КТП по биологии 6 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (6 класс) на тему
Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс по ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_6_bio.doc | 356 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждена приказом директора МБОУ СОШ № 4 № ___ от ________________ ____________ М.В.Кравцова | Приложение 1 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В 6 КЛАССЕ
НА 2017-2018 УЧ. ГОД
№ | дата | тема | Виды д-ти, форма работы | Базовые понятия | Планируемые результаты | |||||||||||||||||||
план | факт | универсальные учебные действия (УУД) | ||||||||||||||||||||||
Раздел 1. Строение и свойства живых организмов. 29 ч. Основные свойства живых организмов. 3 ч. | ||||||||||||||||||||||||
1 | 02.09. | Биология – наука о живых организмах (формирование новых знаний) | Проведение инструктажа Находить в тексте учебника и других источниках информацию о признаках живых организмах | Клетка - элементарная единица живого. Безъядерые и ядерные клетки. Обмен веществ, питание, выделение, дыхание, раздражимость. Биология, жизнь, живой организм | Предметные умения: должны уметь называть основные свойства живых организмов, признаки, по которым живые организмы отличаются от неживых. Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - организовывать свою учебную деятельность; участвовать в групповой работе (малая группа, класс); коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; регулятивные: планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность; планировать свою деятельность под руководством учителя; отвечать на поставленные вопросы. Личностные умения: самоопределение - соблюдение социальных норм и правил поведения в классе, школе, дома и др.; проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук; нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; осознание ответственного отношения к обучению, познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программы; необходимости защиты окружающей среды; | |||||||||||||||||||
2 | 06.09. | Чем живое отличается от неживого (формирование новых знаний) | Выделяют основные признаки живых организмов | Жизнь, белок, открытая система, энергия, вещество, признаки живого | ||||||||||||||||||||
3 | 09.09. | Основные свойства живых организмов (решение частных задач) Входной срез | Называют основные свойства живых организмов. Используют Интернет для поиска информации | Раздражимость, обмен веществ, обмен энергии, возбудимость, рост, белок, воспроизведение, дыхание, подвижность, размножение | Предметные умения: должны уметь называть основные признаки живого: обмен веществ, питание, дыхание, выделение, раздражимость, подвижность, размножение, рост, развитие. Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; формулировать проблему; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; регулятивные: осуществление учебных действий - принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы. Личностные умения: самоопределение - проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук; нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания | |||||||||||||||||||
Химический состав клеток (4 часа) | ||||||||||||||||||||||||
4 | 13.09. | Неорганические вещества клетки (формирование новых знаний) | Называют неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями | Клетка, неорганические вещества, органические вещества, соли, вода, минеральные соли, ионы | Предметные умения: должны уметь характеризовать понятия: элементы, органические и неорганические вещества, минеральные соли; называть неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки; органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; формулировать проблему; отвечать на вопросы учителя; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; взаимодействие - строить сообщения в соответствии с учебной задачей; адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; регулятивные: осуществление учебных действий — отвечать на поставленные вопросы; оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; целеполагание - осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё не известно. Личностные умения: самоопределение - осознание ответственного отношения к природе, необходимости защиты окружающей среды; проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук; доброжелательного отношения к мнению другого человека | |||||||||||||||||||
5 | 16.09. | Органические вещества клетки (формирование новых знаний) | Называют органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Ориентируются в учебнике по заданиям учителя | Белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты | ||||||||||||||||||||
6 | 20.09. | Л/р № 1 «Определение состава семян» (комплексное применение знаний, умений, навыков) | Выполняют лабораторную работу. Различают изученные объекты в природе, таблицах. Объясняют значение биологических знаний в повседневной жизни | Белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты | Предметные умения: должны уметь называть неорганические и органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки; знать правила техники безопасности при выполнении лабораторных и практических работ; пользоваться лабораторным оборудованием; делать выводы по результатам работы; объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни; характеризовать понятия: элементы, органические и неорганические вещества, минеральные соли. Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию; формулировать проблему; логические - подводить итоги работы, формулировать вывод; коммуникативные: владеть коммуникативными умениями; корректно вести диалог, участвовать в дискуссии; регулятивные: планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность; осуществление учебных действий - выполнять лабораторную работу; целеполагание - выполнять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё не известно. Личностные умения: смыслообразование - понимание роли биологических знаний | |||||||||||||||||||
7 | 23.09. | Обобщение «Основные свойства живых организмов. Химический состав клетки» (обобщение и систематизация знаний) | Участвуют в групповой работе, применяют знания при решении биологических задач; участвуют в коллективной беседе, обмениваются мнениями | Основные свойства живых организмов. Химический состав клетки | Предметные умения: должны уметь объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни, применять знания при решении биологических задач. Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные – осваивать приемы исследовательской деятельности; организовывать свою учебную деятельность; участвовать в групповой работе (малая группа, класс); формулировать ответы на вопросы учителя; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; регулятивные: осуществление учебных действий – принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; отвечать на поставленные вопросы, работать с текстом параграфа и его компонентами; целеполагание – осуществлять постановку учебной задачи на основе отнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё не известно. Личностные умения: самоопределение – проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук; нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; владение коммуникативными нормами и правилами в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями в процессе учебной деятельности | |||||||||||||||||||
Строение растительной и животной клеток. Клетка - живая система (4 ч) | ||||||||||||||||||||||||
8 | 27.09. | Строение растительной клетки (формирование новых знаний) | Выделяют особенности строения растительной клетки. Доказывают, что клетка - элементарная частица живого | Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хлорофилл, хлоропласты, органоиды: ЭПС, аппарат Гольджи, рибосомы, митохондрии, лизосомы, клеточный центр, центриоли, ядро, ядрышко, хромосомы | Предметные умения: должны уметь распознавать и описывать клеточное строение кожицы лука, мякоти плода, основные части и органоиды клетки растений; называть клеточные структуры растительной клетки и их значение, функции органоидов клетки, отличие растительной клетки от животной: клеточная оболочка, вакуоль, пластиды; сравнивать по заданным критериям строение клетки кожицы лука и клетки мякоти листа; характеризовать понятия: хлорофилл, хлоропласты, органоиды, эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, рибосомы, митохондрии, лизосомы, клеточный центр, центриоли, ядро, ядрышко, хромосомы; применять знания и умения в повседневной жизни для чтения схематических рисунков и таблиц. Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; формулировать проблему; отвечать на вопросы учителя; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: осуществление учебных действий - отвечать на поставленные вопросы; оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя. Личностные умения: самоопределение - проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук | |||||||||||||||||||
9 | 30.09. | Строение животной клетки (комбинированный) | Распознают и описывают основные части и органоиды клетки животных | |||||||||||||||||||||
10 | 04.10. | Л/р № 2 «Строение клеток живых организмов» (на готовых микропрепаратах)» (комплексное применение знаний, умений, навыков) | Рассматривают на готовых микропрепара-тах и описывают клетки живых организмов. Распознают и описывают основные части и органоиды клетки растений и животных | Клетка - элементарная единица живого. Клеточное строение кожицы лука, мякоти плода, деление клетки, рост | Предметные умения: должны знать правила техники безопасности при выполнении лабораторных и практических работ; должны уметь пользоваться лабораторным оборудованием; делать выводы по ре зультатам работы; объяснять значение биологических знаний в по вседневной жизни; распознавать и описывать клеточное строение кожицы лука, мякоти плода, деление клетки, рост; называть клеточ ные структуры и значение растительной и животной клеток, отличи тельные признаки растительной клетки от животной, органоиды клетки, распознавать на таблицах и описывать основные органоиды клетки; сравнивать клетки растений, животных, человека. Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию; формулировать проблему; логические - подводить итог работы, формулировать вывод; коммуникативные: владеть коммуникативными умениями; корректно вести диалог и участвовать в дискуссии; регулятивные: планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность; осуществление учебных действий - выполнять лабораторную работу; целеполагание - формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё не известно. Личностные умения: смыслообразование - понимание значения знаний для человека | |||||||||||||||||||
11 | 07.10. | К/р «Основные Свойства живого. Клетка» (контроль знаний) | Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида | Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов | Предметные умения: должны уметь применять полученные знания при решении биологических задач. Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - устанавливать причинно-следственные связи; владеть навыками контроля и оценки своей деятельности; регулятивные: осуществление учебных действий — принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование - составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью; целеполагание - формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё не известно. Личностные умения: самоопределение - проявление интеллектуальных и творческих способностей | |||||||||||||||||||
Деление клетки (1 ч) | ||||||||||||||||||||||||
12 | 11.10. | Деление клеток. (формирование новых знаний) | Распознают и описывают стадии деления клетки. Обосновывают биологическое значение процесса деления клетки. Сравнивают два типа деления клеток - митоз и мейоз | Деление клетки – основа роста и размножения организмов. Фазы деления, хромосомы | Предметные умения: должны уметь распознавать и описывать стадии деления клетки; характеризовать понятия: митоз, мейоз, хроматиды; называть структуры клетки, участвующие в делении, роль хромосом. Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию; формулировать проблему; отвечать на вопросы учителя; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: осуществление учебных действий — отвечать на поставленные вопросы; оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя. Личностные умения: самоопределение - проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук | |||||||||||||||||||
Ткани растений и животных (4 ч) | ||||||||||||||||||||||||
13 | 14.10. | Ткани растений (формирование новых знаний) добавить 1 за счет первых | Различают типы тканей. Распознают и описывают строение и функции тканей растений и животных. Устанавливают связь между строением и функциями клеток тканей. Описывают и сравнивают строение различных групп тканей. | Ткань. Типы тканей. Защитная, покровная, механическая, проводящая запасающая, ассимиляционная, образовательная, костная, нервная, скелетная, гладкая мышечная, кровь, жировая, эпителиальная | Предметные умения: должны знать существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов; распознавать и описывать строение и функции тканей растений и животных; давать определение, что такое ткань; называть основные группы тканей человека; устанавливать соответствие между строением тканей и выполняемыми функциями; характеризовать понятия: эпителиальная,, соединительная, мышечная (гладкая и поперечно-полосатая), нервная ткани. Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - применять приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; осуществлять постановку и формулирование проблемы; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; регулятивные: осуществление учебных действий - принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы. Личностные умения: смыслообразование - проявление стремления хорошо учиться, сориентированность на качественное получение образования | |||||||||||||||||||
14, 15 | 18.10. 21.10. | Ткани животных (формирование новых знаний) | ||||||||||||||||||||||
16 | 25.10. | Л/р № 3 «Ткани живых организмов» (комплексное применение знаний, умений, навыков) | Устанавливают причинно- следственные связи. Рассматривают на готовых микро препаратах и описывают ткани живых организмов. Называют основные функции тканей. Описывают и сравнивают строение различных групп тканей. Наблюдают за биологическими процессами, описывают их, делают выводы | Типы тканей растений. Запасающая, механическая, покровная, проводящая, образовательная ткани. Ткани животных: костная ткань, нервная ткань, скелетная мышца, гладкая мышца, хрящевая ткань, кровь, соединительная ткань | Предметные умения: должны знать правила техники безопасности при выполнении лабораторных и практических работ; уметь пользоваться лабораторным оборудованием, делать выводы по результатам работы; объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни; различать типы тканей растений, распознавать и описывать строение и функции тканей растений, давать определение термину «ткань», называть типы тканей растений, функции тканей растений и животных, основные группы тканей человека, объяснять последствия для растения нарушения человеком покровной ткани, характеризовать понятия: эпителиальная, соединительная, мышечная (гладкая и поперечно-полосатая), нервная ткани; устанавливать соответствие между строением тканей и выполняемыми функциями. Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - осуществлять приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; формулировать проблему;логические - подводить итог работы, формулировать выводы; коммуникативные: уметь корректно вести диалог и участвовать в дискуссии; регулятивные: планирование - составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность; осуществление учебных действий - выполнять лабораторную работу. Личностные умения: самоопределение - осознание ответственного отношения к природе, понимание необходимости защиты окружающей среды | |||||||||||||||||||
Органы и системы органов (11 ч) | ||||||||||||||||||||||||
17 | 28.10. | Органы и системы органов. Органы цветковых растений. (формирование новых знаний) | Устанавливают связь между строениями и функциями органов. Описывают органы цветковых растений. | Ткань, орган, межклеточное вещество, система органов, побег, лист, корень, цветок | Предметные умения: должны уметь формулировать определение понятий: ткань, орган, называть органы и системы органов, признаки взаимосвязи органов; должны уметь называть органы цветкового растения; типы корневых систем, характеризовать понятия: корень, корневая система, типы корней (главные, придаточные и боковые), типы корневых систем (мочковатая, стержневая), дыхательные корни, корни-подпорки, корни-прицепки; распознавать и описывать виды корней, зоны корня; устанавливать соответствие между видоизменениями корня и его функциями, сравнивать по заданным критериям типы корневых систем, различать корневые системы однодольных и двудольных растений. Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; формулировать проблему; отвечать на вопросы учителя; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; взаимодействие - строить сообщения в соответствии с учебной задачей; адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; регулятивные: осуществление учебных действий - отвечать на поставленные вопросы; оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя. Личностные умения: самоопределение- осознание ответственного отношения к природе, необходимости защиты окружающей среды; проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук; проявление интеллектуальных и творческих способностей; доброжелательного отношения к мнению другого человека. | |||||||||||||||||||
18 | 08.11. | Строение корневых систем. (формирование новых знаний) | Описывают внутреннее строение частей побега и их функции. Называют части побега. Описывают и сравнивают части побега. Устанавливают взаимосвязь между строением побега и его функциями | Побег, лист, стебель. Корень; корневая система; типы корней: главные, придаточные и боковые; типы корневых систем: мочковатая, стержневая; дыхательные корни, корни-подпорки, корни-прицепки | ||||||||||||||||||||
19 | 11.11. | Органы цветковых растений. Побег. (формирование новых знаний) | ||||||||||||||||||||||
20 | 15.11. | Органы цветковых растений. Лист. (формирование новых знаний) | ||||||||||||||||||||||
21 | 18.11. | Строение цветка. (комбинированный) | Называют органы цветкового растения. Сравнивают по определенным критериям семена двудольных и однодольных растений | Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия. Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян однодольного и двудольного растений | Предметные умения: должны уметь называть функции стебля, значение семян, распознавать и описывать по рисункам строение цветка ветроопыляемых растений и насекомоопыляемых растений, типы соцветий, на живых объектах внешнее строение стебля, по рисунку строение семян однодольных и двудольных растений, по рисункам, коллекциям строение плодов; устанавливать соответствие между функциями стебля и типами тканей, выполняющими данную функцию, соответствие между частями семени и органами проростка, объяснять взаимосвязь стебля с другими органами растения, взаимосвязь строения цветка и его опылителей; давать определение понятиям: двудольные и однодольные растения, покрытосемянные; выявлять приспособления растений к опылению на примере строения цветка и соцветий, сравнивать по заданным критериям строение цветков различных растений, приводить примеры растений с различными типами плодов, выделять приспособления для распространения плодов. Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные — осваивать приемы исследовательской деятельности; организовывать свою учебную деятельность; применять знания при решении биологических задач; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, регулятивные: осуществление учебных действий - отвечать на поставленные вопросы, работать с текстом параграфа и его компонентами. Личностные умения: самоопределение - проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук; нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания. | |||||||||||||||||||
22 | 22.11. | Соцветия. (комбинированный) | ||||||||||||||||||||||
23 | 25.11. | Плоды растений. (комбинированный) | ||||||||||||||||||||||
24 | 29.11. | Строение семян и их функции .(комбинированный) | ||||||||||||||||||||||
25 | 02.12. | Органы и системы органов животных (комбинированный) | Называют основные органы и их системы у животных. Объясняют роль систем органов Обосновывают важность взаимосвязи систем органов организма | Основные системы органов животного организма: пищеварительная, кровеносная, дыхательная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная | Предметные умения: должны уметь называть органы цветкового растения; типы корневых систем, функции стебля, значение семян; распознавать и описывать по рисункам строение цветка ветроопыляемых растений и насекомоопыляемых растений; типы соцветий; на живых объектах внешнее строение стебля; по рисунку строение семян однодольных и двудольных растений, по рисункам, коллекциям строение плодов; устанавливать соответствие между функциями стебля и типами тканей, выполняющими данную функцию; между частями семени и органами проростка; характеризовать понятия: корень, корневая система, типы корней (главные, придаточные и боковые), типы корневых систем (мочковатая, стержневая), дыхательные корни, корни-подпорки, корни-прицепки; объяснять взаимосвязь стебля с другими органами растения, взаимосвязь строения цветка и его опылителей; давать определение терминам «двудольные и однодольные растения», «покрытосемянные»; выявлять приспособления растений к опылению на примере строения цветка и соцветий; сравнивать по заданным критериям строение цветков различных растений; приводить примеры растений с различными типами плодов; выделять приспособления для распространения плодов. Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; отвечать на вопросы учителя; коммуникативные: строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: осуществление учебных действий - отвечать на поставленные вопросы; оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя. Личностные умения: самоопределение - проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук | |||||||||||||||||||
26 | 06.12. | Органы и системы органов животных (комбинированный) | ||||||||||||||||||||||
27 | 09.12. | Л/р «Распознавание органов растений и животных» (комплексное применение знаний, умений, навыков) | Устанавливают причинно- следственные связи. Формируют первоначальные представления | Ткань, орган, система органов | Предметные умения: должны знать правила техники безопасности при выполнении лабораторных и практических работ; уметь пользоваться лабораторным оборудованием; делать выводы по результатам работы; объяснять роль биологических знаний; давать определения понятиям: ткань, орган; называть особенности строения и функции многоклеточного организма, признаки взаимосвязи органов; распознавать и описывать на таблицах органы и системы органов животных. | |||||||||||||||||||
Растения и животные как целостные организмы (2 ч) | ||||||||||||||||||||||||
28 | 13.12. | Растения и животные как целостный организм (комбини рованный) | Устанавливают причинно- следственные связи. Формируют первоначальные представления о биологических объектах, процессах и явлениях. Наблюдают за биологическими процессами, описывают их, делают выводы | Ткань, орган, системы органов | Предметные умения: должны уметь давать определения понятиям: ткань, орган; называть особенности строения и функции многоклеточного организма; называть признаки взаимосвязи органов, распознавать и описывать на таблицах органы и системы органов животных. Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию; формулировать проблему; отвечать на вопросы учителя; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; взаимодействие - строить сообщения в соответствии с учебной задачей, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; регулятивные: осуществление учебных действий - отвечать на поставленные вопросы; оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; целеполагание - формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё не известно. Личностные умения: самоопределение - проявление ответственного отношения к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды | |||||||||||||||||||
29 | 16.12. | К/р «Растения и животные как целостные организмы» (контроль знаний) | Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида | Ткань, орган, системы органов | Предметные умения: должны уметь понимать роль биологических знаний; давать определения изученным понятиям; называть особенности строения и функции многоклеточного организма, признаки взаимосвязи органов; распознавать и описывать на таблицах органы и системы органов животных. Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - устанавливать причинно-следственные связи; владеть навыками контроля и оценки своей деятельности; применять знания при решении биологических задач; регулятивные: осуществление учебных действий - принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование - составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью; целеполагание - осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё не известно. Личностные умения: самоопределение - проявление интеллектуальных и творческих способностей | |||||||||||||||||||
Раздел 2. Жизнедеятельность организмов (37 ч) Тема 2.1. Питание и пищеварение (4 ч) | ||||||||||||||||||||||||
30 | 20.12. | Пищеварение и его значение. (формирование новых знаний) | Описывают особенности питания и пищеварения живых организмов | Питание, пищеварение, пищеварительный канал, пищеварительные ферменты | Предметные умения: должны уметь называть особенности строения пищеварительных систем животных, пищеварительные ферменты; объяснять роль и механизм почвенного питания в жизни растений, влияние удобрений на растения, космическую роль зеленых растений; формулировать определение фотосинтеза; объяснять значение воздушного питания в жизни растений, значение фотосинтеза для жизни на Земле; определять роль органов растений в образовании и перераспределении органических веществ; сравнивать процессы пищеварения и пищеварительные системы у разных групп животных и делать выводы на основе сравнения. Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; формулировать проблему; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; регулятивные: осуществление учебных действий - принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы. Личностные умения: самоопределение - осознание ответственного отношения к природе, необходимости защиты окружающей среды; проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук; доброжелательного отношения к мнению другого человека. | |||||||||||||||||||
31 | 23.12. | Типы питания растений. (комбинированный) | Описывают особенности питания растений. Определяют сущность воздушного и почвенного питания. Обосновывают биологическую роль зелёных растений | История открытия фотосинтеза. Почвенное питание. Воздушное питание (фотосинтез) | ||||||||||||||||||||
32 | 27.12. | Питание и пищеварение у животных. (формирование новых знаний) | Определяют тип питания животных. Называют основные отделы пищеварительной системы животных. Обосновывают связь системы органов между собой | Травоядные животные, хищники, трупоеды, симбионты, паразиты | Предметные умения: должны уметь характеризовать понятия: растительноядные организмы, хищники, трупоеды, симбионты, паразиты; называть особенности строения пищеварительных систем животных; сравнивать процессы пищеварения у разных групп животных и делать выводы на основе сравнения. Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - владеть приемами исследовательской деятельности; организовывать свою учебную деятельность; участвовать в групповой работе (малая группа, класс); формулировать ответы на вопросы учителя; применять знания при решении биологических задач; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; регулятивные: осуществление учебных действий - принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; отвечать на поставленные вопросы, работать с текстом параграфа и его компонентами; целеполагание -формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё не известно. Личностные умения: самоопределение — владение коммуникативными нормами и правилами в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями в процессе учебной деятельности | |||||||||||||||||||
33 | 30.12. | Эволюция пищеварительных систем у животных. (комбинированный) | Описывают сущность процесса пищеварения. Приводят примеры травоядных, хищников, симбионтов, паразитов | Эволюция, усложнение | ||||||||||||||||||||
Тема 2.2. Дыхание (3 ч) | ||||||||||||||||||||||||
34 | 10.01. | Сущность дыхания. Дыхание растений. (формирование новых знаний) | Определяют сущность процесса дыхания. Сравнивают процессы фотосинтеза и дыхания. Называют органы, участвующие в процессе дыхания | Типы дыхания. Клеточное дыхание. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений | Предметные умения: должны уметь формулировать определение понятия дыхание; описывать опыты, подтверждающие дыхание растений; определять сущность биологического процесса дыхания; выделять приспособления растений для дыхания; сравнивать по заданным критериям процессы фотосинтеза и дыхания; характеризовать понятия: жабры (внутренние и наружные), трахеи, лёгкие', описывать сущность биологического процесса дыхание; называть типы дыхания у животных. Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - владеть приемами работы с информацией; формулировать проблему; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; регулятивные: осуществление учебных действий - принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы. Личностные умения: самоопределение - проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук; нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; владение коммуникативными нормами и правилами в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями в процессе учебной деятельности. | |||||||||||||||||||
35 | 13.01. | Дыхание животных. (комбинированный) | Называют типы дыхания у животных. Приводят примеры животных и называют их тип дыхания | Дыхание, легкие, альвеолы, клеточное дыхание Легочные мешки, клеточное дыхание, жабры, трахея, бронхи, устьице | ||||||||||||||||||||
36 | 17.01. | К/р «Питание. Пищеварение. Дыхание» (контроль знаний) | Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида | Питание. Пищеварение. Дыхание | Предметные умения: должны уметь применять знания при решении биологических задач. Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - устанавливать причинно-следственные связи; овладевать навыками контроля и оценки своей деятельности; регулятивные: осуществление учебных действий -принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование - составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью; целеполагание - осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё не известно. Личностные умения: самоопределение - проявление интеллектуальных и творческих способностей | |||||||||||||||||||
Тема 2.3. Передвижение веществ в организме (4 ч) | ||||||||||||||||||||||||
37 | 20.01. | Передвижение органических и минеральных веществ в растениях. (формирование новых знаний) | Называют и описывают проводящие системы растений и животных. Называют части проводящей системы растений | Сосуды, сито- видные трубки, корневые волоски, древесина, луб, кровеносная система, клетки крови | Предметные умения: должны знать этапы водообмена; распознавать и описывать растения различных экологических групп; использовать приобретённые знания и умения для выращивания комнатных растений, ухода за ними; описывать сущность процесса переноса веществ в растении, его значение. Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; осуществлять постановку и фор- мулирование проблемы; отвечать на вопросы учителя; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; взаимодействие - строить сообщения в соответствии с учебной задачей; использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; регулятивные: осуществление учебных действий - отвечать на поставленные вопросы; оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; целеполагание - осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё не известно. Личностные умения: самоопределение - осознание ответственного отношения к природе, необходимости защиты окружающей среды; проявление любознательности, интереса к изучению природы методами естественных наук | |||||||||||||||||||
38 | 24.01. | П/р № 1 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю» (комплексное применение знаний, умений, навыков) | Характеризуют особенности переноса воды, органических и минеральных веществ в растениях. Наблюдают за биологиче- скими процес- сами, описывают их, делают выводы | Корневое давление, сосуды | Предметные умения: должны знать правила техники безопасности при выполнении лабораторных и практических работ; уметь пользоваться лабораторным оборудованием; делать выводы по результатам работы; объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни; характеризовать понятия: сосуды, ситовидные трубки; описывать сущность процесса переноса веществ в растении, его значение; использовать приобретённые знания и умения для выращивания комнатных растений, ухода за ними. Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; логические - подводить итог работы, формулировать вывод; коммуникативные: владеть коммуникативными умениями; вести диалог и участвовать в дискуссии; регулятивные: планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность; осуществление учебных действий - выполнять практическую работу; целеполагание - осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё не известно. Личностные умения: владение коммуникативными нормами и правилами в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями | |||||||||||||||||||
39, 40 | 27.01. 31.01. | Транспорт веществ в организме животных. (формирование новых знаний) | Описывают кровообращение млекопитающих. Устанавливают взаимосвязь кровеносной системы с дыхательной и органами кровообращения. Характеризуют особенности транспорта веществ у животных. При- водят примеры животных с разными типами кровеносных систем | Кровеносная система, её строение, функции. Гемолимфа, кровь и её составные части (плазма, клетки крови) | Предметные умения: должны уметь характеризовать понятия: кровь, плазма, гемоглобин, гемолимфа, типы кровеносной системы (замкнутая и незамкнутая), вены, артерии, капилляры, предсердие, желудочек; описывать сущность процесса переноса веществ в организме животного, его значение; называть органы кровеносной системы и узнавать их на рисунках, функции органов кровеносной системы. Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; осуществлять постановку и формулирование проблемы; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; регулятивные: осуществление учебных действий - принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы. Личностные умения: самоопределение - проявление доброжелательного отношения к мнению другого человека. | |||||||||||||||||||
Тема 2.4. Выделение. Обмен веществ и энергии (4 ч) | ||||||||||||||||||||||||
41 | 03.02. | Выделение у растений и животных. | Определяют существенные признаки процесса выделения. Выявляют особенности выделения у растений. Определяют значение выделения в жизни организмов. Приводят при- меры выдели- тельных систем животных. | Выделение, почки, сократительная вакуоль, выделительные канальцы, нефридии, мочеточник, мочевой пузырь | Предметные умения: должны уметь характеризовать понятия: сократительная вакуоль, выделительные канальцы, нефридии, мочеточник, мочевой пузырь; описывать сущность процесса выделения у живых организмов, его значение; называть органы выделения растений, различных животных и узнавать их на таблицах; органы, участвующие в обмене веществ у животных; формулировать определение понятия обмен веществ, теплокровные и холоднокровные животные.. Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - находить в тексте учебника и других источниках информацию о выделении у растений и животных; формулировать ответы на вопросы учителя; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; взаимодействие - строить сообщения в соответствии с учебной задачей; адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; регулятивные: осуществление учебных действий - отвечать на поставленные вопросы; оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; целеполагание - осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё не известно. Личностные умения: самоопределение - осознание ответственного отношения к природе, необходимости защиты окружающей среды; проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук; доброжелательного отношения к мнению другого человека | |||||||||||||||||||
42 | 17.02. | Обмен веществ. (формирование новых знаний) | Устанавливают взаимосвязь систем органов организма в процессе обмена веществ. Характеризуют особенности обмена веществ у растений и животных. | Почки, мочеточники, клоака, мочевой пузырь | ||||||||||||||||||||
43 | 17.02. | Обобщение «Передвижение веществ. Выделение. Обмен веществ.» (контроль и коррекция знаний) | Доказывают, что обмен веществ - важнейший признак живого. Приводят примеры выдели- тельных систем животных. Устанавливают взаимосвязь систем органов организма в процессе обмена веществ. Характеризуют особенности процесса выделения у растений и ивотных. Формируют первоначальные представления о биологических объектах, процессах и явлениях | Выделение, почки, сокра- тительная вакуоль, вы- делительные канальцы, нефридии, мочеточник, мочевой пузырь | ||||||||||||||||||||
44 | 21.02. | К/р «Передвижение веществ. Выделение. Обмен веществ» (контроль знаний) | Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида | Передвижение веществ. Выделение. Обмен веществ | Предметные умения: должны уметь применять полученные знания при решении биологических задач. Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - устанавливать причинно-следственные связи; владеть навыками контроля и оценки своей деятельности; регулятивные: осуществление учебных действий - принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование - составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью; целеполагание - осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё не известно. Личностные умения: самоопределение - проявление интеллектуальных и творческих способностей | |||||||||||||||||||
Тема 2.5. Опорные системы (2 ч) | ||||||||||||||||||||||||
45 | 24.02. | Опорные системы: значение, строение. (формирование новых знаний) | Называют и описывают строение опорных систем растений и животных | Скелет, наружный скелет, внутренний скелет, мышцы | Предметные умения: должны уметь называть значение опорных систем в жизни растений и животных, типы скелетов у животных; характеризовать понятия: кости, связки, сухожилия, строение кости. Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - работать с информацией: осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию; формулировать ответы на вопросы учителя; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: осуществление учебных действий - отвечать на поставленные вопросы; оценивать свой ответ, свою работу и работу одноклассников. Личностные умения: самоопределение - осознание ответственного отношения к природе, необходимости защиты окружающей среды; проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук | |||||||||||||||||||
46 | 28.02. | Опорно-двигательные системы позвоночных. Л/р № 4 «Разнообразие опорных систем животных» (комплексное применение знаний, умений, навыков) | Объясняют роль опорных систем для живых организмов | Кости, шов, сустав, позвоночник, надкостница, сухожилие | Предметные умения: должны знать правила техники безопасности при выполнении лабораторных и практических работ; уметь пользоваться лабораторным оборудованием; делать выводы по результатам работы; объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни; приводить примеры животных с различными типами скелетов; называть роль движения в жизни животных; характеризовать понятия: движение, реснички, жгутик, мышечная деятельность. Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию; формулировать проблему; логические - подводить итоги работы, формулировать выводы; коммуникативные: владеть коммуникативными умениями; корректно вести диалог, участвовать в дискуссии; регулятивные: планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность; осуществление учебных действий - выполнять лабораторную работу; целеполагание -осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё не известно. Личностные умения: самоопределение - осознание ценности здорового и безопасного образа жизни | |||||||||||||||||||
Тема 2.6. Движение (4 ч) | ||||||||||||||||||||||||
47 | 03.03. | Движение. Двигательные реакции растений. (формирование новых знаний) | Называют и описывают способы движения животных, приводят примеры. Приводят доказательства двигательной активности растений
| Тропизмы, настии у растений | Предметные умения: должны уметь называть роль движения; характеризовать понятия: движение, реснички, жгутик, мышечнаядеятельность; давать определение понятиям: тропизм, настия. Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - работать с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; формулировать проблему; отвечать на вопросы учителя; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; взаимодействие — строить сообщения в соответствии с учебной задачей; адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; регулятивные: осуществление учебных действий - принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; целеполагание - осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё не известно. Личностные умения: самоопределение — осознание ответственного отношения к природе, необходимости защиты окружающей среды; проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук; доброжелательного отношения к мнению другого человека | |||||||||||||||||||
48 | 07.03. | Движение одноклеточных и беспозвоночных животных. Л/р № 5 «Движение инфузории туфельки» Л/р № 6 «Перемещение дождевого червя» (комплексное применение знаний, умений, навыков) | Устанавливают взаимосвязь между средой обитания и способами передвижения организма. Приводят при- меры животных с разными способами передвижения. Наблюдают за биологическими процессами, описывают их, делают выводы | Движение, реснички, жгутики, ложноножки | Предметные умения: должны знать правила техники безопасности при выполнении лабораторных и практических работ; уметь пользоваться лабораторным оборудованием; делать выводы по результатам работы; объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни; называть способы передвижения животных; распознавать и описывать на таблицах органы движения животных; характеризовать следующие понятия: реснички, жгутики, ложноножки. Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию; формулировать проблему; логические - подводить итоги работы, формулировать выводы; коммуникативные: вести диалог, участвовать в дискуссии; регулятивные: планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность; осуществление учебных действий - выполнять лабораторную работу; целеполагание - осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё не известно. Личностные умения: самоопределение - проявление доброжелательного отношения к мнению другого человека | |||||||||||||||||||
49 | 10.03. | Движение многоклеточных животных в водной среде. (комплексное применение знаний, умений, навыков) | Объясняют роль движений в жизни живых организмов. Сравнивают способы движения между собой. Наблюдают за поведением животных | Движение, реснички, жгутики, реактивное движение, хвостовой плавник, плавательные перепонки | Предметные умения: должны знать правила техники безопасности при выполнении лабораторных и практических работ; уметь пользоваться лабораторным оборудованием; делать выводы по результатам работы; объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни; называть способы передвижения животных; распознавать и описывать на таблицах органы движения животных; характеризовать следующие понятия: движение, мышечная деятельность, перо, конечности, хвостовой плавник, реактивное движение, плавательные перепонки. Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию; формулировать проблему; логические - подводить итоги работы, формулировать выводы; коммуникативные: вести диалог, участвовать в дискуссии; регулятивные: планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность; осуществление учебных действий - выполнять лабораторную работу; целеполагание - осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё не известно. Личностные умения: самоопределение - проявление доброжелательного отношения к мнению другого человека | |||||||||||||||||||
50 | 14.03. | Движение позвоночных животных. (комплексное применение знаний, умений, навыков) | Устанавливают взаимосвязь между средой обитания и способами передвижения организма. Приводят при- меры животных с разными способами передвижения. Наблюдают за биологическими процессами, описывают их, делают выводы | Движение, реснички, жгутики, реактивное движение, хвостовой плавник, плавательные перепонки, крыло, перо, опахало, очин, грудные мышцы | ||||||||||||||||||||
Тема 2.7. Регуляция процессов жизнедеятельности (4 ч) | ||||||||||||||||||||||||
51 | 17.03. | Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. (формирование новых знаний) | Называют и определяют части регуляторных систем | Раздражимость Нервная система, особенности строения. Рефлекс, инстинкт | Предметные умения: должны уметь различать изученные объекты в природе, на таблицах; давать определение понятиям: раздражимость, рефлекс, строение головного мозга: передний мозг, мозжечок, средний мозг, задний мозг; инстинкт, большие и малые полушария головного мозга. ; распознавать и описывать на таблицах основные отделы и органы нервной системы; называть системы, обеспечивающие координацию и регуляцию процессов жизнедеятельности у животных; называть принцип работы нервной системы, типы нервных систем у животных; характеризовать понятия: раздражимость, чувствительность, нервная и эндокринная система, сетчатая нервная система, рефлекс, нервные узлы, окологлоточное нервное кольцо, брюшная нервная цепочка, спиной и головной мозг. Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; формулировать проблему; коммуникативные: строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: осуществление учебных действий - принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы. Личностные умения: проявление познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программы | |||||||||||||||||||
52 | 21.03. | Нервная система и ее роль в регуляции жизнедеятельности животных (комбинированный) | Объясняют рефлекторный характер деятельности нервной системы | Передний мозг, мозжечок, средний мозг, задний мозг, инстинкт, большие и малые полушария головного мозга | ||||||||||||||||||||
53 | 24.03. | Эндокринная система и ее роль в регуляции жизнедея- тельности. Ростовые вещества растений. (комбини- рованный) | Сравнивают нервную и эндокринную системы, объясняют их роль в регуляции процессов жизнедеятель- ности организмов | Эндокринная система. Её роль в регуляции процессов жизнедеятель- ности. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений | ||||||||||||||||||||
54 | 04.04. | К/р «Опора. Движение. Регуляция процессов жизнедеятельности» | Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида | Раздражимость Нервная система, особенности строения. Рефлекс, инстинкт | Предметные умения: должны уметь применять знания при решении биологических задач. Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - устанавливать причинно-следственные связи; владеть навыками контроля и оценки своей деятельности; регулятивные: осуществление учебных действий - принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование - составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы; целеполагание - осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё не известно. Личностные умения: самоопределение - проявление интеллектуальных и творческих способностей | |||||||||||||||||||
Тема 2.8. Размножение (4 ч) | ||||||||||||||||||||||||
55 | 07.04. | Размножение и его виды. Бесполое размножение (формирование новых знаний) | Определяют роль размно- жения в жизни живых организмов. Выявляют особенности бесполого и полового размножения
| Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение | Предметные умения: должны уметь описывать процессы опыления и оплодотворения цветковых растений, процессы вегетативного размножения; выделять отличительные особенности полового и бесполого размножения; отличать оплодотворение от опыления; приводить примеры бесполого размножения и растений, размножающихся вегетативно; называть способы вегетативного размножения; распознавать и описывать способы вегетативного размножения; наблюдать за развитием растения при вегетативном размножении. Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - формулировать ответы на вопросы учителя; коммуникативные: строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: осуществление учебных действий - отвечать на поставленные вопросы; оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников. Личностные умения: самоопределение — осознание ответственного отношения к природе, необходимости защиты окружающей среды; проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук; доброжелательного отношения к мнению другого человека | |||||||||||||||||||
56 | 11.04. | Вегетативное размножение. П/р № 2 «Веге- тативное размножение комнатных растений» (комплексное применение знаний, умений, навыков) | Приводят при- меры организмов, для которых характерно бесполое размножение. Описывают сущность бесполого размножения. Наблюдают за биологическими процессами, описывают их, делают выводы | Спора, отводки, побеговые черенки, луковица, корневые черенки, клубень | Предметные умения: должны знать правила техники безопасности при выполнении лабораторных и практических работ; уметь пользоваться лабораторным оборудованием; делать выводы по результатам работы; объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни; называть органы вегетативного размножения растений; характеризовать понятие вегетативное размножение; распознавать и описывать способы вегетативного размножения. Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; формулировать проблему; логические - подводить итог работы, формулировать выводы; коммуникативные - владеть коммуникативными умениями; корректно вести диалог, участвовать в дискуссии; регулятивные: планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы; планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность; осуществление учебных действий - выполнять практическую работу. Личностные умения: владение коммуникативными нормами и правилами в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями. | |||||||||||||||||||
57 | 14.04. | Половое размножение растений (комбинированный)
| Определяют преимущества полового размножения. Называют и описывают части цветка, указывают их значение. Делают выводы о биологическом значении цветка, плода и семян | Половое размножение растений. Размножение растений семенами. Цветок как орган полового размножения; соцветия. Опыление, двойное оплодотворение. Образование плодов и семян | Предметные умения: должны уметь называть значение полового размножения, органы полового размножения растений; характеризовать понятия: половое размножение, гаметы, сперматозоиды, яйцеклетки, раздельнополые и обоеполые организмы, гермафродит, партеногенез, оплодотворение, зигота, наружное и внутреннее оплодотворение, семенники, яичники. Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; формулировать проблему; отве- чать на вопросы учителя; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; взаимодействие - строить сообщения в соответствии с учебной задачей; адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; регулятивные: осуществление учебных действий - отвечать на поставленные вопросы. Личностные умения: самоопределение - осознание ответственного отношения к природе, необходимости защиты окружающей среды; проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук. | |||||||||||||||||||
58 | 18.04. | Половое размножение животных (комбинированный) | Описывают сущность полового размножения. Объясняют преимущества полового размножения по сравнению с бесполым | Сперматозоид, яйцеклетка, семенники, яичники, гаметы, гермафродиты, раздельнополые, оплодотворение, зигота | Предметные умения: должны уметь различать изученные объекты в природе, на таблицах; давать определение понятиям: размножение, гамета, оплодотворение, зигота; называть значение полового размножения, органы полового размножения животных, женские и мужские половые клетки; характеризовать понятия: опыление, самоопыление, перекрёстное опыление, насекомоопыляемые и ветро-опыляемые растения, двойное оплодотворение. Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; формулировать проблему; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: осуществление учебных действий - принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы. Личностные умения: самоопределение - проявление доброжелательного отношения к мнению другого человека | |||||||||||||||||||
Тема 2.9. Рост и развитие (4ч) | ||||||||||||||||||||||||
59 | 21.04. | Рост и индивидуальное развитие растений. (формирование новых знаний) | Объясняют особенности роста и развития растений | Дробление, гаструла, бластула, жизненный цикл, гаметофит, спорофит. Индивидуальное развитие, про- росток, плод, семя, надземное прорастание, подземное прорастание | Предметные умения: должны уметь различать изученные объекты в природе, на таблицах; давать определение понятию индивидуальное развитие; распознавать и описывать на таблице части цветка, семена двудольных и однодольных растений, типы плодов, по рисунку стадии развития растения и их последовательность; выделять различия между процессами роста и развития; приводить примеры гибели растений от влияния условий среды, называть условия среды, необходимые для формирования и прорастания семян; наблюдать за ростом и развитием растений. Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; формулировать проблему; логические - осуществлять поиск необходимой информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о цветковых растениях; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: осуществление учебных действий - принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы. Личностные умения: самоопределение - проявление познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программ. | |||||||||||||||||||
60, 61 | 25.04. 28.04. | Рост и развитие животных. (формирование новых знаний) | Объясняют особенности развития животных. Сравнивают непрямое и прямое развитие животных организмов. Приводят примеры животных с разным типом постэмбрионального развития | Дробление, гаструла, бластула, прямое развитие, непрямое развитие Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие | Предметные умения: должны уметь различать изученные объекты в природе, на таблицах; называть этапы развития животных, типы постэмбрионального развития животных; описывать сущность эмбрионального и постэмбрионального развития животных. Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; формулировать проблему; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: осуществление учебных действий - принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы. Личностные умения: владение правилами поведения в классе | |||||||||||||||||||
62 | 05.05. | К/р «Размножение. Рост и развитие» (контроль знаний) | Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида | Размножение. Рост и развитие | Предметные умения: должны уметь применять знания при решении биологических задач. Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - устанавливать причинно-следственные связи; владеть навыками контроля и оценки своей деятельности; регулятивные: осуществление учебных действий — принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование - составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью; целеполагание - осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё не известно. Личностные умения: самоопределение - проявление интеллектуальных и творческих способностей | |||||||||||||||||||
Тема 2.10. Организм как единое целое (2 ч) | ||||||||||||||||||||||||
63 | 12.05. | Организм -единое целое (комбинированный) | Называют единицы строения живых организмов (клеток, тканей, органов). Выявляют взаимосвязь между особенностями строения и функциями. Устанавливают взаимосвязь между работой органов и систем органов организма | Клетка, ткань, орган, система органов, рост, развитие, размножение, функции органов | Предметные умения: должны уметь описывать сущность взаимосвязи клеток, тканей и органов в организмах. Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - формировать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; формулировать проблему; отвечать на вопросы учителя; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; взаимодействие – строить сообщения в соответствии с учебной задачей; адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; регулятивные: осуществление учебных действий – отвечать на поставленные вопросы; оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; целеполагание – осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё не известно. Личностные умения: самоопределение - осознание ответственного отношения к природе, необходимости защиты окружающей среды; проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук; доброжелательного отношения к мнению другого человека | |||||||||||||||||||
64 | 16.05. | Итоговая контрольная работа по курсу «Биология. Живой организм» (контроль знаний) | Итоговая тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида | Биология. Живой организм | Предметные умения: должны уметь применять полученные знания при решении биологических задач. Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - устанавливать причинно-следственные связи; владеть навыками контроля и оценки своей деятельности; регулятивные: осуществление учебных действий - принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование - составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью; целеполагание - осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё не известно. Личностные умения: самоопределение - понимание социальных норм; владение правилами поведения в классе, школе | |||||||||||||||||||
Раздел 3. Организм и среда (3 ч) Тема 3.1. Среда обитания. Факторы среды (2ч) | ||||||||||||||||||||||||
65 | 19.05. | Среда обитания. Факторы среды. (комбинированный) | Приводят примеры факторов неживой природы, их влияния на живые организмы, приспособления организмов к действию экологических факторов | Экология, экологические факторы | Предметные умения: должны уметь давать определение понятиям: среда обитания, экология, экологические факторы; называть виды экологических факторов; типы взаимоотношений организмов; приводить примеры взаимосвязей живых организмов; характеризовать понятия: симбиоз, хищничество. Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные: общеучебные - формировать приемы работы с информацией; формулировать проблему, ответы на вопросы учителя; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; взаимодействие - строить сообщения в соответствии с учебной задачей; адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; регулятивные: осуществление учебных действий — отвечать на поставленные вопросы; оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; целеполагание - осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё не известно. Личностные умения: самоопределение - владение коммуникативными нормами и правилами в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями в процессе учебной деятельности | |||||||||||||||||||
66 | 23.05. | Взаимосвязь живых организмов. Влияние деятельности человека .(комбиниро- ванный) | Используют приобретённые знания и умения для выращивания культурных растений и домашних животных, ухода за ними | Среда обитания, экология, факторы, абиотические, биотические, антропогенные, симбиоз, хищничество | ||||||||||||||||||||
Тема 3.2. Природные сообщества (1 ч) | ||||||||||||||||||||||||
67 | 26.05. | Природные сообщества (формирование новых знаний) | Узнают и различают растения различных экологических групп. Анализируют и оценивают последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы в экосистемах | Природное сообщество, биогеоценоз, экосистема, потребители, разрушители, цепь питания, сеть питания | Предметные умения: должны знать основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством, правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения; уметь объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу; объяснять роль растений и животных в жизни человека; обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы; соблюдать правила поведения в природе; различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных; вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей; приводить примеры изменений, происходящих в живой и неживой природе нашей планеты; называть основные типы природных сообществ; приводить примеры естественных сообществ; описывать видовой состав природных сообществ; объяснять, почему растения считаются основой круговорота веществ. Метапредметные УУД): познавательные: общеучебные - формулировать ответы на вопросы учителя; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы. Личностные умения: самоопределение - осознание ответственного отношения к природе, необходимости защиты окружающей среды; стремление к здоровому образу жизни; проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук. | |||||||||||||||||||
Обобщение и повторение. Резерв (3 ч) | ||||||||||||||||||||||||
68 | 30.05. | Обобщение и повторение теме «Строение и свойства живых организмов» (контроль и коррекция знаний) | Называют единицы строения живых организмов (клеток, тканей, органов). Выявляют взаимосвязь между особенностями строения и функциями. Устанавливают взаимосвязь между работой органов и систем органов организма | Питание, пищеварение, дыхание, кровообращение, выделение, обмен веществ, нервная система, эндокринная система, ткань, орган | Предметные умения: должны уметь различать изученные объекты в природе, на таблицах; называть типы тканей растений, функции тканей растений и животных, три группы организмов в экосистеме, виды экологических факторов, значение опорных систем в жизни растений и животных, типы скелетов у животных, значение полового размножения, органы полового размножения растений, животных, женские и мужские половые клетки, виды размножения, формы бесполого размножения у растений и животных, органы выделения растений, животных и узнавать их на таблицах; органы и системы органов животных, функции органов и систем, органы кровеносной системы и узнавать их на рисунках, функции органов кровеносной системы, состав крови, её функции, типы кровеносных систем, органы, обеспечивающие регуляцию процессов жизнедеятельности у животных, роль эндокринных желёз в регуляции жизнедеятельности позвоночных; системы, обеспечивающие координацию и регуляцию процессов жизнедеятельности у животных; принцип работы нервной системы, типы нервных систем у животных; системы, обеспечивающие координацию и регуляцию процессов жизнедеятельности у животных; этапы развития животных; типы постэмбрионального развития животных. Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные - формировать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; ставить и формулировать проблему; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: осуществление учебных действий - принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы. Личностные умения: осознание ценности здорового и безопасного образа жизни; владение коммуникативными нормами и правилами в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями |
Программный материал будет выполнен за счет сокращения темы «Обобщение и повторение» на 2 часа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку по биологии " Класс Птицы"
Использование данной презентации позволяет учащимся успешно повторить и закрепить изученный материал, сформировать положительную мотивацию к урокам биологии, активизировать умс...
Урок биологии "Класс Земноводные", 7 класс
Представляю методическую разработку урока и презентацию по теме "Класс Земноводные". http://festival.1september.ru/articles/524222/...
Конспект урока по биологии "Класс паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека"
Урок разработан к учебнику В.М.Константинова "Биология. Животные. 7 класс". Изучение нового материала сопровождается применением ИКТ (просмотра анимаций, видеофрагментов), самостоятельной работой в па...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по биологии. Класс 11 класс (профильный)
Количество часов: всего _105 часов; в неделю _3_ часа; Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений по биология для 10-11 классов, авторы: Г.И. Дымшиц, О.В. Са...
Проверочная работа по биологии "Класс Млекопитающие". 7 класс. УМК В.В. Пасечник.
Проверочная работа составлена в двух вариантах и представляет собой набор заданий разных типов....
УУД 10 класс профильПримерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология», класс 10, издательство «Просвещение» )
Примерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология&raqu...
Презентация к року биологии "Класс Птицы", 7,8 класс
В презентации представлен конспект с иллюстрациями по теме "Класс Птицы": отличительные черты класса, покровы, скелет, системы органов, размножение и развитие....