№ | дата | тема | Виды д-ти, форма работы | Базовые понятия | Планируемые результаты |
план | факт | универсальные учебные действия (УУД) |
Введение. 2 ч. |
1 | 05.09. |
| Введение. Мир живых организмов. (формирование новых знаний) | Проведение инструктажа
Находить в тексте учебника и других источниках информацию о признаках живых организмах. Выделяют основные признаки живых организмов. | Клетка - элементарная единица живого. Безъядерые и ядерные клетки. Ткани и органы. Вид, популяция, биоценоз, биосфера. Обмен веществ, питание, выделение, дыхание, раздражимость. Биология, жизнь, живой организм | Предметные умения: должны уметь называть основные свойства живых организмов, признаки, по которым живые организмы отличаются от неживых. Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - организовывать свою учебную деятельность; участвовать в групповой работе (малая группа, класс); коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; регулятивные: планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность; планировать свою деятельность под руководством учителя; отвечать на поставленные вопросы. Личностные умения: самоопределение - соблюдение социальных норм и правил поведения в классе, школе, дома и др.; проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук; нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; осознание ответственного отношения к обучению, познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программы |
2 | 07.09. |
| Ч. Дарвин и происхождение видов. (формирование новых знаний) | Находят информацию в учебнике об искусственном и естественном отборе, борьбе за существование. Знакомятся с определением систематики. | Наследственная изменчивость, искусственный и естественный отбор, борьба за существование, конкуренция, вид, популяция, порода, сорт, систематика. | Предметные умения: должны уметь называть уровни организации живых организмов, царства живой природы, основные положения учения Дарвина о естественном отборе. Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - применять приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; осуществлять постановку, формулирование проблемы; отвечать на вопросы учителя; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; взаимодействие — строить сообщения в соответствии с учебной задачей; адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; регулятивные: осуществление учебных действий - отвечать на поставленные вопросы; оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; целеполагание - осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё не известно. Личностные умения: самоопределение - осознание ответственного отношения к природе, необходимости защиты окружающей среды; проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук; доброжелательного отношения к мнению другого человека |
Раздел I. Прокариоты. 2 ч. |
3 | 12.09. |
| Общая характеристика бактерий. (формирование новых знаний) | Называют общие свойства бактерий. Характеризуют формы бактериальных клеток. Используют Интернет для поиска информации | Прокариоты, Архебактерии, Настоящие бактерии, Оксифотобактерии, микробиология, кокки, сарцины, стафилококки, вибрионы, бациллы, муреин, гетеротрофы, патогенны | Предметные умения: должны уметь давать общую характеристику бактериям, процессам их жизнедеятельности, отличать бактерии от других организмов и формы бактериальных клеток; характеризовать разнообразие и распространение бактерий, экологическую роль и медицинское значение, методы профилактики инфекционных заболеваний. Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; формулировать проблему; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; регулятивные: осуществление учебных действий - принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы. Личностные умения: самоопределение - проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук; нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания |
4 | 14.09. |
| Многообразие и значение бактерий. (формирование новых знаний) Входной срез | Называют отличительные особенности представителей различных подцарств бактерий. Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека. | Архебактерии, Настоящие бактерии, Оксифотобактерии, цианобактерии, галобактерии, метанобразующие бактерии, симбионты, разрушители, сапртрофы. |
Раздел II. Царство Грибы. 6 ч. 2.1. Общая характеристика грибов. 4 часа. |
5 | 19.09. |
| Царство Грибы: особенности строения. (формирование новых знаний)
| Называют основные черты организации грибов, особенности строения грибной клетки, отделы царства Грибы. Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями. | Микология, мицелий, гиф, плодовое тело, спорангии, микориза, отделы Хитридиомикота, Зигомикота, Оомикота, Аскомикота, Базидиомикота. | Предметные умения: должны уметь характеризовать понятия: мицелий, гиф, микориза, плодовое тело, спорангии; называть основные черты организации грибов, особенности строения грибной клетки; описывать черты организации отделов Хитридиомикота, Зигомикота, Аскомикота, Базидиомикота, Оомикота, группы Несовершенные грибы; характеризовать роль грибов в биоценозах и хозяйственной деятельности человека; знать правила техники безопасности при выполнении лабораторных и практических работ; пользоваться лабораторным оборудованием; делать выводы по результатам работы; объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни, применять знания при решении биологических задач. Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; формулировать проблему; отвечать на вопросы учителя; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; взаимодействие - строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: осуществление учебных действий - отвечать на поставленные вопросы; оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; целеполагание - осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё не известно. Личностные умения: самоопределение - осознание ответственного отношения к природе, необходимости защиты окружающей среды; проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук; доброжелательного отношения к мнению другого человека; владение коммуникативными нормами и правилами в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями в процессе учебной деятельности. |
6 | 21.09. |
| Отделы Хитридиомикота, Зигомикота, Аскомикота. (формирование новых знаний) Л/р № 1 «Строение плесневого гриба мукора» (комплексное применение знаний, умений, навыков) | Называют основные черты организации отделов Хитридиомикота, Зигомикота, Аскомикота. Ориентируются в учебнике по заданиям учителя. Выполняют лабораторную работу. Различают изученные объекты в природе, таблицах. Объясняют значение биологических знаний в поседневной жизни. | Хитридиомикота, Зигомикота, Аскомикота, сапротрофы, паразиты. |
7 | 26.09. |
| Отделы Базидиомикота, Оомикота, группа Несовершенные грибы: особенности строения и жизнедеятельности. (формирование новых знаний)
| Называют основные черты организации отделов Базидиоикота, Оомикота, группы Несовершенные грибы. Ориентируются в учебнике по заданиям учителя. Объясняют значение биологических знаний в повседневной жизни. | Белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты |
8 | 28.09. |
| Р/к «Съедобные и ядовитые грибы нашей местности» (комплексное применение знаний, умений, навыков) | Участвуют в групповой работе, применяют знания при решении биологических задач; участвуют в коллективной беседе, обмениваются мнениями.
| Основные свойства живых организмов. Химический состав клетки
|
2.2. Группа Лишайники. 2 ч. |
9 | 03.10. |
| Группа Лишайники. (формирование новых знаний) | Выделяют особенности строения лишайников. Доказывают, что лишайник симбиотический организм.
| Слоевище, накипные, корковые, кустистые, автогетеротрофы
| Предметные умения: должны уметь распознавать типы слоевищ лишайников, описывать особенности строения, жизнедеятельности, распространение, экологическую роль. Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; формулировать проблему; отвечать на вопросы учителя; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: осуществление учебных действий - отвечать на поставленные вопросы; оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя. Личностные умения: самоопределение - проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук |
|
|
|
|
|
10 | 05.10 |
| Контрольная работа № 2 «Прокариоты. Грибы» (комплексное применение знаний, умений, навыков) | Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида | Прокариоты, микробиология, кокки, сарцины, стафилококки, вибрионы, бациллы, муреин, гетеротрофы, патогенны. Микология, мицелий, гиф, плодовое тело, спорангии, микориза, отделы. | Предметные умения: должны уметь понимать роль биологических знаний; давать определения изученным понятиям; называть особенности строения и жизнедеятельности растений, признаки взаимосвязи органов; распознавать и описывать на таблицах представителей различных отделов растений. Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - устанавливать причинно-следственные связи; владеть навыками контроля и оценки своей деятельности; применять знания при решении биологических задач; регулятивные: осуществление учебных действий - принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование - составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью; целеполагание - осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё не известно. Личностные умения: самоопределение - проявление интеллектуальных и творческих способностей |
III. ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ (15 ч)
3.1. Общая характеристика растений (1 ч) |
11 | 10.10. |
| Особенности жизнедеятельности растений и их систематика. (формирование новых знаний) | Называют отличительные черты растительного организма: фотосинтез, пигменты, клеточная стенка, тургор, фитогормоны. Знакомятся с систематикой Царства Растения. | Низшие, высшие, споровые, семенные, автотрофы, фотосинтез, пигменты, пластиды, фитогормоны, целлюлоза, тургор. | Предметные умения: должны уметь характеризовать понятия: фотосинтез, пластиды, фитогормоны, тургор, целлюлоза; называть основные черты организации растений; применять полученные знания при решении биологических задач. Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - устанавливать причинно-следственные связи; владеть навыками контроля и оценки своей деятельности; регулятивные: осуществление учебных действий — принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование - составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью; целеполагание - формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё не известно. Личностные умения: самоопределение - проявление интеллектуальных и творческих способностей |
3.2. Низшие растения (2 ч) |
12 | 12.10. |
| Общая характеристика водорослей. Л/р «Изучение внешнего строения водорослей» (формирование новых знаний) | Называют основные черты организации водорослей. Ориентируются в учебнике по заданиям учителя. Выполняют лабораторную работу. | Водоросли, ризоиды, таллом, хроматофор,спорофит, гаметофит, фитопланктон | Предметные умения: должны уметь описывать черты организации Низших растений; объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни, применять знания при решении биологических задач; описывать особенности жизнедеятельности, распространение, экологическую роль; знать правила техники безопасности при выполнении лабораторных и практических работ; пользоваться лабораторным оборудованием; делать выводы по результатам работы; объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни. Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию; формулировать проблему; отвечать на вопросы учителя; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: осуществление учебных действий — отвечать на поставленные вопросы; оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя. Личностные умения: самоопределение - проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук |
13 | 17.10. |
| Значение и многообразие водорослей. (формирование новых знаний) | Различают изученные объекты в природе, таблицах. Объясняют значение биологических знаний в повседневной жизни. Характеризуют экологическую роль водорослей, практическое значение. | Водоросли, ризоиды, таллом, хроматофор,спорофит, гаметофит, фитопланктон, багрянки, фитобентос, детрит |
3.3. Высшие споровые растения (3 ч) |
14 | 19.10. |
| Отдел Моховидные. Л/р «Изучение внешнего строения мха» (формирование новых знаний)
| Называют основные черты организации мхов. Устанавливают связь между строением и функциями клеток тканей. Описывают и сравнивают строение различных групп мхов.
| Споровые и семенные растения, псилофиты, ризоиды, гаметофит, спорофит, сфагнум, кукушкин лен, печёночники, предросток
| Предметные умения: должны уметь описывать черты организации Моховидных, Плауновидных, Хвощевидных, Ппапоротниковидных; знать правила техники безопасности при выполнении лабораторных и практических работ; пользоваться лабораторным оборудованием; делать выводы по результатам работы; объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни; описывать особенности жизнедеятельности, распространение, экологическую роль изученных групп растений. Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - применять приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; осуществлять постановку и формулирование проблемы; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; регулятивные: осуществление учебных действий - принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы. Личностные умения: смыслообразование - проявление стремления хорошо учиться, сориентированность на качественное получение образования; самоопределение - осознание ответственного отношения к природе, понимание необходимости защиты окружающей среды. |
15 | 24.10. |
| Отделы Плауновидные, Хвощевидные. (формирование новых знаний)
| Называют основные черты организации плаунов и хвощей. Описывают и сравнивают строение различных групп плаунов и хвощей.
| Плауны, хвощи, псилофиты, спороносный колосок |
16 | 26.10. |
| Отдел Папоротниковидные. Л/р «Изучение внешнего строения папоротника». (формирование новых знаний) | Называют основные черты организации папоротников. Описывают и сравнивают строение различных групп папоротников. Ориентируются в учебнике по заданиям учителя. Выполняют лабораторную работу. | Папоротники, спорофит, гаметофит, заросток, микроспоры, мегаспоры |
3.4. Высшие семенные растения. Отдел Голосеменные растения (3 ч) |
17 | 07.11. |
| Отдел Голосеменные. Л/р «Изучение строения и многообразия голосеменных растений». (формирование новых знаний)
| Называют основные черты организации голосеменных. Описывают и сравнивают строение различных групп голосеменных. Ориентируются в учебнике по заданиям учителя. Выполняют лабораторную работу. | Семенные растения, хвойные, трахеиды, кутикула, стробилы, мегаспора, микроспоры, эндосперм, заболонная древесина, ядровая древесина, жизненные формы. | Предметные умения: должны уметь описывать особенности организации и жизненного цикла голосеменных; особенности жизнедеятельности, распространение, экологическую роль данной группы растений; объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни; применять знания при решении биологических задач. Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; формулировать проблему; отвечать на вопросы учителя; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; взаимодействие - строить сообщения в соответствии с учебной задачей; адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; регулятивные: осуществление учебных действий - отвечать на поставленные вопросы; оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя. Личностные умения: самоопределение- осознание ответственного отношения к природе, необходимости защиты окружающей среды; проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук; доброжелательного отношения к мнению другого человека. |
18 | 09.11. |
| Многообразие и значение голосеменных. (формирование новых знаний)
| Называют основные классы голосеменных. Описывают и сравнивают их строение. Ориентируются в учебнике по заданиям учителя. | Хвойные, гинкговые, эфедровые, саговниковые |
19 | 14.11. |
| Р.К. Видовое разнообразие голосеменных Ставропольского края. (комплексное применение знаний, умений, навыков.) | Называют основные классы голосеменных, представленных в Ставропольском крае. Описывают и сравнивают их строение. Выполняют поиск дополнительной информации. Оформляют результаты экскурсии. | Хвойные, гинкговые, эфедровые, саговниковые |
3.5. Высшие семенные растения. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения (6 ч) |
20 | 16.11. |
| Отдел Покрытосеменные. Л/р «Изучение строения покрытосеменных растений» (формирование новых знаний)
| Дают характеристику цветковых растений. Сравнивают представителей разных групп растений, делают выводы на основе сравнения. Ориентируются в учебнике по заданиям учителя. Выполняют лабораторную работу.
| Покрытосеменные (цветковые) растения, двудольные, однодольные, жизненные формы, сосуды, пробка, листопадные, вечнозелёные, триплоидный эндосперм, двойное оплодотворение. | Предметные умения: должны уметь объяснять происхождение растений и основные этапы растительного мира; давать общую характеристику семейств; особенности их жизнедеятельности; особенности строения и жизнедеятельности покрытосеменных; характеризовать распространение растений в различных климатических зонах Земли; объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни, применять знания при решении биологических задач. Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию; формулировать проблему; отвечать на вопросы учителя; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: осуществление учебных действий — отвечать на поставленные вопросы; оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя. Личностные умения: самоопределение - проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук. |
21 | 21.11. |
| Класс Двудольные: особенности растений семейств Крестоцветные, Бобовые, Паслёновые. (формирование новых знаний)
| Дают характеристику семейств крестоцветные, бобовые, пасленовые: особенности строения, особенности жизнедеятельности и многообразие. Сравнивают представителей разных семейств, делают выводы на основе сравнения. Ориентируются в учебнике по заданиям учителя. |
22 | 23.11. |
| Класс Двудольные: особенности растений семейств Розоцветные, Сложноцветные, Зонтичные. (формирование новых знаний)
| Дают характеристику семейств розоцветные, сложноцветные, зонтичные: особенности строения, особенности жизнедеятельности и многообразие. Сравнивают представителей разных семейств, делают выводы на основе сравнения. Ориентируются в учебнике по заданиям учителя. |
23 | 28.11. |
| Класс Однодольные: особенности растений семейства Злаковые, семейства Лилейные. (формирование новых знаний) | Дают характеристику семейств злаковые и лилейные: особенности строения, особенности жизнедеятельности и многообразие. Сравнивают представителей разных семейств, делают выводы на основе сравнения. Ориентируются в учебнике по заданиям учителя. |
|
24 | 30.11. |
| Л/р «Распознавание наиболее распространённых растений своей местности, определение их систематического положения». (комплексное применение знаний, умений, навыков.)
| Устанавливают причинно- следственные связи. Различают изученные объекты в природе, таблицах. Объясняют значение биологических знаний в повседневной жизни. Выполняют лабораторную работу.
| Покрытосеменные (цветковые) растения, двудольные, однодольные, жизненные формы, сосуды, пробка, листопадные, вечнозелёные, триплоидный эндосперм, двойное оплодотворение. | Предметные умения: должны уметь описывать черты организации Цветковых растений; знать правила техники безопасности при выполнении лабораторных и практических работ; пользоваться лабораторным оборудованием; делать выводы по результатам работы; объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни. Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию; формулировать проблему; отвечать на вопросы учителя; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: осуществление учебных действий — отвечать на поставленные вопросы; оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя. Личностные умения: самоопределение - проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук |
25 | 05.12. |
| Контрольная работа № 3 «Царство растения» (комплексное применение знаний, умений, навыков) | Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида | Водоросли, ризоиды, таллом, хроматофор, спорофит, гаметофит, фитопланктон | Предметные умения: должны уметь понимать роль биологических знаний; давать определения изученным понятиям; называть особенности строения и жизнедеятельности растений, признаки взаимосвязи органов; распознавать и описывать на таблицах представителей различных отделов растений. Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - устанавливать причинно-следственные связи; владеть навыками контроля и оценки своей деятельности; применять знания при решении биологических задач; регулятивные: осуществление учебных действий - принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование - составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью; целеполагание - осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё не известно. Личностные умения: самоопределение - проявление интеллектуальных и творческих способностей. |
IV. ЦАРСТВО ЖИВОТНЫЕ (43 ч) 4.1. Общая характеристика животных (1 ч) |
26 | 07.12. |
| Общая харак теристика царства Животные. (формирование новых знаний) | Называют отличительные черты животного организма: гетеротрофное питание, ограниченный рост, системы органов, симметрия. Знакомятся с систематикой Царства Животные. | Зоология, лучевая и двусторонняя симметрия, ограниченный рост, системы органов. | Предметные умения: должны уметь характеризовать понятия: зоология, гетеротрофное питание, ограниченный рост, системы органов; объяснять структуру зоологической науки, основные этапы еѐ развития, систематические категории; называть основные черты организации животных; находить сходство и различия между растительным и животным организмами применять полученные знания при решении биологических задач. Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - устанавливать причинно-следственные связи; владеть навыками контроля и оценки своей деятельности; регулятивные: осуществление учебных действий — принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование - составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью; целеполагание - формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё не известно. Личностные умения: самоопределение - проявление интеллектуальных и творческих способностей |
4.2. Подцарство Одноклеточные (2 ч) |
27 | 12.12. |
| Особенности организации одноклеточных. Л/р «Строение амёбы, эвглены зелёной и инфузории туфельки». (формирование новых знаний) | Называют признаки одноклеточного организма, основные систематические группы одноклеточных и их представителей. Выполняют лабораторнуюработу. | Простейшие, псевдоподии, жгутики, реснички, сократительная вакуоль, фототаксис, фаго- и пиноцитоз, порошица, циста | Предметные умения: должны уметь описывать признаки одноклеточного организма; особенности жизнедеятельности, распространение, экологическую роль простейших; раскрывать значение одноклеточных животных в природе и жизни человека; знать основные систематические группы одноклеточных и их представителей; пользоваться лабораторным оборудованием; делать выводы по результатам работы; объяснять и применять значение биологических знаний в повседневной жизни. Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию; формулировать проблему; отвечать на вопросы учителя; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: осуществление учебных действий — отвечать на поставленные вопросы; оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя. Личностные умения: самоопределение - проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук. |
28 | 14.12. |
| Разнообразие простейших, их значение в природе и жизни человека. (формирование новых знаний) | Дают характеристику классам простейших: особенности строения и жизнедеятельности. Объясняют значение одноклеточных животных в экологических системах. Называют паразитических простейших, вызываемые ими заболевания у человека и соответствующие меры профилактики. Сравнивают представителей разных классов, делают выводы на основе сравнения. Ориентируются в учебнике по заданиям учителя. | Саркодовые, споровики,инфузории, миксотрофные организмы, макронуклеус, микронуклеус |
4.3. Подцарство Многоклеточные (40 ч) |
29 | 19.12. |
| Общая характеристика многоклеточ ных животных. Губки. (формирование новых знаний) | Называют основные черты организации многоклеточныхживотных. Описывают строение губок, как примитивных многоклеточных животные. Ориентируются в учебнике по заданиям учителя. | Фагоцителла, беспозвоночные, хордовые, эктодерма, энтодерма, мезодерма, устье, мезоглея, регенерация. | Предметные умения: должны уметь описывать основные черты организации многоклеточных животных, губок; делать выводы по результатам работы; объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни. Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию; формулировать проблему; отвечать на вопросы учителя; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: осуществление учебных действий — отвечать на поставленные вопросы; оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя. Личностные умения: самоопределение - проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук. |
30 | 21.12. |
| Особенности организации кишечнопо лостных. (формирование новых знаний) | Характеризуют Особенности строения и Процессов жизнедеятельности кишечнополостных как низших многоклеточных; выявляют черты сходства кишечнополостных с одноклеточными животными, их основные отличия. | Кишечнополостные, базальная мембрана, диффузная нервная система, стрекательные клетки, почкование, гидромедузы | Предметные умения: должны уметь давать общую характеристику типа Кишечнополостные; определять систематическую принадлежность животных к изучаемому типу; знать особенности строения и жизнедеятельности кишечнополостных; их разнообразие; понятие «рефлекс»; процесс образования коралловых рифов. работать с фиксированными (влажными) препаратами; объяснять взаимосвязь строения, образа жизни со средой обитания животных; объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни. Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию; формулировать проблему; отвечать на вопросы учителя; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: осуществление учебных действий — отвечать на поставленные вопросы; оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя. Личностные умения: самоопределение - проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук. |
31 | 26.12. |
| Многообразие и распространение кишечнополо стных. (формирование новых знаний) | Приводят примеры представителей классов кишечнополостных и сравнивают черты их организации; характеризуют особенности организации и жизнедеятельности представителей разных классов кишечнополостных; — отмечают роль кишечнополостных в биоценозах и их значение для Человека. | Гидроидные, сцифоидные, коралловые полипы |
32 | 28.12. |
| Особенности организации плоских червей. Ресничные черви. (формирование новых знаний) | Характеризуют тип Плоские черви; анализируют систематику типа; характеризуют представителей класса Ресничные черви; приводят примеры представителей класса и отмечают их значение в биоценозе. | Кожно-мускульный мешок, гермафродиты, присоски, основной и промежуточный хозяин | Предметные умения: должны давать общую характеристику типа Плоские черви; уметь определять систематическую принадлежность животных к изучаемому типу; работать с фиксированными (влажными) препаратами; объяснять взаимосвязь строения и функций органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных; соблюдать меры профилактики паразитарных заболеваний. Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию; формулировать проблему; отвечать на вопросы учителя; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: осуществление учебных действий — отвечать на поставленные вопросы; оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя. Личностные умения: самоопределение - проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук |
33 | 09.01. |
| Паразитические плоские черви. Л/р «Жизненные циклы печёночного сосальщика и бычьего цепня». (формирование новых знаний) | Характеризуют представителей классов Ленточные черви, Сосальщики; распознают черты приспособленности к паразитизму в организации животных; приобретают представления о паразитизме как о форме взаимоотношений организмов и о жизненном цикле паразитов; зарисовывают в тетради жизненные циклы ленточных червей-паразитов человека и животных, сосальщиков (на примере печеночного сосальщика), выделяя стадии развития, опасные для заражения человека. | основной и промежуточный хозяин, присоски, шипы, крючья, циста, финна |
34 | 11.01. |
| Особенности организации круглых червей. Л/р «Жизненный цикл человеческой аскариды» (формирование новых знаний) | Дают общую характеристику типа Круглые черви; зарисовывают цикл развития аскариды; характеризуют стадии развития, опасные для заражения человека; объясняют меры профилактики аскаридоза; приводят примеры свободноживущих круглых червей и характеризуют их роль в биоценозах. | Нематоды, полость тела, половой диморфизм, аскарида, острица | Предметные умения: должны знать общую характеристику типа Круглые черви; уметь определять систематическую принадлежность животных к изучаемому типу; работать с фиксированными (влажными) препаратами; объяснять взаимосвязь строения и функций органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных; соблюдать меры профилактики паразитарных заболеваний. Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию; формулировать проблему; отвечать на вопросы учителя; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: осуществление учебных действий — отвечать на поставленные вопросы; оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя. Личностные умения: самоопределение - проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук. |
35 | 16.01. |
| Особенности организации кольчатых червей. Л/р «Внешнее строение дождевого червя» (формирование новых знаний) | Дают общую Характеристику типа Кольчатые черви; отмечают Прогрессивные черты организации кольчатых червей; проводят Сравнительный анализ организации плоских и кольчатых червей; оценивают значение возникновения вторичной полости тела — целома. Выполняют лабораторную работу. | Кольчатые черви, метанефридии, сегменты, кровеносная система, брюшная нервная цепочка. | Предметные умения: должны знать общую характеристику типа Кольчатые черви; уметь определять систематическую принадлежность животных к изучаемому типу; работать с фиксированными (влажными) препаратами; объяснять взаимосвязь строения и функций органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных. Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию; формулировать проблему; отвечать на вопросы учителя; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: осуществление учебных действий — отвечать на поставленные вопросы; оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя. Личностные умения: самоопределение - проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук. |
36 | 18.01. |
| Многообразие кольчатых червей. Малощетинко- вые и многощетинко вые черви, пиявки. (формирование новых знаний) | Характеризуют систематику кольчатых червей; распознают характерные черты многощетинковых червей; объясняют значение кольчатых червей в биоценозах.
| Многощетинковые, малощетинковые, пиявки, гирудин |
37 | 23.11. |
| Контрольная работа № 4 «Черви» (комплексное применение знаний, умений, навыков) | Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида |
| Предметные умения: должны уметь понимать роль биологических знаний; давать определения изученным понятиям; называть особенности строения и жизнедеятельности растений, признаки взаимосвязи органов; распознавать и описывать на таблицах представителей различных отделов растений. Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - устанавливать причинно-следственные связи; владеть навыками контроля и оценки своей деятельности; применять знания при решении биологических задач; регулятивные: осуществление учебных действий - принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование - составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью; целеполагание - осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё не известно. Личностные умения: самоопределение - проявление интеллектуальных и творческих способностей |
38 | 25.11. |
| Особенности организации моллюсков. (формирование новых знаний) | Дают общую характеристику типа Моллюски; отмечают прогрессивные черты их организации; проводят сравнительный анализ организации кольчатых червей и моллюсков. | Моллюски, мантия, раковина, мантийная полость, жабры, терка | Предметные умения: должны знать общую характеристику типа Моллюски; уметь определять систематическую принадлежность животных к изучаемому типу; работать с живыми и фиксированными (влажными) препаратами; объяснять взаимосвязь строения и функций органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных. Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию; формулировать проблему; отвечать на вопросы учителя; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: осуществление учебных действий — отвечать на поставленные вопросы; оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя. Личностные умения: самоопределение - проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук. |
39 | 30.11. |
| Многообразие моллюсков, их значение в природе и жизни человека. (формирование новых знаний) | Характеризуют систематику моллюсков; распознают характерные черты брюхоногих моллюсков; объясняют значение моллюсков в биоценозах и для человека. | Брюхоногие, головоногие, двустворчатые, щупальца, воронка, чернильная железа |
40 | 01.02. |
| Общая характеристика членистоногих. Класс Ракообразные. Л/р «Внешнее строение и многообразие членистоногих». (формирование новых знаний)
| Дают общую характеристику типа Членистоногие; отмечают прогрессивные черты их организации; выполняют лабораторную работу. | Членистоногие, ракообразные, паукообразные, насекомые, усики, ходильные ноги, антеннулы, головогрудь, хитин, фасеточные глаза, зеленые железы | Предметные умения: должны знать общую характеристику типа Членистоногие, класса Ракообразные; уметь определять систематическую принадлежность животных к изучаемому типу; работать с живыми и фиксированными (коллекции) препаратами; объяснять взаимосвязь строения и функций органов и их систем, понимать взаимосвязи, сложившиеся в природе. Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию; формулировать проблему; отвечать на вопросы учителя; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: осуществление учебных действий — отвечать на поставленные вопросы; оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя. Личностные умения: самоопределение - проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук. |
41 | 13.02. |
| Многообразие ракообразных, их значение в природе. (формирование новых знаний) | Дают общую характеристику класса Ракообразные; характеризуют систематику ракообразных, их разнообразие; распознают представителей низших и высших ракообразных; приводят примеры низших и высших ракообразных; оценивают значение ракообразных в природе. | Низшие, высшие раки |
42 | 15.02. |
| Класс Пауко образные: особенности строения и жизнедеятельности. (формирование новых знаний) | Дают общую характеристику класса Паукообразные; анализируют особенности организации паука- крестовика; характеризуют разнообразие паукообразных. | Хелицеры, педипальпы, легочные мешки, внеполостное пищеварение | Предметные умения: должны знать общую характеристику класса Паукообразные; уметь определять систематическую принадлежность животных к изучаемому классу; работать с живыми и фиксированными (коллекции) препаратами; объяснять взаимосвязь строения и функций органов и их систем, понимать взаимосвязи, сложившиеся в природе. Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию; формулировать проблему; отвечать на вопросы учителя; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: осуществление учебных действий — отвечать на поставленные вопросы; оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя. Личностные умения: самоопределение - проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук. |
43 | 20.02. |
| Многообразие паукообразных, их значение в природе. (формирование новых знаний) | Дают общую характеристику класса Паукообразные; характеризуют разнообразие паукообразных; распознают представителей класса— пауков, клещей, скорпионов; оценивают экологическую роль паукообразных и их медицинское значение. | Пауки, скорпионы, клещи |
44 | 22.02. |
| Класс Насекомые: особенности строения и жизнедеятель ности. (формирование новых знаний) | Дают общую характеристику насекомых; анализируют особенности строения; отмечают прогрессивные черты их организации. | Насекомые, рудименты, крылья, надкрылья, гемолимфа, дыхальца, трахеи, мальпигиевы сосуды | Предметные умения: должны знать общую характеристику класса Насекомые; уметь определять систематическую принадлежность животных к изучаемому классу; работать с живыми и фиксированными (коллекции) препаратами; объяснять взаимосвязь строения и функций органов и их систем, понимать взаимосвязи, сложившиеся в природе. Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию; формулировать проблему; отвечать на вопросы учителя; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: осуществление учебных действий — отвечать на поставленные вопросы; оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя. Личностные умения: самоопределение - проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук. |
45 | 27.02. |
| Размножение и развитие насекомых. (формирование новых знаний) | Различают типы развития насекомых. | Прямое, непрямое, личинка, имаго, полиморфизм |
46 | 01.03. |
| Многообразие насекомых, их значение в природе и жизни человека. (формирование новых знаний) | Характеризуют систематику насекомых, их разнообразие; сравнивают представителей разных отрядов насекомых; распознают представителей основных отрядов насекомых; приводят примеры представителей различных отрядов насекомых; оценивают роль насекомых в природе и значение для человека. | Прямокрылые, двукрылые, жуки, перепончатокрылые, чешуекрылые, равнокрылые |
47 | 06.03. |
| Контрольная работа № 5 «Членистоногие» (комплексное применение знаний, умений, навыков) | Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида. |
| Предметные умения: должны уметь понимать роль биологических знаний; давать определения изученным понятиям; называть особенности строения и жизнедеятельности растений, признаки взаимосвязи органов; распознавать и описывать на таблицах представителей различных отделов растений. Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - устанавливать причинно-следственные связи; владеть навыками контроля и оценки своей деятельности; применять знания при решении биологических задач; регулятивные: осуществление учебных действий - принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование - составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью; целеполагание - осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё не известно. Личностные умения: самоопределение - проявление интеллектуальных и творческих способностей |
48 | 13.03. |
| Особенности строения и жизнедеятель ности иглокожих, их многообразие и значение в природе. (формирование новых знаний) | Дают общую характеристику типа Иглокожие; характеризуют основные группы иглокожих; приводят примеры иглокожих основных групп; анализируют значение иглокожих в биоценозах. | Иглокожие, амбулакральная система, морские ежи, морские звезды, голотурии | Предметные умения: должны знать общую характеристику типа Иглокожие; уметь определять систематическую принадлежность животных к изучаемому классу; работать с живыми и фиксированными (коллекции) препаратами; объяснять взаимосвязь строения и функций органов и их систем, понимать взаимосвязи, сложившиеся в природе. Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию; формулировать проблему; отвечать на вопросы учителя; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: осуществление учебных действий — отвечать на поставленные вопросы; оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя. Личностные умения: самоопределение - проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук. |
49 | 15.03. |
| Особенности организации хордовых. Бесчерепные животные. (формирование новых знаний) | Дают общую характеристику хордовых на примере ланцетника; описывают систематику хордовых, давая оценку главным направлениям развития этой группы; рисуют схему строения ланцетника. | Хордовые, бесчерепные, ланцетник, оболочники | Предметные умения: должны знать современные представления о возникновении хордовых животных; общую характеристику типа Хордовые; основные направления эволюции хордовых; уметь определять систематическую принадлежность животных к изучаемому типу; работать с фиксированными препаратами (микропрепаратами); объяснять взаимосвязь строения и функций органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных; понимать взаимосвязи, сложившиеся в природе, их значение для экологических систем. Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию; формулировать проблему; отвечать на вопросы учителя; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: осуществление учебных действий — отвечать на поставленные вопросы; оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя. Личностные умения: самоопределение - проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук. |
50 | 20.03. |
| Подтип Позво ночные. Рыбы. Л/р «Особенности внешнего строения рыб, связанные с их об разом жизни» (формирование новых знаний) | Дают общую характеристику типа Хордовые подтипа Позвоночные на примере представителей надкласса Рыбы; отмечают прогрессивные черты организации рыб, сопровождавшие их возникновение; проводят сравнительный анализ организации ланцетника и рыб; характеризую систематику, многообразие и происхождение рыб; выполняют лабораторную работу. | Рыбы, хрящевые, костные, чешую, плавники, сегментированные мышцы, боковая линия, плавательный пузырь | Предметные умения: должны знать основные направления эволюции хордовых; общую характеристику надкласса Рыбы; уметь определять систематическую принадлежность животных к изучаемому типу; работать с фиксированными препаратами (микропрепаратами); объяснять взаимосвязь строения и функций органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных; понимать взаимосвязи, сложившиеся в природе, их значение для экологических систем; знать животных, занесенных в Красную книгу, способствовать сохранению их численности и мест обитания. Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию; формулировать проблему; отвечать на вопросы учителя; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: осуществление учебных действий — отвечать на поставленные вопросы; оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя. Личностные умения: самоопределение - проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук. |
51 | 22.03. |
| Многообразие рыб. Экологическое и хозяйственное значение рыб. (формирование новых знаний) | Характеризуют систематику, многообразие и происхождение рыб; описывают строение и особенности жизнедеятельности хрящевых рыб; характеризуют многообразие костных рыб (хрящекостные, кистеперые, двоякодышащие, лучеперые), приспособительные особенности к среде обитания; оценивают экологическое и хозяйственное значение рыб. | Хрящевые, костные, акулы, скаты, хрящекостные, двоякодышащие, кистепёрые |
52 | 03.04. |
| Общая харак теристика Земноводных. Л/р «Особенности внешнего строения лягушки, связанные с её образом жизни» (формирование новых знаний) | Дают общую характеристику класса Земноводные на примере лягушки; отмечают прогрессивные черты организации земноводных, сопровождавшие их возникновение; описывают строение и особенности жизнедеятельности амфибий; выполняют лабораторную работу. | Амфибии, стегоцефалы, третье веко, барабанная перепонка | Предметные умения: должны знать основные направления эволюции хордовых; общую характеристику класса Земноводные; уметь определять систематическую принадлежность животных к изучаемому типу; работать с фиксированными препаратами (микропрепаратами); объяснять взаимосвязь строения и функций органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных; понимать взаимосвязи, сложившиеся в природе, их значение для экологических систем; знать животных, занесенных в Красную книгу, способствовать сохранению их численности и мест обитания. Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию; формулировать проблему; отвечать на вопросы учителя; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: осуществление учебных действий — отвечать на поставленные вопросы; оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя. Личностные умения: самоопределение - проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук. |
53 | 05.04. |
| Размножение и развитие земноводных, их многообразие и значение в природе. (формирование новых знаний) | Описывают особенности размножения и развития амфибий; характеризуют многообразие земноводных и их приспособительные особенности к околоводной среде обитания; оценивают экологическое и хозяйственное значение амфибий. | Яичники, семенники, наружное оплодотворение, метаморфоз |
54 | 10.04. |
| Общая харак теристика пресмыкаю щихся как первично-на земных животных. (формирование новых знаний) | Дают общую характеристику класса Пресмыкащиеся на примере ящерицы; отмечают прогрессивные черты организации премыкающихся и земноводных, сопровождавшие их возникновение; проводят сравнительный анализ организации амфибий и рептилий.
| Пресмыкающиеся, роговые щитки, грудная клетка | Предметные умения: должны знать основные направления эволюции хордовых; общую характеристику класса Пресмыкающиеся; уметь определять систематическую принадлежность животных к изучаемому типу; работать с фиксированными препаратами (микропрепаратами); объяснять взаимосвязь строения и функций органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных; понимать взаимосвязи, сложившиеся в природе, их значение для экологических систем; знать животных, занесенных в Красную книгу, способствовать сохранению их численности и мест обитания. Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию; формулировать проблему; отвечать на вопросы учителя; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: осуществление учебных действий — отвечать на поставленные вопросы; оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя. Личностные умения: самоопределение - проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук. |
55 | 12.04. |
| Многообразие пресмыкаю щихся, их про исхождение. (формирование новых знаний) | Характеризуют систематику пресмыкающихся и их происхождение; многообразие пресмыкающихся (чешуйчатые, змеи, ящерицы, Хамелеоны, крокодилы, черепахи) и их приспособительные особенности; оценивают экологическое и хозяйственное значение рептилий; составляют краткий конспект урока. | чешуйчатые, змеи, ящерицы, хамелеоны), крокодилы, черепахи |
56 | 19.04. |
| Контрольная работа № 6 «Земноводные.Пресмыкающиеся» (комплексное применение знаний, умений, навыков) | Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида. |
| Предметные умения: должны уметь понимать роль биологических знаний; давать определения изученным понятиям; называть особенности строения и жизнедеятельности растений, признаки взаимосвязи органов; распознавать и описывать на таблицах представителей различных отделов растений. Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - устанавливать причинно-следственные связи; владеть навыками контроля и оценки своей деятельности; применять знания при решении биологических задач; регулятивные: осуществление учебных действий - принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование - составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью; целеполагание - осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё не известно. Личностные умения: самоопределение - проявление интеллектуальных и творческих способностей |
57 | 24.04. |
| Класс Птицы: особенности строения, жизнедеятель ности. Л/р «Особенности внешнего строения птиц, связанные с их образом жизни». (формирование новых знаний) | Дают общую характеристику класса Птицы; отмечают прогрессивные черты организации группы, сопровождавшие их возникновение; проводят сравнительный анализ организации рептилий и птиц; отмечают черты приспособленности птиц к полету; описывают строение птиц и особенности их жизнедеятельности; характеризуют происхождение птиц и их связь с первоптицами; выполняют лабораторную работу. | Птицы, копчиковая железа, клюв, цевка, перья, киль, воздушные мешки | Предметные умения: должны знать основные направления эволюции хордовых; общую характеристику класса Птицы; уметь определять систематическую принадлежность животных к изучаемому типу; работать с живыми объектами и фиксированными препаратами (коллекции, чучела); объяснять взаимосвязь строения и функций органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных; понимать взаимосвязи, сложившиеся в природе, их значение для экологических систем; знать животных, занесенных в Красную книгу, способствовать сохранению их численности и мест обитания. Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию; формулировать проблему; отвечать на вопросы учителя; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: осуществление учебных действий — отвечать на поставленные вопросы; оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя. Личностные умения: самоопределение - проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук.
|
58 | 26.04. |
| Многообразие птиц: килегрудые, бескилевые, плавающие. (формирование новых знаний) | Характеризуют систематику и многообразие птиц; называют основные отряды и экологические группы птиц; оценивают экологическое и хозяйственное значение птиц. | Килегрудые, бескилевые, плавающие птицы, выводковые, птенцовые |
59 | 03.05. |
| Особенности организации и экологическая дифференци ровка летающих птиц. (формирование новых знаний) | Характеризуют многообразие представителей класса; называют экологические группы птиц; оценивают экологическое и хозяйственное значение птиц; готовят презентации. | Птицы степей и пустынь, побережий водоёмов, болот, дневные, ночные хищники, птицы леса |
60 | 08.05. |
| Значение птиц в природе и жизни человека. Охрана и привлечение птиц. (формирование новых знаний) | Характеризуют многообразие представителей класса; называют основные отряды и экологические группы птиц; оценивать экологическое и хозяйственное значение птиц. |
|
61 | 10.05. |
| Структурно-функциональ ные особеннос ти организации млекопитаю- щих. Л/р «Изучение строения млекопитающих» (формирование новых знаний) | Характеризуют класс Млекопитающие; отмечают прогрессивные черты организации млекопитающих, сопровождавшие их возникновение; проводят сравнительный анализ организации рептилий и млекопитающих; описывают строение и особенности жизнедеятель-ности млекопитающих; выполняют лабораторную работу. | Млекопитающие, волосяной покров, вибрисы, диафрагма, наружный слуховой проход, ушная раковина | Предметные умения: должны знать основные направления эволюции хордовых; общую характеристику класса Млекопитающие; уметь определять систематическую принадлежность животных к изучаемому классу; работать с живыми объектами и фиксированными препаратами (коллекции, чучела); объяснять взаимосвязь строения и функций органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных; понимать взаимосвязи, сложившиеся в природе, их значение для экологических систем; знать животных, занесенных в Красную книгу, способствовать сохранению их численности и мест обитания, характеризовать хозяйственное значение. Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию; формулировать проблему; отвечать на вопросы учителя; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: осуществление учебных действий — отвечать на поставленные вопросы; оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя. Личностные умения: самоопределение - проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук. |
62, 63 | 15.05. 17.05. |
| Многообразие млекопитаю щих. Значение млекопитаю щих в природе и хозяйственной деятельности человека. Л/р «Распознава ние животных своей местнос ти, определе ние их систе- матического положения и значения в жизни чело- века». (формирование новых знаний) | Характеризуют многообразие млекопитающих; описывают основные отряды млекопитающих (Насекомоядные, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные, Ластоногие, Китообразные, Непарнокопытные, Парнокопытные, Приматы); Приводят примеры Представителей разных групп млекопитающих, а также их приспособительные особенности; оценивают экологическое и народнохозяйственное значение; объясняют необходимость охраны ценных млекопитающих и регуляции численности млекопитающих, наносящих вред человеку. | Насекомоядные, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные, Ластоногие, Китообразные, Непарнокопытные, Парнокопытные, Приматы |
64 | 22.05. |
| Обобщение по теме «Птицы. Млекопитающие» (комплексное применение знаний, умений, навыков) | Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида. |
| Предметные умения: должны уметь понимать роль биологических знаний; давать определения изученным понятиям; называть особенности строения и жизнедеятельности растений, признаки взаимосвязи органов; распознавать и описывать на таблицах представителей различных отделов растений. Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - устанавливать причинно-следственные связи; владеть навыками контроля и оценки своей деятельности; применять знания при решении биологических задач; регулятивные: осуществление учебных действий - принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование - составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью; целеполагание - осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё не известно. Личностные умения: самоопределение - проявление интеллектуальных и творческих способностей |
65 | 24.05. |
| Итоговая контрольная работа № 8 (комплексное применение знаний, умений, навыков) | Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида. |
| Предметные умения: должны уметь понимать роль биологических знаний; давать определения изученным понятиям; называть особенности строения и жизнедеятельности растений, признаки взаимосвязи органов; распознавать и описывать на таблицах представителей различных отделов растений. Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - устанавливать причинно-следственные связи; владеть навыками контроля и оценки своей деятельности; применять знания при решении биологических задач; регулятивные: осуществление учебных действий - принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование - составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью; целеполагание - осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё не известно. Личностные умения: самоопределение - проявление интеллектуальных и творческих способностей |
V. ВИРУСЫ (1 час) |
66 | 29.05. |
| Общая характеристика вирусов. (формирование новых знаний) | Дают общую характеристику вирусов и бактериофагов; запоминают историю открытия вирусов, гипотезы возникновения вирусов; приводят примеры вирусов, вызывающих инфекционные заболевания у человека и животных; объясняют необходимость и меры профилактики вирусных инфекций; составляют краткий конспект урока. | Вирусы, бактерифаг, капсид, вирусология, геном, иммунодефицит | Предметные умения: должны знать общие принципы строения вирусов животных, растений и бактерий; пути проникновения вирусов в организм; этапы взаимодействия вируса и клетки; объяснять механизмы взаимодействия вирусов и клеток; выявлять признаки сходства и различия в строении вирусов. Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию; формулировать проблему; отвечать на вопросы учителя; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: осуществление учебных действий — отвечать на поставленные вопросы; оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя. Личностные умения: самоопределение - проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук. |