КТП по биологии 8 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (7 класс) на тему
Календарно-тематеческое планирование по биологии 8 класс ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_8_bio.doc | 256 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждена приказом директора МБОУ СОШ № 4 № ___ от ________________ ____________ М.В.Кравцова | Приложение 1 |
Календарно-тематическое планирование по биологии в 8 классе на 2017 – 2018 учебный год.
№№ п/п | Дата | Раздел, тема урока | Элементы содержания | Элементы дополнительного содержания | |||||||||||
по плану | по факту | ||||||||||||||
Тема I: «Место человека в системе органического мира. Происхождение человека». 2 часа. | |||||||||||||||
1 | 05.09. | Место человека в системе органического мира. | Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный. | Инструктаж по ТБ | |||||||||||
2 | 07.09. | Эволюция человека. Расы человека. | Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство. | ||||||||||||
Тема II: «Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека». 1 час. | |||||||||||||||
3 | 12.09. | История развития знаний о строении и функциях организма человека. | Биологическая природа и социальная сущность человека. Природная среда, социальная среда, биосоциальная природа человека. Науки о человеке. Методы изучения организма человека. Значение и использование в жизни. | Демонстрация портретов великих анатомов и физиологов. Входной срез. | |||||||||||
Тема III: «Общий обзор строения и функций организма человека». 3 часа. | |||||||||||||||
4 | 14.09. | Клеточное строение организма. | Клеточное строение организма. Строение и процессы жизнедеятельности организма. Рост и развитие. Возбудимость. Роль ферментов в обмене веществ клетки. | ||||||||||||
5 | 19.09. | Ткани. Органы. | Ткани животных и человека. Нейрон. Межклеточное вещество. | Л.Р. № 1 «Изучение микроскопического строения тканей». | |||||||||||
6 | 21.09. | Системы органов. | Строение и процессы жизнедеятельности организма человека. | Л.Р. № 2 Распознавание на таблицах органов и систем органов. | |||||||||||
Тема IV: Координация и регуляция. 13 часов. | |||||||||||||||
7 | 26.09. | Гуморальная регуляция. | Эндокринная система. Железы внешней и внутренней секреции. Их строение, функции. | ||||||||||||
8 | 28.09. | Роль гормонов в обменных процессах организма человека. | Гормоны. Гормоны гипофиза, щитовидной железы, поджелудочной железы, надпочечников. Болезни, связанные с гипофункцией и гиперфункцией желёз. Регуляция деятельности желёз. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. | ||||||||||||
9 | 03.10. | Строение и значение нервной системы. | Нервная регуляция. Значение и классификация нервной системы. Отделы нервной системы. Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Рефлекс, рефлекторная дуга, виды нейронов, синапс, рецепторы. Нервная регуляция. | ||||||||||||
10 | 05.10. | Строение и функции спинного мозга. | Спинной мозг, строение и функции. Место спинного мозга в организме человека, форма, длина и масса; внешнее и внутреннее строение. Рефлекторная и проводниковая функция спинного мозга. Нарушения деятельности нервной системы, их предупреждение. | Л.Р.№ 3 «Строение спинного мозга» | |||||||||||
11 | 10.10. | Строение и функции головного мозга. | Головной мозг, строение и функции. Строение и функции отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга, доли. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга. Нарушения деятельности нервной системы, их предупреждение. | Л.Р. № 4 «Изучение строения головного мозга человека» (по муляжам) | |||||||||||
12, 13 | 12.10. 17.10. | Полушария большого мозга. | Особенности строения полушарий большого мозга; функции долей и зон коры полушарий. | ||||||||||||
14 | 19.10. | Соматическая и вегетативная нервная система. | Функция автономного отдела. Симпатический и парасимпатический подотделы. Нарушения деятельности нервной системы, их предупреждение. | ||||||||||||
15 | 24.10. | Зрительный анализатор. Строение и функции глаза. | Роль анализаторов между организмом и внешней средой. Что такое анализатор; особенности строения анализатора на примере зрительного; строение и функции глаза, его частей; особенности восприятия глазами окружающего мира. Гигиена органов зрения. | Л.Р. № 5 «Изучение изменения размера зрачка» | |||||||||||
16 | 26.10. | Анализаторы слуха и равновесия. | |||||||||||||
17 | 07.11. | Осязание. Обоняние. Вкус. | Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Гигиена органов чувств. | ||||||||||||
18 | 09.11. | Взаимодействие анализаторов. | Органы осязания, вкуса, обоняния. Локализация в организме. Гигиена органов чувств. | ||||||||||||
19 | 14.11. | Зачет «Координация и регуляция. Анализаторы». Тестовая контрольная работа по вариантам или коллективно-групповой зачет. | |||||||||||||
Тема V: Опора и движение. 7 часов. | |||||||||||||||
20 | 16.11. | Скелет. Строение, состав и соединение костей. | Значение аппарата опоры и движения; строение и функции скелета человека. Отделы: осевой скелет, скелеты поясов конечностей. Форма, строение, состав костей. Суставы, их виды и строение. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. | Л.Р. № 6 «Изучение внешнего строения костей». | |||||||||||
21 | 21.11. | Скелет головы и скелет туловища. | Скелет головы. Отделы черепа. Скелет туловища. Позвоночник, его отделы. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Особенности скелета, связанные с развитием мозга и речи. | ||||||||||||
22 | 23.11. | Скелет конечностей. | Скелет поясов. Свободные конечности. | ||||||||||||
23 | 28.11. | Мышцы. Работа мышц. | Мышечная система. Строение и развитие мышц. Особенности строения и свойства мышечной ткани; особенности строения и функции скелетных мышц; основные группы мышц и их предназначение. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. | Л.Р. № 7 «Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц». | |||||||||||
24 | 30.11. | Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата. | Роль нервной системы в согласованной работе мышц и скелета. Основные условия развития опорно-двигательного аппарата. | ||||||||||||
25 | 05.12. | Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. | Осанка. Признаки хорошей осанки. Нарушение правильной осанки. Плоскостопие. Коррекция. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника. Укрепление здоровья. Соблюдение правил здорового образа жизни. Развитие опорно-двигательной системы. Профилактика заболеваний и травматизма. Виды травм. Приемы оказания первой помощи. | Л.Р.№ 8 Измерение массы и роста своего организма. | |||||||||||
26 | 07.12. | Зачет «Опора и движение». | Тестовая контрольная работа по вариантам или коллективно-групповой зачет. | ||||||||||||
Тема VI: «Внутренняя среда организма. 5 часа. | |||||||||||||||
27 | 12.12. | Внутренняя среда организма, её значение. | Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Лимфа. | ||||||||||||
28 | 14.12. | Кровь. | Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Значение постоянства внутренней среды организма. Состав, строение, продолжительность жизни, место образования и значение плазмы и форменных элементов крови. | Л.Р. № 9 «Изучение микроскопического строения крови». | |||||||||||
29 | 19.12. | Иммунитет. | Что такое иммунитет, виды иммунитета, инфекционные заболевания, лечебные сыворотка и вакцина, предупредительные прививки, аллергия, группы крови, их отличительные признаки. Антигены, антитела. Клеточный, гуморальный иммунитет. | ||||||||||||
30 | 21.12. | Тканевая совместимость. | Группы крови. Переливание крови. Донорство. Резус-фактор. Профилактика ВИЧ – инфекции и заболевания СПИДом. | ||||||||||||
Тема VII: Транспорт веществ. 5 часов. | |||||||||||||||
31 | 26.12. | Органы кровообращения | Строение кровеносных сосудов: артерии, вены, каппиляры. Функции. | ||||||||||||
32 | 28.12. | Сердце, его строение и регуляция деятельности. | Сердце, его строение и регуляция деятельности. Причины неутомляемости сердца; стадии сердечного цикла и их характеристики; особенности регуляции работы сердца: автоматизм, нервную и гуморальную регуляции. | ||||||||||||
33 | 09.01. | Работа сердца. | Причины неутомляемости сердца; стадии сердечного цикла и их характеристики; особенности регуляции работы сердца: автоматизм, нервная и гуморальная регуляции. Артериальное давление, пульс. | П.Р. № 2 «Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений» | |||||||||||
34 | 11.01. | Движение крови по сосудам. Лимфообращение. | Причины движения крови по сосудам. Большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Лимфатическая система и движение лимфы. Функции лимфатических узлов. Связь кровеносной и лимфатической систем. | П.Р. № 1«Измерение кровяного давления» | |||||||||||
35 | 16.01. | Заболевания сердечно – сосудистой системы, их предупреждение. | Заболевания органов кровообращения, их предупреждение. Приемы оказания первой помощи. Вредные привычки, их влияние на организм; роль тренировки сердца и сосудов для сохранения здоровья и профилактики сердечно – сосудистых заболеваний. Приёмы оказания первой помощи при кровотечениях. | П.Р. № 3 «Изучение приёмов остановки капиллярного, венозного и артериального кровотечений». | |||||||||||
Тема VIII: «Дыхание». 4 часов. | |||||||||||||||
36 | 18.01. | Органы дыхания. | Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания. Строение органов дыхания. Сущность процесса дыхания; роль кислорода в организме человека; особенности строения и функционирования органов дыхания, их взаимосвязь; меры профилактики заболевания голосовых связок. | ||||||||||||
37 | 23.01. | Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения и их регуляция. | Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. особенности строения легких; механизм газообмена в легких и тканях; понятие о жизненной емкости легких; сущность дыхательных движений, регуляцию вдоха и выдоха. Определения понятий «альвеола», «жизненная емкость легких" | П.Р. № 4 «Определение частоты дыхания». | |||||||||||
38 | 25.01. | Заболевания органов дыхания, их предупреждения. | Искусственное дыхание. Голосовой аппарат. Заболевания органов дыхания, их предупреждение. Вредные привычки, их отрицательное влияние на организм. Профилактика заболеваний. Возможные заболевания и нарушения органов дыхания, причины возникновения и профилактику заболеваний дыхательной системы; гигиенические требования к воздушной среде; правила дыхания. | ||||||||||||
39 | 30.01. | Зачет «Внутренняя среда. Транспорт веществ. Дыхание». | Тестовая контрольная работа по вариантам или коллективно-групповой зачет. | ||||||||||||
Тема IX: «Пищеварение». 7 часов. | |||||||||||||||
40 | 01.02. | Пищевые продукты и питательные вещества.
| Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. | ||||||||||||
41 | 13.02. | Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы. | Пищеварение. Этапы процессов пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы. Строение и функции органов пищеварения. | ||||||||||||
42 | 15.02. | Пищеварение в ротовой полости. | Процесс пищеварения в ротовой полости; строение и функции языка, зубов, слюнных желез. Пищеварительные железы. Роль ферментов. | ||||||||||||
43, 44 | 20.02. 22.02. | Пищеварение в желудке и кишечнике. | Особенности строения желудка, процессы происходящие в нем; свойства ферментов желудочного сока, условия их активации; роль поджелудочной железы, печени пищеварении. Особенности всасывания питательных веществ в пищеварительном канале; нервную и гуморальную регуляцию отделения желудочного сока. Переваривание пищи в двенадцатиперстной кишке. Строение и функции тонкой и толстой кишки. | ||||||||||||
45, 46 | 27.02. 01.03. | Гигиена питания и предупреждения желудочно-кишечных заболеваний. | Заболевания органов пищеварения, их предупреждение. Профилактика глистных инвазий, пищевых отравлений, желудочно-кишечных заболеваний. Гигиена питания. Определение норм питания. Значение кулинарной обработки пищи; режим питания; меры по предупреждению желудочно-кишечных и глистных заболеваний; первую помощь при желудочно-кишечных заболеваниях. | П.Р. № 5 «Определение норм рационального питания» | |||||||||||
Тема X: «Обмен веществ и энергии». 4 часа. | |||||||||||||||
47 | 06.03. | Пластический и энергетический обмен. | Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь. Роль органов пищеварения, кровообращения, дыхания и выделения в обмене в-в. | ||||||||||||
48 | 13.03. | Витамины. | Значение витаминов, их содержание в продуктах питания; условия сохранения и правила приема витаминных препаратов; роль витаминов в обмене веществ; приоритет общественной науки в открытии витаминов. Основные витамины. Болезни, вызываемые недостатком или избытком витаминов. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз. | ||||||||||||
49 | 15.03. | Обмен и роль белков, углеводов, жиров. Водно-солевой обмен. | Обмен и роль белков, углеводов, жиров. Водно-солевой обмен. Вредные привычки, их влияние на состояние здоровья. | ||||||||||||
50 | 20.03. | Зачёт «Пищеварительная система. Обмен веществ» Тестовая контрольная работа по вариантам или коллективно-групповой зачет. | |||||||||||||
Тема XI: «Выделение». 2 часа. | |||||||||||||||
51 | 22.03. | Строение и работа почек. | Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ. Значение и строение мочевыделительной системы; особенности внешнего строения и локализацию почек в организме человека; строение нефрона; взаимосвязь строения почек с выполняемой функцией. | ||||||||||||
52 | 03.04. | Заболевания почек, их профилактика. | Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения. Заболевания почек. Фактор риска – переохлаждение. О влиянии заболеваний почек на здоровье человека; роль питания, питьевого и солевого режима, вредных привычек (алкоголя) на функционирование органов выделения и организма в целом. | ||||||||||||
Тема XII: «Покровы тела». 4 часа. | |||||||||||||||
53 | 05.04. | Строение и функции кожи. | Строение и функции кожи. Уход за кожей. | ||||||||||||
54 | 10.04. | Роль кожи в терморегуляции. | Теплообразование, теплоотдача и терморегуляция. Профилактика и первая помощь при тепловом, солнечном ударах, обморожении, электрошоке. Физиологическую роль повышения температуры тела при заболеваниях. Условия сохранения постоянной температуры тела человека. Причины нарушения терморегуляции и правила оказания первой помощи. | ||||||||||||
55 | 12.04. | Закаливание организма. Гигиена одежды и обуви. | Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение. | П. Р. № 6 «Оказание первой помощи при травмах кожи». | |||||||||||
56 | 19.04. | Зачёт «Выделение. Кожа». | Тестовая контрольная работа по вариантам или коллективно-групповой зачет. | ||||||||||||
Тема XIII: «Размножение и развитие». 4 часа. | |||||||||||||||
57 | 24.04. | Половая система человека. Половые клетки. | Система органов размножения; строение и гигиена. Преимущества полового размножения перед бесполым; строение и функции половой системы; роль половых желез в жизнедеятельности организма; Черты сходства и отличия в размножении и развитии зародыша млекопитающих животных и плода человека. | ||||||||||||
58 | 26.04 | Внутриутробное развитие организма. | Внутриутробное развитие, оплодотворение, роды, лактация. Развитие зародыша и плода в матке; гигиенические требования к режиму будущей матери. | ||||||||||||
59 | 03.05. | Развитие человека и возрастные процессы. | Особенности роста и развития ребенка первого года жизни; периоды формирования организма, их особенности. | ||||||||||||
60 | 08.05 | Наследственные и врождённые заболевания. | Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Инфекции, передающиеся половым путем. | ||||||||||||
Тема XV: «Высшая нервная деятельность». 8 часов. | |||||||||||||||
61 | 10.05. | Рефлекс – основа нервной деятельности. Торможение, его виды и значение. | Рефлекс — основа нервной деятельности. Виды рефлексов. Их биологическое значение. Формы поведения, суть рефлекторной теории поведения. Врожденные формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатления. Приобретенные формы поведения: условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная деятельность. ВНД, психика и поведение человека. Психическое и физическое здоровье человека. Заслуги И.М. Сеченова и И.П. Павлова в изучении высшей нервной деятельности. Физиологическая природа различных видов торможения, взаимосвязь процессов возбуждения и торможения, характерные признаки безусловного и условного торможения. | ||||||||||||
62 | 15.05. | Биологические ритмы. Сон. Сознание, речь, мышление. | Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Расстройства, возникающие у человека лишенного сна; фазы сна и их характеристики. Познавательная деятельность мозга. Сознание человека, уровни сознания. Речь – средство общения и самоорганизации поведения человека. Функциональная асимметрия мозга. Роль трудовой деятельности в появлении речи и осознанных действий. Мышление, его особенности, развитие. | ||||||||||||
63 | 17.05. | Итоговый тест по курсу «Человек и его здоровье» | Тестовая контрольная работа по вариантам или коллективно-групповой зачет. | ||||||||||||
64 | 22.05. | Познавательные процессы и интеллект. Память. | Осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Память. Физиологические основы памяти. Виды памяти, приёмы запоминания. Интеллект, его характерные черты и категории. Способности – психические особенности личности. | ||||||||||||
65 | 24.05. | Типы нервной деятельности. Эмоции и темперамент. | Индивидуальные особенности личности человека: способности, темперамент, характер. Типы высшей нервной деятельности, их классификация и характерные особенности. Формирование характера в процессе жизни. Эмоции, их физиологические основы. Характер и межличностные отношения. Воля, внимание. Утомление, его преодоление. Гигиена умственного труда. Изменение работоспособности, борьба с утомлением. Стадии работоспособности. Режим дня. Факторы риска: стрессы, переутомления. | ||||||||||||
66 | 29.05. | Здоровье и влияющие на него факторы. | Определение здоровья индивидуального и общественного. Показатели и функции здоровья. Факторы, влияющие на здоровье. Факторы риска для здоровья. Основная задача доврачебной помощи. Здоровый образ жизни – основа полноценного здоровья человека. Санитарно- гигиенические нормы и правила здорового образа жизни. |
Программный материал будет выполнен за счет сокращения темы «Повторение» на 4 часа.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального Государственного стандарта основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек» автора Н.И.Сонина (Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5 – 11 классы. – М.: Дрофа, 2010), полностью отражающей содержание примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Настоящая программа предусматривает изучение курса «Человек и его здоровье» в 8 классе и является логическим продолжением программ, 6 и 7 классов. Программа базируется на биологических дисциплинах, освоенных в начальной школе и курсах «Живой организм» и «Многообразие живых организмов» в 6 и 7 классах соответственно.
В 8 классе получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет осознать учащимся единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которого теряется волевой контроль, и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, благоприятствующих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек – важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно – гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.
Цель: формирование знаний о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды.
Задачи:
- Определить систематическое положение человека в ряду живых существ;
- Осознать единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации;
- Понять взаимосвязь строения и функций органов и систем;
- Научиться выявлять возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу;
- Научиться оказывать при необходимости доврачебную помощь.
Структура курса складывается из трех частей. В первой вводятся общие сведения о человеческом организме, топографии внутренних органов, уровнях организации организма. Рассматриваются клетки и ткани, основные принципы нервной и гуморальной регуляции, включая рефлекторную деятельность. Во второй части дается обзор основных систем органов. Он заканчивается сведениями о нервной системе, анализаторах и железах внутренней секреции. В третьей части дается индивидуальное развитие человека.
Согласно действующему Базисному учебному плану школы на преподавание биологии в 8 классе отводится 2 учебных часа в неделю. C учетом этого составлено календарно- тематическое планирование на 70 часов, включающее вопросы теоретической и практической подготовки учащихся и реализацию национально - регионального компонента. Курс предусматривает 9 лабораторных и 6 практических работ.
Календарно - тематический план по объему скорректирован в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования и требованиями, предъявляемыми к уровню подготовки выпускников средней школы.
Реализация программы обеспечивается учебными и методическими пособиями
Для учащихся:
Н.И.Сонин Биология. Человек. 8 класс: учебник для общеобразовательных учебн. заведений. –М.: Дрофа, 2009 г.
Н.И.Сонин «Биология. Человек. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм» 6 класс. – М.: Дрофа, 2014.
Для учителя:
- Поурочное планирование по биологии. 8 класс к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Живой организм. 6 класс». Методическое пособие /М.В.Высоцкая: Учитель, 2010.
В результате изучения предмета
учащиеся должны знать:
- место человека в системе органического мира, черты сходства человека и животных — факторы антропосоциогенеза;
- основные черты древнейшего, древнего и ископаемого человека, человека современного типа, единство человеческих рас;
- науки, изучающие организм человека;
- особенности строения органов и систем, функционирования, расположения органов;
- нервно-гуморальную регуляцию деятельности организма человека;
- внутреннюю среду организма, иммунитет;
- обмен веществ и энергии;
- развитие организма человека;
- вредное влияние алкоголя, курения, наркотических веществ на организм человека.
Учащиеся должны уметь:
- распознавать изученные органы и системы органов на таблицах;
- оказывать доврачебную помощь при травмах, тепловых, солнечных ударах, обморожениях, кровотечениях.
Количество часов распределено следующим образом:
№ п/п | Название раздела | Количество часов | |
По программе | По КТП | ||
1 | Место человека в системе органического мира. | 2 | 1 |
2 | Происхождение человека | 2 | 1 |
3 | Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека | 1 | 1 |
4 | Общий обзор строения и функций организма человека | 4 | 3 |
5 | Координация и регуляция | 10 | 13 |
6 | Опора и движение | 8 | 8 |
7 | Внутренняя среда организма | 3 | 4 |
8 | Транспорт веществ | 4 | 6 |
9 | Дыхание | 5 | 4 |
10 | Пищеварение | 5 | 6 |
11 | Обмен веществ и энергии | 3 | 4 |
12 | Выделение | 2 | 2 |
13 | Покровы тела | 4 | 4 |
14 | Размножение и развитие | 4 | 4 |
15 | Высшая нервная деятельность | 5 | 6 |
Резервное время | 8 | 2 | |
Итого | 70 | 70 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
1. Место человека в системе органического мира. 1 ч
Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.
2. Происхождение человека. 1 ч
Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.
3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека. 1 ч
Анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы, физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий. Развитие.
4.Общий обзор строения и функций организма человека. 3 ч
Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.
5. Координация и регуляция. 13 ч
Гуморальная регуляция
Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.
Нервная регуляция
-Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса.
Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.
Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.
6. Опора и движение. 8 ч
Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелеты поясов конечностей. Особенности скелета человека, Связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении кости. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.
Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режима труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.
7. Внутренняя среда организма. 4 ч
Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость.
Кровь, её состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свёртывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство.
8. Транспорт веществ. 6 ч
Сердце, его строение и регуляция деятельности; большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.
9. Дыхание. 4 ч
Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания. Строение органов дыхания. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат. Заболевания органов дыхания, их предупреждение.
10. Пищеварение. 6 ч
Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Заболевания органов пищеварения, их предупреждение. Профилактика глистных инвазий, пищевых отравлений, желудочно-кишечных заболеваний. Гигиена питания.
Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ. Болезни органов выделения, их предупреждение.
11. Обмен веществ и энергии. 4 ч
Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.
Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.
12. Выделение. 2 ч
Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.
13. Покровы тела. 4 ч
Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение. Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечном ударах, обморожении, электрошоке.
14. Размножение и развитие. 4 ч
Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка.
15. Высшая нервная деятельность. 6 ч
Рефлекс — основа нервной деятельности. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда.
Виды и формы контроля:
Проводится выработанных знаний, умений и навыков: итоговый (тестирование, проверочная работа, семинар). Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного или письменного опроса. Изучение каждого раздела курса заканчивается проведением зачета или семинарского занятия.
Выполнение программного материала: программа курса биологии рассчитана на 70 часов.
Инструктаж по ТБ проводится 1 раз в начале четверти.
Рассмотрено на заседании Согласовано
учителей МО «Естествознание» зам. директора по УВР
и рекомендовано к утверждению ___________ А.А.Фоменко
протокол № ____ от «___» ___________ 2016 г. «___» ______________ 2016 г.
Рук. МО ______________ Л.Е.Пуля
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку по биологии " Класс Птицы"
Использование данной презентации позволяет учащимся успешно повторить и закрепить изученный материал, сформировать положительную мотивацию к урокам биологии, активизировать умс...
Урок биологии "Класс Земноводные", 7 класс
Представляю методическую разработку урока и презентацию по теме "Класс Земноводные". http://festival.1september.ru/articles/524222/...
Конспект урока по биологии "Класс паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека"
Урок разработан к учебнику В.М.Константинова "Биология. Животные. 7 класс". Изучение нового материала сопровождается применением ИКТ (просмотра анимаций, видеофрагментов), самостоятельной работой в па...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по биологии. Класс 11 класс (профильный)
Количество часов: всего _105 часов; в неделю _3_ часа; Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений по биология для 10-11 классов, авторы: Г.И. Дымшиц, О.В. Са...
Проверочная работа по биологии "Класс Млекопитающие". 7 класс. УМК В.В. Пасечник.
Проверочная работа составлена в двух вариантах и представляет собой набор заданий разных типов....
УУД 10 класс профильПримерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология», класс 10, издательство «Просвещение» )
Примерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология&raqu...
Презентация к року биологии "Класс Птицы", 7,8 класс
В презентации представлен конспект с иллюстрациями по теме "Класс Птицы": отличительные черты класса, покровы, скелет, системы органов, размножение и развитие....