Рабочая программа по биологии 8 класс по УМК В.В. Пасечника
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему
Программа разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений по биологии для 5 – 9 классов (Сборник программ авт. В.В. Пасечник, В.В. Латюшин. Изд. «Дрофа» - 2017г. на основе ФГОС ООО, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. №1897). Используемый учебник Д. Колесов, Р. Маш «Биология. Человек» 8 кл., изд. «Дрофа», 2014г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_8_ab_v_klassy_fgos_2017_potselueva.docx | 39.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Аксайского района
средняя общеобразовательная школа №1.
«Утверждаю»
Приказ №__________ от _________
Директор МБОУ СОШ №1
Гомонишина Л.Т.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По биологии
Класс 8 «А», «Б», «В»
Количество часов 68 часов
Учитель Поцелуева Юлия Викторовна
Программа разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений по биологии для 5 – 9 классов (Сборник программ авт. В.В. Пасечник, В.В. Латюшин. Изд. «Дрофа» - 2017г. на основе ФГОС ООО, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. №1897)
Используемый учебник Д. Колесов, Р. Маш «Биология. Человек» 8 кл. изд. «Дрофа», 2014г.
Название предмета биология Количество часов на учебный год 68 часов
Раздел «Содержание учебного предмета»
Наименование темы | Содержание темы | Перечень лабораторных, практических работ, экскурсий, направления проектной деятельности. | Характеристика основных видов деятельности ученика в рамках изучения темы. |
Науки, изучающие организм человека (2 часа) | Науки о человеке. Здоровье и его охрана. Становление наук о человеке. | Объясняют место и роль человека в природе. Выделяют существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы. Раскрывают значение знаний о человеке в современной жизни. Выявляют методы изучения организма человека Объясняют связь развития биологических наук и техники с успехами в медицине | |
Происхождение человека (3 часа) | Систематическое положение человека. Историческое прошлое людей. Расы человека. | Объясняют место человека в системе органического мира. Приводят доказательства (аргументировать) родства человека с млекопитающими животными. Определяют черты сходства и различия человека и животных. Объясняют современные концепции происхождения человека. Выделяют основные этапы эволюции человека | |
Строение организма (4 часа) | Общий обзор организма. Клеточное строение организма. Ткани. Рефлекторная регуляция. | Лаб.раб. №1 «Изучение микроскопического строения тканей», Лаб.раб. №2 «Распознавание на таблицах органов и систем органов человека». | Определение понятий, формируемых в ходе изучения темы. Выделение уровней организации человека. Выделение существенных признаков организма человека. Сравнение строения человека со строением млекопитающих животных. Установление единства органического мира, проявляющегося в клеточном строении. Раскрытие строения и функций клеточных органоидов. Выделение особенностей |
Опорно-двигательный аппарат (8 часов) | Значение опорно-двигательного аппарата. Строение костей. Скелет человека. Добавочный скелет. Соединения костей. Строение мышц. Работа скелетных мышц. Осанка. Предупреждение плоскостопия. Первая помощь при ушибах, переломах, вывихах. | Лаб.раб. №3«Изучение внешнего вида отдельных костей». | Распознают на наглядных пособиях органы опорно-двигательной системы (кости). Выделяют существенные признаки опорно-двигательной системы человека. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов. Раскрывают особенности строения скелета человека. Распознают на наглядных пособиях кости скелета конечностей и их поясов. Объясняют взаимосвязь гибкости тела человека и строения его позвоночника Объясняют особенности работы мышц. Раскрывают механизмы регуляции работы мышц. Проводят биологические исследований. Делают выводы на основе полученных результатов. Приводят доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики травматизма, нарушения осанки и развития плоскостопия. Осваивают приёмы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы |
Внутренняя среда организма (3 часа) | Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма. Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Иммунология на службе здоровья. | Лаб.раб.№4 «Изучение микроскопического строения крови». | Сравнивают клетки организма человека. Делают выводы на основе сравнения. Выявляют взаимосвязь между особенностями строения клеток крови и их функциями. Изучают готовые микропрепараты и на основе этого описывают строение клеток крови. Закрепляют знания об устройстве микроскопа и правилах работы с ним. Объясняют механизм свёртывания крови и его значение. Выделяют существенные признаки иммунитета. Объясняют причины нарушения иммунитета. Раскрывают принципы вакцинации, действия лечебных сывороток, переливания крови. Объясняют значение переливания крови. |
Кровеносная и лимфатическая система (7 часов) | Транспортные системы организма. Регуляция кровообращения. Круги кровообщения. Строение и работа сердца. Движение крови по сосудам. Гигиена сердечно - сосудистой системы. Первая помощь при кровотечениях. | Лаб.раб. №5 «Измерение кровяного давления», Лаб.раб. №6 «Подсчет ударов пульса», Лаб.раб. №7 «Изучение приемов остановки кровотечений». | Описывают строение и роль кровеносной и лимфатической систем. Распознают на таблицах органы кровеносной и лимфатической систем. Выделяют особенности строения сосудистой системы и движения крови по сосудам. Осваивают приёмы измерения пульса, кровяного давления. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов. Устанавливают взаимосвязь строения сердца с выполняемыми им функциями Приводят доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики сердечнососудистых заболеваний. Осваивают приёмы оказания первой помощи при кровотечениях. Находят в учебной и научно-популярной литературе информацию о заболеваниях сердечнососудистой системы, оформляют её в виде рефератов, докладов |
Дыхание (4 часов) | Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Заболевание дыхательных путей. Легкие. Газообмен в легких и других тканях. Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Функциональные возможности дыхательной системы. Болезни и травмы органов дыхания. | Лаб.раб. №8 «Измерение частоты дыхания». | Выделяют существенные признаки процессов дыхания и газообмена. Распознают на таблицах органы дыхательной системы. Сравнивают газообмен в лёгких и тканях. Делают выводы на основе сравнения. Объясняют механизм регуляции дыхания. Приводят доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики лёгочных заболеваний. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего, простудных заболеваниях. Находят в учебной и научно-популярной литературе информацию об инфекционных заболеваниях, оформляют её в виде рефератов, докладов |
Пищеварение (6 часов) | Питание и пищеварение. Пищеварение в ротовой полости. Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Всасывание. Роль печени. Функции толстого кишечника. Регуляция пищеварения. Гигиена органов пищеварения. | Проведение простых биологических исследований: «Изучение действия желудочного сока на белки, действие слюны на крахмал» | Выделяют существенные признаки процессов питания и пищеварения. Распознают на таблицах и муляжах органы пищеварительной системы. Раскрывают особенности пищеварения в ротовой полости. Распознают на наглядных пособиях органы пищеварительной системы. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов Объясняют особенности пищеварения в желудке и кишечнике. Распознают на наглядных пособиях органы пищеварительной системы. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов. Объясняют механизм всасывания веществ в кровь. Распознают на наглядных пособиях органы пищеварительной системы Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушений работы пищеварительной системы в повседневной жизни |
Обмен веществ и энергии (4 часа) | Обмен веществ и энергии. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион | Лаб. раб. №9 «Определение норм рационального питания». | Выделяют существенные признаки обмена веществ и превращений энергии в организме человека. Описывают особенности обмена белков, углеводов, жиров, воды, минеральных солей. Объясняют механизмы работы ферментов. Раскрывают роль ферментов в организме человека Классифицируют витамины. Раскрывают роль витаминов в организме человека. Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики авитаминозов. Обсуждают правила рационального питания |
Покровные органы. Выделение. (4 часа) | Покровы тела. Строение и функции кожи. Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи. Терморегуляция организма. Закаливание. Выделение. | Выделяют существенные признаки покровов тела, терморегуляции. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов. Приводят доказательства необходимости ухода за кожей, волосами, ногтями, а также соблюдения правил гигиены. Приводят доказательства роли кожи в терморегуляции. Осваивают приёмы оказания первой помощи при тепловом и солнечном ударах, ожогах, обморожениях, травмах кожного покрова. Выделяют существенные признаки процесса удаления продуктов обмена из организма. Распознают на таблицах органы мочевыделительной системы. Объясняют роль выделения в поддержании гомеостаза. Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний мочевыделительной системы | |
Нервная система (5 часов) | Значение нервной системы. Строение нервной системы. Спинной мозг. Строение головного мозга. Передний мозг: промежуточный мозг и большие полушария. Соматический и вегетативный отделы нервной системы. | Лаб.раб. №10 «Изучение строения головного мозга человека по муляжам» | Раскрывают значение нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности. Определяют расположение спинного мозга и спинномозговых нервов. Распознают на наглядных пособиях органы нервной системы. Раскрывают функции спинного мозга. Описывают особенности строения головного мозга и его отделов. Раскрывают функции головного мозга и его отделов. Распознают на наглядных пособиях отделы головного мозга. Объясняют влияние отделов нервной системы на деятельность органов. Распознают на наглядных пособиях отделы нервной системы. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов |
Анализаторы. Органы чувств (6 часов) | Анализаторы. Зрительный анализатор. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней. Слуховой анализатор. Органы равновесия, кожно-мышечное чувство | Выделяют существенные признаки строения и функционирования органов чувств. Выделяют существенные признаков строения и функционирования зрительного анализатора. Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушений зрения. Выделяют существенные признаки строения и функционирования слухового анализатора. Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушений слуха. Выделяют существенные признаки строения и функционирования вестибулярного, вкусового и обонятельного анализаторов. Объясняют особенности кожно-мышечной чувствительности. Распознают на наглядных пособиях различные анализаторы | |
Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5 часов) | Вклад отечественных ученых в разработку учения о ВНД. Врожденные и приобретённые программы поведения. Сон и сноведения. Особенности ВНД человека. Речь и сознание. Воля, эмоции, внимание. | Выделяют существенные особенности поведения и психики человека. Объясняют роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека. Характеризуют фазы сна. Раскрывают значение сна в жизни человека. Характеризуют особенности высшей нервной деятельности человека, раскрывают роль речи в развитии человека. Выделяют типы и виды памяти. Объясняют причины расстройства памяти. Проводят биологическое исследование, делают выводы на основе полученных результатов. Объясняют значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей в жизни человека. Выявляют особенности наблюдательности и внимания | |
Эндокринная система (3 часа) | Роль эндокринной регуляции. Функции желез внутренней секреции. | Выделяют существенные признаки строения и функционирования органов эндокринной системы. Устанавливают единство нервной и гуморальной регуляции. Раскрывают влияние гормонов желез внутренней секреции на человека | |
Индивидуальное развитие организма (4 часа) | Размножение. Половая система. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передаваемые половым путем. Развитие ребёнка после рождения. Становление личности. Интересы, склонности, способности. | Выделяют существенные признаки органов размножения человека. Определяют основные признаки беременности. Характеризуют условия нормального протекания беременности. Выделяют основные этапы развития зародыша человека. Раскрывают вредное влияние никотина, алкоголя и наркотиков на развитие плода. Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики вредных привычек, инфекций, передающихся половым путем, ВИЧ-инфекции. Характеризуют значение медико-генетического консультирования для предупреждения наследственных заболеваний человека. Приводят доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, необходимости защиты среды обитания человека. Характеризуют место и роль человека в природе. Закрепляют знания о правилах поведения в природе. Осваивают приёмы рациональной организации труда и отдыха. Проводят наблюдений за состоянием собственного организма |
Раздел «Планируемые результаты освоения учебного предмета»
1.Результаты освоения учебного предмета к концу 8 класса:
- личностные
у обучающегося будут сформированы: знания основных принципов и правил отношения к живой природе; сформированы познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы; будут сформированы интеллектуальные умения;
обучающийся получит возможность для реализации установок здорового образа жизни.
- метапредметные
обучающийся научится работать с разыми источниками информации, находить информацию, оценивать, анализировать, преобразовывать из одной формы в другую.
обучающийся получит возможность научиться выбирать смысловые установки в своих действиях по отношению к живой природе; научиться адекватно использовать речевые средства для аргументации своей точки зрения, отстаивать свою позицию.
- предметные результаты
обучающийся научится: объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика; родство человека с млекопитающими животными , место и роль человека в природе, зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды,
- объяснять проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека, роль гормонов и витаминов в организме;
- описывать и объяснять результаты опытов;
- распознавать и описывать на таблицах органы и системы органов человека.
-анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека;
обучающийся получит возможность научиться использовать полученные знания для:
-соблюдения мер профилактики заболеваний, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
-оказания первой помощи при отравлении грибами, растениями при травмах, ожогах. обморожениях, травмах;
- рациональной организации труда и отдыха;
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Раздел «Тематическое планирование» в 8 «А» классе
Тема | Количество часов | № урока (сквозная нумерация) | Тема урока | Дата проведения | Практические, лабораторные работы |
1. Науки, изучающие организм человека | 2 | 1 | Науки о человеке. Здоровье и его охрана. | ||
2 | Становление наук о человеке. | ||||
2. Происхождение человека | 3 | 3 | Систематическое положение человека. | ||
4 | Историческое прошлое людей. | ||||
5 | Расы человека. Среда обитания. | ||||
3. Строение организма | 4 | 6 | Общий обзор организма | Лаб.раб. №1 «Распознавание на таблицах органов и систем органов человека». | |
7 | Клеточное строение организма | ||||
8 | Ткани | Лаб.раб.№2 «Изучение микроскопического строения тканей» | |||
9 | Рефлекторные регуляции | ||||
4. Опорно-двигательный аппарат | 8 | 10 | Значение опорно-двигательного аппарата. Строение костей. | ||
11 | Скелет человека. Осевой скелет. | Лаб.раб. №3 «Изучение внешнего вида отдельных костей». | |||
12 | Добавочный скелет. Соединения костей | ||||
13 | Строение мышц. | ||||
14 | Работа скелетных мышц. | ||||
15 | Осанка. Предупреждение плоскостопия. | ||||
16 | Первая помощь при переломах, ушибах и вывихах. | ||||
17 | Контрольная работа. | Контрольная работа №1 | |||
5.Внутренняя среда организма | 3 | 18 | Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма | Лаб.раб. №4 «Изучение микроскопического строения крови». | |
19 | Борьба организма с инфекцией. Иммунитет | ||||
20 | Иммунология на службе здоровья | ||||
6. Кровеносная и лимфатическая система | 7 | 21 | Транспортные системы организма | Лаб.раб.№5 «Измерение кровяного давления», Лаб.раб.№6 «Подсчет ударов пульса» | |
22 | Круги кровообращения | ||||
23 | Строение и работа сердца. | ||||
24 | Движение крови по сосудам. | ||||
25 | Гигиена сердечнососудистой системы. Первая помощь при заболевании сердца | ||||
26 | Первая помощь при кровотечениях | Лаб.раб. №7 «Изучение приемов остановки кровотечений». | |||
27 | Контрольная работа | Контрольная работа №2 | |||
7. Дыхание | 4 | 28 | Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Заболевание дыхательных путей. | ||
29 | Легкие. Газообмен в легких и других тканях | ||||
30 | Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания | Лаб.раб.№8 «Измерение частоты дыхания». | |||
31 | Функциональные возможности дыхательной системы. | ||||
8. Пищеварение | 6 | 32 | Питание и пищеварение | ||
33 | Пищеварение в ротовой полости. | ||||
34 | Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов | Проведение простых биологических исследований: «Изучение действия желудочного сока на белки, действие слюны на крахмал» | |||
35 | Всасывание. Роль печени. Функции толстого кишечника. | ||||
36 | Регуляция пищеварения. | ||||
37 | Гигиена органов пищеварения | ||||
9. Обмен веществ и энергии | 4 | 38 | Обмен веществ и энергии | ||
39 | Витамины | ||||
40 | Энерготраты человека и пищевой рацион. | Лаб. раб.№9 «Определение норм рационального питания». | |||
41 | Контрольная работа | Контрольная работа №3 | |||
10. Покровные органы. Выделение | 4 | 42 | Покровы тела. Строение и функции кожи. | ||
43 | Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи. | ||||
44 | Терморегуляция организма. Закаливание. | ||||
45 | Выделение. | ||||
11. Нервная система | 5 | 46 | Значение нервной системы | ||
47 | Строение нервной системы. Спинной мозг. | ||||
48 | Строение головного мозга. Продолговатый мозг, мост, мозжечок, средний мозг | ||||
49 | Передний мозг: промежуточный мозг и большие полушария. | Лаб.раб.№10 «Изучение строения головного мозга человека по муляжам» | |||
50 | Соматический и вегетативный отделы нервной системы | ||||
12. Анализаторы. Органы чувств | 6 | 51 | Анализаторы | ||
52 | Зрительный анализатор | ||||
53 | Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней | ||||
54 | Слуховой анализатор | ||||
55 | Органы равновесия, мышечное и кожное чувство, обонятельный и вкусовой анализаторы | ||||
56 | Контрольная работа | Контрольная работа №4 | |||
13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика | 5 | 57 | Вклад отечественных ученых в развитие учения о ВНД | ||
58 | Врожденные и приобретенные программы поведения | ||||
59 | Сон и сновидения | ||||
60 | Особенности ВНД человека. Речь и сознание. | ||||
61 | Воля, эмоции, внимание. | ||||
14. Эндокринная система | 3 | 62 | Роль эндокринной регуляции. | ||
63 | Функции желез внутренней секреции. | ||||
64 | Годовая контрольная работа | Контрольная работа №5 | |||
15.Индивидуальное развитие организма | 4 | 65 | Размножение. Половая система | ||
66 | Развитие зародыша и плода. | ||||
67 | Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передаваемы половым путем | ||||
68 | Развитие ребенка после рождения. Интересы, склонности, способности. |
Раздел «Тематическое планирование» в 8 «Б» классе
Тема | Количество часов | № урока (сквозная нумерация) | Тема урока | Дата проведения | Практические, лабораторные работы |
1. Науки, изучающие организм человека | 2 | 1 | Науки о человеке. Здоровье и его охрана. | ||
2 | Становление наук о человеке. | ||||
2. Происхождение человека | 3 | 3 | Систематическое положение человека. | ||
4 | Историческое прошлое людей. | ||||
5 | Расы человека. Среда обитания. | ||||
3. Строение организма | 4 | 6 | Общий обзор организма | Лаб.раб. №1 «Распознавание на таблицах органов и систем органов человека». | |
7 | Клеточное строение организма | ||||
8 | Ткани | Лаб.раб.№2 «Изучение микроскопического строения тканей» | |||
9 | Рефлекторные регуляции | ||||
4. Опорно-двигательный аппарат | 8 | 10 | Значение опорно-двигательного аппарата. Строение костей. | ||
11 | Скелет человека. Осевой скелет. | Лаб.раб. №3 «Изучение внешнего вида отдельных костей». | |||
12 | Добавочный скелет. Соединения костей | ||||
13 | Строение мышц. | ||||
14 | Работа скелетных мышц. | ||||
15 | Осанка. Предупреждение плоскостопия. | ||||
16 | Первая помощь при переломах, ушибах и вывихах. | ||||
17 | Контрольная работа. | Контрольная работа №1 | |||
5.Внутренняя среда организма | 3 | 18 | Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма | Лаб.раб. №4 «Изучение микроскопического строения крови». | |
19 | Борьба организма с инфекцией. Иммунитет | ||||
20 | Иммунология на службе здоровья | ||||
6. Кровеносная и лимфатическая система | 7 | 21 | Транспортные системы организма | Лаб.раб.№5 «Измерение кровяного давления», Лаб.раб.№6 «Подсчет ударов пульса» | |
22 | Круги кровообращения | ||||
23 | Строение и работа сердца. | ||||
24 | Движение крови по сосудам. | ||||
25 | Гигиена сердечнососудистой системы. Первая помощь при заболевании сердца | ||||
26 | Первая помощь при кровотечениях | Лаб.раб. №7 «Изучение приемов остановки кровотечений». | |||
27 | Контрольная работа | Контрольная работа №2 | |||
7. Дыхание | 4 | 28 | Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Заболевание дыхательных путей. | ||
29 | Легкие. Газообмен в легких и других тканях | ||||
30 | Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания | Лаб.раб.№8 «Измерение частоты дыхания». | |||
31 | Функциональные возможности дыхательной системы. | ||||
8. Пищеварение | 6 | 32 | Питание и пищеварение | ||
33 | Пищеварение в ротовой полости. | ||||
34 | Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов | Проведение простых биологических исследований: «Изучение действия желудочного сока на белки, действие слюны на крахмал» | |||
35 | Всасывание. Роль печени. Функции толстого кишечника. | ||||
36 | Регуляция пищеварения. | ||||
37 | Гигиена органов пищеварения | ||||
9. Обмен веществ и энергии | 4 | 38 | Обмен веществ и энергии | ||
39 | Витамины | ||||
40 | Энерготраты человека и пищевой рацион. | Лаб. раб.№9 «Определение норм рационального питания». | |||
41 | Контрольная работа | Контрольная работа №3 | |||
10. Покровные органы. Выделение | 4 | 42 | Покровы тела. Строение и функции кожи. | ||
43 | Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи. | ||||
44 | Терморегуляция организма. Закаливание. | ||||
45 | Выделение. | ||||
11. Нервная система | 5 | 46 | Значение нервной системы | ||
47 | Строение нервной системы. Спинной мозг. | ||||
48 | Строение головного мозга. Продолговатый мозг, мост, мозжечок, средний мозг | ||||
49 | Передний мозг: промежуточный мозг и большие полушария. | Лаб.раб.№10 «Изучение строения головного мозга человека по муляжам» | |||
50 | Соматический и вегетативный отделы нервной системы | ||||
12. Анализаторы. Органы чувств | 6 | 51 | Анализаторы | ||
52 | Зрительный анализатор | ||||
53 | Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней | ||||
54 | Слуховой анализатор | ||||
55 | Органы равновесия, мышечное и кожное чувство, обонятельный и вкусовой анализаторы | ||||
56 | Контрольная работа | Контрольная работа №4 | |||
13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика | 5 | 57 | Вклад отечественных ученых в развитие учения о ВНД | ||
58 | Врожденные и приобретенные программы поведения | ||||
59 | Сон и сновидения | ||||
60 | Особенности ВНД человека. Речь и сознание. | ||||
61 | Воля, эмоции, внимание. | ||||
14. Эндокринная система | 3 | 62 | Роль эндокринной регуляции. | ||
63 | Функции желез внутренней секреции. | ||||
64 | Годовая контрольная работа | Контрольная работа №5 | |||
15.Индивидуальное развитие организма | 4 | 65 | Размножение. Половая система | ||
66 | Развитие зародыша и плода. | ||||
67 | Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передаваемы половым путем | ||||
68 | Развитие ребенка после рождения. Интересы, склонности, способности. |
Раздел «Тематическое планирование» в 8 «В» классе
Тема | Количество часов | № урока (сквозная нумерация) | Тема урока | Дата проведения | Практические, лабораторные работы |
1. Науки, изучающие организм человека | 2 | 1 | Науки о человеке. Здоровье и его охрана. | ||
2 | Становление наук о человеке. | ||||
2. Происхождение человека | 3 | 3 | Систематическое положение человека. | ||
4 | Историческое прошлое людей. | ||||
5 | Расы человека. Среда обитания. | ||||
3. Строение организма | 4 | 6 | Общий обзор организма | Лаб.раб. №1 «Распознавание на таблицах органов и систем органов человека». | |
7 | Клеточное строение организма | ||||
8 | Ткани | Лаб.раб.№2 «Изучение микроскопического строения тканей» | |||
9 | Рефлекторные регуляции | ||||
4. Опорно-двигательный аппарат | 8 | 10 | Значение опорно-двигательного аппарата. Строение костей. | ||
11 | Скелет человека. Осевой скелет. | Лаб.раб. №3 «Изучение внешнего вида отдельных костей». | |||
12 | Добавочный скелет. Соединения костей | ||||
13 | Строение мышц. | ||||
14 | Работа скелетных мышц. | ||||
15 | Осанка. Предупреждение плоскостопия. | ||||
16 | Первая помощь при переломах, ушибах и вывихах. | ||||
17 | Контрольная работа. | Контрольная работа №1 | |||
5.Внутренняя среда организма | 3 | 18 | Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма | Лаб.раб. №4 «Изучение микроскопического строения крови». | |
19 | Борьба организма с инфекцией. Иммунитет | ||||
20 | Иммунология на службе здоровья | ||||
6. Кровеносная и лимфатическая система | 7 | 21 | Транспортные системы организма | Лаб.раб.№5 «Измерение кровяного давления», Лаб.раб.№6 «Подсчет ударов пульса» | |
22 | Круги кровообращения | ||||
23 | Строение и работа сердца. | ||||
24 | Движение крови по сосудам. | ||||
25 | Гигиена сердечнососудистой системы. Первая помощь при заболевании сердца | ||||
26 | Первая помощь при кровотечениях | Лаб.раб. №7 «Изучение приемов остановки кровотечений». | |||
27 | Контрольная работа | Контрольная работа №2 | |||
7. Дыхание | 4 | 28 | Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Заболевание дыхательных путей. | ||
29 | Легкие. Газообмен в легких и других тканях | ||||
30 | Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания | Лаб.раб.№8 «Измерение частоты дыхания». | |||
31 | Функциональные возможности дыхательной системы. | ||||
8. Пищеварение | 6 | 32 | Питание и пищеварение | ||
33 | Пищеварение в ротовой полости. | ||||
34 | Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов | Проведение простых биологических исследований: «Изучение действия желудочного сока на белки, действие слюны на крахмал» | |||
35 | Всасывание. Роль печени. Функции толстого кишечника. | ||||
36 | Регуляция пищеварения. | ||||
37 | Гигиена органов пищеварения | ||||
9. Обмен веществ и энергии | 4 | 38 | Обмен веществ и энергии | ||
39 | Витамины | ||||
40 | Энерготраты человека и пищевой рацион. | Лаб. раб.№9 «Определение норм рационального питания». | |||
41 | Контрольная работа | Контрольная работа №3 | |||
10. Покровные органы. Выделение | 4 | 42 | Покровы тела. Строение и функции кожи. | ||
43 | Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи. | ||||
44 | Терморегуляция организма. Закаливание. | ||||
45 | Выделение. | ||||
11. Нервная система | 5 | 46 | Значение нервной системы | ||
47 | Строение нервной системы. Спинной мозг. | ||||
48 | Строение головного мозга. Продолговатый мозг, мост, мозжечок, средний мозг | ||||
49 | Передний мозг: промежуточный мозг и большие полушария. | Лаб.раб.№10 «Изучение строения головного мозга человека по муляжам» | |||
50 | Соматический и вегетативный отделы нервной системы | ||||
12. Анализаторы. Органы чувств | 6 | 51 | Анализаторы | ||
52 | Зрительный анализатор | ||||
53 | Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней | ||||
54 | Слуховой анализатор | ||||
55 | Органы равновесия, мышечное и кожное чувство, обонятельный и вкусовой анализаторы | ||||
56 | Контрольная работа | Контрольная работа №4 | |||
13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика | 5 | 57 | Вклад отечественных ученых в развитие учения о ВНД | ||
58 | Врожденные и приобретенные программы поведения | ||||
59 | Сон и сновидения | ||||
60 | Особенности ВНД человека. Речь и сознание. | ||||
61 | Воля, эмоции, внимание. | ||||
14. Эндокринная система | 3 | 62 | Роль эндокринной регуляции. | ||
63 | Функции желез внутренней секреции. | ||||
64 | Годовая контрольная работа | Контрольная работа №5 | |||
15.Индивидуальное развитие организма | 4 | 65 | Размножение. Половая система | ||
66 | Развитие зародыша и плода. | ||||
67 | Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передаваемы половым путем | ||||
68 | Развитие ребенка после рождения. Интересы, склонности, способности. |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол №____заседания Заместитель директора по УВР
методического совета МБОУ СОШ №1
МБОУ СОШ №1 ________________ФИО(подпись)
от 20 __года _________20______________
подпись руководителя МС Ф.И.О.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии для 5 класса по учебнику: В.В.Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государстве...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии 5кл к УМК В.В.Пасечника(М.:Дрофа)
Рабочая программа по биологии для 5кл к УМК В.В.Пасечника(М.:Дрофа).Рабочая программа составлена с опорой на материал и требования Федерального государственного образовательного стандарта.В программу ...
Рабочая программа по биологии 5кл к УМК В.В.Пасечника(М.:Дрофа)
Рабочая программа по биологии для 5кл к УМК В.В.Пасечника(М.:Дрофа).Рабочая программа составлена с опорой на материал и требования Федерального государственного образовательного стандарта.В программу ...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии 10-11кл ФГОС В.В. Пасечник , Г. Г. Швецов, Т. М. Ефимова."Линия жизни"
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы по биологии для общеобразовательных школ (сборник Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников...