КТП по биологии 10 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (10 класс) на тему

Сергеева Виктория Васильевна

Календарно-тематеческое планирование по биологии 10 класс ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktp_10_bio.doc193.5 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждена приказом

директора МБОУ СОШ № 4

№ ___ от ________________

____________ М.В.Кравцова

Приложение 1

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В 10 КЛАССЕ

НА 2017-2018  УЧ. ГОД

№№

п/п

Дата

Раздел, тема урока

Элементы содержания

Элементы дополнительного содержания

по

плану

по факту

  1. Введение в биологию. 5 ч.

1.1. Предмет и задачи общей биологии.2 часа.

1

02.09.

Предмет и задачи общей биологии.

Биология как наука о живой природе. Отрасли биологии, её связь с другими науками. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании научного мировоззрения.  Методы познания живой природы.

Объект изучения биологии – биологические системы.

Инструктаж по ТБ

2

05.09.

Понятие жизни и уровни её организации.

Уровни организации живой материи. Иерархический принцип построения живой природы.

1.2. Основные свойства живого. Многообразие жизни на Земле. 3 часа.

3

07.09.

Критерии живых систем. Метаболизм.

Общие признаки биологических систем. Обмен веществ в неживой природе и метаболизм.  Понятия: таксис, ассимиляция, диссимиляция, гомеостаз, метаболизм, онтогенез, раздражимость, размножение, рефлекс, филогенез.

4,5

09.09.

12.09.

Критерии живых систем.

Вводный контроль

2. Происхождение и начальные этапы развития жизни  на Земле.  13 ч.

2.1.История представлений о возникновении жизни на Земле. (3 часа)

6

14.09.

История представлений о возникновении жизни

Научные точки зрения на возникновение жизни: абиогенез, биогенез. Религиозная точка зрения. Самозарождение жизни. Креационизм. Взгляды Аристотеля. Опыты Реди, Нидгема. Взгляды Гарвея.

7

16.09.

Работы Пастера.

Экспериментальные доказательства невозможности самозарождения жизни.

8

19.09.

Гипотеза вечности жизни. Материалистические теории.

Доводы в пользу представления о вечности жизни. Теория вечности жизни. Взгляды Прейера, Рихтера. Материалистические теории.

2.2. Предпосылки возникновения жизни на Земле (5 часов)

9

21.09.

Эволюция химических элементов в космическом пространстве.

Предпосылки (космические и планетарные) возникновения жизни абиогенным путём. Синтез биогенных элементов в результате ядерных реакций. Спектроскопия. Образование планетных систем.

10

23.09.

Химические предпосылки возникновения жизни.

Состав первичной атмосферы Земли. Восстановительный характер первичной атмосферы. Образование газов первичной атмосферы Земли. Элементный состав звездного вещества, солнечного вещества.

11

26.09.

Источники энергии и возраст Земли.

Возможные источники энергии для первичной химической эволюции: ядерные реакции, ультрафиолетовое излучение, вулканизм, молнии. Роль источников энергии для химической эволюции.

12

28.09.

Условия среды на древней Земле.

Опыты Миллера и Юри. Условия среды, необходимые для синтеза органических веществ. Вода – необходимое условие для жизни.

13

30.09.

Семинар «Предпосылки возникновения жизни на Земле». П.р. № 1  «Анализ и оценка различных гипотез возникновения жизни на Земле»

2.3.Современные  представления о возникновении жизни на Земле (5 часов)

14

03.10.

Гипотеза происхождения протобиополимеров.

Коацерваты. Экспериментальное получение коацерватных капель. Возможности преодоления низких концентраций.  Коацерватная гипотеза А.И.Опарина, Холдейна. Термическая гипотеза, гипотеза адсорбции. Низкотемпературная гипотеза.

15

05.10.

Эволюция протобионтов.

Роль фотосинтеза в эволюции протобионтов. Возникновение энергетических систем. Становление генетического кода. Появление фотосинтеза.

16

07.10.

Начальные этапы биологической эволюции.

События в биологической эволюции: появление эукариот, многоклеточности, полового процесса. Возникновение растительных и животных клеток. Гипотеза симбиогенеза. Гипотеза гастреи Э Геккеля, фагоцителлы И.И.Мечникова.

17

10.10.

Семинар «Современные  представления о возникновении жизни на Земле»

18

12.10.

Зачёт № 1 «Представления о возникновении жизни на Земле»

Тестирование по разделу «Современные  представления о возникновении жизни на Земле»

3. Учение о клетке. 37 час.

3.1. Введение в цитологию. 1 час.

19

14.10.

Введение в цитологию.

Цитология – наука о клетке. Предмет и задачи цитологии. Клетка – объект изучения цитологии. Методы изучения клетки; световая и электронная микроскопия.

3.2.  Химическая  организация живого вещества. 13 часов.

20

17.10.

Химическая организация клетки. Неорганические вещества.

Химический состав клетки. Микро-, макро-, ультрамикроэлементы. Строение и биологические функции воды и неорганических веществ. Механизм обеспечения буферности. Последствия потери воды для организма. Анабиоз. Реакции гидролиза.

21

19.10.

Органические молекулы – углеводы.

Углеводы живых организмов. Моносахариды (глюкоза, фруктоза, галактоза, рибоза, дезоксирибоза). Дисахариды (сахароза, молочный сахар). Полисахариды (крахмал, гликоген, целлюлоза, хитин).  Строение и функции молекул: строительная, энергетическая, защитная, запасающая. Особенности углеводного состава в растительной и животной клетке. Виды паталогий у человека, вызванные нарушением превращений углеводов в организме. Регуляция глюкозы в крови человека.

22

21.10.

Органические вещества – жиры и липиды.

Липиды живых организмов. Строение и функции молекул: структурная, энергетическая, запасающая, терморегуляция, источник эндогенной воды, регуляторная. Виды липидов: фосфолипиды, гликолипиды, липопротеиды, половые гормоны человека и животных. Нерастворимость в воде. Проникновение алкоголя в клетку. Растительные и животные жиры.

Л.Р. № 2  «Определение крахмала в растительных тканях»

23

24.10.

Биологические полимеры - белки. Строение и свойства.

Строение молекулы белка. Функции белков. Сложная организация молекулы белка: первичная, вторичная, третичная, четвертичная структура. Влияние температуры на активность фермента. Активность в водных растворах. Большой поверхностный заряд. Термолабильность. Образование пептидной связи. Ферментативный катализ. Механизм химического иммунитета.

24

26.10.

Биологические полимеры - белки. Функции.

25

28.10.

Ферменты.

Специфичность ферментов и условия их действия. Зависимость строения и состава белка от их функции.

26

07.11.

Л.Р. № 3  «Ферментативное расщепление пероксида водорода в тканях организма»

27

09.11.

ДНК – биологический полимер.

Молекулы ДНК. Модель Уотсона и Крика. Функции ДНК: хранение наследственной информации, матрица в процессе транскрипции. Комплиментарность. Антипараллельность.  Правило Чаргаффа. Образование суперспирали. Пуриновые и пиримидиновые основания.

28

11.11.

РНК. Генетический код.

Функции РНК: хранение наследственной информации, участие в реакциях матричного синтеза белка, перенос аминокислот, образование рибосом. Виды РНК: транспортная, информационная, рибосомальная. Свойства генетического кода: триплетность, вырожденность, однозначность.

29

14.11.

Редупликация ДНК.

Механизм редупликации молекулы ДНК.

30

16.11.

АТФ.

Молекулы АТФ. Функции АТФ. Строение.

31

18.11.

Семинар «Органические вещества клетки».

32

21.11.

Зачёт № 2 «Химическая организация клетки»

3.3.Строение и функции  прокариотической клетки. 1 час.

33

23.11.

Прокариотическая клетка.

Бактерии и сине-зелёные водоросли. Строение и жизнедеятельность. Уровни клеточной организации: прокариотический и эукариотический. Значение прокариот в биоценозе. Разнообразие по строению и особенностям жизнедеятельности. Особенности обмена веществ. Механизм спорообразования.

3.4. Структурно-функциональная организация клеток эукариот. 8 часов.

34

25.11.

Эукариотическая клетка. Наружная цитоплазматическая  мембрана.

Наружная цитоплазматическая  мембрана. Функции: рецепторная, транспортная, межклеточные контакты. Жидкостномозаичная модель строения. Химический состав наружной цитоплазматической  мембраны. Трёхслойное строение. Мембранный транспорт: диффузия, проникновение, облегчённый транспорт, активный транспорт. Механизм пиноцитоза, фагоцитоза. Цикл внутриклеточного  пищеварения.

Л.Р.  «Плазмолиз и деплазмолиз в растительной клетке»

35

36

28.11.30.11.

Органоиды эукариотической клетки.

Цитоплазма. Мембранные (ЭПС, комплекс Гольджи, лизосомы, митохондрии) и немембранные компоненты (рибосомы, клеточный центр, цитоскелет). Виды ЭПС. Особенности строения митохондрий, рибосом. Элементы клеточного центра. Функции органоидов.

37

02.12.

Особенности строения растительной клетки.

Особенности строения растительной клетки: клеточная оболочка, пластиды, система вакуолей. Виды пластид. Строение хлоропластов.

38

05.12.

Клеточное ядро.

Строение ядра. Функции структурных компонентов ядра.

39

07.12.

Строение и функции хромосом.

Химический состав, строение и функции хромосом. Диплоидный набор хромосом в соматических клетках. Гаплоидный в половых клетках.

40

09.12.

Л/р № 4 «Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом»

41

12.12.

Зачёт № 3 «Структурно-функциональная организация клетки»

3.5. Обмен веществ в клетке – метаболизм. 9 часов.

42

43

14.12.16.12.

Анаболизм.

Матричный характер реакций биосинтеза. Роль ДНК, и-РНК, т-РНК, АТФ в синтезе белка. Этапы транскрипции. Этапы трансляции. Биосинтез белка.  

44

19.12.

П.Р. № 1 Решение задач по теме «Биосинтез белка»

45

46

21.12.

23.12.

Энергетический обмен веществ.

Молекулы АТФ. Строение и функции. Локализация специфических ферментов в мембранах митохондрий. Роль лизосом в подготовительном этапе. Потребность живых организмов в кислороде. Этапы энергетического обмена.

47

26.12.

Автотрофный тип обмена веществ.

Локализация специфических ферментов в мембранах хлоропластов. Особенности организации тилакоидов. Свет – источник энергии для реакций. Биологическое и экологическое значение фотосинтеза. Световые и темновые реакции фотосинтеза.

48

28.12.

Хемосинтез.

Серобактерии, нитрифицирующие бактерии, водородные бактерии. Энергия окислительно-восстановительных реакций. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле.

49

30.12.

Семинар «Обмен веществ и энергии».

50

09.01.

Зачёт № 4 «Метаболизм»

3.6. Жизненный цикл клеток. 2 часа.

51

11.01.

Жизненный цикл клетки.

Роль интерфазы в жизненном цикле. Изменение кол-ва ДНК  в различные периоды жизненного цикла. Продолжительность жизненного цикла. Подготовка к митозу. Редупликация, синтез РНК, белков-ферментов, синтез АТФ, удвоение центриолей..

52

13.01.

Митоз.

Биологическое значение митоза. Стадии митоза. Изменения ядра, клеточного центра на различных стадиях митоза.

Л.Р. № 5  «Митоз в клетках корешка лука»

3.7. Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги. 2 часа.

53

54

16.01.

18.01.

Неклеточные формы жизни. Вирусы.

Вирусы и бактериофаги. Химический состав. Строение. Особенности генома вирусов. Виды вирусов, содержащих ДНК и РНК. Меры профилактики вирусных заболеваний. Значение бактериофагов. Жизненный цикл.

55

20.01.

Клеточная теория строения организмов.

М. Шлейден и Т.Шванн – основоположники клеточной теории. Роль клеточной теории в формировании естественно-научной картины мира. Положения клеточной теории.

4. Размножение организмов. 7 часов.

4.1. Бесполое размножение растений и животных. 2 часа.

56

23.01.

Бесполое размножение.

Размножение – свойство живых организмов. Особенности бесполого размножения. Причины генетического разнообразия при бесполом размножении. Роль в природе.  Способы бесполого размножения.

57

25.01.

Вегетативное размножение.

Вегетативное размножение у растений и животных. Распространение в природе и сельском хозяйстве.

4.2. Половое размножение. 5 часов.

58

27.01.

Половое размножение.

Приспособления у обоеполых растений или  животных для предотвращения самооплодотворения.  Особенности полового размножения и его биологическая роль. Виды оплодотворения. Приспособления организмов.

59

30.01.

Развитие половых клеток.

Половые клетки – яйцеклетка и сперматозоид. Особенности продолжительности репродуктивного периода у разных полов. Гаметогенез. Стадии развития половых клеток.

60

01.02.

Мейоз.

Биологическое значение. Типы кроссинговера. Деление половых клеток. Фазы.

61

03.02.

Семинар «Размножение организмов».

62

13.02.

Зачёт № 5 «Размножение организмов»

5. Индивидуальное развитие организмов. 14 часов.

5.1. Эмбриональное развитие животных. 4 часа.

63

15.02.

Краткие исторические сведения.

Биогенетический закон. Учение о зародышевых листках А.О.Ковалевского. периоды онтогенеза.

64

17.02.

Эмбриональный период развития.

Бластула, строение. Особенности строения клеток бластулы. Митотическое деление во время дробления. Биологическое значение.

65

20.02.

Эмбриогенез: гаструляция и органогенез.

Гаструла, зародышевые листки. Механизм  гаструляции и органогенеза. Дифференцирование клеток. Эмбриональная индукция.

66

22.02.

Семинар «Эмбриональное развитие животных».

5.2. Постэмбриональное развитие. 2 часа.

67

68

24.02.

27.02.

Постэмбриональный период.

Периоды постэмбрионального развития. Изменения в дорепродуктивном периоде у животных: интенсивный рост и половое созревание. Биологический смысл развития с метаморфозом. Биология продолжительности  жизни. Определённый и неопределённый рост.   Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Стадии  развития с метаморфозом. Прямое развитие.

5.3. Онтогенез растений. 4 часа.

69

01.03.

Жизненный цикл и чередование поколений у водорослей.

Зависимость преобладания типа размножения от условий окружающей среды. Особенности гаметофита. Особенности спорофита. Развитие и размножение водорослей. Стадии.

70

03.03.

Жизненный цикл и чередование поколений у высших споровых растений.

Зависимость оплодотворения от наличия влаги. Преобладание гаметофита над спорофитом у мхов.  Преобладание спорофита над гаметофитом у папоротников. Отличия в строении спорофита и гаметофита. Жизненный цикл высших споровых растений.

71

06.03.

Жизненный цикл и чередование поколений у голосеменных.

Редукция гаметофита. Появление органа размножения -семени. Биологическое значение появления семян. Ветроопыляемые растения. Развитие и размножение.

72

10.03.

Жизненный цикл и чередование поколений у цветковых растений.

Преимущество двойного оплодотворения. Редукция гаметофита. Жизненный цикл.

5.4. Общие закономерности онтогенеза. 1 час.

73

13.03.

Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция.

Дополнение к биогенетическому закону А.Н.Северцева. последствия изменений на ранних и поздних этапах развития. Единство происхождения животного мира. Онтогенез.

5.5. Развитие организма и окружающая среда. 3 часа.

74

75

15.03.

17.03.

Развитие организмов и окружающая среда.

Критические периоды в развитии эмбриона. Факторы внешней среды, влияющие на развитие. Гигиенические мероприятия, обеспечивающие нормальное эмбриональное развитие человека. Природные механизмы, снижающие интенсивность влияния на стадии развития организма. Регуляция нервной и эндокринной систем.

76

20.03.

Зачёт № 6 «Индивидуальное развитие организмов»

Сообщения по истории генетики

6. Основы генетики и селекции.  25 часов.

6.1. История представлений о наследственности и изменчивости. 2 часа.

77

22.03.

Основные генетические понятия.

Основные генетические понятия. Генотип - как результат взаимодействия генов.

78

24.03.

Генетические методы исследований.

Молекулярно-генетический уровень проявления признака. Строение гена эукариот.  Организация генома. Гибридологический, цитогенетический, генеалогический, близнецовый методы.

Сообщение о Г.Менделе

6.2. Основные закономерности наследственности. 13 часов.

79

03.04.

Первый закон Менделя.

Гибридологический метод изучения наследственности. Условия проявления полного доминирования. Закон  единообразия.

80

05.04.

Второй  закон Менделя.

Цитологические основы моногибридного скрещивания. Расщепление по генотипу и фенотипу. Условия проявления рецессивного признака. Число гамет, несущих разные аллели одинаково.  Закон расщепления. Гипотеза чистоты гамет.

81

07.04.

Неполное доминирование. Множественный аллелизм.

Наследование окраски венчика ночной красавицы. Особенности расщепления по генотипу и фенотипу. Промежуточное проявление признака при гетерозиготности генотипа. Множественный аллелизм . механизм неполного доминирования.

82

10.04.

Анализирующее скрещивание.

Условия проявления анализирующего скрещивания.  Особенности расщепления по генотипу и фенотипу. Практическое значение. Механизм анализирующего скрещивания.

83

12.04.

Дигибридное и полигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.

Цитологические основы проявления третьего  закона  Менделя.

 Условия выполнения третьего  закона  Менделя. Особенности расщепления по генотипу и фенотипу. Закон независимого комбинирования.

84

14.04.

П.Р. № 2 «Решение генетических задач на моно- и дигибридное скрещивание»

85

19.04.

Хромосомная теория наследственности.

Цитологические основы проявления   закона сцепленного наследования. Условия проявления закона сцепленного наследования. Хромосомная теория наследственности.

86

21.04.

П.Р. № 3 «Решение генетических задач на сцепленное наследование».

87

24.04.

Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.

Особенности наследования признаков, сцепленных с полом.  Практическое значение знаний о сцепленном с полом наследовании для человека.  Хромосомное определение пола.

88

26.04.

П.Р. № 4  «Решение генетических задач на сцепленное с полом наследование».

89

28.04.

Генотип – как целостная система. Взаимодействие генов.

Особенности наследования качественных и количественных признаков. Использование явления гетерозиса в практике сельского хозяйства. Взаимодействие аллельных (доминирование, неполное доминирование, кодоминирование и сверхдоминирование) и неаллельных (комплементарность, эпистаз и полимерия) генов в определении признаков.

90

03.05.

П.Р. № 5 «Решение генетических задач на взаимодействие генов».

91

05.05.

Семинар «Основные закономерности наследственности».

6.3. Основные закономерности изменчивости. 5 часов.

92

08.05.

Наследственная (генотипическая) изменчивость

Биологическое значение. Образование уникальных генотипов. Источники комбинативной изменчивости. Уровни возникновения комбинаций генов.

93

10.05.

Мутации.

Классификация мутаций. Причины мутаций. Последствия влияния на организм. Мутагенез.

94

12.05.

Фенотипическая изменчивость.

Свойства модификаций: определенность условиями среды, направленность, групповой характер, ненаследуемость. Причины модификаций. Представления Дарвина о ненаследственной изменчивости среды.

95

15.05.

Л.р. № 6 «Выявление изменчивости у особей одного вида и построение вариационной кривой».

96

17.05.

Итоговый семинар.

6.4. Генетика человека. 3 часа.

97

19.05.

Методы изучения генетики человека.

Методы изучения наследственности человека: генеалогический, близнецовый цитологический.

98

22.05.

Наследственные заболевания и их предупреждение.

Хромосомные аномалии человека. Меры профилактики наследственных заболеваний человека. Диагностика и лечение наследственных аномалий обмена веществ.

Л.Р.№ 8 «Составление родословных»

99

24.05.

Семинар «Основные закономерности изменчивости».

6.5.Селекция животных, растений и микроорганизмов. 2 часа.

100

26.05.

Создание пород животных и сортов растений.

Цели и задачи селекции. Учение о центрах происхождения и многообразия культурных растений.

101

29.05.

Методы селекции растений, животных и микроорганизмов.

Виды отбора (индивидуальный и массовый). Типы скрещивания. Отдалённая гибридизация у растений и животных. Искусственный мутагенез. Современные методы селекции. Этические аспекты развития исследований биотехнологии.

Программный материал будет выполнен за счет сокращения темы «Повторение» на 4  часа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку по биологии " Класс Птицы"

Использование данной презентации позволяет  учащимся успешно повторить и закрепить   изученный материал, сформировать положительную мотивацию к урокам биологии,  активизировать умс...

Урок биологии "Класс Земноводные", 7 класс

Представляю методическую разработку  урока и презентацию по теме "Класс Земноводные". http://festival.1september.ru/articles/524222/...

Конспект урока по биологии "Класс паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека"

Урок разработан к учебнику В.М.Константинова "Биология. Животные. 7 класс". Изучение нового материала сопровождается применением ИКТ (просмотра анимаций, видеофрагментов), самостоятельной работой в па...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по биологии. Класс 11 класс (профильный)

Количество часов: всего _105  часов; в неделю _3_ часа; Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений по биология для 10-11 классов, авторы: Г.И. Дымшиц, О.В. Са...

Проверочная работа по биологии "Класс Млекопитающие". 7 класс. УМК В.В. Пасечник.

Проверочная работа составлена в двух вариантах и представляет собой набор заданий разных типов....

УУД 10 класс профильПримерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология», класс 10, издательство «Просвещение» )

Примерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология&raqu...

Презентация к року биологии "Класс Птицы", 7,8 класс

В презентации представлен конспект с иллюстрациями по теме "Класс Птицы": отличительные черты класса, покровы, скелет, системы органов, размножение и развитие....