«Комплексное исследование биоценоза парка» (практическое занятие).
методическая разработка по биологии (9 класс) на тему

Быкова Наталья Николаевна

Разработка познакомит с методикой комплексного исследования биогеоценоза парка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мероприятие «Комплексное исследование биоценоза парка» (практическое занятие).

Ведущая: Добрый день, юные исследователи!  Не удивляйтесь, тому, что я так к вам обратилась. Сейчас вы находитесь на станции «Исследователь» и вам предстоит по командам:

- изучить состав предложенных образцов почв,

-дать геоботаническое описание видового состава растений и животных на заложенной пробной площадке.

Но прежде чем перейти к работе, я хочу напомнить вам о правилах поведения в природе и при работе с реактивами, которыми вы будете пользоваться (раздает инструкции).

Начнем нашу работу. Первая команда будет сейчас изучать предложенный образец почв, а вторая – видовой состав растений и животных на заложенной пробной площадке (команды идут по площадкам).

Площадка №1. Изучение видового состава растений и животных луга.

При исследовании флористического состава растений вы должны оценить видовой и   биоморфологический  состав, определить  обилие, проективное покрытие, фенопаузу. Для выполнения работы вам будут предложены инструкции. Полученные результаты необходимо внести в бланк. (Команда работает по инструкциям, заполняет бланк, затем отдает жюри для оценки).

Инструкции к практической работе по изучению видового состава биоценоза луга.

Инструкция №1. Определение видового состава растений (с помощью атласов определителей)

Видовой состав растений луга (примерный перечень)

1.  Вероника длиннолистная (семейство норичниковые).

2.  Вероника колосистая (семейство норичниковые).

3.  Герань луговая (семейство гераниевые).

4.  Горошек (вика) заборный (семейство бобовые).

5.  Горошек (вика) мышиный (семейство бобовые).

6.  Гравилат алеппский (семейство розоцветные).

7.  Девясил британский (семейство сложноцветные).

8.  Донник белый (семейство бобовые).

9.  Донник лекарственный (жёлтый) (семейство бобовые).

10. Ежа сборная (семейство злаковые).

11. Звездчатка злаковая (семейство гвоздичные).

12. Зопник клубненосный (семейство губоцветные).

13. Икотник серый (семейство крестоцветные).

14.  Клевер гибридный (шведский/красно-белый) (семейство бобовые)

15. Клевер луговой (семейство бобовые).

16. Клевер люпиновый (семейство бобовые).

17. Клевер ползучий (белый) (семейство бобовые).

18. Клубника зелёная (семейство розоцветные).

19. Костёр безостый (семейство злаковые).

20. Крапива двудомная (семейство крапивные).

21. Крестовник Якова (луговой) (семейство сложноцветные).

22. Лапчатка гусиная (семейство розоцветные).

23. Лапчатка серебристая (семейство розоцветные).

24. Льнянка обыкновенная (семейство норичниковые).

25. Лютик едкий (семейство лютиковые).

26. Мятлик луговой (семейство злаковые).

27. Одуванчик лекарственный (семейство сложноцветные).

28. Пижма обыкновенная (семейство сложноцветные).

29. Погремок поздний (семейство норичниковые).

30. Подмаренник настоящий (семейство мареновые).

31. Подмаренник северный (семейство мареновые).

32. Подорожник большой (семейство подорожниковые).

33. Подорожник средний (семейство подорожниковые).

34. Пырей ползучий (семейство злаковые).

35. Репешок обыкновенный (семейство розоцветные).

36. Ромашка непахучая (семейство сложноцветные).

37. Сурепка обыкновенная (семейство крестоцветные).

38. Таволга вязолистная (лабазник) (семейство розоцветные).

39. Таволга обыкновенная (земляные орешки) (семейство розоцветные).

40. Тимофеевка луговая (семейство злаковые).

41. Тмин обыкновенный (семейство  зонтичные).

42. Тысячелистник обыкновенный (семейство сложноцветные).

43. Цикорий обыкновенный  (семейство сложноцветные).

44. Черноголовка обыкновенная (семейство губоцветные).

45. Чина луговая (семейство бобовые).

46. Щавель конский (семейство гречишные)

Инструкция №2. Оценка биоморфологического состава

         Жизненные формы растений:

  1. Деревья.
  2. Травы: однолетние, многолетние.
  3. Полукустарники.
  4. Кустарники.

Инструкция №3. Определение обилия

  При определении обилия можно  пользоваться шкалой Друде, относящейся к категории количественных шкал, в которой  различные степени обилия обозначены символами, а процент обилия определяется визуально:

- Фон (Ф) – растения встречаются в очень большом количестве, так что их наземные части смыкаются.

- Обильно (Об)  –  в очень большом количестве (более 90%)

- (Об3) – очень обильно (70-90%)

- (Об2) – обильно (50-70%)

- (Об1) – довольно обильно (30-50%)

- Изредка (Изр.) – в небольшом количестве (10-30%)

- Редко     (Р.) – очень мало (менее 10%)

- Единично (Ед.) – одно растение на площадке

Инструкция №4 Определение проективного покрытия

       При определении проективного покрытия учитывается  отношение проекции надземных частей растений к общей площади, на которой оно определяется. Проективное покрытие выражается в процентах и определяется для каждого вида в отдельности на глаз  (10%, 30%, 60% и т.д.). 

Инструкция №5. Определение  этапа  сезонного развития или фенологической  фазы

Основные этапы сезонного развития или фенологические фазы

1. Вегетация.  Начало вегетации, всходы.

2. Бутонизация.  Расцветание (появляются первые цветки)

3. Цветение:  полное цветение (растение дает основной аспект); конец цветения.

4. Плодоношение: созревание плодов; зрелые плоды; осыпание плодов.

5. Вегетация после плодоношения.

6. Отмирание.

7. Состояние покоя  растения.

 Инструкция №6. Определение видового состава животного мира.

Проводится методом визуального осмотра заложенной площадки, уточняется видовой состав с помощью атласа определителя.

Бланк отчета по выполненной работе.

Геоботаническое описание фитоценоза луга.

№ пп

Вид растения

Жизненная

форма

Обилие

Проективное

покрытие

Фенологическая

фаза

 Видовой состав животных:_____________________________________ ___

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Площадка №2. Изучение почвенных образцов.

Я рада вас приветствовать на своей площадке. Сейчас вы будете изучать выданные почвенные образцы по плану:

  1. Определение механического и минерального состава.
  2. Структуры почвы
  3. рН почвы.
  4. Обнаружение сульфатов и хлоридов и карбонатов   в почве.

Для работы вам будут выданы инструкции,  на них вы будете записывать и полученные результаты.

Начнем работу с определения механического и минерального состава почвы.

Механический состав почвы, т. е. содержание в ней частиц различной величины – важнейшее физическое свойство почвы. По механическому составу почвы делят на песчаные, супесчаные, суглинистые, глинистые. От механического состава зависит плотность, водопроницаемость почвы, влагоёмкость, аэрация, теплоёмкость, теплопроводность. Наиболее плодородными являются суглинки и супесчаники.

Чем меньше частицы почвы, тем больше их способность удерживать воду и химические вещества, и наоборот. Сейчас пользуясь предложенной инструкцией приступаем к работе.

Инструкция №1. Определение механического и минерального состава почвы

Ход работы.

  1. Взяли немного почвы, увлажнили её и скатали в ладонях.
  2. По тому признаку, как почва скатывается, определили её механический состав, пользуясь таблицей:

Тип почвы по механическому составу

Особенности скатывания почвы

1. Песчаная почва

Почва не скатывается в шарик

2. Супесчаная почва

Почва скатывается в шарик

3. Лёгкая суглинистая почва

Почва скатывается в толстую колбаску, которая ломается при изгибании

4. Суглинистая почва

Почва скатывается в колбаску с тонким кончиком, ломается при изгибании

5. Тяжёлая суглинистая почва

Почва скатывается в колбаску с тонким кончиком, при изгибе не ломается

6. Глинистая почва

Почва скатывается в колбаску, легко сгибается, не ломаясь, в кольцо

Вывод: _________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________

На втором этапе вы должны определить  структуру почвенного образца.

        Структурная почва комковатая или зернистая, состоящая из комочков до 10 мм в диаметре. Эти комочки включают минеральные частицы, склеенные гумусом. В таких почвах много воды и воздуха, которые вместе с органической составляющей обуславливают плодородие.
 
Бесструктурные почвы состоят из очень мелких частиц – до 0, 001 мм в диаметре. Поглощая воду, такие почвы образуют сплошную липкую массу.

Инструкция №2.  Определение структуры почвы

                                       Ход работы.

  1. Взяли немного почвы, разложили её тонким слоем на блюдце и рассмотрели. Отметили наличие структуры.

Вывод:__________________________________________________________

________________________________________________________________

Определение рН почвы.

Одной из важных характеристик химического состава почв является реакция её среды, т. е. кислотность почвы. В среднем рН почв близко к нейтральному значению. Такие почвы наиболее богаты обитателями. Известковые почвы имеют рН = 8-9, т. е. они слабо щелочные; торфяные имеют рН = 4-6, т. е. они слабо кислые. Соответственно, основные и кислые почвы имеют специфический, приспособленный к тем или другим состав почвенных организмов.

Сейчас,  используя инструкцию, определите рН почвы.

Инструкция №3. Определение рН почвы.

Ход работы

  1. Поместили в колбу 10 г почвы.
  2. Добавили в колбу 25 мл дистиллированной воды.
  3. Закрыли колбу пробкой, энергично встряхнули и дали отстояться содержимому.
  4. Отфильтровали содержимое колбы и определили рН почвенной вытяжки с помощью универсальной индикаторной бумаги.
  5. Определили, к какому типу кислотности относится данный почвенный образец, сравнив с данными таблицы:

рН

Степень кислотности

Меньше 4,4

Сильнокислые

4,5 – 5,0

Среднекислые

5,1 -5,5

Слабокислые

5,6 – 6,0

Ближе к нейтральным

6.1 – 7,0

Нейтральные

Больше 7,1

щелочные

Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________

Обнаружение сульфатов в почве

Определение химического состава почвы чаще всего начинается с анализа водной почвенной вытяжки, т.к. хорошо растворимые соединения почвы в первую очередь поглощаются растениями.

Преимущественное накопление микроэлементов происходит в верхней части корнеобитаемого слоя почв.

Избыток растворенных в почве солей снижает ее плодородие. Такими солями являются, например, хлориды  и сульфаты. Сейчас вы будете определять их наличие в почвенных образцах, пользуясь инструкцией №4, 5.

Инструкция№4. Обнаружение сульфатов в почве

Ход работы:

1) Взяли 25 г почвы, поместили в колбу, добавили 50 мл дистиллированной воды.

2) Взболтали содержимое колбы, дали отстояться в течение 5 мин.

3) Еще раз взболтали  и после отстаивания профильтровали.

4) К 5 мл почвенной вытяжки прилили несколько капель  концентрированной соляной кислоты и  3 мл 20%-ного раствора хлорида бария.

5)Отметить, что наблюдали.

Вывод: содержание в образцах почвы сульфатов____________________

Инструкция №5. Определение наличия хлоридов в почве

Ход работы:

1) Взяли 25 г почвы, поместили в колбу, добавили 50 мл     дистиллированной воды.

2. Взболтали содержимое колбы, дали отстояться в течение 5-10 мин.

3. Еще раз взболтали и после отстаивания профильтровали.

4. Отлили в пробирку 5 мл почвенной вытяжки, добавили несколько капель 10%-ной азотной кислоты и по каплям 1,5% раствор нитрата серебра.

5. Отметить, что наблюдали

Вывод: _____________________________________________

Инструкция №6. Определение наличия карбонатов в почве.

Ход работы:

  1. Пробу почвы помещала в химический стакан и добавляла по 3 – 5 капель 10 % - ной соляной кислоты.
  2. При наличии карбонатов происходит реакция: СаСО3 + 2НСl→ СаСl2 2О  +  СО2  

    Выделение СО2  (углекислого газа) обеспечивает «вскипание» почвенной пробы. По наблюдению этого явления  делают вывод о наличии карбонатов в почве.

Вывод:_________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное практическое занятие по теме: « Обязательная подготовка граждан к военной службе»

Развитие навыков в оказании первой медицинской помощи, применение средств ИСЗ, обращении с оружием и компасом на практике и способности самостоятельно принимать решение в экстремальных ситуациях...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ по теме: Полное исследование функции и построение графика (практическое занятие)

Технологическая карта занития  по дисциплине "Математика" на 2 курсе учреждений СПО...

Тема: "Исследование почвы". Практическое занятие.

Конспект занятия выстроен с учетом психо- физических возможностей для детей с ОВЗ. Занятие рассчитано на старший возраст детей с умеренной умственной отсталостью. Цель данного занятия - знакомство с п...

Практическое занятие в рамках работы секции естественных наук ШНО «Выбор методов исследования, как один из этапов проектной деятельности»

Практическое занятие в рамках работы секции естественных наук ШНО «Выбор методов исследования, как один из этапов проектной деятельности»...

Сценарий практического занятия «Экспресс-исследование «ДДТ-прошлое, настоящее, будущее»

Методическая разработка «Сценарий практического занятия «Экспресс-исследование «ДДТ-прошлое, настоящее, будущее» описывает занятие для обучающихся МБУДО ДДТ г.Донецка по дополн...

Методическая разработка практического занятия "Проведение исследования на основе использования готовой компьютерной модели (среда программирования Visual Basic)"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАVisual Basic – один из первых языков программирования, поддерживающий событийно-управляемое программирование (event-driven programming). Программирование традиционно ориенти...

Методическая разработка практического занятия. Комплексное использование ИТ. Зачетное занятие

Название УД ИнформатикаСпециальность ФармацияКурс II Группа 321Тема занятия Комплексное использование ИТ. Зачетное занятиезанятия Контроль знаний и умений...