КТП по биологии 11 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (11 класс) на тему

Сергеева Виктория Васильевна

Календарно-тематеческое планирование по биологии 11 класс ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktp_11_bio.doc221.5 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждена приказом

директора МБОУ СОШ № 4

№ ___ от ________________

____________ М.В.Кравцова

Приложение 1

 Календарно-тематическое планирование в 11 классе на 2017 – 2018 уч. год

№№

п/п

Раздел,  тема

содержание

Элементы дополнительного содержания

дата

по плану

по факту

1. Эволюционное учение. 38 ч.

 1.1.Развитие  представлений  об эволюции живой природы. 6 ч.

1

Введение. Учение об эволюции органического мира.

Сущность эволюционных преобразований.

Инструктаж по ТБ

02.09.

2

История развития представлений о развитии жизни на Земле.

Научные и религиозные представления об эволюции. Идеи креационизма. Создание мира Творцом и неизменность живой природы.

05.09.

3

Система органической природы К. Линнея.

Значение работ К. Линнея. Система органического мира. Идея о постоянстве видов. Принцип иерархичности.

07.09.

4

Развитие эволюционных идей  Ж.Б. Ламарка.

Значение учения. Естественное происхождение живых организмов. Изменяемость видов  в зависимости  от условий среды.  Ошибочность взглядов  на механизм эволюции. Представления о слитной наследственности. Эволюционная единица – отдельный организм.

Подготовить сообщения о русских эволюционистах.

09.09.

5

Первые русские  эволюционисты.

Вклад русских ученых в развитие теории эволюции. Мировоззренческие идеи М.В. Ломоносова, К.Ф.Рулье, Н.А.Северцова, А. Каверзнева и др.

Входной срез

12.09.

6

Семинар «Развитие эволюционных идей  в додарвиновский период»

14.09.

1.2.Дарвинизм. 6 ч.

7

Научные и социально-экономические предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина.

Геологические предпосылки. Достижения в области цитологии и эмбриологии. Успехи селекции в Англии. Теория свободной конкуренции при капитализме. Движение небесных тел по законам механики. О народонаселении (Мальтус). Экспедиционный материал Дарвина.

16.09.

8.

Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе.

Формы искусственного отбора: сознательный и бессознательный. Значение учения об отборе для формирования эволюционных взглядов. Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе.

19.09.

9

Учение Ч.Дарвина о естественном отборе.

Размножение организмов в геометрической прогрессии. Формы борьбы за существование. Межвидовая борьба. Внутривидовая борьба. Борьба с неблагоприятными условиями внешней среды. Причины борьбы за существование.

21.09.

10

Учение Ч.Дарвина о естественном отборе.

Направленность эволюции. Значение эволюционной теории Ч.Дарвина.  Видообразование на основе дивергенции.

23.09.

11

П.р. № 1 «Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора».

26.09.

12

Зачёт № 1 «Учение Ч.Дарвина об эволюции».

28.09.

1.3. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция. 14 ч.

13

Эволюционная роль мутаций.

Значение для эволюции мутагенеза. Источники наследственной изменчивости в популяции. Исследования С.С.Четверикова. Популяционно-генетические закономерности.

30.09.

14

Популяция – структурная единица вида.

Популяция как основная единица эволюции. Движущие силы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор. Изменение частоты встречаемости гена.

03.10.

15

Формы  естественного отбора.

Современные представления о естественном отборе как направляющем факторе эволюции. Формы  естественного отбора – стабилизирующий и движущий. Влияние форм естественного отбора на изменчивость признака у организма.

05.10.

16

П.Р. № 2 «Сравнение процессов  стабилизирующего  и движущего отборов».

07.10.

17

Семинар «Движущие силы эволюции»

10.10.

18

Адаптации организмов к среде обитания и их относительность.

Ж.Б.Ламарк и Ч. Дарвин о приспособленности. Факты приспособленности в мире растений (приспособленность плодов и семян  к распространению, строения цветка к опылению, к среде обитания с недостатком и избытком влаги). Факты приспособленности в мире животных (приспособительное поведение, забота о потомстве, физиологические адаптации). Относительный характер приспособлений.

12.10.

19

Л.Р. № 1 «Выявление приспособленности организмов к среде обитания»

Самостоятельная работа с раздаточным материалом, учебником

14.10.

20

Вид,  критерии вида.

Критерии вида: морфологический, физиологический, генетический, экологический, географический, исторический; репродуктивная изоляция. Биологическая концепция вида.

17.10.

21

Л.Р. № 2 «Морфологический критерий вида»

Самостоятельная работа с раздаточным материалом, учебником

19.10.

22

Видообразование.

Способы видообразования: симпатрическое и аллопатрическое. Генетические механизмы симпатрического видообразования: полиплоидия, гибридизация, хромосомные перестройки. Роль изоляции в процессе видообразования.

21.10.

23

П.Р. № 3 «Сравнение процессов  экологического и географического  видообразования».

24.10.

24

Семинар «Основные положения синтетической теории эволюции»

26.10.

25

Зачёт № 2 «Микроэволюция»

28.10.

1.4. Основные закономерности эволюции. Макроэволюция. 12 ч.

26

Главные направления эволюции.

Понятия «макроэволюция», «биологический прогресс», «биологический регресс»ризнаки биологического прогресса, биологического регресса. Макроэволюция. Направления развития.

07.11.

27

Пути достижения биологического прогресса.

Пути  биологического прогресса. Биологическая роль ароморфозов и идиоадаптаций.  Учение А.Н.Северцова и И.И.Шмальгаузена о главных направлениях эволюции.

09.11.

28

Общие закономерности биологической эволюции.

А.Н.Северцов – продолжатель развития эволюционного учения Ч. Дарвина. Дивергенция как процесс расхождения признаков, возникающих от общего предка. Конвергенция как процесс сходства признаков.  

11.11.

29.

Результаты эволюции.

Современная систематика растений и животных.

14.11.

30.

П.Р. № 4 «Сравнительная характеристика путей и направлений эволюции».

16.11.

31

П.Р. № 5 «Выявление ароморфозов у растений».

18.11.

32

П.Р. № 6 «Выявление идиоадаптаций у растений»

21.11.

33

П.Р. № 7  «Выявление ароморфозов у животных».

23.11.

34

П.Р.№ 8  «Выявление идиоадаптаций у животных»

25.11.

35

Доказательства  эволюции.

Формы эволюции. Условия проявления.

28.11.

36

Правила эволюции.

Правило необратимости эволюции. Правило чередования направлений эволюции.

30.11.

37

Семинар «Основные закономерности эволюции»

02.12.

38

Зачёт № 3 «Макроэволюция»

05.12.

2. Развитие органического мира. 18 ч.

2.1. Основные черты эволюции животного и растительного мира. 8 ч.

39

Развитие жизни в архейской и протерозойской эрах.

Главные эволюционные события: возникновение фотосинтеза, появление полового процесса и многоклеточности.   Эволюционное значение ароморфозов.  Пути эволюционных преобразований – переход к сидячему, ползающему, плавающему образу жизни. Появление многоклеточных животных: губок, кишечнополостных, членистоногих. Почвообразование.

07.12.

40

Развитие жизни в раннем палеозое.

Климатические изменения. Активное горообразование. Главные эволюционные события: кембрия (формирование большинства типов животных, появление скелетных форм), ордовика (разнообразие трилобитов), силура (появление позвоночных – бесчелюстных, появление наземных сосудистых растений, выход членистоногих на сушу).

09.12.

41

Развитие жизни в позднем палеозое.

Климатические изменения. Главные эволюционные события: девона (появление земноводных, господство рыб), карбона (, господство амфибий, развитие споровых растений, возникновение рептилий, возникновение голосеменных), пермского периода (вымирание морских организмов, распространение голосеменных). Ароморфозы у животных и растений. Эволюционные преимущества семенного размножения.

12.12.

42

Развитие жизни в мезозое.

Климатические изменения. Главные эволюционные события: триаса (вымирание папоротников, расцвет голосеменных, происхождение птиц и первых млекопитающих), юрского периода (господство рептилий, происхождение плацентарных млекопитающих), мелового периода (вымирание рептилий, появление покрытосеменных). Ароморфозы млекопитающих, птиц, цветковых растений.

14.12.

43

Развитие жизни в кайнозое.

Климатические изменения. Главные эволюционные события: палеогена (господство млекопитающих, птиц), неогена (появление человекообразных обезьян)

16.12.

44

Геологическая история развития территории нашей местности.

19.12.

45

Семинар «Основные черты эволюции животного и растительного мира»

21.12.

46

Зачёт № 4 «Эволюция животного и растительного мира»

23.12.

2.2. Происхождение человека. 10 ч. 

47

Движущие силы антропосоциогенеза

Положение человека в системе животного мира.

Доказательства происхождения человека от животных: сравнительные, анатомические, эмбриологические. Проявление биогенетического закона.

26.12.

48

Эволюция приматов.

Происхождение человекообразных обезьян и человека от дриопитека. Отличительные признаки австралопитеков.  Особенности строения, связанные с прямохождением.  Образ жизни: собирательство, использование палок, камней. Переход к прямохождению.

28.12.

49

Стадии эволюции человека. Древнейшие люди.

Представители: человек умелый, человек разумный. Особенности строения: формирование центров Брока и Вернике в головном мозге. Образ жизни. Распространение.

30.12.

50

Стадии эволюции человека. Древние люди.

Два пути развития неандертальцев. Особенности строения. Образ жизни. Роль труда в происхождении человека. Распространение.

09.01.

51

Стадии эволюции человека. Первые современные люди.

Особенности строения. Образ жизни. Роль труда в происхождении человека. Распространение.

11.01.

52

Современный этап в эволюции человека.

Человеческие расы.  Отличительные  признаки  человеческих рас. Социальные факторы эволюции.

13.01.

53

П.Р. № 9 «Анализ и оценка гипотез формирования человеческих рас».

16.01.

54

Палеонтологические раскопки поселений предков человека в нашей местности (музей).

18.01.

55

Семинар «Происхождение человека».  

20.01.

56

Зачёт № 5 «Происхождение человека»

23.01.

3.Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии. 35 ч.

3.1. Понятие о биосфере. 8 ч.

57

Биосфера – живая оболочка планеты.

Компоненты и свойства биосферы. Границы Б. и её черты.  Учение о Биосфере.

25.01.

58

Живое вещество, его свойства и функции.

Распределение живого вещества на планете. Функции живого вещества.

27.01.

59

Круговорот воды в природе.

Распределение воды на планете. Роль зелёных растений в круговороте.

30.01.

60

Круговорот углерода.

Роль соединений углерода. Природные источники углекислого газа. Антропогенные источники углекислого газа. Закон биогенной миграции атомов. Биогеохимический цикл углерода. Пути миграции угл. газа.

01.02.

61

Круговорот азота.

Запасы  N в атмосфере. Атмосферная и биологическая фиксация N, синтез нитратов. Роль микроорганизмов в круговоротеN. Биогеохимический цикл N.  Этапы круговорота с участием живых организмов и без их участия.

03.02.

62

Круговорот фосфора и серы.

Природные соединения серы – сульфиды. Роль микроорганизмов в круговороте.  Перевод сульфидной формы в сульфатную. Природные источники фосфора (фосфаты)   и серы (разложение трупов животных и растений). Влияние хозяйственной деятельности на круговорот серы и фосфора.  Биогеохимический цикл фосфора и серы.

13.02.

63

П.Р. № 10 «Составление схем круговорота углерода, кислорода, азота».

15.02.

64

Зачёт № 6. Основы учения  о Биосфере.

17.02.

3.2. Жизнь в сообществах. 4 ч.

65

История формирования сообществ живых организмов.

Причины различий животного и растительного мира: геологическая история материков, изоляция, различие климатических условий в широтном направлении.

20.02.

66

Основные биомы суши.

Биомы Палеоарктической области: тундра, хвойные леса, степи, лиственные леса, жестколиственные леса, пустыни.

Животный  и растительный  мир.

22.02.

67

Л.Р. № 3 «Описание экосистемы своей местности».

24.02.

68

Семинар «Основные биомы суши».

27.02.

3.3. Взаимоотношения организма и среды. 17 ч.

69

Естественные сообщества. Структура естественных сообществ.

Морфологическая структура. Характеристики биогеоценоза.

01.03.

70

Абиотические факторы. Температура.

Воздействие температуры на живые организмы. Адаптация растений и животных к защите от перегрева и охлаждения. Виды адаптаций. Правила Бергмана.

03.03.

71

Абиотические факторы. Свет.

Влияние света на живые организмы. Адаптивные особенности растений. Экологические группы растений. Свет как условие ориентации животных.

06.03.

72

Абиотические факторы. Влажность. Ионизирующее излучение.

Влияние влажности. Адаптация растений и животных к поддерживанию водного баланса. Виды ионизирующих излучений. Воздействие ионизирующего  излучения на живые организмы.

10.03.

73

Пожары как экологический фактор

Пожар — важный экологический фактор: лимитирующий и регулирующий. Классификация пожаров. Характеристика сообществ «пожарного типа».

13.03.

74

Интенсивность действия фактора.

Типы изменений факторов среды. Интенсивность действия абиотических факторов среды в городе и сельской местности.

15.03.

75

Взаимодействие факторов.

Ограничивающее и оптимальное воздействие фактора среды. Правило минимума (Либиха).

17.03.

76

Семинар «Воздействие абиотических факторов на организм».

20.03.

77

Биотические факторы среды.

Организация сообществ. Взаимосвязь организмов. Пространственная структура.

22.03.

78

Цепи питания. Правила экологических пирамид.

Пищевые отношения. Компоненты пищевых цепей. Виды цепей питания. Правило экологической пирамиды биомасс.

24.03.

79

П.Р. № 11  «Составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах (пищевых цепей и сетей)»

03.04.

80

Саморегуляция экосистем.

Существенные и несущественные компоненты экосистем. Причины  нарушения устойчивости экосистемы. Соотношение продуцентов и консументов. Механизм саморегуляции.

05.04.

81

Смена экосистем.

Изменения сообщества в ходе сукцессий. Виды сукцессий. Смена экосистем. Причины. Установление равновесного состояния. Учение климакса.

07.04.

82

П.Р. № 12 «Решение экологических задач»

10.04.

83

Агроэкосистемы.

Примеры агробиоценозов. Отличия агроценоза. Плодородие почвы.

12.04.

84

П.Р. № 13  «Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем»

14.04.

85

Влияние экологических факторов на живые организмы.

Экскурсия

19.04.

3.4.Взаимоотношения между организмами. 6 ч.

86

Формы взаимоотношений. Позитивные отношения.

Формы взаимовыгодного сожительства. Обязательный или временный характер симбиотических отношений. Особенности и эволюционное значение симбиогенеза. Мутуализм и переработка органики.

21.04.

87

Антибиотические отношения. Хищничество.

Проявление и биологическое значение. Математическая модель системы «Хищник – жертва». Периодические колебания численности.

24.04.

88

Паразитизм.

Проявление и биологическое значение. Облигатные и факультативные паразиты. Внутриклеточный паразитизм. Редукция органов пищеварительной системы, органов чувств, конечностей. Усложнение половой системы, органов прикрепления. Специализация и специфичность.

26.04.

89

Конкуренция.

Проявление и биологическое значение. Внутривидовая конкуренция. Межвидовая конкуренция.

28.04.

90

Семинар «Взаимоотношения между организмами».

03.05.

91

Зачёт № 7 «Взаимоотношения организма и среды»

05.05.

4. Биосфера и человек. 8 ч.

4.1. Взаимосвязь природы и общества. Биология охраны природы. 8 ч.

92

Воздействие человека на природу в процессе становления общества.

Влияние на окружающую среду деятельности первобытного человека в эпоху палеолита и неолита. Ноосфера – высший тип управляющей целостности. Взаимосвязь законов природы с законами общества. Развитие учения о ноосфере В.И.Вернадским.

08.05.

93

Природные ресурсы и их использование. Р.К. «Природные ресурсы Ставропольского края»

Неисчерпаемые ресурсы: космические , климатические, водные. Исчерпаемые ресурсы: возобновляемые и невозобновляемые.

Значение природных ресурсов для деятельности человека.

10.05.

94

Загрязнение воздуха, пресных и морских вод.

Причины загрязнение воздуха. Влияние загрязнения воздуха на биоценоз. Влияние на климат парникового эффекта и последствия его действия на живые организмы. Причины загрязнения пресных и морских вод. Влияние загрязнений и хозяйственной деятельности человека в пресных и морских водах на биоценоз.

12.05.

95

Антропогенные изменения почвы. Радиоактивное загрязнение биосферы.

Причины загрязнения почвы. Влияние загрязнения почвы на биоценоз. Источники радиоактивного загрязнения биосферы. Влияние на живые организмы и последствия радиоактивного загрязнения.

15.05.

96

Влияние человека на животный  и растительный  мир.

Прямое и косвенное влияние на изменения природной среды. Меры по охране животного  и растительного  мира.

17.05.

97

Итоговый семинар.

19.05.

98

Охрана природы и перспективы рационального природопользования.

Пути решения экологических проблем. Стратегии развития сельского хозяйства, промышленности, энергетики и борьба с загрязнениями; сохранение природных сообществ.

Обязательный характер мероприятий по охране природы. Принципы рационального природопользования.

22.05.

99

Роль человека в биосфере.

Перспективы развития биологических знаний. Этические аспекты исследований в области биологии и биотехнологии. Роль биологических знаний в XXI веке. Бионика – как наука.

24.05.

Программный материал будет выполнен за счет объединения 2-х уроков темы «Биосфера и человек» и сокращения темы «Повторение» на 4 часа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку по биологии " Класс Птицы"

Использование данной презентации позволяет  учащимся успешно повторить и закрепить   изученный материал, сформировать положительную мотивацию к урокам биологии,  активизировать умс...

Урок биологии "Класс Земноводные", 7 класс

Представляю методическую разработку  урока и презентацию по теме "Класс Земноводные". http://festival.1september.ru/articles/524222/...

Конспект урока по биологии "Класс паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека"

Урок разработан к учебнику В.М.Константинова "Биология. Животные. 7 класс". Изучение нового материала сопровождается применением ИКТ (просмотра анимаций, видеофрагментов), самостоятельной работой в па...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по биологии. Класс 11 класс (профильный)

Количество часов: всего _105  часов; в неделю _3_ часа; Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений по биология для 10-11 классов, авторы: Г.И. Дымшиц, О.В. Са...

Проверочная работа по биологии "Класс Млекопитающие". 7 класс. УМК В.В. Пасечник.

Проверочная работа составлена в двух вариантах и представляет собой набор заданий разных типов....

УУД 10 класс профильПримерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология», класс 10, издательство «Просвещение» )

Примерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология&raqu...

Презентация к року биологии "Класс Птицы", 7,8 класс

В презентации представлен конспект с иллюстрациями по теме "Класс Птицы": отличительные черты класса, покровы, скелет, системы органов, размножение и развитие....