Открытый урок по теме "Отряд Приматы"
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Поцелуева Юлия Викторовна

Разработа урока по теме "Отряд Приматы". С использованием ИКТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx19.3 КБ

Предварительный просмотр:

Урок «Отряд Приматы»

Цель урока: Создать условия для изучения учащимися  особенностей строения приматов как наиболее высокоразвитых млекопитающих, познакомить с многообразием приматов. 

Задачи:

обучающие: раскрыть особенности строения приматов как наиболее высокоразвитых млекопитающих, показать черты приспособленности, связанные с образом жизни, показать сходство и родство с человеком;

развивающие: продолжать развитие умения сравнивать, находить общее и отличительное, развивать умение работать с источниками информации;

воспитывающие: воспитание в учащихся бережного отношения к природе.

Оборудование: интерактивный комплекс (электронная доска,ноутбуки), презентация «отряд Приматы», видеофрагменты

Ход урока.

  1. 1.Организационный момент (деление на группы)

2. Мотивационное начало урока.

Вспомним  басню И.А. Крылова.

Какое слово пропущено в следующих строках известной басни:

 «………в зеркале увидя образ свой,
Тихохонько Медведя толк ногой:
«Смотри-ка», говорит: «кум милый мой!
Что́ это там за рожа?
Какие у нее ужимки и прыжки!
Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на нее хоть чуть была похожа.…»

(Мартышка).

- Мартышки  и другие обезьяны относятся к отряду млекопитающих «Приматы».


- Итак, тема нашего урока «Отряд приматы».

               3.Целеполагание.

Цель урока- изучить особенности строения приматов как наиболее высокоразвитых млекопитающих.

- Какие задачи мы должны решить?

( - Узнать, какие животные относятся к приматам?

-  Каковы особенности строения приматов?

-  Как они приспособлены к среде обитания?

-  В чем их усложнение?

II Организация деятельности.

1. -Вспомните, каких обезьян вы видели в зоопарке, в цирке, в кино- и телефильмах, на рисунках.

-Чем они отличаются от других млекопитающих?

2.Просмотр видеофрагмента  «Общие сведения о  приматах».

Обсуждение:

- где обитают приматы, каков их образ жизни? (Распространены в тропиках и субтропиках, они живут на деревьях и передвигаются при помощи конечностей, которыми хватаются за ветви.)

- чем питаются?

- какие животные относятся к приматам?

- на какие 2 группы делятся приматы?(два подотряда: низшие приматы или полуобезьяны, высшие приматы или обезьяны)

3. Работа в группах. Отличительные особенности строения приматов. Использование учебника.

 На экране слайд

 1. Рука.

2. Глаза.

3. Головной мозг.

1.группа .    Рука приматов.

2. группа.     Глаза приматов.

3. группа.  Головной мозг.

Представление результатов.

1 группа  

Приматы умеют использовать предметы как орудие для сбивания плодов, для защиты.Приматы используют особенности в строении кисти, большой палец руки противопоставлен и помогает в хватательной деятельности. У приматов большой палец короткий, а у человека более длинный и позволяет делать более точные движения. Фаланги пальцев снабжены ногтями.

2 группа

У приматов бинокулярное зрение, глаза смотрят в одном направлении, что позволяет животным точно определять расстояние между деревьями при прыжке с ветки на ветку, с дерева на дерево. Зрение цветное.

3 группа

Активная жизнь и разнообразие функций передних конечностей обусловили у приматов сильное развитие головного мозга, много извилин, в связи этим увеличение объёма черепной коробки и, соответственно, сокращение лицевого отдела черепа.

3. Работа в группах. Работа с электронным пособием (презентацией).

Особенности строения и образа жизни человекообразных обезьян:

1 группа «Орангутанг» 

Орангутанг — малайское слово, оно означает «человек лесной». Это крупные обезьяны. Орангутанги не имеют хвоста и защечных мешков. У них широкое голое лицо, небольшие ушные раковины, вытягивающиеся губы. Масса тела самцов орангутангов с Калимантана 189 кг, самки имеют массу лишь 81 кг. Отдельные особи самцов в зоопарках могут достигать 200-250 кг. Длина тела 130-140 см у самцов, 110-120 см у самок. Шерсть орангутангов очень длинная, особенно на плечах и в верхних отделах рук (до 40 см). Цвет ее красновато-рыжеватый, с возрастом она немного темнеет. Орангутанг держатся небольшими группами. Состав таких групп очень разнообразен: самец и самка с детенышами или без них, самка с детенышем и подростком, 2-3 почти взрослые особи. Иногда попадаются одиночные самцы. Орангутанг довольно молчаливые животные и издают мало звуков.

2 группа «Шимпанзе» 

Шимпанзе — крупные обезьяны. Руки у шимпанзе значительно длиннее ног. По химическим и генетическим показателям шимпанзе ближе к человеку, чем другие обезьяны. У шимпанзе высокоразвитый интеллект, она использует инструменты, а также может их изготавливать. Шимпанзе в основном прыгает по деревьям, но может бегать по земле на двух лапах. Шимпанзе живут группами. Единственное животное, которое охотится на шимпанзе – это змея. Шимпанзе находится под охраной. Самки рождают по одному – два детеныша в год и очень трогательно заботятся о своем потомстве.

3 группа «Горилла» 

Гориллы — самые крупные из человекообразных обезьян. Длина тела самцов достигает 180 см, масса тела 250 кг и более. Самки вдвое легче и меньше самцов. Туловище горилл массивное, с большим животом; плечи широкие; сильно развита мускулатура. Шерсть короткая, густая, черного цвета, у взрослых самцов на спине бывает серебристая полоса, есть небольшая бородка. Объем мозга составляет в среднем около 500-600 куб. см, иногда — до 752 куб. см. Гориллы обитают в густых лесах Экваториальной Африки. Береговая горилла встречается в Камеруне, Экваториальной Гвинее, Габоне, Конго, Центрально-Африканской Республике.

Презентация наработок.

Физпауза. Гимнастика для глаз.

III  Представление результатов работы.

Тестирование.

IV   Рефлексия

А сейчас подведем итог нашего урока. Предлагаю высказаться, используя фразы  на доске:

1. сегодня я узнал…

2. было интересно…

3. я понял, что…

4. я смог…

5. меня удивило…

6. урок дал мне …

7. мне захотелось…

Домашнее задание. Предлагаю дома п. 35 и выполнить задание с !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

План- конспект урока "Отряд млекопитающих – приматы: общая характеристика"

Тема: Отряд млекопитающих – приматы: общая характеристика. Цель. Способствовать осуществлению личностно – ориентированного подхода в обучении, создав условия для самостоятельного усво...

урок по теме "Приматы"

разработка урока по теме "Приматы"...

Презентация к уроку "Головоногие моллюски - приматы моря"

УМК: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. - М.: Вентана-Граф, 2017.Учебник: Биология. 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / В. М. Конс...