КТП по биологии 9 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (9 класс) на тему

Сергеева Виктория Васильевна

Календарно-тематеческое планирование по биологии 9 класс ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktp_8_bio.doc256 КБ
Microsoft Office document icon ktp_9_bio.doc202 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждена приказом

директора МБОУ СОШ № 4

№ ___ от ________________

____________ М.В.Кравцова

Приложение 1

Календарно-тематическое планирование по биологии в 8 классе на 2017 – 2018 учебный год.

№№

п/п

Дата

Раздел,

тема урока

Элементы содержания

Элементы дополнительного содержания

по плану

по факту

Тема I: «Место человека в системе органического мира. Происхождение человека». 2 часа.

1

05.09.

Место человека в системе органического мира.

Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.

Инструктаж по ТБ

2

07.09.

Эволюция человека. Расы человека.

Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.

Тема II: «Краткая история развития знаний  о строении и функциях организма человека». 1 час.

3

12.09.

История развития знаний о строении и функциях организма человека.

Биологическая природа и социальная сущность человека.  Природная среда,  социальная среда, биосоциальная природа человека. Науки о человеке. Методы изучения организма человека.  Значение и использование в жизни.

Демонстрация портретов великих анатомов и физиологов.

Входной срез.

Тема III: «Общий обзор строения и функций организма человека». 3  часа.

4

14.09.

Клеточное строение организма.  

Клеточное строение организма. Строение и процессы жизнедеятельности организма.  Рост и развитие. Возбудимость. Роль ферментов в обмене веществ клетки.

5

19.09.

Ткани. Органы.

Ткани животных и человека. Нейрон.  Межклеточное вещество.

Л.Р. № 1 «Изучение микроскопического строения тканей».

6

21.09.

Системы органов.

Строение и процессы жизнедеятельности  организма человека.

Л.Р.  № 2 Распознавание на таблицах органов и систем органов.

Тема IV: Координация и регуляция. 13 часов.

7

26.09.

Гуморальная регуляция.

Эндокринная система. Железы внешней и внутренней секреции. Их строение, функции.

8

28.09.

Роль гормонов в обменных процессах организма человека.  

Гормоны. Гормоны гипофиза, щитовидной железы, поджелудочной железы, надпочечников. Болезни, связанные с гипофункцией и гиперфункцией желёз. Регуляция деятельности желёз. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции.

9

03.10.

Строение и значение нервной системы.

Нервная регуляция. Значение и классификация нервной системы. Отделы нервной системы. Рефлекторный характер деятельности нервной системы.  Рефлекс, рефлекторная дуга, виды нейронов, синапс, рецепторы. Нервная регуляция.

10

05.10.

Строение и функции спинного мозга.

Спинной мозг, строение и функции. Место спинного мозга в организме человека, форма, длина и масса; внешнее и внутреннее строение. Рефлекторная и проводниковая функция спинного мозга. Нарушения деятельности нервной системы, их предупреждение.

Л.Р.№ 3 «Строение спинного мозга»

11

10.10.

Строение и функции головного мозга.

Головной  мозг, строение и функции. Строение и функции отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга, доли. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга. Нарушения деятельности нервной системы, их предупреждение.

Л.Р. № 4 «Изучение строения головного мозга человека»

(по муляжам)

12, 13

12.10.

17.10.

Полушария большого мозга.

Особенности строения полушарий большого мозга; функции долей и зон коры полушарий.

14

19.10.

Соматическая и вегетативная нервная система.

Функция автономного отдела. Симпатический и парасимпатический подотделы. Нарушения деятельности нервной системы, их предупреждение.

15

24.10.

Зрительный анализатор. Строение и функции глаза.

Роль анализаторов между организмом и внешней средой. Что такое анализатор; особенности строения анализатора на примере зрительного; строение и функции глаза, его частей; особенности восприятия глазами окружающего мира. Гигиена органов зрения.

Л.Р. № 5 «Изучение изменения размера зрачка»

16

26.10.

Анализаторы слуха и равновесия.

17

07.11.

Осязание. Обоняние. Вкус.

Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Гигиена органов чувств.

18

09.11.

Взаимодействие анализаторов.

Органы осязания, вкуса, обоняния. Локализация в организме. Гигиена органов чувств.

19

14.11.

Зачет «Координация и регуляция. Анализаторы». Тестовая контрольная работа по вариантам или коллективно-групповой зачет.

Тема V: Опора и движение. 7 часов.

20

16.11.

Скелет. Строение, состав и соединение костей.

Значение аппарата опоры и движения; строение и функции скелета человека. Отделы: осевой скелет, скелеты поясов конечностей. Форма,  строение, состав  костей. Суставы, их виды и строение. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей.  

Л.Р.  № 6 «Изучение внешнего строения костей».

21

21.11.

Скелет головы и скелет туловища.

Скелет головы. Отделы черепа. Скелет туловища. Позвоночник, его отделы.  Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением.  Особенности скелета, связанные с развитием мозга и  речи.

22

23.11.

Скелет конечностей.

Скелет поясов. Свободные конечности.

23

28.11.

Мышцы.

Работа мышц.

Мышечная система. Строение и развитие мышц. Особенности строения и свойства мышечной ткани; особенности строения и функции скелетных мышц; основные группы мышц и их предназначение. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани.

Л.Р. № 7 «Выявление влияния статической  и динамической работы  на утомление мышц».

24

30.11.

Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата.

Роль нервной системы в согласованной работе мышц и скелета. Основные условия развития опорно-двигательного аппарата.

25

05.12.

Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.

Осанка. Признаки хорошей осанки. Нарушение правильной осанки. Плоскостопие. Коррекция. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника. Укрепление здоровья. Соблюдение правил здорового образа жизни. Развитие опорно-двигательной системы. Профилактика заболеваний и травматизма.  Виды травм. Приемы оказания первой  помощи.

Л.Р.№ 8  Измерение массы и роста своего организма.

26

07.12.

Зачет «Опора и движение».

Тестовая контрольная работа по вариантам или коллективно-групповой зачет.

Тема VI: «Внутренняя среда организма. 5 часа.

27

12.12.

Внутренняя среда организма, её значение.

Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Лимфа.

28

14.12.

Кровь.

Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови.

Значение  постоянства внутренней среды организма.

Состав, строение, продолжительность жизни, место образования и значение плазмы и форменных элементов крови.

Л.Р.  № 9 «Изучение микроскопического строения крови».

29

19.12.

Иммунитет.

Что такое иммунитет, виды иммунитета, инфекционные заболевания, лечебные сыворотка и вакцина, предупредительные прививки, аллергия, группы крови, их отличительные признаки. Антигены, антитела. Клеточный, гуморальный иммунитет.

30

21.12.

Тканевая совместимость.

Группы крови. Переливание крови. Донорство. Резус-фактор. Профилактика ВИЧ – инфекции и заболевания СПИДом.

Тема VII: Транспорт веществ. 5 часов.

31

26.12.

Органы кровообращения

Строение  кровеносных сосудов: артерии, вены, каппиляры. Функции.

32

28.12.

Сердце, его строение и регуляция деятельности.

Сердце, его строение и регуляция деятельности.  Причины неутомляемости сердца; стадии сердечного цикла и их характеристики; особенности  регуляции работы сердца: автоматизм, нервную и гуморальную регуляции.

33

09.01.

Работа сердца.

Причины неутомляемости сердца; стадии сердечного цикла и их характеристики; особенности  регуляции работы сердца: автоматизм, нервная и гуморальная регуляции. Артериальное давление, пульс.

П.Р. № 2 «Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений»

34

11.01.

Движение крови по сосудам. Лимфообращение.  

Причины движения крови по сосудам. Большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление.  Лимфатическая система и движение лимфы. Функции лимфатических узлов. Связь кровеносной и лимфатической систем.

П.Р. № 1«Измерение кровяного давления»

35

16.01.

Заболевания сердечно – сосудистой системы, их предупреждение.

Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.

Приемы оказания первой помощи. Вредные привычки, их влияние на организм; роль тренировки сердца и сосудов для сохранения здоровья и профилактики  сердечно – сосудистых заболеваний. Приёмы оказания первой помощи при кровотечениях.

 П.Р. № 3 «Изучение приёмов остановки капиллярного, венозного и артериального кровотечений».

Тема VIII: «Дыхание». 4 часов.

36

18.01.

Органы дыхания.

Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания. Строение органов дыхания.

Сущность процесса дыхания; роль кислорода в организме человека; особенности строения и  функционирования органов дыхания, их взаимосвязь; меры профилактики заболевания голосовых связок.

37

23.01.

Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения и их регуляция.

Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания.

особенности строения легких; механизм газообмена в легких и тканях; понятие о жизненной емкости легких; сущность дыхательных движений, регуляцию вдоха и выдоха.

Определения понятий «альвеола», «жизненная емкость легких"

П.Р. № 4 «Определение частоты дыхания».

38

25.01.

Заболевания органов дыхания, их предупреждения.

Искусственное дыхание. Голосовой аппарат. Заболевания органов дыхания, их предупреждение.

Вредные привычки, их отрицательное влияние на организм. Профилактика заболеваний.

Возможные заболевания и нарушения органов дыхания, причины возникновения и профилактику заболеваний дыхательной системы; гигиенические требования к воздушной среде; правила дыхания.

39

30.01.

Зачет «Внутренняя среда. Транспорт веществ. Дыхание».

Тестовая контрольная работа по вариантам или коллективно-групповой зачет.

Тема  IX: «Пищеварение».  7 часов.

40

01.02.

Пищевые продукты и питательные вещества.

 

Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение.

41

13.02.

Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы.

Пищеварение. Этапы процессов пищеварения.  Строение и функции пищеварительной системы. Строение и функции органов пищеварения.

42

15.02.

Пищеварение в ротовой полости.

Процесс пищеварения в ротовой полости; строение и функции языка, зубов, слюнных желез. Пищеварительные железы. Роль ферментов.

43, 44

20.02.

22.02.

Пищеварение в желудке и кишечнике.

Особенности строения желудка, процессы происходящие в нем; свойства ферментов желудочного сока, условия их активации; роль поджелудочной железы, печени пищеварении. Особенности всасывания питательных веществ в пищеварительном канале; нервную и гуморальную регуляцию отделения желудочного сока. Переваривание пищи в двенадцатиперстной кишке. Строение и функции тонкой и толстой кишки.

45, 46

27.02.

01.03.

Гигиена питания и предупреждения желудочно-кишечных заболеваний.

Заболевания органов пищеварения, их предупреждение. Профилактика глистных инвазий, пищевых отравлений, желудочно-кишечных заболеваний. Гигиена питания. Определение норм питания.  Значение кулинарной обработки пищи;  режим питания; меры по предупреждению желудочно-кишечных  и глистных заболеваний; первую помощь при желудочно-кишечных заболеваниях.

П.Р. № 5 «Определение норм рационального питания»

Тема X: «Обмен веществ и энергии». 4 часа.

47

06.03.

Пластический и энергетический обмен.  

Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь. Роль органов пищеварения, кровообращения, дыхания и выделения в обмене в-в.

48

13.03.

Витамины.

Значение витаминов, их содержание в продуктах питания; условия сохранения и правила приема витаминных препаратов; роль витаминов в обмене веществ; приоритет  общественной науки в открытии витаминов. Основные витамины.  Болезни, вызываемые недостатком или избытком витаминов. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.

49

15.03.

Обмен и роль белков, углеводов, жиров. Водно-солевой обмен.  

Обмен и роль белков, углеводов, жиров. Водно-солевой обмен. Вредные привычки, их влияние на состояние здоровья.

50

20.03.

Зачёт «Пищеварительная система. Обмен веществ» Тестовая контрольная работа по вариантам или коллективно-групповой зачет.

Тема XI: «Выделение». 2  часа.

51

22.03.

Строение и работа почек.

Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.

Значение и строение мочевыделительной системы; особенности внешнего строения и локализацию почек в организме человека; строение нефрона; взаимосвязь строения почек с выполняемой функцией.

52

03.04.

Заболевания почек, их профилактика.

Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения. Заболевания почек. Фактор риска – переохлаждение. О влиянии заболеваний почек на здоровье человека; роль питания, питьевого и солевого режима, вредных привычек (алкоголя) на функционирование органов выделения и организма в целом.

Тема XII: «Покровы тела». 4 часа.

53

05.04.

Строение и функции кожи.  

Строение и функции кожи.  Уход за кожей.

54

10.04.

Роль кожи в терморегуляции.

Теплообразование, теплоотдача и терморегуляция. Профилактика и первая помощь при тепловом, солнечном ударах, обморожении, электрошоке. Физиологическую роль повышения температуры тела при заболеваниях. Условия сохранения постоянной температуры тела человека. Причины нарушения терморегуляции и правила оказания первой помощи.

55

12.04.

Закаливание организма. Гигиена одежды и обуви.

Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение.

П. Р.  № 6  «Оказание первой помощи при травмах кожи».

56

19.04.

Зачёт «Выделение. Кожа».

Тестовая контрольная работа по вариантам или коллективно-групповой зачет.

Тема XIII: «Размножение и развитие». 4 часа.

57

24.04.

Половая система человека. Половые клетки.

Система органов размножения; строение и гигиена.  Преимущества полового размножения перед бесполым; строение и функции  половой системы; роль половых желез в жизнедеятельности организма; Черты сходства и отличия в размножении и развитии зародыша млекопитающих  животных и плода человека.

58

26.04

Внутриутробное развитие организма.

Внутриутробное развитие,  оплодотворение, роды, лактация. Развитие зародыша   и плода в матке; гигиенические требования к режиму будущей матери.

59

03.05.

Развитие человека и возрастные процессы.

Особенности роста и развития ребенка первого года жизни; периоды формирования организма, их особенности.

60

08.05

Наследственные и врождённые заболевания.

Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Инфекции, передающиеся половым путем.

Тема XV: «Высшая нервная деятельность». 8 часов.

61

10.05.

Рефлекс – основа нервной деятельности.  

Торможение, его виды и значение.

Рефлекс — основа нервной деятельности. Виды  рефлексов.  Их биологическое значение.

Формы поведения,  суть рефлекторной теории поведения. Врожденные формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатления. Приобретенные формы поведения: условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная деятельность. ВНД, психика и поведение человека. Психическое и физическое здоровье человека. Заслуги И.М. Сеченова и И.П. Павлова в изучении высшей нервной деятельности. Физиологическая природа различных видов торможения, взаимосвязь процессов возбуждения и торможения, характерные признаки безусловного и условного торможения.

62

15.05.

Биологические ритмы. Сон. Сознание, речь, мышление.

Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Расстройства, возникающие у человека лишенного сна; фазы сна и их характеристики. Познавательная деятельность мозга. Сознание человека, уровни сознания.  Речь – средство общения и самоорганизации поведения человека. Функциональная асимметрия мозга. Роль трудовой деятельности в появлении речи и осознанных действий. Мышление, его особенности, развитие.

63

17.05.

Итоговый тест по курсу «Человек и его здоровье»

Тестовая контрольная работа по вариантам или коллективно-групповой зачет.

64

22.05.

Познавательные процессы и интеллект. Память.

Осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации.  Память. Физиологические основы памяти.  Виды памяти, приёмы запоминания. Интеллект, его  характерные черты и категории. Способности – психические особенности личности.

65

24.05.

Типы нервной деятельности. Эмоции и темперамент.

Индивидуальные особенности личности человека: способности, темперамент, характер. Типы высшей нервной деятельности, их классификация и характерные особенности. Формирование характера в процессе жизни. Эмоции, их физиологические основы. Характер и межличностные отношения. Воля, внимание. Утомление, его преодоление. Гигиена умственного труда. Изменение работоспособности, борьба с утомлением. Стадии работоспособности. Режим дня. Факторы риска: стрессы, переутомления.            

66

29.05.

Здоровье и влияющие на него факторы.

Определение здоровья индивидуального и общественного. Показатели и функции здоровья. Факторы, влияющие на здоровье. Факторы риска для здоровья. Основная задача доврачебной помощи. Здоровый образ жизни – основа полноценного здоровья человека. Санитарно- гигиенические нормы и правила здорового образа жизни.

     Программный материал будет выполнен за счет сокращения темы «Повторение» на  4 часа.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ   ЗАПИСКА.

Рабочая программа по биологии  составлена на основе Федерального Государственного стандарта основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек» автора Н.И.Сонина (Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5 – 11 классы. – М.: Дрофа, 2010), полностью отражающей содержание примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Настоящая программа предусматривает  изучение курса «Человек и его здоровье» в 8 классе и является логическим продолжением программ, 6 и 7 классов. Программа базируется на биологических дисциплинах, освоенных в начальной школе и курсах «Живой организм» и «Многообразие живых организмов» в 6 и 7 классах соответственно.

В 8 классе получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет осознать учащимся единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которого теряется  волевой контроль, и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, благоприятствующих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек – важный шаг  к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно – гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.

Цель: формирование знаний о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды.

  Задачи:

  • Определить систематическое положение человека в ряду живых существ;
  • Осознать единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации;
  • Понять взаимосвязь строения и функций органов и систем;
  • Научиться выявлять возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу;
  • Научиться оказывать при необходимости доврачебную помощь.

Структура курса складывается из трех частей. В первой вводятся общие сведения о человеческом организме, топографии внутренних органов, уровнях организации организма. Рассматриваются клетки и ткани, основные принципы нервной и гуморальной регуляции, включая рефлекторную деятельность. Во второй части дается обзор основных систем органов. Он заканчивается сведениями о нервной системе, анализаторах и железах внутренней секреции. В третьей части дается индивидуальное развитие человека.

        Согласно действующему Базисному учебному плану школы на преподавание биологии в 8 классе отводится 2 учебных часа в неделю. C  учетом  этого  составлено  календарно- тематическое  планирование  на   70  часов,  включающее  вопросы  теоретической  и  практической  подготовки  учащихся  и  реализацию  национально - регионального  компонента.  Курс предусматривает  9 лабораторных и 6 практических работ.

Календарно - тематический  план  по  объему  скорректирован  в  соответствии  с  федеральным  компонентом  государственного  образовательного  стандарта  среднего (полного)  общего  образования  и  требованиями,  предъявляемыми  к  уровню  подготовки  выпускников  средней  школы.                     

Реализация  программы  обеспечивается  учебными  и  методическими  пособиями

Для учащихся:

Н.И.Сонин  Биология. Человек.  8 класс: учебник для общеобразовательных  учебн. заведений. –М.: Дрофа, 2009 г.

Н.И.Сонин «Биология. Человек. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм» 6 класс. – М.: Дрофа, 2014.

Для  учителя:

  1. Поурочное планирование по биологии. 8 класс к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Живой организм. 6 класс». Методическое пособие /М.В.Высоцкая: Учитель, 2010.

В результате изучения предмета

учащиеся должны знать:

  • место человека в системе органического мира, черты сходства человека и животных — факторы антропосоциогенеза;
  • основные черты древнейшего, древнего и ископаемого человека, человека современного типа, единство человеческих рас;
  • науки, изучающие организм человека;
  • особенности строения органов и систем, функционирования, расположения органов;
  • нервно-гуморальную регуляцию деятельности организма человека;
  • внутреннюю среду организма, иммунитет;
  • обмен веществ и энергии;
  • развитие организма человека;
  • вредное влияние алкоголя, курения, наркотических веществ на организм человека.

Учащиеся должны уметь:

  • распознавать изученные органы и системы органов на таблицах;
  • оказывать доврачебную помощь при травмах, тепловых, солнечных ударах, обморожениях, кровотечениях.

Количество  часов  распределено  следующим  образом:

№ п/п

          Название раздела

     Количество часов

 По программе

 По КТП

1

Место человека в системе органического мира.

2

1

2

Происхождение человека

2

1

3

Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека

1

1

4

Общий обзор строения и функций организма человека

4

3

5

Координация и регуляция

10

13

6

Опора и движение

8

8

7

Внутренняя среда организма

3

4

8

Транспорт веществ

4

6

9

Дыхание

5

4

10

Пищеварение

5

6

11

Обмен веществ и энергии

3

4

12

Выделение

2

2

13

Покровы тела

4

4

14

Размножение и развитие

4

4

15

Высшая нервная деятельность

5

6

Резервное время

8

2

Итого

70

70

СОДЕРЖАНИЕ  УЧЕБНОЙ  ПРОГРАММЫ

1. Место человека в системе органического мира.  1 ч

Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.

2. Происхождение человека. 1 ч

Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.

3. Краткая история развития знаний  о строении и функциях организма человека. 1 ч

Анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы, физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий. Развитие.

4.Общий обзор строения и функций  организма человека. 3 ч

Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.

5. Координация и регуляция. 13 ч

Гуморальная регуляция

Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.

Нервная регуляция

-Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса.

Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.

Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.

6. Опора и движение. 8 ч

Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелеты поясов конечностей. Особенности скелета человека, Связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении кости.  Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.

Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режима труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.

7. Внутренняя среда организма.  4 ч

Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость.

Кровь, её состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свёртывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство.

 8. Транспорт веществ. 6 ч

Сердце, его строение и регуляция деятельности; большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.

9. Дыхание. 4 ч

Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания. Строение органов дыхания. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат. Заболевания органов дыхания, их предупреждение.

10. Пищеварение. 6 ч

Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов  пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Заболевания органов пищеварения, их предупреждение. Профилактика глистных инвазий, пищевых отравлений, желудочно-кишечных заболеваний. Гигиена питания.

Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ. Болезни органов выделения, их предупреждение.

11. Обмен веществ и энергии. 4 ч

Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен,  их взаимосвязь.

Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.

12. Выделение. 2 ч

Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.

13. Покровы тела. 4 ч

Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение. Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечном ударах, обморожении, электрошоке.

14. Размножение и развитие. 4 ч

Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка.

15. Высшая нервная деятельность. 6 ч

Рефлекс — основа нервной деятельности. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда.

Виды и формы контроля:

Проводится выработанных знаний, умений и навыков: итоговый (тестирование,  проверочная работа, семинар). Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного или письменного опроса. Изучение каждого раздела курса заканчивается проведением зачета или  семинарского занятия.

Выполнение программного материала:  программа курса биологии рассчитана на 70 часов.

Инструктаж по ТБ проводится 1 раз в начале  четверти.

Рассмотрено на заседании                                                                                                                                                    Согласовано                                                                            

учителей МО «Естествознание»                                                                                                                                           зам. директора по УВР                                                                            

и рекомендовано к утверждению                                                                                                                                          ___________ А.А.Фоменко                                                                            

протокол № ____ от «___» ___________ 2016 г.                                                                                                                 «___» ______________ 2016 г.

Рук. МО ______________ Л.Е.Пуля



Предварительный просмотр:

Утверждена приказом

директора МБОУ СОШ № 4

№ ___ от ________________

____________ М.В.Кравцова

Приложение 1

Календарно-тематическое планирование по биологии в 9 классе на 2017 – 2018 учебный год.

№№

п/п

Раздел, тема урока

Элементы содержания

Элементы дополнительного содержания

Дата

по плану

по факту

Введение. 1 ч.

1.

Биология как наука о живой природе.

Биология как наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей. Многообразие живого мира.

Инструктаж по ТБ при проведении уроков в кабинете биологии

02.09.

1. Эволюция живого мира на Земле.  19 ч.

 Тема.1.1.Многообразие живого мира, основные свойства живых организмов (2ч)

2.

Признаки живых организмов.

Уровни организации и основные свойства живых организмов.  

Отличительные особенности живых организмов от неживых. 

Подготовить сообщение о К.Линнее

07.09.

3.

Развитие биологии в додарвиновский период.

Краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Становление систематики. Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка.

Царства живой природы.   

Подготовить сообщение о Ж.Б.Ламарке

09.09.

Т.1.2.Развитие биологии в додарвиновский период (1ч)

4.

Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина.

Состояние науки первой половины XIX века. Научные и социально-экономические предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина.

14.09.

Т.1.3. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора. (3ч)

5.

Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе.

   Ч.Дарвин – основоположник учения об эволюции. Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе.

Входной срез

16.09.

6.

Учение Ч.Дарвина о естественном отборе.

Индивидуальная изменчивость. Избыточная численность потомства. Борьба за существование. Межвидовая борьба. Внутривидовая борьба. Борьба с неблагоприятными условиями внешней среды. Естественный отбор.

21.09.

7.

Формы  естественного отбора.

Формы  естественного отбора – стабилизирующий и движущий. Условия проявления форм  естественного отбора – изменения условий среды.

23.09.

Т.1.4.Приспособленость организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора(2ч)

8.

Результат  эволюции - приспособленность организмов к среде обитания.

Движущий отбор. Стабилизирующий отбор. Половой отбор.

28.09.

9.

Выявление приспособленности к среде обитания.

Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве.  Физиологические адаптации.  

Л.Р.1 «Изучение  приспособленности к среде обитания» Р.К.

30.09.

Т.1.5. Микроэволюция (3ч)

10.

Вид, его критерии и структура.

Понятие микроэволюции.  Критерии вида: морфологический, физиологический, генетический, экологический, географический, исторический.

05.10.

11.

Популяция.

Популяционная структура вида. Экологические и генетические характеристики популяции.

Популяция как основная единица эволюции. Зависимость численности популяций от условий.  

07.10.

12.

Видообразование.

Географическое и экологическое  видообразование. Изолирующие механизмы: географические барьеры, прстранственная разобщённость, поведение, молекулярные изменения белков, разные сроки размножения.

Виды изоляций: географическая, поведенческая, репродуктивная.  Эволюционная роль мутаций. Изменение частоты встречаемости генов.

12.10.

Т.1.6. Макроэволюция (3 ч)

13.

Главные направления эволюции.

Биологические последствия адаптации.  Биологический прогресс, биологический регресс, макроэволюция. Ароморфоз. Идиоадаптация. Общая дегенерация.

14.10.

14.

Общие закономерности биологической эволюции.

Дивергенция. Конвергенция. Необратимость эволюции.

19.10.

15.

Зачет 1 «Учение об эволюции органического мира»

21.10.

Т.1.7. Возникновение жизни на земле (2ч)

16.

Современные представления о происхождении жизни.

Гипотеза происхождении жизни А.И.Опарина. Химический, предбиологический, биологический, социальный этапы развития живой материи. Формирование Земли. Состав первичного океана.  Образование коацерватов.

26.10.

17.

Начальные этапы развития жизни. Эра древнейшей жизни.

Филогенетические связи в живой природе.  Возникновение фотосинтеза, появление автотрофов. Возникновение эукариот.  Появление многообразных форм живого.

28.10.

Т.1.8. Развитие жизни на Земле (3ч)

18.

Развитие жизни в архейскую, протерозойскую и палеозойскую эры

Растения и животные протерозоя и палеозоя. Выход растений на сушу. Появление наземных животных. Важнейшие ароморфозы –  двусторонняя симметрия тела, внутренний скелет, появление органов растений, органов воздушного дыхания у животных.  

09.11.

19.

Жизнь в мезозойскую и кайнозойскую эры

Растения и животные мезозоя. Появление теплокровных животных. Господство голосеменных. Появление покрытосеменных.   Господство динозавров и причины их вымирания.

Изменение животного и растительного мира в палеогене, неогене кайнозоя.   Различие флоры и фауны  в мезозойскую и кайнозойскую эры.

11.11.

20.

Место и роль человека в системе органического мира. Эволюция человека.

Происхождение человека.  Эволюция приматов. Стадии эволюции человека.  Современный этап эволюции человека.  Человеческие расы, единство происхождения рас. Биологическая природа и социальная сущность человека.

16.11.

2. Структурная организация живых организмов (13ч)

Т.2.1. Химическая  организация клетки (4ч)

21.

Элементарный состав клетки. Неорганические вещества.

Особенности химического состава живых организмов. Микроэлементы и макроэлементы, их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества. Неорганические вещества, их роль в организме: вода, мин. соли.

18.11.

22.

Органические вещества клетки. Углеводы. Липиды.

Органические вещества, их роль в организме: углеводы и липиды. Биологическая роль углеводов (энергетическая, строительный материал, информационная функция).

23.11.

23.

Органические вещества клетки. Белки.

Белки – биологические полимеры. Структурная организация: первичная, вторичная, третичная и четвертичная.  химические связи, их образующие. Функции белковых молекул (структурная, каталитическая, двигательная, транспортная, защитная, энергетическая). Свойства белков: водорастворимость, термолабильность, поверхностный заряд и др.; денатурация (обратимая и необратимая), ренатурация; биологический смысл и практическое значение. Биологические катализаторы — белки, классификация, их свойства, роль белков в обеспечении процессов жизнедеятельности.

25.11.

24.

Органические вещества клетки. Нуклеиновые кислоты

Нуклеиновые кислоты - биологические полимеры.   ДНК — молекулы наследственности; история изучения. Уровни структурной организации; структура полинуклеотидных цепей, двойная спираль (Уотсон и Крик); биологическая роль ДНК. Нахождение ДНК в клетке. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные и регуляторные РНК.

30.11.

Т.2.2. Обмен веществ и энергии в клетке (3 ч)

25.

Обмен веществ и превращение  энергии в клетке.

Обмен веществ и превращение энергии в клетке — основа всех проявлений ее жизнедеятельности. Ассимиляция и диссимиляция. Синтез белка и фотосинтез – важнейшие реакции обмена веществ.

02.12.

26.

Пластический обмен. Биосинтез белков, жиров, углеводов.

Генетический код, свойства кода: избыточность, специфичность, универсальность. Транскрипция, трансляция; сущность и механизм. Правило комплементарности {правило     Чаргаффа), Реализация наследственной информации. Биосинтез углеводов в клетке.

07.12.

27.

Энергетический обмен. Внутриклеточное пищеварение. Дыхание.

Энергетический обмен; структура и функции АТФ. Этапы энергетического обмена. Подготовительный этап, роль лизосом; неполное (бескислородное) расщепление. Полное кислородное окисление; локализация процессов в митохондриях. Сопряжение расщепления глюкозы в клетке с распадом и синтезом АТФ. Фотосинтез; световая фаза и особенности организации тилакоидов гран, энергетическая ценность. Темновая фаза фотосинтеза; процессы темновой фазы; использование энергии. Хемосинтез. Принципы нервной и эндокринной регуляции процессов превращения веществ и энергии в клетке.

09.12.

Т.2.3. Строение и функции клеток (6 ч)

28.

Прокариотические клетки.

Методы изучения клетки: световая и электронная микроскопия; биохимические и иммунологические методы. Царство Прокариоты (Дробянки); систематика и отдельные представители: цианобактерии, бактерии и микоплазмы. Форма и размеры прокариотических клеток. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; локализация ферментных систем и организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий; особенности реализации наследственной информации. Особенности жизнедеятельности бактерий: автотрофные и гетеротрофные бактерии; аэробные и анаэробные микроорганизмы. Спорообразование и его биологическое значение. Размножение, половой процесс у бактерий; рекомбинации. Место и роль прокариот в биоценозах.

Л.Р.2 «Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах».

14.12.

29.

Эукариотическая клетка. Клеточная мембрана, органоиды цитоплазмы.

Цитоплазма эукариотической клетки. Мембранный принцип организации клеток; строение биологической мембраны, морфологические и функциональные особенности мембран различных клеточных структур. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Наружная цитоплазматическая мембрана, эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы; механизм внутриклеточного пищеварения. Митохондрии — энергетические станции-клетки; механизмы клеточного дыхания. Рибосомы и их участие в процессах трансляции. Клеточный центр. Органоиды движения: жгутики и реснички. Цитоскелет. Специальные органоиды цитоплазмы: сократительные вакуоли и др. Взаимодействие органоидов в обеспечении процессов метаболизма. Особенности строения растительных клеток; вакуоли и пластиды. Виды пластид; их структура и функциональные особенности. Клеточная стенка. Особенности строения клеток грибов. Включения, значение и роль в метаболизме клеток.

16.12.

30.

Эукариотическая клетка. Ядро.

Клеточное ядро — центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин и эухроматин), ядрышко. Кариоплазма; химический состав и значение для жизнедеятельности ядра. Дифференциальная активность генов; эухроматин. Хромосомы. Структура хромосом в различные периоды жизненного цикла клетки; кариотип, понятие о гомологичных хромосомах. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом.

21.12.

31.

П.Р. 1 «Изучение клеток растений и животных».

Клеточные технологии. Стволовые клетки и перспективы их применения в биологии и медицине. Клонирование растений и животных.

23.12.

32.

Деление клеток.

Деление клетки эукариот. Биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях. Деление клетки прокариот.

28.12.

33.

Клеточная теория строения организмов.

Клеточная теория строения организмов. История развития клеточной теории; работы М. Шлейдена, Т. Шванна, Р. Броуна, Р. Вирхова и других ученых. Основные положения клеточной теории; современное состояние клеточной теории строения организмов. Значение клеточной теории для развития биологии.

30.12..

3.Размножение и индивидуальное развитие организмов (6 ч)

Т.3.1. Размножение организмов (2 ч).

34.

Бесполое размножение организмов

Половое и бесполое размножение. Формы бесполого размножения: митотическое деление клеток одноклеточных; спорообразование, почкование у одноклеточных и многоклеточных организмов;   вегетативное  размножение.  Биологический  смысл и  эволюционное  значение бесполого размножения.

113.01.

35.

Половое размножение организмов.

Половое размножение растений и животных. Половые клетки – строение и функции.  Осеменение и оплодотворение. Гаметогенез.

13.01.

Т.3.2. Индивидуальное развитие организмов (4 ч)

36.

Онтогенез. Эмбриональный период развития.

Рост и развитие организмов. Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Дробление. Гаструляция. Органогенез.

18.01.

37.

Онтогенез. Постэмбриональный период развития.

Постэмбриональный период развития. Закономерности постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Стадии постэмбрионального развития (личинка, куколка, имаго). Прямое развитие: дорепродуктивный,

репродуктивный и пострепродуктивный периоды. Старение и смерть; биология продолжительности жизни.

20.01.

38.

Общие закономерности развития.

Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков (закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э. Геккель и К. Мюллер).

25.01.

39.

Зачет 2 по теме «Клетка»

27.01.

4.Наследственность и изменчивость организмов (15ч)

Т.4.1. Закономерности наследования признаков (8ч)

40.

Генетика как наука. Гибридологический метод изучения наследственности.

Представления древних о родстве и характере передачи признаков из поколения в поколение. Взгляды средневековых ученых на процессы наследования признаков. История развития генетики. Основные понятия генетики. Признаки и свойства; гены, аллельные гены. Гомозиготные и гетерозиготные организмы. Генотип и фенотип организма; генофонд. Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Гибридологический метод изучения наследственности.

подгот. сообщ. о биографии Г. Менделя.

01.02.

41.

Законы Менделя. Моногибридное скрещивание.

Наследственность – свойство организмов. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя — закон доминирования. Второй закон Менделя — закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование.  Анализирующее скрещивание.   

03.02.

42.

Законы Менделя. Дигибридное скрещивание.

Дигибридное и полигибридное скрещивание; третий закон Менделя — закон независимого комбинирования. Соотношение генотипов и фенотипов  при проявлении закона независимого наследования.

15.02.

43.

Сцепленное наследование генов

Хромосомная теория наследственности. Группы сцепления генов. Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. Полное и неполное сцепление генов; расстояние между генами, расположенными в одной хромосоме; генетические карты хромосом.

17.02.

44.

Генетика пола.

 Генетическое определение пола; гомогаметный и гетерогаметный пол. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом.

22.02.

45.

Генотип как система взаимодействующих генов.

Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных (доминирование, неполное доминирование, кодоминирование и сверхдоминирование) и неаллельных (комплементарность, эпистаз и полимерия) генов в определении признаков. Плейотропия. Экспрессивность и пенетрантность гена.

24.02.

46.

П.Р. 2 «Решение генетических задач».

01.03.

47.

Методы изучения наследственности человека.

Методы изучения наследственности человека: генеалогический, близнецовый, цитогенетический и др. Генетические карты хромосом человека. Сравнительный анализ хромосом человека и человекообразных обезьян. Характер наследования признаков у человека. Генные и хромосомные аномалии человека и вызываемые ими заболевания. Генетическое консультирование. Генетическое родство человеческих рас, их биологическая равноценность.

03.03.

Т.4.2.Закономерности изменчивости. (4ч)

48.

Наследственная (генотипическая) изменчивость

Основные формы изменчивости. Мутации. Генные, хромосомные и геномные мутации. Свойства мутаций; соматические и генеративные мутации. Нейтральные мутации. Полулетальные и летальные мутации. Причины и частота мутаций; мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций; значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Уровни возникновения различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида (кроссинговер, независимое расхождение гомологичных хромосом в первом и дочерних хромосом во втором делении мейоза, оплодотворение). Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости Н. И. Вавилова.

10.03.

49.

Фенотипическая изменчивость.

Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. С-ва модификаций: определенность условиями среды, направленность, групповой характер, ненаследуемость. Статистические зак-ти модификационной изменчивости; вариационный ряд и вариационная кривая. Норма реакции; зависимость от генотипа. Управление доминированием.

15.03.

50.

Л.Р.3. «Построение вариационного ряда и кривой длины листьев» Р.К.

Выполнение лабораторной работы.

17.03.

51.

Зачет 3  «Наследственность и изменчивость»

22.03.

Т.4.3.Селекция растений, животных, микроорганизмов (3ч)

52.

Центры многообразия и происхождения культурных растений.

Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Учение Н.И.Вавилова о центрах происхождения культурных растений.

Сообщение «Н.И.Вавилов и его роль в науке»

24.03.

53.

Методы селекции растений и животных

Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных: отбор и гибридизация; формы отбора (индивидуальный и массовый). Отдаленная гибридизация; явление гетерозиса. Искусственный мутагенез.

05.04.

54.

Селекция микроорганизмов.

Селекция микроорганизмов. Биотехнология и ген.  инженерия. Трансгенные растения; генная и клеточная инженерия в животноводстве.

07.04.

Р.5. Взаимоотношения организмов и среды (11ч)

Т.5.1. Биосфера, ее структура и функции (7 ч)

55.

Структура биосферы.

Б. – глобальная экосистема. Границы биосферы. Компоненты и свойства биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Учение Вернадского о биосфере.

Сообщение В.И. Вернадский.

12.04.

56.

Круговорот веществ в природе.

Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме. Многократное использование биогенных элементов. Трофический уровень. Направление тока вещества в пищевой сети.

Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах. Средообразующая деятельность организмов.

14.04.

57.

Биогеоценоз и биоценоз.  

Естественные и искусственные экосистемы. Структура экосистем: биоценоз, экотоп. Пространственная и морфологическая структуры экосистем. Популяция – элемент экосистемы. Классификация наземных экосистем.. Свойства экосистемы: обмен в-в, круговорот в-в. Видовое разнообразие – признак устойчивости. Факторы, определяющие видовое разнообразие.

19.04.

58.

Экологические факторы.

Экология как наука. Абиотические факторы. Биотические факторы.

21.04.

59.

Пищевые связи в экосистемах.

Солнечный свет- энергетический ресурс экосистемы. Роль автотрофов и гетеротрофов. Пищевые связи в экосистемах. Направление потока вещества в пищевой сети. Функциональные группы организмов в биоценозе: консументы, продуценты, редуценты. Трофическая структура биоценоза.

Л.Р. 4 «Составление схем передачи веществ и энергии»

26.04.

60.

Биотические факторы. «Взаимоотношения между организмами.

Типы взаимодействия разных видов: конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм.

28.04.

61.

РК Л/р № 2 «Изучение  и описание экосистем Ставропольского края».

03.05.

Т.5.2. Биосфера и человек (4 часа)

62.

Природные ресурсы и их использование.

Р.К. «Природные ресурсы Ставропольского края»

05.05.

63.

Роль человека в биосфере.

10.05.

64.

Последствия деятельности человека в экосистемах.

12.05.

65.

Экологические проблемы. РК «Экологические проблемы Ставропольского края»

17.05.

Обобщение. (5 часов)

66.

Итоговое тестирование.

19.05.

67.

Повторение. Основные закономерности эволюции.

24.05.

Программный материал будет выполнен за счет сокращения темы «Обобщение» на 3 часа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку по биологии " Класс Птицы"

Использование данной презентации позволяет  учащимся успешно повторить и закрепить   изученный материал, сформировать положительную мотивацию к урокам биологии,  активизировать умс...

Урок биологии "Класс Земноводные", 7 класс

Представляю методическую разработку  урока и презентацию по теме "Класс Земноводные". http://festival.1september.ru/articles/524222/...

Конспект урока по биологии "Класс паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека"

Урок разработан к учебнику В.М.Константинова "Биология. Животные. 7 класс". Изучение нового материала сопровождается применением ИКТ (просмотра анимаций, видеофрагментов), самостоятельной работой в па...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по биологии. Класс 11 класс (профильный)

Количество часов: всего _105  часов; в неделю _3_ часа; Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений по биология для 10-11 классов, авторы: Г.И. Дымшиц, О.В. Са...

Проверочная работа по биологии "Класс Млекопитающие". 7 класс. УМК В.В. Пасечник.

Проверочная работа составлена в двух вариантах и представляет собой набор заданий разных типов....

УУД 10 класс профильПримерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология», класс 10, издательство «Просвещение» )

Примерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология&raqu...

Презентация к року биологии "Класс Птицы", 7,8 класс

В презентации представлен конспект с иллюстрациями по теме "Класс Птицы": отличительные черты класса, покровы, скелет, системы органов, размножение и развитие....