и землей. | Комбинированный | Формирование представлений о наземно-воздушной среде как наиболее населенной живыми организмами и разнообразной по условиям обитания. | Приспособления организмов к обитанию в различных средах и возникающих под действием экологических факторов. | Учебник Презентация | Называть основные абиотические факторы, действующие в наземно-воздушной среде. Приводить примеры обитателей наземно-воздушной среды. Выделять характерные признаки живых организмов, обитающих в разных условиях влажности наземно-воздушной среды Сравнивать особенности водной и наземно-воздушной сред обитания, растения и животных разных | Представление о многообразии обитателей на- земно-воздушной среды и разнообразии их приспособлений. | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп. | Понимание необходимости и соответствия приспособлений организмов к условиям среды, в которой они обитают. | § 22 Р. Т. № 2-5 | ||||||
24 | Кто живет в почве. | Комбинированный | Формирование представлений об особенностях почвенной среды Обитания. | Среда обитания: водная, наземно-воздушная, почвенная и организменная. | Учебник Презентация | Анализировать и сравнивать внешнее строение животных, обитающих в почве Объяснять роль живых организмов в образовании почв и обеспечении их плодородия. Прогнозировать последствия нарушения почвенного покрова Выявлять связь между урожайностью с./х растений и плодородием почв. | Представление о многообразии обитателей почвенной среды. Выявление приспособлений организмов к почвенной среде обитания. | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу. | Понимание необходимости и соответствия приспособлений организмов к условиям среды, в которой они обитают. | § 23 Р. Т. № 3-4 | ||||||
25 | Кто живет в чужих телах. | Комбинированный | Формирование представлений о возникновении приспособлений у паразитических организмов к обитанию в чужих телах. | Приспособления организмов к обитанию в различных средах и возникающих под действием экологических факторов. | Учебник Презентация | Приводить примеры взаимосвязи растений и животных организмов в сообществе, животных с разным типом питания Объяснять ведущую роль растений в сообществе. Прогнозировать последствия нарушения взаимоотношений между разными видами растений и животных | Выявление приспособлений организмов к организменной среде обитания. Знание причин примитивности паразитов и их отличий от симбионтов. Знание основных правил, позволяющих избежать заражения паразитами. | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике, понимание важности сохранения здоровья. Регулятивные УУД: умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы класса Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп. | Понимание необходимости и соответствия приспособлений организмов к условиям среды, в которой они обитают. Осознание необходимости соблюдения правил, позволяющих избе¬ жать заражения паразитическими червями. | Тематическая диагностика | § 24 Р. Т. № 1-4 | |||||
26 | Экологические факторы. Абиотические. | Изучение нового материала | Формирование представлений об экологических фак-торах и влиянии абиотических факторов на живые организмы. | Экологические факторы: абиотические, биотические и антропогенные. Типы взаимоотношений организмов, обитающих совместно. Влияние человека на природу. Правила поведения в природе. | Учебник Презентация | Приводить примеры растений и животных, по-разному приспособленных к световому режиму. Наблюдать реакции живых организмов на воздействие света на примере комнатных растений. Устанавливать взаимосвязь между продолжительностью светового периода суток и приспособленностью организмов к сезонным изменениям | Знание классификации экологических факторов. Понимание значимости каждого абиотического фактора для живых организмов. | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете .Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы, работать в составе творческих групп. | Осознание влияния факторов среды на живые организмы. | § 25 Р. Т. № 1-4 | ||||||
27 | Экологические факторы: биотические, антропогенные. | Комбинированный | Формирование представлений о различных формах биотических взаимоотношений как результате приспособляемости организмов. Изучение влияния деятельности человека на состояние окружаю¬ щей среды. | Биотические факторы среды: положительные (симбиоз), отрицательные (хищничество, паразитизм, конкуренция). Антропогенные факторы среды. | Учебник Презентация | Характеризовать виды биотических отношений. Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе. Наблюдать и описывать экосистемы своей местности. Выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере. Овладевать умением аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссий по обсуждению глобальных экологических проблем | Знание различных форм взаимоотношений между живыми организмами в природе. Умение приводить примеры форм взаимоотношений организмов. Различение отрицательных и положительных результатов влияния деятельности человека на при¬ роду. Знание правил поведения в природе и мер по ее охране. | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике. Понимание важности бережного отношения к природе. Регулятивные УУД: развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией.
| Осознание существования разнообразных взаимоотношений между живыми организмами в природе. Понимание причин возникновения негативных последствий в природе в результате деятельности человека. Принятие правил поведения в природе. | Тематическая диагностика | § 26 Р. Т. № 3-4 | |||||
28 | Природные сообщества. | Комбинированный | Формирование элементарных представлений о природных сообществах планеты. Закрепление знаний учащихся о круговороте веществ в природе. | Природные сообщества (естественные, искусственные). Пищевые цепи, пищевые сети. Круговорот веществ. | Учебник Презентация | Приводить примеры различных типов взаимодействия организмов в сообществе. Устанавливать причины разных типов взаимодействия живых организмов в сообществе. Прогнозировать последствия для сообщества конкуренции, гибели хищников, нарушения взаимовыгодных отношений между растениями и их опылителями Обосновывать значение разных типов взаимоотношений для устойчивого развития сообщества | Различение естественных и искусственных сообществ. Знание значения пищевых связей в сообществах для осуществления круговорота веществ. Умение составлять элементарные пищевые цепи. | Познавательные УУД: умение давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений | Представление о многообразии природных сообществ как следствия разнообразия природных условий на поверхности планеты. Понимание важности пищевых связей для осуществления круговорота веществ. | § 27 Задание стр. 104 Р. Т. № 3-4 | ||||||
29 | Жизнь в Мировом океане. | Изучение нового | Формирование представлений о роли Мирового океана на планете. Изучение приспособлений живых организмов, обитающих в разных частях и на разных глубинах океана. | Мировой океан. Обитатели поверхностных вод (планктон), обитатели толщи воды, обитатели морских глубин | Учебник Презентация | Описывать экосистему. Устанавливать черты приспособленности организма и разные условия мирового океана. | Знание роли Мирового океана в формировании климата на планете. Различение на рисунках и таблицах организмов, обитающих в верхних слоях воды, в ее толще и живущих на дне. | Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в немглавное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений, готовить сообщения и презентации. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах, обсуждать вопросы с одноклассн. | Осознание роли Мирового океана на планете. Понимание рациональности приспособлений обитателей океана к разным условиям в его пределах. | Тематическая диагностика | § 28 Задание стр. 108 Р. Т. № 3-5 | |||||
30- 31 | Путешествие по материкам. | Изучение нового материала | Формирование элементарных представлений о животном ирастительном мире материков планеты. | Материки: Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида. Природные условия. Растительный и животный мир материков. | Учебник Презентация Карта | Описывать природные особенности материков. Объяснять отличия растительного и животного мира материков. Перечислять растения и животные материков. | Знание материков планеты и их основных природных особенностей. Умение находить материки на карте. Общее представление о растительном и животном мире каждого материка. | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю иодноклассникам. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: развитие навыков оценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией. | Познавательный интерес к предметам естественно-научного цикла. Представление о многообразии растительного и животного мира планеты как результате приспособляемости организмов к различным Природ ным условиям на разных материках. | § 29 Задание стр. 121 Р. Т. № 3-4 | ||||||
32 | Организм и среда обитания. Обобщение знаний. | Обобщение | Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Организм и среда обитания» | Среда обитания: водная, наземно- воздушная, почвенная, организменная.Производители, потребители, разрушители, круговорот веществ, пищевые цепи, пищевые сети.Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Природное сообщество. | Презентация Тесты | Называть царства живой природы, отделы растений, типы животных, среды жизни, экологические факторы. Описывать роль растений, животных, грибов и бактерий в сообществе. Прогнозировать последствия нарушения взаимосвязей в живой природе | Знание среды обитания и их особенностей. Умение различать нарисунках и таблицах организмы разных сред обитания. Знание приспособлений разных организмов к обитанию в различных средах. Знание групп экологических факторов, степени и характера их. влияния на живые организмы. Знание природных сообществ и умение различать естественные и искусственные сообщества. | Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. Личностные УУД.: умение соблюдать дисциплинуна уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками. | Познавательный интерес к естественным наукам. | Тематическая диагностика | § 30 Создайте проект стр. 124 Р. Т. | |||||
33 | Выходная диагностика | Обобщить и систематизировать знания учащихся по курсу «Введение в биологию» | Основные характеристики методов научного познания и их роль в изучении природы. Современная классификация живой природы. Основные характеристики царств живой природы. Клеточное строение живых организмов. Основные свойства живых организмов. Типы взаимоотношений организмов, обитающих совместно. Приспособления организмов к обитанию | Тесты | Выходная диагностика | |||||||||||
34 | Обобщение курса «Введение в биологию» | Заключительный урок |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по биологии, 5 класс, ФГОС (к учебнику В.В. Пасечника, биология, 5-6 класс, 2 части, издательство "Дрофа")
Программа по биологии, 5 класс, ФГОС (к учебнику В.В. Пасечника, биология, 5-6 класс, 2 части, издательство "Дрофа")...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Поурочные планы 6 класс ФГОС. Биология. 11 класс биология
Поурочные планы 6 класс ФГОС. Биология. 11 класс биология...
Рабочая программа по биологии, 6 класс, ФГОС. К учебнику В.В. Пасечника "Биология. Покрытосеменные растения".
Рабочая программа по биологии, 6 класс, ФГОС. К учебнику В.В. Пасечника "Биология. Покрытосеменные растения", Дрофа, ВЕРТИКАЛЬ....
Рабочая программа по биологии, 7 класс, ФГОС. К учебнику В.В. Латюшина и др."Биология. Животные", Дрофа, ВЕРТИКАЛЬ.
Рабочая программа по биологии, 7 класс, ФГОС. К учебнику В.В. Латюшина и др. "Биология. Животные", Дрофа, ВЕРТИКАЛЬ...
Рабочая программа по биологии. 8 класс. ФГОС. К учебнику Д.В. Колесова "Биология. Человек", Дрофа, ВЕРТИКАЛЬ
Рабочая программа по биологии. 8 класс. ФГОС. к учебнику Д.В. Колесова "Биология. Человек", Дрофа, ВЕРТИКАЛЬ...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...